Интересные вопросы по теме имя существительное. Имя существительное

1. Что такое имя существительное:

а) часть предложения

б) частица

в) часть речи +

2. На какие вопросы отвечает существительное:

б) кто? что? +

в) кому? чему?

3. Что обозначает существительное:

а) предмет +

б) признак

в) действие

4. На какой вопрос отвечает одушевлённое имя существительное:

5. На какой вопрос отвечает неодушевлённое имя существительное:

6. Как пишется собственное имя существительное:

а) с большой буквы +

б) через дефис

в) в скобках

7. Какими бывают имена существительные:

а) неопределённого числа

б) только единственного числа

в) множественного и единственного числа +

8. Какого рода бывают имена существительные:

а) мужского и женского

б) мужского, женского и среднего +

в) среднего

9. На какой вопрос отвечают имена существительные, принадлежащие к мужскому роду:

10. На какой вопрос отвечают имена существительные, принадлежащие к женскому роду:

11. На какой вопрос отвечают имена существительные, принадлежащие к среднему роду:

12. Необходимо определить число и род существительного слова Паровоз:

а) единственное число, средний род

в) единственное число, мужской род +

13. Необходимо определить число и род существительного слова Дорога:

а) единственное число, мужской род

б) единственное число, женский род +

в) единственное число, средний род

14. Необходимо определить число и род существительного слова Облако:

а) единственное число, средний род +

б) единственное число, женский род

в) единственное число, мужской род

15. Мягкий знак на конце после шипящих пишется у таких существительных:

а) женского и мужского рода

б) среднего рода

в) женского рода +

16. Количество падежей в русском языке:

17. Падеж имени существительного, отвечающий на вопросы кем? чем?

а) предложный

б) творительный +

в) родительный

18. Падеж имени существительного, содержащий в своём вопросе предлог:

а) предложный +

б) именительный

в) винительный

19. Из берлоги, необходимо определить падеж имени существительного:

а) дательный

б) творительный

в) родительный +

20. Предлог никогда не ставится перед существительным какого падежа:

а) именительного +

б) предложного

в) винительного

21. Имена существительные среднего рода относятся к какому из склонений:

а) к третьему

б) к первому

в) ко второму +

22. Какие существительные относятся к первому склонению:

а) женского и среднего рода с окончанием -а (-я)

б) женского рода с окончанием -а (-я)

в) женского и мужского рода с окончанием -а (-я) +

23. Тишь, необходимо определить склонение этого существительного:

а) первое

б) третье +

в) второе

24. Сарай, необходимо определить склонение этого существительного:

а) второе +

б) четвёртое

в) первое

25. Что означает просклонять существительное:

а) изменить окончание

б) поставить ударение

в) изменить его по падежам +

26. Имена существительные изменяются по:

а) падежам и лицам

б) числам, падежам и родам +

в) числам и родам

27. Неверно определено склонение какого из представленных существительных:

а) библиотека — 1-е склонение

б) молодость – 3-е склонение

в) бусинки — 2-е склонение +

28. В окончании какого из существительных пишется буква -е:

а) к дач… +

б) о площад…

в) в памят…

29. В окончании какого из существительных пишется буква -и:

а) по дорожк…

б) в деревн…

в) в жизн… +

30. Выберете существительное, у которого ставится в конце мягкий знак:

а) пейзаж…

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

I Вариант

1. На какие вопросы отвечает существительное?

а) Что делать? Что сделать? б) Какой? Чей? в) Кто? Что?

2. Что обозначает существительное?

а) Предмет. б) Признак предмета. в) Действие предмета.

3. Чем, как правило, является в предложении имя существительное?

а) Подлежащим. б) Определением. в) Сказуемым.

4. Как изменяется имя существительное?

а) Спрягается. б) Склоняется. в) Не изменяется.

5. Найти существительное третьего склонения.

а) В степи. б) На солнце. в) У дерева. г) На краю.

6. Найти существительное мужского рода.

а) Горечь. б) Впечатление. в) Тюль. г) Сталь.

7. Найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

а) Темнота. б) Пустыня. в) Стена. г) Мороз.

8. Найти существительное, имеющее только форму множественного числа.

а) Прятки. б) Солдатики. в) Игрушки. г) Книжки.

9. В каких существительных надо поставить букву и ?

а) На станции... . б) На вокзал… . в) На перрон... . г) В отъезд… .

10. В каком случае нужен ь ?

а) Плащ… . б) Овощ… . в) С пастбищ… . г) Брош… .

11. В каком случае нужно вставить о ?

а) За границ..й. б) С сестриц…й. в) Куриц…й. г) Отц…м.

12. В каком случае необходимо вставить и ?

а) Ц…ркуль. б) Ц…ганский. в) Молодц… . г) Синиц…н.

13. Каким членом предложения является слово танк в предложении:

Игрушечный танк подарил мне брат.

а) Подлежащим. б) Определением. в) Дополнением.

в ночи

Тест по теме «Имя существительное» 6 класс

II Вариант

Имя существительное - это…

а) Самостоятельная часть речи. б) Служебная часть речи.

в) Второстепенный член предложения.

Найдите существительное первого склонения:

а) Рожь. б) Тень. в) Туман. г) Тишина.

3. Найдите разносклоняемое существительное.

а) Деревня. б) Труд. в) Путь. г) Плащ.

4. Сколько в русском языке разносклоняемых существительных?

а) 10. б) 11. в) 9. г) 12.

5. Укажите существительное, у которого в окончании пишется и .

а) К станци… . б) на топол… . в) О ёлк… . г) По дорог… .

6. Найдите несклоняемое существительное.

а) Радио. б) Утро. в) Облако.

