Авиакатастрофа над боденским озером с участием. Петер нильсен

ВСЕ ФОТО

Диспетчерский центр в Цюрихе не заметил вовремя опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Как следствие, экипаж российского Ту-154 выполнял команды швейцарских диспетчеров на снижение, несмотря на то что бортовая система обеспечения безопасност

Сегодня в немецком городе Брауншвейг был обнародован заключительный доклад, подготовленный германской Федеральной комиссией по расследованию авиационных катастроф, расследовавшей столкновение российского Ту-154 и Воеing-757 компании DHL. По заключению комиссии, неверные решения были приняты как диспетчером швейцарской авиакомпании Skyguide, так и экипажем российского самолета, принадлежавшего компании "Башкирские авиалинии". К этим двум причинам расследование добавило еще три других фактора, один из которых - ошибки в обеспечении безопасности полетов.

Доклад комиссии занял 120 страниц. (). 10 из 12 рекомендаций, приведенных в этом отчете, касаются швейцарской службы Skyguide.

Поэтому, по итогам заключений комиссии, авиадиспетчерская компания Skyguide взяла на себя полную ответственность за авиакатастрофу над Боденским озером. Об этом говорится в распространенном в Цюрихе заявлении генерального директора Skyguide Алена Россьера, передает РИА "Новости". "Мы признаем ответственность, возложенную на нас в итоговом отчете немецкого Ведомства по расследованию авиационных происшествий, и просим прощения у семей ", - сказал по-русски Россьер "в знак уважения к памяти погибших". "Мы потрясены тем, что система обеспечения безопасности, с помощью которой компания ежедневно управляет чрезвычайно сложным движением в воздушном пространстве Центральной Европы, дала сбой в ночь происшествия", - говорится в заявлении авиадиспетчерской службы. "Компания предпримет все возможное, чтобы устранить недочеты и вновь обрести в глазах общественности безупречную репутацию".

Президент Швейцарии Йозеф Дайс обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, в котором выразил глубокое сожаление и извинился в связи с катастрофой, произошедшей над Боденским озером в июле 2002 года, говорится в информации, размещенной на сайте посольства Швейцарии в РФ .

"В письме, адресованном президенту Владимиру Путину, президент Швейцарской Конфедерации от имени Федерального совета Швейцарии выражает глубокое сожаление в связи с трагическим происшествием", - отмечается в документе. На сайте приводятся и слова Дайса, обращенные к Путину: "От имени Федерального совета я хочу принести Вам извинения".

Центральное место в докладе отведено швейцарской службе безопасности полетов Skyguide, в которой перед катастрофой за двумя экранами радаров наблюдал всего один авиадиспетчер. Система, которая на земле предупреждает об угрозе столкновения в воздухе, была отключена ввиду профилактических работ. Кроме того, по непонятной причине не функционировала телефонная связь. Поэтому авиадиспетчеры из Карлсруэ, которые наблюдали опасное сближение самолетов, не могли предупредить об этом своего швейцарского коллегу.

До сих пор остается невыясненным, почему цюрихский авиадиспетчер дал команду российскому экипажу на снижение лишь менее чем за минуту до катастрофы. Почти в одну и ту же секунду среагировали обе бортовые системы предупреждения столкновений, причем безупречно. Компьютерный голос приказал пилотам грузового самолета снизить, а российскому экипажу - набрать высоту. В подобной ситуации инструкция предписывает следовать команде бортовой системы.

Тем не менее, российский капитан последовал указаниям авиадиспетчера. Как писала газета Sonntags-Zeitung со ссылкой на опубликованную в России расшифровку переговоров, в экипаже не было единства. Второй пилот хотел выполнить команду бортовой системы.

Доклад призван послужить выяснению причин катастрофы с тем, чтобы в будущем избежать подобных ошибок. Он, безусловно, окажет влияние на ход судебных процессов.

Документ представили в Брауншвейге журналистам директор ведомства по расследованию авиационных происшествий Вильфрид Шульце и руководитель расследования Йорг Шенеберг, сообщает ИТАР-ТАСС.

