Способы работы с эмоциями. Общая характеристика эмоций, их виды и функции

1908
Первый русский чемпион

1908

На организацию IV Олимпийских игр выставили свои кандидатуры четыре города - Берлин, Лондон, Милан и Рим. Но к моменту сессии Международного олимпийского комитета, на которой должен был решаться вопрос о столице Олимпиады 1908 года, осталось три претендента: Олимпийский комитет Германии не сумел заручиться поддержкой своего правительства и вынужден был снять кандидатуру Берлина. МОК тайным голосованием отдал предпочтение столице Италии.

Однако в 1906 году итальянцы отказались от проведения Игр, ссылаясь на трудности со строительством спортивных сооружений. Лондон дал согласие принять Игры. За сравнительно короткое время были построены 70-тысячный стадион "Уайт-Сити" с гаревой дорожкой и цементной - для соревнований по велоспорту, плавательный бассейн, зал для соревнований по борьбе.

Несмотря на то, что в пригороде Лондона в 1908 года проходила франко-британская выставка, беспокойство руководителей Международного олимпийского комитета о том, что Олимпийские игры вновь превратятся во второстепенное мероприятие, оказались напрасными. Игры прошли на высоком уровне и во всех отношениях превзошли все предыдущие.

Участвовало рекордное количество спортсменов - 2034, в том числе 36 женщин, из 22 стран. По количеству спортсменов они превзошли все три предыдущие Игры Олимпиад вместе взятые. Великобританию представляли 710 спортсменов - наибольшее количество, выставленных одной страной за всю историю Олимпийских игр современности. Впервые на Игры прибыла команда России в составе 5 спортсменов: Николай Панин-Коломенкин, Николай Орлов, Андрей Петров, Евгений Замотин и Григорий Демин.

По сравнению с предыдущими Играми была существенно расширена и программа соревнований, которая включала 20 видов спорта: бокс, борьба вольная и классическая, велоспорт, водное поло, водно-моторные состязания, гимнастика, гребля академическая, жё-де-пом, легкая атлетика, лякросс, парусный спорт, плавание, прыжки в воду, поло, регби, рэкетс, стрельба пулевая и стендовая, футбол, хоккей на траве. Женщины соревновались в стрельбе из лука и теннисе. Впервые в программу был включен и зимний вид спорта - фигурное катание на коньках для мужчин и женщин.

Впервые во время торжественного парада открытия команды шли под флагами своих стран и каждая команда была одета в разные костюмы. На предыдущих парадах открытия Игр, если они проводились, участники шли в спортивной форме.

Нельзя не отметить, что IV Олимпиада показала, по сравнению с предыдущими, существенно возросшее мастерство спортсменов, более высокую конкуренцию. Среди чемпионов были представители 14 стран, что значительно больше, чем на любой из предыдущих Олимпиад. Многие выдающиеся спортсмены, достигли исключительно высоких для тех лет результатов. Так, 35-летний американский прыгун Рей Эври к шести золотым медалям, завоеванным на двух предыдущих Олимпиадах, добавил еще две - в прыжках с места в высоту и длину. А если считать две золотые медали, завоеванные им в 1906 году на Играх, проведенных в Греции и признанных Международным олимпийским комитетом "неофициальными", то количество золотых медалей Рея Эври достигает 10, что является наивысшим показателем для Игр Олимпиад.

Не менее успешно выступали и другие легкоатлеты из команды США: Мелвин Шеппард - три золотые медали - в беге на 800 м с результатом 1.52,8 - мировой рекорд, в беге на 1500 м с результатом 4.03,7 - олимпийский рекорд, и в эстафетном беге. Френсис Айронс победил в прыжках в длину с результатом 7 м 48 см. Форрест Смитсон был первым в беге на 110 м с барьерами с результатом 15,0 с. Чарльз Бэкон победил в беге на 400 м с барьерами с результатом 55,0 с. Джон Флэнэген установил рекорд в метании молота с результатом 51 м 92 см.

