§1. Структура простого предложения
Простые предложения могут иметь разную структуру. Сравним предложения:
Вечер.
Солнце садится.
Смеркается.
Все они простые, но различаются по структуре.
в этом предложении только один главный член, это односоставное предложение с одним главным членом
Солнце садится.
два главных члена: подлежащее и сказуемое, двусоставное предложение
Смеркается.
только один главный член, односоставное предложение
§2. Односоставные-двусоставные предложения
Если в предложении только один главный член, это предложение односоставное.
Если в предложении два главных члена, это предложение двусоставное.
Наличие второстепенных членов предложения не влияет на его структуру, они не являются обязательными компонентами, как главные. Структура определяется по грамматической основе, в которую включаются только главные члены предложения. В простом предложении всегда одна грамматическая основа. Примеры:
Идёт экзамен.
двусоставное предложение
односоставное предложение
§3. Распространённое-нераспространённое предложение
Если предложение состоит только из главных членов предложения, оно нераспространённое. Если в предложении есть и другие члены, распространяющие главные, то оно распространённое.То есть предложение является распространённым, если оно включает в себя не только главные, но и второстепенные члены предложения. Примеры:
нераспространённое предложение
Экзамен по русскому языку.
распространённое предложение
§4. Полные-неполные предложения
Предложения употребляются в контексте. Поэтому частично информация может быть уже известна из сказанного ранее. В таких случаях, чтобы избежать повторов, в предложении может быть пропущен какой-либо из его компонентов. Например:
Ты пойдёшь с нами в кино?
-Пойду.
пропущено подлежащее я, поскольку оно ясно из контекста и может быть легко восстановлено
Подобные предложения, в которых пропущен какой-либо из его членов, называются неполными.
Утром мы все выходим из дома вместе. Мама с папой спешат на работу. Я иду в школу. Сестра - в детский сад.
в последнем предложении пропущено сказуемое идёт, предложение неполное.
Неполнота предложения не является его структурным признаком: она может быть, а может и не быть. В неполных предложениях на месте пропуска ставится тире.
Неполные предложения нельзя путать с односоставными предложениями , в которых отсутствие одного из главных членов является особенностью структуры.
Проба сил
Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Сколько грамматических основ в простом предложении?
Возможны ли в русском языке простые предложения с одним главным членом?
Сколько грамматических основ в предложении: Очень скоро будет экзамен, к которому мы готовились почти весь год.?
-
В синтаксисе простое предложение – центральная единица. Простые предложения подразделяется на коммуникативные типы: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По характеру выражения отношения к действительности предложения делятся на утвердительные (утверждаются как реальные) и отрицательные (утверждаются как нереальные). По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения.
Сложное предложение представляет собой объединение по определенным грамматическим правилам двух или более предложений на основе той или иной грамматической связи. Связь частей сложного предложения осуществляется при помощи:
1. интонации
2. союзов (сочинительных и подчинительных)
3. союзных слов (знаменательные слова, которые служат средством связи придаточного предложения с главным и выполняющие одновременно функцию члена предложения):
а) местоимения (то, что, который, чей, сколько)
б) наречия (где, когда, откуда).
В русском языке союзные слова могут совпадать по звучанию, т.е. могут быть омонимами: что – союз, что – союзное слово. Например, Я думаю, что все придут на лекцию , здесь что выступает как союз, Всего, что знал еще Евгений, в этом случае что выступает как союзное слово в роли дополнения. It was late when he came home (союз), I don’t know when he came (союзное слово).
Союз как тождественен союзу что : Все смотрели, как (что) студенты пишут .
Предложения в зависимости от средства связи делятся на союзные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные.
Главные члены предложения являются центром структуры, его ядром, образуют минимальную структуру предложения. Чтобы передать сообщение в русском языке достаточно наличие субъекта и предиката. Без второстепенных членов предложение является ущербным.
Подлежащее – грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет или явление. В роли подлежащего выступает существительное. Однако в роли подлежащего может употребляться любая субстантивированная форма, например Больной выздоравливает . В русском языке в роли подлежащего могут выступать и несубстантивированные формы, например Курить вредно.
Сказуемое – главный член предложения, формально зависящий от подлежащего. Сказуемое обозначает процессный или бытийный признак предмета, который выражен подлежащим. В роли сказуемого выступают глагол, существительное, прилагательное.
Второстепенные члены предложения:
1. Определение – грамматически зависимый член предложения, поясняющий любой член предложения с предметным значением, обозначающий признак качества или свойства предмета. В роли определения выступает прилагательное и притяжательное местоимение. (Наш сад. Пишущий студент ).
