Усадьба Марфино в Подмосковье: исторический очерк и основные достопримечательности. Усадьба Марфино: история перевоплощений На рисунке изображен план подмосковной усадьбы марфино

Основные моменты

История дворцово-усадебного комплекса насчитывает более трех столетий. Во внешнем облике усадьбы отразились возможности и вкусы ее именитых владельцев и талантливых архитекторов. В прежние времена Марфино было известно блистательными приемами и зрелищными театральными постановками. Здесь побывало немало знаменитостей и видных государственных деятелей. Усадьба прошла через несколько периодов расцвета и навсегда вошла в историю отечественного зодчества. Псевдоготический облик здания получили в XIX веке, когда делами поместья управляла графиня Софья Владимировна Панина.

Дворец и парк Марфино можно увидеть в кадрах многих отечественных фильмов. Живописные здания снимали в художественном фильме по роману Тургенева «Дворянское гнездо», популярном сериале «Мастер и Маргарита», боевике «Крестоносец», а также в кинолентах «Женщина, которая поет», «Стакан воды» и других.

В наши дни популярность усадьбы Марфино растет. Она располагается рядом со столицей, поэтому москвичам и гостям города не составляет большого труда приехать сюда. Путешествие в усадьбу позволяет познакомиться с яркими страницами российской истории и отдохнуть в чудесном парке на берегу большого водоема. Чтобы попасть в Марфино, необходимо иметь паспорт или удостоверение личности и оформить пропуск при въезде в Центральный военный клинический санаторий, который в наши дни занимает территорию старинной усадьбы.

Как строилась и развивалась усадьба

В середине XVI века земли, где потом построили Марфино, принадлежали боярину и сподвижнику царя Ивана IV Грозного – Василию Петровичу Головину. После него имение меняло владельцев, и в конце XVII века его выкупил государственный деятель Борис Алексеевич Голицын.

Старые постройки не отвечали вкусам князя, поэтому он распорядился, чтобы в усадьбе разбили парк на французский манер, а также построили новый дом и хозяйственные здания. В 1701 году здесь появился храм, который освятили в честь Рождества Богородицы, и имение стали назвать Богородским.

После кончины князя его сын Сергей, чтобы вернуть долги, продал владения генералу-фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову. Строения Голицына разобрали и вместо них возвели величественное двухэтажное строение с двумя просторными флигелями. В усадьбе Салтыковых нашлось место беседкам и псарням. Были построены Петропавловская церковь для богослужений в холодное время года, каретный сарай, конный двор и зверинец. В оранжерее Марфино росли экзотические для Средней полосы России лавровые деревья. Здесь также собирали урожаи персиков, апельсинов и других диковинных фруктов.

Постепенно имение стало одним из центров культурной жизни московского дворянства. В нем выступали отечественные и зарубежные артисты, звучали концерты органной музыки, а о знаменитом марфинском театре знали далеко за пределами столицы.

В период Отечественной войны 1812 года имение получило большие разрушения. Квартировавшие здесь французские солдаты сожгли некоторые постройки и вывезли из Марфино много предметов искусства.


В 20-е годы XIX века хозяином усадьбы стал генерал-поручик Владимир Григорьевич Орлов. Граф приложил немало усилий для возрождения былого величия Марфино. Однако, в 1831 году он умер, и имение перешло по наследству его дочери Софье, в замужестве носившей фамилию Панина.

Старые строения полностью преобразились, благодаря талантливому зодчему Михаилу Дормедонтовичу Быковскому, который был учеником знаменитого Доменико Жилярди и многое перенял у мастера. Архитектор провел реконструкцию зданий в традициях модной «николаевской» готики. Быковскому удалось превратить усадьбу Марфино в прекрасный ансамбль, который вызывал восторг у всех, кто его видел.

В 1844 году, после кончины хозяйки, имение перешло младшему сыну графини Виктору Никитичу. Он вел управление своими владениями из Санкт-Петербурга и не особенно заботился об их развитии.

С приходом советской власти старую усадьбу национализировали. До Великой Отечественной войны здесь была колония для малолетних правонарушителей и дом отдыха для военных «Красный летчик». Потом в зданиях разместили госпиталь, а с 1944 года на территории Марфино находится санаторий, где оздоравливаются или проходят реабилитацию военнослужащие и члены их семей.

Усадьба Марфино в наши дни

Парадным въездом в старое имение считается необычный мост, оформленный краснокирпичной стеной с башенками и бойницами. Он выводит к дворцу, прекрасному зеленому парку и двум храмам.

Главное здание или дворец стоит на холме и доминирует над другими строениями. В прежние времена перед дворцами устраивали просторные площади, но хозяева усадьбы Марфино не стали следовать этой традиции. Прямо перед главным зданием раскинулся большой пруд, вокруг которого находятся все остальные здания усадьбы. От центра дворца к украшенной каменными грифонами пристани можно спуститься по широкой лестнице. Водная гладь визуально увеличивает масштаб имения, оно кажется больше, чем есть на самом деле, и открывается не частями, а целиком.


Дворцовое здание недавно отреставрировали, и сейчас в нем размещается один из корпусов военного санатория. На территории Марфино стоят две красивые церкви. Рождественский храм был возведен крепостным зодчим Голицыных – Владимиром Ивановичем Белозеровым. Здание построено из крупного кирпича и облицовано блоками из известняка. Завершает его высокий барабан с небольшой главкой. Второй храм, освященный в честь Петра и Павла, действующий. В нем проходят регулярные богослужения. Он увенчан восьмигранным барабаном и выглядит довольно аскетично.

От Салтыковых в усадьбе Марфино сохранились изящные беседки. Одна из них носит название «Музыкального павильона». Открытое полукруглое строение имеет строгую тосканскую колоннаду, которую завершает полукупольный свод. Другая беседка «Миловида» расположена на склоне холма, спускающегося к пруду. Она построена в виде двухъярусной ротонды. Первый ярус живописного здания сделан как восьмигранник с арками, а второй выполнен в форме восьмиколонного павильона с куполом.



