Карта наблюдений за детьми с РАС.docx - Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка. Дневник педагогических наблюдений за учащимся с зпр Дневник наблюдения динамики учащихся аутизмом психологом

ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ

Ф.И.О.

класс

ГОУ СкОШ VIII вида № 482

Классный руководитель: Изместьева Наталья Викторовна

  1. ФИО ________________________________________________
  2. Класс 2 «А»
  3. Дата рождения _______________________________________
  4. Домашний адрес, домашний телефон ______________________________
  5. Семья ребенка:

Мать Ф.И.О., место работы ___________________________________

Отец Ф.И.О., место работы____________________________________

  1. Жилищно-бытовые условия 3-х комнатная квартира, в которой проживают мать, отец, трое детей и родственники отца. Квартира выставлена на продажу.
  2. Взаимоотношения в семье прослеживаются элементы диктата со стороны отца. Мама не имеет собственного мнения, во всём поддакивает мужу.

Наличие отклонений от норм поведения в семье поведение отца неадекватное – на любые замечания в отношении Влада реагирует вспышками гнева. Начинает разговаривать на повышенных тонах, оскорблять собеседника, не обращая внимания на его пол, возраст и статус.

Воспитательный потенциал семьи Родителям свойственен низкий уровень общей и педагогической культуры, неспособность правильно организовать семейный досуг, жизнедеятельность семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании детей.

  1. Характер ребёнка вспыльчивый – легко огорчается, обижается. Причины своих обид старается устранить с помощью брани и кулаков. Не чувствителен к другим.
  2. Качества личности (положительные, отрицательные) К положительным качествам можно отнести самостоятельность и любознательность. К отрицательным – вспыльчивость, необоснованное недовольство, драчливость.
  3. Положение ребенка в коллективе находится на стыке нейтральный / отвергаемый
  4. Учебная деятельность: программный материал усваивает с трудом, нуждается в постоянной помощи со стороны взрослых.

Уровень знаний характеризуется низкими показателями.

Мотивация обучения низкая.

Посещаемость уроков регулярная, но без интереса. Учебную задачу не понимает.

  1. Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы любит участвовать в общешкольных мероприятиях и соревнованиях.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _______________

Дата

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И. пришёл в ГОУ СкОШ VIII вида № 482 по направлению районной ПМПК. Раньше обучался в ГОУ СОШ № 1049, где продублировал обучение во 2 классе.

Внешне ребёнок опрятный, культурно-гигиенические навыки сформированы в достаточной степени. В школу приходит в чистой одежде, причёсанный, аккуратный. Физическое развитие соответствует возрасту. Очень любит спортивные мероприятия и уроки физкультуры.

Уровень обученности низкий. Процесс обучения даётся ему очень нелегко. На уроках рассеян, внимание неустойчивое – фиксируется с трудом на короткое время. Влад быстро устаёт, теряет интерес к занятиям, невнимателен. Мышление конкретное, тугоподвижное. Объём памяти снижен. Знания об окружающем мире носят бессистемный и отрывочный характер. Логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение на стадии формирования.

Чтение послоговое, отрывистое, монотонное. Выделяет голосом интонацию текста по образцу. Последовательный пересказ только с опорой на наглядность или наводящие вопросы. Скрытый смысл текста определяет с помощью учителя.

Письмо самостоятельное медленное, неаккуратное. Иногда пропускает буквы в словах, переставляет буквы и слоги местами в сложных словах, буквы разной величины. Легко списывает с печатного и рукописного текста, письмо под диктовку затруднено. Задания по русскому языку самостоятельно не выполняет, требует повторения словесной инструкции учителя несколько раз.

Прямой и обратный счет в пределах 20, называет «соседей», чисел, умеет считать от заданного до заданного числа, счётные операции выполняет с трудом. При решении задач затрудняется в записи краткого условия. Построение геометрических фигур выполняет с помощью учителя.

Отношения с одноклассниками сложные. Влад отталкивает от себя ребят: постоянно пытается кого-нибудь задеть, обозвать, часто агрессивен. В конфликтных ситуациях предпочитает решать проблему кулаками, или звонит жаловаться отцу и старшему брату.

Влад нарушает правила поведения учащихся в школе: во время перемен без разрешения убегает на 4 этаж (к старшему брату), уходит в столовую, использует в речи нецензурные выражения, оскорбляет учащихся и распускает руки.

Классный руководитель

Дата

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Редко

Иногда

Часто

Учебная деятельность:

  • равнодушие;
  • нежелание учиться;
  • низкая успеваемость;
  • затруднение в освоении учебных программ;
  • систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

  • изоляция;
  • противопоставление себя коллективу;
  • положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

  • жестокое обращение со слабыми и младшими;
  • пренебрежительное отношение к сверстникам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

  • конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
  • грубость;
  • бестактность;
  • ложь.

