Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках технологии. Доклад использование икт на уроках технологии Исследование икт в обучении предмета технология мальчики

Дидактические возможности ИКТ в преподавании предмета «Т ехнология».

Проблема:

Анализ результатов образовательной деятельности по учебному предмету «Технология» выявил противоречие между высокой информационной плотностью содержания и недостаточной эффективностью традиционных технологий обучения. Это противоречие было мною обозначено, как приоритетная проблема , требующая своего решения.

Обоснование ее актуальности:

Как стремительно меняется современный мир! Лет 25 тому назад наш предмет назывался «Труд» и имел несколько другое значение. Учителя технологии испытывали информационный голод, пытаясь своими силами изготовить выкройки в разделе «Швейное дело», схемы приготовления блюд в разделе «Кулинария» и т.д. Никто из нас даже не подозревал, что может быть все совсем иначе. И вот на дворе XXI век. Информационные и компьютерные технологии проникли во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, производство, управление, в том числе и в образование. Предмет «Труд» приобрел новое значение и стал называться «Технология». В новых федеральных государственных образовательных стандартах по предмету «Технология» определены новые цели и задачи.

Главной целью предмета «Технология» является:

Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе;

Приобретение школьниками технологических знаний, выработка умений осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, использовать энергию и информацию;

Развитие творческих способностей учащихся на основе их природных задатков в процессе разнообразной практической деятельности;

Создание условий для творческого решения школьниками практических задач, с которыми они могут встретиться в различных сферах своей деятельности, включая ведение домашнего хозяйства и проведение досуга;

Способствовать становлению у учащихся активной гуманистической природосообразной жизненной позиции, ответственности за результаты своего труда, усвоению современной технологической культуры, воспитание трудолюбия и культуры труда.

Задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Новые цели, задачи, содержание предмета «Технология» потребовали новых подходов к преподаванию образовательных технологий, использование дидактических возможностей интерактивных технологий для достижения цели и реализации задач определенных во ФГОС. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовательной и воспитательной деятельности, что дает возможность выйти на создание определенно новой системы образования. Я считаю, что мы учителя должны владеть ИКТ, чтобы решать свои профессиональные задачи, успешно работать с детьми. Ведущая педагогическая идея опыта: использование ИКТ в процессе преподавания предмета «Технология» как ресурса повышения эффективности обучения.

Цель работы:

раскрыть и эффективно обосновать дидактические возможности интерактивных технологий в процессе преподавания предмета.

Применение ИКТ в образовательном процессе на уроках технологии позволит мне решить многие задачи:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определение своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных, организаторских способностей;

Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

Поставленные задачи я решаю в ходе всего учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.

Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса на основе использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Предметную (способность применять полученные знания на практике)

Учитель 21 века должен соответствовать своему времени. Очень часто, что было хорошо вчера, то не соответствует сегодняшнему дню. Таким образом, в каждом времени перед учителем встают новые проблемы, которые необходимо компетентно решать. Учитель - человек, который организует процесс образования в реальной школе, в классе с конкретными учениками. И от того как будет организован образовательный процесс, как он будет реализован зависит и образовательный результат.

Современный уровень развития образовательной системы ставит передо мной вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика, как создать возможность для его дальнейшего развития, как повысить мотивацию к обучению. Многие современные технические средства дают мне возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов. Поэтому я считаю важным и актуальным вопрос изучения и применения ИКТ в образовательном процессе.

Внедрение ИКТ на моих уроках осуществляется по направлениям:

    Создание презентаций к урокам

    Работа с ресурсами Интернет

    Использование готовых обучающих программ.

Все уроки технологии требуют от детей творческой деятельности. Как видно из опыта работы, одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие формы работы.

Одним из путей повышения качества образования является применение инновационных технологий. Каждый школьник должен иметь представление о современных системах отображения информации, знать и уметь пользоваться их методами и способами отображения, применять программные средства для создания различных графических изображений, чертежей, иметь общее представление о проектной деятельности. А я, как педагог должна быть готова использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников, чтобы учебный процесс был более эффективным и привлекательным.

