План взаимодействия: министерство обороны российской федерации. Об организации взаимодействия в операциях Кроме решения командира в полку разрабатывается

Документ установленного образца, определяющий порядок выполнения полетов, характер заданий экипажам и очередность их выполнения. Плановая таблица полетов применяется при полетах государственной и экспериментальной авиации. [ФАП от 31 марта 2002]… … Справочник технического переводчика

Плановая таблица полетов - 63) плановая таблица полетов документ установленного образца, определяющий порядок выполнения полетов, характер заданий экипажам и очередность их выполнения. Плановая таблица полетов применяется при полетах государственной и экспериментальной… … Официальная терминология

Служебно боевой документ, разрабатывается графически и текстуально штабом объединения, соединения и воинской части на основе решения командира (начальника) на охрану ГГ, на проведение (участие в проведении) пограничной операции, плана… … Пограничный словарь

Плановая таблица взаимодействия - один из документов по планированию боя (операции) и организации управления войсками … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

өзара қимылдың жоспарлы кестесі - (Плановая таблица взаимодействия) әскерлердің жауын герлік міндеттерін атқару барысында бірлескен қимылдары бекітілетін ұрыс жоспары құжатының бірі. Оны қоса берілген және қолдаушы бөлімдер мен бөлімшелер штабымен бірлесе отырып құрама (бөлім)… … Казахский толковый терминологический словарь по военному делу

крупная белая порода - Таблица 54. Породы свиней: 1 — крупная белая; 2 — латвийская белая; 3 — литовская белая; 4 — ландрас; 5 — украинская степная белая; 6 — эстонская беконная; 7 — северокавказская; 8 — миргородская; 9 —… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

Издержки - (Costs) Понятие расходов и издержек, нормы и учет расходов Информация о понятии расходов и издержек, нормы и учет расходов Содержание Содержание Формирования местных бюджетов Бюджетная поддержка субъектов Налоговые поступления Расходы местных… … Энциклопедия инвестора

- (Capacity utilization) Понятие производственной мощности, методика расчета производственной мощности Информация о понятии производственной мощности, методика расчета производственной мощности Содержание Содержание Расчет производственной мощности … Энциклопедия инвестора

Иммунизация - I Иммунизация (лат. immunis свободный, избавленный от чего либо; синоним: иммунопрофилактика, прививки предохранительные, прививки профилактические) специфическая профилактика заразных болезней людей и животных. Иммунопрофилактика ряда… … Медицинская энциклопедия

РД 34.51.503-93: Инструкция по эксплуатации изоляции в районах с загрязненной атмосферой - Терминология РД 34.51.503 93: Инструкция по эксплуатации изоляции в районах с загрязненной атмосферой: 1.3.3. Гидрофобное покрытие изоляции нанесенная на поверхность изоляторов смазка, препятствующая образованию на этой поверхности сплошной… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


^ 19. Виды и назначение боевых документов.

Боевыми документами называются все документы, относящиеся к организации, подготовке и ведению боевых действий, а также связанные с передвижением войск и расположением их на месте.

^ Значение боевых документов обуславливается прежде всего широким применением их при разработке важнейших мероприятий по управлению войсками. Они являются, в частности. единственным средством, обеспечивающим быструю разработку и наглядное отображение вопросов планирования боевых действий. В ряде случаев боевые документы могут оказаться наиболее целесообразным способом доведения боевых задач до исполнителей или предоставления (доклада) старшему начальнику сведений об изменения обстановки и проведенных в связи с этим мероприятиях. Кроме того, без боевых документов нельзя подготовить различного рода подсобные (справочные) материалы для должностных лиц. Без них невозможно также практически обобщать и распространять опыт боевых действий и на этой основе совершенствовать методы управления войсками.

^ Боевые документы по своему назначению и содержанию делятся на три вида: документы по управлению войсками, отчетно-информационные и справочные документы.

Документы по управлению войсками разрабатываются для планирования боевых действий, доведения до исполнителей задач и контроля за их выполнением. К этим документам относятся: рабочие карты, решение командира, оформленное на отдельной карте, предварительные распоряжения, боевые приказы (боевые распоряжения), плановая таблица взаимодействия, план огневого и ядерного поражения, план и распоряжение по разведке и другие документы.

Отчетно-информационные документы предназначаются для доклада вышестоящему командиру или штабу о результатах выполнения полученных боевых задач и принятом решении, а также для информации подчиненных, взаимодействующих войск и соседей об обстановке и для изучения и распространения боевого опыта. К ним относятся: боевые донесения, разведывательные донесения, оперативные и разведывательные сводки, отчеты, журналы боевых действий, распоряжений и донесений, разведывательные схемы, отчетные карты и схемы, протоколы допроса военнопленного.

