Пособие по ррс фпср учителя дефектолога. Индивидуальное коррекционное занятие по ррс и фпср «праздники

Работа над литературным текстом на занятиях РРС и ФПСР

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат, может быть, достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Это не маловажно при работе над текстом на индивидуальных занятиях по формированию произношения и развитию речевого слуха с детьми, имеющими нарушения слуха.

Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются основные направления которые включают в себя не только работу над звукопроизношением, внятностью, слитностью речи, но и эмоциями, нравственностью и развитием морального и духовного потенциала обучающегося.

Исходя из методики работы над текстом, мы большое внимание уделяем смысловому аспекту работы над текстом. Литературный текст -это, как правило отрывки из произведений которые изучают обучающиеся на уроках литературы и чтения. Детские рассказы на различную тематику детских авторов в начальных классах. Классические произведения в средних и старших классах. При работе над литературным текстом мы прививаем интерес к высокохудожественным произведениям. Практика показывает, что обучающиеся с особым интересом воспринимают тексты подкреплённые иллюстрациями, картинками, фотографиями, небольшими видеороликами по произведениям (отрывкам). На занятиях используются приемы, включающие обучающихся в прямой диалог с персонажами прошлого. Опирающиеся на субъектный опыт, побуждающие к размышлению, обмену идеями, мнениями. Определяя свое отношение к событиям, героям, ситуациям, обучающиеся приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Развивается способность к осознанному чтению. На индивидуальных занятиях используется проблемный подход, основанный на взаимодействии, диалоге, в ходе которого обучающиеся, опираясь на словесный опыт, учатся мыслить, на основе анализа прочитанного взвешивать альтернативные мнения, принимать решения, участвовать в диалоге. Хороший эффект дает использование заданий, ориентированных на моделирование ситуаций, в которых обучающийся может «играть роль» персонажа, героя и т. д. Это способствует развитию интереса к прочитанному, а также развитию навыков монологической и диалогической речи.

Литературный текст, безусловно, является труднейшим для восприятия детьми имеющих нарушения слуха. Чтобы работа с литературным произведением оказалась эффективной и результативной, мы учитываем различные факторы. Одним из главных факторов является работа над словарём, пониманием слов вплетённых в контекст. При отборе художественных текстов для использования их на занятиях учитывается уровень подготовки учащихся. Кроме того, важным является и учёт самого текста: не каждый художественный текст подойдёт для работы на занятиях. Поэтому мы перерабатываем тексты для более доступного восприятия его обучающимися.

Алгоритм работы с текстом:

На индивидуальных занятиях-

чтение текста учителем и учеником. Выяснение понимания содержания (по 2-3 вопросам). Повторное чтение текста

Определение последовательности (порядка) картинок в серии с опорой на текст.

Ответы на вопросы учителя по тексту.

Выборочное чтение учителем частей текста к соответствующим картинкам.

Ученик подбирает к картинкам таблички с соответствующим текстом и читает их.

Различение учеником отдельных предложений и словосочетаний из текста.

Беседа о том, кто учится в классе. Кто из них твой друг, подруга.

Чтение текста по частям, оглавление этих частей текста учеником.

Пересказ текста по полученному плану, используя таблички со словарём.

Восприятие части текста учеником на слух с последующим повторением этой части по предложениям. Работа по составлению предложений из текста к подходящим к ним картинкам.

Работая над текстом «Лето пришло» обучающийся воспринимал текст целиком и по абзацам на слух за экраном. Были заданы вопросы по тексту. Предъявлялись слова подкреплённые объяснением с иллюстративным материалом. Значения таких слов как сено, сенокос и стог были объяснены при помощи антонимов и синонимов: трава сочная- срезали траву, стала трава сухая- это сено. Что такое сено?- это сухая трава. Показана картинка косы - что это? Это коса. Траву срезают косой (что делают?) косят. Идёт сенокос-сено-сухая трава, кос-коса-косить, то есть сенокос - косят траву. И так проходит работа над словарем, который разбирается для понимания содержания текста учеником.

Восприятие по предложениям на слух за экраном. Предложения подбирались таким образом, чтобы создавался образец пересказа рассказа.

Послушай предложение и найди его в тексте (за экраном). Обучающийся хорошо понял предъявляемый материал и смысл новых слов. Главную помощь в понимании данного текста сыграла иллюстрация и картинки к отдельным предложениям. Подбор учащимся предложений из текста к картинкам. А также драматизация предложения о покосе. Были использованы в работе и деформированные предложения. Это очень трудный вид работы для обучающихся т. к. в предложенных словах (некоторых из них) надо было ещё изменить и окончание. При выполнении данного вида работы была предложена таблица вопросов.