Кабинет технологии в нашей школе оборудован экраном, проектором, компьютером. В кабинете имеется интернет. Благодаря новшествам, я могу использовать на уроках технологии различные программы, в результате чего учащиеся гораздо быстрее усваивают учебный материал. Качество уроков заметно улучшается. Хочу остановиться на программе Sweet Home 3 D (свет хом 3д). Ее я использую на уроках в разделах «Оформление интерьера», «Интерьер жилого дома». Интересна эта программа тем, что она имеет весь набор мебели, который мы можем использовать при разработке планировки кухни, при разработке планировки комнаты для подростка. На экране можно переставлять мебель как нам будет удобно с учетом расположения комнат, коммуникаций и т.д. Благодаря этой программе дети быстрее усваивают виды планировки, учатся рассуждать, делать выводы.

Большую работу провожу на уроках в программе Power Point . Практически ни одна новая тема не обходится без использования этой программы. Учащиеся уже с 5-го класса владеют этой программой. Например, в разделе «Кулинария» выполняя практическое домашнее задание, они создают проект по технологии приготовления блюда, составляют презентацию и готовят защиту проекта на основе презентации. В разделе «Текстильные материалы» учащиеся учатся моделировать и создавать дизайн - проекты. Программа Power Point активно используется мной и учащимися в разделе «Творческая проектная деятельность». Предлагая учащимся выполнение проекта с использованием ИКТ, я предоставляют детям возможность стать исследователем, открывателем, делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.

Программа Microsoft Word помогает мне в разделе «Лоскутное шитье». Выбрав различные фигуры для салфетки из лоскутного шитья, сделав нужной расцветки заливку, можно пробовать соединять фигуры и подбирать цветовые гаммы. Это помогает расположить геометрические фигуры (т.е. кусочки ткани) в нужной нам пропорции, а так же увидеть расположение цветовых гамм в тканях. В программе Microsoft Word учащиеся легко могут составить различного рода таблицы, оформить документацию для проекта. Работая в этой программе, у учащихся развиваются способности к творческой и самостоятельной работе, прививается эстетический вкус.

Хочу остановить ваше внимание на интерактивной доске. Это такой визуальный ресурс, который помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно.

Интерактивная доска - мультимедийное средство обучения нового поколения. Вместе с проектором и компьютером работает как большой сенсорный экран. Используя электронный маркер в качестве мыши, прямо с доски я управляю любым приложением на компьютере - открываю слайды, редактирую и сохраняю файлы. Интерактивная доска не только отображает то, что происходит на компьютере, но и дает мне возможность управлять процессом демонстрации.

Используя на уроке интерактивную доску, я имею возможность:

Работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп;

Сравнивать результаты учащихся;

Проверять, редактировать ответы учащихся;

Использовать одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы, тем самым воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую);

Рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

Знания, которые ребята получают на уроках, усваиваются и запоминаются лучше, когда их систематически проверяют, закрепляют. Наличие интерактивных тестов и творческих заданий позволяет мне проводить опросы в режиме реального времени, и сразу демонстрировать ученикам результаты тестирования.

Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися, работать с ней гораздо интереснее, чем просто рисовать мелом на доске или работать с печатным материалом.

Использование информационных технологий помогает мне повышать мотивацию обучения детей по предмету «Технология» и приводит к целому ряду положительных следствий:

Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

Психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

Возбуждает живой интерес к предмету познания;

Расширяет общий кругозор детей;

Возрастает уровень использования наглядности на уроке;

Повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

В связи с тем, что я стараюсь в совершенстве овладевать разнообразными техническими средствами обучения, меняется и качество преподавания на уроках. Уроки технологии с использованием ИКТ обладают следующими дидактическими возможностями:

Являются источником информации;

Рационализируют формы преподнесения учебной информации;

Конкретизируют понятия, явления, события;

Организуют и направляют восприятие;

Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

Делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств недоступен;

Активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

Являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

Иллюстрируют связь теории с практикой;

Экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ИКТ, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества знаний учащихся, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Принятая в апреле 2010 года национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования назвала сохранение и укрепление здоровья школьников. Высокий уровень оснащенности учебного процесса новейшей компьютерной техникой в кабинете технологии, возможность широкого доступа учащихся к ресурсам сети Интернет, наличие учебно-методических комплексов для реализации дистанционного обучения требуют от учащихся значительных психофизических усилий и нагрузок, которые могут отразиться не только на его текущем состоянии организма, но и на его последующем здоровье. Исходя из этого, для решения этой кардинальной проблемы я применяю на уроке методы чередования теоретической и практической деятельности, физминутки для глаз, рук, головы, плеч.

