Всеобщность закона доминирования уже вскоре после его переоткрытия была подвергнута сомнению на основании целого ряда фактов.
Доминирование как всеобщий закон большинством генетиков не признавался. Собственно, и Мендель не называл его законом. Некоторые из генетиков говорили только о «правиле доминирования». Дело в том, что для огромного числа признаков у растений и животных характерно неполное доминирование в F 1 . Такое неполное доминирование отмечалось по ряду признаков у гороха самим Менделем. Одно время даже признавалось существование двух типов доминирования. Полное доминирование, как в случае большинства изученных признаков гороха, назвали «Pisum-тип», а неполное доминирование, исследованное на кукурузе, - «Zea-тип».
При неполном доминировании гибрид F 1 (Aa) не воспроизводит полностью ни один из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоянию, но все особи данного поколения проявляют единообразие по этому признаку. Поэтому иногда закон доминирования предпочитают называть законом единообразия гибридов первого поколения . Примером неполного доминирования может служить промежуточная розовая окраска цветка у гибридов ночной красавицы (Mirabilis jalapa), полученных от скрещивания красноцветковой и белоцветковой форм.
При неполном доминировании в потомстве гибрида имеет место совпадение расщепления по фенотипу и генотипу, в то время как при полном доминирований расщепление в F 2 по фенотипу (3:1) не совпадает с расщеплением по генотипу (1: 2: 1), так как гибрид Аа по внешнему виду неотличим от особи АА, гомозиготной по доминантной аллели; последняя в этом случае скрывает присутствие рецессивной аллели. Неполное доминирование позволяет легко отличить гибриды (Аа) от обеих гомозиготных форм АА и аа. Для того чтобы по формуле генотипа отличить полное доминирование от неполного, предлагается в случае последнего сверху заглавной буквы ставить черточку (например Àа).
При неполном доминировании у гибридов имеет место промежуточное проявление признака, отличное от проявления его у обеих родительских форм. Следовательно, гибридность при неполном доминировании является источником изменчивости.
Неполное доминирование оказалось широко распространенным явлением и было отмечено при изучении наследования окраски цветка у львиного зева, окраски оперения у кур, шерсти у крупного рогатого скота и овец, а также по многим другим морфологическим и физиологическим признакам.
Природа явления доминирования до сих пор остается мало изученной. Оно является свойством гена обусловливать развитие доминантного признака. Однако это свойство изменяется под влиянием внешних условий, в разной степени благоприятствующих или препятствующих развитию одного из пары признаков. Изменение доминирования в индивидуальном развитии не ведет к изменению расщепления в потомстве гибрида.
В своих работах по селекции плодовых растений И. В. Мичурин показал возможность управления доминированием у гибридов. Для того чтобы получить гибриды с нужными свойствами, Мичурин не только тщательно подбирал формы для скрещивания, но и создавал условия, благоприятствующие развитию гибрида в определенном, желательном, направлении.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
На уроке мы про-дол-жим раз-го-вор о за-ко-но-мер-но-стях на-сле-до-ва-ния, выявленных Менделем, рассмотрим их выборочное применение, узнаем, что такое неполное доминирование и анализирующее скрещивание.
Дей-ствие за-ко-нов Мен-де-ля можно про-ил-лю-стри-ро-вать боль-шим ко-ли-че-ством при-ме-ров. Од-на-ко эти за-ко-но-мер-но-сти не все-гда со-блю-да-ют-ся. Мен-дель об-ра-тил вни-ма-ние на то, что ино-гда у потом-ства про-яв-ля-ет-ся про-ме-жу-точ-ный ха-рак-тер на-сле-до-ва-ния. Он рас-смат-ри-вал рас-те-ния го-ро-ха с мел-ки-ми и с круп-ны-ми ли-стья-ми. После скре-щи-ва-ния таких рас-те-ний в фе-но-ти-пе у ги-бри-дов пер-во-го по-ко-ле-ния не было вы-ра-же-но ни до-ми-нант-но-го, ни ре-цес-сив-но-го при-зна-ка, а все рас-те-ния имели ли-стья сред-ней ве-ли-чи-ны. Тогда он не нашел объ-яс-не-ния этому яв-ле-нию. Объ-яс-не-ние было най-де-но позже и по-лу-чи-ло на-зва-ние «непол-ное до-ми-ни-ро-ва-ние».
