Пограничные психические заболевания у детей. Детские психиатрические расстройства: Диагностика и лечение

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя заболевания психики у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям. Так же, как у взрослых больных, детские психические заболевания диагностируются на основании ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств. Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает особенно сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, как симптомы психических нарушений.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка. Поведенческие виды переходят в симптомы, если их возникновение происходит слишком часто, нарушают способность ребенка к нормальному функционированию внутри семьи, или их возникновение не соответствует возрасту. Если родители заметили странности в поведении, то необходимо обследовать ребенка у врача. В настоящее время нет лабораторных тестов, которые производят специфическую диагностику психических расстройств. Врачи используют в работе такие методы, как рентгеновское исследование, анализ крови, которые необходимы для исключения соматических заболеваний, побочных эффектов лекарственных средств, являющихся причиной симптомов.

В том случае, если физическое заболевание не выявлено, ребенка направляют на консультацию к психологу или подростковому психиатру, которые являются специалистами по детским психическим расстройствам. Психиатрами и психологами применяются особые тесты, которые применяются для оценки психического состояния пациента. Диагноз врача основан на выявлении у ребенка типичных симптомов. Также, врач основывается на собственных наблюдениях и замечаниях родителей, учителей пациента. Их мнение необходимо, так как в основном дети затрудняются самостоятельно объяснить, в чем заключаются их проблемы, также они не могут понять, в чем проявляется их болезнь.

Причины психических болезней у детей

Причин детских психических заболеваний ничуть не меньше, чем взрослых, и большинство из них спровоцировано комбинацией определенных факторов, которые практически невозможно предугадать, и следовательно, предотвратить. Но, если признаки удается своевременно распознать, и лечение начато без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы. Ученые установили, что в условиях современного мира приблизительно каждый пятый пациент врачей психиатров является несовершеннолетним, психическим заболеваниям подвержено не менее пяти процентов детей нашей планеты.

Психические детские расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка. Но если профессиональная помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, в том числе, к некоторым из них можно приспособиться. Также имеются и такие болезни, которые оставляют детей инвалидами. В основном, специалисты диагностируют у детей такие психические проблемы, как синдром навязчивости, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или ему свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний первазивные нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления, и также , и прочее. Бывает, что медики применяют обозначение «Пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями. Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные методики.

Лечение психических заболеваний у детей

Для родителей всегда является проблемой выбор врача, в случае возникновения у ребенка психического нарушения. Следует не ограничиваться консультацией у психиатра, и использованием медикаментозных лечебных методов. Будет правильно, если сразу после рождения младенца осмотрит остеопат, и другие специалисты. Многие расстройства психики необходимо лечить длительное время. И если лечение взрослых пациентов имеет определенные проверенные схемы, то детская психиатрия разработана в меньшей степени. В настоящее время эксперты постоянно ведут исследования в поисках эффективных видов борьбы с детскими психическими болезнями.

На сегодняшний день применяются те же самые препараты, которыми лечат взрослых, разумеется, в иных дозировках. В основном, среди методик лечения детей, имеющих психические нарушения, применяется несколько вариантов. При применении медицинских препаратов могут быть достигнуты хорошие результаты. Детям назначаются антипсихотики, противотревожные препараты, в том числе, стабилизаторы настроения и различные стимуляторы. Значительная роль в детской психиатрии отведена психотерапевтическим методам. Психотерапевт помогает ребенку справиться с заболеванием, выбирая для этого специальные стратегии.

Среди видов психотерапии для детей наиболее приемлема когнитивно-поведенческая терапия, поддерживающая терапия, а также межличностная и . Очень важно определить адекватное лечение, если у ребенка появились симптомы психического нарушения. Дети, у которых не лечили психические расстройства, страдают этими проблемами и в дальнейшем, такие люди подвержены алкоголизму, и даже суициду.

Год издания: 2010

Количество страниц: 320

ISBN: 978-5-94387-490-1

Издательство: Наука и техника

В издании рассмотрены основные компенсаторные механизмы головного мозга ребенка, описаны наиболее распространенные пограничные нервно-психические расстройства развивающегося ребенка, связанные с минимальной дисфункцией мозга, основные формы неврозов, современные представления о стрессе, а также вопросы лечения и обучения детей, страдающих пограничной патологией.
В интересной форме приводятся истории болезни детей, даются яркие клинические примеры, позволяющие понять основной психологический компонент того или иного страдания.

