Тема: наследование при неполном доминировании. изменение характера доминирования

Всеобщность закона доминирования уже вскоре после его переоткрытия была подвергнута сомнению на основании целого ряда фактов.

Доминирование как всеобщий закон большинством генетиков не признавался. Собственно, и Мендель не называл его законом. Некоторые из генетиков говорили только о «правиле доминирования». Дело в том, что для огромного числа признаков у растений и животных характерно неполное доминирование в F 1 . Такое неполное доминирование отмечалось по ряду признаков у гороха самим Менделем. Одно время даже признавалось существование двух типов доминирования. Полное доминирование, как в случае большинства изученных признаков гороха, назвали «Pisum-тип», а неполное доминирование, исследованное на кукурузе, - «Zea-тип».

При неполном доминировании гибрид F 1 (Aa) не воспроизводит полностью ни один из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоянию, но все особи данного поколения проявляют единообразие по этому признаку. Поэтому иногда закон доминирования предпочитают называть законом единообразия гибридов первого поколения . Примером неполного доминирования может служить промежуточная розовая окраска цветка у гибридов ночной красавицы (Mirabilis jalapa), полученных от скрещивания красноцветковой и белоцветковой форм.

При неполном доминировании в потомстве гибрида имеет место совпадение расщепления по фенотипу и генотипу, в то время как при полном доминирований расщепление в F 2 по фенотипу (3:1) не совпадает с расщеплением по генотипу (1: 2: 1), так как гибрид Аа по внешнему виду неотличим от особи АА, гомозиготной по доминантной аллели; последняя в этом случае скрывает присутствие рецессивной аллели. Неполное доминирование позволяет легко отличить гибриды (Аа) от обеих гомозиготных форм АА и аа. Для того чтобы по формуле генотипа отличить полное доминирование от неполного, предлагается в случае последнего сверху заглавной буквы ставить черточку (например Àа).

При неполном доминировании у гибридов имеет место промежуточное проявление признака, отличное от проявления его у обеих родительских форм. Следовательно, гибридность при неполном доминировании является источником изменчивости.

Неполное доминирование оказалось широко распространенным явлением и было отмечено при изучении наследования окраски цветка у львиного зева, окраски оперения у кур, шерсти у крупного рогатого скота и овец, а также по многим другим морфологическим и физиологическим признакам.

Природа явления доминирования до сих пор остается мало изученной. Оно является свойством гена обусловливать развитие доминантного признака. Однако это свойство изменяется под влиянием внешних условий, в разной степени благоприятствующих или препятствующих развитию одного из пары признаков. Изменение доминирования в индивидуальном развитии не ведет к изменению расщепления в потомстве гибрида.

В своих работах по селекции плодовых растений И. В. Мичурин показал возможность управления доминированием у гибридов. Для того чтобы получить гибриды с нужными свойствами, Мичурин не только тщательно подбирал формы для скрещивания, но и создавал условия, благоприятствующие развитию гибрида в определенном, желательном, направлении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

На уроке мы про-дол-жим раз-го-вор о за-ко-но-мер-но-стях на-сле-до-ва-ния, выявленных Менделем, рассмотрим их выборочное применение, узнаем, что такое неполное доминирование и анализирующее скрещивание.

Дей-ствие за-ко-нов Мен-де-ля можно про-ил-лю-стри-ро-вать боль-шим ко-ли-че-ством при-ме-ров. Од-на-ко эти за-ко-но-мер-но-сти не все-гда со-блю-да-ют-ся. Мен-дель об-ра-тил вни-ма-ние на то, что ино-гда у потом-ства про-яв-ля-ет-ся про-ме-жу-точ-ный ха-рак-тер на-сле-до-ва-ния. Он рас-смат-ри-вал рас-те-ния го-ро-ха с мел-ки-ми и с круп-ны-ми ли-стья-ми. После скре-щи-ва-ния таких рас-те-ний в фе-но-ти-пе у ги-бри-дов пер-во-го по-ко-ле-ния не было вы-ра-же-но ни до-ми-нант-но-го, ни ре-цес-сив-но-го при-зна-ка, а все рас-те-ния имели ли-стья сред-ней ве-ли-чи-ны. Тогда он не нашел объ-яс-не-ния этому яв-ле-нию. Объ-яс-не-ние было най-де-но позже и по-лу-чи-ло на-зва-ние «непол-ное до-ми-ни-ро-ва-ние».