Непол-ное до-ми-ни-ро-ва-ние - это такой тип на-сле-до-ва-ния, при ко-то-ром ге-те-ро-зи-гот-ные особи имеют про-ме-жу-точ-ный фе-но-тип по срав-не-нию с ро-ди-тель-ски-ми ор-га-низ-ма-ми, и свя-за-но это с тем, что до-ми-нант-ный ген не пол-но-стью по-дав-ля-ет дей-ствие ре-цес-сив-но-го. Раз-бе-рем это на при-ме-ре (рис.1).
Рис. 1. Неполное доминирование ()
У зем-ля-ни-ки крас-ная окрас-ка пло-дов до-ми-ни-ру-ет над белой окрас-кой пло-дов, по-это-му крас-ную окрас-ку обо-зна-ча-ют боль-шой бук-вой А, а белую - малой бук-вой а, ги-бри-ды пер-во-го по-ко-ле-ния имеют ро-зо-вую окрас-ку.
Какое потом-ство по-лу-чит-ся от скре-щи-ва-ния двух рас-те-ний зем-ля-ни-ки, вы-рос-шей из ро-зо-вых пло-дов? Вы-пол-ня-ем за-пись (рис. 2).
Рис. 2. Потомство от скрещивания двух растений земляники, имеющей розовые плоды ()
Ро-ди-тель-ские ор-га-низ-мы яв-ля-ют-ся ге-те-ро-зи-го-та-ми Аа. Они об-ра-зу-ют два типа гамет.
Во время опло-до-тво-ре-ния могут по-лу-чить-ся сле-ду-ю-щие по-том-ки:
АА будет иметь крас-ную окрас-ку пло-дов;
Аа - ро-зо-вую окрас-ку пло-дов;
Аа - белую окрас-ку пло-дов.
В потом-стве мы на-блю-да-ем рас-щеп-ле-ние: один ор-га-низм имеет до-ми-нант-ный при-знак, два ор-га-низ-ма имеют про-ме-жу-точ-ный при-знак и один ор-га-низм - ре-цес-сив-ный при-знак. Такое рас-щеп-ле-ние от-ли-ча-ет-ся от мен-де-лев-ско-го, од-на-ко все осталь-ные за-ко-но-мер-но-сти со-блю-де-ны, по-это-му хо-чет-ся от-ме-тить, что при непол-ном до-ми-ни-ро-ва-нии за-ко-ны Мен-де-ля про-дол-жа-ют ра-бо-тать, раз-ни-ца лишь в фе-но-ти-пи-че-ских про-яв-ле-ни-ях.
Оста-но-вим-ся на прак-ти-че-ских ас-пек-тах ге-не-ти-ки. Пред-ставь-те себе такую си-ту-а-цию: на ферме име-ет-ся стадо коров, где одни особи имеют чер-ную окрас-ку шер-сти, а дру-гие - крас-ную окрас-ку шер-сти, в стаде есть бык с очень хо-ро-ши-ми экс-те-рьер-ны-ми ка-че-ства-ми, он имеет чер-ную окрас-ку (рис. 3).
Рис. 3. Стадо коров с черным быком ()
Проверить, яв-ля-ет-ся ли это жи-вот-ное го-мо-зи-го-той или ге-те-ро-зи-го-той, какое потом-ство ожи-дать от та-ко-го быка можно при помощи ана-ли-зи-ру-ю-щего скре-щи-ва-ния.
Ана-ли-зи-ру-ю-щее скре-щи-ва-ние - это такой тип скре-щи-ва-ния, при ко-то-ром ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм с до-ми-нант-ным про-яв-ле-ни-ем фе-но-ти-па скре-щи-ва-ют с осо-бью, го-мо-зи-гот-ной по ре-цес-си-ву. В слу-чае если в потом-стве не на-блю-да-ет-ся рас-щеп-ле-ния, можно го-во-рить, что ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм был до-ми-нант-ным. А вот если в потом-стве на-блю-да-ет-ся рас-щеп-ле-ние в со-от-но-ше-нии 1:1, зна-чит, ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм был ге-те-ро-зи-гот-ным.