Работая над содержанием отдельных частей (эпизодов) произведения «Тарас Бульба» мы подобрали материал о смерти Тараса Бульбы и брата полячки. Провели работу над пониманием словосочетаний и фраз. Подобрали синонимы к отдельным словам и словосочетаниям, выполнили грамматические задания. Работая над этими эпизодами, мы составили план и сравнительную таблицу. Ученик провёл параллель между двумя этими трагическими событиями и как описывает их автор. Составив таблицу мы, сделали вывод, что Тарас Бульба настоящий герой это было доказано его поступком и поведением. И личное отношение обучающегося к прочитанному. Были заданы вопросы о прочитанном за экраном. Проведён слуховой диктант труднопроизносимых слов из данных эпизодов.

Работая над текстом, по творчеству Ф. Абрамова мы остановили своё внимание на очерке о биографии Ф. Абрамова. Текст был разобран по предложениям, фразам - параллельно велась работа над пересказом. Опираясь на составленную сравнительную таблицу обучающаяся хорошо ответила на вопросы по тексту, сделала вывод о прочитанном. Главным образом, при отборе текста мы ориентировались на его языковую доступность то есть текст не был перегружен причастными и деепричастными оборотами, большим количеством сложно- составных предложений, архаизмами, выражениями и конструкциями.

На занятии по теме «Поведение людей» мы взяли отрывок из произведения Василия Шукшина «Экзамен». Прежде, чем начать работу над отрывком нами была проведена работа со словарём, а также грамматические, орфографические, лексические упражнения. После прочтения текста были выполнены задания, которые помогли лучше понять смысл прочитанного. Закрепить произношение слов и словосочетаний.

Далее проходила работа над диалогом по тексту. Обсуждение прочитанного, отношение обучающегося к поступку героя. Кто в данной ситуации прав, а если нет, то почему? Также обучающийся составлял предложения с разобранными словами, вставлял пропущенные слова, подходящие по смыслу в предложения.

Таким образом, использование художественного текста на занятиях по РРС и ФПСР является необходимым, с одной стороны, учащиеся знакомятся с разнообразием лексического и грамматического материала, с другой стороны, активизируется их познавательная деятельность и расширяются культурологические знания. Эффективность работы с художественным текстом достигается главным образом путём учёта различных факторов.

Во-первых, текст должен соответствовать уровню языковой подготовки, возрастным особенностям обучающегося.

Во-вторых, язык текста должен быть знаком им, общеупотребителен, не перегружен сложными синтаксическими конструкциями и т.п.

В-третьих, к тесту должны прилагаться различные языковые задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольская специальная школа-интернат № 2»

Урок РРС и ФПСР

с учеником 6 класса Хиро Дмитрием

ФПСР

РРС : Тема: «Спорт». Фразы разговорно-обиходного характера по теме «Спорт».

Учитель: Полежаева О.В.

Симферополь

2016/2017 учебный год

Коррекционно-образовательная цель:

ФПСР : Автоматизация звука [С] в различных позициях, дифференциация звуков [З-Зь] во всех позициях на материале слогов, слов, предложений и самостоятельной речи, работа над дыханием, закрепить произношение слов с сочетаниями –тся, -ться как –ца.

РРС : Закрепить умение различать на слух с индивидуальным аппаратом речевой материал.

Коррекционно-развивающая цель:

ФПСР: Развивать познавательные процессы: произвольное внимание, зрительную память, а также самоконтроль за произношением. Развивать умение применять правила при выполнении речевых упражнений.

РРС: Развивать слуховое внимание и слуховую память, а также умение различать на слух различный слуховой материал. Вырабатывать привычку слухового контроля.

Коррекционно-воспитывающая цель:

ФПСР : Воспитывать интерес к занятиям, мотивировать на самоконтроль за своим произношением и произношением собеседника.

РРС: Использовать материал занятия для воспитания личностных качеств.

Задачи:

Учить умению произносить звуки с, з, зь на различном речевом материале, соблюдать нормы орфоэпии, правильно дышать, учить умению различать на слух речевой материал по теме «Спорт». Учить умению понимать и выполнять поручения.

Оборудование:

Компьютер, презентация с заданиями по теме «Спорт», карточки с речевым материалом по теме урока, речевые таблички, профили произношения звуков с, з.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Объявление темы занятия.

3. Постановка целей.

4. Работа над ФПСР.

5. Работа над развитием речевого слуха.

6. Итог занятия (самооценка, оценка учителем).

1. Оргмомент.

Здравствуй, Дима.

Здравствуйте, Ольга Владимировна.

У нас гости. Поздоровайся.

Добрый день, Людмила Николаевна.

Па-па-па. Как ты слышишь?

Я слышу хорошо. Аппараты работают.

Какое сейчас время года?

Сейчас зима.

Какой сейчас месяц?

Сейчас декабрь. Сегодня первый день зимы.

