Дидактические игры по автоматизации звуков,, и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР. Логопедическая игротека

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала использовать разнообразные речевые игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

1. “Построй домик”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.


Что же такое автоматизация звука?

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь. (Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д:Феникс,2008.-445 с.) Другими словами поставленный звук еще очень хрупкий и без подкрепления ребенок может быстро его «потерять».

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его четко изолированно при многократном повторении. Не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Слог -слово -предложение -связная речь

Часто дети теряют интерес к индивидуальным занятиям, на которых автоматизируется поставленный им звук. Одной из причин потери интереса является достаточно продолжительный этап автоматизации звука. На своих занятиях я предлагаю детям различные игры, которые способствуют не только закреплению поставленного звука, а также развивают внимание и память.

Вашему вниманию предлагаю несколько игр для автоматизации звуков Ш, Ч, Щ, Л, Р.

Игра «Зёрнышки для петушка»

Ход игры: Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.

Игра «Угости мышонка сыром»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается угостить проголодавшегося мышонка сыром. Если ребёнок называет картинки и четко произносит звук Ш-мышонок получит угощение, если нет, то останется

голодным.

Игра «Колобок»

Цель: закрепить правильное произношение звука Л в словах.

Ход игры: Если ребёнок называет картинку и нечетко произносит звук Л-колобка съест лиса. Если правильно называет картинку и чётко произносит звук Л-колобок «убежит» от лисы.

Игра «Угости медведя мёдом»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч в словах.

Ход игры: Ребёнку предлагается медведя бочонком мёда. Если ребёнок называет картинки и чётко произносит звук Ч – медведь получит угощение, если нет, то останется голодным.

Игра «Угощения для белочки»

Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах.

Ход игры: Ребёнку необходимо четко назвать картинки со звуком Ш, тем самым угостить белочку шишками и грибами.

Игра «Грузовик с подарками»

Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах.

Ход игры: Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.

В моей копилке есть аналогичные игры и для автоматизации свистящих звуков. Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации звуков увлекательным. Ребенок с интересом будет выполнять задания а, следовательно, повысится эффективность работы.

прислала

Наталья Ившина

учитель-логопед

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах


Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание материала: Дидактические игры на развитие фонематического восприятия и автоматизацию звуков в словах разработаны для детей с нарушением звукопроизношения. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков в словах.
Задачи:
Развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание, логическое мышление.
Автоматизировать поставленные звуки в словах.

Основной целью логопедической работы является коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи.
Для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе большое значение имеет работа по развитию фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Развитие фонематического восприятия и автоматизация звуков проводятся в игровой форме, используя наглядный материал.
Предлагаемые дидактические игры изготавливаются из цветного картона, предметных картинок и ламинируются скотчем. На контурные изображения предметов наклеиваются предметные картинки, в названии которых есть автоматизируемый звук. Для развития фонематического восприятия ребенку предлагаются несколько картинок с другими звуками.
Каждая дидактическая игра помещается в файл А4, контурные изображения предметов – в файл А5. Файлы надеваются на стальные стержни папки-регистратора (папка-сегрегатор). Папка с играми занимает мало места на полке, компактна и удобна в использовании.

«Красивые рыбки в море»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурное изображение рыб с картинками, в названии которых есть звук [р]: рак, ракета, роза, помидор, самовар, кефир, смородина, барабан, пирамидка, морковь.
Ход игры:

Это, что за чудеса,
Лёгких нет у малыша,
Вместо ручек плавники,
В серебристой чешуе.
Он в воде живёт всю жизнь,
Дышит жабрами, молчит. (Леонов В.А).
(Рыба)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Назови картинки по слогам, определяя количество слогов хлопками.
- Я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

«Заполни аквариум рыбками»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звуков [р], [р‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением аквариума, контурные изображения рыб с картинками, в названии которых есть звуки [р]: радуга, рама, шар, комар, самовар, парта, корова, помидоры, [р‘]: репа, редиска, рябина, букварь, фонарик, огурец, грибы, сухари.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Рыбки в аквариуме
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.
(Аквариум)
- Выбери рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [р] ([р‘]).
- Правильно назови картинку и опусти рыбку в аквариум.
- Назови те картинки, про которые можно сказать мой, моя, мои.