Парк

В усадьбе Марфино сохранился регулярный парк с аллеями и групповыми посадками. Здесь можно увидеть несколько старых сибирских лиственниц, диаметр ствола которых доходит до 1 м, а также великолепные аллеи из елей и туй. В парке растут белые тополи, клены, чубушник, боярышник, черемуха, рябины и жимолость. Особенно красиво в марфинском парке осенью, когда деревья и кустарники окрашиваются желтизной, и насаждения становятся почти прозрачными.

Как добраться

Старое имение расположено в поселке Марфино, неподалеку от 39 км Дмитровского шоссе. На автомобиле из Москвы необходимо проехать 20 км по Дмитровскому шоссе (трасса А-104), затем свернуть направо и ехать до усадьбы Марфино еще 3 км.

Те, кто добирается своим ходом, с Савеловского вокзала доезжают до станции «Катуар» (50 минут), а оттуда до Марфино едут на рейсовом автобусе № 37. Автобусы ходят с интервалом полчаса. Второй вариант: отправиться в усадьбу от метро «Алтуфьевская» на маршрутке № 419 или № 420.

Старинная дворянская усадьба Марфино находится в одноименном селе Мытищинского района, что в 20 км от Москвы. Для ее строительства в свое время было выбрано красивейшее место на высоком берегу реки Уча. В самой высокой точке берега был поставлен роскошный дворец, вокруг него с учетом существующего холмистого рельефа разбит шикарнейший парк, а в парке из русла реки были созданы великолепнейшие пруды, серебристым ожерельем украсившие всю усадьбу.

Возможно, вы видели эту усадьбу в кино, ее снимали во многих советских фильмах: “Мастер и Маргарита” Юрия Кара, “Дворянское гнездо”, “Стакан воды”, “Женщина, которая поет”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “Вас приглашает оперетта”, “Крестоносец”, “Яды, или всемирная история отравлений”. Старинные интерьеры дворца и пейзажи парка прекрасно передают с экрана атмосферу того времени, но все это возможно увидеть и в реальности. Усадьба прекрасно сохранилась, находится недалеко от Москвы, и ехать до нее всего ничего.

Первое упоминание об усадьбе Марфино относится к 1585 году. Усадьба поочередно принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным, почти при каждом владельце перестраивалась, и свой окончательный псевдоготический стиль приобрела лишь в середине XIX при графине С.В.Паниной.

Неизвестно какие хоромы стояли в усадьбе при князе Б.А.Голицыне и затем при его наследниках, известно, только, что его младший сын продал усадьбу будущему фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову, чтобы рассчитаться с долгами. И военный полководец в середине XVIII века на месте голицинских хоромов возводит каменный дворец в стиле барокко, с двумя этажами и двумя боковыми флигелями. Вокруг дворца фельдмаршал разбивает парк. Его дело продолжает сын Иван Петрович Салтыков. Он ставит в парке беседки, два летних театра, строит зимнюю церковь, конный двор и совершенно необычного вида здания псарен. В усадьбе появляются оранжереи с южными фруктами, музей животных и птиц. Это были времена расцвета Марфино, в усадьбе гостили многие знаменитые писатели и композиторы. Здесь звучал орган и ставились спектакли, здесь устраивали лодочные катания и различные игры. В честь гостей затевался салют, играл оркестр и пел 80-голосовой хор.


После смерти Салтыкова светская жизнь в Марфино затихла, усадьба стала приходить в запустение, и так продолжалось до тех пор, пока в 1820 году имение не перешло к графине Софье Паниной. Новая хозяйка взялась за масштабную перестройку имения, пригласив для работ известного московского архитектора М.Д.Быковского. По его проекту усадьба Марфино приобретает черты псевдоготики и свой окончательный вид.


Это южный фасад дворца. Он отличается особой выразительностью: выступающие в центре фасада многогранные башенки, лоджия с ажурной оградой, стрельчатые белокаменные арки и такие же стрельчатые окна и двери в центральной части фасада. Когда-то их украшали витражи, но до наших дней они не дожили.

Северный фасад дворца, несмотря на то, что он главный, выглядит на фоне южного немного скромнее. Раньше по обеим сторонам фасада было два входа, к которым вели белокаменные ступени, а над ними на втором этаже были лоджии. В 1940-е годы входы были закрыты, ступени разобраны, и вместо них был сделан один центральный вход. Лоджии были превращены в сплошные застекленные галереи, что, конечно, послужило не на пользу внешнему виду фасада, лишив его некоторого изящества и легкости.


Перед главным фасадом обустроен парадный двор. К нему, огибая флигель, ведет подъездная дорога, которая проходит через симпатичные въездные белокаменные ворота, украшенные неоготическими элементами.

К воротам пристроена такая же симпатичная сторожевая башня, тоже с элементами неоготики. А дальше дорога ведет в очаровательнейшему мосту через пруды, который мы увидим чуть позже.

Большой нижний пруд, — такой вид открывается из южных окон дворца.

Перед южным фасадом по проекту того же М.Д.Быковского было создано три террасы, террасы связаны между собой парадной лестницей, а лестница уступами спускается прямо к пристани Большого нижнего пруда.

На площадке нижней террасы перед пристанью установлен “римский” фонтан, отлично сохранившийся до наших дней с 1840 года! Обратите внимание и на чугунные решетки, вплетенная в их узор буква “S” — это именной вензель графини Паниной.

От пристани к воде идет еще одна лестница из белого камня, она оформлена скульптурами грифонов, восседающими на широких устоях по сторонам спуска. А дальше уже виднеется тот самый очаровательный мост, по которому в свое время проходила въездная дорога в имение.

Вид ближе.

И вот он – мост.

