Правильное отношение к работе: искусство жить счастливо. Как изменить отношение к работе, чтобы быстрее сделать карьеру

Как относится к своей работе правильно, и получать от нее удовольствие будет рассказано в данной статье.

Правило 1. Знание трудового законодательства никому не помешает. Каждый работник должен знать, что за переработки и работу в выходные дни работодатель должен оплачивать в двойном размере. А при увольнении вы должны получить на руки выплату в несколько окладов.

Зная закон, вы не позволите эксплуатировать вас. Конечно, существует такой момент, что многие компании идут в обход законодательства, например, выдают зарплату в конвертах. В таких организациях, как правило, сотрудник лишен большинства прав, поскольку их отстаивание может привести к снижению зарплаты без видимых на то причин и что еще хуже – к увольнению.

Существенным фактом является тот момент, если компания, в которую вы устраиваетесь работать, предоставляет своим сотрудникам «белую» зарплату.

Правило 2. Каждый работодатель мечтает найти такого работника, который бы работал за идею и не был заинтересован в заработной плате. В этом есть психологический момент, поскольку работник, постоянно считающий деньги, может быть мотивирован только деньгами и ничем более. Общее командное дело его вряд ли заинтересует, поэтому ни о каких переработках без оплаты не может быть и речи. Если вдруг такому сотруднику предложат более денежное место, он без сомнения переметнется к конкуренту.
Именно подобные моменты заставляют многие компании выбирать сотрудников, стремящихся за идеей и поощрять это стремление в ходе рабочего процесса.


В любой организации существует ряд корпоративных ценностей, которые должны сплотить коллектив. Каждый сотрудник тут трудится не для собственного блага, а для блага всей компании. Чтобы эту идею поддерживать в рабочем коллективе, руководство придумывает различные тренинги, награждения, пропаганду, развитие корпоративного патриотизма.

Несмотря на такую идейность работы, этим состоянием может пользоваться недобросовестное начальство, которое начнет эксплуатировать вас. К тому же работа за идею часто вызывает в сотруднике много переживаний, поскольку он работает на результат. Часто подобное явление заставляет работника выходить на работу не только в выходные дни, но и во время болезни, чувствуя угрызения совести за то, что не успевает сдать очередной отчет.

В то же время, сотрудник, нацеленный на деньги, меньше переживает по поводу работы. Его главной целью является заработная плата, поэтому он быстро переключается с работы на личную жизнь и не несет неприятности рабочего процесса за обеденный стол.

Поэтому психологи рекомендуют относиться к своей работе так, чтобы не привязываться к ней настолько, чтобы забывать о себе. Работа представляет собой только средство для достижения личных целей, не стоит ради нее отказываться от себя, личной жизни и семьи. Получайте удовольствие от работы, тогда и рабочий процесс будет проходить легко.

Правило 3. Знание трудового законодательства позволит вам контролировать рабочий процесс. Очень часто начальство начинает эксплуатировать работника, взывая к его ответственности. Не стоит серьезно воспринимать подобного рода провокации, поскольку всю ответственность вы несете во время рабочего дня, а к сверхурочным работам это никак не относится. При необходимости вы можете помочь своим коллегам справиться с поставленными задачами, но это не должно входить в привычку. Помните, что постоянная сверхурочная работа не является нормой.

Правило 4. Отстаивая свои права, большинство сотрудников боится испортить отношения с начальством. Но при этом никто из них не боится потерять уважение в глазах руководителя, поскольку вечно соглашающийся напоминает покорного слугу.

Вы не сможете испортить отношения, если будете грамотно требовать то, что прописано в трудовом законодательстве. Но даже если этот момент был воспринят начальством неадекватно, то правда на вашей стороне: вы устраивались на работу, а не уходили в рабство. Подумайте, стоит ли такая работа ваших сил?


Правило 5. Часто сотрудники не могут обратиться к начальству, поскольку бояться его. Но начальники тоже люди и хотя они напускают на себя важный вид, все же они остаются простыми смертными. Если вас что-то не устраивает в организации рабочего процесса, то лучше всего не шушукаться об этом с коллегами, а идти прямиком к начальнику и в доверительной беседе осветить проблему. Не бойтесь предлагать свои идеи прямо руководству, возможно, именно благодаря такому прямому подходу вы станете заметны в своей компании.

Правило 6. Главное правило на работе: не ошибается тот, кто ничего не делает. К любой ошибки относитесь философски, не стоит из-за неудачи заламывать руки и впадать в депрессию. Самое страшное, что могут сделать за вашу ошибку – это уволить. Но на этом не заканчивается жизнь, поэтому не стоит столь трагично воспринимать все ваши ошибки, поскольку такое сильно беспокойство негативно сказывается как на вашей работоспособности, так и на здоровье.

Самое главное при совершении ошибок – провести их анализ, чтобы больше их не повторять. Психологи подметили, что страх совершить ошибку провоцирует их появление. Измените свое отношение к работе, и держите себя в руках.

Правило 7. Не стоит ради рабочих подвигов пренебрегать здоровьем или семейной жизнью. Работа является только частью вашей жизни, поэтому относиться к своей работе нужно спокойно, без фанатизма, иначе она поглотит все вокруг вас. Стараясь таким образом выслужиться перед начальством, вы забудете о себе и своих потребностях, в то время как такое рвение могут не оценить по достоинству. Очень важно научиться получать удовольствие от работы, а не стремится получить награду «самый лучший работник месяца», после чего слечь с каким-нибудь нервным заболеванием в больнице.

