Как определить валентность азота в соединении. Валентные возможности атомов химических элементов

», «препарат ». Использование в рамках современного определения зафиксировано в 1884 году (нем. Valenz ). В 1789 году Уильям Хиггинс опубликовал работу, в которой высказал предположение о существовании связей между мельчайшими частицами вещества.

Однако точное и позже полностью подтверждённое понимание феномена валентности было предложено в 1852 году химиком Эдуардом Франклендом в работе, в которой он собрал и переосмыслил все существовавшие на тот момент теории и предположения на этот счёт. . Наблюдая способность к насыщению разных металлов и сравнивая состав органических производных металлов с составом неорганических соединений, Франкленд ввёл понятие о «соединительной силе », положив этим основание учению о валентности. Хотя Франкленд и установил некоторые частные закономерности, его идеи не получили развития.

Решающую роль в создании теории валентности сыграл Фридрих Август Кекуле . В 1857 г. он показал, что углерод является четырёхосновным (четырёхатомным) элементом, и его простейшим соединением является метан СН 4 . Уверенный в истинности своих представлений о валентности атомов, Кекуле ввёл их в свой учебник органической химии: основность, по мнению автора - фундаментальное свойство атома, свойство такое же постоянное и неизменяемое, как и атомный вес . В 1858 г. взгляды, почти совпадающие с идеями Кекуле, высказал в статье «О новой химической теории » Арчибальд Скотт Купер .

Уже три года спустя, в сентябре 1861 г. А. М. Бутлеров внёс в теорию валентности важнейшие дополнения. Он провёл чёткое различие между свободным атомом и атомом, вступившим в соединение с другим, когда его сродство «связывается и переходит в новую форму ». Бутлеров ввёл представление о полноте использования сил сродства и о «напряжении сродства », то есть энергетической неэквивалентности связей, которая обусловлена взаимным влиянием атомов в молекуле. В результате этого взаимного влияния атомы в зависимости от их структурного окружения приобретают различное «химическое значение ». Теория Бутлерова позволила дать объяснение многим экспериментальным фактам, касавшимся изомерии органических соединений и их реакционной способности.

Огромным достоинством теории валентности явилась возможность наглядного изображения молекулы. В 1860-х гг. появились первые молекулярные модели. Уже в 1864 г. А. Браун предложил использовать структурные формулы в виде окружностей с помещёнными в них символами элементов, соединённых линиями, обозначающими химическую связь между атомами; количество линий соответствовало валентности атома. В 1865 г. А. фон Гофман продемонстрировал первые шаростержневые модели, в которых роль атомов играли крокетные шары. В 1866 г. в учебнике Кекуле появились рисунки стереохимических моделей , в которых атом углерода имел тетраэдрическую конфигурацию.

Современные представления о валентности

С момента возникновения теории химической связи понятие «валентность» претерпело существенную эволюцию. В настоящее время оно не имеет строгого научного толкования, поэтому практически полностью вытеснено из научной лексики и используется, преимущественно, в методических целях.

В основном, под валентностью химических элементов понимается способность свободных его атомов к образованию определённого числа ковалентных связей . В соединениях с ковалентными связями валентность атомов определяется числом образовавшихся двухэлектронных двухцентровых связей. Именно такой подход принят в теории локализованных валентных связей , предложенной в 1927 году В. Гайтлером и Ф. Лондоном в 1927 г. Очевидно, что если в атоме имеется n неспаренных электронов и m неподелённых электронных пар, то этот атом может образовывать n + m ковалентных связей с другими атомами . При оценке максимальной валентности следует исходить из электронной конфигурации гипотетического, т. н. «возбуждённого» (валентного) состояния. Например, максимальная валентность атома бериллия, бора и азота равна 4 (например, в Be(OH) 4 2- , BF 4 - и NH 4 +), фосфора - 5 (PCl 5), серы - 6 (H 2 SO 4), хлора - 7 (Cl 2 O 7).

В ряде случаев, с валентностью отождествляются такие характеристики молекулярной системы как степень окисления элемента, эффективный заряд на атоме, координационное число атома и т. д. Эти характеристики могут быть близки и даже совпадать количественно, но ни коим образом не тождественны друг другу . Например, в изоэлектронных молекулах азота N 2 , монооксида углерода CO и цианид-ионе CN - реализуется тройная связь (то есть валентность каждого атома равна 3), однако степень окисления элементов равна, соответственно, 0, +2, −2, +2 и −3. В молекуле этана (см. рис.) углерод четырёхвалентен, как и в большинстве органических соединений, тогда как степень окисления формально равна −3.

Особенно это справедливо для молекул с делокализованными химическими связями, например в азотной кислоте степень окисления азота равна +5, тогда как азот не может иметь валентность выше 4. Известное из многих школьных учебников правило - «Максимальная валентность элемента численно равна номеру группы в Периодической таблице» - относится исключительно к степени окисления. Понятия «постоянной валентности» и «переменной валентности» также преимущественно относятся к степени окисления.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Угай Я. А. Валентность, химическая связь и степень окисления - важнейшие понятия химии // Соросовский образовательный журнал . - 1997. - № 3. - С. 53-57.
  • / Левченков С. И. Краткий очерк истории химии

Литература

  • Л. Паулинг Природа химической связи. М., Л.: Гос. НТИ хим. литературы, 1947.
  • Картмелл, Фоулс. Валентность и строение молекул. М.: Химия, 1979. 360 с.]
  • Коулсон Ч. Валентность. М.: Мир, 1965.
  • Маррел Дж., Кеттл С., Теддер Дж. Теория валентности. Пер. с англ. М.: Мир. 1968.
  • Развитие учения о валентности. Под ред. Кузнецова В. И. М.: Химия, 1977. 248с.
  • Валентность атомов в молекулах / Корольков Д. В. Основы неорганической химии. - М.: Просвещение, 1982. - С. 126.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валентность" в других словарях:

    ВАЛЕНТНОСТЬ, мера «соединительной способности» химического элемента, равная числу индивидуальных ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, которые может образовать один АТОМ. Валентность атома определяется числом ЭЛЕКТРОНОВ на самом верхнем (валентном) уровне (внешней… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ВАЛЕНТНОСТЬ - (от лат. valere иметь значение), или атомность, число атомов водорода или эквивалентных ему атомов или радикалов, к рое может присоединить данный атом или радикал. В. является одной из основ распределения элементов в периодической системе Д. И.… … Большая медицинская энциклопедия