Успешно выступили и легкоатлеты других стран. В метании копья как вольным так и греческим стилями победил спортсмен из Швеции Эрик Лемминг. При этом, метая копье греческим стилем, он установил новый мировой и олимпийский рекорды - 54 м 92 см. Англичанин Тимоти Эхерн был первым в тройном прыжке с результатом 14 м 92 см. Если в соревнованиях по легкой атлетике преимущество имели спортсмены США, завоевавшие 15 из 27 разыгранных золотых медалей, то в Других видах спорта первенствовали спортсмены других стран. Например, в боксе во всех 5 весовых категориях впереди были спортсмены Великобритании, которые оказались также обладателями 5 из 6 разыгранных медалей в велосипедном спорте, всех золотых медалей в гребле академической, в парусном спорте, теннисе.

В Лондоне был проведен первый настоящий футбольный турнир. Заявки подали 8 команд, но из-за политических разногласий две заявки были отозваны, и в турнире приняли участие 6 команд из 5 стран. Представляют интерес счета, зафиксированные во встречах футбольных команд: Великобритания-Швеция - 12:1; Дания-Франция II - 9:0; в полуфинале команда Дании выиграла у команды Франции с рекордным для олимпийских соревнований счетом - 17:1. В финале встречались команды Великобритании и Дании. Победили англичане со счетом 2:0.

Среди победителей в соревнованиях по другим видам спорта были спортсмены из Швеции, Финляндии, Венгрии, России, Бельгии, Франции, Германии, Канады, Италии, Норвегии, Южной Африки, Австралазии - Австралия и Новая Зеландия выступали одной командой.

Успешным следует признать дебют спортсменов России: 3 из 5 участвовавших в Играх возвратились на родину с наградами. Серебряных медалей были удостоены борцы классического стиля Николай Орлов и Андрей Петров. Настоящей сенсацией стало выступление в соревнованиях по фигурному катанию Николая Панина-Коломенкина, ставшего первым российским олимпийским чемпионом.

В официальном отчете об Играх отмечалось: "Панин был далеко впереди своих соперников как в трудности фигур, так и в красоте и легкости их исполнения". Н. Панин-Коломенкин вошел в историю спорта не только как первый российский чемпион Игр Олимпиады, он был также пятикратным чемпионом России, призером первенства мира 1903 года и Европы 1904 года и 1908 года по фигурному катанию на коньках, блестяще играл в теннис, футбол, был первоклассным яхтсменом и гребцом, 12 раз выигрывал чемпионат России в стрельбе из спортивного пистолета и 11 раз - из боевого.

В возрасте 56 лет он стал победителем Всесоюзной спартакиады 1928 года в стрельбе из пистолета. Много лет Н. Панин-Коломенкин был на научно-педагогической работе, написал несколько книг, защитил диссертацию, в 1940 году получил звание заслуженного мастера спорта СССР. Умер в 1956 году в возрасте 84 лет.

Самым драматическим событием Игр IV Олимпиады оказались соревнования в марафонском беге. Первым на дорожке стадиона появился итальянский спортсмен Дорандо Пиетри, находившийся почти в бессознательном состоянии. Движения его были неопределенны, он плохо владел своим телом и не ориентировался в ситуации. Вместо того чтобы повернуть налево он повернул направо. Затем, осознав ошибку, изменил направление. В 70 м от финиша он упал. Потом с большим усилием встал, сделал несколько неуверенных шагов и снова упал. Так поднимаясь и снова падая итальянец медленно продвигался к финишу. Когда до финиша оставалось всего 20 м на стадионе появился американский спортсмен Джон Хейес. За несколько метров до финиша Пиетри снова упал и потерял сознание. К нему подбежали два человека - судья и журналист (хроникеры того времени говорят, что это был сэр Артур Конан Дойль - "отец" Шерлока Холмса). Они склонились над итальянцем, хлопали его по щекам, стараясь привести в чувство, подняли, поставили на ноги и довели до финишной ленточки. Дорандо Пиетри пересек ее победителем и... побежденным.

После напряженного обсуждения судейская коллегия дисквалифицировала спортсмена за оказание ему посторонней помощи. Итальянский спортсмен не получил олимпийской награды, однако во время чествования победителей он был приглашен на трибуну и один из членов королевской семьи вручил ему за выдающееся спортивное достижение золотой кубок похожий на тот, который вручался победителю. В этот день и по этому случаю с амвона собора Святого Петра епископом были произнесены следующие слова: "На Олимпиаде главное не победа, а участие". Это изречение ошибочно приписывается Пьеру де Кубертену.