С родителями:

  • конфликтный характер;
  • ложь;
  • грубость, хамство.

Поведение и поступки.

В школе:

  • прогулы;
  • нарушения требований школьной дисциплины;
  • нецензурная брань;
  • жаргонная речь;
  • порча школьного имущества;
  • срыв уроков;
  • драки.

Классный руководитель Изместьева Н.В. _____________


ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ

Нииииии Миииии

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

учащегося __2__ класса __А__ МБОУ КСШ № 1

классный руководитель

Чернова Е. Е.

г. Княгинино

2013 г.

Содержание

Раздел I . «Информационный лист»

Включает в себя личные данные учащегося (в том числе копия свидетельства о рождении ребенка)

Состав семьи

Данные о родителях

Раздел II . «Педагогико–психологическая характеристика на учащегося»

Общие сведения об учащемся

Направленность личности учащегося

Волевые качества учащегося

Эмоциональная сторона характера

Особенности умственного развития учащегося

Характеристика на учащегося, составленная учителем

Раздел II I . «Учебная деятельность»

Учебная деятельность

Оказание помощи в учебе со стороны родителей

Ежедневное наблюдение

Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям

Любимые школьные предметы

Раздел I V . «Индивидуальная работа»

План работы с учащимся и его семьей

РАЗДЕЛ 1.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

    ФИО ученика (цы) - Нииии Михаил

    Класс - 2 «а»

    Дата (число, месяц, год) и место рождения - 20.03.2005, г. Княгинино

    Домашний адрес, домашний телефон, код подъезда д. Б………

    Семья ребенка:

Мать-

Отец-

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Опекун______________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка:

Состав семьи, её структура - многодетная, полная

Жилищно-бытовые условия - частный, одноэтажный, кирпичный дом со всеми удобствами, четыре изолированные комнаты.

Взаимоотношения в семье – доброжелательные.

Наличие отклонений от норм поведения в семье - нет.

    Группа здоровья ребенка, заболевания: 1- основная

    Положение ребенка в коллективе – популярный.

    Учебная деятельность:

успеваемость – справляется с программными требованиями

посещаемость уроков – пропусков нет

способности к обучению - средние

    Трудовая деятельность:

наличие трудовых навыков – выполняет просьбы учителя

предпочитаемые виды труда – уборка класса, территория школы

участие в трудовых делах - с удовольствием, активный участник

    Внеурочная деятельность. Занятость в объединениях системы дополнительного образования. Личный вклад в жизнь класса, школы – активный участник всех мероприятий; кружки не посещает

    Круг общения (ФИ друзей):

в школе –

вне школы –

Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) – 22.10.13.,

    Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) -----

    Состоит ли в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Княгининского района (дата постановки, причина) – 28.09.13., совершение общественно-опасного деяния

    Состоял ли на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Княгининского района (дата снятия с учета) -------

    Состоит ли в ПДН МО МВД России «Княгининский» (дата постановки, причина) – 04.09.13., совершение общественно-опасного деяния

    Состоял ли на учете в ПДН МО МВД России «Княгининский» (дата снятия с учета)----

    Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина) – 22.10.13., постановка на ВШУ

    Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина) – 26.09.13., совершение общественно-опасного деяния

22.10.13. (дата оформления дневника)

Чернова Е. Е. _________________

(ФИО классного руководителя) (подпись)

РАЗДЕЛ 2.

ПЕДАГОГИКО– ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ХАРАКТЕРИСТИКА

на ученика 2 «А» класса

МБОУ

Княгининской

средней школы № 1

Наааааа Миииии Сееееее (20.03.2005).

Наааааа поступил в 1 «А» класс МОУ Княгининская СОШ № 1

1 сентября 2012 года в возрасте 7 лет, до школы посещал детский сад.

Миша справляется с программными требованиями по предметам, любит лепить, рисовать, с удовольствием участвует в классных и школьных мероприятиях, принимает активное участие в школьных конкурсах, за что неоднократно награждался грамотами. На уроках бывает невнимателен, рассеян, записи в тетрадях небрежные. Мальчик часто конфликтует с детьми, иногда затевает драки. На замечания детей, учителей реагирует слезами, с мальчиком постоянно ведутся индивидуальные беседы.

Миша из полной семьи, родители уделяют большое внимание сыну, обстановка в семье доброжелательная, у мальчика отдельная комната и рабочее место для занятий, всегда аккуратно одет, школьные принадлежности в порядке, регулярно питается в столовой. Мама постоянно интересуется успехами сына, оказывает помощь, посещает родительские собрания, родителям даются рекомендации для дополнительных занятий.