    Валентность - * валентнасць * valence термин происходит от лат. имеющий силу. 1. В химии это способность атомов химических элементов образовывать определенное число химических связей с атомами др. элементов. В свете строения атома В. это способность атомов… … Генетика. Энциклопедический словарь

    - (от лат. valentia сила) в физике число, показывающее, со сколькими атомами водорода может соединяться данный атом или замещать их. В психологии валентность есть идущее из Англии обозначение для побуждающей способности. Философский… … Философская энциклопедия

    Атомность Словарь русских синонимов. валентность сущ., кол во синонимов: 1 атомность (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    ВАЛЕНТНОСТЬ - (от лат. valentia – крепкий, прочный, влиятельный). Способность слова к грамматическому сочетанию с другими словами в предложении (например, у глаголов валентность определяет способность сочетаться с подлежащим, прямым или косвенным дополнением) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - (от латинского valentia сила), способность атома химического элемента присоединять или замещать определенное число других атомов или атомных групп с образованием химической связи … Современная энциклопедия

    - (от лат. valentia сила) способность атома химического элемента (или атомной группы) образовывать определенное число химических связей с другими атомами (или атомными группами). Вместо валентности часто пользуются более узкими понятиями, напр.… … Большой Энциклопедический словарь

Тема урока: «Валентность. Определение валентности по формулам их соединений»

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная

Цели урока:

Дидактические:

Опираясь на знания учащихся, повторить понятия “химическая формула”;

Способствовать формированию у учащихся понятия “валентность” и умению определять валентность атомов элементов по формулам веществ;

Акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

Развивающие:

Продолжить формирование умений формулировать определения;

Разъяснять смысл изученных понятий и объяснять последовательность действий при определении валентности по формуле вещества;

Способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;

Развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные:

Воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

Повысить уровень эстетического воспитания учащихся;

Ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знать определение понятия «валентность».

Уметь определять валентность элементов по формулам бинарных соединений. Знать валентность некоторых химических элементов.

Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму для решения учебных и познавательных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Основные виды деятельности учащихся. Определять валентность элементов в бинарных соединениях.

Основные понятия: валентность, постоянная и переменная валентность.

Оборудование для учащихся: учебник Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015; на каждом столе “Алгоритм определения валентности” (приложение 2); раздаточный материал.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку, создает благоприятный микроклимат в классе

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку

2.Актуализация знаний

Фронтальная беседа с учащимися по пройденной теме “Химическая формула”.

Задание 1: Что здесь написано?

Учитель демонстрирует формулы, отпечатанные на отдельных листах (приложение 1).

Задание 2: индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся работают у доски). После окончания расчетов проверка.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, читают формулы на «химическом языке»

Учащиеся получают карточки: первый вариант - № 1, второй вариант - № 2 и выполняют задания. Двое учащихся выходят к доске и производят расчеты на обратной стороне доски. Когда выполнят задания, проверяют все вместе правильность, если есть ошибки, находят пути их устранения.

3.Изучение нового материа

1. Объяснение учителя. Постановка проблемы.

Понятие о валентности.

До сих пор мы пользовались готовыми формулами, приведёнными в учебнике. Химические формулы можно вывести на основании данных о составе веществ. Но чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой.

Задание: сравните качественный и количественный состав в молекулах: HCl , H2O, NH3, CH4.

Что общего в составе молекул?

Чем они отличаются друг от друга?

Проблема: Почему различные атомы удерживают различное количество атомов водорода?

Вывод: У атомов разная способность удерживать определённое количество других атомов в соединениях. Это и называется валентностью. Слово “валентность” происходит от лат. valentia - сила.

Запишите определение в тетрадь:

Валентность - это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Валентность обозначается римскими цифрами.

Валентность атома водорода принята за единицу, а у кислорода - два.

1.Отметить валентность известного элемента: I

2. найти общее число единиц валентности известного элемента:

3.общее число единиц валентности делят на количество атомов другого элемента и узнают его валентность:

Слушают учителя

Наличие атомов водорода.

HCl - один атом хлора удерживает один атом водорода

H2O - один атом кислорода удерживает два атома водорода

NH3 - один атом азота удерживает три атома водорода

CH4 - один атом углерода удерживает четыре атома водорода.

Фиксируют проблему, высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу.

Записывают определение, слушают объяснения учителя.

Используя алгоритм определения валентности, записывают в тетрадь формулу и определяют валентность элементов

Слушают объяснения учителя

4.Первичная проверка усвоенных знаний

Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах. Задание в раздаточном материале.

Упражнение 2: В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь. Задание в раздаточном материале.

Прикладной уровень (“4”).

Творческий уровень (“5”).

Учитель выборочно проверяет тетради учащихся, за правильно выполненные задания ставит оценки.

тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске и определяют валентности элементов в предложенных формулах

Учащиеся выполняют предложенные задания, выбирая тот уровень, на который, по их мнению, они способны. Анализируют ответы вместе с учителем

5.Подведение итогов урока

Беседа с учащимися:

Какую проблему мы поставили в начале урока?

К какому выводу мы пришли?

Дать определение “валентности”.

Чему равна валентность атома водорода? Кислорода?

Как определить валентность атома в соединении?

Оценка работы учащихся в целом и отдельных учащихся.

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке.

6.Домашнее задание

§ 16, упр. 1, 2, 5, тестовые задания

Записывают задание в дневник

7.Рефлексия

Организует выбор учащимися адекватной оценки своего отношения к уроку и состояния после проведенного урока (приложение 3, распечатать для каждого)

Выполняют оценку своих ощущений после проведенного урока

Литература:

Гара Н. Н. Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - М.: Просвещение, 2014.

Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс/Сост. Н.П. Троегубова. - М.: ВАКО, 2013.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 8 класс». - М.: Просвещение, 2015.

Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. - М.: ВАКО, 2014.

Журнал «Биология» - www.1september.ru - технология личностно-ориентированного обучения.

Приложение 1

Что означает следующая запись?

а) 4H; 7Fe; H2; 4H2 б) NaCl; AlBr3; FeS

Приложение 2

Алгоритм определения валентности.

Алгоритм определения валентности

Пример

1. Запишите формулу вещества.