Правило 8. Нередко плохое отношение начальства, сверхурочную работу пытаются терпеть только потому, что считают, что таких возможностей и условий нигде больше не предоставят. Самым верным способом узнать так это или нет: узнать об условиях труда в других подобных организациях и даже просмотреть вариант перехода на новое рабочее место. Многие люди бояться срываться с насиженного места, поскольку думают, что найти работу, отвечающую всем требованиям, достаточно сложно. Но если не попытаться это сделать, то можно просидеть на нелюбимой работе с опостылевшими коллегами до трудовой пенсии.

Начните ходить на собеседования – это позволит вам изменить отношение к работе , повысить вашу самооценку и определить максимальные предложения по заработной плате. Знание того, как оплачивается работа подобно вашей, позволит вам подойти с предложением к начальству о ее повышении.

Правило 9. Не стоит относиться к своей работе как единственному рабочему месту, за которое следует держаться обеими руками, особенно если условия труда вас не совсем устраивают. Пробуйте, ищите, развивайтесь, стремитесь к лучшему. И тогда вы сможете найти ту работу, которая будет приносить вам удовлетворение. Не стоит переживать из-за нападок начальства и угроз увольнения. Найдите лучшее свое рабочее место сами, и тогда ваше руководство прочувствует, какого ценного сотрудника оно потеряло.

Правило 10. Умейте на работе работать, а дома – отдыхать. Не стоит нести рабочие проблемы в дом, поскольку это вызовет нервное раздражение у ваших домашних и вы будете еще больше переживать вне рабочих стен. Помните, что работа – это только часть жизни.

Некоторые люди гордятся своим трудоголизмом, но это скорее говорит о том, что человек пытается скрыться от своей жизни за рабочим процессом. Умение радоваться жизни, находится приятное в общении и отдыхе является не менее важным, чем каждый день ходить на работу.

В заключении можно сказать, что не стоит демонстрировать все вышеперечисленные правила на своем рабочем месте. Очень важно понять каждому, что работа должна быть подчинена вашей жизни, а не жизнь – работе. Исходя из этого, действуйте в правильном направлении: спокойно и с правильным расчетом подходя к рабочему процессу.

Как изменить отношение к работе

Для Далай Ламы это был трудный день. Когда в половине восьмого утра пришло время скромного завтрака, состоявшего из тсампы и чая, он уже четыре часа провел в молитвах и медитации. После завтрака начался его обычный рабочий день, в тот раз особенно насыщенный делами. Один за другим шли посетители - представитель индийского правительства, верховный лама одной из древних сект тибетского буддизма, президент одной из республик Российской Федерации, один из высоких чинов тибетского правительства в изгнании, его помощники...

Ожидая своей очереди, я с восхищением наблюдал, как. Далай Лама принимал группу тибетских беженцев. Эти люди проделали трудный путь через Гималаи, радуясь, когда им удавалось сесть на попутный автобус или хотя бы в открытый кузов трясущегося грузовика. Кто-то пересек извилистую границу пешком, с мрачной решимостью взбираясь по горным тропам. У некоторых детей на руках или на ногах не хватало пальцев - результат обморожения. Многие приходили без копейки, абсолютно нищие. Их чубы - национальная тибетская одежда - были запыленными и превратились в лохмотья. На лицах стариков, загорелых, обветренных, страдание оставило свои следы - их дух закалился, пройдя сквозь ГОДЫ гнета, - страна находилась под властью китайских коммунистов. И вот сбылась мечта всей их Жизни - они увидели Далай Ламу. Для многих из Них этого было достаточно, чтобы они воспряли духом, а их сердца наполнились надеждой и радостью. Всем им - и молодым, и старым - Далай Лама говорил слова утешения наряду с разными практическими советами - от «Образование необходимо для успеха» и до «Будьте осторожнее с проститутками - можно подхватить дурную болезнь».

Наконец, в два часа дня пришло время для последнего посетителя - им был я. По уговору, Далай Лама уделял мне каждый день несколько часов для работы над книгой, которую мы должны были писать вместе. Но наши встречи были заполнены отнюдь не легкомысленной болтовней. Я засыпал его бесконечными вопросами. Многие из них он называл глупыми и говорил, что на них невозможно ответить. Эти вопросы стали потом предметом наших общих шуток, поскольку выводили из себя даже такого терпеливого человека, как Далай Лама.

Стоя на крыльце, увитом побегами бугенвиллеи, на фоне заснеженной гряды Дауладар, Далай Лама тепло приветствовал меня и пригласил в дом. Там мало что изменилось со времени нашей первой встречи двадцать лет назад. Те же тибетские танка на бледно-желтых стенах, тот же алтарь, украшенный изображениями буддийских божеств, а на противоположной стороне - рельефная карта Тибета во всю стену. Даже скромная мебель осталась все та же, только диван, кажется, поменял обивку.

Пока я доставал блокноты и возился с магнитофоном, мы поговорили о том, что Далай Лама успел сделать за день. Как правило, он просил меня приходить в конце рабочего дня. Ожидая в приемной, пока он освободится, я имел возможность наблюдать за посетителями. В тот день меня особенно поразило их разнообразие - это были люди со всех концов земного шара. Поэтому я начал разговор с Далай Ламой так:

К вам приходят самые разные посетители. Ваша деятельность чрезвычайно многогранна. На этой неделе я хотел бы поговорить с вами о работе...

