Д. Фонвизин - «сатиры смелый властелин

Класс: 8

Оборудование:

  • портрет Д.И. Фонвизина;
  • аншлаги: “Сатиры смелый властелин…”, “Денис Иванович Фонвизин”, “Судьба Фонвизина”, “Литературная деятельность Фонвизина”, “Образы”, “Идейное содержание”, “Мастерство Фонвизина – писателя”;
  • карточки разной формы и цвета.

Ход урока

I. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли “Сатиры смелым властелином”. Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором – три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков – на обороте номер (кружочки одного цвета).

Примечание:

Команды равносильные.

За дополнительные ответы можно начислять баллы.

5,10 и 20 – это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.

II. Литературная игра

I тур. “Сатиры смелый властелин…”

1. Фамилия няни и её мужа. (5 баллов)

(“Шумиловы.”)

2. Что сказал Фонвизин о Ломоносове после их встречи? (10 баллов)

“То был бессмертный Ломоносов!”.

3. Что послужило началом увлечению Фонвизина драматургией? (20 баллов)

Впечатление от Петербургского театра.

Из какого произведения Фонвизина, что щенок не обязан респектовать того пса, кто был его отцом. (5 баллов)

(“Бригадир”).

2. Как полностью называется послание к Шумилову? (10 баллов)

“Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”

3. Как А.С.Пушкин назвал Фонвизина? (20 баллов)

…смелый властилин сатиры

Чтение 1-5 явлений первого действия “Недоросля” в лицах.

II тур. Комедия “Недоросль”

1. Основные черты Простаковой как помещицы и матери. (20 баллов)

Простакова как помещица. Бранит Тришку, обещает его наказать. Хочет поучиться у брата, как лучше обирать крестьян, так как всё, что у них было, она уже отобрала. Целыми днями дерётся и бранится со слугами. Бранит Еремеевну за плохую заботу о Митрофане.

Считает, что крепостные не имеют пава хворать (“Лежит, как будто благородная!”)

Хочет всех слуг прибить до смерти за неудачу с похищением Софьи.

Еремеевна в ужасе от того, что Простакова очнётся и примется опять за старое.

Простакова как мать заботится о сыне: шьёт ему новый кафтан “к дядиному сговору”, велит Еремеевне его лучше покормить, считает его своим утешением, единственной отрадой и заботой, предлагает ему порезвиться. Узнав, что Софья – богатая наследница, хочет его женить на Софье. Считает, что выводит его в люди, обучая наукам при помощи Кутейкина, Цифиркина, Вральмана

2. Характеристика Митрофана. (10 баллов)

По-гречески - являющий мать, т.е. подобный матери, порождённый ею. Злобен, дик, жаден, ограничен. Если в первых сценах перед нами просто “недоросль”, который, кроме голубей и подовых пирогов, не видит никаких иных удовольствий, то дальше этот образ раскрывается Фонвизиным со всей остротой и сатирической силой. Слова Митрофана “Не хочу учиться, а хочу жениться” воспринимаются нами как основа всей его жизненной философии, философии дикого самодура. Сцена драки выявляет его тупость; угрозы Еремеевне и учителям показывают его крепостническое, эксплуататорское нутро, а сцены ученья и экзамена обличают его полное невежество и тупость. Наконец, последняя сцена, в которой показана Фонвизиным чёрная неблагодарность Митрофана по отношению к матери, завершает его характеристику как человека, жестокостью и аморальностью перещеголявшего “злонравную” мать. Митрофан не только злой болван, он унаследовал от матери и её примитивную хитрость, и умение притворяться и лгать (сцена рассказа о сне, в котором Простакова бьёт мужа, сцена встречи Стародума), и её манеру разговаривать.

3. Чьи мысли выражает Стародум? (5 баллов)

1. Яркий представитель простого народа. (5 баллов)

В речи Еремеевны видна холопская забитость и униженность; напевные её интонации построены на ласкательных народных словечках (булочки, кувшинец, голубушка, выкушать и др.), сочетающихся с вульгаризмами (вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка, что придаёт характерность её фигуре.