К великому сожалению, мост разрушается и пока не видно каких-либо работ по его спасению. А мост шикарен.

Посмотрите, как затейливо украшены его бойницы.

Мост через пруд был перекинут в 1770-х годах при Салтыковых и кардинально перестроен в 1830-х годах, когда велась перестройка всего имения. Тогда он и приобрел свой псевдоготический вид и очень необычную архитектурную форму. Мост состоит из трех частей, которые стоят друг к другу под углом: две боковые части с арками и шикарнейшая центральная часть в виде крытой галереи с двумя рядами колонн из белого камня и симпатичными бойницами с двух сторон.

И вся эта красота находится сейчас в таком вот плачевном виде.

Понятно, что мост закрыт, проезда по нему нет, а чтобы попасть с одного берега на другой, через пруд перекинули “архитектурный шедевр” уже нашего времени.

Но и он тоже не выведет в усадьбу. С этой стороны попасть в усадьбу вообще невозможно, разве только перелезть через ограждения. Мост ведет к двум церквям имения Марфино, которые от усадьбы находятся по другую сторону пруда.

Одна из них, — церковь Рождества Богородицы — является старейшим зданием в Марфино. Она построена по проекту талантливого крепостного зодчего В.И.Белозерова еще при князе Голицыне в 1701-1707 годах. Рядом с храмом сохранилось надгробие зодчему.

Вторая – небольших размеров церковь Петра и Павла — появилась в Марфино уже при Салтыкове, в 1770-х годах.

При Салтыкове появились в имении и эти две двухэтажные жилые постройки для псарей, больше похожие на театр, чем на хозяйственные здания. Между ними раньше располагалась башня для хранения охотничьих трофеев и снаряжения. Фельдмаршал любил охоту, держал около тысячи собак, которых обслуживало 60 псарей.

Другие хозяйственные постройки того же времени – конный двор и каретный сарай – плохо сохранились и стоят почти разрушенные. Они тоже сооружались с размахом, в одном стиле с дворцом, только в более сдержанных формах и, конечно, жаль, что смотреть там уже не на что.

Особая роль в композиции усадьбы была отведена воде, и в частности – прудам. Помимо больших живописных прудов, придающих всему облику усадьбы неповторимый вид, здесь были созданы еще и маленькие прелестные прудики, связанные между собой и с большими прудами протоками. Пруды копались здесь вручную крепостными Салтыкова, для их создания использовали русло реки Уча, а для поддержания уровня воды в прудах на реке была сооружена специальная плотина.

На больших прудах были созданы рукотворные острова, куда гостям предлагались прогулки на лодках. В наше время тоже можно прогуляться по марфинским прудам на лодках. На нижнем пруду есть лодочная база, где можно взять лодку напрокат. Рядом с базой – песчаный пляж, на пляже — кафе. Все условия для хорошего летнего отдыха.

На лодочную станцию и пляж с усадебного парка спускается лестница и здесь же над пляжем можно увидеть сохранившийся памятник любимой собаке графини Паниной.

А это уже усадебный парк, с симпатичными лужайками и тенистыми липовыми аллеями.

В парке сохранились две старинные беседки, построенные в XVIII веке при Салтыковых.

Беседка-полуротонда, служившая музыкальным павильоном. И двухъярусная ротонда для отдыха со статуей Аполлона Бельведерского на втором ярусе, — она виднеется на заднем плане фото.

И, конечно же, в парке везде вода, — журчащие ручейки и водопады и целая система проточных каналов и запруд. Они достаточно ухожены и, кажется, недавно отреставрированы.

Представляете, как прохладно и свежо здесь в жаркий летний день?!

После революции усадьбу Марфино национализироли, ценности и обширную библиотеку Паниных вывезли в Исторический музей, а усадьбу отдали сначала Тимирязевской сельскохозяйственной академии (здесь жили студенты во время прохождения производственной практики), затем беспризорникам, которые через несколько лет уступили место кооператорам, поправляющим здесь свое здоровье, и, наконец, с 1930 года в Марфино организовани Дом отдыха для летчиков.

С тех пор, переходя из одного ведомства в другое, усадьба Марфино используется как санаторий для военных. И уже в советское время на территории усадьбы из бетона, местами облицованного гранитной плиткой, вырос новый дворцовый комплекс, немного повторяющий композицию главных строений старинной усадьбы, но в чисто советском стиле. Те же боковые здания (флигели), примыкающие к главному корпусу; тот же главный корпус по центру (дворец), и такая же ведущая к дворцу аллея с островками для отдыха, отдаленно напоминающая дворцовую аллею к пруду. Явно здесь прослеживается попытка связать два этих комплекса из разных веков в единый ансамбль, только вот постройка советских времен на фоне старинного дворца как-то уж больно уныло и скучно здесь смотрится…

Подмосковная усадьба Марфино, расположенная в Мытищенском районе, давно манила нас своей неординарной псевдоготической архитектурой. К сожалению, длительное время любители старины проникали сюда полулегальными способами (например, через забор или по льду усадебного пруда) – с середины прошлого века в строениях усадьбы расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий с суровым охранным режимом.

Странички различных сайтов, посвященных архитектурному туризму, до сих пор пестрят разнообразными рассказами о том, где найти заветную дырку в заборе, чтобы зайти на территорию усадьбы. Любопытным туристам объясняем, что теперь в этом нужды нет! В наиболее популярных местах для нелегалов давно установлены видеокамеры, а бдительная охрана достаточно быстро депортирует нарушителей режима.


Как выяснилось, попасть в Марфино можно вполне легально и абсолютно бесплатно для этого необходимо обратиться в комендатуру и получить заветный пропуск (не забудьте взять паспорт ) на территорию усадьбы-санатория. С 2017 года паспорт необходимо предъявить на проходной санатория.