Хорошо, - кивнул Далай Лама.

Поскольку на этой неделе мы будем говорить о работе, скажите, пожалуйста, что вы считаете своей основной работой?

Далай Лама взглянул озадаченно:

Что ты имеешь в виду?

Я, в свою очередь, тоже удивился, что такой простой вопрос вызывает у него удивление.

На Западе, - объяснил я ему, - знакомство, как правило, начинают с вопроса о профессии. Если абсолютно незнакомый человек, не имеющий понятия о том, кто такой Далай Лама, спросит вас, чем вы занимаетесь и как зарабатываете себе на жизнь, что вы ему ответите?

Далай Лама погрузился в молчание и долго обдумывал ответ. Наконец он объявил:

Ничем. Я ничего не делаю.

Ничем? Увидев удивление на моем лице, он повторил:

Да, скорее всего, я ответил бы, что ничем не занимаюсь.

Неужели ничем? Не может быть.

Я ведь знал, как он много работает, - больше, чем все остальные люди. Даже сегодняшний тяжелый день казался не очень напряженным по сравнению с насыщенной программой заграничных поездок. Я входил в его команду во время поездки по Соединенным Штатам и мог воочию видеть трудолюбие Далай Ламы и огромный объем проделанной им работы. Как государственный деятель, он встречался с президентом Джорджем Бушем, госсекретарем Колином Пауэллом и рядом высокопоставленных сенаторов и членов Конгресса. Как учитель, буддийский монах и ученый, он прочел множество лекций, касающихся самых тонких вопросов буддийской философии. Как лауреат Нобелевской премии и неутомимый защитник мира и прав человека, он выступал перед сотнями тысяч людей. Как религиозный лидер, стремящийся к диалогу конфессий, он беседовал с представителями многих религий: священниками, раввинами, даже с главой мормонской церкви. Он общался с учеными и людьми искусства - известными и не очень. И куда бы он ни приезжал, он обязательно встречался с беженцами из Тибета. Он работал с утра до ночи, менял города с калейдоскопической скоростью. Все эти встречи проводились не по его инициативе - его приглашали. И, что примечательно, - несмотря на жесткий график, он работал без устали. Казалось, работа делала его счастливым.

Разве можно после этого сказать, что он бездельничал?

Хорошо, - упорствовал я, - но если бы тот человек все-таки повторил свой вопрос?

Ну тогда я бы просто ответил, что забочусь о себе самом.

Конечно, я пошутил. Но, если вдуматься, здесь есть изрядная доля правды. Все шесть миллиардов людей на планете, в сущности, только и делают, что заботятся о себе. Разве не так? Поэтому, где бы мы ни работали, чем бы ни занимались, с колыбели и до рождения мы преследуем одну главную цель - заботимся о себе. Это наша главная задача.

Мои попытки выудить из Далай Ламы подробности его деятельности быстро сошли на нет. И я заметил, что уже не в первый раз он уходит от разговора о себе. Может быть, это результат полного отсутствия у него самомнения? Не знаю. Как бы то ни было, я решил перейти к другим вопросам.

Чтобы поддерживать свое существование, - начал я, - людям нужна работа. Вы много раз говорили, что цель жизни - счастье.

Правильно, - подтвердил он.

Стало быть, человеку необходимо чувствовать себя счастливым не только дома, но и на работе. А это не всегда удается. Приведу в качестве примера одну свою знакомую. Я подарил ей экземпляр «Искусства быть счастливым» вскоре после того, как книга вышла из печати. Она стала читать ее по вечерам, перед сном. Книга произвела на нее большое впечатление. По ее словам, она поняла, что стать счастливой - вполне ей по силам. Но потом добавила: «Ложась спать, я чувствую, что счастье - вот оно, рядом. А утром мне приходится вставать в пять утра, час добираться до работы на электричке. И когда я переступаю порог офиса, все меняется: начинается нервотрепка, претензии. Мой начальник - идиот, коллег своих я терпеть не могу. И счастье становится несбыточной мечтой. Я работаю в таком напряженном ритме, что едва успеваю перевести дух, - где уж там думать о духовном развитии. И, разумеется, компания, где я работаю, ничуть не заботится о том, чтобы я чувствовала себя счастливой. Но что делать - приходится работать, приходится зарабатывать деньги. Я не могу уволиться и ждать, когда подвернется другая работа. Так как же мне в таких условиях стать счастливой?»

Разумеется, случай с моей знакомой не единичный, - продолжал я. - Неудовлетворенность работой - распространенное явление во всем мире. Недавно я прочитал, что, по результатам опроса, половина всех американцев недовольны своей работой. А специалисты утверждают, что таких людей становится все больше и больше. По данным организации, проводившей опрос, число довольных работой людей сократилось на 8 процентов за последние 5-6 лет.

Почему? - удивился Далай Лама.

