Свет и юноши мориса бежара. Морис бежар - один из выдающихся хореографов современности Бежар в России

Когда в прошлом году на сцене ортодоксального Большого театра и не менее ортодоксального Кремлевского дворца при полном аншлаге показал два своих балета всемирно известный хореограф и в прошлом сам танцовщик Морис Бежар - человек, более чем чуждый ортодоксальности во всем, то разговоров о его сексуальной ориентации и любовных связях было не меньше, чем о его творчестве, тем более что последнее насквозь пронизано темой любви. О том приезде Бежара мы уже писали (см. "Любовь" N 9 (42) "98), а сегодня публикуем мысли этого неординарного человека, почерпнутые из его автобиографической книги и посвященные любви, эротике, сексу в жизни человека искусства.

Вся жизнь - любовь. Любовь - это театр. А театр - публичный дом

Художник (как исполнитель, так и сочинитель) недалеко ушел от публичной женщины. Недалеко? Почему недалеко? Художник и есть публичная женщина! Если он получает удовольствие, удовлетворение - прекрасно, но это вовсе не обязательно. Он не вправе этого требовать. Он тут не для того. Он обязан удовлетворить клиента - публику. "Моя дорогая публика", - говорила Анна Маньяни, простирая к ней руки...

То, что я спал бок о бок с отцом в возрасте от семи до девяти лет, то есть между смертью матери и моментом, когда был выдворен новой женитьбой отца, дало мне эротические ощущения, яркость которых я приукрашивал. На кушетке доктора Фрейда я, наверно, был бы вынужден об этом сказать, но я предпочел все театры мира этой узкой кушетке.

Является ли хронология моей жизни хронологией моих балетов? Я убежден, что моя жизнь была начертана всем, что я любил, прежде всего людьми. Моя жизнь, если в этих двух словах есть какой-то смысл, - перчатка любви, которую я выворачиваю и превращаю в спектакль. В таком случае мои спектакли - мои любовные романы, надетые наизнанку? Да.

Любовь мертва. Да здравствует любовь!

Свои любовные романы я отказываюсь каталогизировать, я не архивариус. Я неизменно констатировал: любовь, которая кончилась, для меня мертва, и нет никакого риска, что она воскреснет. Меня обвиняли в холодности и в вещах куда похуже. Но разве это моя вина? Что мертво, то мертво. Я гляжу на другого, как будто никогда ничего не было. Ужасно? По-моему, это здоровое отношение.

Что есть истинного в обмане новых встреч? "Я никогда еще никого не любил так сильно, как тебя" - ложь, из которой хочешь сделать правду, доверительно делясь ею с редкими друзьями: "Говорить такое вроде глупо, но, право, эта новая любовь точно первая, - так я никогда еще не любил!"

Рассказы о любовных связях еще скучнее, чем порнофильмы. Правда, если это написано, есть хотя бы время вообразить - чего фильмы, увы, не дают. Главное - желание. Порнофильмы были бы гораздо увлекательнее, если бы то, что они показывают в каждом кадре и с первой секунды, происходило только в последнюю. Что за радость получить немедленно то, чего еще даже не успел пожелать?

Танец страсти и страсть танца

Я почти всегда любил танцовщиков. Я не мог бы любить никого, чуждого моей профессии. В любви я люблю отождествлять себя и отождествляю полнее, радостнее с танцовщиком, а не с танцовщицей. Тем не менее в возрасте двадцати-двадцати пяти лет я делил дни и ночи с несколькими женщинами. Но женщина, наделенная организаторским гением (я ничего не имел бы против того, чтобы во главе всех государств стояли женщины), никогда не обладает, на мой взгляд, ни тем даром бессознательной мечтательности, ни той любовью к игре, которая присуща мужчине. Я говорю это потому, что так думаю.

Во всяком случае, я люблю отождествлять себя и, повторяю, люблю отождествлять себя с мужчинами. Мне хотелось бы стать Нижинским или Рихардом Вагнером, или Мольером. Я любил Стравинского и Веберна, и Малера. Изучая партитуру, я пытаюсь стать тем, кто ее написал. Я безостановочно предаюсь любви. Я часто говорил, что хореография - дело двоих, как и любовь. В хореографической работе танцовщик важнее хореографа. Произведение существует благодаря танцовщику. Я только организатор. Не будь со мной танцовщика, чем мог бы я заниматься? Только предаваться смутным грезам.