История Марфинской усадьбы началась в 1698 году, когда подмосковную деревеньку Щибрино приобрёл сподвижник Петра I, «царский дядька» - Борис Алексеевич Голицын (1651 – 1714). Новое имение он назвал в честь своей жены – Марфино. В дальнейшем имение перешло к Салтыковым, а затем к Орловым, среди которых был владелец усадьбы Семеновское-Отрада младший из братьев – Владимир Григорьевич Орлов (1743 - 1831). В.Г. Орлов завещал Марфино своей дочери – Софье Владимировне Орловой (Паниной) (1774-1844). Именно при Софье Владимировне усадьба Марфино окончательно сформировалась – многие здания её были реконструированы с участием архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского (1801 – 1885).


После революции усадьба Марфино была национализирована, а с 1944 года в ней разместился военный санаторий, где снежным зимним днем побывала команда Квакши.


P.S. Поездка в усадьбу Марфино – превосходный маршрут выходного дня! Как добраться до усадьбы Марфино? На электричке от Савеловского вокзала до станции Катуар, от станции на автобусе № 37. Либо на автобусе №519, который отправляется от станции метро Алтуфьево. На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, вплоть до поворота на Марфино.



Всего 57 фото

Усадьба Марфино одна из самых интересных и захватывающих воображение подмосковных дворянских усадеб. Ее образ романтичен, загадочен, с ним связано множество всяческих мистических историй уже давно ставших легендами. Именно здесь Юрий Кара снимал булгаковскую сцену "Бала у сатаны" в фильме "Мастер и Маргарита". Кое-кто до сих пор видит здесь призраков и рьяно едет сюда найти в усадьбе чертовщину на свою голову)

Усадьба расположена в 25 км от МКАД, в одноимённом селе Мытищинского района сельского поселения Федоскинское, на высоком берегу речки Уча. В XVIII-XIX веках она принадлежала Голицыным, Салтыковым, Орловым и Паниным. Свой характерный псевдоготический облик усадьба приобрела в середине XIX века благодаря усилиям графини Софьи Паниной и архитектора Михаила Быковского. В настоящее время территорию усадьбы Марфино занимает санаторий «Марфинский» Министерства обороны РФ.

Этот материал будет довольно объемным по следующим соображениям. Дело в том что меня усадьба Марфино чрезвычайно впечатлила и оставила одновременно множество вопросов. Именно поэтому захотелось как можно подробнее и детальней узнать и рассказать о ней, её истории, человеческих судьбах, мистических историях и личные глубокие впечатления через фотографию. После поездки в эту удивительное место я несколько дней осмысливал увиденное и наконец сделал для себя вывод что рассказать все о чем бы хотелось, показать Марфино в одном, двух постах реально не удасться поскольку ее история настолько сконцентрирована в камне и земле вокруг что даже то что осталось в руинах и то что поддерживает в тлеющем состоянии Министерство обороны не может быть передано простой исторической справкой и десятком знакомым всем отснятых ракурсов. Этим материалом я делаю безнадежную попытку приблизиться к исторической правде в том числе, об истории нашей родины и возбудить родовую память нашего народа, поскольку именно в камне можно Это прочувствовать и попытаться увидеть то что скрыто на первый взгляд. Будет много фотографий, старых фото, портретов владельцев этих земель и самой усадьбы. Мы постараемся как можно внимательней всмотреться в "глаза истории" и возможно читатель увидит то что не разглядел автор этих фотографий - буду только рад этому. Всего выложу четыре части моего рассказа о Марфино: первая - история, судьбы, северный фасад усадебного дворца Марфино, вторая - южный фасад этого дворца, третья - "Готический мост" усадьбы Марфино, её мистика, романтика и четвертая - Конный двор (и Каретный сарай) больше похожие на приличную крепость нежели просто конюшню. Итак, приступим!

"С чего начну, чем кончу я картину Марфина селенья?

С дворца ль волшебнаго ея, или с террасы-загляденья,

Иль с серебристаго каскада, иль с гротов дивнаго фасада,

Иль с павильонов дорогих, иль с георгинов золотых?"

Так вдохновенно воспевал Марфино юный московский поэт Александр Львов в 1840 году.

Сейчас в Марфино все не так богато и не совсем волшебно Однако мы попытаемся увидеть это самое волшебство усадьбы Марфино. Тем более Министерство обороны недавно навело внешний военный лоск на усадебный дворец, флигеля и строения дворцовых псарен. Так что нам будет не так все это сложно сделать.

Мы на территории ведомственого санаториия МО "Марфинский".
02.

Санаторий "Марфинский" Министерства обороны РФ

Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году. В древности это было село Шабрино и в допетровское время, во времена Ивана Грозного и Бориса Годунова им последовательно владели Фома Бутурлин, боярин Василий Петрович Головин, видный, политический деятель думный дьяк, дипломат Василий Яковлевич Щелкалов (думный дъяк был важным государственным постом примерно соотетствующим сегодняшней должности государственного серетаря). Он кстати во многом способствовал возведению на престол Бориса Годунова в 1598 году.
03.

Думный дьяк Василий Яковлевич Щелкалов (? - 1611)

Вскоре село купил думный дворянин, окольничий Семён Иванович Заборовский (? - 1681).
04.

Доступ на территорию санатория и усадьбу сейчас возможен только через контрольно-пропускной пункт с фиксацией паспортных данных посетителя при обязательном наличии паспорта. При этом от вас потребуют устное подтверждение о некоммерческом характере посещения усадьбы Марфино и отсутствии в личном арсенале фотоаппаратуры штатива для фотосъемки).
05.

Чтобы попасть к самой усадьбе мы двигаемся в сторону санаторного комплекса. Здесь довольно прилично и по-городскому красиво.
06.

В 1698 году Шабрино приобрел "дядька" (воспитатель) Петра Первого, князь Борис Алексеевич Голицын . По легенде именно ему Марфино обязано своим названием, считается, что Голицын поименовал деревню в честь своей супруги Марфы. Есть вторая версия что название Марфино появилось после того как дочь Голицына по имени Марфа утонула на Волге близ Астрахани.