Директор _______________ (ФИО)

Кл. руководитель_________________(ФИО)

МП

РАЗДЕЛ 3.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Мнение учителя

Предметы, изучаемые с

удовольствием

чтение

чтение

чтение

Предметы, вызывающие

трудности

русский язык

русский язык

русский язык

Предметы, которые хотели бы изучать дополнительно

физ-ра

матем.

матем.

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В УЧЕБЕ СО СТОРОНЫ
РОДИТЕЛЕЙ

Параметры

Мнение ученика

Мнение родителей

Полностью самостоятелен

Оказывается эпизодическая

Помощь (указать, по каким)

Оказывается постоянная помощь

ПО ЧЕТВЕРТЯМ

предмет

успев

пропуски

успев

пропуски

успев

пропуски

успев

пропуски

русский язык

литер. чтение

анг. яз.

матема тика

окруж. мир

музыка

изо

технология

физ-ра

ритор.

информ.

ЕЖЕДНЕВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

Дата

Наблюдение

Меры, результат

23.10

Принял участие в конкурсе рисунков «Золотая осень серебряного возраста»

Грамота.

28.10

Принял участие в конкурсе дет. тв-ва «Оранжевое солнце» номинация «Моя страна Россия»

Грамота.

01.11

Принял участие в уборке класса.

ноябрь

Принял участие в конкурсе открыток ко Дню матери.

Грамота.

декабрь

Принял участие в конкурсе рисунков «Конституция РФ глазами детей»

Грамота.

декабрь

Принял участие в конкурсе поделок «Новый год к нам мчится»

Грамота.

декабрь

Принял активное участие в подготовке к новогоднему представлению.

январь

Принял участие в конкурсе рисунков «Зимующие птицы родного края»

Грамота.

ВЕДОМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ

3 ЧЕТВЕРЬ

предмет

успев

пропуски

русский язык

литер. чтение

анг. яз.

математика

окруж. мир

музыка

изо

технология

физ-ра

ритор.

информ.

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

Содержание наблюдений

Не наблюдается

Иногда

Часто

Учебная деятельность:

    равнодушие;

    нежелание учиться;

    низкая успеваемость;

    затруднение в освоении учебных программ;

    систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

+

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

    изоляция;

    противопоставление себя коллективу;

    положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

    жестокое обращение со слабыми и младшими;

    пренебрежительное отношение к сверстникам;

    принадлежность к различным молодежным группам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

    конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

    грубость;

    бестактность;

    ложь.

С родителями:

    конфликтный характер;

    ложь;

    грубость, хамство.

Проведение свободного времени:

    не занимается в кружках и секциях;

    проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

    употребляет спиртные напитки;

    курит;

    зарабатывает себе на жизнь;

+

Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

    незнание своих возможностей и способностей;

    профессиональная неопределенность;

    неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии.

Отношения к труду:

    отрицательные отношения

    невыполнения трудовых обязанностей в школе и дома;

    недобросовестное отношение

+

+

+

Поведение и поступки.

В школе:

    прогулы;

    нарушения требований школьной дисциплины;

    нецензурная брань;

    жаргонная речь;

    порча школьного имущества;

    срыв уроков;

    драки.

В семье:

    побеги из дома;

    невыполнение домашних обязанностей;

Противоправные поступки:

    бродяжничество;

    попрошайничество;

    азартные игры;

    употребление наркотиков;

    проституция;

    воровство;

    вымогательство;

    порча имущества;

    нанесение телесных повреждений (драка).

+ Вечерний социально-педагогический рейд. Посещение ребенка на дому.

    Изучение личности уч-ся.

    Изучение семьи (семейных отношений) Совместно с социальным педагогом.

    Изучение интересов и способностей уч-ся.

    Вовлечение уч-ся с кружковую деятельность.

    Индивидуальная консультация для родителей: "Роль семьи в развитии способностей ребенка".

    Контроль за организацией питания учащихся.

    Участие в школьных и классных мероприятиях.

    Консилиум с учителями" Оказание социально-педагогической и психологической помощи, нуждающимся детям"

    Посещение на дому каждого "трудного" подростка .

    Встречи с представителями правоохранительных органов .

    Правовой всеобуч

-"Преступление и правонарушение"
- "Как не стать жертвой преступления"
- "Ответственность несовершеннолетних перед законом"
- "После дела за советом не ходят"

ноябрь

    Разработать рекомендации по работе с "трудными" детьми, и учащимися, требующими особого педагогического внимания для учителей предметников, для родителей. Совместно с социальным педагогом.

