Русские церкви 15 16 века презентация. Презентация на тему русская православная церковь

План урока: I Русская православная церковь к началу XV века. II Церковь в период централизации государства: (Теория «Москва-третий Рим».) III Антицерковные движения: 1.Стригольники, жидовствующие и антитринитарии. 2.Нестяжатели и иосифляне(стяжатели). IV Внутреннее устройство и состояние Церкви в XVвеке.


Понятия лекции: Ересь (в пер.-избранный образ мыслей) религиозное направление, отступающее от официально церковной доктрины и вызывающее осуждение, отлучение и репрессии со стороны Церкви и светских властей. Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ. Символ веры – краткое изложение догматов христианства, которое должен знать каждый верующий. Исихасты – приверженцы мистического учения об исихии – внутреннем покое, отрешённости как способе духовного восхождения к Богу. Автокефалия (буквально) – независимость. РПЦ – Русская православная Церковь. Торговая казнь – вид уголовного наказания, состоявший в публичном битье кнутом на торговой площади и в других публичных местах. Благотворительность - оказание материальной помощи бедным из милости.


I Русская православная церковь к началу XVвека: 1.Церковь в условиях монгольского ига. А. В. Карташев: «Катастрофа монгольского ига – определила рубеж между киевским и московским периодами истории РПЦ» – РПЦ получает правовые и экономические льготы от Золотой Орды – угодья и земли Церкви, церковное имущество признавались неприкосновенными. 1229(1309) – Киевский митрополит Максим переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. 1328(1326) – перенос кафедры киевских митрополитов из Владимира в Москву.


II Церковь в период централизации государства: 1448 – Собор РПЦ, избрание митропалитом Иона – раздел РПЦ на митрополии: Киевскую и Московскую – официальное провозглашение автокефалии РПЦ.






Стригольничестиво Основатель – (по легенде) ремесленник Карп. Распространение с сер.XIVвека. Центры: Москва, Псков, Новгород… Учение стригольников практически освобождало человека от обязательности официальных, узаконенных обрядов, превращая его религиозные взгляды в частное, личное дело каждого. Идеалом была церковь апостольских времён. Они выступали за достоинство человека, его право быть учителем веры в жизни независимо от принадлежности к духовному сословию…Не признавали сущность исповеди. Отвергали догмат о «загробной жизни». В целом это течение характеризуется как городское, выражающее интересы народа.




Жидовствующие: Оформление движения конец XVвека. Основатель – киевский еврей Схария. Учение пришло в Новгород из Литвы. Основано на критике эсхатологических представлений и практики новгородской церкви. «Еретики были строгие монотеисты и отрицали все предметы культа, которые хотя бы косвенно напоминали о политеизме, - иконы, мощи, кресты» Н.М.Никольский.





14 Стяжатели (Иосифляне) Идеолог игумен Волоколамского монастыря Иосиф(). Учение предполагало строгое общежитие, никакой собственности, обязательный труд и отказ от самого необходимого в быту. В то же время был убеждён, что монастыри должны служить центрами просвещения, благотворительности, духовного и нравственного влияния в обществе.





Ереси (от греческого слова «ересис», что означает «особое вероучение») - это отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням - иконам, мощам святых и т. п. .

Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым.

Ереси подрывали устои церкви, а поскольку церковь поддерживала государство, обосновывала божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв государственных интересов.

На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV - начале XV в., и не случайно первые ее ростки проявились в Новгороде и Пскове - крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением» и говорили, что такие люди не могут учить людей верить.

Духовенство и миряне Миряне -- Мирянин (мн. миряне; греч. λαϊκός - Лаики) последователь христианства, член Церкви, не являющийся священником, не принадлежащий к клиру. Духовенство собирательный термин для обозначения общественного сословия, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или иной религии. Употребляется, как правило, только к монотеистическим религиям.


Духовенство и миряне До 1589 года главой православной церкви являлся митрополит. До 1589 года главой православной церкви являлся митрополит. Центром религиозной жизни была церковь, которая была построена на пожертвования людей. Центром религиозной жизни была церковь, которая была построена на пожертвования людей. Прихожане– жители окрестных деревень или городского квартала, которые избирали кандидата в священники Прихожане– жители окрестных деревень или городского квартала, которые избирали кандидата в священники




Иосифляне и нестяжатели Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности. Иосифляне (Осифляне) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.


Иосифляне и нестяжатели Нестяжатели под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения. Нестяжатели под этим термином обычно понимается монашеское движение в России в конце XV первой половине XVI веков, выступавшее против монастырского землевладения.


Иосифляне и нестяжатели В конце XV в. С образованием государства, светские власти все чаще предпринимали попытки отнять земли у церкви. Иван 3 задумал изъять земли, находившиеся у митрополита, епископов и монастырей. В конце XV в. С образованием государства, светские власти все чаще предпринимали попытки отнять земли у церкви. Иван 3 задумал изъять земли, находившиеся у митрополита, епископов и монастырей. Против этого выступил церковный собор. Против этого выступил церковный собор.