При Голицыне здесь было возведено несколько усадебных построек, в том числе храм Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней.
07.

Борис Алексеевич Голицын (20 июля 1654 (по другим данным - 1651) - 18 октября 1714).

Сын Б.А. Голицына Сергей в 1728 году продал село В.С. Салтыкову, от которого Марфино перешло к его брату, знаменитому фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову при котором усадьба пережила свой расцвет. При Петре Семеновиче Салтыкове в Марфине был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника разбит регулярный парк с двумя беседками, сооружена Петропавловская церковь, построен мост через пруд. Хозяин устраивал пиры, на которых могло собираться до трехсот гостей, забавлялся псовой охотой.
08.

Петр Семенович Салтыков (1700 - 1772)

По сообщениям известного мемуариста тех времен Ф.Ф. Вигеля, "...в марфинской усадьбе в летние месяцы устраивались пиры и забавы, на которые из Москвы съезжались до 300 человек родственников и знакомых. В честь гостей устраивался салют из 12 пушек, а во время гуляний играл оркестр, в который входило до 120 крепостных музыкантов и хор из 80 человек. Подкрепившись за обильным обедом, отправлялись на охоту. Гостям подавали лошадей, а 60 псарей выводили из псарен до 1000 гончих собак, и вся огромная кавалькада отправлялась в поле. После охоты вновь садились за пиршество, а крепостных (музыкантов, певчих и псарей) накрывали столы возле дома и выкатывали бочки вина...".


Сын Петра Семеновича, Иван Петрович Салтыков, московский генерал-губернатор , прославил Марфино домашним театром, на постановки которого съезжались гости со всей столицы. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С. Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль "Только для Марфино", поэт и баснописец И.И. Дмитриев (1760-1837). На территории усадьбы в его время было построено два здания театра - зимний и летний. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, "воздушный" - в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова - Дарьи Петровны.
09.

Иван Петрович Салтыков (28 июня 1730 - 14 ноября 1805)

Однако от тех славных времен остались теперь только два здания псарен и также две беседки-павильона в парке.
Эти самые псарни первыми встречаются нам по пути к марфинскому дворцу. Это было целое псарное предприятие, здесь содержалось как уже упоминалось выше около 1000 охотничьих собак.
10.

Надо отдать должное МО - здания "псарен" в классическом стиле очень качественно отрестарированы, ну, по крайней мере внешне.
11.

12.

От псарен спускаемся к усадебному пруду со стороны северного фасада дворца.
13.

Вот и сам усадебный дворцовый комплекс Марфино на берегу безымянного пруда.
14.

Пруд этот проточный и чистый.
15.

В 1805 году Марфино унаследовала внучка фельдмаршала П.С. Салтыкова, которая была замужем за графом Г.В. Орловым. Однако граф проигрался в карты, что и послужило причиной продажи усадьбы и села.

В 1812 году французы сожгли и разграбили усадьбу; в полуразрушенном виде она простояла почти четверть века. Но в середине XIX столетия в Марфино вдохнула новую жизнь ее новая хозяйка, графиня Софья Владимировна Панина (Орлова), супруга известного дипломата Н.П. Панина. В 1820-е годы она поручила восстановление усадьбы крепостному архитектору Ф. Тугарову.
16.

Софья Владимировна Панина (Орлова) (1774-1844)

При Софье Владимировне Паниной усадебный ансамбль был фактически создан заново. Для работ был приглашен ученик Доминико Жилярди (автор Ивановского монастыря, церкви Алексия, человека Божия на Красносельской). Мастер увлекался псевдоготикой и заново возвел главный дом в "готическом вкусе".
17.


Архитектор Михаил Дормидонтович Быковский (1801 - 1885).

18.

От дома к пристани (южный фасад дворца) теперь спускалась белокаменная лестница, пристань украшали фигуры каменных грифонов (мы их еще увидим во второй части). Множество башенок, зубцов, готических арок - все это придавало дому вид романтического средневекового замка. Все это великолепие создавалось под неусыпным присмотром хозяйки усадьбы. В дворцовый комплекс вошли: дом-дворец, въездные ворота, парадная лестница, пристань, украшенная фигурами грифонов работы XVIII века и скульптурным фонтаном середины XIX века (автор - И.П. Витали). Всё это мы опять же увидим во второй части моего рассказа.
19.


Усадьба Марфино. Северный фасад.

Софья Владимировна была незаурядной личностью - известной в столице благотворительницей, интересовалась искусствами, внимательно следила за появлением новых литературных и музыкальных произведений, способствовала возделыванию садов в Москве.

Ядро архитектурного ансамбля - двухэтажный главный дом в псевдоготическом стиле (1760-80-е гг., реконструкция 1830-х годов). С севера к усадебному дому примыкают два флигеля (построены в 1820-х годах по проекту крепостного архитектора Тугарова, в 1830-х перестроены по прооекту М.Д. Быковского; в 1940 году разобраны и перестроены заново с сохранением неоготических элементов оформления).

20.

Флигели дворцового комплекса в Марфине
21.


Восточный флигель дворцового комплекса Марфино

22.


Западный флигель дворцового комплекса Марфино

23.

После смерти С.В. Паниной усадьбу унаследовал ее сын Виктор Никитич Панин. С 1839 по 1862 год он занимал пост министра юстиции и имел довольно большое состояние, владея 8 тысячами крестьян. За участие в реформе по отмене крепостного права (в феврале 1860 г. он был назначен вместо умершего Я.И. Ростовцева председателем редакционной комиссии) Панин даже удостоился высшей награды Российской империи - ордена Андрея Первозванного.
24.