Непол-ное до-ми-ни-ро-ва-ние - это такой тип на-сле-до-ва-ния, при ко-то-ром ге-те-ро-зи-гот-ные особи имеют про-ме-жу-точ-ный фе-но-тип по срав-не-нию с ро-ди-тель-ски-ми ор-га-низ-ма-ми, и свя-за-но это с тем, что до-ми-нант-ный ген не пол-но-стью по-дав-ля-ет дей-ствие ре-цес-сив-но-го. Раз-бе-рем это на при-ме-ре (рис.1).

Рис. 1. Неполное доминирование ()

У зем-ля-ни-ки крас-ная окрас-ка пло-дов до-ми-ни-ру-ет над белой окрас-кой пло-дов, по-это-му крас-ную окрас-ку обо-зна-ча-ют боль-шой бук-вой А, а белую - малой бук-вой а, ги-бри-ды пер-во-го по-ко-ле-ния имеют ро-зо-вую окрас-ку.

Какое потом-ство по-лу-чит-ся от скре-щи-ва-ния двух рас-те-ний зем-ля-ни-ки, вы-рос-шей из ро-зо-вых пло-дов? Вы-пол-ня-ем за-пись (рис. 2).

Рис. 2. Потомство от скрещивания двух растений земляники, имеющей розовые плоды ()

Ро-ди-тель-ские ор-га-низ-мы яв-ля-ют-ся ге-те-ро-зи-го-та-ми Аа. Они об-ра-зу-ют два типа гамет.

Во время опло-до-тво-ре-ния могут по-лу-чить-ся сле-ду-ю-щие по-том-ки:

АА будет иметь крас-ную окрас-ку пло-дов;

Аа - ро-зо-вую окрас-ку пло-дов;

Аа - белую окрас-ку пло-дов.

В потом-стве мы на-блю-да-ем рас-щеп-ле-ние: один ор-га-низм имеет до-ми-нант-ный при-знак, два ор-га-низ-ма имеют про-ме-жу-точ-ный при-знак и один ор-га-низм - ре-цес-сив-ный при-знак. Такое рас-щеп-ле-ние от-ли-ча-ет-ся от мен-де-лев-ско-го, од-на-ко все осталь-ные за-ко-но-мер-но-сти со-блю-де-ны, по-это-му хо-чет-ся от-ме-тить, что при непол-ном до-ми-ни-ро-ва-нии за-ко-ны Мен-де-ля про-дол-жа-ют ра-бо-тать, раз-ни-ца лишь в фе-но-ти-пи-че-ских про-яв-ле-ни-ях.

Оста-но-вим-ся на прак-ти-че-ских ас-пек-тах ге-не-ти-ки. Пред-ставь-те себе такую си-ту-а-цию: на ферме име-ет-ся стадо коров, где одни особи имеют чер-ную окрас-ку шер-сти, а дру-гие - крас-ную окрас-ку шер-сти, в стаде есть бык с очень хо-ро-ши-ми экс-те-рьер-ны-ми ка-че-ства-ми, он имеет чер-ную окрас-ку (рис. 3).

Рис. 3. Стадо коров с черным быком ()

Проверить, яв-ля-ет-ся ли это жи-вот-ное го-мо-зи-го-той или ге-те-ро-зи-го-той, какое потом-ство ожи-дать от та-ко-го быка можно при помощи ана-ли-зи-ру-ю-щего скре-щи-ва-ния.