Вопрос о выплате компенсаций родственникам погибших до сих пор далек от разрешения. В июле прошлого года в этих целях Skyguide совместно с Германией и Швейцарией создала пул. Тем не менее, подобное соглашение пока что достигнуто лишь с тринадцатью сторонами.

1. Асылгужин Ильдар Иршатович - 1988 г. р.
2. Асылова Лена Тахировна - 1992
3. Ахметов Арсен Фатыхович - 1987
4. Басырова Елена Ириковна - 1977
5. Биглов Булат Ирикович - 1987
6. Валеев Венер Юнерович - 1987; отец - Валеев Юнер - глава администрации Зилаирского района.
7. Войтко Александра Дмитриевна - 1989
8. Газизова Альбина Маратовна - 1987
9. Гимаева Лейсян Ильдаровна - 1987; отец - Гимаев Ильдар - руководитель Администрации Президента Башкирии .
10. Григорьева Жанна Александровна - 1987
11. Динисламов Денис Рафаэлович - 1988; отец - Динисламов Рафаэль - зав. отделом правовой информации управления правовой работы и административных органов кабинета министров Башкирии.
12. Дегтярев Кирилл Александрович - 1987; отец - Дегтярев Александр - ректор Уфимского технологического института сервиса .
13. Ефремов Игорь Анатольевич - 1987
14. Жиянбаева Гульназ Рафиловна - 1990
15. Калоева Диана Витальевна - 1998
16. Калоев Константин Витальевич - 1991
17. Калоева Светлана Пушкиновна - 1958
18. Козлова Дарья Александровна - 1986
19. Костенко Оксана - менеджер турфирмы
20. Литвинов Станислав Сергеевич - 1992
21. 34. Савчук Владислав Владимирович - 1989 46. Хамматов Артур Зульфатович - 1991
47. Ханнанова Алина Римовна - 1990
48. Хасанова Г. -
49. Хисматуллина Линара Батыровна - 1987; отец - Хисматуллин Батыр - глава территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Башкирии.
50. Шагимухаметов Динар Раянович - 1987
51. Шислуйская А. -
52. Шислуйская В. -
53. Шислуйская Л. -
54. Шислуйская Ю. -
55. Шмельков Максим Владимирович - 1987
56. Юлдашбаева Ирина Юлаевна - 1988
57. Юсупов Руслан - 1982

Список членов экипажа Ту-154

Командир экипажа:
1. Гросс А. М., 21.03.50 г.р.

Шестнадцать лет назад в небе над Германией случилась страшная авиакатастрофа, которая унесла жизни 71 человека – 52 ребенка и 19 взрослых. Это были пассажиры и экипаж российского самолета Ту-154 и грузового Boeing-757. В ночь с 1 на 2 июля 2002 года воздушные суда столкнулись в Германии из-за ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

Как произошло столкновение Ту-154 с Boeing-757

Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону, грузовой Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL летел из итальянского Бергамо в Брюссель. На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров – 52 ребенка и пятеро взрослых. Дети летели в Испанию на отдых. Путевку им подарили в Комитете по делам ЮНЕСКО Башкирии за отличную учебу.

В самолете находилась семья из Владикавказа - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и четырехлетней Дианой. Они направлялись к главе семьи, архитектору Виталию Калоеву, который работал в Барселоне по контракту.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Вина диспетчера Петера Нильсена

В ту роковую ночь на работе дежурил один диспетчер – Петер Нильсен, несмотря на то, что по правилам должны были двое. Датчанин приказал экипажу Ту‑154 снизиться, в то время как у приближавшихся друг к другу лайнеров уже не было возможности занять безопасные эшелоны.

Позднее СМИ узнали, что основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении воздушных судов была отключена. Основная и резервная телефонные линии не работали. На опасное сближение самолетов обратил внимание диспетчер немецкого Карлсруэ. Мужчина 11 раз пытался дозвониться, но результата это не дало.

По началу Нильсен после катастрофы продолжил работать, однако потом компания SkyGuide уволила его.

