Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Мир один на всех. Родительский клуб как альтернативная форма социального партнерства родителей и детей с овз в образовательном учреждении Положение клуба родителей

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность

В данное время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новым утвержденным Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). который учитывает образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства не зависимо от психофизиологических и других особенностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых. Семья является надёжным фундаментом в решении определённых вопросов: воспитан с я детей, включение их в социальные сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Поэтому в своей работе мы применяем личностно-ориентированный гуманно-личностный подход к детям и к родителям.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей Программы возрастает, и работа специалистов детского сада заключается в том, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.

Чтобы обеспечить родителей нужной информацией по проблемам воспитания, существует напор информационных материалов, которые раздаются родителям.

Родительский клуб - это перспективная форма работы с семьей, учитывающая актуальные потребности семьи, способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи и передаче опыта в воспитании детей.

Цель работы клуба: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, развития, укрепления здоровья детей с ОВЗ, а также помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Задачи клуба :

  • оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения, воспитания и развития детей:
    формирование родительских навыков содержания ч воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
  • формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
  • повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
  • просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
  • пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Организацией работы клуба занимается старший воспитатель и педагог-психолог. Темы занятий в клубе и формы проведения, родители выбирают сами, через анкетирование и «Книгу предложений». Занятия предусматривают теоретическую и практическую части, общая их продолжительность - 60 мин. По окончании занятия родители получают разнообразные памятки, методическую литературу, рекомендации.

Каждое занятие состоит из 3-x частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия.

Занятия в клубе проводятся в соответствие с учебным планом, и являются дополнением к образовательно-воспитательному процессу детского сада. К проведению привлекаются заинтересованные темой встречи специалисты, а также и воспитанники. Занятия построены таким образом, что в конце встречи родители получают домашнее задание, которое выполняется, в том числе и всей семьей, что также способствует установлению дружеских, позитивных, конструктивных взаимоотношений между родителями и детьми. Программа рассчитана на 9 месяцев.

Анализ эффективности деятельности клуба осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников.

На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленный на изучение степени удовлетворенности родителей, и результативности психолого-педагогического просвещения родителей.

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

  • Повышение у родителей заинтересованности, активности и компетентности в вопросах обучения и психического развития своего ребенка (критериями эффективности будут служить стабильная посещаемость, результаты анкетирования, положительные отзывы.
  • Включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы.
  • Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы.
  • Убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.
  • Формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
  • Методическая разработка программы встреч родительского клуба «Мозаика» как эффективной формы взаимодействия между родителями и специалистами детского сада.
  • Методическая разработка «Коллекция игр» (СD-диск с играми, памятками и рекомендациями специалистов).

Для эффективной социализации ребенка с проблемами развития большое значение имеет характер родительско-детских взаимоотношений.

Целенаправленная работа с родителями требует комплексности, систематичности, учета индивидуальных особенностей как детей, так и взрослых, что делает клубную деятельность эффективной формой работы по повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение необходимо отметить, что работа клуба способствует укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, как партнёра и активного субъекта образовательной среды дошкольного учреждения.

Пояснительная записка .

Цель

Задачи клуба : . оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей; . формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации; . формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй; . повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей; . просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции; . пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Формы работы :

  • круглый стол
  • психологическая гостиная
  • консультации
  • дискуссия
  • деловая игра
  • тематическая лекция
  • групповые занятия

Привлечение специалистов: . педагог-психолoг. медработники. соцпедагог

Форма проведения

Особый ребенок

психологическая гостиная

Встреча нового года

совместное праздничное мероприятие

Умелые руки

выставки увлечений и достижений детей

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

Мы родители…

Мы дети…

семинар, групповые занятия

Планируемые результаты: Дети: . положительная адаптация к условиям ОУ; . положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения; . приобретение социального опыта вне дома. Родители: . достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ; . получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; . адекватные установки в отношении перспектив ребенка; . гармоничные отношения родителей и детей;

Просмотр содержимого документа
«Проект разработки родительского клуба "Мы вместе".(Для родителей имеющих детей с ОВЗ).»

Родительский клуб «Мы вместе»

Пояснительная записка .