2. Обозначьте известную валентность элемента

3. Найдите число единиц валентности атомов известного элемента, умножив валентность элемента на количество его атомов

2
II
Cu2O

4. Поделите число единиц валентности атомов на количество атомов другого элемента. Полученный ответ и является искомой валентностью

2
I II
H2S

2
I II
Cu2O

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

I II
H2S
(2=2)

I II
Cu2O
(2=2)

На уроке я работал: активно/пассивно

Своей работой на уроке я: доволен/не доволен

Урок для меня показался: коротким/длинным

За урок я: не устал/устал

Мое настроение: стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был: понятен/не понятен, интересен/скучен.

Раздаточный материал.

Упражнение 1: определить валентность элементов в веществах:

SiH4, CrO3, H2S, CO2, CO, SO3, SO2, Fe2O3, FeO, HCl, HBr, Cl2O5, Cl2O7, РН3, K2O, Al2O3, P2O5, NO2, N2O5, Cr2O3, SiO2, B2O3, SiH4, Mn2O7, MnO, CuO, N2O3.

Упражнение 2:

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.

Репродуктивный уровень (“3”). Определите валентность атомов химических элементов по формулам соединений: NH3, Au2O3, SiH4, CuO.

Прикладной уровень (“4”). Из приведённого ряда выпишите только те формулы, в которых атомы металлов двухвалентны: MnO, Fe2O3 , CrO3, CuO, K2O, СаH2.

Творческий уровень (“5”). Найдите закономерность в последовательности формул: N2O, NO, N2O3 и проставьте валентности над каждым элементом.

Таблица Дмитрия Ивановича Менделеева – это многофункциональный справочный материал, по которому дозволено узнать самые нужные данные о химических элементах. Самое основное – знать основные тезисы ее «чтения», то есть надобно уметь положительно пользоваться этим информационным материалом, что послужит красивым подспорьем для решения всяких задач по химии. Тем больше что таблица является разрешенной на всех видах контроля познаний, включая даже ЕГЭ.

Вам понадобится

  • Таблица Д.И.Менделеева, ручка, бумага

Инструкция

1. Таблица представляет собой конструкцию, в которой расположены химические элементы по своим тезисам и законам. То есть, дозволено сказать, что таблица – это многоэтажный «дом», в котором «живут» химические элементы, причем всякий их них имеет свою собственную квартиру под определенным номером. По горизонтали располагаются «этажи» – периоды, которые могут быть малые и огромные. Если период состоит из 2-х рядов (что указано сбоку нумерацией), то такой период именуется огромным. Если он имеет только один ряд, то именуется малым.

2. Также таблица поделена на «подъезды» – группы, которых каждого восемь. Как в любом подъезде квартиры находятся слева и справа, так и тут химические элементы располагаются по такому же тезису. Только в данном варианте их размещение неравномерно – с одной стороны огромнее элементов и тогда говорят о основной группе, с иной – поменьше и это свидетельствует о том, что группа побочная.

3. Валентность – это способность элементов образовывать химические связи. Существует валентность непрерывная, которая не меняется и переменная, имеющая разное значение в зависимости от того, в состав какого вещества входит элемент. При определении валентности по таблице Менделеева нужно обратить внимание на такие колляции: № группы элементы и ее тип (то есть основная либо побочная группа). Непрерывная валентность в этом случае определяется по номеру группы основной подгруппы. Дабы узнать значение переменной валентности (если таковая есть, причем, традиционно у неметаллов), то необходимо из 8 (каждого 8 групп – отсель такая цифра) вычесть № группы, в которой располагается элемент.

4. Пример № 1. Если посмотреть на элементы первой группы основной подгруппы (щелочные металлы), то дозволено сделать итог, что все они имеют валентность, равную I (Li, Na, К, Rb, Cs, Fr).

5. Пример № 2. Элементы 2-й группы основной подгруппы (щелочно-земельные металлы) соответственно имеют валентность II (Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra).

6. Пример № 3. Если говорить о неметаллах, то скажем, Р (фосфор) находится в V группе основной подгруппы. Отсель его валентность будет равна V. Помимо этого фосфор имеет еще одно значение валентности, и для ее определения нужно исполнить действие 8 – № элемента. Значит, 8 – 5 (номер группы фосфора) = 3. Следственно, вторая валентность фосфора равна III.

7. Пример № 4. Галогены находятся в VII группе основной подгруппы. Значит, их валентность будет равна VII. Впрочем рассматривая, что это неметаллы, то надобно произвести арифметическое действие: 8 – 7 (№ группы элемента) = 1. Следственно, иная валентность галогенов равна I.

8. Для элементов побочных подгрупп (а к ним относятся только металлы) валентность необходимо запоминать, тем больше что в большинстве случае она равна I, II, реже III. Также придется заучить валентности химических элементов, которые имеют больше 2-х значений.

Со школы либо даже прежде весь знает, всё вокруг, включая и нас самих, состоит их атомов – наименьших и неделимых частиц. Вследствие способности атомов соединяться друг с ином, разнообразие нашего мира громадно. Способность эта атомов химического элемента образовывать связи с другими атомами называют валентностью элемента .

Инструкция

1. Представление валентности вошло в химию в девятнадцатом веке, тогда за её единицу была принята валентность атома водорода. Валентность иного элемента может быть определена как число атомов водорода, которое присоединяет к себе один атом иного вещества. Подобно валентности по водороду определяется валентность по кислороду, которая, как водится, равна двум и, значит, дозволяет определить валентность других элементов в соединениях с кислородом несложными арифметическими действиями. Валентность элемента по кислороду равняется удвоенному числу атомов кислорода, которое может присоединить один атом данного элемента .

2. Для определения валентности элемента дозволено воспользоваться и формулой. Вестимо, что существует определенное соотношение между валентностью элемента , его равнозначной массой и молярной массой его атомов. Связь между этими качествами выражается формулой: Валентность = Молярная масса атомов/Эквивалентная масса. Потому что равнозначная масса – это то число, которое нужно для замещения одного моля водорода либо для реакции с одним молем водорода, то чем огромнее молярная масса в сопоставлении с массой равнозначной, тем большее число атомов водорода может заместить либо присоединить к себе атом элемента , а значит тем выше валентность.

3. Связь между химическими элемента ми имеет разную природу. Это может быть ковалентная связь, ионная, металлическая. Для образования связи атому нужно иметь: электрический заряд, неспаренный валентный электрон, свободную валентную орбиталь либо неподеленную пару валентных электронов. Совместно эти особенности определяют валентное состояние и валентные способности атома.