Справочные документы разрабатываются в качестве исходных и подсобных (рабочих) документов при планировании боевых действий и проведении других мероприятий по руководству войсками. К ним относят различного рода расчеты, ведомости, таблицы, справки, схемы.

^ Боевые документы также могут быть текстовыми, графическими и табличными.

Количество боевых документов во всех случаях ограничивается строгой необходимостью, вызываемой обстановкой.

Постановка боевых задач подчиненным и поддерживающим подразделениям осуществляется доведением боевых приказов, боевых (предварительных боевых) распоряжений и указаний по видам всестороннего обеспечения. Задачи ставятся командиром лично или по его указанию начальником штаба устно и по техническим средствам связи.

Основным боевым документом управления в бою является боевой приказ . В штабе батальоне и выше он всегда оформляется письменно и имеет общую структуру.

Боевой приказ – боевой документ по управлению войсками, одна из форм доведения боевых задач до войск. Боевой приказ может отдаваться устно и письменно (в части соединений и объединений) на местности и по карте. Боевой приказ, отданный в части, соединении, объединении устно, затем оформляется штабом в письменном виде.

В боевом приказе батальона (роты) указываются: в первом пункте - краткие выводы из оценки обстановки; во втором - боевой состав и задачи батальона (роты);

в третьем - задачи, выполняемые в интересах батальона (роты) силами и средствами старшего начальника;

в четвертом - задачи соседей и взаимодействующих подразделений; в пятом - после слова «решил» доводится замысел боя (выполнения полученной задачи);

в шестом - после слова «приказываю» ставятся боевые задачи подразделениям первого и второго эшелонов (общевойскового резерва), артиллерийским подразделениям и огневым средствам, остающимся в непосредственном подчинении командира батальона (роты), с уточнением их боевого состава, сил и средств усиления, порядка их переподчинения, выделенного количества ракет и боеприпасов;

в седьмом - места и время развертывания пунктов управления и порядок передачи управления;

в восьмом - время готовности к бою (выполнению поставленной задачи).

^ Боевое распоряжение - боевой документ по управлению войсками: боевые распоряжения подчиненным объединениям, соединениям, частям и подразделениям (отдаются вместо боевого приказа и в кратком виде повторяют их содержание).

В боевом распоряжении подразделению указываются: краткие выводы из оценки обстановки;

боевой состав и задача подразделения с уточнением средств усиления и порядка их переподчинения;

задачи, выполняемые в интересах подразделений силами и средствами старшего начальника;

задачи соседей и разграничительные линии с ними (если они назначены);

основные вопросы взаимодействия;

основные вопросы всестороннего обеспечения;

основные вопросы управления;

время и место доклада решения.

^ Предварительное боевое распоряжение - при ограниченных сроках подготовки операции (боя) после выработки командиров (командующим) замысла могут отдаваться предварительные боевые распоряжения, в которых указывается ориентировочная задача, к выполнению которой надо быть готовым.

В предварительном боевом распоряжении обычно указываются:

сведения о противнике;

боевой состав подразделения;

ориентировочная боевая задача подразделения;

соседи и разграничительные линии с ними;

время готовности к действиям и другие данные.

^ 20. Порядок составления и ведения боевых документов (на примере боевого приказа и рабочей карты командира мотострелкового батальона).

При разработке боевых документов должны соблюдаться установленные требования и правила их оформления. Документы должны быть типовыми по форме и приемлемыми для передачи по различным средствам управления, но при необходимости можно применять и другие формы, наиболее полно отвечающие условиям обстановки, характеру действий войск и требованиям обеспечения управления войсками. По содержанию они должны быть лаконичными, не допускающими двоякого толкования. Особое внимание должно обращаться на взаимную согласованность всех документов. Количество разрабатываемых документов должно соответствовать реальной необходимости для боевого управления войсками. Разработка и направление в войска излишних документов недопустимы.

^ Боевой приказ может отдаваться устно и письменно (в части соединений и объединений) на местности и по карте. В штабе батальоне и выше он всегда оформляется письменно и имеет общую структуру. В нём обычно указываются: краткие выводы из оценки обстановки; боевая задача батальона и задачи, выполняемые в их интересах старшим начальником; задачи соседей и разграничительные линии с ними; замысел боя; боевые задачи распределённым силам и средствам; расход основных видов боеприпасов; места и время развёртывания пунктов управления и направления их перемещения; время готовности к выполнению задачи.