В своей практике я пытаюсь придерживаться своей системы обучения, направляя все свои силы на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь применение ИКТ на уроках Технологии дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка, сочетает развитие логического и образного мышления.

Результативность использования ИКТ на уроках Технологии:

Положительная мотивация на уроках технологии с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

Повышение уровня использования наглядности на уроке;

Повышение производительности урока;

Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями.

В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета.

Литература:

1. Гордиевских В.М., Петухов Д.В. Технические средства обучения: Учеб. пособие. - Шадринск, 2006.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2003.

Интернет-ресурсы:

⋅ http://www.school.edu.ru/default.asp - Российский общеобразовательный портал.

⋅ http://smallbay.ru/autograf.html - просветительский и образовательный ресурс.

⋅ http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов.

⋅ http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей.

⋅ http://historic.ru/ - электронная библиотека.

Сегодня в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.
Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у школьников умений и навыков работы с компьютером.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения компьютерного класса.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.
Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активностии сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.
Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке:

  • Хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном - указателем и т. д.
  • Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала.
  • Наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала.
  • Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам.
  • Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

  • В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух др.;
  • Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата;
  • Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации;
  • Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у студентов умений работать с ними;
  • Мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов;
  • Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя таким образом и сам учебный процесс.

Основная часть

Раздел: Конструирование плечевой одежды

Тема: Построение чертежа основы втачного рукава

Цели:

  • Сформировать знания о разных покроях рукавов и разновидностях втачного рукава.
  • Изучить названия срезов и конструктивных линий рукава, измерительные признаки и прибавки, необходимые для его построения.
  • Развивать у учащихся начертательные умения и навыки, самостоятельное мышление при построении чертежа.
  • Содействовать воспитанию точности и аккуратности при построении чертежа.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор; экран;

раздаточный материал для учеников : сантиметровые ленты, масштабные линейки, карандаши, ластики, бумага для выполнения чертежей в натуральную величину;

для учителя: бумажная выкройка втачного одношовного рукава в натуральную величину.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин.)

Примечания

Организационный
момент

Проверка готовности
учащихся (наличие инструментов)

Сообщение темы и целей урока

Изложение нового
материала

Вводная беседа

Комментирование слайдов

Смотрят на экран, слушают, участвуют в беседе

Презентация1 Слайд 3-11,
текстовый документ

Практическая работа

Вводный инструктаж

инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу

осмысливание и выполнение задания

Презентация1
Слайд 12-14
Презентация2 Слайд 1-7

Текущий инструктаж

корректировка неправильных действий учащихся, ссылка на слайды

самостоятельная индивидуальная
(или фронтальная)
работа со слайдами

Презентация2
Слайд 7-29

Заключительный инструктаж

анализ выполненных работ

показ выполненных работ

Итог урока

беседа по вопросам учителя

отвечают на вопросы

Домашнее задание

сообщение домашнего задания

запись в дневник

Уборка рабочих мест

План - конспект урока:

1. Организационный момент

Учитель приветствует всех присутствующих, контролирует готовность учащихся к уроку.
Для того чтобы сконцентрировать внимание учащихся и настроить на рабочий лад, целесообразно на экране открыть Презентацию 1 (слайд 1) . Затем вместе с ними определить, чем будем заниматься на уроке, что необходимо запомнить и сделать (слайд 2).

2. Изложение нового материала

2.1. Вводная беседа (сообщение познавательных сведений, где наглядностью являются слайды)

1) Покрой рукавов

Покрой - это исторически сложившийся характер членения одежды на детали определенной конфигурации и размера.
В зависимости от характера членения одежды по основанию рук различают изделия без рукавов и с рукавами, которые могут иметь следующий покрой (слайд 3) .

  • Втачной рукав.
  • Реглан.
  • Цельнокроеный.
  • Комбинированный.

Рукава важная часть изделия.
Покрой рукава, прежде всего, определяется назначением изделия, а так же выбранным для пошива изделия материалом. От раскроя и пошива рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его в носке.