Какой сейчас урок?

Сейчас урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны речи.

2. Тема занятия:

- Какая тема урока?

ФПСР : Автоматизация звука [С], дифференциация звуков [З-Зь]. Работа над нормами орфоэпии.

РРС : Тема: «Спорт».

3. Постановка целей.

Спроси у меня, что будем делать?

Что будем делать?

Будем работать по плану.

Работать над звуками с, з-зь в различных позициях.

Работать над нормами орфоэпии.

Дополнять предложение.

Повторять фразы по теме «Спорт».

Писать слуховой диктант.

4. ФПСР.

Сейчас будем повторять звуки «С», «З», «Зь».

Посмотри внимательно на профиль.

Это звук [С]. Это звук [З].

Чем похожи эти звуки?

У звука [З] и [З] кончик языка внизу.

Чем различаются эти звуки?

С – СС – ССС

Са – со – су

Сне – сна - сну

Аса – сла – след

Скет – спо – спорт

Сне - снег

Когда бывает снег?

Какой первый звук в слове зима?

Различай звуки з и зь.

Зы – зи - зим

Здня – здно

Зимующий

Давай поиграем. Игра «Эхо».

Я говорю слоги со звуком с, а ты – со звуком з.

Коса – коза

Я говорю слоги со звуком з, а ты со звуком зь.

Как надо произносить звук зь?

Это мягкий согласный звук. Язык напряжен.

Игра «Доскажи предложение» (презентация).

Вот и наступила долгожданная зима.

Из-за туч выглянуло солнышко.

Игра «Четвёртый лишний»

Физминутка.

Посмотри на картинки.

Какие бывают виды спорта? Скажи предложение кратко.

Зимние и летние.

Разложи зимние и летние виды спорта.

Плавание, гимнастика, бокс, бег, теннис, футбол, лыжный спорт, баскетбол, фигурное катание, хоккей.

Выбери картинки, где есть звук «С»: баскетбол, теннис, бокс, футбол, баскетбол, бег, плавание.

Сколько звуков в слове «бокс»?

Какой по счету звук «С» в слове бокс? (четвертый).

Посмотри на картинку. Какой это вид спорта?

Это футбол.

Придумай предложение со словом футбол.

Мальчики играют в футбол.

Перед тобой слова. Послушай и собери предложение из слов.

В нашем классе Слава занимается плаванием.

Каким видом спорта ты любишь заниматься?

Я люблю заниматься танцами.

Соблюдай правило: сочетание –тся, -ться говори в словах как ца.

Соедини табличку с картинкой:

кататься на санках – бобслей

кататься на лыжах – слалом

кататься на коньках – фигурное катание.

5. РРС.

Вспомни, какую тему мы учили?

Мы учили тему «Спорт».

Сегодня мы будем повторять фразы. Отвечать на вопросы. Писать слуховой диктант.

Вспомни, в какой стране проходили Зимние Олимпийские игры 2014 года?

В России.

Назови столицу Зимних Олимпийских игр 2014 года.

Как награждают спортсмена?

Кубком, медалью.

Что это? Это кубок. Это медаль.

Ты занимаешься танцами. Как зовут твоего тренера.

Ты давно занимаешься танцами?

Я занимаюсь танцами с шести лет.

Ты устаешь после тренировки?

Нет, я не устаю после тренировки.

Что ты делала?

Я отвечала на вопросы.

Повтори: Полезно заниматься спортом.

Полезно заниматься спортом.

Почему? Продолжи предложение.

Полезно заниматься спортом, потому что я не буду болеть, буду сильной, смелой.

Давай поиграем сейчас.

(Спортивная викторина – презентация на компьютере)

1. Кто из этих животных – талисманы Олимпиады в Сочи?

Белый Мишка, Леопард, Зайка.

2. Этот знак не продают, а торжественно вручают, за спортивные успехи, им лишь лучших награждают.

Что это? Это медаль.

Составь слово по первым буквам: спорт, зима, Сочи.

Что мы делали?

Мы играли.

Сейчас будем писать слуховой диктант. Слушай внимательно.

Спорт, медаль, кубок, плавание, тренер, Сочи, зимний вид спорта.

Молодец. Проверь, как ты написала слова.

6. Итог урока.

Что ты делала на уроке?

Училась правильно говорить звуки с, з, зь,

Соблюдать правила орфоэпии

Слушать и говорить фразы по теме «Спорт».

Оценка : Как ты занималась?

Я занималась очень хорошо. Я старалась.

Поставь себе оценку.

Думаю, что мне можно поставить сегодня 5, потому что я старалась отвечать хорошо.

Молодец. Ты старалась, занималась хорошо.

Цели занятия выполнены. Занятие окончено. Попрощайся.

До свидания, Ольга Владимировна.

До свидания, Дима.

