Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы — магистратура (54.04.02) Технологическая практика магистратура декоративно прикладное искусство

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069), приказываю:

Блок 2 «Практики, в том числе НИР», который в полном объеме относится к программы.

Структура программы магистратуры

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин {модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части «Дисциплины (модули)» и «Практики, в том числе НИР» программ академической или прикладной магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

7.1.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в Российском индексе научного цитирования.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.

7.2.1. Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

60 процентов для программы академической магистратуры;

45 процентов для программы прикладной магистратуры.

К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, дипломы лауреатов и степеней международных и всероссийских конкурсов, патенты на промышленные образцы, являющиеся членами Союза художников России, Союза дизайнеров России, Союза архитекторов России, а также других российских и международных творческих союзов соответствующего профиля, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее:

5 процентов для программы академической магистратуры;

5 процентов для программы прикладной магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации), осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный № 39898).

______________________________

* Перечень направлений подготовки высшего образования - магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный № 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691), от 25 марта 2015 г. № 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный № 39355).

** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243; № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4389, ст. 4390), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52 ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243).

Обзор документа

Утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" (уровень магистратуры) (54.04.02).

Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ магистратуры по указанному направлению подготовки.

Стандарт содержит характеристики направления подготовки и профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры. Также он устанавливает требования к результатам освоения и структуре этой программы.

Бакалавриат 54.03.02 / Магистратура 54.04.02

Профили бакалавриата

«Художественное проектирование декоративных аксессуаров»

Программы магистратуры

«Изделия декоративно-прикладного искусства»
«Художественная обработка материалов»

Ступени обучения

Бакалавриат, Магистратура

Форма и сроки обучения

Бакалавриат: очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет, на базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.

Магистратура: очная – 2 года.

Квалификации

Бакалавр / Магистр

Вступительные испытания

Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в .

Сфера деятельности специалиста

Проектирование, моделирование, макетирование художественных изделий прикладного характера на основе традиций декоративно-прикладного искусства и с учетом современных социально-экономических и эстетических требований. Разработка авторских проектов с учетом технологических требований и воплощение их в материале; организация художественно-творческой, исполнительской и предпринимательской деятельности на предприятиях народных художественных промыслов и организациях художественного профиля.

Обучение, практика и стажировки

Студенты получают серьезную теоретическую подготовку в области проектирования и технологии изделий прикладного искусства, а также имеют уникальную возможность воплощать свои творческие идеи в мастерских резьбы по камню и кости, мозаики, ткачества, ювелирных мастерских и др. Практики проходят во всемирно-известных музеях Санкт-Петербурга. Во время учебы студенты успешно демонстрируют свои учебные, творческие и исследовательские работы на всероссийских и международных выставках, конкурсах, привлекаются к проектированию и изготовлению изделий по конкретным заказам. Желающие могут пройти стажировку на отечественных и зарубежных предприятиях и комбинатах. По договору с Эстонской Академией искусств ежегодно выделяются стипендии для студентов СПбГУПТД с целью обучения и выполнения творческих проектов на английском языке. Активно развивается и Финско-российская программа студенческого обмена FIRST, в рамках которой студентам предоставляется возможность прохождения учебной стажировки и преддипломной практики на английском языке со стипендией в вузах Финляндии.

Трудоустройство выпускников

Выпускники успешно работают дизайнерами и художниками ДПИ в художественно-технологическом производстве предприятий народных промыслов, а так же применяют свои знания в учебно-методической педагогической и научно-исследовательской деятельности.

Дальнейшее обучение и повышение квалификации

1

В статье рассматривается специфика подготовки магистров направления 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Традиционно институт магистратуры воспринимается уровнем образования, направленным на научную деятельность. В то же время в соответствии с Федеральным государственным стандартом направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в развитии профессиональных компетенций магистра ведущую роль играет практическая, творческая деятельность. Установлено, что исследовательская и поисковая деятельность магистров ориентирована на практическое применение – исследование проводится для дальнейшего грамотного создания арт-объекта. В процессе осуществления проектной деятельности происходит творческий поиск не только художественно-эстетической составляющей, но и осуществляется научно-поисковая работа в области истории, культуры, традиции. Во время создания образцов осуществляется совершенствование технологии, поиск новых технических решений. Практическая ориентированность программы требует выработки особых требований и критериев в научной деятельности, предъявляемых к академической и прикладной формам магистратуры для этого направления.

