Творческий мозг. Как работает мозг и почему усталость стимулирует творческое мышление

Исследовательской группой руководил доктор Роберто Гойя-Мальдонадо, возглавляющий отделение нейробиологии и визуализации в лаборатории психиатрии Медицинского центра Гёттингенского университета. Учёные наблюдали за группами людей творческих и нетворческих профессий, фиксируя активность в тех частях мозга, которые производят дофамин – вещество, доставляющее приливы волнения, часто связанного с сексом, наркотиками и азартными играми, – когда их вознаграждали деньгами.

Стоит отметить, что размер выборки исследования довольно невелик. В эксперименте участвовали двадцать четыре человека, двенадцать из которых работают в сфере искусства: актёры, художники, скульпторы, музыканты, фотографы. Во второй группе были: страховой агент, стоматолог, бизнес-администратор, инженер и представители других нетворческих профессий.

Каждый участник надел комплект очков, которые показывали серию квадратов разных цветов. Когда появлялся зелёный квадрат, они могли выбирать его с помощью кнопки и получать деньги (до 30 долларов). Им также предложили выбирать другие цвета, но без денежного вознаграждения.

Пока испытуемые проходили тест, исследователи сканировали активность их мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Обнаружилось, что творческие люди показали значительно меньшую активацию в вентральном стриатуме, части «системы вознаграждения» мозга, когда выбирали «денежные» зелёные квадраты по сравнению с нехудожниками.

Сканирование мозга в ходе изучения дофаминергической системы вознаграждения художников и нехудожников в новом исследовании «Реактивность системы вознаграждения у художников при принятии и отказе от денежных вознаграждений» в журнале Creativity Research Journal.

Во втором тесте исследователи обнаружили, что люди творческих профессий показали большую активацию в другой части мозга, связанной с допамином (префронтальная кора), когда им сказали отказаться от зелёных квадратов. Другими словами, мозг творческих людей положительно реагирует на процесс, а не на материальный результат и они лучше работают, когда знают, что им не заплатят.

В целом наши результаты указывают на существование отдельных нейронных черт в дофаминергической системе вознаграждения художников, которые меньше склонны реагировать на денежное вознаграждение, – пишут исследователи.

Смотрите также:

Что делает творческих людей отличными от остальных? В 1960 году психолог и исследователь творчества Фрэнк Х. Баррон решил это выяснить. Баррон провел серию экспериментов на некоторых известных мыслителях своего поколения в попытке изолировать уникальную искру творческого гения.

Баррон пригласил группу творческих личностей, в том числе писателей Трумэна Капоте, Уильяма Карлоса Уильямса, Фрэнка О’Коннора, наряду с ведущими архитекторами, учеными, предпринимателями и математиками, чтобы провести несколько дней в Беркли кампусе Калифорнийского университета. Участники провели время, знакомясь друг с другом под наблюдением исследователей, и выполняя тесты о своей жизни и работе, в том числе такие, которые направлены на поиск признаков психического заболевания и показателей творческого мышления.

Баррон обнаружил, что, вопреки обычному мнению, интеллигентность и образование играют весьма скромную роль в творческом мышлении. Один IQ не может объяснить творческую искру.

Взамен исследование показало, что творчество имеет целый ряд интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и моральных характеристик. Общие черты людей всех творческих профессий, оказалось: открытость своей внутренней жизни; предпочтение сложности и неоднозначности; необычно высокая толерантность к расстройствам и беспорядкам; умение извлекать порядок из хаоса; независимость; необычность; готовность идти на риск.

Описывая этот солянку из черт, Баррон писал, что творческий гений “и более примитивный, и более культурный, более разрушительной и более конструктивный, иногда сумасшедший, и все же категорически разумнее, чем средний человек.”

Этот новый способ мышления творческого гения породил некоторые интересные и запутанные противоречия. В последующем исследовании творческих писателей, Баррон и Дональд Маккиннон обнаружили, что средний писатель были в верхней десятке от общей численности психопатов. Но как ни странно, они также обнаружили, что творческие писатели имеют чрезвычайно высокий уровень психологического здоровья.

Почему? Похоже, творческие люди более вдумчивы. Это привело к увеличению самосознания, в том числе ближнее знакомство с темными и более неудобными частями себя. Возможно потому, что они имеют дело с полным спектром жизни: и темнота, и свет, писатели набрали высокий балл по тем из характеристик, которые наше общество стремится связать с психическими заболеваниями. Наоборот, эта же склонность смогла заставить их быть более обоснованными и сознательными. Открыто и смело противопоставив себя миру, творчески настроенные люди, казалось, нашли необычный синтез между здоровым и «патологическим» поведением.