До свидания, Людмила Николаевна.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ШКОЛ 1 ВИДА (№1)

1. Выбери вариант, где верно выделены ударные звуки:

А) литерат у ра, матем а тика, биолог и я, физ и ка

Б) настро е ние, любоп ы тно, о тношение, инт е рес

В) уч и ться, стар а ние, увлек а ться, сч и тать

Г) ф о рмула, вычит а ние, реш и ть, зад а ча

2.Какое слово составлено:

А) снег;

Б) шуба;

В) зима;

Г) мама.

пожалуйста, шестнадцать, здравствуйте?

Б) Непроизносимые согласные

Что повесил Вова?

А) Вова повесил пиджак в шкаф.

Б) Вова повесил пиджак в шкаф.

В) Вова повесил пиджак в шкаф.

Г) Вова повесил пиджак в шкаф.

ПА ПУПА ПУ ПАПУПА ПУ ПА.

а) Это очень трудно!

б) Прочитаешь журнал и найдёшь друзей.

в) Оля, пойдём в библиотеку.

г) Да, пойдём.

Кто садился на мой стул и не поставил его на место

а) с восклицательной;

б) с вопросительной;

в) удивлённо;

г) обычно.

7.Дополни пословицу:

Лето припасает, …

а) а лень портит;

б) а потехе час;

в) а зима поедает;

г) люби и саночки катать.

8 . Сколько коротких пауз можно поставить в тексте стихотворения?

Страна моя, страна родная.

Краса земли, её весна,

Ты вся – от края и до края –

Вперёд и ввысь устремлена.

Ты – всех светлей, раздольней, шире,

Такой другой не видел я.

И светит всем народам в мире

Судьба высокая твоя.

А) 5;

Б) 8;

В) 10;

Г) 7.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ШКОЛ 1 ВИДА(№2)

1.Выбрать вариант, где верно выделены ударные звуки:

А) м у зыка, т а нцы, рисов а ние, ж и вопись

Б) настро е ние, люб о знательность, о тношение, инт е рес

В) м а стер, стар а ние, увлек а ться, сч и тать

Г) зн а чение, вычит а ние, реш и ть, задач а

2.Какое слово составлено:

А) снег;

Б) шуба;

В) луна;

Г) мама.

3.На какое правило орфоэпии подобраны слова:

Молоко, котёнок, мороженое, корова

А) Произношение звонких согласных на конце слов

Б) Непроизносимые согласные

В) Произношение безударного О

Г) Произношение звонких согласных перед глухими.

4.Выбери предложение, где правильно указанно логическое ударение.

Что ты будешь сейчас делать?

А) Я сейчас буду рисовать.

Б) Я сейчас буду рисовать.

В) Я сейчас буду рисовать.

Г) Я сейчас буду рисовать.

5.Подбери к слоговому ряду предложение:

ТА ТАТА ТА ТА ТА ТА

а) Нет, мама.

б) Мама, мне очень плохо.

в) Оля, мы вызываем по телефону скорую помощь.

г) У меня сильно болит голова.

6.С какой интонацией нужно сказать слова:

Дорогая мама, поздравляю тебя с днём рождения

а) с вопросительной;

б) удивленно;

в) с восклицательной;

г) обычно.

7.Дополни пословицу:

Лень человека портит, а …

а) труд кормит;

б) потехе час;

в) тот не ест;

г) люби и саночки катать.

8 . Сколько коротких пауз можно поставить в тексте?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

а) 5;

б) 8;

в) 10;

Адаптированная рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по РРС и ФПСР»

4 класс

Статус документа.

Настоящая программа по развитию речевого слуха и формирования произносительной стороны речи в 4 классе создана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (подготовительный, I-VI классов) под редакией Т.С. Зыковой, Москва, Просвещение 2003 г. Выполнение требований программы обеспечивает необходимый уровень речевого, общего развития и общеобразовательной подготовки глухих школьников для получения основного общего образования в соответствии базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I вида.

Структура документа.

Рабочая программа по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи представляет целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-методическое обеспечение.

Раздел 1. Пояснительная записка.

Развитие у глухих словесной речи в устной форме (лексика, фонетика, грамматика, орфоэпия) предполагает формирование навыков её восприятия и воспроизведения. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется в условиях широкого использования развивающегося остаточного слуха глухих школьников.

  1. Формирование произносительной стороны речи

Задачи обучения глухих школьников произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественному звучанию. Развитие у глухих внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Для того чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.

Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения. Информальный путь реализуется в ходе всех уроков и занятий, во внеурочное время (при постоянном применении электроакустической аппаратуры); учащиеся на основе подражания образцу правильной, естественной речи учителя и воспитателя имеют возможность овладевать элементами ритмико-интонационной структуры речи, закреплять правильное воспроизведение ее звукового состава. Специальный путь формирования произносительной стороны речи используется на индивидуальных занятиях, музыкально-ритмических занятиях, в слуховом кабинете, при проведении фонетических зарядок на уроках и внеклассных занятиях. На всех уроках и занятиях обеспечивается максимальная реализация произносительных возможностей учащихся.

Методы обучения продиктованы задачами. Используются общепедагогические (словесный, наглядный, практический) и специфические (формирование словесной речи, развитие и использование остаточного слуха, аналитико-синтетический и полисенсорный) методы.

Специфические принципы развития слухового восприятия и формирования произношения:

  • поэтапное формирование умений по развитию речи;
  • развивающие упражнения;
  • использование речи как средства развития речевого слуха;
  • связь слухового восприятия с произношением;
  • коррекция произношения.

Большое значение придается выработке у учащихся соответствующих слуховых дифференцировок (при использовании электроакустической аппаратуры).

Ученики произносят речевой материал после прослушивания образца речи педагога сопряженно с ним, отраженно н самостоятельно, с движениями и обязательно, в заключение работы над данным элементом речи, без движений. Содержание специального обучения произношению на индивидуальных занятиях включает ряд разделов работы:

Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы.

Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи.

Основные разделы содержания обучения произношению включают работу над словом и фразой.

Цель работы над словом : формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.

Цель работы над фразой: формирование и развитие у учащихся навыков ее произнесения в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.

Важное значение придается формированию и развитию ритмико-интонационной структуры речи учащихся. Проводится специальная работа по развитию у детей слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (паузация, темп, громкость, ритмическая и мелодическая структура речи) при использовании двигательного моделирования интонационных структур.

В процессе обучения произношению большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков самоконтроля.

Планирование работы над произношением осуществляется педагогом на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования, и программных требований с учетом индивидуальных особенностей психофизического и слухоречевого развития учащегося. Преемственность в обучении произношению в разных организационных формах предполагает совместное планирование работы учителями, ведущими уроки и занятия, и воспитателем. При этом учитывается, что на индивидуальных занятиях у учащихся формируют первичные произносительные навыки, а их закрепление осуществляют как на индивидуальных занятиях, так и на уроках и фронтальных занятиях.

2. Развитие речевого слуха

Задачу работы по развитию речевого слуха глухих школьников составляет развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо - зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

Основным содержанием работы по развитию речевого слуха является обучение учащихся воспринимать устную речь слухо-зрительно и на слух. Специальная работа предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и воспринимать только на слух, исключая зрение, речевой материал. Это обучение осуществляется в условиях слухо-речевой среды, которая предусматривает широкое использование звукоусиливающей аппаратуры (стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов) в ходе всего учебно-воспитательного процесса, включающего уроки, индивидуальные и воспитательные занятия, свободную деятельность детей.

Глухие школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь учителя, воспитателя, учеников), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, в словах, впервые предлагаемых на слух, узнавать отдельные элементы, по которым их воспроизводить приближенно или точно.

Учитывая определенную роль смыслового фактора при восприятии на слух слов и особенно фраз, на первоначальном этапе слуховой тренировки довольно широко используют ситуацию. Постепенно роль смысловой ситуации ограничивается: речевой материал предлагается школьникам на слух вне определенной ситуации, а иногда и вопреки ей.

На уроках в классе и в слуховом кабинете, на внеклассных занятиях на протяжении всего периода обучения в школе основным способом восприятия речевого материала является слухо - зрительное. Упражнения по восприятию речевого материала только на слух носят непродолжительный характер. На индивидуальных занятиях в подготовительном - V классах предлагаемый речевой материал различается, опознается и воспринимается на слух.

На индивидуальных занятиях используются различные виды работ (составление аппликаций, работа с разрезными фигурками, рассыпным текстом и др.), способствующие уточнению понимания речевого материала, предъявляемого на слух, и поддержанию у учащихся интереса к занятиям.

Каждое занятие должно быть построено и насыщено речевым материалом таким образом, чтобы оно вселяло в ученика уверенность в возможности восприятия им речи на слух.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Глухие школьники учатся, прежде всего пониманию основного содержания текста с последующим опознаванием на слух всех фраз, словосочетаний и слов, входящих в текст.

Особое значение в этих и последующих классах придается обучению глухих школьников свободно вести диалог по предложенным в программе темам.

Развитие речевого слуха основной период (II-V классы). В основной период весь программный речевой материал предлагается сразу на слух. Ученики учатся не только опознавать на слух довольно большой объем знакомого по звучанию речевого материала, но и анализировать услышанное впервые и по воспринятым на слух элементам моделировать целостное высказывание.