Всем известно, что индивидуальность ребенка формируется в семье и воспитательная работа в школе должна быть организована только с учетом этого фактора. Создание единой благоприятной воспитательной среды необходимо, чтобы раскрыть потенциальные возможности и личностного развития ребенка. Родители, имеющие ребенка с ОВЗ, нуждаются в помощи педагогов и специалистов. Различные факторы, такие как нарушение эмоциональных отношений в семье, вызванные постоянным стрессовым состоянием родителей, проблемы в общении с окружающими препятствуют формированию детской личности и приводит к негативным последствиям в развитии ребенка. Родители нуждаются в знаниях необходимых в воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики. Родительский клуб является связующим звеном между педагогами, различными специалистами, родителями, опекунами, заинтересованными в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба не только знакомятся друг с другом, но и делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком и обмениваются размышлениями о себе и своей работе, участвуют в тренингах и исследованиях.

Заседания клуба проводятся 2 раза в учебную четверть по субботам.

Цель : повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, реабилитации и помощь в социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба :
оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в вопросах обучения и развития детей;
формирование родительских навыков содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации;
формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
повышение правовой компетентности родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и ознакомление с основами законодательства в сфере защиты прав детей;
просветительская работа по проблемам нарушений развития детей и их коррекции;
пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Формы работы :

    круглый стол

    психологическая гостиная

    консультации

    дискуссия

    деловая игра

    тематическая лекция

    групповые занятия

    выставки увлечений и достижений детей

    совместное праздничное мероприятие

Привлечение специалистов:
педагог-психолoг
медработники
соцпедагог

План работы родительского клуба «Мы вместе» на 2016-2017 г.г

Форма проведения

Знакомство

круглый стол встреча со специалистами центра «Цветик-Семицветик»

сентябрь

Типы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Особый ребенок

психологическая гостиная

Встреча нового года

совместное праздничное мероприятие

Это актуально (проблема в семье)

дискуссия

Умелые руки

выставки увлечений и достижений детей

Воплотим мечты в реальность…

деловая игра

Мы родители…

Мы дети…

семинар, групповые занятия

Планируемые результаты:
Дети:
положительная адаптация к условиям ОУ;
положительная динамика в развитии личности ребенка, развитии навыков общения;
приобретение социального опыта вне дома.
Родители:
достаточно информированы в вопросах коррекции проблем в развитии детей с ОВЗ;
получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
адекватные установки в отношении перспектив ребенка;
гармоничные отношения родителей и детей;

Проект создания создание реабилитационного пространства клубной среды нацелен на организацию и создание семейного клуба «Солнечный мир» для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Целевая аудитория проекта семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, детей-инвалидов и дети с ОВЗ и дети-инвалиды, в том числе дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. В клубе будут организованы как отдельно родительские, так и совместные детско-родительские встречи на дискуссионных площадках, тренингах, семинарах, мастер-классах, занятиях по арт-терапии, логоритмике и музыкально-танцевальных занятиях. В непринуждённой обстановке, атмосфере доверия и принятия, складывающейся со временем на занятиях и встречах, родители смогут получить знания об особенностях развития детей с нарушениями, о способах взаимодействия с особенными детьми, научатся понимать и принимать детей такими, какие они есть. Квалифицированные специалисты проведут групповые коррекционно-развивающие занятия для детей, а совместное участие семьи в сенсорном театре позволить улучшить детско-родительские отношения, снять эмоциональное напряжение и будет способствовать сенсорному развитию детей с нарушениями развития. Работа будет направлена на преодоление психологических проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья (чувство вины, стыда, страхи, ощущение одиночества и бессмысленности жизни), и на получение поддержки от других семей и специалистов. Родители обретают воспитательную уверенность, развивается позитивное взаимодействие родителей с детьми, снижается риск применения насилия, семья сплачивается вокруг ребенка, обретают новые жизненные смыслы, лучше понимают эмоциональный мир и потребности ребёнка с нарушениями развития. Также получат поддержку специалистов в обучении и воспитании детей, психологическую помощь и содействие в разрешение конкретных семейных проблем. Оказание комплексного реабилитационного сопровождения семей с детьми с нарушениями развития, организация семейного досуга будет способствовать дальнейшей социальной адаптации семей, укреплению института семьи, социализации и интеграции семей с детьми с нарушениями в общество, созданию дополнительных условий для полноценного досуга семьей, имеющих детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов

Цели

  1. создание реабилитационного пространства клубной среды

Задачи

  1. Создание семейного клуба для семей с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка родителей с детьми с ОВЗ.
  3. Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи семьям с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Обоснование социальной значимости

