К группе предложений по цели высказывания относятся. Виды простых предложений по эмоциональной окраске

I. По цели высказывания различают типы предложений:

1) повествовательные, они
заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых

Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена.
(А. Блок)

2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.)

Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья!
Пусть нам звездою путеводной святая истина горит...
(А. Плещеев)

3) вопросительные, они выражают вопрос

Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены?
(А. Блок)

Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности

Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?
(А. Блок)

II. По интонации различают типы предложений:

1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством

О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая!
(А. Блок)

2) невосклицательные, по интонации нейтральные:

В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова.
(А. Блок)

Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться

          1. в конце предложения:
а) точка, вопросительный знак, восклицательный знак; многоточие - для обозначения незаконченности высказывания;
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
          1. в середине предложения:
а) многоточие - для обозначения пауз, заминок;
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65

Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:

  1. 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.

Известно, что, в зависимости от того, как произносит или какую цель преследует говоривший, предложения в русском языке способны передавать совершенно разный смысл. Например, интонация и цель высказывания в синтаксической конструкции «что это такое» могут означать:

  • возмущение - «что это такое!», передающее негодование говорившего по поводу происходящего;
  • вопрос - «что это такое?», требующий пояснения.

В зависимости от того, какие есть цели высказывания, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Понятие предложения

Предложение - это синтаксическая единица, отличающаяся завершенностью. В письменном виде последняя передается с помощью точки, вопросительного или а в устной - интонацией. Обычно к концу высказывания она понижается.

Слова, входящие в предложения, связаны между собой грамматически с помощью предлогов и окончаний, а также смыслом. В каждой законченной синтаксической конструкции есть основа, представленная его главными членами или одним из них - подлежащим и сказуемым, независимо от того, каковы

  • Мама читает дочке книгу. "Мама" - это подлежащее, а "читает" - сказуемое, передающее его действие.
  • На улице светает. В данном предложении присутствует только сказуемое - "светает".
  • Зима. Данная конструкция состоит только из подлежащего.

В зависимости от того, какими должны быть высказывания, цель их может состоять в передаче сообщения, вопроса или побуждения.

Повествовательные предложения

Это наиболее распространенный вид синтаксических конструкций, хотя следует помнить, что повествовательное предложение, сказанное с другой интонацией, может перейти в категорию побуждения или вопроса.

Эти виды синтаксических конструкций представляют собой сообщения о происходящих явлениях, фактах или событиях, как утверждаемых, так и отрицаемых. Например:

  • Прошедший день оставил о себе тягостные воспоминания. В данном примере высказывания цель информации - это передача отрицательного отношения к событию.

  • Сестра ждала на скамейке, пока я энергично делал зарядку после долгой пробежки. В данной конструкции передача информации происходит в двух связанных друг с другом по смыслу предложениях, сообщающих о происходящих действиях и имеющих нейтрально-положительную окраску.

Обычно высказывания, цель которых подача информации, в письменной форме оканчиваются точкой, а в устной - понижением интонации голоса.

Побудительные выражения

В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания использует автор, они могут либо побуждать к действию, либо передавать совет или рекомендацию, и в этом случае будут называться побудительными.

В подобных синтаксических конструкциях побуждение к действию осуществляется с помощью глаголов в повелительном наклонении или специальных частиц, таких как «пусть, пускай», «давай», «ну-ка» и другие.

По цели высказывания (примеры ниже) могут в конце иметь как так и точку. В зависимости от интонации они выражают:

  • Мольбу - «Прошу, пусти меня».
  • Просьбу - «Дай мне воды».

  • Приказ - «Уйди отсюда!».
  • Пожелание - «Будь здоров!».
  • Совет - «Заведи себе собаку».

Произнося подобные высказывания, цель которых - подтолкнуть к действию, автор влияет на дальнейшее совершение действий и развитие событий.

Вопросительные предложения

Когда человек хочет что-либо уточнить или узнать, он задает вопрос. В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания при этом используются и какой будет предполагаемый ответ, их разделяют на:

  • Общевопросительные синтаксические конструкции, задача которых - получить отрицательный (нет), положительный (да) или нейтральный (не знаю, может быть) ответ по какой-либо информации. Например: «Ты уже обедал?», «В этом саду растет сирень?»
  • Частновопросительные предложения, которые направлены определенному лицу для получения о нем дополнительной информации, характера объекта или обстоятельств действий, например: «Во сколько ты должен быть на месте?», «Когда уже потеплеет?».

В этих всегда есть вопрос, требующий конкретного ответа.