Раздел 2. Содержание тем учебного курса

Программа по развитию речевого слуха у глухих школьников сбалансирован:

По тематике (4 класс- 5 тем)- «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью», « Сезонные изменения природы», «Мой дом, Мои друзья», «Письмо подруге», «В школе».

По объему речевого материала (4 класс – 15-20 слов).

По коммуникативной направленности. В программу включены тексты- диалоги, составленные для специальной работы по развитию навыков восприятия и воспроизведения устной речи, должны представлять собой небольшие целостные тексты. Учитывается необходимость повторяемости, трансформации, комбинирования, перефразирования речевого материала из диалога, что способствует развитию у учащихся навыков вариативного его использования в различных коммуникативных ситуациях.

По насыщенности речевого материала лексикой общеобразовательных уроков.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 70% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.

Учителю предоставляется возможность изменять сроки, отводимые для усвоения отдельных тем, пересматривать умения и навыки с учетом состояния речи и слуха учащихся.

Учебно-тематическое планирование по разделу «Развитие речевого слуха» составляется на полугодие , по разделу «Формирование произносительной стороны речи» - на учебную четверть.

При необходимости, тематика занятий по развитию речевого слуха может изменяться: дополняться другими темами по просьбе учителя класса, сокращаться в случае болезни ученика или учителя, иными обстоятельствами.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

по ФПСР

Разделы по произношению

Ондар Анжелика

Ооржак Аида

I.Дыхание

Правильное пользование речевым дыханием, слитно воспроизвести до 8 - 10 слогов, слитно произносить слова и короткие фразы.

Правильное пользование речевым дыханием, слитно воспроизвести до 10-12 слогов, слитно произносить слова и короткие фразы.

III.Звуки и их сочетания

Iчетв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Iчетв.

II четв.

III четв.

IV четв.

1.Постановка

2.Коррекция

3.Атомат-ция

4.Дифферен-я

к, с

С, К,Ш,Т

С, К,Ш,Т,В

С-ш, т-к, и-ы, п-в, ш-с

т,к,ш,л

т,к,ш,л, в,с

И-ы, в-ф,в-п, с-ц,т-к, с-ш,л-н

IV.Работа над словом

1.Словесное ударение

2.Орфоэпия

Произнесение слов в нормаль- ном темпе, слитно, с ударением (с пом. учителя, по граф.знаку и сам.), реализуя возможности соблюдения звукового состава, собл. орфоэпич. правила: безударное о как а, оглуш. звон.согл. в конце слов и перед глух.согл; опускание непроизносимых согласных; тся, ться как ца; -ого, -его как ово, ево (по надстр. знаку и самостоятельно).

V.Работа над фразой

1.Логическое ударение

2.Темп речи

Произнесение фраз в норм. тем-пе, слитно или деля на синтаг- мы (до 8 - 10 слогов), выделение логич и синтаг. ударен. (с учит. и самост.),собл. мелодич. контур фраз; передача повеств., воскл и вопрос. интонации;

Произнесение фраз в норм. тем-пе, слитно или деля на синтаг- мы (до 10-12 слогов), выделение логич и синтаг. ударен. (с учит. и самост.),собл. мелодич. контур фраз; передача повеств., воскл и вопрос. интонации; разл. эмоц. оттенков высказыв, используя естеств. неречевые средства коммуникации (мимики, позы, пластики)

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Тыва школа-интернат для детей с нарушениями слуха

«Согласована» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР и.о.директора школы-интерната:

Ч.Б.Хертек ____________С.Х.Шожал

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по индивидуальным занятиям по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для обучающегося четвертого класса

на 2016 / 2017 учебный год

Составлена учителем-дефектологом:

Базыр-Тара Алевтиной Шагдыровной

Количество часов в неделю на

Одного ученика– 3ч.

Количество часов в год на одного ученика - 102

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол №___ от «____»____________2016

Кызыл - 2016

на 1 полугодие

Сроки

Речевой материал

III.

Проверка произношения.

Темы :

2. Летние каникулы.

«Попрощаться с теплым летом»

« Осень»

6. «Моё любимое занятие».

«Профессии».

7. «Мой друг».

9. «О дружбе».

10. Проверка произношения.

II четверть

  1. Осенние каникулы.

«Город»

  1. «Зима наступила».

«Зима злится».

  1. Л.Н. Толстой. Биография.
  2. Жизнь зверей и птиц зимой.

«Тайга».

Материал из грамматики.

  1. «О вежливости».

«Веселые каникулы».

  1. Четыре желания.
  2. Скоро Новый год! Ёлка.
  3. Контрольная работа
  4. Проверка произношения

01.09, 28.10

02.09-5.09.

7.09-10.09.

26– 30.09

12.09-17.09

12.09-17.10.