магистратура

декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

практическая деятельность

академическая и прикладная магистратура

1. Вандышева О.В., Кочеткова И.П., Горбушина А.А., Лазарева М.С., Маликова И.М. Особенности изучения дисциплины «Специальные технологии в декоративно-прикладном искусстве» в профессиональной подготовке магистров // Современные тенденций развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. – Москва–Магнитогорск: МГТУ, 2015. – Вып. 12. – С. 122–130.

2. Маленков Ю.А. проблемы развития высшей школы и подготовки магистров на основе концепции добавленной ценности // Вестник СПбГУ. Сер 5. 2009. Вып. 1. – С. 165–175.

3. Мельник М.В. О подготовке магистров и аспирантов: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики № 5(22) – 2014. – С. 79–82.

4. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Уровень высшего образования – Магистратура. Направление подготовки 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». [Электронный ресурс]. URL:http://www.cfuv.ru/wp-content/uploads/2015/03/54-04-021.pdf. (дата обращения: 25.03.16).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. – М., 2009. – 20 с. [Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db-mon/mo/data/d_09/prm782-1.pdf (дата обращения: 25.03.16).

6. Федоровская Н.А. К вопросу о целесообразности осуществления подготовки магистров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в вузах Приморского края // Материали за X международна научна практична конференция «Динамиката на современната наука – 2014», 17-25 юли 2014 г. (София, Болгария). Т. 6. Педагогически науки. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 33–35.

7. Федоровская Н.А., Парняков А.В., Гайдышева М.А. Образная трансформация ловца снов: сохранение и адаптация народных промыслов в учебном процессе // Материали за X международна научна практична конференция «Динамиката на современната наука – 2014», 17-25 юли 2014 г. (София, Болгария). Т.7. – София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 11–14.

8. Федоровская Н.А., Шахбарян Е.Г. Стрит-арт и традиционный орнамент в декоративном оформлении пространства кампуса ДВФУ: постановка проблемы // Материали за 11-а международна научна практична конференция, «Настоящи изследвания и развитие», – 2015. Том 16. Технологии. Здание и архитектура. Химия и химически технологии. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД. – С. 45–48.

Реформирование системы высшего образования и выстраивания новой трехступенчатой системы обучения требует концептуального осмысления происходящих процессов. Становится очевидным, что каждое направление подготовки, несмотря на общие принципы, имеет свои уникальные черты, для которых необходимо выстраивание индивидуальной траектории в иерархической системе: бакалавриат-магистратура-аспирантура. В настоящее время нет четких, общепринятых классификационных разграничений между этими уровнями. Обратим внимание на ситуацию с институтом магистратуры.

Цель исследования

Долгое время именно магистратура воспринималась итоговым этапом обучения, в котором важная роль отводилась научным исследованиям, что в значительной степени сближало ее с программой аспирантуры. Занимая в настоящее время серединное положение в системе высшего образования, институт магистратуры, стал наиболее уязвимым звеном, вызывающим множество вопросов по наполнению образовательных программ. В научных публикациях неоднократно затрагивались проблемы, возникающие при подготовке магистров различных направлений, однако эти исследования показывают, что тема далеко не исчерпала себя и не утратила своей актуальности. Каждое направление имеет свою специфику, которая требует детального изучения . Рассмотрим особенности реализации программы магистратуры 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», и в частности на роль практической деятельности магистров в рамках этого направления.

Результаты исследования и их обсуждение

Федеральный государственный стандарт по направлению подготовки является главным документом, определяющим специфику образовательной программы. В настоящее время действующим является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.09 № 782 . Существующий проект нового стандарта на момент написания статьи не подписан, в связи с чем может выступать в исследовании лишь в качестве предварительного, неофициального документа .

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет базовую спецификацию направления, согласно которой «область профессиональной деятельности магистров включает вид творческой деятельности, связанный с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами, и объединяющий достижения декоративного искусства, художественного конструирования, технологий и техник исполнения, экономики, социологии и направленных на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» .

К объектам профессиональной деятельности магистров относят: «декоративные изделия и предметы, выполненные ручным или промышленным способом в материале (дерево, керамика, кость, металл, стекло, ткань и другие материалы); художественное оформление интерьеров зданий и сооружений; архитектурно-декоративная пластика внешней среды» .

Тем самым изначально определяется практическая, творческая направленность магистерской программы, подтверждающаяся и видами профессиональной деятельности: художественно-творческая; проектная; информационно-коммуникативная; организационно-управленческая; экспертно-консультационная и инновационная .

Современная концепция магистратуры, как известно, предполагает введение академической формы, ориентированной на научную и научно-исследовательскую деятельность, а также прикладной, ориентированной на творческую, проектную деятельность. Отметим, что механизм подобного деления все еще не прописан и вызывает научные дискуссии.