Боевой приказ должен быть кратким, предельно ясным, исключающим всякую возможность различного толкования.

Решение командир батальона оформляет на своей рабочей карте . С помощью этой карты командир осуществляет управление подразделениями при подготовке и в ходе боя, докладывает обстановку и свое решение старшему командиру, информирует соседей. Часть данных из решения командира наносится на рабочие карты других лиц, участвующих в управлении.

По мере принятия решения на карте отображаются: известные сведения о противнике, а иногда и его вероятные действия; направления сосредоточения основных усилий батальона (в обороне, кроме того, участки местности, от удержания которых зависит устойчивость обороны); задачи батальона (роты) и соседей, разграничительные линии с ними; задачи огневых средств, выполняемые силами и средствами старших начальников; задачи подчиненных подразделений, способы и сроки их выполнения; места КНП батальона и рот и направление их перемещения; основные вопросы взаимодействия, обеспечения и управления. Кроме графической части на рабочей карте приводятся также таблицы, отражающие состав средств усиления, распределение сил и средств, соотношение сил и средств, и др.

На рабочей карте командира батальона (роты) отображаются все элементы решения, изложенные в содержании пунктов боевого приказа и боевых (предварительных боевых) распоряжениях.

Следует отметить, что на рабочую карту наносятся только те данные, которые имеют отношение к выполнению поставленной задачи и не превышающие компетенцию данного должностного лица.

(Подробнее о порядке составления и ведения боевых документов смотри Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Порядок разработки и ведения боевых документов, а также учебное пособие Основы военной топографии, стр. 84-112)

^ 21. Оборона: определения, цели, требования.

Оборона – вид общевойскового боя. Основной целью обороны является: отражение наступления превосходящих сил противника; нанесение ему максимальных потерь; удержание важных районов (рубежей) местности и создание, тем самым, условий для последующих действий.

Требования, предъявляемые к обороне, - это те основные качества (свойства), которыми она должна обладать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели.

Оборона должна быть:


  • Устойчивой.

  • Активной.

  • Способной противостоять ударам противника.

  • Способной отразить наступление его превосходящих сил.

  • Способной не допустить высадки в тыл воздушных (аэромобильных) десантов, а в случае высадки – уничтожить их.
^ 22. Виды обороны и их характеристика.

В зависимости от обстановки могут применяться позиционная или маневренная оборона, а также их сочетание.

Позиционная оборона применяется на тех направлениях, где потеря обороняемой территории недопустима, и ведется с целью прочного и длительного удержания оборонительных рубежей, полос и участков местности, а также важных объектов. Она характеризуется глубокоэшелонированной и развитой в инженерном отношении системой оборонительных позиций, районов и рубежей, подготовленной системой огневого поражения противника, опираясь на которые войска не допускают прорыва противника в глубину обороны и наносят максимальное поражение его наступающим войскам.

^ Маневренная оборона применяется на тех направлениях, где существует значительное превосходство противника и возможно временное оставление территории, а также в случаях, когда по условиям обстановки целесообразно оставить территорию, выиграть время, создать сильные группировки нанести решительное поражение наступающему противнику. Она заключается в последовательном ведении оборонительных боев по удержанию эшелонированных в глубину рубежей (позиций) в сочетании с проведением коротких контратак. В результате ее ведения ударная группировка противника должна быть растянута, измотана и направлена в районы, обеспечивающие выгодные условия для его разгрома ударами второго эшелона и резервами.

Маневренная оборона основывается на последовательном огневом поражении противника при удержании каждого рубежа (позиции), своевременном маневре частями, подразделениями, внезапных контратак, смелых рейдовых действиях и широком применении огневых засад и инженерных заграждений. Отдельные участки (районы) на важных направлениях, особенно города, могут обороняться, как при позиционной обороне.

^ 23. Условия перехода к обороне.

Под условиями перехода к обороне надо понимать совокупность объективных факторов обстановки, которые будут существенно влиять на переход к обороне и ведение оборонительного боя.

Оборона может подготавливаться и заниматься заблаговременно, еще до начала войны, или в ходе военных действий.

Оборона может применяться преднамеренно или вынужденно. Подразделения и части могут переходить к обороне в условиях отсутствия соприкосновения с противником или непосредственного соприкосновения с ним. Оборона может готовиться продолжительное время или в короткие сроки.

^ 24. Место мсб (тб) в обороне бригады и его предназначение (исходя из места).