Месть Калоева: более 20 ножевых ранений

Убитый горем Виталий Калоев, ждавший семью в Испании, одним из первых прибыл в Германию, на место авиакатастрофы. Поначалу специальный службы не хотели его пускать в зону трагедии, однако согласились, когда узнали, что он согласен вместе с ними искать тела погибших. В результате в лесу Калоев нашел жемчужное ожерелье, принадлежавшее дочке Диане. К удивлению спасателей, тело девочки почти не пострадало. Позднее будут обнаружены обезображенные катастрофой тела его сына и жены.

Узнав от журналистов о вине диспетчера в катастрофе, Калоев много раз настойчиво предпринимал попытки поговорить с руководством авиакомпании. Он задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины Нильсена в произошедшем. Известно, что директор компании очень испугался «русского с бородой».

Тогда Калоев решил поговорить непосредственно с датчанином. Он обратился с просьбой к Skyguide посодействовать этой встрече. Сначала там дали согласие, однако затем наотрез отказали и не объяснили причин этого. Во время траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии, Калоев вновь подошел к руководителям швейцарской компании, тем не менее отвечать ему отказались.

24 февраля 2004 года россиянин убил Нильсена в его доме в пригороде Цюриха Клотене. Калоев пришел к дому диспетчера для того, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей. Он хотел, чтобы мужчина покаялся в содеянном. Но Нильсен его оттолкнул, в результате снимки упали на землю. Калоев потерял контроль над собой и нанес диспетчеру более 20 ножевых ранений, от которых тот скончался. У Нильсена осталась жена и трое детей.

Наказание Калоева

Швейцарские полицейские очень быстро вышли на убийцу датчанина. Была разослана ориентировка на человека восточной внешности, который был одет в черные пальто и брюки того же цвета. Калоева обнаружили неподалеку в местном отеле. Во время допроса он рассказал, как узнал адрес Нильсена и что происходило в его квартире. По его словам, он вошел в дом диспетчера, показал ему фотографии. А что произошло потом, убитый горем отец и муж не помнил. Больше он ничего следователем не рассказал.

Было принято решение поместить его на обследование в психиатрическую клинику. Специалисты признали его вменяемым, в результате суд в октябре 2005-го приговорил его к восьми годам тюрьмы. Срок Калоев отбывал в швейцарской тюрьме. Между тем уже осенью 2007-го года Верховный суд Швейцарии постановил освободить его от наказания за примерное поведение. Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

Итоги расследования, извинения SkyGuide

Весной 2004-го немецкие власти обнародовали заключение по итогам расследования катастрофы.

Специалисты пришли к выводу, что в столкновении Ту‑154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» с грузовым «Боингом» лежит вина на швейцарских диспетчерах. Диспетчерский центр в Цюрихе сразу не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. В итоге пилоты Ту‑154 выполняли команду диспетчера на снижение, в то время как бортовая система обеспечения безопасности полетов требовала срочно набирать высоту.

Только после того, как был опубликован отчет экспертов SkyGuide признала свои ошибки. Спустя два года после катастрофы директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года тогдашний президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил своему коллеге Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу.

По мотивам трагедии над Боденским озером в 2017 году в США вышла «Последствия» (первое название – «478») с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В четверг, 20 сентября, состоится пресс-показ художественного фильма «Непрощенный» режиссера Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером. Архитектора Виталия Калоева в социальной драме сыграл известный российский актер

В 2002 году в авиакатастрофе над Боденским озером Виталий Калоев потерял семью. Из-за ошибки сотрудника авиадиспетчерской компании Skyguide , погиб 71 человек, в том числе жена и двое детей Калоева. Спустя 478 дней он убил авиадиспетчера Питера Нильсена и следующие четыре года провел в швейцарской тюрьме. Спустя 13 лет о тех событиях в США сняли фильм с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Это драма о человеке, чья жизнь в одночасье разрушилась. Прототип героя Шварценеггера крайне редко общается с журналистами, но Виталий Калоев нашел время, чтобы встретиться с корреспондентом «Ленты.ру» и рассказать о своей судьбе.

