Город в котором проходил тридентский собор. Тридентский собор и важнейшие результаты его работы

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением...

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догмат...

19-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и многочисленные осложнения, связанные с позициями светских государей и протестантских лидеров, собор достиг свои цели: дать догматические определения традиционных католических доктрин, подвергавшихся нападкам со стороны протестантов, и начать подлинную реформу внутри церкви. Число отцов собора (епископов и других прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34 участника, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. На собор были приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах. Наиболее важные декреты собора касались первородного греха, оправдания...

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютер...

ТРИДЕНТСКИЙ собор (Триентский собор) - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547-49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Тридентского собора стали программой Контрреформации.


Успехи Реформации в Европе поставили католическую церковь в сложное положение. Многие католические священники и Даже епископы видели недостатки в церковном устройстве и были готовы принять отдельные идеи реформаторов. Ho сторонники Папы Римского не могли согласиться на полное преобразование церкви, потому что для ортодоксальных католиков это означало продолжение Реформации. Дальнейшую судьбу католической церкви призван был решить церковный собор.
Церковные соборы подразделялись на вселенские и поместные; на поместных рассматривались не слишком значительные религиозные проблемы, а на вселенские соборы съезжались представители высшего духовенства из всех европейских стран для решения вопросов, касающихся религиозных догматов, устройства церкви и управления. Вселенские церковные соборы созывались с начала III века. Долгое время, начиная с XV века, соборы претендовали на высшее положение в церковной иерархии, оспаривая власть папы, поэтому понтифики всеми способами противились созыву вселенских соборов. Однако в связи с Реформацией назрели многие проблемы; и католики, и протестанты требовали собрать представителей духовенства, чтобы окончательно решить вопрос о преобразовании церкви.
После длительного противостояния папа вынужден был дать разрешение собору начать работу. Вселенский собор открылся в декабре 1545 года в городе Тренто в Италии и получил название Тридентского (от латинского названия города - Tridentum). Собор продолжался целых восемнадцать лет - до 1563 года. Первая сессия собора проходила с 1545 по 1547 год, вторая - с 1551 по 1552 год, третья -
с 1562 по 1563 год. На заседаниях собора инициатива
Ч
принадлежала противникам реформ благодаря тому, что в разработке постановлений активное участие принимали члены ордена иезуитов, а папские легаты занимали посты председателей и единолично вносили предложения. Таким образом, решения, принимаемые собором, соответствовали интересам Римской курии. Светские правители, значительное количество епископов и представители национальных церквей выступали за обновление церкви. Они стремились изменить форму богослужения, сделать католическую мессу более понятной для широких масс народа, принять меры для улучшения нравов, католического духовенства. Сторонники реформ оказались в большинстве, но не сумели согласовать свои действия, поэтому Римской курии удалось отстоять старые порядки. На самой последней, третьей, сессии собора были приняты окончательные постановления. Латинский язык остался единственным, разрешенным для богослужения, сохранился обет безбрачия у монахов и священников, не отменили немую и заупокойную обедни. По-прежнему причащение обоих видов - хлебом и вином - было преимуществом церковнослужителей.
Большие разногласия на Тридентском соборе вызывал вопрос о епископах, которые требовали признать епископский сан-Божественным. Это было неприемлемо для папы, но ему пришлось пойти на некоторые уступки, приняв постановление о законности епископской власти.
На Тридентском соборе были приняты не только решения, сохраняющие неизменными католические догматы, но и постановления о проведении некоторых реформ: в частности, монашеские ордена требовалось
реорганизовать, для того чтобы они имели возможность наилучшим образом противостоять Реформации.