2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)

(“Вот злонравия достойные плоды,” - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по – своему все – таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни “злонравия” в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)

3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)

(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам, она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников – Правдиными, карьеристов военных – Милонами, скверных помещиков – хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)

1. В чём можно видеть особенности композиции в комедии?? (5 баллов)

Три единства, деление героев на положительных и отрицательных, фамилии действующих лиц, схематизм отдельных образов -самого Простакова, Милона, Софьи.

2. Какие композиционные приёмы вносят искусственность в развитие действия? (10 баллов)

Вмешательство внешних, механических факторов: письмо, случайные встречи, проект опеки.

3. Слог Фонвизина (20 баллов)

В основном это разговорный язык, полный идеоматических выражений (лих не чаю; грамоте не умеют), просторечия (ввечеру, рохля, харя, зацепы, востры, лаяться, буркалы и пр.), своеобразие форм (така дрянь, здешни господа, смотри-ка, нужно-таки), поговорок, пословиц (концы в воду; суженого конём не объедешь), инверсий(ба, так я вижу, что сегодня сговору-то вряд и быть ли), разговорных интонаций (не трудись попустому, мой друг).Язык этот обычно организован в форме живых диалогов, и основной функцией его является психологическая характеристика. Положительные герои наделены книжным языком, которым в конце 18 века говорило высшее дворянское общество. Реплики действующих лиц, ровно и их диалоги, сценичны, они предполагают выразительную мимику, движения, напоминая своей весёлостью, комизмом (драка учителей) русские народные интермедии (Петрушку).

Сценка (явление3-4 второго действия)

III тур. “Торги” (между двумя капитанами: третья команда, набравшая меньшее количество очков, выбывает)

Первым начинает торги капитан команды, набравшей большее количество баллов. Учитель задаёт вопрос. Капитан говорит: “Я угадаю это слово с трёх букв…” Второй капитан либо соглашается, либо продолжает торги: “А я угадаю это слово с двух букв…”. Самая высокая цена: одна буква. Учитель открывает нужное количество букв – капитан отвечает. Если ответ верный, то он начинает следующие торги. Если нет – ход переходит к другому капитану.

Какое отчество было у Цифиркина? (Пафнутьич)

Как звали скотницу в имении Простаковой? (Хавронья)

Какая фамилия была у матери Простаковой? (Приплодиных)

Как звали дядю Милона? (Честан)

Побеждает капитан, ответивший на большее количество вопросов.

Чтение в лицах явления 7-9 третьего действия

Суперигра. “Угадай персонаж”

(Если победивший капитан хочет выиграть приз, например, книгу, то он соглашается на суперигру: нужно ответить на все десять вопросов.)

Кому принадлежат слова: “При твоих глазах мои ничего не видят”? (Простакову)

Кто говорит: “Я всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”? (Скотинин)

“Век живи, век учись, друг мой сердешный”? (Простакова)

“Тиранствовать никто не волен”? (Правдин)

“Не хочу учиться, а хочу жениться”? (Митрофан)

“Начинаются чины, перестаёт искренность”? (Стародум)

Кому казалось, что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Вральману)

Кому платили “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”? (Еремеевне)

Кому из персонажей на его заявлении написали: “От всякого ученья уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами”? (Кутейкну)

Кто задаёт вопрос: “Кто же остережёт человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?”?

III. Подведение итогов урока.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. С. Пушкин

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. "Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая", - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивдыми литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги дворецкого, дворецкие господ,

Друг друга господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей "благородного сословия". Так, в комедии "Бригадир" он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого невежества и произвола поместных дворян представлена в "Письмах к Фалалею". По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в "Рассуждении о непременных государственных законах". Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что "...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...", давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - "не ввела в государстве своем правила непременные", без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Оборудование: портрет Д. И. Фонвизина;

Аншлаги: "Сатиры смелый властелин...", "Денис Иванович Фонвизин", "Судьба Фонвизина", "Литературная деятельность Фонвизина", "Образы", "Идейное содержание", "Мастерство Фонвизина - писателя";

Карточки разной формы и цвета.

Приложение

Ход урока

I. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли "Сатиры смелым властелином". Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором - три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков - на обороте номер (кружочки одного цвета).

Примечание:

Команды равносильные.

За дополнительные ответы можно начислять баллы.

5,10 и 20 - это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.

II. Литературная игра

I тур. "Сатиры смелый властелин..."

1. Как определил Фонвизин девиз своей жизни? (5 баллов)

("Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.")