Рас-смот-рим схему этого скре-щи-ва-ния, чтобы окон-ча-тель-но разо-брать-ся в этом во-про-се (рис. 4).
Рис. 4. Схема скрещивания ()
А - это чер-ная масть, а - крас-ная масть. Рас-смот-рим два ва-ри-ан-та. В пер-вом слу-чае ис-сле-ду-е-мый ор-га-низм был до-ми-нант-ной го-мо-зи-го-той АА, скре-щи-ва-ем его с ре-цес-сив-ной го-мо-зи-го-той аа (рис. 5).
Рис. 5. Скрещивание с доминантной гомозиготой АА ()
Пер-вый ор-га-низм дает га-ме-ты А, вто-рой - толь-ко га-ме-ты а. Зна-чит, в пер-вом по-ко-ле-нии по-том-ки будут иметь ге-но-тип Аа, то есть все будут чер-ной масти.
Вто-рой слу-чай: пер-вый ор-га-низм яв-ля-ет-ся ге-те-ро-зи-го-той Аа, скре-щи-ва-ем его с ре-цес-сив-ной го-мо-зи-го-той аа (рис. 6).
Рис. 6. Скрещивание с гетерозиготой Аа ()
Пер-вый ор-га-низм может дать два типа гамет - А и а. Вто-рой ор-га-низм - один тип гамет а. В ре-зуль-та-те опло-до-тво-ре-ния могут по-лу-чить-ся ор-га-низ-мы Аа - это жи-вот-ные, име-ю-щие чер-ную масть, и аа - животные, имеющие красную масть.
Хо-чет-ся под-черк-нуть, что если мы рас-смот-рим ана-ли-зи-ру-ю-щее скре-щи-ва-ние, осо-бен-но если оно свя-за-но с жи-вот-ны-ми, то од-но-го по-том-ка будет недо-ста-точ-но для того, чтобы точно опре-де-лить ге-но-тип. Необходимо будет про-ве-сти несколь-ко скре-щи-ва-ний и по-лу-чить боль-шое число по-том-ков от этого жи-вот-но-го, Мен-дель го-во-рил о зна-че-нии ста-ти-сти-че-ских за-ко-но-мер-но-стей в ге-не-ти-ке.
Мы по-зна-ко-ми-лись с двумя но-вы-ми за-ко-но-мер-но-стя-ми - это непол-ное до-ми-ни-ро-ва-ние и ана-ли-зи-ру-ю-щее скре-щи-ва-ние, которые с успехом применяются в животноводстве и селекции.
Список литературы
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
- Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
- Blgy.ru ().
- Vmeste.opredelim.com ().
- Biologylife.ru ( .
Домашнее задание
- Что такое неполное доминирование?
- Что такое анализирующее скрещивание?
- Какова вероятность анализирующего скрещивания для определения генотипа?
Признаки необязательно могут быть только доминантными и только рецессивными. При гетерозиготном состоянии может проявляться промежуточный признак. Такой тип взаимодействия аллельных генов называется неполным доминированием.
Взаимодействие аллелей
В биологии различают четыре взаимодействия аллельных генов:
- полное доминирование;
- неполное доминирование;
- кодоминирование;
- аллельное исключение.
Особенности каждого вида описаны в таблице.
Взаимодействие |
Описание |
Пример |
Получение первого поколения с одним признаком говорит о его доминантном характере. В данном случае расщепление по фенотипу во втором поколении будет 3:1, т.е. три особи с доминантным признаком (Аа, АА) и одна - с рецессивным (аа) |
Красные (АА) и белые (аа) цветки гороха: F1 - Аа (красные); F2 - АА, Аа, Аа (красные), аа (белые) |
|
Неполное |
Фенотип первого поколения не повторяет признаки родителей и имеет промежуточное значение. Во втором поколении соотношение фенотипов будет - 1:2:1, т.е. один - доминантный, два - промежуточных, один - рецессивный |
Красные (АА) и белые (аа) цветки ночной красавицы: F1 - Аа (розовые); F2 - АА (красные), 2Аа (розовые), аа (белый) |
Оба аллельных гена полностью проявляют действие. В результате сложно выявить рецессивный и доминантный гены, т.к. каждый представлен в одинаковой степени. Некоторые цветки камелии пятнистые - бело-красные (одновременное проявление красного доминантного и белого рецессивного гена) |
Четвёртая группа крови у человека (АВ). Аллели А и В являются доминантными, 0 - рецессивным. Могут образовываться пары: 00 - I группа крови; АА или А0 - II группа крови; ВВ или В0 - III группа крови; АВ - IV группа крови |
|
Исключение |
Один аллельный ген подавляется в пользу другого. Механизм плохо изучен |
Образование одного типа иммуноглобулина |
Рис. 1. Кодоминирование.