4. Зная число электронов атома, которое равно порядковому номеру элемента в Периодической системе элементов, руководствуясь тезисами наименьшей энергии,тезисом Паули и правилом Хунда дозволено возвести электронную конфигурацию атома. Эти построения дозволят проанализировать валентные вероятности атома. Во всех случаях, в первую очередь реализуются вероятности образовывать связи за счет наличия неспаренных валентных электронов, добавочные валентные способности, такие как свободная орбиталь либо неподеленная пара валентных электронов, могут остаться нереализованными, если на это неудовлетворительно энергии.И каждого вышесказанного дозволено сделать итог, что проще каждого определить валентность атома в каком-нибудь соединении, и значительно труднее узнать валентные способности атомов. Однако практика сделает простым и это.

Видео по теме

Совет 3: Как определить валентность химических элементов

Валентность химического элемента – это способность атома присоединять либо замещать определенное число других атомов либо ядерных групп с образованием химической связи. Необходимо помнить, что некоторые атомы одного и того же химического элемента могут иметь различную валентность в различных соединениях.

Вам понадобится

  • таблица Менделеева

Инструкция

1. Водород и кислород принято считать одновалентным и двухвалентным элементами соответственно. Мерой валентности является число атомов водорода либо кислорода, которые элемент присоединяет для образования гидрида либо оксида.Пускай X – элемент, валентность которого необходимо определить. Тогда XHn – гидрид этого элемента, а XmOn – его оксид.Пример: формула аммиака – NH3, тут у азота валентность 3. Натрий одновалентен в соединении Na2O.

2. Для определения валентности элемента необходимо умножить число атомов водорода либо кислорода в соединении на валентность водорода и кислорода соответственно, а после этого поделить на число атомов химического элемента, валентность которого находится.

3. Валентность элемента может быть определена и по иным атомам с вестимой валентностью. В разных соединениях атомы одного и того же элемента могут проявлять разные валентности. Скажем, сера двухвалентна в соединениях H2S и CuS, четырехвалентна в соединениях SO2 и SF4, шестивалентна в соединениях SO3 и SF6.

4. Максимальную валентность элемента считают равной числу электронов во внешней электронной оболочке атома. Максимальная валентность элементов одной и той же группы периодической системы обыкновенно соответствует ее порядковому номеру. К примеру, максимальная валентность атома углерода С должна быть равной 4.

Видео по теме

Для школьников постижение таблицы Менделеева – ужасный сон. Даже тридцать шесть элементов, которые обыкновенно задают преподаватели, оборачиваются часами утомительной зубрежки и головной болью. Многие даже не верят, что выучить таблицу Менделеева реально. Но использование мнемотехники способно гораздо облегчить жизнь школярам.

Инструкция

1. Разобраться в теории и предпочесть необходимую техникуПравила, облегчающие запоминание материала, именуются мнемоническими. Основная их хитрость – создание ассоциативных связей, когда абстрактная информация упаковывается в яркую картинку, звук либо даже запах. Существует несколько мнемонических техник. Скажем, дозволено написать рассказ из элементов запоминаемой информации, поискать созвучные слова (рубидий – рубильник, цезий – Юлий Цезарь), включить пространственное воображение либо легко зарифмовать элементы периодической таблицы Менделеева.

2. Баллада об азотеРифмовать элементы периодической таблицы Менделеева отличнее со смыслом, по определенным знакам: по валентности, скажем. Так, щелочные металлы рифмуются дюже легко и звучат, как песенка: “Литий, калий, натрий, рубидий, цезий франций”. “Магний, кальций, цинк и барий – их валентность равна паре” – неувядающая классика школьного фольклора. На ту же тему: “Натрий, калий, серебро - одновалентное добродушно” и “Натрий, калий и аргентум - навечно одновалентны”. Созидание в различие от зубрежки, которой хватает максимум на пару дней, стимулирует долговременную память. А значит, огромнее сказок про алюминий, стихов про азот и песен о валентности – и запоминание пойдет как по маслу.

3. Кислотный триллерДля упрощения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева превращаются в героев, детали пейзажа либо сюжетные элементы. Вот, скажем, каждым знаменитый текст: «Азиат (Азот) стал лить (Литий) воду (Водород)в сосновый Бор (Бор). Но Не он (Неон) был нам надобен, а Магнолия (Магний)». Его дозволено дополнить историей о феррари (сталь – феррум), в которой ехал тайный шпион “Хлор нуль семнадцать” (17 – порядковый номер хлора), дабы поймать маньяка Арсения (мышьяк – арсеникум), у которого было 33 зуба (33 – порядковый номер мышьяка), но внезапно что-то кислое попало ему в рот (кислород), это было восемь отравленных пуль (8 – порядковый номер кислорода)… Продолжать дозволено до бесконечности. Кстати, роман, написанный по мотивам таблицы Менделеева, дозволено пристроить учительнице литературы в качестве экспериментального текста. Ей наверно понравится.

4. Возвести замок памятиЭто одно из наименований достаточно результативной техники запоминания, когда включается пространственное мышление. Секрет ее в том, что все мы можем без труда описать свою комнату либо путь от дома до магазина, школы, института. Для того, дабы запомнить последовательность элементов необходимо поместить их по дороге (либо в комнате), причем представить всякий элемент дюже ясно, зримо, ощутимо. Вот водород – худосочный блондин с вытянутым лицом. Работяга, тот, что кладет плитку – кремний. Группа дворян в драгоценный машине – инертные газы. И, безусловно, продавец воздушных шариков – гелий.

Обратите внимание!
Не необходимо принуждать себя запоминать информацию на карточках. Самое лучшее связать весь элемент с некоторым блестящим образом. Кремний – с Кремниевой долиной. Литий – с литиевыми батарейками в мобильном телефоне. Вариантов может быть уйма. Но комбинация визуального образа, механического запоминания, тактильного ощущения от шероховатой либо, напротив, гладкой глянцевой карточки, поможет без труда поднять самые мельчайшие детали из недр памяти.

Полезный совет
Дозволено нарисовать такие же карточки с информацией об элементах, как были в свое время у Менделеева, но только дополнить их нынешней информацией: числом электронов на внешнем ярусе, скажем. Все, что надобно, это раскладывать их перед сном.

Химия для всякого школьника начинается с таблицы Менделеева и фундаментальных законов. И теснее только потом, уяснив для себя, что же постигает эта трудная наука, дозволено приступать к составлению химических формул. Для грамотной записи соединения необходимо знать валентность атомов, составляющих его.