Такие противоречия могут быть именно тем, что дает некоторым людям интенсивный внутренний импульс к творчеству.

Сегодня большинство психологов соглашаются, что творчество многогранно в природе. И даже на неврологическом уровне.

В отличие от мифа “правого полушария мозга”, творчество привлекает не область мозга или даже одно полушарие мозга. Вместо этого, творческий процесс опирается на весь мозг. Это динамическое взаимодействие множества различных областей мозга, эмоций, и наши бессознательные и сознательные системы обработки.

Мозговая сеть по умолчанию, или, как мы называем ее, “сеть воображения”, особенно важна для творчества. Сеть воображения, впервые выявленная неврологом Маркусом Рейчелом (Marcus Raichle) в 2001 году, охватывает многие регионы на медиальной (внутренней) поверхности мозга в лобной, теменной и височной долях.

Мы эксплуатируем примерно половину наших умственных способностей с помощью этой сети. Она наиболее активна, когда мы занимаемся тем, что исследователи называют “самостоятельным познанием”: мечтая, размышляя, или иным образом позволяя нашим умам блуждать.

Функции сети воображения образуют ядро человеческого опыта. Его три основные компоненты: личностное самосознание, психическое моделирование, и перспективное мышление. Она позволяет нам построить смысл из нашего опыта, вспомнить прошлое, думать о будущем, представлять себе чужие перспективы и альтернативные сценарии, понимать рассказы, думать о психических и эмоциональных состояниях – как наших собственных, так и чужих. Творческие и социальные процессы, связанные с этой сетью головного мозга имеют также решающее значение для ощущения сострадания, а также способности понимать себя и строить линейное самоощущение.

Но сеть воображения не работает в одиночку. Она участвует в сложной связке с отделами мозга, отвечающими за наше внимание и рабочую память. Эти отделы помогают нам сосредоточить наше воображение, блокируя внешние отвлекающие факторы и дает нам настроиться на наш внутренний опыт.

Возможно, именно поэтому творческие люди такие. В оба свои творческий и мозговой процессы, они привносят казалось бы, противоречивые элементы вместе с необычными и неожиданными способами решения задач.
По материалам QzCom

Работу по этому направлению начала академик Наталья Петровна Бехтерева.

«Общепринятого определения творчества не существует, каждый исследователь дает свое, - говорит корреспондентам сотрудник группы по изучению нейрофизиологии мышления и сознания кандидат психологических наук Мария Старченко. - Большинство сходятся в том, что творчество - это процесс, когда человек продуцирует что-то новое, может отказываться от стереотипных схем в решении задач, рождает оригинальные идеи и быстро разрешает проблемные ситуации».

Один из подходов к изучению творческой деятельности состоит в регистрации и анализе электрической активности мозга - электроэнцефалограммы. Его в основном и используют для решения данной задачи зарубежные исследователи. Но ученые Института мозга человека РАН изучают творчество еще и методом позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

Творчество с электродами на голове или в томографе

«В эксперименте мы даем испытуемым тестовое и контрольное задание, - рассказывает Мария Старченко. - Тестовое задание творческое. Например, предъявляют на мониторе слова, из которых испытуемый должен составить рассказ. Причем это слова из разных семантических групп, не связанные между собой по смыслу. В контрольном задании испытуемому надо составить рассказ из связанных по смыслу слов или же восстановить текст, изменив порядок слов».

Пример слов для творческого задания: «начаться, стекло, хотеть, крыша, гора, молчать, книга, уходить, море, ночь, открыть, корова, бросить, заметить, исчезнуть, гриб». Пример слов для контрольного задания: «школа, понять, задача, учиться, урок, ответ, получать, писать, оценка, спрашивать, класс, отвечать, вопрос, решить, учитель, слушать».

В эксперименте по изучению невербального творчества испытуемый получает другие задания. Творческое - нарисовать оригинальную картину из данных геометрических фигур. Контрольное - просто рисовать геометрические фигуры в произвольном порядке.

Творческий мозг работает быстрее...

Электроэнцефалограмму, которую во время эксперимента записывают у испытуемого, впоследствии анализируют. Анализ показывает разницу в электрической активности разных зон мозга при выполнении творческого и нетворческого заданий. Ученых интересует, как усиливаются или ослабляются ритмы разных частот, а также как синхронизируется активность в той или иной частоте удаленных друг от друга областей мозга.