7. Найдите существительное общего рода.

а) Ветерок. б) Задира. в) Небо. г) Убор.

8. Морфологический разбор - это…

а) Разбор слова по составу. б) Разбор слова как часть речи.

в) Разбор слова фонетический.

9. В каком случае не с существительным пишется слитно?

а) Не…ряха. б) не…правда, а ложь. в) Не…приятный.

10. Найдите существительное с суффиксом -щик .

а) Перебеж…ик. б) Груз…ик. в) Рез…ик. г) Рассказ…ик.

11. Найдите существительное с приставкой не- .

а) Не…место. б) Не…ряха. в) Не…решительность. г) Не…настье.

12. В каком случае нужно вставить букву е ?

а) Сыноч…к. б) Мяч…к. в) Дружоч…к.

13. В каком случае нужно вставить о ?

а) Друж…к. б) Ореш…к. в) Шапч…нка.

14. Сделайте морфологический разбор существительного из леса

Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

Основные признаки имени существительного.

  • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

  • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

Мама , мне нужна твоя помощь!

  • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

Особенности имён собственных в русском языке:

  1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
  2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
  3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
  4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
  5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
  • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

  • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

Тест по теме «Имя существительное» 10 класс

1 .Укажите раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

А) орфография

В) словообразование

С) лексикология

Д) морфология

Е) фонетика

2 . Найдите собирательные существительные

А) нефть, серебро, глина

В) листва, человечество, детвора

С) мед, молоко, сахар

Д) горчица,баранина, холодец

Е) бензин, щавель, мусор

3 .Укажите неодушевленные существительные

А) отряд, толпа, табун

В) насекомое, животное, земноводное

С) чудовище, страшилище, великанище

Д) секунь, муха, муравей

Е) ребята, школьники, братья

4 . Определите род следующих существительных: тюль, рояль, пароль.

А) мужской

В) средний

С) женский

Е) женского и общего

5 .Укажите ряд существительных, не имеющих формы ед. числа

А) пути, письма, листья

В) жители,котлеты, портфели

С) родня, горох, откровенность

Д) консервы,чернила, тефтели

Е) ельник, сырье, листва

6. Что называется склонением?

А) изменение по родам и числам

В) изменение по родам и падежам

С) изменение по родам,числам и падежам

Д) изменение по падежам и числам

Е) изменение по падежам

7 . Выделите в предложении существительные и определите, одушевленные они или неодушевленные.

В последний путь покойника проводили соседи и сослуживцы.

А) неодушевленное, неодушевленное, одушевленное, одушевленное.

В) неодушевленное, одушевленное, одушевленное, одушевленное

С) одушевленное,неодушевленное, одушевленное, одушевленное

Д) неодушевленное, одушевленное, неодушевленное, одушевленное

Е) одушевленное,одушевленное, одушевленное, одушевленное

8 .Укажите ряд существительных 2 склонения

А) имя, фамилия, сирота

В) ярость, пустошь, горсть

С) картофель, горячность, гортань

Д) заглавие, госпиталь, рояль

E) время, бремя, стремя

9. Укажите род следующих существительных: ябеда, неряха, умница, надежда, сирота

A) женский

B) средний

C) мужской

E) женского, общего

10 . Укажите несклоняемые имена существительные.

А)мать, дочь, путь

В)пальто, пианино, кофе

С)знамя, семя, племя

D)Вильям Шекспир, Вальтер Скотт, Марк Твен

E)дитя, снег, время

11 . Определите род следующих существительных: маэстро, атташе, кенгуру, буржуа

A)Мужской

B)Средний

C)Женский

E)Мужского, общего

12 . Укажите разносклоняемые существительные.

A) Батуми, Кармен, Гете

B)Кофе, такси, метро

C)Имя, путь, время

D)Черных, Серых, Шевченко

E)Кенгуру, какаду, шимпанзе

13 . Укажите род существительных в следующих словах: кольраби, авеню, мозоль.

A)Мужской

B)Средний

C)Женский

E)Среднего, общего

14 . Укажите существительное 1 склонения

15 . Укажите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

A)Деревья, листья, ели

B)Ребята, школьники, братья

C)Ножницы, брюки, будни

D)Дома, книги, полки

E)Асфальт, каучук, железо

16 . Укажите несклоняемое существительное.

B)Гололедица

D)Кенгуру

17 . Укажите разносклоняемое существительное.

18 .Укажите род сложносокращенных слов: ООН, ТЭЦ, ГЭС.

A)Мужской

C)Средний

D)Женский

E)Мужского, общего

19 . Укажите ряд слов, имеющих форму только единственного числа.

A)Сырье, ельник, духи

B)Дебаты, сласти, листья

C)Железо, молодежь, чай

D)Шорты, часы, тиски

E)Очистки, духи, отруби

20 . Укажите существительное 1 склонение

C)Возмущение

D)География

21 . Укажите сколько частей речи в русском языке.

22 . Укажите, к какому склонению относятся существительное «кенгуру».

A)К первому

B)Несклоняемое

C)Ко второму

D)К третьему

E)Разносклоняемое

23 . Имя существительное, употребляемое только во множественном числе:

A)Молодежь

D)Аппаратура

E)Газификация

24 . Выберите строку с существительными 3 склонения.

A)Окно, письмо

B)Ответ, привет

C)Степь, храбрость

D)Лицо, взгляд

E)Жизнь, дар

25 . Найдите предложение с разносклоняемым существительным.

A)Жюри приступило к работе

B)Доктор пригласила в кабинет больного

C)Не время сидеть сложа руки

D)Учитель начал урок

E)С деревьев облетала листва

Ключи к тесту 10 класс

Похожие статьи