Виктор Никитич Панин (1801-1874)


Последней хозяйкой Марфина была правнучка внучка министра юстиции В.Н. Панина и полная тезка Софьи Владимировны Паниной. Судьба ее сложилась очень интересно. Софье Владимировне Паниной выдалось жить в самое "горячее время": она родилась в 1871 году и прожила 84 года; умерла в Нью-Йорке.
25.

Панина Софья Владимировна (23 августа1871 - 13 июня1956). Портрет работы Ильи Репина.

Уже в ранней молодости Софья Владимировна прославилась своей благотворительностью. Она активно помогала бедным, строила больницы и школы, а в 1903 году открыла в Петербурге Лиговский народный дом с воскресными классами для неграмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией. Ее метко прозвали «красной графиней».

В 1917 году она стала единственной женщиной, которая работала во Временном правительстве - была сначала товарищем министра государственного призрения, а позднее - товарищем министра народного просвещения. В ноябре 1917 года Панину арестовали как одного из руководителей партии кадетов. Софья Владимировна отказалась тогда передать большевикам денежные средства министерства, поместив их в иностранный банк с условием, что выданы они могли быть только "законному режиму". Учитывая ее заслуги перед страной, власти отпустили Панину, но вскоре после этого она была вынуждена уехать сначала на юг страны, а потом эмигрировать в Европу и Америку. В Нью-Йорке Софья Владимировна участвовала в основании Толстовского фонда, работала с видными русскими эмигрантами, среди которых были Сергей Рахманинов и Борис Бахметьев. Она помогала адаптироваться новым эмигрантам, помогала им найти работу, учила английскому языку.
26.

Рассмотрим подробней северный фасад "неоготического" дворца Михаила Быковского.
27.

28.

После революции имение Паниных было национализировано указом от 15 апреля 1918 года. Через два года начался вывоз ценностей и 15 тысяч книг в Исторический музей и здание бывшего Английского клуба.

С 1944 года в усадьбе размещён военный санаторий (с 1953 года - санаторий Московского военного округа, с 1986 года - Марфинский центральный военный клинический санаторий) на 356 номеров на 550 мест, численность персонала - около 300 человек.

29.

К февралю 1990 года на территории усадьбы-санатория построены комплекс современных жилых корпусов для отдыхающих. В 1990-2009 годы под руководством начальника санатория Эдуарда Маева проведена комплексная реставрация усадьбы, был построен физкультурно-оздоровительный комплекс (мы его видели в начале), в нём - крытый бассейн. К 2016 году завершено строительство внутреннего перехода между жилыми корпусами и бассейном. В ходе реконструкции было изменено первоначальное колористическое оформление зданий усадьбы: вместо подлинного нежно-розового цвета, упоминаемого в исторических описаниях, сооружения получили не свойственный им терракотовый оттенок.
30.

31.

В 2009 году завершены реконструкция и капитальный ремонт исторических объектов усадьбы. С этого времени дворец приобрёл жилой вид, в нём стали размещаться помещения санатория, включая люксовые апартаменты.

32.

В 2012 году санаторий «Марфинский» вошёл в состав холдинга ФГБУ «Санаторно-курортный комплекс „Подмосковье“» Министерства обороны РФ.
33.

34.

Восточный флигель со стороны главного здания усадебного дворца.
35.

36.

Многие усадьбы возводили на берегу реки, усадьба Марфино, расположившаяся на берегу реки Уча Мытищинского района, не является исключением. Благодаря своему месторасположению был создан уникальный архитектурно-дворцовый ансамбль, с использованием прудов.

Создали эту красоту крепостные архитекторы Белозеров, Тугаров и Быковский. Впервые летопись указывает о существовании этой усадьбы на конец 15 века. Посмотреть адрес на карте .

Самое европейское местечко ближайшего Подмосковья, о нем очень многие слышали, почти все его видели, как минимум в отечественном кино, но мало кто здесь побывал. Усадьба Марфино – эдакий дворец средневековых рыцарей. Он спрятан в лесах Мытищинского района, вдали от автотрассы и, ко всему прочему, сейчас принадлежит военно-клиническому санаторию министерства обороны, что также накладывает отпечаток закрытости.

Владельцев поместья было много, особо можно выделить князя Бориса Алексеевича Голицына, фельдмаршала Петра Семеновича Салтыкова, графа Владимира Григорьевича Орлова, графиню Софью Владимировну Панину. Каждый, безусловно, внес свой вклад в развитие усадьбы и в тот облик, который она приняла. Она по праву входит в ТОП 9 усадеб Подмосковья .

Уже первые виды, открывающиеся на усадебную территорию, гораздо больше напоминают средневековую Англию с ее дворцами и замками, нежели небольшое подмосковное село. И только нестриженная трава газона дает знать – мы всего в 30 км севернее российской столицы. Поместью не мене четырех столетий.

Возникновение усадьбы Марфино

Бытует мнение, что наименование она получила по имени женщины – супруги князя Б. А. Голицына, между тем, в летописях начала 17 века усадьба уже фигурирует как Марфино, то есть, почти за 100 лет до князя. Еще стоит упомянуть, что имя жены было не Марфа, а Мария. Более того, Голицын после покупки поместья, дал ей новое название – Богородское, по наименованию церкви Рождества Богородицы, которая из деревянной стала белокаменной по заказу князя.

Скорее всего, название происходит от имени одной из евангельских сестер – Марфы, являющаяся святой покровительницей местных жителей. Название порекомендовала дать церковь.

По свидетельству письменных источников она известна с 1585 года. Тогда она называлась Шабрино и находилась в собственности дипломата думского дьяка посольского приказа Василия Яковлевича Щелкалова. Того самого, который владел имением Останкино. При нем Марфино в 16 веке представляло собой красивое живописное место, не более. Будучи крупным государственным деятелем Щелкалов воспринимал усадьбу как хозяйственную и приезжал сюда не чаще чем раз за все лето.