Книга адресована врачам-практикам (психиатрам, неврологам, психотерапевтам), психологам, дефектологам, логопедам, занимающимся терапией и коррекцией пограничных психических расстройств, а также студентам дефектологических и медицинских факультетов университетов.

Отзывы

Глава 1. Мозг: исцели себя сам!

Глава 2. "Левый мозг, правый мозг..."

Глава 3. Между большими полушариями головного мозг;

(Лурия - Пиаже - Выготский - Русинов - Хризман)

Глава 4. Почему эти расстройства - пограничные?

Диагностика пограничных расстройств с помощью компьютерного кросскорреляционного анализа ЭЭГ

Глава 5. "Я - человек, потому что говорю"

Терапия заикания и других нарушений речи

Глава 6. "Перестань моргать - держи себя в руках"

Классификация и терапия тиков

Глава 7. "Такой большой, а постель мокрая!"

Терапия энуреза

Глава 8. "Плохой хороший ребенок"

Современная трактовка синдрома дефицита внимания гиперактивности

Этиология СДВГ

Диагностика СДВГ с помощью кросскорреляционного анализа ЭЭГ

Невропатия

Компенсаторные механизмы симптомов пограничных психических расстройств

Глава 9. Невроз - удел избранных?

Неврастения

Истерический невроз

Невроз навязчивых состояний (обсессивный невроз)

Энкопрез

Глава 10. Стресс - помощник или враг?

Значение стресса для организма

Стресс как патогенный фактор

Глава 11. Лечить, учить, понимать

Методы исследования работы мозга

УЗИ, допплерография и ядерно-магнитно-резонансная томография головного мозга и шейного отдела позвоночника

Терапия пограничных расстройств

Психофармакологическая коррекция

Активация резервов мозга

Моделирование собственных защитных механизмов мозга ("адаптивное биоуправление")

Психотерапия пограничных расстройств

Педагогика и пограничные расстройства

Глава 12. Великий Карл Густав Юнг

Аналитическая психология

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Термин "психическое здоровье" неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни. Случаи могут быть разные, но связь психологического и физического здоровья очевидна.

В сегодняшней реальности в обществе наблюдается весьма высокий процент психологических трудностей не только у детей, лишённых родителей, но и у детей, воспитывающихся в семье. Одна из главнейших проблем психического здоровья – проблема неврозов. По данным, полученным в результате многолетних исследований как отечественных, так и зарубежных психологов, в обществе нормальной считается доля людей, страдающих неврозами, около 15%. В нашей стране эта доля в 80-е годы равнялась 14 %. За 90-е годы эта цифра резко возросла. Исследования Психологического института РАО свидетельствуют: среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдающих неврозом 72-75 % (!), среди взрослого населения нашей страны, т.е. среди родителей детей – 65 % (!). Вероятно, большинство взрослых пока не догадывается о последствиях такого положения, но педагоги обязаны искать пути и средства сохранения психологического здоровья ребёнка, его родителей, своего собственного.

Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно в ряде случаев предполагать исходный характер нарушений. Скажем, неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобные отклонения встречаются непостоянно – в основном там, где обстановка наиболее травмирующее действует на ребенка.

Безусловно, отклонения в поведении лишь видимая часть айсберга и только непосредственный контакт с ребенком, ознакомление со всей историей его жизни, встреча с родителями позволяют составить целостное представление о его нервно-психическом состоянии. Сама постановка диагноза – прерогатива врача, однако он нередко ставит его слишком поздно, когда уже требуется весьма продолжительное лечение. А между тем нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами – функциональными нервно-психическими расстройствами – можно весьма эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия. Сделать можно многое, если не оставаться равнодушным и не быть слепым проводником столь привычного административно-командного стиля обращения с детьми.

Позиция воспитателя может быть предопределяющей в дальнейшей судьбе ребенка: или о его "баловстве", "упрямстве" и "вредности" будет сообщено родителям, которым остается только "нажать", "исправить", "наказать", то есть сделать еще раз то, от чего и заболел ребенок, или же воспитатель обратит внимание родителей на явно болезненный характер поведения ребенка, посоветует, как поступить в том или ином случае.

Эти два подхода делят воспитателей на тех, кто слепо следует догме и исходит только из своих интересов, и тех, кто творчески решает возникающие проблемы, учитывая индивидуальность каждого ребенка и неиспользованные резервы психического роста. В первом случае воспитатели будут "поставлять" неврозы, а во втором, наоборот, количество неврозов уменьшится.