По разным причинам. Маленькая зарплата, однообразная работа, плохие условия труда. В общем, здесь играет роль много факторов: скучное окружение, недостаток признания, ежедневная рутина и т. д. Мне интересно было бы знать ваше мнение по каждому из этих пунктов. Я приведу один пример. Незадолго до отъезда я ужинал с двумя друзьями, которые работают программистами в крупных корпорациях. Большую часть ужина они жаловались друг Другу на свою работу. Сотрудники разных компаний, они были единодушны в одном: на работе им не позволяли проявлять инициативу. У них совершенно не было возможностей для творчества. Они жаловались, что начальник не дает им необходимых указаний. Получая очередное задание, они хотели бы выполнять его по-своему. А вместо этого над ними стоит надсмотрщик и дышит им в затылок, не позволяя делать работу так, как они хотят. Так есть ли какой-нибудь рецепт, как в таких обстоятельствах добиться большей свободы?

Не знаю, - ответил Далай Лама. - Конечно, все зависит от условий, в которых человеку приходится работать.

Он на секунду задумался.

Для примера возьмем заключенного в тюрьме. Конечно, лучше туда не попадать, но даже в тюрьме, в условиях несвободы, все равно можно разнообразить свою жизнь. Даже в тюрьме с очень строгими правилами содержания заключенный может найти возможность для духовной практики, уменьшить чувство неудовлетворенности и восстановить гармонию в душе. Главное - работать над своим духовным развитием. Я слышал, что в Индии есть программа обучения заключенных медитации. Если люди могут делать это в условиях тюрьмы, то почему бы им не заняться тем же на работе? Так они смогут разнообразить свою жизнь в мелочах. Можно работать даже на конвейере, но при этом общаться с товарищами, постараться подойти творчески к выполняемой работе. Может быть, в этом и есть выход?

Конечно, это не значит, что вы должны слепо подчиняться приказам начальников. Если работника эксплуатируют, если хозяин фирмы думает только о прибыли, платит мало, заставляет работать сверхурочно, выполнять то, что противоречит этическим нормам, то не стоит бездействовать, оправдываясь словами: «Видно, такова уж моя карма». Смирение здесь не поможет. Бездействие - плохая реакция на несправедливость. В буддийских текстах упоминается так называемое «неуместное терпение». Так, например, в случае с жителями Тибета, которых угнетают китайцы, речь идет именно о неуместном терпении. Поэтому и на работе, не сопротивляясь эксплуатации и несправедливости, мы ведем себя неправильно. Правильной реакцией в данном случае является активное сопротивление, стремление противодействовать несправедливости, а не мириться с ней. Словом, Необходимо действовать.

Но как? - спросил я.

Все зависит от ситуации, - рассудительно заметил Далай Лама. - Может быть, стоит поговорить с начальством и попытаться что-то изменить.

А если это не поможет?

Тогда надо бунтовать! - засмеялся он. - Так я обычно советую. Надо активно сопротивляться эксплуатации. А в некоторых случаях лучше уволиться с работы и поискать новую.

Конечно, в современном мире есть эксплуатация, - сказал я, - но она неявная, замаскированная. Иногда это выражается в большой нагрузке на работе. Если экономика переживает спад, компании вынуждены сокращать штаты и увольнять сотрудников. Оставшимся приходится работать за двоих. Как же им тогда поступить? Как справляться со стрессом?

Конечно, все зависит от личности человека и от того, где он работает. Если вы действительно цените свою работу, если в своей деятельности вы преследуете высшую цель, то сможете преодолеть любые трудности. Вас будет подбадривать мысль, что вы работаете на благо людей. Так что ситуации бывают разные.

Но так бывает не всегда, - возразил я. - Меня интересует, как в целом следует относиться к перегрузкам.

Что ты имеешь в виду под перегрузками? - спросил Далай Лама. Видно было, что это понятие ему незнакомо.

Ну, когда человек так загружен работой, что она становится для него источником стресса.

Все-таки я не до конца тебя понимаю. Например, начальник дает тебе некое задание, которое ты способен выполнить за определенное время, даже если для этого потребуется приложить усилия. Разве можно назвать это перегрузкой? Или ты имеешь в виду, что он ставит невыполнимые сроки? Тогда надо Просто сказать - «я не смогу это сделать». Что конкретно ты имеешь в виду?

Далай Лама не понимал меня. А я не мог понять, почему он меня не понимает. Ведь перегрузки - Явление не только американское и европейское, У японцев даже есть специальный термин кароши -- смерть от перегрузки на работе. Я решил воспользоваться близкими Далай Ламе понятиями.

Предположим, что вы - монах, изучающий и Практикующий буддизм. Ваш учитель в данном случае играет роль начальника.

Да, я понимаю, - кивнул Далай Лама.

Ваша работа заключается в том, чтобы учить и запоминать тексты. Начальник дает в качестве задания очередной текст, который вы должны выучить к следующей неделе. Текст очень трудный. Если напрячься, то можно выучить его к следующей неделе, но для этого придется изрядно потрудиться. И вот спустя несколько часов начальник снова подходит к вам и говорит: «Нужно выучить еще один текст - тоже к следующей неделе». Он - ваш начальник. Вы не можете сказать ему: «Я увольняюсь, я больше не хочу быть монахом». Перегрузка в данном случае означает, что количество работы, выполняемой в одни и те же сроки, постоянно увеличивается.

Кажется, теперь я понимаю, - сказал Далай Лама. - Когда мне было двадцать лет, я работал учителем в Тибете. Чтобы подготовиться, мне приходилось вставать рано утром и работать допоздна. Я вынужден был отрывать от сна несколько часов. Это и есть перегрузка?