Виды вопросительных предложений

Данные виды конструкций также могут отличаться по своему характеру, например быть:

  • собственно вопросительными и обязательно требовать ответа, так как при этом уточняется неизвестная автору информация: «Куда едет этот трамвай?»;

  • утвердительными вопросами, требующими подтвердить данные, уже указанные в нем: «Он ведь не специально?»;
  • отрицательными конструкциями, в которых выражают отрицание, уже заложенное в вопросе: «И зачем мне это было нужно?»;
  • побудительные, задача которых подтолкнуть собеседника или себя к действию: «Может, посмотрим перед сном кино?»;
  • риторические вопросы, не требующие обязательного ответа: «Кто же не пойдет окунуться в воду в жаркую пору?».

В зависимости от того, какие бывают цели высказывания вопросительных предложений, на письме они передаются с помощью а в устной речи - с помощью интонации. В подобных синтаксических конструкциях часто применяют слова с вопросительным значением, например «зачем», «почему», «чем», «как» и другие.

Восклицательные предложения

Этот вид синтаксических конструкций зависит от интонации, с которой произносятся высказывания. Цель - передать чувства, которые вызывают те или иные события или действия. Они делятся на:

  • например «Выпал первый снег - как же красиво на улице!»;

  • вопросительно-восклицательные - «Неужели ты не понял с первого раза?!»;
  • побудительно-восклицательные конструкции - «Верни мне мою книгу!».

От того, какова цель высказывания и интонация, зависят знаки препинания в них.

Выделение предложений в письменной речи

Если в устной речи в подобных конструкциях интонация указывает на их цель, то на письме это точка, вопросительный или восклицательный знак.

  • В повествовательных невосклицательных предложениях в конце всегда ставится точка: «Я пришла домой уставшей».
  • Если высказывание повествовательное, побудительное или вопросительное, но с интонацией восклицания, то в нем ставится восклицательный знак, иногда их 3, или он может стоять после вопросительного. Например: «И пошел Иван-Царевич куда глаза глядят!», «Берегись!!!», «Ты с ума сошел?!»

  • Когда побудительное предложение имеет невосклицательный характер, то в конце него ставится точка: «Иди домой».
  • Если высказывание с оттенком незавершенности, то оно заканчивается многоточием: "Я вернулся из дальнего плавания, и что дальше?..", "Грусть-печаль меня заела..."

Чтобы поставить правильно знаки препинания, следует определить, к какому типу по цели высказывания относится предложение и какова его интонация.

Некоторые люди не знают, как правильно расставить знаки препинания в тексте или даже одном простом предложении. И очень часто над такими людьми смеются, указывают на их ошибки (на письме, в официальных документах, в комментариях в социальных сетях и др.).

Виды предложений по интонации

Предложения, выделяемые интонационно, бывают невосклицательного и восклицательного типа. В основном встречаются предложения первого типа. Это повествовательные предложения, побуждающие. К примеру: Возьми с собой, пожалуйста, картошку. От приятного запаха осени моя душа запела. Мама говорила купить хлеб и газету.

Второй тип подразумевает особое произнесение текста, с тоном и чувством, яркой окраской восклицания. Примером послужат такие предложения: Как же здорово на море! Вот это да! Красотища! Отдай немедленно ей краски!

Предложения по цели высказывания

Здесь различают три подтипа:

  • повествовательные;
  • вопросительные;
  • побудительные.

К первым относят такие предложения, которые либо отрицают что-то, либо повествуют о чем-то. Обычно они заканчиваются многоточием, точкой или восклицательным знаком. Давайте рассмотрим примеры:

  • Я люблю море. Однако я не хочу ехать туда по жаре.
  • Темнеет.
  • Кажется, стало темно…
  • Ой, утро наступило!

При повествовательной интонации рассказчик повышает тон вначале предложения и понижает его в конце.

К вопросительным относят и риторические, и обычные предложения. В конце каждого ставится знак вопроса. Примеры: Когда ты уберешь комнату? Что происходит? Как обстоят дела с банком? Ты можешь отдать диск сегодня?

Интонационно такие предложения выражаются рассказчиком в повышении голоса в конце предложения или на самом вопросе.

Третий вид предложений – побудительные. Обычно они заканчиваются точкой или восклицательным знаком и содержат совет, просьбу или призыв, мотивацию, требование, приказ и подобное. На примере: Принеси мне апельсин, будь добр. Позанимайся аэробикой. Не спи! Валя, положи вещи на место!

В случае использования таких предложений рассказчик повышает тон.

Так как русский язык богат и многогранен, встречаются такие ситуации, когда сложно понять, что имелось в виду и где именно необходимо расставить знаки препинания. Но если Вы хотите быть разносторонне грамотным человеком, необходимо знать правила русского языка и уметь оперировать ими.

На этом уроке вы поймёте, почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания. Узнаете о типах предложений по цели высказывания и по интонации, познакомитесь с характеристикой каждого предложения по двум параметрам.

Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Объясняем, с какой целью люди вели диалог

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное , восклицательное)

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Находим в тексте вопросительные, повествовательные, побудительные предложения

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка .

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Заключение

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1) по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

Похожие статьи