Ана-ли-зи-ру-ю-щее скре-щи-ва-ние - это такой тип скре-щи-ва-ния, при ко-то-ром ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм с до-ми-нант-ным про-яв-ле-ни-ем фе-но-ти-па скре-щи-ва-ют с осо-бью, го-мо-зи-гот-ной по ре-цес-си-ву. В слу-чае если в потом-стве не на-блю-да-ет-ся рас-щеп-ле-ния, можно го-во-рить, что ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм был до-ми-нант-ным. А вот если в потом-стве на-блю-да-ет-ся рас-щеп-ле-ние в со-от-но-ше-нии 1:1, зна-чит, ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм был ге-те-ро-зи-гот-ным.

Рас-смот-рим схему этого скре-щи-ва-ния, чтобы окон-ча-тель-но разо-брать-ся в этом во-про-се (рис. 4).

Рис. 4. Схема скрещивания ()

А - это чер-ная масть, а - крас-ная масть. Рас-смот-рим два ва-ри-ан-та. В пер-вом слу-чае ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм был до-ми-нант-ной го-мо-зи-го-той АА, скре-щи-ва-ем его с ре-цес-сив-ной го-мо-зи-го-той аа (рис. 5).

Рис. 5. Скрещивание с доминантной гомозиготой АА ()

Пер-вый ор-га-низм дает га-ме-ты А, вто-рой - толь-ко га-ме-ты а. Зна-чит, в пер-вом по-ко-ле-нии по-том-ки будут иметь ге-но-тип Аа, то есть все будут чер-ной масти.

Вто-рой слу-чай: пер-вый ор-га-низм яв-ля-ет-ся ге-те-ро-зи-го-той Аа, скре-щи-ва-ем его с ре-цес-сив-ной го-мо-зи-го-той аа (рис. 6).

Рис. 6. Скрещивание с гетерозиготой Аа ()

Пер-вый ор-га-низм может дать два типа гамет - А и а. Вто-рой ор-га-низм - один тип гамет а. В ре-зуль-та-те опло-до-тво-ре-ния могут по-лу-чить-ся ор-га-низ-мы Аа - это жи-вот-ные, име-ю-щие чер-ную масть, и аа - животные, имеющие красную масть.

Хо-чет-ся под-черк-нуть, что если мы рас-смот-рим ана-ли-зи-ру-ю-щее скре-щи-ва-ние, осо-бен-но если оно свя-за-но с жи-вот-ны-ми, то од-но-го по-том-ка будет недо-ста-точ-но для того, чтобы точно опре-де-лить ге-но-тип. Необходимо будет про-ве-сти несколь-ко скре-щи-ва-ний и по-лу-чить боль-шое число по-том-ков от этого жи-вот-но-го, Мен-дель го-во-рил о зна-че-нии ста-ти-сти-че-ских за-ко-но-мер-но-стей в ге-не-ти-ке.

Мы по-зна-ко-ми-лись с двумя но-вы-ми за-ко-но-мер-но-стя-ми - это непол-ное до-ми-ни-ро-ва-ние и ана-ли-зи-ру-ю-щее скре-щи-ва-ние, которые с успехом применяются в животноводстве и селекции.

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Blgy.ru ().
  2. Vmeste.opredelim.com ().
  3. Biologylife.ru ( .

Домашнее задание

  1. Что такое неполное доминирование?
  2. Что такое анализирующее скрещивание?
  3. Какова вероятность анализирующего скрещивания для определения генотипа?

Признаки необязательно могут быть только доминантными и только рецессивными. При гетерозиготном состоянии может проявляться промежуточный признак. Такой тип взаимодействия аллельных генов называется неполным доминированием.

Взаимодействие аллелей

В биологии различают четыре взаимодействия аллельных генов:

  • полное доминирование;
  • неполное доминирование;
  • кодоминирование;
  • аллельное исключение.