А танцовщицы? Я работал с чудесными танцовщицами. Я нуждаюсь в женском мире. Я дал сценическую жизнь Ромео и Джульетте, Лауре Петрарки, Матильде, любимой Вагнером. Скажем, я вижу Ромео собственными глазами, а Джульетту - глазами Ромео.

На поле сражения, которое я избрал для себя - в жизни танца, - я дал танцовщикам то, на что они имели право. Я не оставил живого места от женоподобного и салонного танцовщика. Я вернул лебедям их пол - пол Зевса, соблазнившего Леду. Мне осточертели лебеди "Лебединого озера", и я создал балет "Лебеди", где три танцовщика с обнаженными торсами воплощали мифическую птицу.

Зеркала, тени, двойники, маски - через все это любовь проникает в мою работу.

Блеск и нищета секса

Что до секса, он подчас фокус мира, lingam (фаллический символ, связанный с культом Шивы) индуизма, а подчас нечто ничтожное, предмет разочарования Х и увлечения Y.

Я был счастлив, создавая "Орфея", потому что был счастлив быть в нем Орфеем. Здесь и правда ничего не стоило сказать: Орфей - это я. Тут не было, полагаю, никакой претенциозности, поскольку я сделал Орфея современным человеком, избавив его от всей накопившейся за века дребедени и символики, отяжелявшей легенду.

Работая над мифом (Орфеем), который вторгается в область отношений между искусством и человеком, я в итоге показывал отношения человека и его жизни: одиночество, путешествия, секс, ненависть, любовь, смерть. И, вместо того чтобы перепевать слова, столь же глупые, как поддельные жемчужины, танец давал мне счастливую возможность говорить телами и пробуждать тела зрителей.

Ибо балетный спектакль следует воспринимать телом, а не глазами.

Занимайтесь любовью, а не войнами!

Смерти нет. Есть те, кто умирает. К своей смерти я равнодушен, о ней я не думаю, это случится, только и всего. Чтобы уберечься от смерти, можно ввести ее в балеты. Но меня это никогда не привлекало. Я не люблю заканчивать смертью. Я люблю возрождение. Когда я ставил "Ромео и Юлию", то после смерти, обязательно по сюжету, я выводил всех на сцену, чтобы они крикнули: "Любите - не воюйте!" В финале "Нижинского" раздается фраза из дневника Нижинского: "Нет ничего ужасного, все - радость", - и рука протягивает розу.

В 1953 г. Морис Бежар организовал (совместно с Жаном Лораном) собственную труппу — «Романтические балеты». В 1954 г. дал ей другое название — «Балет Звезды» , под которым она просуществовала до 1957 г. Уже ранние опусы Бежара характеризуется его фирменным почерком: он не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии. Находит отражение в его творчестве и созвучное времени увлечение философией и литературой экзистенциализма. Он обращается к актуальным темам и современной музыке.

В середине 50-х гг. к молодому хореографу приходит известность, которая вскоре перерастет в настоящую славу. Она началась с балетов «Симфония для одинокого человека» П. Анри и П. Шеффера (1955 г.) и «Высокое напряжение» М. Констана и П. Анри (1956 г.).

В 1957-60 гг. работал со своей новой труппой Балетный театр Парижа , для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Э. Вила Лобоса, «Пульчинелла» И. Стравинского (оба — 1957 г.), «Орфей» П. Анри (1958 г.), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959 г.).

В 1959 г. создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, — «Весну священную». Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний — самого Бежара, Милорда Мисковича, театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 г. и родилась всемирно известная труппа с интернациональным составом Балет ХХ века . Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для этой труппы «Болеро» М. Равеля, в котором сольную партию танцует и женщина (1961 г.), и мужчина (1977 г.) и кордебалет бывает или целиком мужской, или женский. В сольной партии — партии Мелодии с особым успехом выступал великий танцовщик Хорхе Донн, звезда Балета XX века. В 1977 г. в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978 г.), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 г. в Монте-Карло).