Теперь свободного времени у него станет больше. Недавно он отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его назначили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

«Виталий Константинович Калоев, о чьей судьбе известно на всех континентах земного шара, удостоен медали „Во Славу Осетии“, — сообщает сайт министерства строительства и архитектуры республики. - В день своего 60-летия он получил эту высшую награду из рук заместителя председателя правительства республики Северная Осетия-Алания Джанаева Бориса Борисовича».

Новости из Голливуда и Владикавказа пришли во второй половине января с разницей менее двух недель. «Фильм основан на реальных событиях: авиакатастрофа в июле 2002 года и то, что произошло через 478 дней», — указывает профильный сайт imdb.com. В авиакатастрофе погибли жена Виталия Светлана и их дети — одиннадцатилетний Константин и четырехлетняя Диана. Все они летели к главе семьи в Испанию, где Калоев проектировал дома. А 22 февраля 2004 года его попытка поговорить с сотрудником авиадиспетчерской компании Skyguide Петером Нильсеном закончилась убийством диспетчера на пороге собственного дома в швейцарском городке Клотен: двенадцать ударов перочинным ножом.


Компьютерная реконструкция столкновения. Изображение: Wikipedia

«Я постучал. Нильсен вышел, — рассказывал Калоев репортерам „Комсомольской правды“ в марте 2005 года. — Я ему сначала жестом показал, чтобы он меня пригласил в дом. Но он захлопнул дверь. Я снова позвонил и ему сказал: Ich bin Russland. Эти слова со школы помню. Он промолчал. Я достал фотографии, на которых были тела моих детей. Хотел, чтобы он их посмотрел. Но он оттолкнул мою руку и резко показал жестом, чтобы я убирался… Типа как собаке: пошел вон. Ну, я промолчал, обида меня взяла. Даже глаза слезами наполнились. Я второй раз протянул ему руку с фотографиями и по-испански сказал: „Посмотри!“ Он как хлопнул меня по руке — снимки полетели. И там понеслось».

Позже вина Skyguide в авиакатастрофе была признана судом, несколько коллег Нильсена получили условные сроки. Калоева приговорили к восьми годам, но освободили досрочно — в ноябре 2008 года.

Во Владикавказе замминистра Калоев вел федеральные и международные проекты: телебашня на Лысой горе — красивая, с канатной дорогой, крутящейся смотровой площадкой и рестораном — и Кавказский музыкально-культурный центр имени Валерия Гергиева, спроектированный в мастерской Нормана Фостера. Оба объекта прошли все формальности — остается ждать финансирования. Башня, видимо, нужнее: нынешней телевизионной вышке Северной Осетии около полувека, состояние соответствует. Зато центр — необычнее: несколько залов, амфитеатр, школа для одаренных детей. «Очень сложный в техническом плане проект — линейные расчеты, нелинейные расчеты, каждый элемент в отдельности и все сооружение в целом», — оценивает творчество коллег Фостера замминистра в отставке.

О личных достижениях Виталий Калоев отзывается скромнее и жестче: «Считаю, что зря прожил жизнь: не смог сохранить семью. Что от меня зависело — это уже второй вопрос». Развернутых суждений о том, что не зависит от него, Виталий избегает. Фильм «478» — не исключение. Арнольда Шварценеггера Калоев, в принципе, ценит за роли «больших добрых мужиков». При этом прототип уверен: Шварценеггер (в фильме — Виктор) сыграет то, что написано в сценарии, от которого Виталий ничего хорошего не ждет. «Если бы это было на бытовом уровне — один вопрос. Но тут Голливуд, политика, идеология, отношения с Россией» , — говорит он.

Главное, о чем просит Виталий: не надо показывать, что он куда-то бежал, — как в европейском фильме по тому же сюжету. «Открыто пришел, открыто ушел, ни от кого не прятался. Все в материалах дела есть, все отражено».