2. Как называется стихотворение, которое Пушкин посвятил Фонвизину? Прочтите строки из этого стихотворения. (10 баллов)

"Тень Фонвизина".

То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис - невежде бич и страх!

3. В чём проявилось большое гражданское мужество писателя? (20 баллов)

(Фонвизин жил и творил в 18 веке, в эпоху утверждения самодержавия, полного закрепощения крестьянства, которое полностью завершилось при Екатерине II. Екатерина II, хотя и выступала за просвещение, поступки её были противоречивы. Пушкин в короткой заметке показал истинную сущность царского либерализма. Он пишет: "Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шишковского в темницу, где находился до самой её смерти. Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами. Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность".

Уроки, которые преподал Фонвизин Екатерине II в "Недоросле" и "Придворной грамматике", где он обличает порочность отношений при дворе, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя. Судьба Фонвизина была незавидной. Явная враждебность Екатерины II к Фонвизину не только затрудняют его служебную деятельность, но и заставляют отказываться от многих литературных замыслов, от издания журнала. Ему запрещают печататься.

Тяжелое заболевание и преждевременная смерть оборвали его работу над автобиографическим сочинением "Чистосердечное признание в делах и помышлениях" и комедией "Выбор гувернёра".)

1. Из какого произведения Фонвизина эти рассуждения: "Число - это счёт, за сколько подлостей сколько милостей достать можно", "Падеж - это наклонение сильных к наглости, а бессильных - к подлости"? (5 баллов)

("Придворная грамматика").

2. Назовите первое крупное произведение Фонвизина. Что в нём высмеивается? (10 баллов)

(Комедия "Бригадир" высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому. Комедия осуждает рабское подражание моде, которая властвует, когда нет культуры).

3. О чём спорил с императрицей Фонвизин на страницах журнала "Собеседник любителей российского слова"? (20 баллов)

(Он предлагал ей от имени вымышленного Некопейкова язвительный вопрос: "Отчего в век законодательный у нас никто в сей части не помышляет отличиться?" или " Отчего в прежние времена шуты и балагуры чинов не имели, а теперь имеют, и большие?", "Отчего у нас не стыдно не делать ничего?" и др. Екатерина II знала, кому отвечает, когда раздраженно писала: "Сей вопрос родился от свободоязычия...")

Литературная пауза.

Монолог Стародума (читает подготовленный ученик).

II тур. Комедия "Недоросль".

1. Кто является центральным персонажем комедии? Докажите (20 баллов)

(Простакова ведёт действие, она в центре всех событий, из-за неё возникают постоянные стычки, столкновения. Если попробовать мысленно удалить её из "Недоросля" - и всё произведение разрушится.

И если как человек она у нас симпатий не вызывает, а, скорей, наоборот, то как художественное достижение Фонвизина - это первый шаг к созданию реалистического образа. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством; госпожа Простакова не только злая, жестокая (в обращении с крепостными), невежественная, она к тому же хитрая, лицемерная, расчетливая, предприимчивая (в сценах сватовства Софьи). В сцене, когда Митрофан грубо отталкивает мать, она падает в обморок, и это у нас вызывает даже сочувствие.

Фонвизину удалось нарисовать яркий правдивый образ, жизненный характер.)

2. Смешон или страшен Митрофанушка? (10 баллов)

(Автор часто ставит героя в комическое положение (обжорство Митрофана, драка с дядей, сцена экзамена), смешны его слова "не хочу учиться, хочу жениться". Но сущность Митрофанушки совсем не смешна: он грубый, невежественный, лицемерный приспособленец. Не вызывает смеха его отношение к Еремеевне, к учителям, наплевательское отношение к матери. Он мгновенно готов к расправе над людьми. (Его реплика "За людей приниматься!" значит - чинить расправу над людьми). Страшно то, что растёт деспот, жестокий крепостник, похожий на своих родственников: на своего дядю Скотинина - увлечением свиньями, на свою бесчеловечную мать - грубостью, жестокостью и невежеством. Не случайно у него имя Митрофан, что в переводе с греческого означает "подобный матери". Фонвизин показывает, что его таким сформировала среда, в которой он живёт).