а) Виды втачных рукавов (слайды 4-5):
Покрой изделия с втачным рукавом считается классическим, так как является постоянным представителем моды (слайд 6) .
Характерной особенностью этого покроя является линия проймы, которая по своей форме соответствует очертаниям сечения руки по конечной плечевой точке. Окат рукава соединяется с прямой по замкнутому контуру. Втачные рукава очень разнообразны (слайды 7 - 10) .

б) Покрой реглан (слайды 11 – 12) .
Особенностью этого покроя является незамкнутая линия проймы, идущая от линии горловины, и рукав, цельнокроеный с плечевой частью изделия. На месте плечевого шва располагается средний (верхний) шов рукава или вытачка. Покрой рукава реглан тоже бывает различным: обычный реглан, реглан-погон, полуреглан и др.
Мода обычно связывает реглан с изделиями свободного прямого силуэта.

Примеание: для любознательных в Приложении 3 имеется дополнительная информация о происхождении рукава реглан для самостоятельного прочтения.

в) Цельнокроеный рукав (слайд 13)
С рукавами этого покроя мы подробно знакомились в 7 классе. Плечевые изделия с цельнокроеными рукавами тоже обычно имеют свободный прямой или полуприлегающий силуэт, мягкую округлую форму плеча для большей свободы движения. Существуют различные варианты цельнокроеных рукавов: мягкой формы, с ластовицей, с отрезными бочками, но все их характеризует выкраивание рукавов вместе с передом и спинкой.

г) Комбинированный покрой
Комбинированный покрой характеризуется сочетанием в одном изделии нескольких вариантов рукавов. Например: рукав цельнокроеный с кокеткой.

д) Рукава с манжетами
Нижние срезы длинных прямых рукавов часто обрабатывают манжетами: прямыми замкнутыми или с обработанным краем - их застегивают на пуговицы и петли.
Манжеты могут быть цельнокроеными или состоять из двух частей: верхней и нижней.
При построении рукава с манжетой длину рукава (Д р) уменьшают на половину ширины манжеты.

2) Названия линий и срезов рукава (слайд 13)
Учитель показывает учащимся выкройку основы втачного рукава, объясняет, что окат - это верхний контур рукава. Рекомендует обратить их внимание на форму нижнего среза выкройки, предложить определить переднюю и заднюю половинки рукава.

3. Практическая работа.

3.1. Вводный инструктаж

1) Снятие мерок для построения рукава.
Объяснение с практическим закреплением (фронтальная работа в парах).
Демонстрируется (слайд 11) изображение руки с нанесенными на ней ориентирными точками и линиями измерений.
Учителю необходимо вызвать одну из учениц к доске и показать, как правильно снимать мерки. Ученицы вспоминают правила снятия мерок:

Измерения производят по правой свободно опущенной руке;
- измеряемый должен стоять прямо без напряжения, не сгибая ноги в коленях.

Обхват плеча - Оп
Измеряют самое широкое место руки в области подмышечных впадин.

Обхват запястья - Озап .
Измеряют в самом узком месте руки у сочленения предплечья с кистью.

Длина рукава - Др .
Измеряют от плечевой точки до нужной длины рукава, учитывая сгиб руки в области локтя.

2) Исходные данные для построения чертежа рукава (Презентация 2)
Учитель объясняет, что построение зависит от фасона рукава, направления моды, особенностей телосложения и пр. (слайд 2) Прибавка на свободу движения для обычного рукава составляет 5 - 6 см; для рукавов на худые руки - до 7 см.
Кроме того, для построения (слайд 3 - 6) необходимо дополнительно найти высоту оката.

3. 2. Текущий инструктаж

Учащиеся, используя алгоритм (слайды 7 – 29) , самостоятельно в рабочих тетрадях выполняют чертеж основы втачного рукава на типовую фигуру в масштабе 1:4. При наличии времени строят выкройку рукава по своим меркам в натуральную величину (те, у кого изделие с рукавами) или по своим меркам в масштабе 1:4.

3. 3. Заключительный инструктаж
Учитель анализирует работы и выставляет оценки.

4. Итог урока

4.1 Вопросы:

  1. Какие мерки снимают для построения чертежа основы рукава?
  2. Почему все мерки для построения чертежа рукава записывают полностью?
  3. Какая линия контура рукава называется окатом?
  4. По какой формуле рассчитывают высоту оката ?