    Индивидуальные консультации для родителей "Как организовать досуговую деятельность детей". Совместно с социальным педагогом.

    Изучение уровня адаптации "трудных подростков" Совместно с социальным педагогом.

    Вовлечение в спортивную секцию для "трудных" подростков. Совместно с учителем физкультуры.

    Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью "трудных" и детей, требующими особого педагогического внимания.

    Административно-педагогический патруль. Посещение "трудных" подростков на дому. Совместно с администрацией.

    Правовой всеобуч

- "Дай душе волю, захочется поболе"
-"Преступления и правонарушения, совершаемые несовершеннолетними"
-"Пожары и поджоги. Встреча с работниками МЧС"

    Встречи с работниками здравоохранительных учреждений.

    Участие в школьных и классных мероприятия

Декабрь

    Вовлечение уч-ся в общешкольные и классные дела. Совместно с организатором.

    Работа с уч-ся по воспитанию милосердия и сострадания к людям, нуждающимся в помощи.

    Консультация для родителей "Асоциальное и аморальное поведение родителей пагубно влияет на развитие и поведение ребенка". Совместно с социальным педагогом.

    Рейд-проверка учащихся на дому в вечернее и дневное время суток .

    Правовой всеобуч:

"Наркотики и закон"
"Фальшивомонетничество – преступление"
"Профилактика драк и агрессивного поведения"
"Зависть ведёт к нас к «разбитому корыту»"

ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ И ПОСЕЩАЕМОСТИ

учащегося 2 «а» класса

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть

предмет

упев

пропус ки

успев

пропуски

успев

пропуски

успев

пропус ки

русский язык

литер. чтение

анг. яз.

матема тика

3

-

окруж. мир

4

-

музыка

5

-

изо

5

-

технология

5

-

физ-ра

4

-

ритор.

4

-

информ.

4

-

Классный руководитель: Чернова Е. Е.

Разделы: Классное руководство

Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, детских организаций, родителей и общественности.

Чтобы правильно воспитывать учеников, надо хорошо их знать, глубоко проникнуть во внутренний мир, понимать их переживания и мотивы поведения. Изучить то, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенности воли, черты характера, темперамент. А это, значит, найти более верный путь к сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Одним из наиболее распространенных методов изучения школьников является педагогическое наблюдение. Оно направлено на систематическое их изучение в обычных условиях жизни и деятельности. При проведении наблюдения надо отмечать только наиболее типичные, характерные черты личности, при оценке поступков важно выявлять их причины.

В процессе наблюдения следует не просто констатировать факты, а выявлять причины того или иного поведения и намечать пути наиболее эффективного воздействия на каждого ученика с учетом его особенностей. Большие трудности представляют наблюдения за учениками замкнутыми, отверженными от коллектива они стараются держаться в стороне, не высказывают свое мнение. Необходимо им давать интересные поручения, вовлекать в коллективную деятельность, где наиболее полно раскрывается характер, обнаруживаются склонности, навыки и привычки.

Классный руководитель проводит наблюдения, прежде всего на своих уроках. Здесь можно определить уровень развития учащихся, их кругозор, выявить интерес к различным учебным предметам, волевые качества.

Ценный материал, характеризующий отдельных школьников, дает общественно – полезный труд. Некоторые ученики проявляют торопливость, неорганизованность, разбросанность, другие работают ритмично, без спешки, выполняют порученное дело тщательно и аккуратно. Одни трудятся с большим интересом и желанием, другие – неохотно. Все это важно знать для того, чтобы правильно понять ученика, найти пути его воспитания, а иногда и перевоспитания.

Более благоприятно наблюдать над учащимися во время внеклассной работы. В совместной деятельности во внеурочное время ученики полнее раскрывают свои интересы, склонности, черты характера.

Изучение учащихся в школе обычно дополняется наблюдениями за поведением вне школы и в семье. Некоторые ученики за стенами школы ведут себя по-иному. В классе они не нарушают дисциплину и порядок, а на улице ведут себя негативно, проявляют, не уважение к старшим. Не зная этого, трудно оказать серьезные воздействия на таких учеников.

В результате может сложиться неправильное представление о характере и поведении того или иного ученика, чтобы избежать этого, надо наблюдать за учеником длительное время в различных условиях жизни и деятельности. Эти наблюдения можно внести в дневник, изучить их и наметить пути индивидуальной дальнейшей работы с учащимися.