3. Почему одного из главных положительных персонажей зовут Стародум? (5 баллов)

(Устами Стародума Фонвизин высказывает свою точку зрения на вещи и мнение просвещенцев. А Стародум получил своё название от слов "по - старому думать". Фонвизин преклоняется перед временем Петра I: "Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, что всякий считал себя за многих".)

1. Привести пример растлевающего воздействия на крестьян крепостного права. (5 баллов)

(Образ Еремеевны. Она потеряла человеческое достоинство и настолько рабски предана своим господам, что забывает об опасности, грозящей ей, защищая Митрофана от Скотинина.)

2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)

("Вот злонравия достойные плоды," - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по - своему все - таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни "злонравия" в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)

3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)

(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть "государем великим", который есть "государь премудрый". Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников - Правдиными, карьеристов военных - Милонами, скверных помещиков - хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)

1. В чём заключается приём самохарактеристики героев? (5 баллов)

(Действующие лица сами обличают себя, говоря о своём поведении как о чём - то естественном и нормальном. Так Простакова говорит о себе: "С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже отобрать не можем. Такая беда!" И мы представляем уже, как живётся другим крестьянам в деревнях, принадлежащих Простаковым и Скотининым.)

(Фонвизин ввёл в свои художественные произведения просторечные бытовые слова, эле...

Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).

Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время.

Цели данного мероприятия:

1)обобщение знаний учащихся о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;

2)умение выделять положительные черты в характерах отрицательных героев;

3) вырабатывать творческий подход к выполнению заданий;

4) развивать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Так как мероприятие носит внеурочный характер, то оно не ограничено временными рамками. Поэтому школьники работают столько времени, сколько им необходимо.

В мероприятии принимал участие 8 в класс МБОУ гимназии №3 г. Грязи.

Особенности класса: в классе обучается 27 учеников.

Ребята 8 в класса принимают активное участие во всех проводимых внеклассных мероприятиях, проявляют творческий подход к выполнению заданий.

На внеклассном мероприятии по литературе выполняли различные формы работы: индивидуальная подготовка учащихся, творческие задания, работа в группах, коллективная работа в классе.
Оборудование, используемое при проведении мероприятия:

· компьютер,

· мультимедийный проектор,

Наглядный материал:

· компьютерная презентация,

· рисунки

Реквизит: костюмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный этап фестиваля

«Литературный венок России»

Внеклассное мероприятие по литературе

в 8классе

«Сатиры смелый властелин»

(к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Подготовила: Солодухина

Светлана

Васильевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ гимназии №3

г. Грязи

г. Грязи

2015г

Цель мероприятия: Обобщить знания учащихся о комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
  • Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.
  • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  • Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы работы :

  • Работа с текстом
  • Групповая работа
  • Дискуссия
  • Коллективная работа учителя с классом
  • Индивидуальная работа

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение критическому мышлению
  • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
  • Диалоговая технология
  • Информационная (компьютерная) технология.

Ход урока:

"Имей сердце, имей душу,

и будешь человек на всякое время"

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе « Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль). В 2015 г 14 апреля великому русскому писателю исполнилось 270 (двести семьдесят лет) со дня рождения.

Сообщение ученика о творчестве Д. И.Фонвизина, сопровождаемое презентацией (индивидуальное задание)

Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию ««Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина.

Сегодня мы с вами обобщим знания о комедии. Вспомним ещё раз её автора и героев.

У нас будет немного необычный урок. Ребята, вы будете выполнять разные задания: кто – то будет работать в группах, кто – то индивидуально, а кто – то выполнял иллюстрации, готовил костюмы, а кто – то будет работать сразу в классе.

Эпиграфом к уроку будут слова:

"Имей сердце, имей душу,

И будешь человек на всякое время".

Кто из героев произносит эти слова?

Как вы их понимаете?

  1. Инсценировка эпизодов

Ребята, артисты из нашего класса, приготовили нам инсценировки эпизодов комедии. Давайте дадим им слово.

Итак, действие 1, явление 1, 2, 3, 4 . «Утро в доме Простаковой»

Выступает 1 группа учащихся

Каким же предстаёт утро в доме госпожи Простаковой?

Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент для инсценировки?

А мы приглашаем следующих артистов.

Выступает 2 группа, действие 4 явление 8 «Проверка знаний Митрофанушки!» Учителя Митрофанушки

Ребята, почему вы выбрали для инсценировки этот эпизод? Аргументируйте ответ.

Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.

Кто учителя Митрофанушки?

- Кого могут воспитать такие невежественные учителя?

Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился)

  1. Беседа с учащимися

- Какие же проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время?

Предполагаемые ответы

В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.

  1. Проблема воспитания

Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.

2) Проблема образования

Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.

Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.

Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.

3) Проблема нравственности

ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.

Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.

Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?

(на отрицательных и положительных.)

Кто относится к положительным героям? (Стародум, Правдин, Софья, Милон).

Благодаря им мы ещё ярче видим отрицательные качества других героев.

Кто же они?

Кто относится к отрицательным героям?

Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии)

Но ведь, ребята, эпиграфом к нашему мероприятию являются слова Стародума « Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время».

Конечно, герои у нас как были отрицательными, так и остались, Фонвизин не случайно сделал свою комедию обличительной. Но хоть герои и отрицательные, но и в них есть что – то хорошее, не может быть человек на 100% плохим. Давайте найдём что – то хорошее в этих героях?

  1. Групповые задания

Игра «Ромашка» (Приложение 1).

Работа ведется по 4 группам, каждая вытягивает лепесток и выполняет задание.

1группа (госпожа Простакова)

2 группа (господин Простаков)

3 группа (Скотинин)

4 группа (Митрофанушка)

Выступление групп

Вывод.

Но для того, чтобы разглядеть в человеке положительные качества, мы с вами потратили гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".

Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт?

А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться положительные черты.

Какую же ситуацию имел в виду Фонвизин? (отмена крепостного права )

Ну а теперь давайте отгадаем цитаты из комедии. (Приложение 2).

Каждая команда получает карточки с вопросами и готовится отвечать. (Приложение 3).

Словарная работа (карточки со словами из комедии) (Приложение 4)

  1. Подведение итогов.

Индивидуальное задание.

Написать письмо Митрофанушке от его сверстников 21 века. Что бы вы хотели ему пожелать в будущем?

по проведению литературного мероприятия

Основной задачей школьного образования является умение учиться, а деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся вместе с осуществлением последующей рефлексией. Ориентируясь на поставленные задачи, мною была выбрана групповая форма работы, где деятельность ученика заключается в умении организовать свою осмысленную деятельность, а задача учителя - формировать учебную мотивацию, разработать алгоритм обучения.

Для проведения литературного мероприятия «Сатиры смелый властелин» ребята заранее делятся на 4 творческие группы. Проводится предварительная подготовка: обучающиеся готовят иллюстрации к произведению, костюмы, выполняют индивидуальные задания.

Приложение 1

I группа (г-жа Простакова)

Кто виноват в том, что г-жа Простакова необразованна? (Только ли она одна в этом виновата?)

Как поступила г-жа Простакова с Софьей, когда она осталась сиротой?

Присутствуют ли у г-жи Простаковой черты лидера? (Если бы она была по-другому воспитана, могла бы она стать хорошим лидером?)

II группа (г-н Простаков)

Есть ли у г-н Простакова положительные качества?(Ведь можно одно и тоже качество характера охарактеризовать по-разному: можно сказать, что человек безвольный, а с другой - добросовестный, т.е. хорошо выполняет указания; молчаливый - не говорит лишнего и т.д.)

Всегда ли г-н Простаков соглашается со своей женой? Что он говорит о Софье? (действие I, явление V) Признает ли он хоть иногда свои ошибки?

III группа (Митрофанушка)

Кто виноват в том, что Митрофанушка необразован? (Только ли он один в этом виноват?)

Можно ли назвать Митрофанушку глупым? Какие поступки указывают на то, что он находчив, сообразителен, догадлив?

Есть ли надежда на то, что после службы Митрофанушка изменится?

IV группа (Скотинин)

Какие положительные качества можно выделить у Скотинина? (действие I, явление V) (Для справок: челоби́тная - прошение, заявление, жалоба)

Как он относится к Митрофанушке? Есть ли в нем зачатки хорошего?

Есть ли надежда на то, что Скотинин, получив урок, изменится? (Найдите последние слова Скотинина, действие V, явление IV. Спорит ли Скотинин с Правдиным?)

Приложение 2

Игра «По высказыванию узнай героя».