Особенности каждого вида описаны в таблице.

Взаимодействие

Описание

Пример

Получение первого поколения с одним признаком говорит о его доминантном характере. В данном случае расщепление по фенотипу во втором поколении будет 3:1, т.е. три особи с доминантным признаком (Аа, АА) и одна - с рецессивным (аа)

Красные (АА) и белые (аа) цветки гороха:

F1 - Аа (красные);

F2 - АА, Аа, Аа (красные), аа (белые)

Неполное

Фенотип первого поколения не повторяет признаки родителей и имеет промежуточное значение. Во втором поколении соотношение фенотипов будет - 1:2:1, т.е. один - доминантный, два - промежуточных, один - рецессивный

Красные (АА) и белые (аа) цветки ночной красавицы:

F1 - Аа (розовые);

F2 - АА (красные), 2Аа (розовые), аа (белый)

Оба аллельных гена полностью проявляют действие. В результате сложно выявить рецессивный и доминантный гены, т.к. каждый представлен в одинаковой степени. Некоторые цветки камелии пятнистые - бело-красные (одновременное проявление красного доминантного и белого рецессивного гена)

Четвёртая группа крови у человека (АВ). Аллели А и В являются доминантными, 0 - рецессивным. Могут образовываться пары:

00 - I группа крови;

АА или А0 - II группа крови;

ВВ или В0 - III группа крови;

АВ - IV группа крови

Исключение

Один аллельный ген подавляется в пользу другого. Механизм плохо изучен

Образование одного типа иммуноглобулина

Рис. 1. Кодоминирование.

Генотип при полном и неполном скрещивании будет одинаковым - 1:2:1, но в случае неполного доминирования генотип совпадает с фенотипом.

Мендель при скрещивании гороха заметил, что в некоторых случаях растения с длинными и короткими листьями дают потомство со средними листьями. Такой промежуточный характер наследования Мендель объяснить не смог.

В дальнейшем выяснилось, что доминантные гены могут подавлять действие рецессивных генов, не перекрывая их полностью. Например, доминантные аллели кодируют пигментный белок, отвечающий за красную окраску, а рецессивные - не кодируют, и окраска остаётся бесцветной - белой. У растений с промежуточным признаком (Аа) один аллель кодирует фермент, а второй - нет. Соответственно красного фермента выделяется в два раза меньше, и цветы приобретают розовую, «разбавленную» окраску.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Закон неполного доминирования не противоречит первому закону Менделя, а лишь слегка видоизменяет его. Закон гласит, что всё первое поколение (F1) будет единообразным и нести признак одного из родителей. В случае с неполным доминированием все особи проявляют смешанный или промежуточный признак обоих родителей.

Рис. 2. Неполное доминирование.

Неполное наследование может наблюдаться не только у растений. Ярким примером у человека служит сочетание курчавых и прямых волос. Первое поколение будет с волнистыми волосами.

Анализирующее скрещивание

Скрещивание с получением доминантного признака не даёт представления о генотипе поколений. Полученные особи могут нести как гомозиготные, так и гетерозиготные аллели. Для выявления генотипа используется метод анализирующего неполного доминирования.

Гибридную особь (F1) скрещивают с особью, несущей гомозиготный рецессивный аллельный ген. Такая особь является анализатором.
Скрещивание может дать один из результатов (F2):

  • все особи с доминантным признаком, значит, гибридная особь - гомозиготная (АА);
  • соотношение особей с доминантным и рецессивным признаками 1:1, значит, гибридная особь - гетерозиготная (Аа).

Рис. 3. Анализирующее скрещивание.

Знание генотипа помогает в селекционной работе. При получении промежуточных признаков (Аа - розовый) в первом поколении можно с уверенностью говорить о гетерозиготном состоянии и не проводить анализирующее скрещивание. Это облегчает дальнейшую работу селекционеров.

Что мы узнали?