Место батальона в обороне бригады – это его положение в боевом порядке бригады. Мотострелковые и танковые батальоны могут занимать оборону как в первом, так и во втором эшелоне бригады, находиться в общевойсковом резерве, противодесантном резерве, обороняться в полосе обеспечения, на передовой позиции. При выходе из боя и отходе батальона может назначаться в арьергард.

^ Батальон первого эшелона в обороне предназначен для нанесения поражения подразделениям противника при их развертывании и переходе в атаку; отражения их наступления и удержания занимаемого района; воспрещения прорыва противника в глубину обороны; разгрома вклинившегося противника. Он готовит и занимает оборону на первой оборонительной позиции.

^ Батальон второго эшелона предназначен для прочного удержания занимаемого района; воспрещения прорыва противника в глубину обороны; разгрома вклинившегося противника при помощи контратак и восстановления положения по первому краю. Батальон готовит и занимает оборону на второй позиции, как правило, на важнейшем направлении.

^ Мотострелковый (танковый) батальон, назначенный для обороны в полосе обеспечения , действует в качестве первого отряда с целью задержать наступление превосходящих сил противника, заставить его преждевременно развернуться и наступать в невыгодном для него направлении, нанести ему потери и выиграть время для подготовки обороны.

При отсутствии полосы обеспечения батальон может обороняться на передовой позиции, создаваемой на удалении 6-8 км от переднего края противника, с целью ввести противника в заблуждение относительно начертания переднего края и построения обороны, не допустить внезапного нападения противника на подразделения первого эшелона, отразить его разведку боем и вынудить преждевременно развернуть свои главные силы.

^ Батальон, составляющий общевойсковой резерв соединения (части), занимает указанный ему район сосредоточения и находится в готовности к выполнению внезапно возникающих задач или к усилению (замене) подразделений первого эшелона в случае потери ими боеспособности.

^ Батальон, назначенный в противодесантный резерв , занимает указанный район, ведет разведку воздушного противника, устраивает заграждения, подготавливает огневые засады и находится в готовности к уничтожению десантов противника в районах их возможной выброски и на вероятных направлениях действий, диверсионно-разведывательных групп противника и иррегулярных вооруженных формирований самостоятельно или во взаимодействии с общевойсковым резервом.

^ 25. Боевой состав мсб (тб) обороняющегося в первом эшелоне бригады: определение, раскрыть боевой состав.

Боевой состав МСБ (ТБ) – это штатные силы и средства МСБ (ТБ), а также приданные силы и средства.

Штатные силы и средства МСБ.

ОШС МСБ включает:

1) управление: командование, штаб;

2) взвод связи - средство управления;

3) боевые подразделения: 3 мотострелковые роты, минометная батарея, гранатометный взвод, а в МСБ на БТР также есть противотанковый взвод;

4) подразделения обеспечения: взвод обеспечения и медицинский взвод (пункт)

Основное вооружение МСБ: 37 БМП (42 БТР), 82 мм минометы 2Б9 «Василек»-3, 82 мм минометы 2Б14 «Поднос»-6, 6 АГС-17, а в МСБ на БТР имеются 6 ПТУР «Фагот» и 9 ПТУР «Метис», 3 СПГ-9.

Личный состав в МСБ на БМП-461 человек, а в МСБ на БТР-539.

Штатные силы и средства ТБ.

ТБ имеет аналогичную МСБ структуру. Отличие заключается в том, что в ТБ боевыми подразделениями являются 3 танковые роты. Основное вооружение ТБ: 31 танк Т-90 (Т-80).

Мотострелковому (танковому) батальону при ведении общевойскового боя могут придаваться или выделяться для поддержки подразделения родов войск и специальных войск. При выполнении ряда задач общевойсковым подразделениям могут придаваться подразделения других войск.

Приданные подразделения полностью подчиняются общевойсковому командиру и выполняют поставленные им задачи.

Поддерживающие подразделения остаются в подчинении старшего командира и выполняют поставленные им задачи, а также задачи, поставленные командиром поддерживаемого подразделения, в пределах выделенного ресурса (наряда сил).

Мотострелковому (танковому) батальону могут придаваться артиллерийский дивизион (батарея), подразделение противотанковых средств, подразделения инженерных войск и войск радиационной, химической и биологической защиты, а при действиях в отрыве от главных сил и зенитное ракетное (ракетно-артиллерийское, артиллерийское) подразделение.

Мсб могут придаваться танковые, а тб – мотострелковые подразделения.