  1. « А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?» (Простакова)
  2. «Эта дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.» (Митрофан)
  3. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что мой сын.» (Простаков)
  4. «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила» (Софья)
  5. «Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете.» (Софья)
  6. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Надеюсь положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры» (Правдин).
  7. «Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я своих поросят завести хочу. Меня не проведешь.» (Скотинин) 8. « Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю» (Еремеевна)

Приложение 3

Вопросы для 1 группы

  1. Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.
  2. Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.(Драма)
  3. Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы». (Стародум)
  4. Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько» .
  5. В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде. (Юмор)

Вопросы для 2 группы

  1. Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.(Ремарка)
  2. Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II. (Стародум)
  3. Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». (Правдин)
  4. Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха. (Сарказм)
  5. Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.
  6. Нянька Митрофана.
  7. Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит». (Вральман)

Вопросы для 3 группы

  1. Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.
  2. Что испортил Тришка?
  3. Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
  4. С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.
  5. Одна из проблем комедии.
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
  7. Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.

Приложение 4

Словарная работа

1 . Объясните лексическое значение слов и запомните их правописание:

Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостник, крепостной, мошенник, недоросль, обличие, опека, оппозиция, поместье, посвятить, привилегия, придворные, просветить, разорение, скаредность, стяжательство, труженик, челобитчик, фаворит.

Самостоятельная словарная работа

Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии» , словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.

Бессердечие - отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода - в Древней Руси и в некоторых славянских государствах - начальник войска, округа.

Гарнизонный - принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.

Дворовый - принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ. ).

Дворня (собир. ) - при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский - принадлежащий дворянину.

Дворянин - лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм - 1) самовластное правление. Монархический д. ; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура .

Карьеризм - погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие - стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостной - крепостной крестьянин.

Крепостник - владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Мошенник - человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.

Недоросль - в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. - глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон. ).

Обличение - разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека - форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку .

Оппозиция - противодействие, сопротивление (книжн. ). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).

Поместье - земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Посвятить (что, кому–чему ) - предназначить, отдать. П. свою жизнь работе .

Привилегия - преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны .

Придворный - лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Просветить (кого, что ) - передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Разорение (кого, что ) - нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи .

Сговор - помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар. ).

Скаредность - большая скупость, жадность.

Стяжательство - корыстолюбие, стремление к наживе.

Труженик - человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села .

Челобитчик - тот, кто подаёт челобитную.

Челобитная - в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную .

Фаворит - любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.


Урок литературы в 8 классе на тему: «Сатиры смелый властелин» (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».)

Цели урока:

  1. Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
  2. Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
  3. Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Ход урока.

…Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

(А.С. Пушкин)

  1. Вступительное слово учителя.

Замечательный русский писатель 18 века Дмитрий Иванович Фонвизин вошёл в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии «Недоросль». Дар сатирика сочетался в нём с темпераментом прирождённого публициста. Сама императрица Екатерина II страшилась остроты фонвизинской сатиры, а непревзойдённым мастерством писателя в этой области восхищался в своё время Пушкин А.С.(чтение эпиграфа к уроку). Поражает оно нас и поныне.

«Недоросль» - центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии 18 века. Для А.С. Пушкина «Недоросль» - «комедия народная».

  1. Анализ произведения.

Каков жанр произведения? Что такое «комедия»?

А) Словарь С.И. Ожегова: драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Б) Словарь В.И.Даля: драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде.

В) Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»: жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.

Чем интересна комедия? В чём вы видите смысл пьесы?

Кто для вас главный герой комедии? Митрофан? Заглавием выделен он.

А кто такой «недоросль»? Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова:

НЕ́ДОРОСЛЬ .

1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон. ).

В основе комедии лежит две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина. Какие? (проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания).

Целью нашего урока будет найти в комедии решение этих проблем. Но давайте вспомним, а что же такое «нравственность»? Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова:

НРА́ВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. Определим одних и других (оформление записи в тетради).

Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные: Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

К каким сокровищам стремится Простакова? К небесным (духовным) или земным (материальным)? Конечно, земным и учит этому сына.

А схож ли Митрофан с дядюшкой своим? (он пошёл в Скотининых «любовью к свинкам»).