Совершенно верно.

Тогда при определенном напряжении сил и внимания с перегрузками можно справиться. Но так может продолжаться лишь короткое время. Если бы мне пришлось недосыпать целый год, я бы, наверное, не выдержал.

Именно с этим сталкивается сегодня большинство людей, - ответил я.

А почему эти люди не могут с самого начала отказаться? Их уволят? - спросил Далай Лама.

Скорее всего, да.

Тогда нужно точно знать свои возможности. Если начальник дает такое задание, которое вам не по силам, следует сказать ему об этом и убедить его снизить нагрузку. Если это не поможет, наверное, стоит поискать другую работу.

Допустим, начальник соглашается заплатить за дополнительную работу, а подчиненный соглашается ее выполнить. Это его добровольное решение, и в этом случае не стоит жаловаться на увеличение нагрузки. Но если количество работы увеличивается, а зарплата - нет, то это действительно эксплуатация.

Думаю, что в такой ситуации работодатель должен правильно оценить возможности своих подчиненных. Давать человеку работу, превышающую его возможности, означает проявлять к нему неуважение. Даже животное не следует чрезмерно нагружать работой - тем самым мы проявляем к нему неуважение.

Эксплуатация - это несправедливость, - закончил он решительно.

Я рад, что вы затронули тему несправедливости, - ответил я, - поскольку она тоже порождает неудовлетворенность. Несправедливость - одна из самых распространенных причин неудовлетворенности.

Компании больше всего заинтересованы в повышении производительности труда - производить, производить, производить. Конечно, некоторые компании обращают внимание на создание благоприятных условий, но это скорее исключение - главной целью всегда является увеличение производства. Увеличение прибыли - благодатная почва для всевозможных проявлений несправедливости, стрессовых ситуаций и так далее. Как же при этом сохранить внутреннее спокойствие и чувство удовлетворенности?

Далай Лама засмеялся:

Говард, некоторые твои вопросы абсурдны. Это все равно что спросить: как, будучи в аду, научиться терпению и спокойствию? Есть вопросы, на которые непросто дать ответ. Современная жизнь дает множество примеров проявления несправедливости - подкупленные политики, раздача должностей родственникам и знакомым и так далее. Как с этим бороться? Как сохранять спокойствие? Это действительно проблема. Возьмем Тибет. Мы, тибетцы, - честные люди, мы не желаем китайцам зла, но китайцы выдвигают против нас ложные обвинения и притесняют нас. Юридически правы мы, а не они, Но реально страдаем мы. Мы побеждены. В таких обстоятельствах трудно сохранять спокойствие и быть довольным.

Миллионы людей испытывают ежедневно разного рода несправедливость. Необходимо активно бороться против несправедливости и в то же время сохранять внутреннее спокойствие, не падать духом и не сердиться. Это единственный выход. Нам может помочь вера, а также обычный здравый смысл. Главное - проанализировать ситуацию и посмотреть на нее с другой точки зрения. Это обязательно поможет, - убежденно закончил он.

Вспоминая наши прошлые беседы, я сказал ему:

В свое время мы говорили, что ключ к счастью лежит в тренировке ума, а тренировать его можно при помощи здравого смысла, меняя свое отношение к происходящему. Это так называемая аналитическая медитация.

Совершенно верно, - подтвердил Далай Лама.

Для примера возьмем ситуацию: мы ждем повышения на работе, но не получаем его - вместо нас на эту должность назначен другой. Мы чувствуем, что это несправедливо, что нас обошли. Мы завидуем более удачливому коллеге. Как тут быть?

Далай Лама подумал и сказал:

Сначала надо подумать, принесет ли такая зависть пользу? Сделает ли она нас счастливее, спокойнее или, наоборот, принесет несчастье. Стоит вспомнить прошлое: сделали ли нас счастливее зависть и ненависть, помогли ли достичь желаемых целей? Вспомните, как реагировали окружающие на вашу зависть. Улучшились ли после этого ваши отношения? Убедитесь, насколько губительны зависть, злоба и ревность и насколько полезны терпимость и спокойствие.

Хорошо, допустим, я убедился в деструктивности отрицательных эмоций. Что дальше?

Ты надеялся на повышение, ты обладаешь необходимыми качествами, ты достоин, но вместо тебя повышение получает кто-то другой. Можно обижаться и сердиться, но подумай, насколько деструктивно такое настроение. Это уже поможет умерить отрицательные чувства. Не зацикливайся на мыслях о неудаче. Есть масса других, более привлекательных должностей, которые тоже недоступны тебе. Не ревнуй и не завидуй, потому что так ты распалишь свою неудовлетворенность еще больше.

Чтобы успокоиться, используй умение критически мыслить, анализировать. Вспомни, что ситуация никогда не бывает абсолютно плохой или абсолютно хорошей. Я заметил, что многие люди, особенно на Западе, склонны все видеть в черно-белых тонах. Но в жизни все относительно. Выработай умение взглянуть на ситуацию под другим углом. Может быть, тогда ты поймешь, что новая, более денежная работа не решит всех проблем. Людям, которые получают много денег, всегда приходится чем-то жертвовать - у них ненормированный рабочий день, большая ответственность, работа связана с риском для жизни и т. д. Присмотрись внимательно, и ты увидишь, что к людям на высоких постах предъявляется больше требований, их окружают завистники и соперники. Может быть, сейчас ты получаешь меньше, но и работа твоя не такая напряженная или опасная. Поэтому следует утешать себя мыслью: «Да, я получаю меньше и работа моя не самая лучшая, но все-таки я зарабатываю достаточно, семью обеспечиваю, так что все не так уж плохо. Я счастлив. Все в порядке». Подобные рассуждения помогут сохранить спокойствие, даже если все идет не так, как нам хотелось бы.