В 1978 г. Балет ХХ века с триумфальным успехом гастролировал в Москве. В гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, партнер Х.Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочинённую Бежаром для него в 1977 г. В 1987 г. такие же сенсационные гастроли труппы прошли в Ленинграде, где она активно сотрудничала с театром оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе.

Для Плисецкой поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку К. Сен-Санса и японскую народную музыку (1978 г.), балет «Куразука» П. Мимрана, Т. Майузуми и Ю. Ле Бара (1995 г.), хореографический номер «Аве, Майя!» на музыку И.С. Баха — Ш. Гуно (2000 г.). Е. Максимова и В. Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».
Для Балета ХХ века поставил балеты «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964 г.), «Веберн — Опус V» (1966 г.), «Бхакти» на индийскую народную музыку (1968 г.), «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера (1971 г.), «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. Чайковского и П. Анри (1972 г.), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинские танго (1975 г.), «Эрос-Танатос» на музыку И.С. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, М. Хаджидакиса, П. Анри, Г. Малера, Н. Роты, И. Стравинского, П. Чайковского (1980 г.), «Дионис» на музыку Р. Вагнера и М. Теодоракиса (1984 г., посвящён Ф. Ницше), «Конкурс» на музыку Ле Бара и отрывки из классических балетов (1985 г.), «Кабуки» М. Тоширо (1986 г.), «Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Л. ван Бетховена и Ле Бара (1986 г.) и многие другие.

В 1987 г. Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну, где в том же году организовал новую труппу Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара Лозанна), для которой поставил балеты «Воспоминания о Ленинграде» на музыку П. Чайковского и группы «The Residents» (1987 г.), «Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Г. Малера (1988 г.), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Р. Вагнера и Э. Купера (поставлен для Балета Бежара в Лозанне и Немецкой оперы/ Берлин, хореография 1990 г.), «Мистер Ч.» на музыку Ч. Чаплина (1992), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1992 г.), «Дом священника не потерял своего очарования, а сад — своей роскоши» на музыку В.А. Моцарта и группы «Queen» (1997 г.), «Метаморфозы» («Мутация Х») на музыку Дж. Глисона, Дж. Зорна, Ле Бара (1998 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского и Ж. Муте (1998 г.), «Брель и Барбара» на музыку И.С. Баха, Ж. Бреля, Барбары (2001 г.) и многие другие.

«Балет Мориса Бежара» (« Bejart Ballet Lausanne ») представит в начале октября в Израиле две уникальные программы. Первая из них состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Балета Мориса Бежара – знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: «Эдит Пиаф», «Бхакти» и новый балет « Anima Blues » в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Вторая программа – это знаменитый спектакль Бежара «Балет во имя жизни». Легендарный монументальнейший балет будет впервые показан в нашей стране. «Балет во имя жизни» поставлен Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче.

Морис Бежар стал легендой давно. Поставленный им в 1959 году балет «Весна священная» потряс не только мир классического танца, но вообще весь мир. Бежар, подобно сказочному волшебнику, вырвал балет из академического плена, очистил его от пыли и позолоты веков, и обновленный, сексуальный, яростный танец марсельца Бежара стал символом двадцатого века. И сегодня, в веке двадцать первом, Бежар остается самым притягательным балетным мифом. Лучшие танцовщики мира хотят танцевать его балеты. Лучшие театры мира борются за его репертуар. А мы можем эти балеты – сплав чувственности и чувств – увидеть в октябре в Израиле.

Критики называли Мориса Бежара «мистификатором», «скандалистом», «парадоксальным», «хореографом, определившим время». Он же выбрал самое близкое мировоззрению определение – «путешественник». Морис Бежар знал, каким языком должен говорить балет ХХ века. Его первая труппа так и называлась – «Балет ХХ века». С нею Бежар, не принятый парижскими эстетами, уехал из Франции и нашел дом в Брюсселе. А последние 20 лет жизни руководил собственным «Балетом Бежара» в Лозанне. Бежар – один из создателей современного европейского балетного театра. Он стремился сделать танец главным искусством ХХ века. Он хотел, чтобы на балет ходили не только редкие любители, а миллионы зрителей. И ему это удалось – творения Бежара имели колоссальный успех в разных странах мира. Он влюбил в балет весь мир.