Авторы голливудского фильма уверяют , что в роли Виталия Шварценеггер раскроется по-новому — не как «последний герой экшена», а в качестве чисто драматического артиста. Собственно, если следовать реальным событиям, по-другому и не получится. «В десять утра я был на месте трагедии, — свидетельствует Калоев. — Увидел все эти тела — в столбняке застыл, двигаться не мог. Деревушка рядом с Юберлингеном, в школе там штаб был. А неподалеку на перекрестке, как потом оказалось, сын мой упал. До сих пор себе простить не могу, что рядом проехал и ничего не почувствовал, не узнал его».


На вопрос «может, больше себе надо прощать?» прямого ответа нет. Есть размышление о том, что принесло Виталию Калоеву известность «на всех континентах земного шара»: «Если человек на что-то пошел ради близких и родных — жалеть об этом потом нельзя. И себя жалеть нельзя. Пожалеешь себя на полсекунды — пойдешь вниз, опустишься. Особенно, когда сидишь: торопиться некуда, общения нет, в голову всякие мысли лезут — и такие, и такие, и такие. Не дай Бог себя жалеть». О семье Питера Нильсена, где осталось трое детей, Виталий сказал еще восемь лет назад: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?»

Кажется, более всего Калоев жалеет немецких волонтеров и полицейских из лета 2002 года: «У меня чутье обострилось до того, что я стал понимать, о чем немцы говорили между собой, не зная языка. Я хотел участвовать в поисковых работах — они пытались услать меня, не получилось. Дали участок подальше, где не было тел. Вещи какие-то находил, обломки самолета. Я и тогда понимал, и сейчас понимаю, что они правы были. Они толком вовремя полицейских нужное количество не смогли собрать — кто был, половину увезли: кто в обморок упал, кто еще что».

Немцы, по словам Виталия, «вообще очень душевные люди, простые». «Я как заикнулся, что хотел бы на месте, где моя девочка упала, памятник поставить, — моментально одна немецкая женщина стала помогать, начала сбор средств», — говорит Калоев. И тут же возвращается к дням поиска: «Я руки на землю положил — пытался понять, где душа осталась: на этом месте, в земле — или улетела куда. Повел руками — какие-то шероховатости. Стал доставать — бусинки-стекляшки, что на ее шее были. Стал собирать, потом показал людям. Позже один архитектор сделал там общий памятник — с разорванной ниткой бус».

Виталий Калоев пытается вспомнить всех, кто помогал ему. Получается не вполне: «Очень много ребят отовсюду давали деньги, к примеру, моему старшему брату Юрию — чтобы он лишний раз приехал в Швейцарию, навестил меня» . Два года в камеру к Калоеву каждый месяц присылали «сотню местных денег в конверте, на сигареты»; на конверте — буква W, тайну которой благодарный адресат хочет узнать до сих пор. Специальная благодарность — естественно, Таймуразу Мамсурову, главе Северной Осетии в то время: «Назначил в министерство здесь, помогал там. Не побояться приехать, как считалось, к уголовнику, убийце на суд в Цюрих, чтобы поддержать, для руководителя такого ранга — дорогого стоило». Особая признательность — Аману Тулееву, губернатору Кемеровской области: «Он три или четыре раза просто давал денег, часть своей зарплаты. И в Москве тоже дал, чтобы я чуть-чуть приоделся».

И письма, напоминает Калоев, шли отовсюду — из России, Европы, Канады и Австралии. «Даже из самой Швейцарии я получил два письма: авторы очень извинялись передо мной за то, что произошло. Когда меня , сказали, что я могу взять с собой 15 килограммов. Перебрал письма, убрал конверты — все равно одной почты больше двадцати кило. Посмотрели, сказали: „Ладно, бери и почту, и вещи“».


Место падения самолета "Ту-154М". Фото: Reuters

«Швейцарцы депортировали Калоева тихо и незаметно. Так же должна была действовать и российская сторона. Вместо этого — безобразное антиправовое шоу», — оценил торжественную встречу швейцарского заключенного в Домодедово генерал-майор милиции в отставке Владимир Овчинский , ныне советник министра внутренних дел РФ. У противников героизации Калоева особый протест вызвало заявление движения «Наши»: «Калоев оказался… Человеком с большой буквы. И оказался наказан и унижен за всю страну… Если бы таких, как Калоев, было хотя бы немного больше, отношение к России было бы совсем другим. Во всем мире».