Иосифляне и нестяжатели Основатель и настоятель Иосифо- Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырей. С ним не соглашался монах Нил Сорский из Константинополя. Он утверждал что монастыри не должны заниматься благотворительностью, а следовательно им не нужны земли Основатель и настоятель Иосифо- Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий выступил в защиту монастырей. С ним не соглашался монах Нил Сорский из Константинополя. Он утверждал что монастыри не должны заниматься благотворительностью, а следовательно им не нужны земли


Иосифляне и нестяжатели Последетователем Нила стал монах Вассиан, который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Последетователем Нила стал монах Вассиан, который в своих литературных произведениях критиковал иосифлян. Споры о церковных землях продолжались много лет, пока соборы 1547, 1549 и 1551 г. Не утвердили модель церковно государственных отношений. Споры о церковных землях продолжались много лет, пока соборы 1547, 1549 и 1551 г. Не утвердили модель церковно государственных отношений.


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Матвей Семёнович Башкин (XVI век) представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства. Матвей Семёнович Башкин (XVI век) представитель реформационного движения. Происходил из детей боярских. Одним из первых на Руси выступил против холопства.XVI векXVI век


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя Феодосий Косой один из представителей религиозного движения XVI века, глава еретического течения, идеолог крестьянства и городской бедноты XVI в. в борьбе против официальной церкви и феодального строя


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Первая половина XVI в. Это не только время острых религиозных споров, но и период распространения личных ересей. В дни великого поста 1553 г. К священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Башкин Первая половина XVI в. Это не только время острых религиозных споров, но и период распространения личных ересей. В дни великого поста 1553 г. К священнику кремлёвского Благовещенского собора Симеону пришел на исповедь боярский сын Матвей Башкин


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Встречи башкина и Симеона продолжались и дальше. Вскоре священник понял что рассуждения Матвея ересь! Встречи башкина и Симеона продолжались и дальше. Вскоре священник понял что рассуждения Матвея ересь! Он доложил об этом своему духовному наставнику Сельвестру, а тот имел доступ к царю. Матвея арестовали, и началось дело! Он доложил об этом своему духовному наставнику Сельвестру, а тот имел доступ к царю. Матвея арестовали, и началось дело!


Ересеи Матвея Башкина и Федосия Косова Также под горячку попал Феодосий Косой! Также под горячку попал Феодосий Косой! Матвей и Федор не признавали Святой троицы и БОГА!!! Матвей и Федор не признавали Святой троицы и БОГА!!! Итог: Во время следствия Феодосию удалось сбежать в Литву, а Матвей был отправлен для «ВРАЗУМЛЕНИЯ» Итог: Во время следствия Феодосию удалось сбежать в Литву, а Матвей был отправлен для «ВРАЗУМЛЕНИЯ»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Церковь и государство в XV - начале XVI вв.

1. Изменения в положении Русской православной церкви В 1448 г. - Собор русского православного духовенства избрал митрополитом епископа Иону. В 1453 г. - Русская православная церковь становится независимой.

2. Монастыри Троице-Сергиева Лавра Соловецкий монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь Никитский монастырь

3. Ереси Стригольники Выступали против: взятия священниками платы за посвящение в духовный сан, Церковной иерархии, Сомневались в правильности священных таинств. Жидовствующие Не признавали догмата о троичности Бога, Отрицали священность икон, Отрицали церковную иерархию, Критиковали монахов, считая, что они не ведут достойный образ жизни.

4. Иосифляне и нестяжатели 1 ряд – Нестяжатели (стр. 188, абзац № 2) 2 ряд – Иосифляне (стр. 188, абзац № 3). 3 ряд – великокняжеская власть (стр. 188 – 189, абзац № 4) Задание: 1, 2 ряд: выявить суть основных идей, главных идеологов, 3 ряд: выявить отношение великокняжеской власти к церковному спору

Нестяжатели Иосифляне Нил Сорский Иосиф Влоцкий Ликвидация монастырского землевладения. Независимость от гражданской власти Защищали монастырские владения. Первенство царской власти

5. Оформление идеологии самодержавия Теория «Москва – третий Рим» в истории христианства существовало три великих центра: Рим Константинополь Москва – третий Рим

Домашнее задание § 22, повторить словарные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока:«Церковь и государство в XV – начале XVI вв.»

Цели: Дать представление о взаимоотношениях церкви и государства. Ознакомить учащихся с характерными чертами монастырской жизни. Рассказать о религиозных спорах. Выявить причины появления теории...

Конспек урока по истории Средних веков:"Церковь и государство в 11 -13 в"

Тема: "Церковь и государство в 11 - 13 веках" изучается в 6 классе.Используя разнообразные формы работы учащихся на уроке, можно добиться того, что даже самые пассивные ученики с интересом включаются...

Похожие статьи