Далай Лама сделал паузу и отхлебнул чаю.

Таким образом, - продолжал он, - философский взгляд на вещи помогает нам оставаться довольными тем, что у нас есть.

Недовольство работой - распространенное явление. Что еще вы могли бы здесь посоветовать? Как быть в такой ситуации? - спросил я.

Еще один способ остудить свое недовольство - вспомнить о том, сколько людей вообще не имеют работы. Скажите себе: в моей жизни, по сравнению с огромным множеством людей, так много хорошего. И это на самом деле так. Иногда мы об этом забываем, становимся избалованными. В Америке, например, всегда есть возможность получить работу, и вообще больше свободы, больше инициативы. Но одновременно с этим растет недовольство, неудовлетворенность тем, что есть. В других странах, например в Индии и Китае, выбор вакансий гораздо меньше. Многие люди вообще сидят без работы. Но я заметил, что при этом работающие люди получают больше удовольствия от труда и работают с большей отдачей. Точно так же можно вспомнить, насколько труднее была жизнь предыдущих поколений, живших в эпоху мировых войн и т. д. Мы иногда забываем такие вещи, но стоит подумать об этом, и появляется чувство благодарности и удовлетворения своим положением.

Да, вы, конечно, правы, - согласился я. - Я тоже побывал во многих странах, видел чернорабочих, носильщиков здесь, в Индии, эмигрантов, работающих на рисовых плантациях по всей Азии, кочевников, живущих в глухих уголках вашей страны. Многие из них были искренне счастливы и довольны жизнью. Да, я признаю, что по сравнению с этими людьми мы выглядим избалованными. Но моя родина, Америка, можно сказать, была построена на проявлении личной инициативы. Разве не логично, что МЫ не желаем мириться с существующим положением вещей, а хотим что-то изменить к лучшему?

Ты прав, Говард, но не следует путать удовлетворенность и равнодушие. Одно дело быть довольным своей работой, а другое - относиться к «тому равнодушно, не заботиться о собственном росте, не желать учиться, не стремиться к лучшему. Если мы занимаемся неквалифицированным трудом, но при этом имеем навыки и образование для другой деятельности, то, конечно же, нужно прилагать усилия, чтобы сменить работу. Если же это не получается, не стоит сердиться и расстраиваться, застревать на мысли: «Я пытался, но у меня не получилось». Вместо этого скажите себе: «Что же, пока буду продолжать работать на прежнем месте». Постарайтесь довольствоваться той работой, которая у вас есть. В случае неудачи философское отношение к ней поможет сохранить спокойствие и не поддаться гневу и разочарованию. Здесь-то и пригодится наша тренировка. Здравые критические рассуждения помогут развеять тревожные мысли. Итак, оставаться довольными тем, что мы имеем, - вот наша главная задача.

Пока он говорил, я думал о том, как трудно многим из нас избавиться от гнева и ненависти при помощи доводов разума. Я понял, почему Далай Лама постоянно говорит о том, как нелегко приучить себя философски относиться к неудачам. Для этого требуются постоянные усилия и время. Для того чтобы «аналитическая медитация» дала результаты, необходимы долгие размышления. Нужно приложить усилие, чтобы поверить в истинность новой точки зрения, иначе наши попытки убедить себя будут выглядеть неискренне - как у лисы, которая не могла достать виноград. «Да и зачем мне эта новая работа!» Нет, надо признаться самому себе, что ты действительно хотел получить новую должность, но не смог. Ты хотел получить ее всеми фибрами тела и души. Она была важна для тебя не только потому, что там больше платят, но и потому, что могла поднять тебя в собственных глазах и сделать счастливее.

Как же убедить себя, что более ответственная работа, более высокая должность не сделают нас счастливее? Очень просто - посмотреть на возможные результаты. Подумайте, сделало ли вас счастливее последнее повышение? Посмотрите на своих знакомых, занимающих высокие посты, - разве они счастливее своих подчиненных? Даже научные исследования подтверждают обратное. Так, например, согласно исследованию, проведенному группой ученых под руководством Роберта Райса, доктора философии из университета в Буффало, люди, занимающие ответственные посты, ничуть не счастливее тех, кто занимает более низкие должности. Это подтверждается и другими исследованиями. Выводы ученых гласят, что, хотя удовлетворенность жизнью и удовлетворенность работой взаимосвязаны, специфика работы, ее престижность, принадлежность к сословию рабочих или служащих мало влияют на общую удовлетворенность жизнью.