«Я прилетел, не ожидал, что меня в Москве так тепло встретят. Может быть, это и лишним было — но в любом случае приятно», — говорит Виталий Калоев восемь лет спустя.

«Научить жить после этого нельзя , — уверяет он, когда речь заходит о родственниках погибших в авиакатастрофе над Синаем. — Боль, может быть, притупилась чуть-чуть — но она не проходит. Загнать себя работой можно, работать надо — на работе человек отвлекается: трудишься, проблемы людей решаешь… Но рецепта нет. Я до сих пор не оправился. Но и опускаться не надо. Если надо поплакать — плачь, но лучше один: меня никто не видел со слезами, нигде я их не показывал. Может, разве что, в самый первый день. Надо жить с той судьбой, которая предназначена. Жить и помогать людям».

Прием по личным вопросам у замминистра Калоева, естественно, практически не прекращался все восемь лет: национальная традиция плюс статус знаменитого земляка. «Попросить денег на лекарства, стройматериалы на ремонт, на операцию кого-то устроить высокотехнологичную, — перечисляет Виталий. — Знаю ведь и министров-коллег, и их замов — обращаешься к ним. Получалось не всегда, но что-то выходило. Процентов на сорок-пятьдесят». Меньше всего отказывали школам, откуда приходили за новыми окнами либо за капремонтом. Или же вовсе за лекцией от заместителя министра — «для старшеклассников, о том, какие принципы должны быть в жизни человека».

Отдельной строкой — звонки Калоеву из колоний. «Откуда они узнавали мой телефон, я не знаю. „Не можешь ли сигарет прислать?“ — конечно, пришлю. Был человек по фамилии Кузнецов, узбека одним ударом в Питере свалил, когда тот к его сыну стал приставать. Организовали телемост, я выступил в его поддержку».

Сейчас больше всего Виталий хочет, чтобы его оставили в покое: «Частным человеком хочу прожить — всё, даже на работу не хожу» . Во-первых, сердце: шунтирование. Во-вторых, Виталий в прошлом году женился, через тринадцать лет после трагедии. Единственное, чего он хотел бы «из публичного» — приехать на День Победы в Москву, влиться в «Бессмертный полк» с портретом отца: Константин Калоев, артиллерист.

«Меня много провоцировали на тему, чем отличается, к примеру, Башкирия, откуда большинство погибших в том самолете, от Осетии, Осетия — от центральной России, — говорит Виталий. - Имели в виду, конечно же, вывести на разговоры о кровной мести и тому подобных вещах. Я всегда отвечал так: абсолютно ничем не отличается, потому что мы все россияне. Человек, который любит свою семью, своих детей, сделает для них все. Таких, как я, в России много наберется. Если бы я не поехал и до конца не прошел этот путь — я ведь хотел просто говорить с ним, принять извинения — то после смерти мне не было бы места рядом с моей семьей. Я не хотел бы, чтобы меня похоронили рядом с ними. Я был бы этого недостоин. А для них мы и так все — русские. Непонятные, страшные русские».

Михайлов Андрей 02.07.2012 в 7:00

2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту-154М компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Виновными в страшной катастрофе оказались диспетчерские службы Швейцарии. Виталий Калоев отомстил за гибель семьи, убив диспетчера "Скайгайд".

10 лет назад, 2 июля 2002 года, в небе над Германией столкнулись Ту-154М российской компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Виновными в страшной катастрофе оказались диспетчерские наземные службы Швейцарии.

До сих пор помнится, что эта авиакатастрофа потрясла не только Европу, но и весь мир. Еще бы - 26000 пассажирских и грузовых лайнеров летают каждый день над Европой, причем около четырех тысяч над Швейцарией. Эта катастрофа поставила много вопросов о безопасности авиаперевозок над Старым Светом. Много в ней было эдакого мистического и непонятного…

В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 метров столкнулись Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", летевший из Москвы в Барселону, и грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство - дети, летевшие в Испанию из Башкирии на отдых. Кстати, катастрофа, весьма мистическим образом произошла ровно через год после трагической гибели Ту-154 под Иркутском.