Инструкция

1. Валентность – способность одних атомов удерживать вблизи себя определенное число других и выражается она числом удерживаемых атомов. То есть, чем мощней элемент, тем огромнее у него валентность .

2. Для примера дозволено применять два вещества – HCl и H2O. Это классно знаменитые каждом соляная кислота и вода. В первом веществе содержится один атом водорода (H) и один атом хлора (Cl). Это говорит о том, в данном соединении они образуют одну связь, то есть удерживают вблизи себя один атом. Следственно, валентность и одного, и иного равна 1. Так же легко определить валентность элементов, составляющих молекулу воды. Она содержит два атома водорода и один атом кислорода. Следственно, атом кислорода образовал две связи для присоединения 2-х водородов, а они, в свою очередь, по одной связи. Значит, валентность кислорода равна 2, а водорода – 1.

3. Но изредка доводится сталкиваться с вещества ми больше трудными по строению и свойствам составляющих их атомов. Существует два типа элементов: с непрерывной (кислород, водород и др.) и непостоянной валентность ю. У атомов второго типа это число зависит от соединения, в состав которого они входят. В качестве примера дозволено привести серу (S). Она может иметь валентности 2, 4, 6 и изредка даже 8. Определить способность таких элементов, как сера, держать вокруг себя другие атомы, немножко труднее. Для этого нужно знать свойства других составляющих вещества .

4. Запомните правило: произведение числа атомов на валентность одного элемента в соединении должна совпадать с таким же произведением для иного элемента. Это дозволено проверить опять обратившись к молекуле воды (H2O):2 (число водорода) * 1 (его валентность ) = 21 (число кислорода) * 2 (его валентность ) = 22 = 2 – значит все определено правильно.

5. Сейчас проверьте данный алгорифм на больше трудном веществе, скажем, N2O5 – оксиде азота. Ранее указывалось, что кислород имеет непрерывную валентность 2, следственно дозволено составить уравнение:2 (валентность кислорода) * 5 (его число) = Х (неведомая валентность азота) * 2 (его число)Путем несложных арифметических вычислений дозволено определить, что валентность азота в составе данного соединения равна 5.

Валентность – это способность химических элементов держать определенное число атомов других элементов. В то же самое время, это число связей, образуемое данным атомом с другими атомами. Определить валентность довольно примитивно.

Инструкция

1. Возьмите на заметку, что обозначается показатель валентности римскими цифрами и ставится над знаком элемента.

2. Обратите внимание: если формула двухэлементного вещества написана верно, то,при умножении числа атомов всякого элемента на его валентность, у всех элементовдолжны получиться идентичные произведения.

3. Примите к сведению, что валентность атомов одних элементов непрерывна, а других – переменна, то есть, имеет качество меняться. Скажем, водород во всех соединениях одновалентен, от того что образует только одну связь. Кислород горазд образовывать две связи, являясь при этом двухвалентным. А вот у серы валентность может быть II, IV либо VI. Все зависит от элемента, с которым она соединяется. Таким образом, сера – элемент с переменной валентностью.

4. Подметьте, что в молекулах водородных соединений вычислить валентность дюже примитивно. Водород неизменно одновалентен, а данный показатель у связанного с ним элемента будет равняться числу атомов водорода в данной молекуле. К примеру, в CaH2 кальций будет двухвалентен.

5. Запомните основное правило определения валентности: произведение показателя валентности атома какого-нибудь элемента и числа его атомов в какой-нибудь молекуле неизменно равно произведению показателя валентности атома второго элемента и числа его атомов в данной молекуле.

6. Посмотрите на буквенную формулу, обозначающую это равенство: V1 x K1 = V2 x K2, где V – это валентность атомов элементов, а К – число атомов в молекуле. С ее подмогой легко определить показатель валентности всякого элемента, если вестимы остальные данные.

7. Разглядите пример с молекулой оксида серы SО2. Кислород во всех соединениях двухвалентен, следственно, подставляя значения в пропорцию: Vкислорода х Кислорода = Vсеры х Ксеры, получаем: 2 х 2 = Vсеры х 2. От сюда Vсеры = 4/2 = 2. Таким образом, валентность серы в данной молекуле равна 2.

Видео по теме

Открытие периодического закона и создание упорядоченной системы химических элементов Д.И. Менделеевым стали апогеем становления химии в XIX веке. Ученым был обобщен и классифицирован обширный материал умений о свойствах элементов.

Инструкция

1. В XIX веке не было никаких представлений о строении атома. Открытие Д.И. Менделеева являлось лишь обобщением опытных фактов, но их физический толк длинное время оставался непонятным. Когда возникли первые данные о строении ядра и разделении электронов в атомах, это дозволило взглянуть на периодический закон и систему элементов заново. Таблица Д.И. Менделеева дает вероятность наглядно проследить периодичность свойств элементов, встречающихся в природе.

2. Всякому элементу в таблице присвоен определенный порядковый номер (H – 1, Li – 2, Be – 3 и т.д.). Данный номер соответствует заряду ядра (числу протонов в ядре) и числу электронов, вращающихся вокруг ядра. Число протонов, таким образом, равно числу электронов, и это говорит о том, что в обыкновенных условиях атом электрически нейтрален.

3. Деление на семь периодов происходит по числу энергетических ярусов атома. Атомы первого периода имеют одноуровневую электронную оболочку, второго – двухуровневую, третьего – трехуровневую и т.д. При заполнении нового энергетического яруса начинается новейший период.

4. Первые элементы каждого периода характеризуются атомами, имеющими по одному электрону на внешнем ярусе, – это атомы щелочных металлов. Заканчиваются периоды атомами порядочных газов, имеющими всецело заполненный электронами внешний энергетический ярус: в первом периоде инертные газы имеют 2 электрона, в последующих – 8. Именно по причине схожего строения электронных оболочек группы элементов имеют сходные физико-химические свойства.

5. В таблице Д.И. Менделеева присутствует 8 основных подгрупп. Такое их число обусловлено максимально допустимым числом электронов на энергетическом ярусе.

6. Внизу периодической системы выделены лантаноиды и актиноиды в качестве независимых рядов.

7. С поддержкой таблицы Д.И. Менделеева дозволено пронаблюдать периодичность следующих свойств элементов: радиуса атома, объема атома; потенциала ионизации; силы сродства с электроном; электроотрицательности атома; степени окисления; физических свойств возможных соединений.

8. К примеру, радиусы атомов, если глядеть по периода, уменьшаются слева направо; растут сверху вниз, если глядеть по группы.