Помимо полного доминирования (проявление признака одного из родителей) существует неполное, сочетающее признаки обоих родителей. Следует отличать от кодоминирования - одновременного проявления доминантных и рецессивных генов. Неполное доминирование помогает в селекции при определении генотипов родителей.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 181.

В природе наряду с полным доминированием часто встречается неполное (промежуточное), когда гетерозиготы имеют иной фенотип, чем исходные ро­дительские формы, выражение признака у гетерозиготы оказывается промежу­точным. Неполное доминирование заключается в ослаблении действия доми­нантного аллеля в присутствии рецессивного.

Например, у человека анофтальмия (отсутствие глазных яблок) обусловле­на аутосомно-рецессивным геном, нормальная величина глазных яблок - доми­нантным геном. Гетерозиготы имеют микрофтальмию, т.е. уменьшенную вели­чину глазных яблок. У гомозигот по рецессивным аллелям глазные яблоки от­сутствуют, у гетерозигот обнаруживается микрофтальмия, у гомозигот по до­минантным аллелям яблоки имеют нормальную величину. Задача 3

На определение генотипа и фенотипа потомства детей по фенотипу и ге­нотипу родителей при неполном (промежуточном) доминировании

Здоровая женщина с нормальной величиной глазных яблок выходит замуж за мужчину, страдающего анофтальмией (отсутствие глазных яблок). Каков прогноз потомства, если дети от указанной пары вступят в брак с себе подоб­ными (избранные браки).

Решение:

Обозначим гены, определяющие развитие глазных яблок: А - нормальная величина глазных яблок, а - анофтальмия, Аа - микрофтальмия

F 2: АА: 2Аа: аа

1: 2: 1 три фенотипических класса, расщепление по фенотипу.

1: 2: 1 три генотипических класса, расщепление по генотипу. Ответ: в первом поколении (F1) , когда родители гомозиготны (анофтальмия проявляется только у гомозигот по рецессивным аллелям), все дети имеют уменьшенную величину яблок (микрофтальмия); генотипически они все гете­розиготны, т.е. проявился I закон (правило) единообразия. Г. Менделя, однако, фенотипически дети не имеют сходства с родителями.

Во втором поколении (F 2) при неполном доминировании расщепление по фенотипу и генотипу совпадает 1:2:1, т.е. 1/4(25%) детей с нормальной вели­чиной глазных яблок; 1/2(50%) с микрофтальмией 1/4(25%) детей с отсутствием глазных яблок (анофтальмией).

У человека наследуются неполным доминированием признак волнистых волос, заболевания: акаталазия, микрофтальмия, фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия и др. Отклонения от ожидаемого расщепления, связанные с летальными генами

В природе в некоторых случаях во втором поколении расщепление может отличаться от ожидаемого, в связи с тем что гомозиготы по некоторым генам оказываются нежизнеспособными. У человека аналогично наследуется доми­нантный ген брахидактилии (укороченные фаланги пальцев и редуцированное число самих фаланг). В браках, когда муж и жена страдают брахидактилей, ро­ждаются дети в отношении: две части короткопалых и одна часть с нормаль­ными пальцами (2:1, а не 3:1), доминантные гомозиготные особи погибают еще в эмбриональном развитии.

Задача 4

На определение фенотипа и генотипа потомства по фенотипу и генотипу

родителей при отклонении от ожидаемого расщепления

Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот - до­минантный. Контролирующий его ген вызывает одновременно также и укоро­чение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в со­стоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инку­баторе хозяйства, разводившего только коротконогих кур, получено 4500 цып­лят. Сколько среди них коротконогих?

Решение:

Обозначим гены, определяющие развитие ног и клюва.

А - укороченный клюв и укороченные ноги

а - нормальный клюв,

АА - укороченный клюв, укороченные ноги, летальные гомозиготы.

Поскольку в инкубаторе разводили только коротконогих кур, следова­тельно все куры в данном хозяйстве по генотипу - гетерозиготны (гомозиготы, как было отмечено, гибнут, не вылупившись).