О чём говорит их родовая фамилия? (В ней прямое указание на сходство со свиньями, которым не дано увидеть мир небесный в силу строения тела – у свиней нет шеи, они не могут поднять голову вверх. Всё духовное воспринимается ими как зло, помеха. На протяжении всей комедии выявляется сущность Простаковых, Скотининых. Здесь жалкий их мир хочет прорваться в мир благородный, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично, разными способами.)

Проследим сцену из 1 действия пьесы, предварительно записав в тетрадь реплику Стародума:

«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства».

(инсценирование уч-ся 5-7 явлений 1 действия).

Чем смешна и одновременно страшна эта сцена?

Является ли в комедии невежество, деспотизм, т.е. недостойное человека, безнравственное поведение в обществе, чем-то исключительным или необычным? (Простакова, Скотинин, да и другие домочадцы, живут, по их мнению, вполне нормальной жизнью. Всевластие, крепостное право освободило их от необходимости что-нибудь знать. Да и зачем уметь что-то делать! Если все прорехи можно залатать обдиранием крепостных мужиков? Рабство развращает и растлевает самих помещиков).

Любая система взглядов как мировоззрение нуждается в ПРЕМСТВЕННОСТИ (что это ? В Большом Энциклопедическом словаре: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций. )

В следовании определённым традициям. И эти традиции прослеживаются в мировоззрении недоросля.

По христианской морали именно отец ответственен за нравственное воспитание детей. Особое значение имеет духовное завещание отца, определяющее нравственный путь потомков. Фонвизин предлагает два завещания – отца Стародума и отца Скотинина.

Какие выводы мы сделаем из их сравнения? (сказав детям об идеальных взаимоотношениях, завещанных в Священном Писании – «Жёны, повинуйтесь мужьям своим… Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всём…». В единстве семьи и долга и заключена сокровенная тайна семьи и сила общества. В христианской семье муж и жена становятся как бы совестью друг друга, болея друг за друга душой. И любовь их поднимается на высшую ступень, о которой апостол Павел сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь нге превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» - обнаруживаем нарушение христианских нравственных норм в семействе Простаковых).

Докажите (жена занимает главенствующее положение, на втором месте сын, муж- на последнем. Отец не выполняет своё назначение, не яавляется примером нравственности для сына. Очевидно отсутствие любви между супругами). Зачитаем в д.4 явл.2 слова Стародума, подтверждающие это.

У Простаковой ненависть к просвещению. Но как вы думаете, можно ли о ней сказать, что она «…очень неглупый по-своему человек»? (Она в свою пользу трактует Указ Петра III от.18 февраля 1761 г. Об отмене обязательной военной или гражданской 25-летней службы дворян, введённой при императрице Анне Иоановне в 1736 году. Простакова по-своему понимает Указ о дворянской вольности, не желая увидеть в нём обязанности, но разглядев права. Она видит в Указе то, что хочет увидеть, что ей выгодно, что оправдывает её поведение. Она явно не глупа, а умна по-своему).

Причина «перетолковывания высоченных указов» вовсе не в невежестве дворянства, а в их убеждённости в своей безнаказанности, в осознании своего могущества.

Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

Заглянем в Большой Энциклопедический словарь

ДЕГРАДАЦИЯ, постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

Кульминационным пунктом в разработке этой темы является сцена экзамена Митрофана (4 действие).

Эта убийственная по силе заключённого в ней сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых.

В конце пьесы жестокосердную помещицу, безнравственную «презлую фурию» мучит стыд за то, что у неё отняли самое ценное, что наполняло её жизнь, что придавало ей смысл – власть. Простакова враз потеряла всё, что ей было дано: правительство отбирает в опеку её поместье, сын заявляет о нелюбви к матери.

Обратим своё внимание на 2 явление 4 действия. Что советует Стародум своёй племяннице, чтобы она была счастлива «…сколько в свете быть возможно».

Может быть фразы Стародума вам покажутся архаичными по форме, но так ли архаичны мысли о воспитании, чести, о любви к Отчизне, привязанности к её прошлому и будущему?

И разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы? Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», т.е. людей, живущих лишь сугубо частными интересами? Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня!

3. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Моё отношение к системе воспитания Простаковых».

Ресурсы:

  1. http://www.slovopedia.com/2/207/254610.html
  2. Журнал «Литература в школе» №1, 2000. Е.И. Щекина. Проблемы нравственности в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Похожие статьи