Все определения согласованные, они связаны с определенным существительным по способу согласования. Они согласуются с определенным словом в падеже и числе.
Существуют несогласованные определения, т.е. по способу управления или примыкания. Несогласованные определения выражаются всегда именем существительным в косвенном падеже Улицы города . В роли несогласованных определений могут выступать: прилагательные в сравнительной степени (материал покрепче ), наречиями (рубашка навыпуск ), инфинитивом, устойчивым словосочетанием (лошадь серой масти ).
2. Дополнение – грамматически зависимый член предложения, поясняющий любой член предложения со значением действия, предмета, признака. Основной вид связи – управление. В роли дополнения выступает имя существительное в косвенном падеже. Дополнение может быть прямым и косвенным.
3. Обстоятельство – грамматически зависимый член предложения, выполняющий функцию выяснения членов предложения со значениями действия, признака. Обстоятельство выражается наречием или существительным с предлогом и без него. (Идти полем, Плыть по реке ). Выделяют обстоятельства времени, образа действия, причины и т.д.
30. Актуальное членение предложения .
Кроме определенной формально-синтаксической структуры каждое предложение (исключая однословные) характеризуется той или иной линейно-динамической структурой, воплощающей его так называемое актуальное членение. Для того чтобы уяснить себе эти понятия, сопоставим следующие русские предложения:
(1) В четверг я дам тебе книгу.
(2) Книгу я дам тебе в четверг.
(3) В четверг я дам книгу тебе.
(4) В четверг книгу дам тебе я.
(5) В четверг книгу я тебе дам.
Во всех пяти случаях говорится об одном и том же факте действительности; все пять предложений передают одну и ту же вещественную информацию. Содержание этой информации явствует из грамматической структуры данного предложения и из его лексического наполнения, которые во всех пяти вариантах остаются теми же. Во всех вариантах дам является сказуемым, я- подлежащим, книгу - прямым дополнением, тебе - косвенным дополнением, а в четверг - обстоятельством времени. Вместе с тем любой носитель русского языка отчетливо чувствует, что каждое из пяти предложений отличается по смыслу от четырех других. В чем же здесь дело? Какова природа этих смысловых различий?
Совпадая по передаваемой ими вещественной информации, эти предложения различаются по содержащейся в них актуальной информации . Цель, которую ставит перед собой говорящий, здесь каждый раз другая. Избирая первый вариант, он либо хочет сообщить о факте в целом, не выделяя особо отдельных моментов либо, при более сильном ударении на последнем слове, подчеркнуть» что даст он именно книгу (а не, скажем, конспект лекций и т. п.). Во втором - четвертом вариантах выделяются другие моменты: что книга будет дана в четверг (а не в другой день), будет дана адресату сообщения (а не другому лицу), что даст ее именно говорящий (а не кто-либо другой). В пятом варианте подчеркивается, что передача книги действительно состоится, что факт этот будет иметь место непременно (такой вариант уместен, например, в случае, если было высказано сомнение или был задан вопрос, будет или не будет дана книга). Очевидно, варианты второй - пятый (и первый при усиленном ударении на слове книгу) используются в тех случаях, когда говорящий хочет информировать о какой-то стороне факта, в остальном уже известного собеседнику. Только ради сообщения об этой еще неизвестной стороне факта и реализуется данное высказывание. Таким образом, актуальная информация есть как бы тот угол зрения , под которым подается вещественная информация, то, без чего сама вещественная информация теряет свою целенаправленность.
Актуальная информация передается линейно-динамической организацией предложения, т.е. последовательностью его элементов и местом логического ударения , а также использованием некоторых других грамматических и лексических средств, обслуживающих членение предложения на две взаимно соотнесенные части - так называемые тему и рему.
Тема - это то, что служит отправной точкой, своего рода «трамплином» для развертывания актуальной информации и что обычно (но не всегда) в какой-то мере известно адресату сообщения или самоочевидно для него. Рема - это то, что сообщается о теме,чтосоставляет «ядро» и основное содержание высказывания.