Если учителю поручают классное руководство в новом для него классе, он приступает к предварительному знакомству с учащимися еще до начала учебного года. А именно знакомится и изучает:

  1. Личное дело
  2. Классный журнал
  3. Проводит беседу с бывшим классным руководителем
  4. (с воспитателями детского сада)
  5. Информацию от директора, завуча
  6. Проводит совещание с учеником
  7. Проводит беседу с родителями

Классный руководитель, впервые приняв класс, собирает сведения об учениках. (Где живет, профессии его родителей, состав семьи, материальная обеспеченность, культурный уровень, взаимоотношения в семье, характер воспитания ребенка в семье. Режим, досуг, товарищи, есть ли условия быта, рабочее место, участие в домашнем труде. Друзья, знакомые вне школы, ближайшее окружение, кто положительно влияет, кто отрицательно влияет на ребенка. Выясняет состояние здоровья, что читает, интересы, таланты, способности.)

В процессе изучения у классного руководителя накапливается информация по вопросам общего развития школьников (культура речи, начитанность, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение в общественных местах и т.д.); идейной политической направленности (отношение к политическим событиям, участие в общественной жизни и работе класса и школы, какие газеты выписывает и читает, отношение к общественным поручениям, кому желает подражать, кумиры); отношения к учебному труду и успеваемости ученика (мотивы обучения, посещение учебных занятий, пропуски, опоздания без причин, внимательность на уроках, систематичность выполнения домашних заданий, самостоятельность выполнения учебного труда, успеваемость по различным предметам, какие предметы любит, какие предметы даются легко, а по каким затрудняется, причины неуспеваемости и т.д.); отношения школьника к физическому труду (самообслуживание, как выполняет общественные поручения, связанные с физическим трудом, какой труд предпочитает, проявления инициативы и самостоятельность в физическом труде, каким видом труда интересуется, посещение кружков, секций); уровня дисциплинированности ученика, правила для учащихся; культурного уровня поведения (организованность на уроках, вежливость в общении, опрятность, аккуратность, интересы и склонности в области искусства, науки, техники); широту и устойчивость интересов (какие кружки, организации, общества ученик посещает, какой профессией интересуется, связь его с выбором будущей профессии, прилежание и добросовестность).

Все эти данные можно внести в дневник наблюдения в отдельные графы. Можно эти данные записать в виде таблицы.

Чтобы хорошо знать школьника, можно составить программу изучения личности и программу изучения коллектива. Для наблюдения школьника классному руководителю следует проводить различные внеклассные мероприятия. Например, эксперимент, анкеты, сочинения учащихся, социометрические опросы. Установить симпатии, антипатии, безразличия друг к другу, установить, кто пользуется авторитетом, кто – меньше.

В средних классах можно провести мероприятия на темы: “Какой я?”, “Что узнаем о себе на уроках”, “Сходства и различия между людьми”, “Хорошее и плохое в человеке”, “Каким хотел бы я быть?”. Провести проверки на познание мира и себя на темы: “Память, типы памяти, как улучшить память”, “Мышления: логические, образные”, “Эмоции и чувства человека” (настроение и самочувствие, как ими управлять?), “Речь: дикция, образность, логичность” (можно вести элементы риторики – владение голосом, составление письменных, устных речей, жесты, мимика). Дальше можно провести мероприятия на индивидуальные особенности человека на темы:“Интересы, предпочтения склонности”, “Способности, одаренность, талант”, “Темперамент”, “Характер”, “Привычки (полезные и вредные)”, “Поведение человека. От чего он зависит”, “Самооценка, уверенность в себе, преодоление комплексов”, “Сложные жизненные ситуации”, “Планируем жизнь”, “Сочинение – мое представление о будущем”.

В старших классах можно провести мероприятия на темы: “Как научиться понимать других людей”, “Как строить отношения с людьми различного темперамента, характера, возраста?”, “Конфликты. Как их избежать или разрешить? Поведение в конфликте”, “Как обрести уверенность в себе (обаяние, привлекательность)”, “Взаимоотношение любимых супругов”.

Проведение таких мероприятий дает ученикам возможность самопознания, пробуждает желание самосовершенствоваться, помогает при самовоспитании и ориентированности в окружающем мире: что есть добро и зло, к чему следует стремиться в жизни, а от чего отказаться, как достичь взаимопонимания с другими людьми. Тут ребят необходимо нацелить на целостную сферу личности. Поэтому при отборе материала мероприятий (анкеты, опросы, беседы, диспуты, игры-уроки и др.) я стараюсь подготовить его таким образом, чтобы дети не только усваивали, но и откликнулись на него. А именно, самостоятельно осмыслили и оценили. Еще будет эффективным, если они соотнесут оцениваемые объекты друг с другом.

Например, я как учительница математики поведение человека сравниваю с обыкновенной дробью, излагая это мудрой мыслью великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: “Человек подобен дроби, где числитель – это то, что он собой действительно представляет, а знаменатель, то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; если знаменатель – бесконечность, то дробь равна нулю”.