Наибольшее число результатов указывает на связь с творческой деятельностью быстрой электрической активности коры мозга. Имеются в виду бета-ритм, особенно бета-2-ритм с частотой 18-30 Гц, и гамма-ритм (более 30 Гц). То есть при выполнении творческого задания (в отличие от нетворческого) в большинстве областей мозга быстрая активность усиливается.

Насколько нейронные ансамбли удаленных друг от друга областей мозга могут вовлекаться в совместную творческую деятельность, можно судить, анализируя синхронизацию электрической активности в этих областях. В экспериментах при творческом задании усиливалась пространственная синхронизация в передних областях коры внутри каждого полушария и между полушариями. А вот синхронизация передних областей с задними, наоборот, ослаблялась. Не исключено, что тем самым ослаблялся излишний контроль процесса творчества со стороны лобных долей.

И требует больше крови

Второй метод - позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) - основан на том, что сканер регистрирует гамма-излучение, возникающее при позитронном бета-распаде короткоживущего радиоизотопа. В тканях позитрон реагирует с электроном с образованием гамма-квантов. Фактически этим методом отслеживается скорость локального мозгового кровотока.

Перед исследованием в кровь пациента вводят воду, меченную радиоактивным изотопом кислорода 15О. ПЭТ-сканер отслеживает перемещение изотопа с кровью по мозгу и так оценивает скорость локального мозгового кровотока. «Клетки мозга, участвующие в той или иной деятельности, потребляют больше кислорода и питательных веществ, поэтому кровоток в этой области усиливается, - объясняет Мария Старченко. - Сравнивая картинку мозга, вовлеченного в творческую деятельность, с картинкой мозга при выполнении контрольного задания, мы получаем информацию о том, какие зоны мозга отвечают за творческий процесс».

В творческую деятельность в той или иной степени вовлекается весь мозг. Но ученым удалось выявить зоны, которые, по-видимому, участвуют в этом больше других. Это два поля в теменно-затылочной части.

Возникает вопрос, насколько различается работа мозга у более и менее творческих личностей. Но пока эту область российские ученые не исследовали. На данном этапе их интересуют механизмы и закономерности, общие для всех. Сравнить их у высококреативных и низкокреативных индивидуумов - такую задачу они ставят на будущее.

Долгое время считалось, что творческие способности - это дар, а озарения возникают как по волшебству. Но последние исследования в области нейробиологии показали: мы все можем стать креативными. Достаточно направить мозг в нужное русло и немного поупражняться.

Творческий подход нужен не только художникам, поэтам и музыкантам. Он работает в любой области: помогает решать проблемы, сглаживать конфликты, впечатлять коллег и наслаждаться более полной жизнью. Нейробиолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» рассказывает, откуда берутся идеи и как научить мозг думать творчески.

Нейронные фонари

Представим на мгновение: мы на верхнем этаже небоскреба, перед нами раскинулся ночной город. Кое-где в окнах горит свет. По улицам снуют машины, освещая путь фарами, вдоль дорог мерцают фонари. Наш мозг похож на город в темноте, в котором всегда освещены отдельные проспекты, улицы и дома. «Фонари» - это нейронные связи. Некоторые «улицы» (нервные проводящие пути) освещены на всём протяжении. Это известные нам данные и проверенные способы решения проблем.

Творчество же живёт там, где темно - на непроторенных путях, где путника поджидают необычные идеи и решения. Если нам нужны неизбитые формы или идеи, если мы жаждем вдохновения или откровения, придётся приложить усилия и зажечь новые «фонари». Другими словами, образовать новые нейронные микросети.

Как рождаются идеи

Творчество питается идеями, а идеи рождаются в мозге.

Представьте, что в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из них. Иногда ящики начинают открываться и закрываться в хаотичном порядке, и воспоминания соединяются случайным образом. Чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в дýше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулём автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности разума.

Чтобы идеи приходили чаще, расслабьте мозг.

(источник:)

Когда мозг расслаблен, у нас появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или казаться неважными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной.

Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, тем больше озарений появляется.

Сила окружения

Инновационные компании понимают, как важно создать творческую атмосферу. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях.

В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, люди становятся более изобретательными. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч может провести 10–15 атак, из которых две-три завершаются голом. В то же время в сборной ему удаётся провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. То, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависит от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для него необходима стимулирующая обстановка.

Похожие статьи