В простейших случаях тема может совпадать с подлежащим, а рема (здесь курсивом) - со сказуемым, например «Брат уехал», но нередко отношение оказывается обратным: «Уехал брат» (ответ на вопрос «Кто уехал?»). Ср. далее: «Молоко привезли», «У девочки грипп», «В доме кто-то был». Тема, как правило, дана ситуацией общения или предшествующим контекстом и потому даже может быть опущена без ущерба для понятности предложения (все приведенные примеры можно превратить в неполные предложения, сохранив в них только часть, набранную курсивом). Рема, напротив, не может быть опущена. Так, если указание на лицо говорящего или собеседника не входит в рему, соответствующее личное местоимение в им. п. в русском и в некоторых других языках часто опускается: «Книгу дам тебе в четверг»; «Эту работу можете закончить». Однако, если указание на лицо входит в рему, пропуск личного местоимения - подлежащего абсолютно невозможен: «Книгу Дам тебе я»; «Работу закончишь ты».
Иногда рема целиком состоит из одного только нового, неизвестного для собеседника: «Секретаря зовут Михаил Семенович»; «Сойдите на четвертой остановке». Часто, однако, рема содержит элементы, уже известные, и новизна заключается только в их соотнесении с темой: «Это сделаю я»; «Я еду в Москву».
Существуют предложения, в которых и тема и рема состоят из «нового» (обычно в начале речи), например «Жили-были дед и баба»; «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова» (первые слова «Пиковой дамы» Пушкина). В русском языке в подобных предложениях глагол часто стоит на первом месте или, во всяком случае, предшествует подлежащему. В языках с фиксированным порядком слов нередко перед глаголом ставится «формальное подлежащее», а основное подлежащее (являющееся ремой) следует за глаголом: нем. «Es war einmal ein Konig» "Жил-был однажды король".
В связном повествовании, в диалоге и т. д. рема предшествующего предложения обычно становится темой последующего.
В рассмотренных до сих пор примерах тема линейно предшествует реме. Такую последовательность чешский языковед В. Матезиус (1882-1945), разработавший основы теории актуального членения предложения, называл «объективным порядком», при котором «мы движемся от известного к неизвестному, что облегчает слушателю понимание произносимого». Существует и обратный порядок - «субъективный» (по Матезиусу), когда рема выдвигается в начало, что придает ей особую значимость. В этом случае предложение всегда характеризуется особым интонационным контуром , специальным подчеркиванием ремы, а в плане содержания - большей эмоциональностью и экспрессивностью. Ср. «Я дам тебе книгу» - с усиленным ударением на я.
Помимо интонации и порядка слов есть и другие средства передачи актуальной информации : некоторые лексические элементы (усилительно-выделительные частицы, местоимения), специальные синтаксические конструкции, артикли, залоговые трансформации (например, замена актива пассивом и наоборот) и т. д.
Так, частица даже выделяет и подчеркивает рему: «Даже она этого не знала»; «Она даже этого не знала»; «Она этого даже не знала»; а энклитическая частица -то иногда подчеркивает тему: «Я-то этого не знал», «Ему-то я говорил». Неопределенные местоимения чаще сопровождают рему, а указательные - тему. Ср. «Такую (или эту, или вот какую) историю рассказал мне один знакомый (или кто-то из друзей)».
Оборот с что касается оформляет тему («Что касается меня, то я этого не знал»). А примером синтаксических конструкций, оформляющих рему, когда она оказывается подлежащим в предложении, могут служить англ. that is he who..., фр. c"est lui qui... и т. п., например «That was Mr. Brown who told me this story» "Эту историю рассказал мне мистер Браун"; «C"est moi qui ai fini le premier» "Первым закончил я". Значительная распространенность подобного выделительного оборота в ряде языков связана с тем, что в этих языках порядок слов служит средством в первую очередь формально-синтаксического членения предложения и лишь в очень ограниченных размерах может привлекаться для передачи актуального членения. Подобным же образом строятся выделительные конструкции для ремы, выступающей в функции других членов предложения. Ср, фр. «C"est le style que j’ admire» "Я восхищаюсь стилем" (именно стилем, а не чем-либо другим.)
Употребление неопределенного артикля нередко характерно для ремы, а определенного артикля - для темы. Ср. нем. «Die Tur offnete sich, und ein Greis trat ins Zimmer» "Дверь открылась, и в комнату вошел старик" - «Die Tur offnete sich, und der Greis trat ins Zimmer» "Дверь открылась, и старик вошел в комнату".