Чтобы поведение католических священников не вызывало недовольства прихожан, Тридентский собор издал постановление, регулирующее обязанности духовенства: для согласованного сопротивления реформам следовало проводить съезды духовенства в епархии один раз в год, а в провинции - один раз в три года; в каждом церковном округе надлежало организовать семинарии, чтобы готовить новые кадры священнослужителей; строго запрещалось продавать церковные должности, брать взятки и совмещать несколько должностей.
Решения Тридентского собора стали идеологической основой Контрреформации. В 1563 году собор принял несколько постановлений: о папском авторитете, согласно которому Папа Римский по-прежнему имел преимущество перед церковными соборами; постановление о канонических книгах, которое объявляло произведения пап /
равнозначными книгам Ветхого и Нового Заветов. Протестантское учение было признано еретическим, а для его искоренения введена цензура.
Одним из итогов деятельности Тридентского собора стало появление первого «Индекса запрещенных книг». Общее одобрение вызвала долгожданная отмена индульгенций, утвержденная собором.
В 1564 году по решению Папы Пия IV все постановления собора вступили в законную силу при условии, что папа будет иметь право интерпретировать их по собственному усмотрению.
Вопреки ожиданиям протестантов католики не пошли на сближение с ними. На Тридентском соборе окончательно оформились основные направления Контрреформации. Постановления собора стали программой противников реформ.

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licetabinitio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационногонаступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал ГаспароКонтарини, ДжакопоСадолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский Собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения. Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собой в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным. Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)». Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти. Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

В результате Контрреформации Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

ИЕЗУИТЫ - В 1540 году для борьбы с Реформацией папа римский Павел III утвердил «Общество Иисуса», или орден иезуитов. Основание этого ордена было одним из важнейших проявлений начавшихся в то время гонений на сторонни­ков Реформации. Орден иезуитов был основанв 1534 испанским дворянином Игнатием Лойолой, причисленным за это к лику святых. Первые иезуиты начали свою деятельность в Париже, где в то время учился Лойола. После утверждения ордена Лойола был назначен его генералом, и число членов ордена стало стремительно возрастать. В начале XVII века их было уже больше 30000. В отличие от других монахов, иезуиты не имели своих монастырей. Основным полем их деятельности стали учебные заведения в разных странах Европы. В 1574 году орден контролировал 125 учебных заведений, а в XVII веке их число увеличилось в три раза. Так к концу XVII века орден иезуитов превратился в самую влиятельную и могущественную церковную органи­зацию. Это даже побудило папу Иннокентия X ограничить полномочия генерала ордена. Для иезуитов был установлен особый костюм, мало чем отличавшийся от светской одежды. Принципом орде­на всегда было положение, что «цель оправдывает средст­ва». За свою долгую историю иезуиты накопили огромные богатства. В настоящее время члены ордена владеют землями, предприятиями в самых различных странах мира.

Тридент →
Словник : Томбигби - Трульский собор . Источник: т. XXXIIIa (1901): Томбигби - Трульский собор, с. 816-818 ( · индекс )


Тридентский (Триентский) собор. - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о базельском соборе заставляли их опасаться, что, при настроении общества XVI ст., авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII (1523-1534), несмотря на обещания, данные Карлу V, созвать вселенский собор для реформирования католической церкви π устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Па-вел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллою от 12 июня 1536 г. он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папою в Лукке в 1541 г., Павел III созвал собор на ноябрь 1542 г., но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война. После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544 г.), папа созвал собор (буллою от 19 ноября 1544 г.) в Тридент (Триент: город в южн. Тироле, см.) на март 1545 г. Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 дек. 1545 г., и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор. Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собою перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам. Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинадьду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им. Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило ранее в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегаций или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось в торжественном публичном заседании всего собора. Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 г. решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие - делом внутренней реформы церкви. Между тем, усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто бы в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 г. в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 г. папа распустил его. Юлий III (1550-1555), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551 г. На этот раз явились сюда даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил «Confessio doctrinae Saxonicae». Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убе-дились, что приезд их туда был совершенно бесплоден. Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552 г.), ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора. Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562 г.) при совершенно изменившихся политических условиях, когда, после Аугсбургского религиозного мира в Германии, не могло быть и речи о компромиссе между лютеранизмом и католицизмом. Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ. Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, Лотарингского, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, и собор 4 дек. 1563 г. был уже закрыт. Буллою Benedictus Deus (26 янв. 1564 г.) Пий IV утвердил его постановления. Постановления Т. собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме. В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической религии были оставлены неприкосновенными, в том виде, как они были выработаны в средние века. Возвышая папский авторитет, Т. собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным. Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этою целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения - семинарии. Коренных реформ in capite et in membris, которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Т. собора сводилось, главным образом, к тому, что он непоколебимо установил догматы католической религии. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы - напр., на оправдание верою - с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел. В 1564 г. была составлена так называемая «Professio fidei Tridentina», и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что ей вполне следуют. Постановления Т. собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на аугсбургском сейме 1566 г. было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией. Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Т. собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию. В Польше постановления Т. собора были приняты в 1577 г. на петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 г. объявило, что подчиняется им.