Вместо затянутых в пачки балерин в постановках Бежара появились люди из плоти и крови с экспрессивной пластикой, давшие волю своим эмоциям. Принципы танца этого величайшего хореографа, бунтаря танца – «красота, энергия и эффектность». И уникальность. Все свое творчество Бежар посвятил созданию собственного уникального танцевального языка, считая, что «классика – основа всякого поиска, современность – гарантия жизненности будущего, традиционные танцы разных народностей – хлеб насущный хореографических изысканий».

Как и Рудольф Нуреев, Морис Бежар сделал балет достоянием широкой публики. Уроженец Марселя и сын философа Гастона Бержера, Морис Бежар бросил занятия философией, чтобы сделаться танцором, а затем, в середине пятидесятых, хореографом. Первым удивительный талант Бежара отметил брюссельский театр Ла Моннэ. Именно для этого театра Бежар в 1959 года ставит «Весна священная» Стравинского, шедевр танца, ставший классикой ХХ века. Для брюссельской труппы «Балет ХХ века» Бежар создает свои самые известные хореографические постановки – «Болеро», «Девятая симфония», «Жар-птица», «Ромео и Джульетта», «Бхакти». «Я брал жизнь и швырял ее на сцену»» («Je prenais de la vie et je la jetais sur scène») – так описывал Бежар свою работы над балетом Стравинского «Весна священная» в автобиографической книге «Un instant dans la vie d’autrui», вышедшей еще в 1979 году.

В начале октября 2016 года труппа «Bejart Ballet Lausanne» после многолетнего перерыва возвращается в Израиль с двумя программами. Первая из них – репертуарная, состоит из 4 спектаклей постоянного репертуара Bejart Ballet Lausanne» – знаменитое «Болеро» на музыку Мориса Равеля и еще три одноактных спектакля: «Эдит Пиаф», «Бхакти» и новый балет «Anima Blues» в постановке нынешнего художественного руководителя труппы, ученика Бежара, 30 лет танцевавшего в его балете, хореографа Жиля Романа. Жиль Роман был принят в труппу Мориса Бежара «Балет XX века» в 1979 году. После смерти Бежара, с декабря 2007 года он стал художественным руководителем «Bejart Ballet Lausanne».

Вторая программа – это знаменитый балет Бежара, легендарное монументальнейшее полотно, спектакль, сотни раз показанный в мире и первый раз привозимый в Израиль «Балет во имя жизни», поставленный Бежаром на музыку Фредди Меркьюри, группы Queen и на произведения Моцарта. Костюмы для этого балета сделал Джанни Версаче, убитый в Майами через полгода после премьеры. Проектирование костюмов для балета Бежара стало одной из последних работ Версаче.

Бежар создал постановку «Балет во имя жизни» («Ballet for Life») в 1997 году. Работа была посвящена Фредди Меркьюри и танцовщику его труппы Хорхе Донну, а также всем, кто ушел из жизни слишком рано. В основу балета положены сами судьбы Фредди Меркьюри (1946-1991) и Хорхе Донна (1947-1992), бывшего солиста Бежара, одного из выдающихся танцовщиков ХХ века. Их жизни унес СПИД. «Фредди Меркьюри и Донн умерли в одном возрасте. Они были очень разными личностями, но их объединяла яростная жажда жизни и необходимость показывать себя другим». Ballet for Life – крайне эмоциональная работа. Оригинальные записи группы Queen, составляющие музыкальную основу действа, переплетены с произведениями Моцарта. «Мои балеты в основном поставлены на музыку, совмещенную с жизнью, смертью, любовью, с людьми, чья работа и жизнь неимоверно поражают меня, как танцовщика, которым мне уже не суждено стать, которые воспроизводят своих персонажей лучше своих возможностей».

Бежар никогда не обращался к созданию классического балета в чистом виде. Он использовал классические движения, он их, по его словам, «трансформировал и деформировал». Его балеты – сплав не только разного вида танца, но и слова (декламации), и пения, и пантомимы, и акробатики. Он использовал те виды искусства, которые ему были необходимы для воплощения его идей и замыслов.