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врожденных и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Эмоциональность . Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Импрессивность – склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Внутрянняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости могут быть: а) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; б) беспокойство, неуверенность всебе при общей активности и выраженности чувства "Я" и т.п.

Склонность к беспокойству, волнениям . Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих и т.п.

Беззащитность, незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление.

Выраженность чувства "Я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда.

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов.

Отметим то, чего не хватает детям с неврозами для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли. Многие из перечисленных черт характера и поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании, а также в результате отклонений в личности родителей.

Особенности взаимоотношений в семье, где дети страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характеров супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских отношений; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад с конфликтным противостоянием и использованием одного из членов семьи в качестве "козла отпущения"; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; эмоционально-депривированная и тревожная атмосфера в семье и ее относительная психологическая изоляция от внешних связей.

Таким образом, мы видим, что отклонениям в поведении ребенка способствуют отклонения в личности родителей, отношениях в семье и воспитании, что, в свою очередь, является причиной неврозов.

Как видим, детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребенка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность.

Автореферат диссертации по медицине на тему Пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков 10-16 лет, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения

МИНС^ДОЕодудЯрСТВЕННЫИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

БАЗЫЛЬЧИК Сергей Викентьевич

ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Специальность: 14.00.18 - психиатрия

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте радиационной медицины Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Научные руководители:

доктор медицинских наук, профессор Ф. К. ГАЙДУК доктор медицинских наук, профессор Л.Н. АСТАХОВА

Официальные оллоненп*

доктор медицинских наук, профессор Г. А. ОБУХОВ кандидат медицинских наук Е Д. КОРОЛЕВ

Ведущая организация - Витебский ордена Дружбы Народов медицинский институт.

Защита состоится ____1993 г. на

заседании специализированного совета К 077.01.03 Минского государственного медицинского института (2200116, г. Шнек, пр. Дзержинского, 83).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Минского государственного медицинского института

Учекьй секретарь ежцяажикрованкого совета кандидат медицинских наук,

доцент В.К.К0Ш&Ш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, психопатоподобные и иеврозоподобние >асстройства зкзогенно-органической и соматической природы) запинает ведущее место в структуре психической патологии (Ю. А. Алек-:андровский, 1976; В.Д Карвасарский. 1930; Б. Д. Петраков, 1972; \ К. Ушаков, 1987). Последние десятилетия характеризуются неуклон-1ым ростом пограничных состояний во всем мире (А.А. Чуркин, 1990; 5. Д. Карвасарский, 1080).

По данным ряда авторов (Ю. А. Александровский с соавт, 1991; 3. И. Табачников с соавт., 1992; Е IL Краснов с соавт., 1992) проживание в условиях сложившейся после аварии на Чернобыльской АХ сронической психотравмирующей ситуации способствует росту погранич-!ых нервно-психических расстройств. Однако ропросы этиопато1енеза ¡«являемых нарувений во многих отношениях ло настоящего времени ос:аются спорными. Наряду с работами, в которых указывается на ведущую роль психогенных и соматогенных факторов (КХА. Александ-ювский с соавт., 1931 ; С. И. Табачников с соавт., 1992) в рлде ¡убликаций предполагается прекмущзственно экзогенно-органический енез патологических изменений, связанный с пораиаицим воздейс- вием ионизирувдгй радиации на ЦНС (ЕН. Краснов с соавт., 1992; 1Т. Кондратенко с соавг. , 1991; Л. А. Крьжановскач, 1992).

Абсолютное большинство исследований посвящено изучеиию влия-!ия чернобыльской азарии на психическое здоровье взрослого насеж ШЛ. Среди дотай и подростков исследования более малочислен", пр" ¡том болаоз внимания уделялось изучению психологических осабен-гостеа (ЕА. Татенко с сочзт.. 1992; А. \1 Карпухина, 1«92;). К Отшк, 1902), Ло иастояйэго временя остается мало изученным »опрос о состояния психического здоровья сетей, лрожин<иощих на егрктсрии, загрязнен,чей радионуклид?.®. S доступной на» литера-

туре мы нз встретили описания популяционных исследований, проведенных с целью изучения распространенности и клинических особенностей психических нарушений у детей, подвергшихся воздействию радиационного фактора. ПроОлема осложняется недостаточной сформ-ленностьы, }

Похожие статьи