Литература. Официальное издание «Canones et Décréta Sacrosancti Concilii Tridentini» последовало в Риме в 1564 г. (критические издания: Le Plat, Антвер., 1779; Eichte, Лпц., 1853 и друг.). Соч. Сарпи: «Istoria del Concilie Tridentino» (Лонд., 1619, 2-е изд. - лучшее, Женева, 1629) написано в духе оппозиционном папству. Против Сарпи иезуит Sforza Pallavicini написал «Istoria del Concilio di Trento» (Рим, 1656). См. еще Le Plat, «Monumentorum ad historiam concilii Tridentini spectantium amplissima collectio» (Лувен, 1781-1787); (Theiner), «Die Geschäftsordnung des Concils von Trient» (Вена, 1871); Sickel, «Zur Geschichte des Concils von Trient» (Вена, 1872); Theiner, «Acta genuina Oecumenici Concilii Tridentini» (Загреб, 1874); Druffel, «Monumenta Tridentina» (Мюнхен, 1884-1897; с 4-го выпуска издатель Karl Brandi); Döllinger, «Berichte und Tagebücher zur Geschichte des Concils von Trident» (Нердлинген, 1876); Maynier. «Etude historique sur le concile de Trente » (Пар., 1874); Philippson, «La Contre-Révolution religieuse au XVI siècle » (1884); Philippson, «Westeuropa im Zeitalter, von Philipp II, Elisabeth und Heinrich IV» (Берл., 1882); Dejob, «De l’influence du concile de Trente sur la littérature et les beaux arts chez les peuples catholiques » (Пар., 1884).

Католическая Церковь насчитывает по настоящее время 21 собор, от Никейского в 325 году до II Ватиканского в 1962-1965. Между этими соборами Тридентский (который был девятнадцатым по счету) продолжался с 1545 по 1563 год и был, естественно, одним из самых важных, хотя он не был ни самым многочисленным, ни пышным, да и не таким уж затяжным, если учесть годы перерыва (с 1548 по 1551 и потом с 1552 по 1561 г.).

Важность Собора заключается в том, что он а) занял ясную доктринальную позицию относительно тезисов протестантов, б) обновил устав Церкви и дал точные указания по поводу формирования и поведения клира.

Чтобы дать представление о реформаторском духе Собора приведем фрагмент канона: ("Декрет Реформы", сессия XXII, 17 сентября 1562): "Нет ничего, что более настоятельно побуждало бы других к набожности и поклонению Богу, чем жизнь и пример тех, кто возложил на себя обязательства служения Богу. Видя их, действительно возвышающихся над мирским и устремленных в мир более высокий, другие смотрят в них как в зеркало и извлекают пример, которому следует подражать. И абсолютно необходимо, поэтому, чтобы духовные лица, призванные связать с Богом свои судьбы, в своих привычках, манерах держаться, ходить, говорить не касались того, что не серьезно, не умеренно, и не полно религиозности". Эти наставления направлены против безнравственности клира конца Средневековья и эпохи Возрождения, и конкретизируются в других канонах декрета.

Кроме того, на Тридентском соборе, Церковь вновь обретает полное сознание того, что быть Церковью - значит быть "попечительницей о душе" и миссионером: "Salus animarum suprema lex esto", "Да будет высшим законом спасение душ". Этот исторический поворот Йеден оценивает следующим образом: "В истории Церкви этот перелом имеет то же значение, которое имеют открытия Коперника и Галилея для картины мира, выработанной естественными науками".

В документах Собора томистская и схоластическая терминология и концепции использовались весьма умеренно и осторожно и, как было отмечено внимательными интерпретаторами, мерой здесь служит верность Церкви, а не верность схоластическим теологам.