«Помоги зайцу собрать морковку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [з], [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением зайца и грядок, контурные изображения морковок с картинками, в названии которых есть звуки [з]: звезда, забор, кукуруза, грузовик, гнездо, коза, [р]: рак, мухомор, барабан, груша, забор, кукуруза, грузовик, ворона.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Корешок в земле сидит,
Хохолок над ним торчит,
Коль подцепишь ловко,
Вытащишь … (Леонов В.А.)
(Морковку)
- Помоги зайцу собрать морковку с картинками, в названии которых есть звук [з] ([р]).
- Правильно назови картинку и отдай зайцу.
- Запомни картинки на морковках у зайца. Назови эти картинки по памяти.

«Подари воздушные шары»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков [ш], [р] в словах.
Оборудование: контурные изображения шаров с картинками, в названии которых есть звуки [ш]: шарф, шкаф, шуба, малыш, ландыш, картошка, пушка, чашка, ромашка, лягушка, лошадка, [р]: радуга, ручка, топор, сыр, корова, ворота, сорока, баран, арбуз, куртка, вертолет.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)
- Выбери шары с картинками, в названии которых есть звук [ш] ([р]).
- Назови картинки, выделяя звук, и подари шары другу.
- Назови слова, обозначающие живые предметы, а затем - неживые предметы.

«Собери пирамидку»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автоматизация звука [р] в словах.
Оборудование: картинка с изображением игрушек, контурные изображения колец пирамидки с картинками, в названии которых есть звук [р]: рыба, карандаш, морковь, ведро, мухомор, помидор.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Деревянный Человечек
Носит платье из колечек.
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
(Пирамидка)
- Собери пирамидку из колец с изображением предметов, в названии которых есть звук [р].
- Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: ведро – ведерко.

«Собери клубнику»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: картинка с изображением кустиков клубники, контурные изображения клубники с картинками, в названии которых есть звук [л]: лошадь, лопата, дятел, стул, акула, молоко, белка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Сидят цветочки на кусточке,
А ягоды под листочками,
Усы зелёные растут,
У ягод красных сладкий вкус! (Леонов В.А.)
(Клубника)
- Сорви клубнику с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и собери в корзинку.
- Котенок приготовит варенье из клубники какое? (Клубничное)
Сок из клубники какой? (Клубничный)
Пирог из клубники какой? (Клубничный)
Повидло из клубники какое? (Клубничное)
Конфеты из клубники какие? (Клубничные)

«Посади елочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, автоматизация звука [л] в словах,.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения елок с картинками, в названии которых есть звук [л]: лампа, ложка, ласточка, дятел, пенал, белка, булавка, клубок, метла.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Угадать её не сложно.
Только будьте осторожны! -
Вся она в иголках!
Но не ёжик - ... !
(Ёлка)
- Выбери елки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- Правильно назови картинки и посади елочки.
- Посчитай по образцу: одна лампа, две лампы,…
- Посчитай в обратном порядке: пять пеналов, четыре пенала,…

«Помоги спрятать рыбок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение акулы, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л]: лук, лось, луна, стол, стул, пила, мыло, кукла, пила, волк.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна.
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая!
(Акула)
- Спрячь от акулы рыб с изображением предметов, в названии которых есть звук [л].
- По выложенной звуковой схеме цветными фишками, подбери слово, которое подходит.