Батальон в боя, кроме того, может поддерживаться огнем артиллерии, ударами фронтовой, армейской авиации и др. средствами поражения старшего начальника.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/1988, стр. 21-27

Контр-адмирал В. Г. ЛЕБЕДЬКО

ОПЫТ войн и учений убедительно подтверждает, что развитие средств вооруженной борьбы, изменения в организационной структуре войск и сил флота, формах и способах ведения боевых действий требуют постоянного совершенствования планирования и организации взаимодействия различных родов войск и сил при подготовке современных операций.

Это обусловливается процессом все более глубокого взаимного проникновения видов Вооруженных Сил (ВС) в смежные сферы боевого применения войск, сил и оружия; постоянно усиливающейся зависимостью боевых действий группировок одного вида Вооруженных Сил от других. Практически в современных условиях, как показывает опыт локальных войн и учений, ни одна оперативная задача не решается объединениями, соединениями и частями вида ВС или рода войск (сил) самостоятельно.

Эта тенденция наиболее четко стала проявляться в локальных войнах и конфликтах в 80-е годы. В англо-аргентинском конфликте (1982 год) и при агрессии Израиля против Ливана (1982 год) успех военных действий во многом определялся четкостью планирования и поддержания взаимодействия ударных группировок различных видов вооруженных сил и родов войск на всех уровнях. Военная акция США против Ливии в апреле 1986 года, выразившаяся в нанесении внезапных массированных ударов по городам Триполи и Бенгази авиационными группировками ВМС и ВВС, потребовала четкого взаимодействия разнородных сил и средств.

Как свидетельствует боевая практика, постоянно увеличивается количество точек и направлений соприкосновения войск, сил и средств при решении совместных задач. Если в Великой Отечественной войне сухопутные войска осуществляли взаимодействие с силами флота в основном в десантных операциях и при действиях на приморских направлениях, то в локальных войнах оно стало приобретать многоплановый характер. Там, где активно участвовали вооруженные силы США, с одной стороны, требовалось тщательно увязывать действия сухопутных войск сателлитов и американских сил поддержки с воздуха и моря. С другой - применение эффективной боевой техники ВВС и ВМС вызывало необходимость более строгого согласования огневых ударов и налетов как между авиацией и силами флота, так и общевойсковыми соединениями и частями.

В ходе военных действий в Корее (1950--1953 годы) силы американского флота в порядке взаимодействия прикрывали приморские фланги сухопутных войск, поддерживали соединения и части ударами корабельной артиллерии и авианосной авиации, осуществляли морскую блокаду побережья КНДР, доставляли на полуостров резервы, способствовали быстрому маневру сил на приморских направлениях.

Согласование усилий войск и сил все более усложняется, требует значительного времени и привлечения большого количества специалистов высокой квалификации. Поэтому актуальной становится проблема поиска путей качественной организации взаимодействия в предельно короткие сроки.

Как известно, наиболее сложным по организации и объему детальной проработки различных вопросов является оперативное взаимодействие. Оно заключается в согласовании действий оперативных формирований, соединений и частей в интересах достижения цели операции, проводимой на одном или нескольких смежных операционных направлениях. Исторический опыт свидетельствует, что особое внимание при подготовке операций как в прошлом, так и теперь всегда уделялось вопросам планирования и организации взаимодействия. Тенденция к сокращению сроков подготовки боевых действий особенно в начальный период войны вызывает необходимость всякий раз изыскивать наиболее гибкие и совершенные способы организации взаимодействия войск (сил) и непрерывного его поддержания в ходе операций.

Поэтому в практике работы штабов выработано немало различных текстовых и графических документов по взаимодействию. Этот процесс продолжается и сейчас. Опыт показывает, что, чем сложнее боевые действия, чем больше в них участвует различных войск и сил, тем более громоздкими, перегруженными деталями и условными знаками, труднопонимаемыми становятся планы и плановые таблицы взаимодействия. Вместе с тем, хотя на разработку их затрачивается труд квалифицированных операторов и значительное время, по ним (как ни парадоксально) практически очень трудно осуществлять управление войсками и силами.

Практика оперативной подготовки свидетельствует, что особенно сложным и трудоемким является процесс планирования и организации взаимодействия между объединениями и соединениями различных видов. Вооруженных Сил, и прежде всего сухопутными войсками и силами флота. Упростить его и в то же время не потерять ни одной детали, сделать документы по взаимодействию доступными для понимания каждой из взаимодействующих сторон и при этом сократить время на их разработку--таковы основные требования к этой работе.

Количество позиций, по которым согласовываются действия взаимодействующих войск и сил при выполнении ими совместных боевых задач, настолько значительно, что решить их качественно в короткие сроки можно только при условии заблаговременной подготовки и проведения целого комплекса мероприятий.