Есть и еще одна причина, в силу которой нам трудно изменить свое отношение к окружающему миру и отказаться от привычной реакции на неудачи. Причина эта заключается в том, что нам нравится чувствовать себя несчастными. Я не раз наблюдал эту загадочную черту у своих пациентов. Каким бы несчастным ни был человек, он получает своеобразное извращенное удовольствие от праведного негодования по поводу того, что с ним обошлись несправедливо. Мы цепляемся за свои страдания, носим их, как орден, привыкаем к ним и уже не желаем с ними расстаться. Мысль лишиться их, какой бы вред они нам ни приносили, пугает нас, и этот страх живет в нас на подсознательном уровне. Кроме того, мы извлекаем дополнительное удовольствие из сочувствия окружающих - если это сочувствие действительно искреннее. Иногда так оно и есть - наши друзья, коллеги делятся в ответ своими бедами и проблемами, мы находим товарищей по несчастью, с удовольствием смакуем несправедливость жизни и обсуждаем грехи наших работодателей. Но чаще бывает наоборот: хотя внешне человек выражает сочувствие, в глубине души наши жалобы его раздражают, ведь у него хватает и своих проблем.

Думая о том, как трудно порой бывает изменить свое отношение к жизни, я сказал Далай Ламе:

Вы дали хорошие советы, но далеко не каждому под силу найти в них утешение.

Верно, - сказал Далай Лама, - поэтому моя точка зрения такова: если есть возможность изменить условия работы, нужно попытаться это сделать. Но одновременно необходимо понять фундаментальные причины наших проблем.

Итак, мы снова приходим к выводу о взаимосвязи всего происходящего. Если нас не продвигают или увольняют, если мы не можем найти работу, то здесь играет роль целый ряд факторов.

Вы неудовлетворены. Вы страдаете, не подозревая, что многое зависит от состояния экономики и общества в целом. В таком случае не стоит принимать неудачи близко к сердцу, жаловаться на компанию или направлять свой гнев на начальника. Гнев порою Может превратиться в ненависть, а ненависть выйти из-под контроля. Но даже если вы убьете ненавистную вам личность, это никак не повлияет на ситуацию и не поможет устранить глобальную причину проблем.

Возьмем для примера ситуацию с тибетцами, проживающими здесь, в Индии. Есть люди, которые недовольны работой тибетского правительства в эмиграции. Критикуя текущие действия правительства, они забывают, что правительство в эмиграции - это правительство в изгнании. Причиной всех бед является китайская оккупация Тибета, в результате которой правительству пришлось эмигрировать. В этом корень наших проблем. Осознав это, мы перестанем конфликтовать и враждовать друг с другом и сможем объединиться.

Поэтому вместо того, чтобы бесконечно жаловаться и направлять свой гнев на начальника, постарайтесь взглянуть на проблему шире и установить ее истинные причины. Подумайте о ситуации в мире, о мировой экономике, о состоянии окружающей среды. Вспомните различные формы проявления социальной несправедливости. Может быть, вам даже удастся внести свой собственный, пусть небольшой вклад в борьбу с ней.

Все это так, - заметил я, - но чаще всего мы бессильны как-либо повлиять на глобальные проблемы.

Это верно, - сказал Далай Лама, - попытки что-либо изменить могут оказаться безуспешными.

Но, по крайней мере, вместо того чтобы впустую сердиться и досадовать, вы направите свою энергию в более конструктивное русло. Может быть, у вас снова возникнет желание работать, делать что-то полезное для общества. Разумеется, для этого нужно время. Если у вас нет возможности изменить условия работы или сменить саму работу, попробуйте изменить свое отношение к ней. Иначе вы будете чувствовать себя несчастным как на работе, так и в жизни в целом.

Наша встреча подходила к концу. Решив, что Далай Лама сказал все, что хотел, я стал собирать бумаги, но тут неожиданно последовало продолжение. Далай Лама коснулся в своей речи суровой реальности, нас окружающей. В его голосе не было сентиментальности, зато звучало бесстрашие и сочувствие к людям.

Проблемы в жизни будут всегда, - сказал он. - Жизнь без проблем невозможна. Человек никогда не бывает доволен на все сто процентов, Правильно? Всегда остается место для неудовлетворенности. И чем скорее мы поймем это, тем легче нам будет бороться с трудностями.

Представь себе человека, который любит сладкое, но терпеть не может кислого. У него есть любимый

фрукт. Этот фрукт сладкий, но с кислинкой. И тем не менее человек продолжает его любить, даже несмотря на эту небольшую кислинку. Ему приходится мириться с ее присутствием, поскольку кислый и сладкий вкус фрукта разделить невозможно. Такова и вся наша жизнь. В ней много хорошего, но есть и неизбежные проблемы. Что делать - так уж она устроена.

Итак, жизнь сурова. Таким серьезным выводом закончилась наша встреча. И как бы в подтверждение на улице прогремел гром и начался дождь. Секунду спустя отключилось электричество - в Дхарамсале такое бывает почти ежедневно в это время года. Далай Лама оставался невозмутим. Его теплая улыбка и приветливое выражение лица резко контрастировали с темнотой комнаты и непогодой за окном. По всему было видно, что, несмотря на трудности, он все-таки чувствовал себя счастливым человеком. На его долю тоже выпало немало проблем. Он потерял свой народ и родину, когда после оккупации китайцами Тибета вынужден был покинуть страну. Тем не менее, он ежедневно продолжает решать важные проблемы: борется за сохранение культурного наследия Тибета, за свободу своего народа, за права всех людей. Порой его борьба не приносит успеха. Однако начиная с шестилетнего возраста, он воспитывал в себе спокойное и счастливое отношение к жизни, несмотря все ее превратности. Кажется, его усилия принесли свои плоды.