После окончания Лондонской Олимпиады в печати впервые появились таблицы с итогами неофициального командного зачета, получившего в дальнейшем широкое распространение, несмотря на противодействие Международного олимпийского комитета. Первое место в неофициальном командном зачете заняла команда Великобритании, завоевавшая 147 медалей - 57 золотых, 50 серебряных и 40 бронзовых; 303,5 очка. На втором месте оказались спортсмены США 47 медалей - 23 золотых, 12 серебряных, 12 бронзовых; 103,3 очка. На третьем месте спортсмены Швеции 25 медалей - 8 золотых, 6 серебряных, 11 бронзовых; 46,3 очка.

Место проведения - Лондон, Великобритания Дата проведения - 27 апреля - 31 октября 1908 года Количество стран-участниц - 22 Количество видов спорта - 21 Количество участников - 2034 (мужчин - 1998, женщин - 36) Использована информация сайтов:
olympiad.h1.ru
"Энциклопедия спорта" - esport.com.ua
с официального сайта МОК www.olympic.org,
с сайта НОК России www.olympic.ru

книг:
"От Олимпии до Москвы" Валерия Штейнбаха,
"Сенсации и скандалы спортивного века" Бориса Базунова,
"Краткий биографический словарь: спортсмены" издательства "РИПОЛ КЛАССИК";
"История олимпийских игр. Медали, значки, плакаты". Трескин, Штейнбах

газет:
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС"

Фото официального сайта МОК

Мало кто верит, однако первым российским чемпионом летних Олимпийских игр стал фигурист. Николай Панин-Коломенкин выиграл золотую медаль ровно 100 лет назад на Играх в Лондоне-1908.

Шестеро россиян отправились в столицу Англии на свой страх и риск. Авантюра обернулась успехом: Николай Орлов и Алексей Петров завоевали серебряные медали в борьбе, а Панин победил в фигурном катании. Тогда в программу Игр IV Олимпиады в Лондоне был впервые включен сугубо не летний вид спорта, и наш фигурист филигранно вычертил на льду так называемые специальные фигуры. Как тогда и требовалось, Панин еще до Олимпиады прислал судьям рисунки фигур, которые он собирался вычерчивать на льду. Они были настолько сложны, что многие арбитры не поверили, что такое возможно. А вот семикратный чемпион мира швед Сальхов поверил и от участия в этом соревновании отказался.

Мини-сборная вернулась в Россию триумфатором. И вот здесь-то начались для Панина огромные неприятности. Начальство на полном серьезе и вполне официально обвинило его в нарушении служебного кодекса поведения. Согласно глупейшей инструкции правительственным чиновникам было категорически запрещено участвовать в публичных спортивных состязаниях. И финансовый инспектор Николай Коломенкин, курирующий важнейший Царскосельский район под Санкт-Петербургом, годами дурил голову начальникам, выступая в турнирах под псевдонимом Панин. Пять раз он становился сильнейшим в России фигуристом, а еще он очень метко стрелял, подтверждение чему - 23 чемпионских титула в стрельбе из пистолета и 11 из боевого револьвера.

В Лондоне, признаем откровенно, он выиграл легко. В отчете Олимпийского комитета так и писалось: "Панин превзошел соперников как в сложности вычерченных на льде фигур, так и в легкости, с которой они исполнялись". После выступления Панина на льду, по отзывам современников, оставались целые серии безупречных чертежей, исполненных с математической точностью. И математика здесь даже очень при чем: уроженец села Хреновое Бобровского уезда Воронежской губернии Николай Александрович Коломенкин с блеском завершил учебу на отделении естественных наук физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Кстати, был он чуть ли не полиглотом: в совершенстве владел английским, французским и немецким, говорил по-шведски и по-фински.

Но после победы в Лондоне олимпийский чемпион все же закончил с фигурным катанием, перестал посещать любимый спортивный кружок "Яхт-клуб" и на льду не выступал. А что было делать, если первому русскому олимпионику пригрозили отправкой в далекую Сибирь. Пришлось сдаться.