Можно это высказывание цитировать, для воспитательной цели, при прохождении в 5-м классе темы “Обыкновенная дробь”. Здесь можно детям объяснять суть дроби в поведенческом аспекте. Например, числитель – это ваши положительные поступки (добрые дела, хорошие отметки, доброжелательные отношения друг к другу и т.д.), а знаменатель – это ваши плохие отрицательные (негативные) поступки (плохие отметки, непослушание, невыполнение хороших дел и т.д.). И задавайтесь вопросом: “Дробь будет какой?”. Затем дать обобщение детям, если вы совершили что-то нехорошее (в знаменателе), чтобы его исправить, необходимо совершать хорошие дела. Для достижения поставленной цели в изучении личности помогут материалы которые несут познавательную и целостную информацию о человеке, его индивидуальных особенностях, возможностях, перспективах развития.

Мы часто просим ребят оценивать не только свои качества личности, но и личность других людей (их поведение, мысли, чувства, и не просто отметить “это – хорошо”, а “это – плохо”, а выявить их особенности, только им присущие черты характера, отметить, какие в нем есть привлекательные черты, а какие отрицательные). В таких заданиях дети обычно рефлекцируют,т.е. дают оценку собственным и другим поступкам, мыслям, чувствам.

Сейчас вошло в моду информировать астрологические, зодиакальные приметы поведения, черт характера человека по разным гороскопам. Такие сведения тоже необходимо учесть и дать на заметку.

В профориентационной работе можно провести дискуссию “Как ориентироваться в мире профессий?”, объяснить типы профессий по предмету труда (“Человек – человек”, “Человек – техника”, “Человек – знаковая система”, “Человек – художественный образ”, “Человек – природа”), классы профессий по характеру труда (исполнительные, творческие), выяснить творческий потенциал каждого ученика и связывать, кем ему быть по зодиаку. Все они в целом помогают конкретно определиться при выборе будущей профессии.

Для себя я сделала вывод, что учитель обязательно должен вести индивидуальный педагогический дневник, он является лучшим способом накопления знаний об ученике, базой данных о нем.

Результаты наблюдения я фиксирую в дневнике. Накопленные в дневнике наблюдения дают объемный материал для составления характеристик на каждого ученика, с их помощью не трудно составить объективные характеристики. Ведь не секрет, что нередко педагогические характеристики бывают поверхностными, бедными, однообразными, иногда пишутся наспех, ограничиваются несколькими общими предложениями. Иногда без достаточных оснований приписываются такие качества, которые на самом деле в детях нет.

Раздумья над пометками в страничках дневника, их анализ помогают осуществить индивидуальный подход, указать недостатки, принять меры для их устранения.

Дневник наблюдения очень удобный для учителя, он не требует много “писанины”, тем самым, сэкономит и так драгоценное, время учителя. Он является первым помощником классному руководителю в работе с учениками, родителями и общественностью.

Использованная литература

  1. Н.И. Болдырев. Классный руководитель. –М.: Просвещение, 1978;
  2. Журналы “Классный руководитель”

Бауэр Наталья Александровна
Организация процесса обучения ребенка младшего школьного возраста, с расстройством аутистического спектра

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА С РАСТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА »

Данная тема на сегодняшний день, является актуальной для педагогов и родителей, т. к. в последнее время все чаще обсуждается вопрос о синдроме детского аутизма , и о том как вести работу с детьми РАС.

Аутизм - это одно из широко распространённых нарушений развития («эффект маятника» , оно связано с органическими , генетическими поражениями и окружающей средой. Характеризующийся регресом речи, отрывом от реальности, отгороженностью от внешнего мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние раздражители, нарушением адекватной эмоциональной связи со средой и сопровождающийся стереотипным

поведением.

Впервые ранний детский аутизм был описан Л . Канером в 1943 (статья, «Антропология аутизма ).

В настоящее время большинство авторов полагают, что РДА является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы. РДА может проявиться вследствие самых разных заболеваний, например врожденной краснухи или туберкулезного склероза. Самой распространенной причиной возникновения детского аутизма принято считать генетическую предрасположенность.

Детям с данным нарушением всю жизни приходится приспосабливаться к социальной обстановке, т. к. жизнь для них является источником стресса, что приводит к нарушениям социального поведения, коммуникативным способностям

Симптомы аутизма :

Нарушение социального поведения

Нарушение коммуникации

Стереотипное поведение

Работа с такими детьми довольна кропотлива и длительна. С «не говорящими» детьми занятия проходят успешнее при выстраивании визуального ряда. Если раньше начинается обучение чтению ребенка , то больше шансов у него вызвать эхолаличное повторение звуков.