При решении такой задачи мы пошли по пути вычленения из общей массы вопросов, подлежащих согласованию, наиболее общих и главных, необходимых для управления войсками и силами определенной командной инстанции. Для этого нужно было первоначально выделить наиболее характерные задачи, которые решаются войсками фронта, силами флота и группировками других видов Вооруженных Сил. При проведении совместных операций каждая оперативная задача в свою очередь должна быть разделена на ряд частных, решаемых совместными усилиями разнородных сил и средств. Однако определить их оказалось не так-то просто и поэтому для выработки методологии подхода к решению мы обратились к опыту Великой Отечественной войны.

Анализ совместных операций, проведенных в годы минувшей войны на приморских направлениях, показал, что силы флота в интересах группировки сухопутных войск- решали следующие задачи: прикрывали приморские фланги объединений (соединений) от ударов противника с моря; оказывали артиллерийскую и авиационную поддержку войскам фронта; осуществляли подвоз материальных средств водным путем; высаживали морские десанты; обеспечивали оперативные перегруппировки войск, проводили снятие и перевозку личного состава и техники с изолированных участков побережья и островов, а также эвакуацию роенно-морских баз и гарнизонов; участвовали в уничтожении прижатых к морю группировок противника и его морских десантов; вели борьбу на вражеских коммуникациях в прибрежной зоне.

В свою очередь сухопутные войска решали ряд важных задач в интересах флота: осуществляли противодесантную оборону побережья и военно-морских баз с суши; прикрывали с воздуха военно-морские базы, силы флота и конвои при переходе морем; наносили удары фронтовой авиацией по кораблям и судам противника в море, на якорных стоянках, в базах и др.

Используя опыт войны, мы пришли к выводу, что и в современных операциях необходимо выделить комплекс задач, которые силы флота при ведении боевых действий на приморских направлениях решают в интересах войск фронта, а также соединений и частей других видов Вооруженных Сил. На мероприятиях оперативной подготовки такие задачи составляли основу для разработки плана взаимодействия. Для удобства они представлялись в виде ряда таблиц, в каждой из которых определялся перечень частных вопросов при выполнении оперативных задач (табл. 1).

Таких оперативных задач в операции может быть несколько, например: нарушение коммуникаций, уничтожение военно-морских сил противника в отдельной океанской зоне или на морском ТВД, участие в разгроме авианосных группировок и т. д.

Разработанный в таком виде план должен служить лишь отправным рабочим документом командующего, организующего взаимодействие, так как совершенно очевидно, что внесенных в него сведений недостаточно для качественного решения всех вопросов организации взаимодействия и управления войсками и силами.

Однако с его помощью можно конкретно поставить задачи по взаимодействию при разработке оперативной директивы (боевого приказа), в соответствии с которыми осуществляются планирование боевых действий в подчиненных инстанциях, согласование усилий сил и войск и их детализация. В оперативной директиве указывается конкретно, кто с кем и по каким оперативным задачам организует взаимодействие. В процессе планирования операции уточняется план взаимодействия: в него вносятся различные данные, с помощью которых можно было бы в последующем эффективно управлять войсками и силами, в частности позиции своих войск и сил, номера целей, маршруты полета авиации, радиосети оповещения, порядок опознавания и т. д. Это как раз те самые детали, которые делают его неудобным в процессе управления силами. Чтобы исключить это, мы пошли по пути вынесения деталей за план, свели их в отдельные таблицы, пригодные для управления в ходе ведения боевых действий.

В каждой из них, на наш взгляд, необходимо иметь сведения, которые требуются для согласования усилий войск и сил флота при решении ими совместных задач. Причем их содержание должно отражать действия взаимодействующих объединений различных видов ВС в деталях и в большей степени того объединения, в интересах которого осуществляется взаимодействие.

Таким образом, традиционная плановая таблица взаимодействия для удобства управления войсками и силами делится на серию документов, отражающих вопросы согласования усилий в целом за операцию и по отдельным частным задачам с проработкой каждой из них в виде, удобном для использования в ходе боевых действий. Такое разделение ни в коей мере не противоречит установившимся положениям в планировании взаимодействия. Оно позволяет процесс организации взаимодействия и поддержания его в ходе боевых действий сделать более удобным для управления войсками и силами.

Следует заметить, что такой подход не отменяет плановую таблицу взаимодействия как таковую, вполне пригодную для этих целей в тактическом звене, а также при согласовании действий сил одного объединения. Что касается вопросов согласования действий объединений и соединений разных видов Вооруженных Сил, в частности войск фронта и сил флота, то, как свидетельствует опыт учений, наиболее эффективным является выработанный нами метод. Конечно, его применение требует проведения целого комплекса подготовительных мероприятий.