Зато в 1910 году он опубликовал первый в мире учебник по фигурному катанию, над которым работал пять лет. В нем - и теория, и практика, а книга превратилась в своеобразную хрестоматию. Вы удивитесь, но многие тренеры до сих пор пользуются панинским пособием, втолковывая ученикам основы фигурного катания. Международный союз конькобежцев (ИСУ) признал книгу в качестве официального учебника и наградил автора золотой медалью. Вот уж действительно человек опередил время. В 1914-м Панин-Коломенкин был арбитром чемпионата мира по фигурному катанию в Стокгольме.

А до того, об этом у нас как-то мало знают, побывал в столице Швеции в 1912 году на V Олимпийских играх. Сборная России там начисто провалилась. Но наш герой завоевал еще одну медаль, серебряную, в командных состязаниях по стрельбе из пистолета.

Однако незаметно подкралась Октябрьская революция. И в отличие от многих коллег финансовый инспектор Панин-Коломенкин ее принял. По крайней мере не сбежал из своего Царского Села, вплотную занявшись тем, что было по душе, - спортом. Стал тренером и по стрельбе, и по фигурному катанию. А в 1928-м уже далеко не юный Панин-Коломенкин 1872 года рождения победил в стрельбе из пистолета на Первой Всесоюзной спартакиаде.

Жил он тогда в Луге, однако затем переехал в Ленинград и занялся научной работой в области спорта - в 1938-м он уже кандидат наук, доцент научно-исследовательского института. Сталинские чистки обошли Николая Александровича стороной. В 1940 году он даже удостаивается высшего в нашей спортивной иерархии титула: ему присвоено звание заслуженного мастера спорта СССР. Но, заметим, не за достижения в фигурном катании, а именно за стрельбу.

А грянула Вторая мировая - и Панин-Коломенкин занялся делом уж совсем необычным. И в зрелом возрасте сохранив прекрасные физические навыки, он как инструктор обучал будущих бойцов, так и хочется написать "диверсантов", партизанских отрядов. Сам преподавал им штыковой бой, вместе с молодыми бегал многокилометровые кроссы на лыжах и, конечно, обучал стрельбе, особенно налегая на боевой офицерский пистолет. Ухитрился даже написать подробное пособие, которое раздавали всем будущим народным мстителям. Как доверили одному из бывших, неизвестно, темное пятно.

Он прожил долгую и интересную жизнь. Успел столько... Еще в 1907 году собственноручно изготовил принятые в дальнейшем за образец фигурные коньки. Это он впервые ввел в 1933 году спортивные разряды. Написал множество пособий по стрельбе - боевой и спортивной. Вел исследовательскую и тренерскую работу. До самого своего ухода в январе 1956-го трудился преподавателем в знаменитом Институте физической культуры имени Лесгафта в Ленинграде. Его золотая олимпийская медаль хранится в Эрмитаже. Рассказывают, что одним из счастливейших дней считал тот, когда в 1952-м Нина Ромашкова-Пономарева выиграла первую золотую медаль в истории советского спорта. И вторую - в истории спорта российского.

Юлия Потемкина, ведущий редактор нашего издательства, увлекающаяся фигурным катанием, рассказала про Николая Панина-Коломенкина - первого российского олимпийского чемпиона. Он выиграл золото в фигурном катании на Олимпиаде в Лондоне в 1908 году.

История завоевания этой награды напоминает захватывающий детектив.

IV по счету Олимпийские игры должны были состояться в Риме. Но неожиданно итальянцы отказались от их проведения и соревнования перенесли в Лондон. Члены оргкомитета решили включить в программу… скоростной бег на коньках, что было весьма необычным - игры тогда проводились только в летнее время. Однако построить подходящий искусственный каток не удалось, и состязания по скоростному бегу на коньках решили заменить соревнованиями фигуристов.

В то время лучшим фигуристом считался швед Ульрих Сальхов - десятикратный чемпион мира. Он настоял на том, чтобы в программу Олимпиады включили дополнительный вид соревнований - специальные фигуры. Сальхов был уверен, что станет двукратным олимпийским чемпионом. Но это оказалось куда сложнее, чем он предполагал. У него появился сильный соперник.

От России на Олимпиаду приехал Николай Панин-Коломенкин. Первая их встреча на льду состоялась в 1903 году. Тогда Николай занял второе место, уступив первенство Ульриху Сальхову.