Рождение ребенка с нарушениями в развитии зачастую является стрессом для семьи. «Особые» дети ограничены в свободе и социальной значимости. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая реабилитационная помощь. Это позволит обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию для дальнейшего развития и интеграции в общество. В этот момент семьи, воспитывающие ребёнка с нарушениями в развитии, направляют все силы на их реабилитацию. Собирая всю волю в кулак и концентрируя все внимание на «особом» ребёнке, в ожидании нормализации жизни своей семьи родители находятся в постоянном стрессе, замыкаются в сложившейся ситуации, отчуждают себя, свою семью и своих «особых» детей от социума. Такая ситуация опасна ограничением жизнедеятельности не только ребёнка, но и всей семьи в целом. В семье утрачивается навык общения и познания, закрепляется стереотипность и «автоматичность» в отношениях, растёт чувство беспомощности и одиночества каждого члена семьи. В этот момент семье не хватает атмосферы доверия и принятия, места, где их поймут, выслушают и помогут реабилитировать не только ребёнка с нарушениями в развитии, но и родителей. Перспективной формой работы с семьей, учитывающей актуальные потребности семей, воспитывающих детей с «особыми» потребностями, способствующей формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, поддержке материнства, отцовства и детства является создание семейного клуба. Расширению возможностей ребёнка способствует эмоциональное благополучие не только мамы, но и остальных членов семьи. Именно такую комплексную помощь в социальной реабилитации семья получит в семейном клубе «Солнечный мир». Родители получат возможность отдохнуть от напряжённого утомительного труда и уделить время своему ребёнку, а все члены семьи получать возможность услышать и увидеть друг друга по-новому, прислушаться и приглядеться друг к другу. Большую социальную значимость несёт проект создания семейного клусемейного клуба «Солнечный мир» в виду отсутствия такого формата работы с семьями с «особыми» детьми в республике, т.к. в основном работа направлена на реабилитацию детей с нарушениями в развитии и не уделяется должного внимания родителям, которым также необходима реабилитационное пространство в атмосфере открытости и доброжелательности.

География проекта

Республика Бурятия, г.Улан-Удэ.

Целевые группы

  1. Люди с ограниченными возможностями здоровья
  2. Дети и подростки
  3. семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми –инвалидами в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями.

МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Ленинск-Кузнецкого муниципального района»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКУ «Социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних «Надежда»

Ленинск-Кузнецкого муниципального района»

Н.В. Пасынкова ___________________________

«________» _______________________________

Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

Составители:

Чурилова М.В.,

социальный педагог

Карачёва Е.Ю.,

психолог

Пос. Клейзавод

2015 г.

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам

Результаты анкетирования родителей по выявлению их заинтересованности к участию в работе клуба «Шаг навстречу» показали, что часть опрошенных родителей не высказывают потребности в психолого-педагогической работе лично с ними и их семьями.

Для родителей, имеющих запрос на работу со специалистами центра, групповая форма работы оказалась более востребованной, чем индивидуальная. В ходе предварительных бесед, родители выразили желание общаться с друг с другом, так как имеют схожие проблемы и готовы обмениваться опытом и оказывать взаимопомощь друг другу.

То есть, многоаспектность проблем больного ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем и определяется содержание их запросов к специалистам.

При составлении программы деятельности клуба «Школа родителя особого ребенка» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

    формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;

    расширить видение родителями своих воспитательных функций в

отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

    познакомить родителей с эффективными методами родительско-

детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;

    формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию во встречах клуба «Шаг навстречу»;

    способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить

возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи ребенка-инвалида), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8-12 встреч).

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.

Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей и конспектами занятий клуба «Шаг навстречу» (Приложения 1-6). В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.

Тематический план занятий клуба «Шаг навстречу»

п / п

тема занятия

цели и задачи

«Знакомство. Права и льготы детей-инвалидов и их семей. Стили семейного воспитания»

Цели:

    Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

    Презентация МКУ «Социальный приют для детей и подростков «Надежда», рассказ о деятельности клуба «Мы вместе».

    Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.

Задачи:

    Информировать родителей о деятельности социального учреждения.

    Познакомить участников встречис правами и льготами детей – инвалидов и их родителей.

    Предоставить информацию о родительских стилях воспитания.

    Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Мы вместе».

    Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.

«Материнская любовь»

Цель:

Задачи:

    Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;

    Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;

    Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

«Тело как зеркало души»

Цель:

    Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека.

Задачи:

    Содействовать снижению утомляемости, тревожности, речевых и мышечных зажимов, эмоционального напряжения.

    Способствовать укреплению эмоциональной устойчивости, повышение настроения.

«Почему мой ребенок злой?»

Цель:

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком

Задачи:

    познакомить с причинами появления агрессивности;

    помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей;

    познакомить с основными методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию.

«Детские провокации, или как установить запреты»

Цель:

    Обсуждение проблемы детско-родительских отношений в семье, правил установления запретов и необходимости наказаний.