По горячим следам власти Германии возложили вину за столкновение на пилота российского авиалайнера. Представитель швейцарской авиадиспетчерской службы "Скайгайд" тогда лихо сообщил, что машины находились на встречных курсах, и летчик Ту-154 лишь на третий раз отреагировал на указание диспетчеров начать экстренное снижение.

Затем диспетчер предупредил пилота летящего встречным курсом "Боинга-757" об опасном сближении с российским самолетом. Но пилот грузовика не успел среагировать. В общем, русские плохо владели английским языком, да и техника на Ту-154, сообщающая об опасном сближении, наверняка устаревшая. По другой германской версии, экипаж Ту-154 не успел переключиться на нужную частоту и просто не услышал команд с земли.

Однако, по "отечественной" версии, экипаж российского самолета был очень опытным и такой грубой ошибки не допустил бы. Наш самолет в эксплуатации находился всего семь лет, что, по авиационным меркам, достаточно мало. Лайнер был полностью исправен.

Российская сторона сразу же после заявления германцев и швейцарцев заняла довольно спокойную и взвешенную позицию, чувствуя за собой силу фактов. Ведь в момент столкновения Ту-154 и "Боинга-757" их вели именно наземные авиадиспетчеры!

Очень скоро даже иностранным сторонам стало ясно, что без ошибок диспетчеров катастрофа не обошлась. Тем более, что в диспетчерских службах Швейцарии царила если не неразбериха, то хотя бы некая неопределенность. Буквально за сутки до гибели Ту-154 над южной Германией глава службы авиадиспетчеров Швейцарии "Скайгайд" признался в неизбежности катастрофы во вверенном ему воздушном пространстве, так как авиадиспетчерская компания находится на грани банкротства. Ни больше, ни меньше!

Встает проблема "демотивации персонала". Проще говоря, диспетчерам нечем платить, средства технического контроля безнадежно устарели. Все это, естественно, может отразиться на безопасности полетов. Заметьте - это было озвучено швейцарской стороной всего за сутки до катастрофы!

Потом швейцарцы вынуждены были признать, что за несколько часов до столкновения в диспетчерском центре цюрихского аэродрома Клотен была отключена для профилактических работ система автоматического предупреждения диспетчеров об опасном сближении самолетов. Будучи извещены об этом, в данных обстоятельствах диспетчеры должны были проявлять особое внимание к работе по контролю воздушной обстановки в ручном режиме.

Кроме того, в работе швейцарской службы было выявлено грубое нарушение должностных инструкций. Во время подобных отключений за пультом должны находиться как минимум два диспетчера. Дежурил один, некто Петер Нильсен, разрешивший напарнику поспать, - благо в момент катастрофы в зоне их ответственности было лишь пять самолетов. В конце концов и даже с телефоном возникли проблемы - швейцарский диспетчер долго не мог связаться со своими немецкими коллегами.

Летчики "Башкирских авиалиний" до последнего момента сомневались в правильности команд диспетчера, но, строго следуя его инструкциям, продолжали выполнять их. А всего за 1,8 секунды до столкновения пилот Ту-154 увидел стремительно приближающийся "Боинг" - но сделать что-либо было уже невозможно. Благодаря сохранившимся "черным ящикам", специалистам удалось восстановить записи переговоров двух экипажей и диспетчера швейцарской фирмы "Скайгайд".

Собственно, именно из распечатки переговоров экипажей с диспетчером совершенно ясно, что вина последнего несомненна. В точку столкновения "Боинг" и Ту-154 летели около 12 минут на одной и той же высоте - 36000 футов. Но даже в последние 50 секунд катастрофу можно бы предотвратить - если бы не путаница в командах диспетчера.

В конце концов и швейцарцы признали, что система контроля полетов "Скайгайд" работает с сильной задержкой, и диспетчер слишком долго разбирался, куда направить российский самолет…

Похожие статьи