В этих целях офицеры штаба, планирующего взаимодействие, готовят и направляют исходные документы для согласования в адрес взаимодействующих объединений, соединений или группировок Вооруженных Сил. Это так называемая запросная часть таблицы. Такими данными, например для задачи прикрытия приморского фланга войск фронта от ударов с моря, могут быть: прикрываемые войска, их местоположение, характер действий, время их прикрытия, связь взаимодействия и ряд других вопросов. Ответ на нее является ответной частью таблицы. Такой обмен информацией о взаимодействии можно проводить в виде формализованных телеграмм или по средствам АСУ.

В результате проведения этой работы создаются стыковочные таблицы взаимодействия (СТВ), под которыми мы понимаем форму обменных унифицированных таблиц между фронтом и флотом, объединениями и соединениями, привлекаемыми к выполнению совместных задач в операции или в боевых действиях.

Содержание каждой СТВ представляет собой подробный перечень вопросов, требующих согласования между фронтом и флотом. Причем, как показывает опыт, его совершенно не обязательно каждый раз разрабатывать заново. Для существующих форм боевых действий (на данном этапе развития оружия и техники) и известных географических условий он в большинстве случаев почти постоянный. Следовательно, задача заключается в том, чтобы еще при заблаговременной подготовке к боевым действиям разработать подробный перечень вопросов, требующих согласования при планировании совместных действий войск и сил флота в операциях.

В практике нашей работы для решения частной задачи, например прикрытия приморского фланга войск фронта, стыковочная таблица взаимодействия будет выглядеть, как показано в табл. 2. Так называемая «стыковка» согласованных вопросов взаимодействия в нашем примере произведена между 07 и 08 позициями.

Конечно, это не шаблон. Очевидно, по этой же оперативной задаче могут быть и другие позиции. Однако их (или хотя бы основу для подобных СТВ) необходимо подготовить заблаговременно. Степень детализации СТВ должна быть достаточной для управления войсками и силами. По опыту наиболее подробно стыковочные таблицы разрабатываются на ближайшую задачу. На ряде учений мы проверили созданные нами стыковочные таблицы взаимодействия по различным оперативным задачам и получили в целом положительные результаты. Качество планирования взаимодействия повысилось, время на согласование усилий войск и сил при выполнении ими совместных задач значительно сократилось.

Таким образом, при планировании операции целесообразно, на наш взгляд, иметь комплект документов, включающий основные документы по организации взаимодействия (план взаимодействия по оперативным задачам) и необходимые рабочие документы по управлению войсками и силами (стыковочные таблицы взаимодействия).

Появление целого комплекса документов на первый взгляд вступает в противоречие с требованием сокращения их количества. В действительности это не так.

За счет применения дополнительных документов, на разработку которых при подготовке операций, безусловно, затрачивается значительное время, удается процесс организации взаимодействия осуществлять в более короткие сроки, причем используемые в этом случае документы позволяют успешно осуществлять управление войсками и силами в ходе боевых действий. Объем радиограмм при этом резко сокращается, так как передается только переменная информация.

Этим мы и руководствовались, предлагая систему СТВ. Основными достоинствами данного способа являются: значительное сокращение времени на планирование взаимодействия (за счет возможности быстрого установления взаимопонимания между офицерами штабов фронта и флота по заранее разработанным СТВ); четкое распределение всего объема работы на командных пунктах, повышение ответственности исполнителей за своевременное и точное выполнение обязанностей; исключение возможных пропусков информации при планировании взаимодействия за счет учета их в заблаговременно разработанных СТВ и повышения тем самым качества документов; сокращение сроков прохождения информации по взаимодействию по каналам связи; возможность использования комплексов АСУ для организации взаимодействия.

Но главным преимуществом СТВ мы считаем то, что в экстремальных ситуациях, в условиях ограниченного времени для организации боевых действий не нужно лихорадочно искать в своей памяти вопросы, требующие согласования. Они заранее разработаны.

Необходимо подчеркнуть, что процесс разработки СТВ сложен и трудоемок. Для этого требуется совместная работа офицеров взаимодействующих организаций в течение длительного периода, что вызвано значительным объемом мероприятий по согласованию усилий войск и сил в операции. Причем с развитием вооружения и совершенствованием способов боевых действий сложность решения этих вопросов непрерывно возрастает.