Замена залога может быть связана с изменением актуального членения предложения. В английском предложении John loves Mary всегда, а в аналогичном русском Ваня любит Машу при отсутствии логического ударения на Ваня первое слово составляет тему или входит в нее. Если же по ситуации темой должны быть Магу и Маша, а ремой John и Ваня, то в русском языке мы можем изменить либо место логического ударения {Ваня любит Машу), либо порядок слов (Машу любит Ваня), либо еще и залог (Маша любима Ваней), причем последнее вовсе не обязательно. В английском языке изменение порядка слов без изменения залога в данном случае невозможно, а потому трансформация в пассив становится главным средством, с помощью которого может быть передано изменение актуального членения: «Mary is loved by John» (иной способ - использование приведенной выше выделительной конструкции «That is John who loves Mary»). Сходным образом обстоит дело во французском, немецком и в ряде других языков.
В современном русском языке предложения делятся на различные разряды: 1) по модальности, то есть по отношению к действительности; 2) по цели высказывания; 3) по структуре; 4) по форме сказуемости.
Утвердительные и отрицательные предложения
Утвердительные предложения в русском языке бедны грамматическо-структурными формами выражения. Единственной формообразующей деталью утвердительных предложений является частица "да" или ее лексические эквиваленты, которые не входят в структуру самого предложения, а предваряют или заканчивают его. Да, да, я презираю твою немощность, твои слезы,… Конечно же, я пойду с тобой.
В отрицательных предложениях отрицается признак предмета мысли, то есть сказуемое. Она неправду не любит, не понимает. Сегодня я не был в театре. В этих случаях отрицание стоит перед сказуемым. Это общеотрицательные предложения. Но отрицание может стоять не перед сказуемым, а перед каким-либо другим членом предложения. Такие предложения называются частноотрицательными.
Структурные особенности различных типов отрицательных предложений зависят от различных средств выражения отрицания. В современном русском языке формы и показатели отрицания очень различны. При построении отрицательных предложений наиболее часто употребляются частицы "не" и "ни". Частица "ни" образует отрицательное предложение при отрицании "не" перед сказуемым. На улице не видно ни души.
Средством отрицания также служит отрицательное слово "нет".
В современном русском языке употребляются предложения, в которых хотя и имеется отрицание, но предложение по характеру является утвердительным, даже с особым усилительным свойством. В таких утвердительных предложениях смысл в частицах "не" и "ни" теряется, а все высказывание приобретает усилительный оттенок утверждения. Не верить бабушке нельзя. Как не бывать - бывало.
Повествовательные предложения
Структура повествовательного предложения зависит от его содержания и характера. Если повествуется о действии или движении предмета, сказуемое будет глагольное. Колокол зазвенел, сани стали раскачиваться, и ветер звенит под полозьями. Если в повествовательном предложении дается характеристика признака, то сказуемое будет именное. Тиха украинская ночь.
Вопросительные предложения
В русском языке порядок слов в вопросительных предложениях играет только подсобную роль в выражении вопроса, в то время как в других языках вопросительный характер предложений обычно определяется местом сказуемого. В русском же языке препозиция сказуемого не определяет вопросительного характера предложения, если в нем нет вопросительной интонации.
Вопросительные предложения бывают двух типов:
) вопросительные предложения, в которых вопросительность оформляется, кроме интонации, порядка слов, вопросительными местоимениями и местоименными наречиями; такие предложения называются местоименно-вопросительными;
) вопросительные предложения с модальным оттенком, оформляющиеся только вопросительной интонацией и порядком слов; такие предложения называются неместоименно-вопросительными.
Побудительные предложения
Структура побудительных предложений очень разнообразна.
1. Морфологизированной формой сказуемого побудительного предложения выступают глаголы в форме повелительного наклонения 2 лица единственного или множественного числа. Оставь ты ее в покое. Посмотрите направо.
Побудительные предложения могут образовываться со сказуемым, выраженным глаголами в форме 3 лица; в торжественной речи к глаголу прибавляется частица да, а в разговорной - частица пусть. Да будет сталь крепка. Пусть наше сердце не замрет, не задрожит рука.
Предложения со сказуемым, выраженным глаголами в форме 1 лица множественного числа изъявительного наклонения, могут иметь значение побуждения с приглашением. Бежим к мосту!
Побудительные предложения образуются со сказуемым, выраженным глаголом во 2 лице настоящего-будущего времени или в форме прошедшего времени. Пошел прочь!
Часто побудительные предложения образуются со сказуемым, выраженным инфинитивом. Убрать его в штаб!
- 2. Побудительные предложения образуются со сказуемым, выраженным нулевым глаголом и именем существительным в форме различных падежей. "Огонь! Газ! Свет! В ружье!" - командовал Дубов.
- 3. В побудительных предложениях сказуемое может бать выражено сослагательным наклонением. Ты бы помирился с Ваней.