Наряду с этим ведется специальная работа с детьми для преодоления артикуляторной апраксии (нарушение моторики (артикуляционной) .

Как можно раньше нужно начинать у таких детей коррекцию речевых расстройств . Для того чтобы преодолеть аутистическое поведение необходимо довольно много времени. Это систематическая работа ряда специалистов (дефектолог, психоневролог, логопед, социальный педагог, психолог, терапевт).

1) Установление эмоционального контакта с ребенком аутистом :

1 этап - период «эмоционально насыщенной пассивности» осторожное наблюдение за поведением ребенка , исключает любую форму вмешательства и ограничений ребенка , но вместе с тем педагогу важно демонстрировать ребенку готовность к поддержке и защите, его спокойную заинтересованность и поощрение ребенка .

2 этап – «пассивное соучастие» в деятельности ребенка . Побеседовав с родителями и узнав у родителей о особенностях их ребенка , его игровые, бытовые предпочтения педагогу будет легче производить попытки внедрения в стереотипизированную деятельность ребенка с учетом полученной информации от родителей. Взрослый отказывается от роли взрослого и принимает некоторые формы детского поведения, находясь рядом с ребенком выполняет похожие действия, что и ребенок (пример6 если ребенок играет с веревочками, взрослый как бы тоже играя плетет косичку.)

3 этап – период «активного соучастия» активное внедрение в сферу стереотипизированной деятельности аутичного ребенка . На этом этапе прочным становится зрительный, тактильный, речевой контакт, ребенок не сопротивляется , ждет одобрения, похвалы, больше привыкая к педагогу, внедряются занятия, на которых необходимо первоначально использовать знакомые для ребенка пособия , внешне создавая привычную для ребенка ситуацию и постепенно внедрять новые.

Работая с ребёнком РАС учителю, родителям рекомендуется проявлять твердость, настойчивость, терпеливость характера, т. к предстоит длительно работать над установлением положительного эмоционального, зрительного контакта с ребенком , выработкой «правильного» поведения, формированием соответствующего стереотипа, который поможет познавать мир ребенку и учиться взаимодействовать с другими людьми.

Задачи :

1) Адаптация к школьному обучению (адаптация к режиму дня, нормам поведения и т. д.) .

2) Формирование учебного стереотипа (работа за партой, подготовка к уроку, ответы на вопросы) .

3) Формирование стереотипа поведения в учебной комнате (обучение разным формам работы за партой, у доски, выполнению индивидуальных заданий и т. д.).

4) Развитие коммуникации (общение с окружающими) .

Четко организовывать пространство (учебного места, комнаты) .

Начинать учебную деятельность с ребенком рекомендуется , с демонстрации «визуального расписания» .

Речевые инструкции должны состоять из 2-3 слов и быть пошаговыми.

Обращаться к ребенку по имени , для понимания собственного «Я» .

Использовать подписанные системы хранения, подписывать предметы, которыми пользуется ребенок (методика «Глобальное чтение» ).

- Обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки.

Использовать подкрепление правильного (вкусным поощрением, объятием, стимулом) .

Осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое, избегать переутомления.

Постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Вести «дневник наблюдений» (учитель, специалисты, родитель) .

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС :

Эмоциональное развитие;

Развитие моторики;

Развитие активного и осмысленного отношения к миру;

- организация поведения ;

- организация пространственно-временной среды;

Развитие коммуникаций (вербальной, невербальной) .

В работе с детьми РАС используются элементы технологий, приемы, методы :

Игротерапии (директивная и свободная игра, предметные и дидактические игры, игры-упражнения);

Элементы телесной терапии;

Элементы пескотерапии;

Элементы «PECS» (работа с символами, пиктограммами, картинками) ;

Элементы ИКТ;

Словесные, объяснительно-иллюстративные методы;

Продуктивная деятельность (использование наглядных пособий, фотографий рисунков, схем, знаково-графических изображений, метод «Макатон» (жест + картинка, что помогает формировать фразовую речь, и т. д., обучение чтению по методу Марии Монтессори и т. д. ;

Использование приема комментирования собственной деятельности.

Арт-терапия :

музыка, живопись, театр, танцы, занятия с пластилином глиной.

Дельфино-терапия

Пет-терапия

Ипотерапия

Холдинг-терапия :

Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка , мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том , как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Сенсорная интеграция – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка .

Ребенку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно со взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность.

Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

«Взаимодействие с семьёй» .

В общении с родителями учитель должен быть педагогически тактичен, деликатен, сдержан, уважителен, вопросы для беседы должны быть продуманными, чтобы не оттолкнуть родителей от себя.