Урок проводится в 9-х или 11-х классах, курс “Общая биология”, раздел “Генетика”. В статье приведены интересные задачи по генетике человека. Перед этой темой лучше всего хорошо объяснить моногибридное скрещивание, и объяснить методы решения задач. В конспекте показано практическое применение темы.

Цели урока для учителя:

  1. Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности.
  2. Сформировать у учащихся понятие анализирующие скрещивание.
  3. Познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков.
  4. Продолжить формирование навыков решения генетических задач.
  5. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.
  6. Сформулировать и закрепить основные понятия генетики.

Цели урока для ученика:

  1. Закрепить темы: “Основные понятия генетики”, “1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет”.
  2. Изучить тему урока “Неполное доминирование, анализирующее скрещивание”.
  3. Решать генетические задачи.
  4. Практически применять полученные знания на уроке.

Оборудование: презентация, проектор, таблица.

Этапы урока:

  1. Повторение темы “Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание.” (проверочная работа).
    а. Решение задач на доске.
    б. Устные опрос по теме “Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание”.
  2. Изучение новой темы “Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование”.
  3. Закрепление изученного материала (решение задач).
  4. Задание на дом.

Ход урока

Организация класса:

  • Запись отсутствующих в журнал.
  • Запись темы урока в тетрадь.
  • Запись домашнего задания (§25, записи в тетради).

Проверка знаний:

  1. Письменный опрос по темам “Основные понятия генетики”, “1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет”. По вариантам.
  2. Решение задач 1 и 2 на доске (заданных на дом).
  3. Решение задачи на доске по желанию.
  4. Устный фронтальный опрос по темам “Основные понятия генетики”, “№1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет”.

Изучение нового материала:

Постановка проблемной ситуации.

Ребята, вам нравится генетика?

Сегодня мы продолжаем изучать эту интереснейшую науку. Мы увидим практическое применение знаний по генетике в различных отраслях, например, в селекции, животноводстве.

Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров. Границы, в которых действуют законы генетики достаточно широки, и они способны объяснить не один, а множество частных случаев. Значение 1 и 2 законов Г. Менделя позволяет решать важные практические проблемы. Например, как определить чистопородность той или иной породы животных.

Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно что доминантный ген А отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген а отвечает за красную окраску. В стаде есть бык с хорошими данными, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность черного быка.

Учащиеся предлагают возможные варианты решения. Разбор задачи на доске совместно с учащимися.

Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.

Если селекционеру понадобилось выяснить генотип особи с доминантным признаком, то единственным способом, позволяющим сделать это, служит эксперимент с использованием метода, который называется анализирующее скрещивание.

Анализирующее скрещивание - скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть "анализатором".

Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.

Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.

У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.

Примером рецессивного летального гена является ген серповидно – клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно – клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из – за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.

Разбор задачи на доске.

У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода. Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии.

Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?

Решение: Составляем схему скрещивания:

Дано:

АА – Эритроциты имеют форму – двояковогнутый диск.
Аа – серповидно –клеточная анемия (признаки).
аа – гибель организма в детском возрасте от недостатке кислорода.

Решение

Р Аа х Аа
G А; а х А; а
F1 АА; Аа; Аа; аа

Ответ: 25% здоровых детей в данной семье.

Закрепление изученного материала – решение задач.

  1. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?
  2. У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.
  3. Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) - это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный, не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?

Подведение итогов урока совместно с учащимися:

Практическое значение знаний сегодняшнего урока для каждого из вас?

  1. Понятия чистопородность и чистосортность.
  2. Не всегда доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.

Задачи на дом:

  • Андалузские (голубые) куры - это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потомство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение у кур, - это ген неполного до-минирования (по отношению к рецессивному гену, ответственному за формирование белого цвета оперения)?
  • У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?
  • Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?
  • Похожие статьи