Генотип при полном и неполном скрещивании будет одинаковым - 1:2:1, но в случае неполного доминирования генотип совпадает с фенотипом.
Мендель при скрещивании гороха заметил, что в некоторых случаях растения с длинными и короткими листьями дают потомство со средними листьями. Такой промежуточный характер наследования Мендель объяснить не смог.
В дальнейшем выяснилось, что доминантные гены могут подавлять действие рецессивных генов, не перекрывая их полностью. Например, доминантные аллели кодируют пигментный белок, отвечающий за красную окраску, а рецессивные - не кодируют, и окраска остаётся бесцветной - белой. У растений с промежуточным признаком (Аа) один аллель кодирует фермент, а второй - нет. Соответственно красного фермента выделяется в два раза меньше, и цветы приобретают розовую, «разбавленную» окраску.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Закон неполного доминирования не противоречит первому закону Менделя, а лишь слегка видоизменяет его. Закон гласит, что всё первое поколение (F1) будет единообразным и нести признак одного из родителей. В случае с неполным доминированием все особи проявляют смешанный или промежуточный признак обоих родителей.
Рис. 2. Неполное доминирование.
Неполное наследование может наблюдаться не только у растений. Ярким примером у человека служит сочетание курчавых и прямых волос. Первое поколение будет с волнистыми волосами.
Анализирующее скрещивание
Скрещивание с получением доминантного признака не даёт представления о генотипе поколений. Полученные особи могут нести как гомозиготные, так и гетерозиготные аллели. Для выявления генотипа используется метод анализирующего неполного доминирования.
Гибридную особь (F1) скрещивают с особью, несущей гомозиготный рецессивный аллельный ген. Такая особь является анализатором.
Скрещивание может дать один из результатов (F2):
- все особи с доминантным признаком, значит, гибридная особь - гомозиготная (АА);
- соотношение особей с доминантным и рецессивным признаками 1:1, значит, гибридная особь - гетерозиготная (Аа).
Рис. 3. Анализирующее скрещивание.
Знание генотипа помогает в селекционной работе. При получении промежуточных признаков (Аа - розовый) в первом поколении можно с уверенностью говорить о гетерозиготном состоянии и не проводить анализирующее скрещивание. Это облегчает дальнейшую работу селекционеров.
Что мы узнали?
Помимо полного доминирования (проявление признака одного из родителей) существует неполное, сочетающее признаки обоих родителей. Следует отличать от кодоминирования - одновременного проявления доминантных и рецессивных генов. Неполное доминирование помогает в селекции при определении генотипов родителей.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 181.
В природе наряду с полным доминированием часто встречается неполное (промежуточное), когда гетерозиготы имеют иной фенотип, чем исходные родительские формы, выражение признака у гетерозиготы оказывается промежуточным. Неполное доминирование заключается в ослаблении действия доминантного аллеля в присутствии рецессивного.
Например, у человека анофтальмия (отсутствие глазных яблок) обусловлена аутосомно-рецессивным геном, нормальная величина глазных яблок - доминантным геном. Гетерозиготы имеют микрофтальмию, т.е. уменьшенную величину глазных яблок. У гомозигот по рецессивным аллелям глазные яблоки отсутствуют, у гетерозигот обнаруживается микрофтальмия, у гомозигот по доминантным аллелям яблоки имеют нормальную величину. Задача 3
На определение генотипа и фенотипа потомства детей по фенотипу и генотипу родителей при неполном (промежуточном) доминировании
Здоровая женщина с нормальной величиной глазных яблок выходит замуж за мужчину, страдающего анофтальмией (отсутствие глазных яблок). Каков прогноз потомства, если дети от указанной пары вступят в брак с себе подобными (избранные браки).