Естественно, ни о какой культурной жизни и речи не было. Что на самом деле представляло из себя Марфино того времени сказать трудно, так как ничего не сохранилось. Скорее всего, как и большинство подмосковных усадеб того времени она представляла из себя хутор, поставлявший ко двору сельскохозяйственную продукцию своему господину.

Оно оставалось неприметным селом до середины 18 столетия, пока, не сменив череду владельцев, не оказалось в руках графов Салтыковых – очень богатого и знатного дворянского рода. Вот когда подмосковная провинция начинает приобретать заграничный лоск.


Что по-настоящему русское в усадьбе так это храм Рождества пресвятой Богородицы, старейшая постройка Марфино. Ей более 300 лет и у нее тоже есть своя история, не лишенная мистического начала. Возведена она талантливым крепостным зодчим В. И. Белозеровым. Специально для строительства сооружений в поместье князь Голицын отправил Владимира Ивановича на обучение во Францию на 5 лет.

Предание гласит, именно с этой церковью связаны последние дни жизни зодчего. В преддверии окончания строительства, якобы приснился ему сон, что строение рухнуло. В тот же день он обратился к супруге князя – Марии Федоровне и попросил внести некоторые доработки. Супруга дала добро, и архитектор немного изменил внутренний вид церкви, утвержденный князем.

По приезду домой, Голицын был в ярости. Церковь построили иначе. Из-за непослушания, крепостного зодчего велел высечь розгами. Сердце Белозерова не выдержало, и он скончался на месте. Похоронили его рядом с церковью.

Согласно надгробной плите, лежащей рядом сооружением, дата смерти крепостного зодчего 30 ноября 1708 г. Это означает, что он умер годом позже, после окончания строительства церкви. Каковы были истинные причины смерти едва ли кто-то уже узнает.

Помещик за жестокость свою расплатился с лихвой – продолжает предание народная молва. За его неудачами по службе пошли и семейные неурядицы. Сперва погибает младший сын, за ним умирает старший. Из десяти детей Голицына отца переживет лишь один.


Усадьба при Салтыковых

Владимир Семенович Салтыков

После кончины князя Б. А. Голицына поместье отошло к родственнику – сыну (в 1714 г.), а тот, в свою очередь, чтобы избавиться от долгов, продал его В. С. Салтыкову за 3 350 руб. в 1728 г. Владимир Семенович продал усадьбу брату за 7 000 р. в 1729 г. Для сравнения, Архангельское было продано за 245 000 р. в 1810 г., но на момент покупки курс рубля упал в два раза.

Отдельно стоит рассказать о Петре Семеновиче. Участник нескольких войнах: русско-польская (1734 г.), русско-шведская (1741-1743 гг.), Семилетняя война. Генерал, граф, главнокомандующий русской армией, а после сенатор и губернатор Москвы. После получения должности генерал-губернатора Москвы он начинает грандиозные работы по построению архитектурно-дворцового ансамбля в усадьбе.

Салтыковы, получив во владение Марфино, начинают обустройство усадьбы по последней моде. Петр Семенович создает в Подмосковье свою парадную резиденцию. В рекордные сроки построен дворец с двумя театрами в стиле классицизма.

Флигели для гостей и для прислуги, а также псарня (специальное помещение для охотничьих собак). Из всех строений Салтыковской эпохи до сего дня сохранились лишь они, сильно выбивающиеся из неоготической архитектуры всего комплекса.

Граф был большим любителем псовой охоты, держал до 1000 гончих, конечно, не вся эта 1000 находилась в Марфино. Сюда приезжало самое знатное общество и поэтому два домика (псарни), похожие на дома помещиков средней руки, были построены специально для собак. Собаки жили на первых этажах, а наверху жили псари.

На сравнительно небольшой территории (всего 13 Га) Салтыковы разбили парк с цветниками и затеями. За сложной зеленой архитектурой ухаживал целый штат профессиональных садовников, которых выписывали из Дании.

Подстригая деревья и кустарники определенным образом, они предавали им причудливые формы пирамиды или шара. Таким образом, создавалось впечатление, что парк – это парадный зал, а аллеи, украшенные гротами, беседками и павильонами – это анфилады.

Их следы и сегодня можно увидеть в Марфинском парке. Рассказывают, что при Салтыковых был в усадьбе еще и зверинец для потехи публики, но точных данных об этом нет. Зато местный театр был знаменит не только на всю округу, скорее на всю страну. Здесь были не только политически-знатные люди России, но также и деятели культуры, искусства такие как Николай Михайлович Карамзин, Василий Львович Пушкин.

Возведение дворца

На смену русскому классицизму приходит западный стиль барокко. Огромный дворец широкими лестницами, пышным убранством, колоннадой, визуально увеличивающие размеры дворца. Стиль, которому свойственна аффектация, странным образом гармонично вписался в дворцово-парковый ансамбль усадьбы.

Марфино сразу наполнилась редкой живописью именитых мастеров, скульптурами, серебряной посудой и фарфором, фамильными драгоценностями. Отдельно можно выделить прекрасную коллекцию старинного оружия и доспехов семьи Салтыковых. Рядом с дворцом создали чудесный парк немалых размеров – почти 19 га и зверинец с оранжереями, а в 1770 г. она преобразилось парадным въездным мостом.


Смерть П. С. Салтыкова

Во время губернаторства Петра Семеновича в Москве разразилась чума. После 6 месяцев с начала болезни, он рапортует Екатерине II, что ежедневно в городе погибает до 850 человек и просит разрешения покинуть Москву на время.

Императрица разрешила ему отъехать, и он отправился в Марфино. В его отсутствие в городе вспыхнул бунт, и Екатерина II обвинила в этом Салтыкова, в связи с чем приказала его уволить (1771 г.). Не выдержав отставки, князь умирает спустя год в усадьбе, так и не завершив начатую реконструкцию.