19 - 20.0

22 - 24.09

1 – 8.10

10 – 15.10

17 – 22.10

24 – 26.10

27.10

28.10

7 - 9.11

10 – 12.11

1 - 03.12

5 - 10.12

14 – 17.11

21 – 26.11

28 – 29.11

12 – 13.12

15 – 16.12

17.12

22 – 24.12

18 – 19.11

19 – 20.12

26.12

27.12

28 – 29.12

Раздел 5. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

  • Воспринимать на слух фразы, словосочетания и слова, незнакомые по звучанию, различать и опознавать на слух простые и сложные предложения, слова, словосочетания с союзами (и, а) и частицами (тоже, еще, не, уже).
  • Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, в нормальном темпе, голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно), изменять силу голоса (громче, тише) и говорить шепотом, передавать в речи различные эмоциональные оттенки высказывания (радости, огорчения, удивления, растерянности, испуга и др.), повествовательную, вопросительную и побудительную интонацию, используя в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику); произносить слова слитно, с ударением, реализуя возможности воспроизведения звукового состава, соблюдая орфоэпические правила; произносить короткие фразы (из 2- 3 слов) слитно, более длинные фразы делить на синтагмы (группы слов до 10 - 12 слогов), выделять логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдать мелодический контур фраз;
  • реализовывать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя), самостоятельно и под контролем учителя использовать в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации (соответствующее выражение лица, позу, пластику), произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками.
  • Материал считается усвоенным, если ученик в большинство случаев правильно выполняет предложенные на слух задания и грамотно оформляет свои высказывания.

Педагогические технологии :

  • Личностно-ориентированные;
  • Здоровьесберегающие;
  • Игровые;
  • Дифференцированный подход.

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическая литература:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации 2 издание, (сборник 1). Подготовительный, 1-7 классы, Москва «Просвещение» 2003.

2. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1981. -191 с.

3. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Произношение 2 класс.М., Просвещение, 1990.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Назарова Л.П. - М., Владос, 2001., 196 с.

5.А.Н. Пфафенродт «Произношение 3 класс»

6. Развитие речевого слуха у глухих школьников.

7. Речицкая Е.Г. (И.Г.Багрова и др.) Сурдопедагогика. М.: Владос,2004

8. Е.К.Щербакова «Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей» Ярославль «Академия развития» 2001 – 3 альбома

9. Л.М.Козырева тетрадь для логопедических занятий – 2 альбома

10. Мультимедийные презентации. Карточки с речевым материалом. Профили

Виды контроля :

  1. Определение рабочего и резервного расстояния.
  2. Контрольные работы по выполнению программного материала за первое полугодие и за год.
  3. Проверка восприятия контрольных слов с ИСА.
  4. Проверка восприятия контрольных слов без ИСА.
  5. Проверка восприятия контрольных слов со стационарной звукоусиливающей аппаратурой.

    Речевой материал

    III.

    1.Речевой материал, связанный с учебной деятельностью .

    Проверка произношения.

    Темы :

    2. Летние каникулы.

    «Попрощаться с теплым летом»

    3. «Правила безопасности на дорогах».

    4. «Сезонные изменения природы».

    « Осень»

    5. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало …»

    6. «Моё любимое занятие».

    «Профессии».

    7. «Мой друг».

    8.«Что такое хорошо и что такое плохо?»

    9. «О дружбе».

    10. Проверка произношения.

    11. Опознавание пройденного материала.

    II четверть

    1. Осенние каникулы.

    «Город»

    1. «Зима наступила».

    «Зима злится».

    1. Л.Н. Толстой. Биография.
    2. Жизнь зверей и птиц зимой.

    «Тайга».

    Материал из грамматики.

    1. «О вежливости».

    Отгадайте загадки. Решите кроссворд.

    «Веселые каникулы».

    1. Четыре желания.
    2. Скоро Новый год! Ёлка.
    3. Контрольная работа
    4. Проверка произношения
    5. Опознавание пройденного материала.

    Сентябрь-декабрь: 28 – 30.09, 26 – 27.10

    01.09, 28.10

    02.09-5.09.

    7.09-10.09.

    26– 30.09

    12.09-17.09

    12.09-17.10.

    19 - 20.0

    22 - 24.09

    1 – 8.10

    10 – 15.10

    17 – 22.10

    24 – 26.10

    27.10

    28.10

    7 - 9.11

    10 – 12.11

    1 - 03.12

    5 - 10.12

    14 – 17.11

    21 – 26.11

    28 – 29.11

    12 – 13.12

    15 – 16.12

    17.12

    22 – 24.12

    18 – 19.11

    19 – 20.12

    26.12

    27.12

    28 – 29.12

    Возьми (попроси, дай, возьми,...) клей (...). У тебя есть... ? Положи... справа. Попроси синий карандаш. Тебе нужен альбом? Зачем нужен? Что тебе нужно? Мне нужна книга, мне не нужна ручка. Спроси, куда положить (где лежит) ...