Побудительные предложения образуются из нулевых глаголов и наречий. В проулок, скорей!
Побуждение может быть усилено частицами побудительного значения. Да вставай же!
Побудительные предложения могут быть образованы из наречий. Уходите, уходите, марш! Полундра!
Восклицательные предложения
Восклицательные предложения выделяются по принципу различения интонации. В предложениях этого типа применяются различные средства выражения эмоционального содержания: интонация, междометия и частицы. Вот он какой лесовик!
Односоставные предложения
Определенно-личные предложения
Определенно-личные предложения односоставны: главный член - сказуемое - выражен глаголом в определенно-личной форме. Невыраженность подлежащего является нормальным явлением в структуре предложения, так как глагольное сказуемое самой личной формы глагола указывает на лицо деятеля, подсказывает, какое подлежащее могло бы быть употреблено: в форме ли личных местоимений я, мы, ты, вы или в форме предметного существительного, мыслимого как предмет речи.
Определенно-личные предложения образуются двумя способами:1)со сказуемым из глагола в форме изъявительного наклонения настоящего и будущего времени 1 и 2 лица;2)со сказуемым в форме 2 лица повелительного наклонения.
Неопределенно-личные предложения
Неопределенно-личными предложениями являются односоставные бесподлежащные предложения, в которых носитель активного признака мыслится как неопределенный и поэтому не названный, а по глагольному сказуемому лицо нельзя определить. Сказуемое в неопределенно-личных предложениях выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего, будущего или прошедшего времени. Неопределенно-личные предложения образуются также из сказуемых - глаголов в форме сослагательного наклонения. Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода.
Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личные предложения - односоставные бесподлежащные предложения с глагольным сказуемым, выраженным глаголом в форме 2 лица единственного числа или 1 и 2 лица множественного числа. Обобщенно-личные предложения выражают действие, отнесенное или ко всем людям вообще, или как обычное, повторяющееся. Ворон ни жарят, ни варят.
Безличные предложения
Одним из типов односоставных бесподлежащных предложений являются безличные предложения с одним главным членом - сказуемым, в форме которого не выражено лицо. В безличных предложениях не только не выражен, не обозначен деятель названного действия, но он и не мыслится.
Номинативные предложения
Номинативными предложениями (от латинского nomen-имя) называются односоставные предложения, имеющие в своей структуре только один главный член, выраженный именем существительным в именительном падеже с определением или словосочетаниями именительного с родительным. Стужа, снег, январь. Окоп, гвардейцев двадцать восемь, сугробов белые ряды.
Сказуемое в русском предложении
Простое глагольное сказуемое.
Выражается глаголом любого лексического значения в различных грамматических формах лица, времени и наклонения, а также неспрягаемыми формами глагола.
Она знает, что говорит. Что же ты молчишь?
Составное глагольное сказуемое
Образовано из двух конструктивных элементов: из формы личного глагола и примыкающего к нему инфинитива.
Сейчас придется выйти на трибуну и что-то ответить. Она еще не привыкла учиться.
Составное именное сказуемое.
Выражено двумя самостоятельными словами - связкой и присвязочным членом.
Губы его были плотно сжаты. Поля пшеницы как море.
Сравнение структур простого предложения в немецком и русском языке
Как показывает анализ, в структуре простого предложения немецкого и русского языка есть свои сходства и различия.
Сходства, в частности, нами обнаруживаются в следующем:
Наличие общеотрицательных и частноотрицательных предложений: Ich frage nicht dich. - Я спрашиваю не тебя. Wir lernen am Samatag nicht. - Мы не учимся в субботу
Наличие местоименно-вопросительных и неместоименно-вопросительных предложений: Gehst du nach Hause? - Ты идешь домой?Was schreibst du? - Что ты пишешь?
В побудительном предложении сказуемое может стоять в повелительном, изъявительном или условном наклонении: Hort zu! - Слушайте! Er soll zu mir kommen.- Он должен ко мне прийти. Man nehme diese Arznei 3 Mal am Tage. - Принимать это лекарство 3 раза в день.
Наличие номинативных предложений: Ein Spätsommerabend Ende August.-Поздний летний вечер в конце августа.
Наличие простого глагольного, сложного глагольного и сложного именного сказуемого: Wir lernen in der Schule.-Мы учимся в школе. Sie ist Lehrerin.-Она учительница. Wir gehn spazieren-Мы идем гулять.
Выявленные нами отличия обобщим их в виде сравнительной таблицы.