К олимпийским соревнованиям в Лондоне Николай Панин-Коломенкин готовился основательно. В первый день одиночного катания он великолепно откатал все свои фигуры - в отличие от Сальхова. После одного не точно выполненного элемента Сальхов обвинил во всем попавшуюся под конек бумажку. Ему поверили. Когда же на лед вышел Панин-Коломенкин, швед начал кричать: «Он потерял форму, у него ничего не получается, разве это фигура, все провалено!».

Русский представитель подал протест главному судье, а в ответ увидел «плохо скрываемую усмешку, недоуменное пожимание плечами». Тогда было принято решение, что Панину-Коломенкину следует отказаться от состязаний в произвольной программе. В итоге Сальхов стал первым олимпийским чемпионом в фигурном катании.

Но остался еще один вид программы…

Перед соревнованиями в специальных фигурах все участники принесли чертежи своих выступлений. Члены судейской коллегии были в растерянности, когда русский представитель принес рисунки фигур Панина-Коломенкина. «Фигуры Панина просто невыполнимы», - констатировали они.

Сальхов, увидев всю сложность рисунка, отказался от выступления в этом виде программы. Затем снялись и еще несколько спортсменов. Панин-Коломенкин уверенно выиграл соревнования и 31 октября 1908 года ему была вручена завоеванная им золотая медаль.

После Игр в Лондоне Сальхов с успехом продолжал выступать на международной арене, но такого сильного соперника, как Панин-Коломенкин, уже больше не встречал. Любопытно, что, когда вышла книга Панина «Фигурное катание на коньках», именно Сальхов выступил инициатором того, чтобы Международный союз конькобежцев наградил автора специальной золотой медалью.

У Николая была фантастическая судьба. В 1940 году ему присвоили звание заслуженного мастера спорта СССР, но не за золото Лондона, а за двойной успех на Всесоюзной спартакиаде 1928 года в стрельбе. Первый олимпийский чемпион, пятикратный чемпион России по фигурному катанию, 23-кратный чемпион России по стрельбе, он навсегда вошел в летопись мирового и отечественного спорта.

Организация: ГБДОУ детский сад №116

Населенный пункт: город Санкт-Петербург.

Возрастная группа: Средний дошкольный возраст

Тип проекта: практико-ориентировочный

Тема проекта: Разноцветный мир эмоций

Длительность проекта: среднесрочный 02.02.2015-23.02.2015

Этапы проекта

  1. Диагностический
  2. Основной
  3. Аналитический

Актуальность темы

"Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."

Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Жизнь ученого, как известно, оборвалась в 1934 году. Изменился ли с тех пор "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.

Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. Ни для кого не секрет, что когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный психически здоровый ребенок. Но, к сожалению, в наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. В итоге с каждым годом увеличивается количество эмоционально-неблагополучных детей , которые требуют особо внимания со стороны педагогов. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

. Эмоциональная отзывчивость - одна из важнейших способностей, данных человеку. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку и всему живому, что нас окружает.

Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Несмотря на то, что у дошкольников небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка

  • Цель проекта – развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Задачи:

  • познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
  • обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
  • учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике
  • развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  • формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции
  • учить слушать другого человека, понимать его мысли, чувства и настроения
  • учить сотрудничать при выполнении совместных задач

Диагностические методы для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции, сопереживать окружающим людям:

  • подбери эмоцию;
  • узнай эмоцию;
  • беседа об эмоциональных ситуациях;

Пример: Беседа об эмоциональных ситуациях

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
Можно ли обижать животных? Почему?
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Анкета : «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».

Качественный анализ полученных данных

Результаты анализа полученных данных показал, что у детей недостаточно сформированы знания о социальных эмоциях.

При этом результаты анкетирования родителей указывают на высокую заинтересованность родителей в воспитании у детей таких качеств как отзывчивость, доброта, порядочность, вежливость, терпение, коммуникабельность.

Основной этап

На основном этапе были применены ряд методик:

Игровые упражнения по развитию мимики

“Съели кислый лимон” (дети морщатся).

“Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).

“Встретили знакомую девочку” (улыбаются).

“Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

“Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).

“Обиделись” (опускают уголки губ).

“Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).

Игровые упражнения по развитию пантомимики

“Расцвели, как цветы”.

“Завяли, как травка”.

“Полетим, как птицы”.

“Идет медведь по лесу”.

“Крадется волк за зайцем”.

“Плывут уточки”.

“Идут пингвины”.

“Жук перевернулся на спину”.

“Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”).

“Мчатся олени”

"Тренируем эмоции"

Нахмуриться как:

Осенняя туча,

Рассерженный человек,

Злая волшебница.

улыбнуться, как:

Кот на солнце,

Само солнце,

Как Буратино,

Как хитрая лиса,

Как радостный ребенок,

Как будто ты увидел чудо.

позлись, как:

Ребенок, у которого отняли мороженое,

Два барана на мосту,

Как человек, которого ударили.

испугайся, как:

Ребенок, потерявшийся в лесу,

Заяц, увидевший волка,

Котенок, на которого лает собака.

устань, как:

Папа после работы,

Муравей, поднявший тяжелый груз,

отдохни, как:

Турист, снявший тяжелый рюкзак,

Ребенок, который много потрудился, но помог маме,

Как уставший воин после победы.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка

  • Упражнение на релаксацию .

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

  • Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

А сейчас давайте вместе

Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

«Любимое-нелюбимое ». Вы называете ребёнку какое-либо действие, а ребёнок должен изобразить отношение к этому действию: если он любит это делать, изобразить радость; если не любит - грусть, печаль, огорчение; если никогда не выполнял это действие - сомнение, нерешительность (например: есть мороженое, подметать, гулять с друзьями, читать, смотреть футбол, вышивать, думать, читать, помогать родителям и т. Д.).

«Ожившие предметы ». Предложите ребёнку внимательно посмотреть на все предметы в комнате (кухне, прихожей). Пусть он представит, что предметы ожили, стали чувствовать, и скажет, кому из них лучше всех, у кого самое хорошее настроение и почему, у кого самое плохое настроение и почему.

Зеркало
Игроки в парах садятся напротив друг друга. Один только лицом изображает какое-то чувство, другой повторяет мимику партнера и называет вслух отгадываемое чувство. Потом меняются ролями. Другой вариант - один партнер просит другого изобразить лицом эмоцию и затем сам предлагает свой вариант.

Из семени в дерево
Ведущий (садовник) предлагает превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову, закрыть ее руками). «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается другим цветам (улыбнуться соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются голова и руки), цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернулся на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет.

Строители
Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:
тяжелое ведро с сеном; легкую кисточку; кирпич; огромную тяжелую доску; гвоздик; молоток.
Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лиц «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых материалов.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости

·«Это я, узнай меня»

Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

  • Игра «Радостная песенка»

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства

У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

·«Постарайся отгадать»

Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие речи, развитие навыков общения, сплочение группы.

Раз, два, три, четыре, пять, постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут. Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим, и ему показывают, кто его погладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

·«Подари ласковушку»

Развитие тактильной чувствительности, доброго отношения к сверстнику.

  • Танцуем вместе

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.

·«Слепой танцор»

Расслабление, мышечное раскрепощение детей, осознание ими своего тела и формирование свободы движений. Установление контакта со сверстниками.

  • «Помоги сверстнику»

Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь

Описание методики. Двум детям, из которых только один ребенок был испытуемым, предлагалось выполнить разные задания. Задание испытуемого было более легким, чем задание его сверстника. О том, что задания имеют разную степень трудности, детям не сообщалось. С внешней стороны эти задания воспринимались детьми приблизительно в равной степени сложности.

Выяснялось, как дети поняли смысл того, что им предстоит сделать, и в заключении добавляли: «Закончите работу – можете поиграть с игрушками»,- и указывали на размещенный в этой же комнате игровой уголок.

Необходимо подчеркнуть, что особенность осуществления данной деятельности состояла в том, что из-за разной трудности предложенных заданий дети оказывались в неравном положении по отношению к возможности «играть с игрушками». По мере завершения своего, более легкого задания, испытуемый не только приближался к возможности приступить к выполнению другой деятельности – игре. Но вместе с тем незаметно для себя он как бы втягивался в ситуацию выбора: выполнив практическое задание, приступить к игре или же, подавив в себе соблазн поиграть, оказать помощь сверстнику, продолжающему решать более трудное задание.