    Как твое здоровье? Ты здоров (не здоров)? Как ты себя чувствуешь? Я чувствую себя …. Чувствует себя плохо. Что у тебя болит? У тебя болит (не болит) голова (горло, живот, нога, рука, …)? У меня ничего не болит. У тебя кашель, насморк? Ты пойдешь к врачу? Ты ходил в …? С кем ты пойдешь …? Иди к врачу.

    Учитель – учительница – ученик, учить, урок, перемена, звонок, время, звенит звонок, начинается урок, первый (второй…) урок, урок окончен, готов (не готов) к уроку, урок чтения (развития речи…), тратить время, не тратить времени, дорога от школы до дома, дорога от дома до школы, попросить помочь (написать, прочитать, решить, нарисовать, дать, убрать), вид спорта, заниматься спортом.


    Корнилова Анна Викторовна
    Должность: учитель дефектолог
    Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) РС(К)ОШИ I вида
    Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
    Наименование материала: Конспект
    Тема: Конспект индивидуального занятия по ФПСР и РРС
    Дата публикации: 05.10.2016
    Раздел: среднее профессиональное

    Конспект индивидуального занятия ФПСР и РРС
    Тема: Окончания ого, его. Автоматизация «Ц», Дифференциация «З-Ж». Текст «В гостях» Класс: 5, ученица с кохлеарным имплантом. Цель: Упражнять в правильном воспроизведении окончаний прилагательных -ого, -его к а к -ова, -ева. Тренировать в правильном произнесении звука «Ц» в слогах, словах и во фразах. Учить различать звуки «З от Ж» в артикуляции и на слух на материале слогов и слов. Учить воспринимать слухо-зрительно и понимать обращенную речь на материале текста. Учить в опознавании на слух слов и фраз. Ход урока
    1.Организационный момент.
    Учитель: -н/сЗдравствуй, Лена! Ученица: -Здравствуйте, Анна Викторовна! Учитель: -н/сАппарат работает? Ты слышишь? Ученица: -Да, аппарат работает. Я слышу. Учитель: -Лена, поздоровайся с гостями. Учитель: -н/с Что ты будешь делать? Ученица- Я буду говорить и слушать. Учитель:-н/с Еще ты будешь выполнять задание. Ученица-Еще я буду выполнять задание.
    2.Формирование произносительной стороны речи.
    Учитель: 1.Как надо произносить безударное О? 2.Как надо произносить звонкие согласные на конце слов? 3.Как надо произносить звонкие согласные перед глухими согласными? Задание: -Придумай слова на правило.
    -Поставь ударение и знаки.
    Окончания -ого,-его надо произносить как -ова, - ева.
    Например: (Какого (ова)?) Красного/ова, летнего/ева, синего/ева, веселого/ова, вечернего/ева. Запомни. Окончания ого, его в прилагательных надо произносить как ова, ева. Задание: Какого цвета цветы (незабудки, одуванчики, тюльпаны, маки)? Образец: Ландыши белого цвета.
    Автоматизация «Ц»
    ЦА АЦ-----А АЦ ЦО ОЦ-----О ОЦ ЦУ УЦ-----У УЦ Назови картинки: Цирк, хлебница, певец. Прочитай предложения: В цирке нужно веселиться. Лисица тянется к яйцу. Ученица пятиклассница.
    Дифференциация «З – Ж»
    -Чем отличается (разное) произношение звука З от произношения звука Ж? Посмотри профили. При произношении звука З кончик языка внизу, а при произношении звука Ж кончик языка вверху. Послушай и повтори слоги, слова. ЖА-ЗА, АЖУ-АЗУ, ЖДА-ЗДА.
    Кожа-Коза Гроза-Лужа Одежда-Здоровье
    3. Развитие речевого слуха.
    Учитель: Я буду читать текст, а ты будешь слушать. Текст: «В гостях у тети Нины» -Здравствуйте, тетя Нина! -Здравствуйте! Проходите. Раздевайтесь. -Нина Ивановна, разрешите поздравить Вас с праздником 8 Марта. Желаем Вам крепкого здоровья, счастья, успехов в работе! Примите наш подарок и цветы. -Спасибо. Ой, какие красивые цветы! -Садитесь за стол. Будем пить чай. Учитель: Уточнение правильно воспринятого речевого материала из предъявленного текста. Ученица: опознает на слух слова и фразы.
    4.Итог.
    Учитель: Что мы делали на уроке? Ученица: Мы говорили, слушали и выполняли задания. Учитель: (на слух) спроси об отметке. Ученица: Анна Викторовна, какую отметку я получила. Учитель: (на слух) Лена получила… . Молодец! Иди на перемену. До свидания!

    Похожие статьи