Взаимодействие сейчас становится поистине стержневым элементом боевых действий. В последние годы очень много внимания уделялось умению методически правильно и в установленные сроки разрабатывать замысел, ставить задачи, принимать решения. Теперь, по нашему мнению, не следует жалеть времени, чтобы научиться планировать и организовывать взаимодействие.

Умело спланированное и организованное взаимодействие всегда характеризовало степень искусства и уровень подготовки офицеров органов управления.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Основным содержанием управления является:

    непрерывное добывание, сбор, обработку, изучение, обобщение, анализ, оценку и отображение данных обстановки с учетом прогноза ее развития при подготовке боя, в ходе его ведения и после выполнения боевой задачи;

    принятие решения;

    доведение задач до подчиненных;

    планирование боя, организацию и поддержание взаимодействия;

    организацию и проведение мероприятий по видам обеспечения;

    руководство подготовкой нижестоящих штабов и войск к бою, а также организацию и осуществление контроля и помощи;

    непосредственное руководство действиями войск при выполнении ими боевых задач;

    поддержание высокого морально-психологического состояния войск и другие мероприятия.

Основой управления является решение командира.

Решение командира на бой - это основанный на знании закономерностей и принципов военного искусства, результат творческого мышления и воли командира, определяющий цель боя, силы и средства, задачи и способы их выполнения, согласованные по месту и времени.

Решение командир принимает единолично на основании :

    уяснения полученной задачи,

    оценки обстановки

    проводимых тактических расчетов.

В решении он определяет :

    замысел боя;

    боевые задачи подразделениям;

    основные вопросы взаимодействия;

    всестороннего обеспечения

    основы организации управления.

Основу решения составляет замысел боя , в котором определяются:

    направление сосредоточения основных усилий;

    способы разгрома противника на весь период боя (какого противника, где, в какой последовательности и как разгромить с указанием порядка огневого поражения и мер по его обману);

    боевой порядок.

В каждом конкретном случае замысел должен соответствовать виду общевойскового боя, для которого он выработан командиром.

Боевые задачи подчиненным подразделениям определяются в строгом соответствии с намеченным замыслом.

    порядок поражения объектов и целей, приданными и поддерживающими подразделениями,

    сроки готовности к выполнению боевых задач.

Взаимодействие организуется командиром полка (батальона) между штатными и приданными подразделениями при участии заместителей, основных должностных лиц штаба, начальников родов войск и служб, а также командиров штатных и приданных подразделений. Оно организуется обычно на местности на глубину видимости, а на макете местности или на карте - на всю глубину боевой задачи.

Организуя взаимодействие, командир полка (батальона) должен:

    согласовать усилия войск в интересах мотострелковых и танковых подразделений, действующих на направлении сосредоточения основных усилий (главного удара):

    добиться единого понимания всеми командирами цели боя, боевых задач и способов их выполнения;

    наметить и согласовать варианты совместных действий подразделений и меры по обману противника, исходя из характера его возможных действий,

    указать сигналы оповещения, управления, взаимодействия, взаимного опознавания и целеуказания.

Организация управления заключается в определении командиром

    места, времени развертывания КП полка,

    КНП подразделений,

    порядка управления с этих пунктов их перемещения в ходе боя;

    порядка поддержания связи и радиообмена;

    способов и сроков предоставления донесений;

    степени инженерного оборудования КНП и порядок их охраны,

    мероприятий по восстановлению управления в случае его нарушения.

Кроме решения командира в полку разрабатывается:

    боевой приказ (боевые распоряжения);

    распоряжения по техническому обеспечению и тылу;

    плановая таблица (схема) взаимодействия;

    планы противовоздушной обороны, разведки, связи, комендантской службы, инженерного, технического и тылового обеспечения.

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

один из основных документов плана операции, в к-ром отражается порядок совместных действий войск (сил) при выполнении ими оперативных задач (боевых задач) (см. Взаимодействие). Разрабатывается штабом объед. (соед.) совместно со штабами взаимодействующих войск (сил), родов войск (сил), спец. войск, а также нач-ками соответств. управлений, отделов и служб. П.в. исполняется на карте с приложением пояснительной записки. В П.в. отражаются: оперативное построение (боевой порядок), осн. задачи, последовательность их выполнения, порядок действий войск (сил) по задачам, направлениям, рубежам (районам), времени; обеспечение боевых действий, организация управления войсками (силами), порядок взаимной информации; организация взаимного опознавания, оповещения, целеуказания и наведения. В объед. к П.в. прилагается график боевого управления. В соед. разрабатывается плановая таблица взаимодействия, в части – схема взаимодействия.

Похожие статьи