«Весна священная» Стравинского, поставленная еще в конце 1950-х начинающим тогда хореографом перевернула представление о балете во всем мире. Потом в разные годы были «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Сейчас считается нормой соединять в танцевальных спектаклях движение и голос, а началось это именно с Бежара. Он признавался, что делать «обычные балеты» ему скучно. Он создал более 200 постановок – от камерных лирических миниатюр до масштабных действ.

Все лучшие спектакли Бежара являются золотым фондом труппы «Bejart Ballet Lausanne»: такие, как «Весна священная», как «Жар-птица», и конечно «Болеро», поставленное сначала для танцовщицы Душанки Сифниос. А затем был бешеный успех Майи Плисецкой в этом балете, в совместном исполнении с Хорхе Донном – любимым танцовщиком Бежара – не только на сцене, но и в фильме Клода Лелюша «Одни и другие». Музыку «Болеро» Мориса Равеля, ритуально ритмическую, гипнотическую, Морис Бежар назвал «вечно новой в своей простоте».

The show must go on. «Танец – это искусство ХХ века» – говорил Бежар. И XXI века тоже, в чем мы скоро и убедимся.
Программа «А»: «Болеро» – 4 одноактных балета:

4 октября, в 21:00, а также 5 октября, в 20:00, в Центре сценических искусств Тель-Авива, в зале Израильской Оперы.

Программа «Б»: «Балет во имя жизни»:

7 октября, в 13:00, а также 8 октября, в 16:00 и в 21.00, в Центре сценических искусств Тель-Авива, в зале Израильской Оперы.

Программа «А»:

«Эдит Пиаф». Хореография Мориса Бежара на песни Эдит Пиаф. Премьера прошла в Токио в 1988 году

«Бхакти 3»
Хореография Мориса Бежара. Этническая индийская музыка. Премьера – фестиваль Авиньон, 1968 год.

« Anima Blues ». Хореография – Жиль Роман. Музыка: группа Citypercussion, Thierry Hochstätter и JB Meier. Премьера – 2013 год.

«Я представлял себе этот балет как длинную блюзовую балладу, вдохновленную эссе знаменитого швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, написавшего, что «У каждого мужчины внутри живет женщина, и этот элемент феминизма называется Анима». Одна из танцовщиц нашей труппы, Катерина Шалкина, напомнила мне об Одри Хепберн, ее незабываемом силуэте, а голос Одри композиторы Тьерри Хохштейтер и Джей Би Мейер смогли вплести в оригинальную музыку этого балета» – говорит Жиль Роман.

Исполнилось 90 лет со дня рождения великого хореографа ХХ века – Мориса БЕЖАРА

настоящее имя Морис-Жан Бержé; 1 января 1927, Марсель – 22 ноября 2007, Лозанна) стал легендой давно. Поставленный им в 1959-м году балет «Весна священная» потряс не только мир классического танца, но вообще весь мир. Бежар, подобно волшебнику, вырвал балет из академического плена, очистил его от пыли веков и подарил миллионам зрителей танец, бурлящий энергией, чувственностью, ритмами двадцатого века, танец, в котором особое положение занимают танцовщики.

В отличие от классического балетного спектакля, где царят балерины, в спектаклях Бежара, как когда-то это было и в антрепризе , властвуют танцовщики. Юные, хрупкие, гибкие как лоза, с поющими руками, мускулистыми торсами, тонкими талиями. Сам Морис Бежар говорил, что любит отождествлять себя – и отождествляет полнее, радостнее – с танцовщиком, а не с танцовщицей. «На поле сражения, которое я избрал для себя – в жизни танца – я дал танцовщикам то, на что они имели право. Я ничего не оставил от женоподобного и салонного танцовщика. Я вернул лебедям их пол – пол Зевса, соблазнившего Леду». Однако с Зевсом все не так просто. Леду он соблазнил, но совершил и другой хороший подвиг. Превратившись в орла (по другой версии – послав орла), похитил сына троянского царя, необычайной красоты юношу Ганимеда, вознес его на Олимп и сделал виночерпием. Так что Леда с Зевсом отдельно, а мальчики Бежара отдельно. Ничего женоподобного или салонного в них нет, тут можно согласиться с Бежаром, но что до пола Зевса, то не получается.