Задачи:

    Обсудить вопросы, касающиеся наказания, запретов, ограничений в процессе воспитания детей.

    Выработать наиболее приемлемые способы ограничений, запретов в воспитании детей.

    Способствовать повышению настроения при помощи коммуникативных игр.

«Маленькие манипуляторы»

Цель:

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком

Задачи:

    Познакомить участников встречи с понятием «детская манипуляция» и причинами ее возникновения.

    Рассказать о проявлениях детских манипуляций и выработать рекомендации для решения данной проблемы.

    Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу.

Структура занятия

Занятие состоит из 3-х блоков:

1 блок: Введение в тему

Первый блок включает в себя организационную и информационную части.

Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.

В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.

2 блок: Практический

Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.

3 блок: Итоговый

Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

    Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.

    Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.

    Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.

    Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.

    Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).

    Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.

    Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.

    Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.

    Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.

Предполагаемый ожидаемый результат

    Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

    Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

    Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).

    Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Список литературы

    Программа
    Родительского клуба «Я с тобой»
    Конради Инга Юрьевна
    педагог-психолог
    МБОУ Новоназимовская СОШ № 4

    Пояснительная записка
    В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
    Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.
    Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.
    Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.
    Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
    Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
    Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
    Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие.
    Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе – создать благоприятную атмосферу для развития детей-инвалидов, основанную на толерантности и ответственности.
    Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды школьной деятельности, с учетом их возможностей и поддержкой одноклассников и педагогического коллектива.
    Школа обеспечивает сопровождение семей с детьми, обеспечивает реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
    Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
    Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
    Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
    Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
    Основание для разработки Программы:
    Конвенция «О правах ребенка», Семейный Кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
    Цель программы
    Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ОВЗ посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
    Задачи
    формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
    расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
    познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
    формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами школы, участию во встречах клуба «Я с тобой»;
    способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

    Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи детей с ОВЗ), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
    Срок реализации программы – 1 учебный год.
    Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (8 встреч).
    Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5-2 часа.
    Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
    Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей. В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
    В реализации программы принимают участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей-инвалидов с множественными нарушениями.
    Структура занятия
    Занятие состоит из 3-х блоков:
    1 блок: Введение в тему
    Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
    Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.
    В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
    2 блок: Практический
    Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.
    3 блок: Итоговый
    Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.
    Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
    Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
    Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
    Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
    Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
    Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
    Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
    Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
    Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
    Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
    Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.
    Предполагаемый ожидаемый результат
    Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
    Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
    Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
    Расширение круга общения среди родителей учреждения.

    Тематический план занятий родительского клуба «Я с тобой»

    п/п

    Тема занятия
    Виды деятельности

    1
    «Мой ребенок особенный»

    Знакомство с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
    - Презентация - рассказ о деятельности клуба «Я с тобой».
    - Привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и взаимодействию с ребенком.
    Задачи:
    - Информировать родителей о деятельности шПМПК по вопросу работы с детьми с ОВЗ.
    - Мотивировать родителей на участие в мероприятиях, проводимых клубом «Я с тобой».
    - Создать благоприятную, доброжелательную атмосферу в ходе мероприятия посредством игровых техник.

    2
    «Родительская любовь»

    Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между родителями и ребенком
    Задачи:
    - Создать эмоционально положительный настрой на совместную работу;
    - Снять барьеры в общении и перейти к открытым, доверительным отношениям;
    - Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.

    3
    «Стили взаимодействия с детьми»
    Способствование осознанию существующих родительских установок, деление их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком.
    Задачи:
    - научить различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

    4
    «Методы и приемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
    - Расширить представления родителей о методах и приемах воспитания в семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
    Задачи:
    - обучить конструктивным способам взаимодействия с ребенком с проблемами развития.

    5
    «Особенности самоуважения взрослого и ребенка»

    Познакомить с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, с таким понятием, как «неформальное общение».
    Задачи:
    - обучить навыкам поддержки;
    - закрепить навык активного слушания;
    - способствовать осознанию играемой ребенком роли в структуре семьи.

    6
    «Профилактика созависимости»
    - Формировать представления о здоровом образе жизни.
    Задачи:
    - способствовать профилактике созависимого поведения в семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
    - провести работу с семьями, в которых есть те, кто употребляет психоактивные вещества.

    7
    «Безусловная любовь»
    - Обучить родителей приемам принимающего поведения;
    Задачи:
    - способствовать повышению значимости безусловного принятия ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    8
    «Праздник Семьи»
    - Отработать и закрепить навыки сотрудничества и осуществления равноправных взаимоотношений с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
    Задачи:
    - закрепить позитивный опыт неформального общения;
    - создать атмосферу взаимопонимания и доверия внутри клуба и между членами семей.

    Похожие статьи