9. Отчетливо прослеживаемая периодичность расположения элементов в таблице Д.И. Менделеева осмысленно объясняется последовательным нравом заполнения электронами энергетических ярусов.

Периодический закон, являющийся основой нынешней химии и поясняющий обоснованности метаморфозы свойств химических элементов, был открыт Д.И. Менделеевым в 1869 году. Физический толк этого закона вскрывается при постижении трудного строения атома.


В XIX веке считалось, что ядерная масса является основной колляцией элемента, следственно для систематизации веществ применяли именно ее. Теперь атомы определяют и идентифицируют по величине заряда их ядра (числу протонов и порядковому номеру в таблице Менделеева). Однако, ядерная масса элементов за некоторыми исключениями (скажем, ядерная масса калия поменьше ядерной массы аргона) возрастает соизмеримо их заряду ядра.При увеличении ядерной массы отслеживается периодическое метаморфоза свойств элементов и их соединений. Это металличность и неметалличность атомов, ядерный радиус и объем, потенциал ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность, степени окисления, физические свойства соединений (температуры кипения, плавления, плотность), их основность, амфотерность либо кислотность.

Сколько элементов в нынешней таблице Менделеева

Таблица Менделеева графически выражает открытый им периодический закон. В нынешней периодической системе содержится 112 химических элементов (последние – Мейтнерий, Дармштадтий, Рентгений и Коперниций). По последним данным, открыты и следующие 8 элементов (до 120 включительно), но не все из них получили свои наименования, и эти элементы пока еще немного в каких печатных изданиях присутствуют.Всякий элемент занимает определенную клетку в периодической системе и имеет свой порядковый номер, соответствующий заряду ядра его атома.

Как построена периодическая система

Структура периодической системы представлена семью периодами, десятью рядами и восемью группами. Весь период начинается щелочным металлом и заканчивается порядочным газом. Исключения составляют 1-й период, начинающийся водородом, и седьмой незавершенный период.Периоды делятся на малые и огромные. Малые периоды (1-й, 2-й, 3-й) состоят из одного горизонтального ряда, огромные (четвертый, пятый, шестой) – из 2-х горизонтальных рядов. Верхние ряды в огромных периодах именуются четными, нижние – нечетными.В шестом периоде таблицы позже лантана (порядковый номер 57) находятся 14 элементов, схожих по свойствам на лантан, – лантаноидов. Они вынесены в нижнюю часть таблицы отдельной строкой. То же самое относится и к актиноидам, расположенным позже актиния (с номером 89) и во многом повторяющим его свойства.Четные ряды крупных периодов (4, 6, 8, 10) заполнены только металлами.Элементы в группах проявляют идентичную высшую валентность в оксидах и других соединениях, и эта валентность соответствует номеру группы. Основные подгруппы вмещают в себя элементы мелких и крупных периодов, побочные – только крупных. Сверху вниз металлические свойства усиливаются, неметаллические – ослабевают. Все атомы побочных подгрупп – металлы.

Совет 9: Селен как химический элемент таблицы Менделеева

Химический элемент селен относится к VI группе периодической системы Менделеева, он является халькогеном. Природный селен состоит из шести стабильных изотопов. Вестимо также 16 радиоактивных изотопов селена.

Инструкция

1. Селен считается дюже редким и рассеянным элементом, в биосфере он активно мигрирует, образуя больше 50 минералов. Самые знаменитые из них: берцелианит, науманнит, самородный селен и халькоменит.

2. Селен содержится в вулканической сере, галените, пирите, висмутине и других сульфидах. Его добывают из свинцовых, медных, никелевых и других руд, в которых он находится в рассеянном состоянии.

3. В тканях большинства живых существ содержится от 0,001 до 1 мг/кг селена, некоторые растения, морские организмы и грибы его концентрируют. Для ряда растений селен является нужным элементом. Надобность человека и звериных в селене составляет 50-100 мкг/кг пищи, данный элемент владеет антиоксидантными свойствами, влияет на уйма ферментативных реакций и повышает чувствительность сетчатки глаза к свету.

4. Селен может существовать в разных аллотропических модификациях: аморфной (стекловидный, порошкообразный и коллоидный селен), а также кристаллической. При поправлении селена из раствора селенистой кислоты либо стремительным охлаждением его паров получают аморфный алый порошкообразный и коллоидный селен.

5. При нагревании всякий модификации этого химического элемента выше 220°С и дальнейшем охлаждении образуется стекловидный селен, он хрупок и владеет стеклянным блеском.

6. Особенно устойчив термически гексагональный серый селен, решетка которого построена из расположенных параллельно друг другу спиральных цепочек атомов. Его получают при помощи нагревания других форм селена до плавления и неторопливым охлаждением до 180-210°С. Внутри цепей гексагонального селена атомы связаны ковалентно.

7. Селен устойчив на воздухе, на него не действуют: кислород, вода, разбавленная серная и соляная кислоты, впрочем он отменно растворяется в азотной кислоте. Взаимодействуя с металлами, селен образует селениды. Знаменито уйма комплексных соединений селена, все они ядовиты.

8. Получают селен из отходов бумажного либо сернокислого производства, способом электролитического рафинирования меди. В шламах данный элемент присутствует совместно с тяжелыми и порядочными металлами, серой и теллуром. Для его извлечения шламы фильтруют, после этого нагревают с концентрированной серной кислотой либо подвергают окислительному обжигу при температуре 700°С.

9. Селен применяется при производстве выпрямительных полупроводниковых диодов и иной преобразовательной техники. В металлургии с его поддержкой придают стали мелкозернистую конструкцию, а также улучшают ее механические свойства. В химической промышленности селен используется в качестве катализатора.

Видео по теме

Обратите внимание!
Будьте внимательны при определении металлов и неметаллов. Для этого традиционно в таблице даны обозначения.

На уроках химии вы уже познакомились с понятием валентности химических элементов. Мы собрали в одном месте всю полезную информацию по этому вопросу. Используйте ее, когда будете готовиться к ГИА и ЕГЭ.

Валентность и химический анализ

Валентность – способность атомов химических элементов вступать в химические соединения с атомами других элементов. Другими словами, это способность атома образовывать определенное число химических связей с другими атомами.

С латыни слово «валентность» переводится как «сила, способность». Очень верное название, правда?

Понятие «валентность» - одно из основных в химии. Было введено еще до того, как ученым стало известно строение атома (в далеком 1853 году). Поэтому по мере изучения строения атома пережило некоторые изменения.