Эти мальчики еще и сами не понимают, кто они и кем станут, возможно, мужчинами, но скорее всего у них несколько иное будущее. В балетах мастера эти мальчики предстают во всей своей юной соблазнительности и изысканной пластичности. Их тела то разрывают сценическое пространство подобно молниям, то кружатся в неистовом хороводе, выплескивая в зал молодую энергию тел, то, на мгновение, замерев, трепещут как кипарисы от дуновения легкого ветерка.

В балете «Дионис» (1984) есть эпизод, где заняты одни только танцовщики, и длится он фантастически долго – двадцать пять минут! Двадцать пять минут мужского танца, полыхающего, словно пожар. В истории балетного театра не было ничего подобного. Случается, что Бежар отдает женские партии мужчинам. Для премьера Парижской Оперы Патрика Дюпона он создает миниатюру «Саломея». Бежар меняет сюжет балета «Чудесный мандарин», где вместо Девушки, у него предстает Юноша-проститутка, одетый в женское платье. Кинокадры запечатлели и самого Бежара, выступающего в роли партнерши, он танцует танго «Кумпарсита», сливаясь в страстных объятиях с юным танцовщиком своей труппы. Выглядит это естественно и вдохновенно.

Хорхе Донн. Болеро

Но это не значит, что в своем творчестве Морис Бежар вдохновляется только танцовщиками. Он работает и с выдающимися балеринами, создавая для них уникальные спектакли и миниатюры.

«Я – лоскутное одеяло. Я весь – из маленьких кусочков, кусочков оторванных мною от всех, кого жизнь поставила на моем пути. Я играл в Мальчик-с-пальчик шиворот-навыворот: Камешки были разбросаны передо мной, я их только подобрал, и продолжаю это делать до сих пор». «Только подобрал», – как просто Бежар говорит о себе и своем творчестве. А ведь его «лоскутное одеяло» – это более двухсот балетов, десять оперных спектаклей, несколько пьес, пять книг, кино и видеофильмы.

1974 г. - Премия Эразма, вручаемая нидерландской некоммерческой организацией «Фонд Эразма» за вклад в европейскую культуру, общественную жизнь, социальные науки.
1986 г. – медаль ордена Восходящего солнца (Япония).
1988 г. – орден Короны, степень великого офицера (Бельгия).
1993 г. – И мператорская премия Японской артистической ассоциации.
1994 г. – свободный член Академии изящных искусств Института Франции. 2003 г. – орден «За заслуги в области искусства и литературы», степень командора (Франция, вручался в Лозанне).
1996 г. – почетный гражданин г. Лозанны (Швейцария).
1999 г. – премия Киото фонда Инамори (за достижения в культуре, вклад в мировую цивилизацию).
2003 г. – приз «Бенуа де ла данс» «За жизнь в искусстве».
Почетный гражданин Брюсселя и обладатель множества других наград.
В 2008 г. в его честь была названа станция метро в Лозанне.

Биография

Родился в Марселе 1 января 1927 г. в семье философа Гастона Берже (настоящее имя — Морис Жан Берже).
В возрасте четырнадцати лет по совету врача начал заниматься балетом.
Профессиональное хореографическое образование получил в частных балетных студиях Парижа, где его педагогами были Любовь Егорова, Лео Стаатс, мадам Рузанн (Рузанна Саркисян), затем занимался с Верой Волковой в Лондоне.

Дебютировал в 1946 г. в Виши (Франция). Выступал с небольшими балетными труппами - Ролана Пети, Жанин Шарра, Балетом Кулберг (Швеция).

В 1950 г. уже попробовал себя в качестве хореографа - первую постановку - балет «Жар-птица» И. Стравинского осуществил для Королевского Шведского балета (Стокгольм).