Были найдены решения по вопросам об оправдании верой, о деяниях, о предопределении, о таинствах, которые протестанты собирались свести лишь к крещению и причастию (в частности, была утверждена доктрина транссубстативности евхаристии, согласно которой субстанции хлеба и вина преобразуются в тело и кровь Христову). Лютер, напротив, говорил о консубстативности, что подразумевало неизменность хлеба и вина, в которых все же осуществлялось воплощение Христа, в то время как Цвингли и Кальвин сходились в символической интерпретации причастия), и, таким образом, вновь восторжествовала традиция.



Приведем несколько выдержек из документов для иллюстрации некоторых из этих пунктов. По поводу оправдания верой говорится: "Конечная причина - величие Божье и Христово и жизнь вечная; действующая причина - милосердие Божье, которое бескорыстно и свято, сущностная причина - это единственный Господь наш Иисус Христос, который, будучи взятым его врагами, возлюбил их бесконечной любовью, и мы заслужили оправдание его пресвятыми страстями на кресте и его прощение. Инструментальная причина состоит в святости крещения, которое есть таинство веры, без которого никому и никогда не будет оправдания. В конце концов, единственная формальная причина - это справедливость Божья; верит не тот, для которого он справедлив, но тот, которому передается справедливость; т.е. посредством этого дара, мы обновляемся в глубине духа, не только считались справедливыми, но названы были так и действительно были ими, получая каждый собственное оправдание, в той мере, в которой святой Дух расточает ее каждому в отдельности, согласно предопределению и собственному содействию. Действительно, кто оправдан, если не тот, кому переданы страсти Господа нашего Иисуса Христа; в этом оправдании грешников, благодаря тем же самым святым страстям, любовь Бога распространяется посредством святого Духа в сердцах оправданных. Вместе с оправданием и с отпущением грехов человек получает через Иисуса Христа все эти дары, в которых соединены вера, надежда и милосердие. Действительно вера, если не добавились к ней надежда и милосердие, не соединяет совершенным образом со Христом, и не делает его живой частью нашего тела. Поэтому абсолютно истинно утверждение, что вера без благих деяний мертва и бесполезна и что во Христе важно не обрезание, но вера, действующая посредством милосердия".

По поводу "бескорыстия" веры, уточняется: "Когда апостол говорит, что человек оправдан через веру и бескорыстно, это следует понимать в духе католической церкви, т.е. так, что вера есть источник человеческого спасения, фундамент и корень любого оправдания, без которого нет воли Божьей и причастия, которое с вами обретают и ваши дети. Мы оправданы бескорыстно, поскольку все то, что предшествует оправданию - как вера, так и благие деяния - заслуживает благодати оправдания, ведь не в заслугах дело, иначе (как говорит тот же апостол) милость Его не была бы больше милостью".

О соблюдении заповедей и о благих делах говорится: "Никто, потом, уже будучи оправданным, не должен считаться свободным от соблюдения заповедей, употреблять дерзкие выражения и запрещенное отцами под угрозой наказания быть отлученным от Церкви, нельзя для оправданного человека не соблюдать заповеди Божьи. Бог, действительно, не требует невозможного; но когда Он управляет тобою, то предупреждает делать то, что ты в состоянии сделать и когда требует того, что не в твоих силах, то помогает с тем, чтобы ты смог; Его заповеди не тяжки, иго сладостно и легко. Те, кто действительно являются сыновьями Божьими, любят Христа, и те, которые любят (как и Сам Он говорит), соблюдают Его слова, вершат дела, которые с помощью Бога несомненно могут делать. Хотя, действительно, в жизни смертные, какими бы святыми и справедливыми они ни были, сколько раз впадают в ошибки незначительные и повседневные, простительные, но при этом не перестают быть справедливыми. И собственно для прощенных уже выражение, смиренное и правдивое: "И остави нам долги наша".

Наконец, по поводу евхаристии говорится: "Так как Христос, наш Спаситель, говорил, что истинно пребывал своим телом в том, что отдал под видом хлеба, церковь убеждена и объявляется сейчас снова на этом святом Соборе - что с освящением хлеба и вина преобразуются они: хлеб в сущность тела Христа, нашего Господа, и вино в сущность Его крови. Это преобразование, произведенное подобающим образом, и есть, собственно, то,что святой католической церковью называется транссубстанцией ".

Похожие статьи