Екатерина, не желала хоронить графа со всеми почестями, но у последнего было много учеников и соратников и один из них генерал-аншеф Петр Иванович Панин решил отдать почести своему учителю. Он приехал в парадном мундире и со всеми орденами, встал в почетный караул к гробу и заявил, что не намерен покидать его пока не вызовут караул для смены.

Императрица не хотела конфликта с военными, а посему приказала прислать в усадьбу Марфино гвардейцев, чтобы перевезти Салтыкова в Москву и воздать все почести великому полководцу.

Переход усадьбы Марфино И. П. Салтыкову

После смерти князя поместье отходит к его сыну Ивану Петровичу. Он, также как и отец, стал фельдмаршалом и губернатором «белокаменной». При нем Марфино пополнилось рядом сооружений: церковь Петра и Павла, здание для охотничьих собак, двор для лошадей, сарай для карет и парковые беседки.


Из того, что сохранилось стоит отметить церковь Петра и Павла (Петропавловская), расположенную напротив церкви Рождества Богородицы, дома для собак с красивыми колоннами, присущие русскому классицизму и беседки в парке.

В 1805 г. князь умирает и именье переходит его сыну, который также как и его предки был военным – И. П. Салтыкову. В 1813 г., участвуя в военных действиях против французов, получает смертельную рану и погибает. Он успел составить завещанию, по которому крестьян, коих было около 20 000, отпускают на волю, заводы, дома продают, а вырученные деньги идут в воспитательный дом в поместье, который предназначался для всех, кто потерял отцов на войне.

Усадьба при Орловых

К сожалению, завещанию не суждено было сбыться. Все его имущество поделили сестры. Усадьба перешла Анне Ивановне Орловой. Орловы в ту пору жили в Париже, но все равно начали восстанавливать усадьбу. В силу наличия долгов на Марфино было продано родственнику Орлову Владимиру Григорьевичу.

Граф Орлов, находясь на должности директора Российской Академии наук, возобновил восстановительные работы: построил кирпичный завод, оранжерею, столярную мастерскую. Академик умер в 1831 г., завещав усадьбу своей дочке Софье Владимировне Паниной.

Усадьба при Паниных

Дочь графа продолжила работы отца в усадьбе. Имея внушительное состояние чета Паниных с легкостью вкладывали деньги в строительство архитектурного-дворцового ансамбля имения. С этой целью прекрасно справился архитектор Быковский.

Быковский в архитектуре больше теоретиком, чем практиком, но обладая довольно скромным талантом, все же вошел историю строительного искусства. Ученик Доменика Жилярди, он даже станет главным архитектором Москвы, сменив на этом посту знаменитого Осипа Бове.

Известно, что помимо государственной службы, Быковский имел и собственный круг частных заказчиков. Среди которых были мафрфинские владельцы Панины. Эта подмосковная усадьба стала крупнейшей работой зодчего. Исследователи до сих пор говорят о марфинском воплощении готики.

Гениальность Быковского заключалась в том, что он сохранил идею всего архитектурного ансамбля и оставил центральную ось, которая проходила между псарнями и выходила к фонтану и к пристани. Эта центральная, главная ось, которая сохраняла все ансамбли в их архитектурном замысле.

В этом была гениальность Быковоского, поэтому он не ломал или что-то заново строил, он только переделывал, реконструировал. Умело объединив все разновременные постройки в одно целое, он создал яркий, романтический облик усадьбы, который производил на современников неизгладимое впечатление.


При Паниных усадьба была наконец-то достроена полностью. Произошло это событие в 1846 г. Дворец насчитывает 24 комнаты, имеет псевдоготический вид, собрание живописи, книг, скульптур и других ценностей. Перед дворцом раскинулись три террасы, дабы придать простора виду из окна, а по бокам два флигеля.

Спускаясь вниз к прудам, можно увидеть две интересные скульптуры грифонов. Это были, своего рода, стражи, встречающие каждого кто подплывал к пристани усадьбы. Автор этих монументальных скульптур неизвестен. Но известен автор фонтана с детьми – И. П. Витали. Панины были последними владельцами Марфино. В 1918 г. имение национализировали, а в 1933 г. здесь открыли военный санаторий, который видоизменялся до 1990 г.


Усадьба Марфино в 20 веке

В разное время усадьбу использовали в тех или иных целях. Она была и общежитием для студентов, проходящих практику, и детской колонией для беспризорников, здравницей, домом отдыха и санаторием. Многие усадьбы используются сейчас в качестве санатория и в этом плане, Марфино не стало исключением.

В годы Великой Отечественной поместье использовалось в качестве госпиталя, а за год до окончания войны, оно стало санаторием-профилакторием для высшего военного состава г. Москвы. В середине 20 века Марфино подверглось серьезной реставрационной работе.

Архитекторы ставили своей целью возродить первозданный облик усадьбы. Дворец был отреставрирован, мост восстановлен. Ремонту также подверглись церковь Богородицы, пристань с грифонами и парковые сооружения.

На все реставрационные работы ушло около 10 лет. Все это время усадьба Марфино выполняла функцию военного санатория. Спустя два десятилетия на севере, вне зоны, имеющей историческое значение, построили санаторный комплекс.

На его строительство потребовалось 9 лет и в 1990 г. он был введен в эксплуатацию. Несмотря на современный вид санатория, в нем оборудовали музей, где размещены портреты людей, имеющих отношение к имению, а также их биографии и фотографии.

1996 г. был радостным годом для усадьбы: в очередной раз началось восстановление первозданного вида всего архитектурно-паркового ансамбля. Территорию облагородили, лестницы отремонтировали, планировка первого этажа дворца была полностью восстановлена, а второй этаж переделали для посетителей дома санатория.


Свадьба в усадьбе Марфино

В наше время Марфино часто является местом проведения свадебных торжеств. Весь архитектурный-парковый ансамбль идеально подходит для этого, особенно летом.


Похожие статьи