«Помоги дельфину найти друзей»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: голубой картон, контурное изображение дельфина, рыб с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лебедь, лев, лиса, соль, медаль, сосулька, пальма, коляска.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
С плавниками, но не рыбка.
Считать его рыбкой –
Большая ошибка.
(Дельфин)
- Найди для дельфина друзей-рыбок с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Найди слова, в которых звук [л‘] находится в начале (в середине, в конце).

«Веселый лягушонок»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [л‘] в словах.
Оборудование: картинка с изображением пруда, контурные изображения листьев водяной лилии с картинками, в названии которых есть звук [л‘]: лист, лиса, лебедь, павлин, тюлень, клевер, цыпленок, тюльпан; плоскостное изображение или игрушка лягушки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Ноги - ласты зелены.
Пруд - её "избушка".
Пища - злые комары...
Это же... !
(Лягушка)
- Выбери листья с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘].
- Лягушонок прыгает по листьям. Назови картинки, выделяя звук [л‘].
- Назови предметы, которым можно подобрать слова-действия:
плавает…(лебедь, тюлень)
зеленеет…(лист)
бежит…(лиса)
цветет…(тюльпан, клевер)
пищит…(цыпленок)

«Корабли в море»


Вариант 1.
Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звуков [л], [л‘], [р], [р‘] в словах.
Оборудование: голубой картон с наклеенными волнообразными полосками для вкладывания кораблей, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть звуки [л]: луна, лампа, стол, пенал, пила, акула, игла, яблоко, [л‘]: лиса, лист, лягушка, лев, ель, соль, цыплята, коляска, [р]: рак, ракета, карандаш, корова, ворона, морковь, огурцы, шар, забор, мухомор, [р‘]: репа, ремень, рябина, букварь, курица, перец.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо …
(Корабли)
- Выбери корабли с картинками, в названии которых есть звук [л] ([л‘], [р], [р‘]).
- Корабли плывут в море. Назови картинку, выделяя звук.
- Я уберу корабль, а ты посмотри и скажи, чего не стало.

Вариант 2.
Цель игры: дифференциация звуков [л] - [р], [л‘] - [р‘] в словах, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением моря, контурные изображения кораблей с картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку правильно назвать картинки, изображенные на кораблях. На верхнюю и нижнюю полоску поместить корабли с дифференцируемыми звуками.

«Разноцветные бабочки на поляне»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, памяти, автоматизация звука [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением полянки, контурные изображения бабочек с картинками, в названии которых есть звук [ч]: чашка, чайка, чайник, мяч, сачок, тумбочка, кисточка, ручка, ласточка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Целый день она порхает,
И цветочки опыляет,
В модном платье пёстром,
Как она зовётся? (Леонов В.А.)
(Бабочка)
- Выбери бабочек с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Прослушай 3 слова и повтори их без ошибки: чайник, мяч, сачок; чайка, ручка, ласточка и т.д.

«Помоги солнцу выйти из-за туч»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [ч] в словах, образование слов во множественном числе.
Оборудование: картинка с изображением солнца, контурные изображения туч с картинками, в названии которых есть звук [ч]: черепаха, чашка, мяч, удочка, тачка, бабочка.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Летит, хоть и бескрыла,
Солнышко закрыла,
Как его не видно стало,
Она слезами зарыдала.
(Туча) .
- Помоги солнцу выйти из-за туч. Выбери тучки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ч].
- Отчетливо произноси звук [ч] в словах и убирай тучку.
- Измени названия картинок по образцу: чашка – чашки.

«Посади цветы для Дюймовочки»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [ц], [ч] в словах.
Оборудование: зеленый картон, контурные изображения цветов с картинками, в названии которых есть звуки [ц]: цепь, цыпленок, цапля, перец, огурец, синица, солнце, яйцо, [ч]: чеснок, часы, туча, булочка, сверчок, ласточка, черепаха, мяч; плоскостное изображение Дюймовочки.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Они пахучи и милы,
Из них плетут венки,
На праздники дарят,
Как их называют? (Леонов В.А.)
(Цветы)
- Помоги Дюймовочке посадить цветы. Выбери цветы с изображением предметов, в названии которых есть звук [ц] ([ч]).
- Правильно назови картинку и посади цветок.
- Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове.