Так, с точки зрения электронной теории валентность напрямую связана с числом внешних электронов атома элемента. Это значит, что под «валентностью» подразумевают число электронных пар, которыми атом связан с другими атомами.

Зная это, ученые смогли описать природу химической связи. Она заключается в том, что пара атомов вещества делит между собой пару валентных электронов.

Вы спросите, как же химики 19 века смогли описать валентность еще тогда, когда считали, что мельче атома частиц не бывает? Нельзя сказать, что это было так уж просто – они опирались на химический анализ.

Путем химического анализа ученые прошлого определяли состав химического соединения: сколько атомов различных элементов содержится в молекуле рассматриваемого вещества. Для этого нужно было определить, какова точная масса каждого элемента в образце чистого (без примесей) вещества.

Правда, метод этот не без изъянов. Потому что определить подобным образом валентность элемента можно только в его простом соединении со всегда одновалентным водородом (гидрид) или всегда двухвалентным кислородом (оксид). К примеру, валентность азота в NH 3 – III, поскольку один атом водорода связан с тремя атомами азота. А валентность углерода в метане (СН 4), по тому же принципу, – IV.

Этот метод для определения валентности годится только для простых веществ. А вот в кислотах таким образом мы можем только определить валентность соединений вроде кислотных остатков, но не всех элементов (кроме известной нам валентности водорода) по отдельности.

Как вы уже обратили внимание, обозначается валентность римскими цифрами.

Валентность и кислоты

Поскольку валентность водорода остается неизменной и хорошо вам известна, вы легко сможете определить и валентность кислотного остатка. Так, к примеру, в H 2 SO 3 валентность SO 3 – I, в HСlO 3 валентность СlO 3 – I.

Аналогчиным образом, если известна валентность кислотного остатка, несложно записать правильную формулу кислоты: NO 2 (I) – HNO 2 , S 4 O 6 (II) – H 2 S 4 O 6 .

Валентность и формулы

Понятие валентности имеет смысл только для веществ молекулярной природы и не слишком подходит для описания химических связей в соединениях кластерной, ионной, кристаллической природы и т.п.

Индексы в молекулярных формулах веществ отражают количество атомов элементов, которые входят в их состав. Правильно расставить индексы помогает знание валентности элементов. Таким же образом, глядя на молекулярную формулу и индексы, вы можете назвать валентности входящих в состав элементов.

Вы выполняете такие задания на уроках химии в школе. Например, имея химическую формулу вещества, в котором известна валентность одного из элементов, можно легко определить валентность другого элемента.

Для этого нужно только запомнить, что в веществе молекулярной природы число валентностей обоих элементов равны. Поэтому используйте наименьшее общее кратное (соответсвует числу свободных валентностей, необходимых для соединения), чтобы определить неизвестную вам валентность элемента.

Чтобы было понятно, возьмем формулу оксида железа Fe 2 O 3 . Здесь в образовании химической связи участвуют два атома железа с валентностью III и 3 атома кислорода с валентностью II. Наименьшим общим кратным для них является 6.

  • Пример: у вас есть формулы Mn 2 O 7 . Вам известна валентность кислорода, легко вычислить, что наименьше общее кратное – 14, откуда валентность Mn – VII.

Аналогичным образом можно поступить и наоборот: записать правильную химическую формулу вещества, зная валентности входящих в него элементов.

  • Пример: чтобы правильно записать формулу оксида фосфора, учтем валентность кислорода (II) и фосфора (V). Значит, наименьшее общее кратное для Р и О – 10. Следовательно, формула имеет следующий вид: Р 2 О 5 .

Хорошо зная свойства элементов, которые они проявляют в различных соединениях, можно определить их валентность даже по внешнему виду таких соединений.

Например: оксиды меди имеют красную (Cu 2 O) и черную (CuО) окраску. Гидроксиды меди окрашены в желтый (CuОН) и синий (Cu(ОН) 2) цвета.

А чтобы ковалентные связи в веществах стали для вас более наглядными и понятными, напишите их структурные формулы. Черточки между элементами изображают возникающие между их атомами связи (валентности):

Характеристики валентности

Сегодня определение валентности элементов базируется на знаниях о строении внешних электронных оболочек их атомов.

Валентность может быть:

  • постоянной (металлы главных подгрупп);
  • переменной (неметаллы и металлы побочных групп):
    • высшая валентность;
    • низшая валентность.

Постоянной в различных химических соединениях остается:

  • валентность водорода, натрия, калия, фтора (I);
  • валентность кислорода, магния, кальция, цинка (II);
  • валентность алюминия (III).

А вот валентность железа и меди, брома и хлора, а также многих других элементов изменяется, когда они образуют различные химические соедения.

Валентность и электронная теория

В рамках электронной теории валентность атома определеяется на основании числа непарных электронов, которые участвуют в образовании электронных пар с электронами других атомов.

В образовании химических связей участвуют только электроны, находящиеся на внешней оболочке атома. Поэтому максимальная валентность химического элемента – это число электронов во внешней электронной оболочке его атома.

Понятие валентности тесно связано с Периодическим законом, открытым Д. И. Менделеевым. Если вы внимательно посмотрите на таблицу Менделеева, легко сможете заметить: положение элемента в перодической системе и его валентность неравзрывно связаны. Высшая валентность элементов, которые относятся к одной и тоже группе, соответсвует порядковому номеру группы в периодичнеской системе.

Низшую валентность вы узнаете, когда от числа групп в таблице Менделеева (их восемь) отнимете номер группы элемента, который вас интересует.

Например, валентность многих металлов совпадает с номерами групп в таблице периодических элементов, к которым они относятся.