Рассказывайте родителям , что необходимо развивать и воспитывать в ребенке , подчеркивая его индивидуальность.

Обсуждайте с родителями и общие требования к воспитанию и обучению ребенка .

Побуждайте родителей высказывать свои взгляды, выслушивайте мнение родителей об используемых методах, приемах, даже если оно ошибочно. Призывайте родителей объединять усилия для выработки единых требований.

Учитывайте личностные интересы родителей.

P.S. «Не нужно изменять ребенка – нужно изменить среду вокруг него» и тогда Вы получите положительный результат J.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

ДНЕВНИК

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

учащегося ____ класса ____ МОУ СОШ с.Варламово

классный руководитель ______________________________

2015-2016 уч.год

    Пояснительная записка.

    Информационный лист.

    Личностные качества.

    Карта наблюдения.

    Сформированность учебных навыков по русскому языку.

    Сформированность учебных навыков по математике.

    Табель успеваемости.

    Характеристика.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный дневник предназначен для работы учителей в коррекционных классах. С его

помощью учитель сможет прослеживать развитие детей по определённому предмету,

используя методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, а также психологические

методы для своевременной коррекции мыслительного процесса учащихся.

Коррекционный дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами.

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность

педагогического воздействия.

Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов

предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии

познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала,

индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.

 ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях

 развитие мотивации учебной деятельности

 развитие функции самоконтроля

 повышение работоспособности и самостоятельности

 формирование адекватной самооценки

 формирование и развитие логического мышления

 развитие навыков планирования собственной деятельности

 развитие внимания и памяти

 развитие навыков контроля и словесного отчёта

Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся.

Объект коррекции: дети с задержкой психического развития.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

    ФИО ученика (цы) ________________________________________________________________

    Класс _______________

    Дата (число, месяц, год) и место рождения____________________________________________

    Домашний адреС__________________________________________________________________

    Семья ребенка:_________________________________________________

Мать____________________________________________________________________________

Отец ____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

    Группа здоровья ребенка, заболевания: ______________________________________________

    Заключение ПМПК________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩЕГОСЯ.

Нравственное воспитание

Сквернословит

Дисциплинирован

Уважает старших

Соблюдает правила школы

Помогает одноклассникам

Следит за внешним видом

Проявляет самостоятельность

Соблюдает личную гигиену

Критичен

Любит животных

Учебная деятельность

Учится хорошо

Учится с желанием

Выполняет домашние задания

Содержит в порядке учеб.принадлежности

Активен на уроках

Опаздывает

Прогуливает

Соблюдает дисциплину на уроках

Отношение к труду

Любит уроки труда

Готов помочь

Легко овладевает трудовыми навыками

Аккуратен в работе

4. КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ.

Не наблюдается

Учебная деятельность:

    равнодушие

    нежелание учиться

    низкая успеваемость

    затруднение в освоении учебных программ

    систематическая неуспеваемость по

    одному или нескольким предметам.

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

    изоляция

    противопоставление себя коллективу

    положение вожака микрогруппы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

    жестокое обращение со слабыми и младшими;

    пренебрежительное отношение к сверстникам;

    принадлежность к различным молодежным группам.

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

    конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

    грубость;

    бестактность;

С родителями:

    конфликтный характер;

    грубость, хамство.

Проведение свободного времени:

    не занимается в кружках и секциях;

    проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

    употребляет спиртные напитки;

    зарабатывает себе на жизнь;


Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

    незнание своих возможностей и способностей

    профессиональная неопределенность

    неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии

Отношение к труду:

    отрицательное отношение

    невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома

    недобросовестное отношение

Поведение и поступки.

В школе:

    нарушения требований школьной дисциплины;

    нецензурная брань

    жаргонная речь

    порча школьного имущества

    срыв уроков

В семье:

    побеги из дома

    невыполнение домашних обязанностей

Противоправные поступки:

    бродяжничество

    попрошайничество

    азартные игры

    употребление наркотиков

    проституция

    воровство

    вымогательство

    порча имущества

    нанесение телесных повреждений (драка)

5. Сформированность учебных навыков по русскому языку.

Вид работы

Характер ошибок

Основные направления

коррекционной работы

6. Сформированность учебных навыков по математике.

Вид работы

Характер ошибок

Основные направления

коррекционной работы

7. ТАБЕЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ

ученика _____ класса _____________________

Уч.год

ФИ _________________________________

Список предметов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Русский язык

Литература

Обществознание

Геометрия

География

Биология

Физическая культура

Технология

Краеведение

Информатика и ИКТ

Похожие статьи