Однако, разделение на академическую и прикладную магистратуру, которое отражено в Проекте нового стандарта, в рамках направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в определенной степени условно. Данная условность определяется самой сферой декоративно-прикладного искусства, которая ориентирована на индивидуальное производство, ручной труд, мастеровую культуру. Исходя из этого область деятельности, предмет, профессиональные задачи направления ориентированы в первую очередь на практику: творческую, организационную, проектную деятельность, внедрение новых технологий и методик создание объектов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Область декоративно-прикладного искусства привлекает соответствующих абитуриентов. В рамках Дальневосточного федерального университета открыто значительное число магистерских программ гуманитарной направленности. В связи с этим целевой аудиторией рассматриваемого направления подготовки магистров становятся ориентированные на творчество абитуриенты. Студенты, стремящиеся к чисто научно-исследовательской деятельности в области искусства и культуры, выбирают соответствующие направления подготовки - например, «Искусствоведение», «Культурология» и др.

Анализ поступающего на образовательную программу контингента свидетельствует о том, что магистрантов в первую очередь интересует практическая деятельность, возможность совершенствовать свои навыки, создавать арт-объекты в соответствии с индивидуальной специализацией, осваивать новые технологии, участвовать в выставках и художественных конкурсах. Возможность творить становится одной из главных причин выбора этого направления магистратуры.

В данном контексте у магистров направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» академическая, научно-исследовательская деятельность вызывает определенную сложность. Исследовательская и поисковая работа магистров ориентирована на практическое применение: изучение историко-культурных и теоретико-технологических аспектов проводится лишь для дальнейшего грамотного создания арт-объекта. В процессе выполнения проекта происходит творческий поиск не только художественно-эстетической составляющей, но и осуществляется научно-поисковая работа по истории, технологии, культуры, традиции.

В результате создания образцов неизбежно происходит совершенствование технологии, поиск новых технических решений. В рамках создания объектов народных промыслов магистрант соприкасается с глубинными слоями традиционной культуры, осуществляет погружение в историко-культурный и семиотический контекст объекта. Обучающиеся неизбежно поднимают вопрос об адаптации и трансформации образцов традиционных народных промыслов, осуществляют поиск решений оптимальных по стоимости и технологии изготовления .

В то же время, нельзя не отметить тот факт, что уровень научной деятельности магистрантов направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» зачастую сильно разнится с другими направлениями магистратуры. В образовательную программу приходят живущие чистым творчеством абитуриенты, никогда ранее не занимавшиеся наукой и впервые сталкивающиеся с научным знанием, необходимостью обобщения, анализа и научного осмысления. Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у творческих людей способность к научной деятельности, т.е. к иному отношению к действительности по сравнению с творческим, интуитивным подходом. Все это требует значительного времени для переформатирования сознания.

В рамках магистратуры выработать новый тип мышления не всегда представляется возможным. Однако, учитывая специфику программы, ее базовые цели и профессиональные задачи не является обязательным. Обратим внимание на то, что не случайно в стандарте 2009 г., а также в Проекте нового стандарта в разделе формирования профессиональных компетенций в группе научно-исследовательской деятельности указаны наиболее простые, практико-ориентированные формы научной работы.

Так, выпускник: «обладает навыками научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов); способен представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати; владеет опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями (ПК-6); способен выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования, либо художественного творчества (ПК-7)» .

В связи с этим выполнение основ научной деятельности закрывает компетенции образовательного стандарта, что является вполне достижимым для магистрантов. Действительно, выпускник магистратуры должен владеть навыками научно-поисковой работы, уметь осознанно проводить изыскания, позволяющие ему подкреплять творчество историко-культурной и теоретико-технологической основой. Однако он может и не стать теоретиком-искусствоведом или культурологом, Стандарт не ставит перед магистрами эту задачу.

Заключение

Таким образом, становится очевидным, что не для всех направлений магистратура является уровнем обучения, направленным исключительно на научно-исследовательскую деятельность. В творческих направлениях, к которым относится магистратура «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», ведущую роль в развитии профессиональных компетенций занимает практическая деятельность магистра. В связи с этим возникает серьезная проблема выработки критериев и подходов к самому институту магистратуры, а также к определению научно-исследовательского уровня академического и прикладного магистра в контексте творческих, практико-ориентированных направлений магистратуры.

Библиографическая ссылка

Федоровская Н.А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-6. – С. 1224-1227;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9168 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Похожие статьи