В 1953 г. организовал (совместно с Жаном Лораном) собственную труппу - Романтические балеты«. В 1954 г. дал ей другое название - Балет Звезды, под которым она просуществовала до 1957 г. Уже ранние опусы Бежара характеризуется его фирменным почерком: он не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии. Находит отражение в его творчестве и созвучное времени увлечение философией и литературой экзистенциализма. Он обращается к актуальным темам и современной музыке.
В середине 50-х гг. к молодому хореографу приходит известность, которая вскоре перерастет в настоящую славу. Она началась с балетов «Симфония для одинокого человека» П. Анри и П. Шеффера (1955 г.) и «Высокое напряжение» М. Констана и П. Анри (1956 г.).

В 1957-60 гг. работал со своей новой труппой Балетный театр Парижа, для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Э. Вила Лобоса, «Пульчинелла» И. Стравинского (оба - 1957 г.), «Орфей» П. Анри (1958 г.), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959 г.) и др.

В 1959 г. поставил один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, - «Весну священную». Спектакль был показан на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний - самого Бежара, Милорада Мисковича, театра де Ла Монне.
После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 г. и родилась всемирно известная труппа с интернациональным составом «Балет ХХ века». Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для этой труппы, – «Болеро» М. Равеля, в котором сольную партию танцует как женщина (1961 г.), так и мужчина (1977 г.) и кордебалет бывает или целиком мужской, или женский. В сольной партии - партии Мелодии с особым успехом выступал великий танцовщик Хорхе Донн, звезда «Балета XX века». В 1977 г. в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978 г.), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 г. в Монте-Карло).

В 1978 г.«Балет ХХ века» с триумфальным успехом гастролировал в Москве. В гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, партнер Х.Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочиненную Бежаром для него в 1977 г. В 1987 г. такие же сенсационные гастроли труппы прошли в Ленинграде, где она активно сотрудничала с театром оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе.

Для Плисецкой поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку К. Сен-Санса и японскую народную музыку (1978 г.), балет «Куразука» П. Мимрана, Т. Майузуми и Ю. Ле Бара (1995 г.), хореографический номер «Ave Майя!» на музыку И.С. Баха - Ш. Гуно (2000 г.). Е. Максимова и В. Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».

Для «Балета ХХ века» поставил балеты «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964 г.), «Веберн - Опус V» (1966 г.), «Бхакти» на индийскую народную музыку (1968 г.), «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера (1971 г.), «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. Чайковского и П. Анри (1972 г.), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинские танго (1975 г.), «Эрос-Танатос» на музыку И.С. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, М. Хаджидакиса, П. АнриГ. Малера, Н. Роты, И. Стравинского, П. Чайковского (1980 г.), «Дионис» на музыку Р. Вагнера и М. Теодоракиса (1984 г., посвящен Ф. Ницше), «Конкурс» на музыку Ле Бара и отрывки из классических балетов (1985 г.), «Кабуки» М. Тоширо (1986 г.), «Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Л. ван Бетховена и Ле Бара (1986 г.) и многие другие.

В 1987 г. Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну, где в том же году организовал новую труппу Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара в Лозанне) , для которой поставил балеты «Воспоминания о Ленинграде» на музыку П. Чайковского и группы «The Residents» (1987 г.), «Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Г. Малера (1988 г.), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Р. Вагнера и Э. Купера (поставлен для Балета Бежара в Лозанне и Немецкой оперы/ Берлин, хореография 1990 г.), «Мистер Ч.» на музыку Ч. Чаплина (1992), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1992 г.), «Дом священника не потерял своего очарования, а сад - своей роскоши» на музыку В.А. Моцарта и группы "Queen" (1997 г.), «Метаморфозы» («Мутация Х») на музыку Дж. Глисона, Дж. Зорна, Ле Бара (1998 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского и Ж. Муте (1998 г.), «Брель и Барбара» на музыку И.С. Баха, Ж. Бреля, Барбары (2001 г.) и многие другие.

Эта труппа также неоднократно гастролировала в России.

Ставил оперы и оперетты.
Сотрудничал с многими известными балетными труппами и прославленными танцовщиками.

В 1970 г. в Брюсселе создал школу «Мудра», в 77-м г. - ее филиал в Даккаре, в 92-м г. - школу-студию «Рудра» в Лозанне. В 2002 организовал для молодых танцовщиков труппу «Компания М.».

Распечатать

Похожие статьи