5. Домашнее задание:

  1. Построить чертеж основы рукава по своим меркам
  2. Повторить покрои рукавов, названия срезов и конструктивных линий рукава

6. Уборка рабочих мест

Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Поэтому не нужно перегружать урок его использованием. Кроме того, важно во время урока чередовать работу на компьютере с другой деятельностью и проводить физкультминутки в целях здоровьесберегающих технологий.
Так как на уроке много места отводится для работы с компьютером, то на этапе подведения итога урока не рекомендую использовать интерактивные или обычные тесты и кроссворды на компьютере. Целесообразнее их дать на следующем уроке, на этапе повторения и закрепления пройденного материала.
Обратите внимание, что учителю для подготовки урока ничего не нужно, кроме выкройки рукава в натуральную величину.
Можно также осуществлять самостоятельную практическую работу в специальных программах типа AutoCAD или КОМПАС. Для этого необходимо заранее обучать учащихся работать в этих программах.

Управление образования администрации Куединского района

«Применение ИКТ на уроках технологии»

Работу выполнил:

учитель технологии,

МОУ «Федоровская ООШ»

п. Куеда 2009

Ведение 3

Глава 1. Возможности использования ИКТ на уроках технологии. 7

Глава 2. Эффективность использования ИКТ на уроках технологии. 10

Глава 3. Варианты использования ИКТ на уроках технологии. 12

Заключение 24

Библиографический список. 25

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в процесс обучения приходят новые информационные компьютерные технологии. Они основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать, какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе.
В настоящее время очень популярны такие уроки, где весь или частично, учебный материал представлен в программе Power Point (слайд – презентации). Это наиболее удачная форма наглядных пособий, она дает возможность продемонстрировать поэтапно в движении некоторые процессы, в зависимости от темы, так как схемы, рисунки, таблицы и т. п. на бумажных носителях быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.
Школьникам нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у школьников вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у школьников умений и навыков работы с компьютером.
Презентация может оформляться всевозможными картинками, схемами, графиками, таблицами и т. п., может содержать в себе кроссворды, тесты и сопровождаться звуками, музыкой и речью, что позволяет эмоционально воздействовать на учащихся. Она позволяет лучше запечатлеть в сознании учащихся образы, дает возможность ближе и лучше рассмотреть какие - то события, факты, схемы, явления; применить игровой момент. Все слайд – презентации представляют собой структуру, работая с которой учитель может в любом месте приостановить показ, вернуться назад или вперед, делая при этом комментарии по теме. Необходимо отметить, что использовать презентацию возможно как фронтально на большом экране, так и индивидуально для каждого, в зависимости от уровня подготовленности учащихся и оснащения компьютерного класса.
Применение компьютеров эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе предъявления учебной информации, на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения. Такой подход позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Исследования последних лет показали: люди усваивают 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что одновременно видели и слышали. Поэтому элементы ИКТ очень важно и нужно вводить в традиционный урок.
Разработка презентации для урока является длительным процессом, который требует значительных затрат времени. Но, в то же время необходимо отметить, что компьютер в значительной мере снижает трудоемкость оформления создаваемых схем, образцов, текстов, таблиц, графиков и рисунков. Отснятые цифровыми фото - и видеокамерами материалы легче обрабатывать на компьютере. Возможности сканера позволили вводить в компьютер изображения: иллюстраций из печатных изданий, фотографий, а графические редакторы - устранять в них дефекты, выбирать нужный формат, изменять цвет, удалять лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составлять из них отдельные изображения.
Слайд - фильм, или презентация, как метод - современен и перспективен, он позволяет учителю вносить изменения, уточнения, позволяет корректировать его в любое время, обеспечить лучшее осмысление и осознание той информации, которую учитель хочет донести до школьников.
Все слайд - презентации являются, прежде всего, носителями информации по предмету, облегчают выполнение самостоятельных работ, создают условия для реализации активности и сознательности, учащихся в процессе учебной работы. Разработка и демонстрация слайд - презентаций обучения, а так же применение технических средств обучения - не самоцель, а средство повышения эффективности познавательной деятельности обучающихся.
Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.
Существуют некоторые условия успешного (эффективного) представления наглядных пособий изготовленных с помощью ИКТ на уроке:

    Хорошее обозрение в кабинете, которое обеспечивается хорошей видимостью демонстрируемого наглядного пособия путем применения ответствующих красок экраном - указателем и т. д. Наглядных пособий в презентации должно быть столько, сколько требуется для изучения материала. Наглядное пособие демонстрируется тогда, когда в этом наступила необходимость по времени и по содержанию изучаемого материала. Четкое выделение главного, основного при показе презентации ученикам. Необходимо рационально сочетать демонстрацию и слово.