После того как дети приступали к выполнению заданий, и один из них обнаружил существенные затруднения в деятельности, следили за тем, обращается ли ребенок к сверстнику (испытуемому) за помощью и как откликается на его обращение. Если испытуемый не оказывал помощи сверстнику, то побуждали его к этому, ставя перед ним соответствующие вопросы.

Строя так эксперимент, естественно было ожидать, что его ключевым моментов будет анализ поведения испытуемого после выполнения им практического задания, характера его решения. Вместе с тем следует признать, что выполнения задания – это, как правило, результат действия уже сложившихся ранее у ребенка соответствующей потребности, мотивов и лежащих в их основе эмоций. Поэтому важно было установить, какими мотивами и эмоциями обусловлено было принятие ребенком именно такого, а не другого решения.

  • "Кто может найти добрые, хорошие слова для ..." (ребенка, воспитателя, куклы, книги и т.п.).

Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений

Задачи:

  • Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях
  • Развитие умения ставить себя на место героев произведений
  • Развитие умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения
  • учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации

Валентина Осеева. Рассказы для детей

  1. СИНИЕ ЛИСТЬЯ
  2. ПЛОХО
  3. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
  4. БАБУШКА И ВНУЧКА
  5. СТОРОЖ
  6. ПЕЧЕНЬЕ
  7. ОБИДЧИКИ
  8. ЛЕКАРСТВО
  9. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?
  10. КТО ХОЗЯИН?

Владимир Григорьевич Сутеев.

Сказки и рассказы

  1. КОТ-РЫБОЛОВ
  2. ПОД ГРИБОМ
  3. ЯБЛОКО

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и ценностей (материальных и духовных) семья определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка.

Опыт дошкольника, как правило, полный у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабоченны развитием отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта (математических способностей и т. д.) и при этом не уделяется существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку.

Эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации родителей совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает в ребенке чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу.

Встречаются родители, которые убеждены, что наше время – это время научно-технических достижений и прогресса, поэтому кое-кто воспитывает у ребенка такие качества как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи («Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же) .в противовес доброте и чуткости нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет проявления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Папка-передвижка

Краткое руководство для родителей «Простые слова имеют глубокий смысл...»

Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.

Беседа «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье»

Эмоциональный микроклимат, определяющийся характером взаимоотношений членов семьи. При отрицательных взаимоотношениях огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношению со сверстниками наносит разлад родителей.

Представления родителей об идеальных качествах, которые они желали бы видеть у своего ребенка в будущем. Идеальное большинство родителей считают те качества ребенка, которые связаны с интеллектуальным развитием; усидчивость, сосредоточенность, самостоятельность. Реже можно слышать о таких идеальных качествах как доброта, внимание к другим людям.

Интимные переживания родителей по поводу тех или иных качеств, обнаруженных в каждом ребенке. Что родителям нравится, что радует в ребенке и, что огорчает, беспокоит в нем. Т. е. родители создают необходимость воспитания у ребенка не одного качества, а систему качеств, связанных между собой: интеллектуальных и физических, интеллектуальных и нравственных.

Привлекать ребенка к участию в будничных делах семьи: уборке квартиры, приготовлению еды, стирке и пр. необходимо постоянно обращать внимание на то, что, поощряя ребенка даже в незначительной степени за помощь, подчеркивая его причастность, родители тем самым вызывают положительные эмоции у ребенка, укрепляют у него веру в собственные силы.

Понимать родителям роль их собственного участия в совместном с ребенком деятельности. Распределяя с ребенком действия, чередуя их, включая его в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств: внимания к другому, умения прислушаться и понять другого, откликнуться на его просьбы, состояние.

Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных умений и навыков. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального развития.

Предполагаемые результаты

Конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь

попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс

6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

7. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?» – М.: Просвещение,1991 г.

8. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки». Псков,1997 г.

9. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

10. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

11. Хухлаева О. В. «Лесенка радости».- М.: Издательство «Совершенство»,1998г.

12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г

Похожие статьи