Решение:
Обозначим гены, определяющие развитие глазных яблок: А - нормальная величина глазных яблок, а - анофтальмия, Аа - микрофтальмия
F 2: АА: 2Аа: аа
1: 2: 1 три фенотипических класса, расщепление по фенотипу.
1: 2: 1 три генотипических класса, расщепление по генотипу. Ответ: в первом поколении (F1) , когда родители гомозиготны (анофтальмия проявляется только у гомозигот по рецессивным аллелям), все дети имеют уменьшенную величину яблок (микрофтальмия); генотипически они все гетерозиготны, т.е. проявился I закон (правило) единообразия. Г. Менделя, однако, фенотипически дети не имеют сходства с родителями.
Во втором поколении (F 2) при неполном доминировании расщепление по фенотипу и генотипу совпадает 1:2:1, т.е. 1/4(25%) детей с нормальной величиной глазных яблок; 1/2(50%) с микрофтальмией 1/4(25%) детей с отсутствием глазных яблок (анофтальмией).
У человека наследуются неполным доминированием признак волнистых волос, заболевания: акаталазия, микрофтальмия, фенилкетонурия, серповидно-клеточная анемия и др. Отклонения от ожидаемого расщепления, связанные с летальными генами
В природе в некоторых случаях во втором поколении расщепление может отличаться от ожидаемого, в связи с тем что гомозиготы по некоторым генам оказываются нежизнеспособными. У человека аналогично наследуется доминантный ген брахидактилии (укороченные фаланги пальцев и редуцированное число самих фаланг). В браках, когда муж и жена страдают брахидактилей, рождаются дети в отношении: две части короткопалых и одна часть с нормальными пальцами (2:1, а не 3:1), доминантные гомозиготные особи погибают еще в эмбриональном развитии.
Задача 4
На определение фенотипа и генотипа потомства по фенотипу и генотипу
родителей при отклонении от ожидаемого расщепления
Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот - доминантный. Контролирующий его ген вызывает одновременно также и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводившего только коротконогих кур, получено 4500 цыплят. Сколько среди них коротконогих?
Решение:
Обозначим гены, определяющие развитие ног и клюва.
А - укороченный клюв и укороченные ноги
а - нормальный клюв,
АА - укороченный клюв, укороченные ноги, летальные гомозиготы.
Поскольку в инкубаторе разводили только коротконогих кур, следовательно все куры в данном хозяйстве по генотипу - гетерозиготны (гомозиготы, как было отмечено, гибнут, не вылупившись).
Урок проводится в 9-х или 11-х классах, курс “Общая биология”, раздел “Генетика”. В статье приведены интересные задачи по генетике человека. Перед этой темой лучше всего хорошо объяснить моногибридное скрещивание, и объяснить методы решения задач. В конспекте показано практическое применение темы.
Цели урока для учителя:
- Сформировать у учащихся понятия о гибридологическом методе как основном методе изучения наследственности.
- Сформировать у учащихся понятие анализирующие скрещивание.
- Познакомить их с сущностью неполного доминирования на примере промежуточного наследования признаков.
- Продолжить формирование навыков решения генетических задач.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики.
- Сформулировать и закрепить основные понятия генетики.
Цели урока для ученика:
- Закрепить темы: “Основные понятия генетики”, “1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет”.
- Изучить тему урока “Неполное доминирование, анализирующее скрещивание”.
- Решать генетические задачи.
- Практически применять полученные знания на уроке.
Оборудование: презентация, проектор, таблица.
Этапы урока:
- Повторение темы “Основные понятия генетики.
Моногибридное скрещивание.” (проверочная
работа).
а. Решение задач на доске.
б. Устные опрос по теме “Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание”. - Изучение новой темы “Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование”.
- Закрепление изученного материала (решение задач).
- Задание на дом.
Ход урока
Организация класса:
- Запись отсутствующих в журнал.
- Запись темы урока в тетрадь.
- Запись домашнего задания (§25, записи в тетради).
Проверка знаний:
- Письменный опрос по темам “Основные понятия генетики”, “1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет”. По вариантам.
- Решение задач 1 и 2 на доске (заданных на дом).
- Решение задачи на доске по желанию.
- Устный фронтальный опрос по темам “Основные понятия генетики”, “№1 и 2 законы Менделя, закон чистоты гамет”.