Слово предваряет, сопровождает и заключает демонстрацию наглядного пособия представленного в виде презентации.

    В процессе восприятия демонстрируемого учащимися следует включать, возможно, большее количество анализаторов: зрение, слух др.; Ограниченность презентации одной только наглядностью не даст положительного результата; Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а так же для обобщения усвоенной учебной информации; Систематичность применения наглядных пособий в виде презентации способствует формированию у студентов умений работать с ними; Мелкие объекты использовать в качестве раздаточных материалов; Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения школьников в активных участников учебного процесса, а учителям помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя таким образом и сам учебный процесс.

Глава 1

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием»

Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает возможность для размышления, и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся,

привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практическихзадач.

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, слайд-фильмов. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации - важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, графические возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию.

При объяснении нового материала и проведении практических работ по

разным разделам программы «Технология» можно использовать компьютерные программы Ехсеl, Раint, Аdobе Рhotoshор, Word, РоwerРоint. Работа с ними по силам даже начинающим осваивать компьютер.

Электронные таблицы Ехсеl можно применить для создания схем и рисунков для вышивки крестом, для расчета формул при построении конструкции швейных изделий. В этой программе легко создавать и различные орнаменты.

Графический редактор Раint можно использовать при создании схем для

лоскутной мозаики.

Умея выполнять компьютерные презентации с помощью программы Роwег Роinт, можно сделать учебные наглядные пособия по любому разделу программы.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.

Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).

Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к науке.

В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Оно состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов. Занимательность - внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но она может снять равнодушие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.

Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы , легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.

Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозность цифр - все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у школьников.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.

Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-упражнения, состязания, конкурсы, сигнальные карточки, живое, образное описание событий, эпизода, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, курьёзы, шутки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т. д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все формы обучения, перечисленные выше можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность + иллюстративность особым образом окрашивают материал, делают процесс овладения знаниями более привлекательным, дают пищу переживаниям. Рамки использования занимательности на уроке весьма подвижны.

Презентация позволяет реализовать метод кратковременных фронтально-групповых лабораторных работ, которые одновременно выполняются всеми учащимися класса в группах под руководством учителя. При этом на слайдах может находиться план выполнения работы, бланк отчета о проделанной работе и форме вывода, видеосюжет, иллюстрирующий опыт или эксперимент. Фронтальные опыты, учат школьников наблюдать и анализировать явления, способствуют развитию мышления. Активизация мыслительной деятельности достигается соответственно постановкой вопросов, в которых следует обращать внимание на существенные стороны изучаемого вопроса

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т. д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа , письменная проверочная работ , самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.

Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

· Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ

Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

1. Для более глубокого восприятия учебного материала;

2. В проектной деятельности;

3. В презентационной деятельности;

4. При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;

5. При работе в локальной и глобальной сети.

На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.

Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:

I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся вбирают объект труда, конкретизируют тему проекта и выбирают модель изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. В частности, для 5-9 классов – это изучение истории возникновения и развития данного вида одежды, просмотр журналов мод, выбор и анализ моделей, способов обработки изделий, украшений и аксессуаров. Для 10-11 классов – подробное изучение особенностей различных видов рукоделия , различных технологий обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем, рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию, иллюстрированные каталоги и альбомы музеев, журналы), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео - и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Internet–магазины. Перед учащимися встает проблема поиска и отбора необходимой для исследования информации, решение которой во многом зависит от умения осуществлять информационный поиск в сети Internet (поскольку в сети насчитывается более 6 млрд. документов по самым разным проблемам). Если раньше решением этой проблемы занимались учителя информатики, то сейчас учителя-предметники всех категорий должны владеть технологиями информационного поиска в сети Internet и обучать этому учащихся.

3. Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;

4. Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

· Развитие коммуникативных способностей

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.

Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса , учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем;

Поиск и обработка информации могут рассматриваться как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т. е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации. При работе с большими объемами информации у учащихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска, определять грамотно объем предлагаемой информации, читать быстро, осмысленно текст, графики, схемы, чертежи, формулировать мысли ясно, кратко, по делу, излагать мысли в письменном виде, выполнять анализ, сравнение, классификацию. Компьютер осуществляет общение учащихся в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический растровый редактор Paint и Калькулятор, то в 7-11-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Adobe PhotoShop, FrontPage, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, чертежа, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа, вызвать интерес слушателей, читать внятно, быстро, осмысленно. Найденную и обработанную информацию на уроке обязательно требуется прослушать, просмотреть, проанализировать, сравнить и оценить. Ученики могут обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и преподавателю. Учащиеся при этом получают навыки публичных выступлений, участия в дискуссиях, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде, что предполагает учет различных точек зрения, умение анализировать их основания. Этому могут способствовать нестандартные уроки. Общение учащихся на подобных уроках формирует умение слушать внимательно, не перебивая, понимать смысл жестов, поз, правильно воспринимать мимику, интонацию, передать информацию жестами, позой, поддержать контакт глазами, выбрать нужную позицию общения, выбрать интересную тему общения, задать правильную тональность общения.

Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование компьютера предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. Поэтому не нужно перегружать урок его использованием. Кроме того, важно во время урока чередовать работу на компьютере с другой деятельностью и проводить физкультминутки в целях здоровьесберегающих технологий.
«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т. д.

Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. "Учитель" 2000 № 1, "Интерактивные методы обучения".

2. "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".

3. "Педагогика" 2000 № 7, "Интерактивные методы обучения".

4. "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".

5. "Новые педагогические и информационные технологии" ,

6. Бабанский оптимизировать процесс обучения. М.,1998

7. Бабанский обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 1970

8. Матюшкин ситуации в мышлении и обучении. М.,1982

9. Махмутов урок. Вопросы теории. М.,1981

10. Махмутов проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987

11. Школа и производство. Научно – методический журнал.2006 – 2008г.

ИКТ на уроках технологии

С недавнего времени медиатехнологии чрезвычайно влились в жизнедеятельность человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который лучше поиграет на компьютере, на телефоне или посмотрит телевизор, чем прочитает книгу или сделает домашнее задание. Огромный поток новой информации, внедрение и применение компьютерных технологий на телевидении, игровых приставки, компьютерные игры оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его в мирровозрения.

Поэтому ребенок гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

За короткий промежуток времени нужно научить ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности полученную информацию. Нужно заинтересовать ученика так, чтобы он с большим интересом и увлечением работал на уроке.

И вот здесь в помощь учителю приходят сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке делает процесс обучения мобильным, практичным строго дифференцированным и индивидуальным. В современном мире наверно уже трудно найти учителя, который бы ни разу не пользовался компьютером в образовательном процессе

Что же такое ИКТ?

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратившись к словарю можно увидеть множество определений, вот одно из них "ИКТ - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации".

Основные принципы использования ИКТ это развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

Наибольшее количество информации, примерно 90% человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств. Полученная человеком информация в форме зрительных, слуховых и других образов хранится в его памяти.

Это говорит о том, что наряду с традиционной подачей материала необходимо использовать ИКТ, потому что согласно исследованиям ученых: устная передача материала запоминается минимально, а визуальная подача материала с сопутствующим объяснением увеличивает восприятие и сохранность получаемой информации.

Как гласит пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!"

Компьютер может использоваться как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Компьютер выполняет следующие функции:

1. Для учителя компьютер это:

источник учебной информации;

наглядное пособие;

тренажер;

средство диагностики и контроля.

2. Как вспомогательный инструмент:

Создание и редактирование текстов, их хранение;

    графический редактор;

Видеоредактор;

Аудиоредактор

Средство подготовки всевозможных материалов;

Вычислительная машина.

Эффективность использования ИКТ на уроках:

Повышает эффективность учебного процесса;

Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;

Развивает интерес у учащихся

Сокращает время на подачу учебного материала;

Развивает активность и самостоятельность учащихся;

Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;

Способствует развитию внимания, памяти учащихся, логического мышления;

Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ

1. Нехватка компьютерного оснащения и количество компьютерных кабинетах в школах.

2. Нехватка времени у учителей.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. Малое оснащение школ сетями Интернет.

5. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т. п.

6. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Похожие статьи