Таблица валентности химических элементов

Порядковый номер

хим. элемента (атомный номер)

Наименование

Химический символ

Валентность

1 Водород / Hydrogen

Гелий / Helium

Литий / Lithium

Бериллий / Beryllium

Углерод / Carbon

Азот / Nitrogen

Кислород / Oxygen

Фтор / Fluorine

Неон / Neon

Натрий / Sodium

Магний / Magnesium

Алюминий / Aluminum

Кремний / Silicon

Фосфор / Phosphorus

Сера / Sulfur

Хлор / Chlorine

Аргон / Argon

Калий / Potassium

Кальций / Calcium

Скандий / Scandium

Титан / Titanium

Ванадий / Vanadium

Хром / Chromium

Марганец / Manganese

Железо / Iron

Кобальт / Cobalt

Никель / Nickel

Медь / Copper

Цинк / Zinc

Галлий / Gallium

Германий /Germanium

Мышьяк / Arsenic

Селен / Selenium

Бром / Bromine

Криптон / Krypton

Рубидий / Rubidium

Стронций / Strontium

Иттрий / Yttrium

Цирконий / Zirconium

Ниобий / Niobium

Молибден / Molybdenum

Технеций / Technetium

Рутений / Ruthenium

Родий / Rhodium

Палладий / Palladium

Серебро / Silver

Кадмий / Cadmium

Индий / Indium

Олово / Tin

Сурьма / Antimony

Теллур / Tellurium

Иод / Iodine

Ксенон / Xenon

Цезий / Cesium

Барий / Barium

Лантан / Lanthanum

Церий / Cerium

Празеодим / Praseodymium

Неодим / Neodymium

Прометий / Promethium

Самарий / Samarium

Европий / Europium

Гадолиний / Gadolinium

Тербий / Terbium

Диспрозий / Dysprosium

Гольмий / Holmium

Эрбий / Erbium

Тулий / Thulium

Иттербий / Ytterbium

Лютеций / Lutetium

Гафний / Hafnium

Тантал / Tantalum

Вольфрам / Tungsten

Рений / Rhenium

Осмий / Osmium

Иридий / Iridium

Платина / Platinum

Золото / Gold

Ртуть / Mercury

Талий / Thallium

Свинец / Lead

Висмут / Bismuth

Полоний / Polonium

Астат / Astatine

Радон / Radon

Франций / Francium

Радий / Radium

Актиний / Actinium

Торий / Thorium

Проактиний / Protactinium

Уран / Uranium

H I

(I), II, III, IV, V

I, (II), III, (IV), V, VII

II, (III), IV, VI, VII

II, III, (IV), VI

(I), II, (III), (IV)

I, (III), (IV), V

(II), (III), IV

(II), III, (IV), V

(II), III, (IV), (V), VI

(II), III, IV, (VI), (VII), VIII

(II), (III), IV, (VI)

I, (III), (IV), V, VII

(II), (III), (IV), (V), VI

(I), II, (III), IV, (V), VI, VII

(II), III, IV, VI, VIII

(I), (II), III, IV, VI

(I), II, (III), IV, VI

(II), III, (IV), (V)

Нет данных

Нет данных

(II), III, IV, (V), VI

В скобках даны те валентности, которые обладающие ими элементы проявляют редко.

Валентность и степень окисления

Так, говоря о степени окисления, подразумевают, что атом в веществе ионной (что важно) природы имеет некий условный заряд. И если валентность – это нейтральная характеристика, то степень окисления может быть отрицательной, положительной или равной нулю.

Интересно, что для атома одного и того же элемента, в зависимости от элементов, с которыми он образует химическое соединение, валентность и степень окисления могут совпадать (Н 2 О, СН 4 и др.) и различаться (Н 2 О 2 , HNO 3).

Заключение

Углубляя свои знания о строении атомов, вы глубже и подробнее узнаете и валентность. Эта характеристика химических элементов не является исчерпывающей. Но у нее большое прикладное значение. В чем вы сами не раз убедились, решая задачи и проводя химические опыты на уроках.

Эта статья создана, чтобы помочь вам систематизировать свои знания о валентности. А также напомнить, как можно ее определить и где валентность находит применение.

Надеемся, этот материал окажется для вас полезным при подготовке домашних заданий и самоподготовке к контрольным и экзаменам.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

При рассмотрении химических элементов можно заметить, что количество атомов у одного и того же элемента в разных веществах разнится. Каким же образом правильно записать формулу и не ошибиться в индексе химического элемента? Это легко сделать, если иметь представление, что такое валентность.

Для чего нужна валентность?

Валентность химических элементов – это способность атомов элемента образовывать химические связи, то есть присоединять к себе другие атомы. Количественной мерой валентности является число связей, которые образует данный атом с другими атомами или атомными группами.

В настоящее время валентность представляет собой число ковалентных связей (в том числе возникших и по донорно-акцепторному механизму), которыми данный атом соединен с другими. При этом не учитывается полярность связей, а значит, валентность не имеет знака и не может быть равной нулю.

Ковалентная химическая связь – это связь, осуществляемая за счет образования общих (связывающих) электронных пар. Если между двумя атомами имеется одна общая электронная пара, то такая связь называется одинарной, если две – двойной, если три – тройной.

Как находить валентность?

Первый вопрос, который волнует учеников 8 класса, начавших изучать химию – как определить валентность химических элементов? Валентность химического элемента можно посмотреть в специальной таблице валентности химических элементов

Рис. 1. Таблица валентности химических элементов

Валентность водорода принята за единицу, так как атом водорода может образовывать с другими атомами одну связь. Валентность других элементов выражаем числом, которое показывает, сколько атомов водорода может присоединить к себе атом данного элемента. Например, валентность хлора в молекуле хлористого водорода равна единице. Следовательно формула хлористого водорода будет выглядеть так: HCl. Так как и у хлора и у водорода валентность равна единице, никакой индекс не используется. И хлор и водород являются одновалентными, так как одному атому водорода соответствует один атом хлора.

Рассмотрим другой пример: валентность углерода в метане равна четырем, валентность водорода – всегда единица. Следовательно, рядом с водородом следует поставить индекс 4. Таким образом формула метана выглядит так: CH 4 .

Очень многие элементы образуют соединения с кислородом. Кислород всегда является двухвалентным. Поэтому в формуле воды H 2 O, где встречаются всегда одновалентный водород и двухвалентный кислород, рядом с водородом ставится индекс 2. Это значит, что молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

Рис. 2. Графическая формула воды

Не все химические элементы имеют постоянную валентность, у некоторых она может изменяться в зависимости от соединений, где используется данный элемент. К элементам с постоянной валентностью относятся водород и кислород, к элементам с переменной валентностью относятся, например, железо, сера, углерод.

Как определить валентность по формуле?

Если у вас перед глазами нет таблицы валентности, но есть формула химического соединения, то возможно определение валентности по формуле. Возьмем для примера формулу оксид марганца – Mn 2 O 7

Рис. 3. Оксид марганца

Как известно, кислород является двухвалентным. Чтобы выяснить, какой валентностью обладает марганец, необходимо валентность кислорода умножить на число атомов газа в этом соединении:

Получившееся число делим на количество атомов марганца в соединении. Получается:

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 991.

Похожие статьи