Изучение нового материала:
Постановка проблемной ситуации.
Ребята, вам нравится генетика?
Сегодня мы продолжаем изучать эту интереснейшую науку. Мы увидим практическое применение знаний по генетике в различных отраслях, например, в селекции, животноводстве.
Мы убедились в том, что действие законов Менделя можно рассмотреть на множестве примеров. Границы, в которых действуют законы генетики достаточно широки, и они способны объяснить не один, а множество частных случаев. Значение 1 и 2 законов Г. Менделя позволяет решать важные практические проблемы. Например, как определить чистопородность той или иной породы животных.
Предположим, что имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно что доминантный ген А отвечает за формирование черной окраски шерсти, а рецессивный ген а отвечает за красную окраску. В стаде есть бык с хорошими данными, но неизвестен его генотип. Этот бык имеет черную масть. Как определить чистопородность черного быка.
Учащиеся предлагают возможные варианты решения. Разбор задачи на доске совместно с учащимися.
Из этих примеров видно, что особи, гомозиготные по доминантному гену, расщепления в F1 не дают, а гетерозиготные особи при скрещивании с гомозиготной особью дают расщеплении уже в F1.
Если селекционеру понадобилось выяснить генотип особи с доминантным признаком, то единственным способом, позволяющим сделать это, служит эксперимент с использованием метода, который называется анализирующее скрещивание.
Анализирующее скрещивание - скрещивание гибридной особи с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям, то есть "анализатором".
Доминантный признак не всегда полностью подавляет рецессивный, поэтому возможно появление промежуточных признаков у гибридов. Это явление получило название неполное доминирование. Во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадает и равно 1:2:1.
Так, например, при скрещивании двух чистых линий ночной красавицы с красными и белыми цветками первое поколение гибридов оказывается розовым. Происходит неполное доминирование признака окраски, и красный цвет лишь частично подавляет белый. Во втором поколении расщепление признаков по фенотипу оказывается равным расщеплению по генотипу.
У человека неполное доминирование проявляется при наследовании структуры волос. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос не в полной мере. И у гетерозигот наблюдается промежуточное проявление признака – волнистые волосы.
Примером рецессивного летального гена является ген серповидно – клеточной анемии у человека. В норме эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска. При серповидно – клеточной анемии они приобретают вид серпа, а физиологический эффект выражается острой анемией и снижением количества кислорода, переносимого кровью. У гетерозигот заболевание не проявляется, эритроциты тем не менее все же имеют измененную форму. Гомозиготы по этому признаку в 95% случаев гибнут в раннем возрасте из – за кислородной недостаточности, а гетерозиготы вполне жизнеспособны.
Разбор задачи на доске.
У человека проявляется заболевание – серповидно-клеточная анемия. Эта болезнь выражается в том, что эритроциты крови имеют не круглую форму, а серповидную, в результате чего транспортируется меньше кислорода. Серповидно-клеточная анемия наследуется как неполностью доминантный признак, причём гомозиготное состояние гена приводит к гибели организма в детском возрасте. В семье оба супруга имеют признаки анемии.
Какова процентная вероятность рождения у них здорового ребёнка?
Решение: Составляем схему скрещивания:
Дано:
АА – Эритроциты имеют форму – двояковогнутый диск.
Аа – серповидно –клеточная анемия (признаки).
аа – гибель организма в детском возрасте от недостатке кислорода.
Решение
Р Аа х Аа
G А; а х А; а
F1 АА; Аа; Аа; аа
Ответ: 25% здоровых детей в данной семье.
Закрепление изученного материала – решение задач.
- У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?
- У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.
- Анофтальмия (отсутствие глазных яблок) - это наследственное заболевание, за развитие которого отвечает рецессивный ген. Аллельный, не полностью доминантный ген обусловливает нормальный размер глаз. У гетерозигот размер глазных яблок несколько уменьшен. Если женщина с уменьшенным размером глазных яблок выйдет замуж за мужчину с нормальной величиной глаз, то как будут выглядеть их дети?
Подведение итогов урока совместно с учащимися:
Практическое значение знаний сегодняшнего урока для каждого из вас?
- Понятия чистопородность и чистосортность.
- Не всегда доминантный ген полностью подавляет действие рецессивного.
Задачи на дом:
Похожие статьи