Таблица 1 Сравнительная таблица различий структур простого предложения в немецком и русском языке
Различия между структурой простого предложения в немецком и русском языке может приводить к появлению ошибок при переводе.
Строение предложения имеет две стороны. Во-первых, это средства выражения модальности, времени, лица. Они принадлежат предикативной основе — главным членам. В русском языке оба главных члена имеют обязательные формы: подлежащее — именительный падеж, сказуемое — спрягаемый глагол или связку. Эти формы в различных вариантах проявляются в предикативной основе. Если предикативная основа представлена одним главным членом, то он должен иметь показатели модальности, времени, лица; например: Луна взошла; В доме не спали; Полночь. Во-вторых, к строению предложения относится связь его членов. Главным членам подчинены формально и поясняют их второстепенные члены; второстепенный член может относиться к другому второстепенному члену; например: С голых ветвей каштанов падали последние сухие листья (А. Т.) — второстепенные члены последние, сухие подчинены подлежащему листья, а с ветвей — сказуемому падали; голых, каштанов поясняют второстепенный член с ветвей. Второстепенные члены непосредственно не участвуют в выражении грамматического значения предложения.
Главные члены сами по себе могут составлять предложение; например: Погода будет славная (Т.); Начал падать снег (Ник.) — это нераспространенные предложения. При употреблении второстепенных членов предложение является распространенным.
Второстепенные члены могут быть обязательными или необязательными; например: Холодный дождь восьмые сутки заливал Париж (А. Т.) — второстепенный член Париж является обязательным, без него предложение невозможно; остальные необязательные (факультативные).
Различное строение предложения, его предикативной основы отражено в классификациях. Главными структурными типами в русском языке являются простое предложение и сложное предложение. Простое предложение имеет одну предикативную основу; например: И скоро звонкий голос Оли в семействе Лариных умолк (П.) — основа голос умолк. Сложное предложение имеет две (или более) предикативные основы, то же число частей, аналогичных по строению простым предложениям; например: Тучи начало сносить, показалась луна (А. Т.).
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.
Предложения образуются из слов и словосочетаний. С помощью предложений можно выразить свои мысли и чувства. Все слова в предложении связаны как по смыслу, так и грамматически. Грамматическую основу составляют главные члены предложения. Эта грамматическая основа предложения может состоять из подлежащего и сказуемого (или только из подлежащего или сказуемого). Остальные члены предложения являются второстепенными.
На небе зажглись звёзды. (звёзды - подлежащее, зажглись – сказуемое)
Смеркается. (смеркается – сказуемое)
Чудный день! (день – подлежащее)
В конце предложений ставится точка, восклицательный или вопросительный знак. Для предложения так же характерна интонация завершённости.По цели высказывания предложения бывают трёх видов:
-повествовательные (в предложении сообщается о чём-либо)
Уж небо осенью дышало. (А.С.Пушкин)
-вопросительные (в предложении содержится вопрос)
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.С.Пушкин)
-побудительные (в предложении выражается побуждение к действию, просьба, приказ)
Расскажи о любимом писателе.В восклицательном предложении ставится восклицательный знак, если предложение произносится с сильным чувством (радости, печали, удивления и т.д.)
Как хорошо отдыхать на каникулах! (предложение повествовательное, восклицательное)
Приди пораньше! (предложение побудительное, восклицательное)
Кто сломал стул?! (предложение вопросительное, восклицательное)По своей структуре предложения делятся на: простые и сложные
В простом предложении – одна грамматическая основа.
Солнце осветило комнату.
В сложном предложении – несколько грамматических основ.
Солнце осветило комнату, и я проснулся.Простое предложение :
-двусоставное (два главных члена)
Солнце осветило комнату.
-односоставное (один главный член)
Смеркается.
-распространённое (есть второстепенные члены)
Повсюду весело играют дети.
-нераспространённое (нет второстепенных членов)
Дети играют.
-полное (нет пропущенных главных или второстепенных членов)
Повсюду весело играют дети.
-неполное (пропущены главные или второстепенные члены)
Повсюду – дети.
-осложнённое (есть однородные, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения)
Повсюду, на площадках и лугах, весело играют дети.
-не осложненное (нет однородных, обособленных членов предложения, вводных слов, обращений)
Повсюду весело играют дети.План общей структуры простого предложения
1. Двусоставное – односоставное (тип односоставного);
2. Нераспространённое – распространённое;
3. Полное – неполное (указать, какой член опущен);
4. Не осложнённое – осложнённое (указать, чем осложнено – однородными, обособленными членами, вводными словами, обращением).Похожие статьи