«Тучка с дождиком»


Цель игры: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, автоматизация звуков [л‘], [ч] в словах.
Оборудование: картинка с изображением тучи, контурные изображения дождевых капель с картинками, в названии которых есть звуки [л‘]: лимон, лиса, лев, малина, альбом, пальто, клевер, клетка, плита, ель, шаль, [ч]: чашка, черепаха, качели, удочка, почка, бабочка, мяч, печь.
Ход игры:
- Послушай и отгадай загадку:
Жила она в туче,
А туча - плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
(Капля воды)
- Небо закрыли тучи, и стал капать дождь. Выбери капли с изображением предметов, в названии которых есть звук [л‘] ([ч]) и четко произноси слова.
- Где находится звук [л‘] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?

«Соня и Шура на прогулке»

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В ней происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка, формируется личность. В игре ребенок воспринимает речевую задачу как игровую, что способствует повышению интереса. Использование дидактических игр в работе логопеда позволяет эффективно, качественно, а, главное, быстро автоматизировать поставленный звук.

Автоматизировать звук можно только тогда, когда ребенок правильно и четко произносит его изолировано. Автоматизация звуков в слогах - важный, но малоинтересный вид работы, который заключается в многократном повторении слогов за логопедом. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности: автоматизация в открытых слогах (ла, лэ, лы), далее в закрытых слогах (ал, эл, ыл), затем в интервокальной позиции (ала, оло, улу), и в заключение - в слогах со стечением согласных (сла, пла, лга).



Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал. Вашему вниманию предлагается подборка игр для отработки звуков в слогах, которые я использую в своей работе. Также эти игры можно использовать при обучении чтению.

Цель игр: сделать процесс автоматизации звуков в слогах уникальным и интересным.

Варианты заданий:

  1. "Шагать пальчиками" по слоговой дорожке, четко проговаривая изучаемый звук;
  2. Читать слоги, попутно закрывая их фишками, затем вспомнить местоположение слогов. Например, вспомнить имена цыплят;
  3. Посчитать, сколько раз повторяется слог;
  4. Запомнить и повторить ряд слогов;
  5. Придумать слова с данными слогами;
  6. Слоги можно произносить с разной интонацией, менять темп прочтения;
  7. Придумать историю о герое картинки.

Данные игры помогут превратить автоматизацию звука в увлекательную и эмоциональную игру


Представленные логопедические игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, при этом повысится эффективность логопедической работы.

Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

Логопедические игры, способствующие автоматизации и дифференциации звуков

«Построй домик»

Цель игры: закреплять , развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) — 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

«Собери цветочек»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

«Солнышко»

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

«Собери яблочки»

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д.
Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

«Украсим елочку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

«Напои куклу чаем»

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Кукла наряжается»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

«Украсим комнату флажками»

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

«Собери бусы»

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми — один ребенок собирает бусы с одного конца, другой — с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

«Сложи пирамидку»

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

«Веселые матрешки»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

«Сложи снежинку»

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

Автоматизации и дифференциации звуков с помощью игровых приемов.

«Кнопочки»

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.

«Метроном»

Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный логопедом ритм метронома.

«Песочные часы»

Ребенок проговаривает речевой материал, пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).

«Колокольчик»

Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.

«Шарик»

Во время произнесения слов дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик.

«Волшебная веревочка»

Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Лабиринт»

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.

«Заборчик»

Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.

«Узоры»

Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

«Су-джок»

Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

«Пирамидка»

Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Кубик с цифрами»

Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.

«Часики»

Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

«Бусы»

Ребенок перебирает крупные бусины, желуди, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

«Счеты»

Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

«Считалочка»

С «салящими» движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает слоговые ряды, предложения, чистоговорки, стихи.

Похожие статьи