Итак, еще раз повторю его мысль. Если условия работы нас не удовлетворяют, мы должны их изменить. Если же такой возможности нет, следует (хоть это порой нелегко) изменить себя, свое внутреннее состояние и отношение к работе и быть счастливым.

2.10 Что означает в работе: «Ибо Я ожесточил его сердце», в духовной работе («Шлавей Сулам» том 4, стр. 142 Ночной урок от 14 Марта 2002 года)Написано в Торе: «Ибо Я ожесточил его сердце». Вопрос: почему не написано, что Творец ожесточил сердце Фараона сразу, в самом начале, а мы

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Как изменить намерение? Охватывает ощущение, что занимаюсь ради себя. Отчего испытываю стыд. Появляются противоречия с самим собой. Нахожусь в тупике и в большом отчаянии оттого, что не знаю, как поменять намерение, чтобы эта работа была не ради себя. Что делать?Все, что Вы

Из книги Назад в будущее. Разгадка секретного шифра Книги Бытия автора Ситчин Захария

Глава 1604: Слова Аллаха Всевышнего: «Они хотят изменить слово Аллаха». 2130 (7501). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах говорит: “Если решит раб Мой совершить дурное, не

Из книги Ценшаб Серконг Ринпоче: Уравнивание и замена отношения к себе и другим автора Берзин Александр

Из книги Искусство быть счастливым на работе автора Гьяцо Тензин

Я смогу поменять местами отношение к себе и отношение к другим Полагаясь на «врата» обдумывания множества недостатков чрезмерной заботы о себе и множества достоинств заботы о других, мы чувствуем, что должны сменить наши представления относительно того, о ком следует

Из книги Моя духовная биография автора Гьяцо Тензин

Я обязательно поменяю местами отношение к себе и отношение к другим. Мы снова думаем о недостатках себялюбия и пользе, проистекающей из заботы о других, но на этот раз мы чередуем эти два типа размышлений в одном. Другими словами, мы внимательно исследуем десять

Из книги История Поместных Православных церквей автора Скурат Константин Ефимович

Глава 9 Счастье на работе Сегодня мы в последний раз должны были беседовать с Далай Ламой у него дома, в Дхарамсале. Целую неделю мы говорили о природе труда, о том, Почему люди бывают недовольны своей работой и как сделать таких людей счастливее.Взбираясь по грязной узкой

Из книги Психиатрия и проблемы духовной жизни автора Мелехов Д. Е.

2 ИЗМЕНИТЬ МИР Я зову к духовной революции Можно обойтись без религии, но нельзя без духовностиКак буддистский монах я воспитывался в духе уважения к буддистским принципам. Мой образ мыслей был сформирован тем фактом, что я? ученик Будды. Однако мне захотелось расширить

Из книги Слова III. Духовная борьба автора Старец Паисий Святогорец

9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению Кипрская Православная Церковь активно трудится на поприще укрепления всеправославного единства. Она вносит свой вклад в лице своих представителей в решение проблем

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

IV. Отношение врача-психиатра к религиозным переживаниям больного и отношение священника к патологическим проявлениям в психике (общие положения) Вопросы, поставленные в названии этой главы, по существу являются задачей всех последующих глав, поэтому здесь даются только

Из книги Искусство трудного разговора автора Таунсенд Джон

Глава четвертая. О работе духовника над душами людей Умение обращаться с душой - дело тонкое- Геронда, как можно помочь людям, обладающим трудным, неподатливым, "кособоким" характером?- Будучи плотником, я работали с перекошенными, "кособокими" досками и брусьями. Однако

Из книги Молитва автора Янси Филипп

Глава 11. О работе христианской Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко, – говорит Христос. (Мф. 11:28-30) § 506. И

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ГЛАВА 10. МОЖЕТ ЛИ МОЛИТВА ИЗМЕНИТЬ БОГА? Молитва - это сила, благодаря которой происходит то, чего иначе бы не случилось. Эндрю Мюррей «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал 3:6).«Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя!» (Ос 11:8)Оба эти стиха взяты из

Нелюбимая работа: что делать?
Ненавижу свою работу! ” Или: “Как же я завидую людям, которые любят свою работу! ” – знакомы такие восклицания? Тогда эта статья для вас.

Прежде всего определитесь, почему вы так относитесь к своей работе . Варианты ответов могут быть следующие:
– мне не нравится эта сфера деятельности;
– мне не нравятся мои обязанности;
– мне не нравится организация, где я работаю;
– мне не нравится начальник / коллеги

Список можно продолжить, ведь у каждого своя ситуация и причины могут быть глубоко индивидуальны. Исходя из причин, стоит принимать решение: найти другую работу или просто изменить отношение к ней. Часто люди спрашивают: “Как работать на нелюбимой работе ?” или даже “Как полюбить нелюбимую работу ?” Последний вопрос содержит очевидное противоречие, было бы логичнее, если бы вы спросили: “Как смириться с нелюбимой работой ?” На мой взгляд, прежде чем принимать решение остаться на нелюбимой работе, которая провоцирует стресс и негативные эмоции, а также крадет годы вашей жизни, стоит проанализировать причины, вынуждающие вас держаться за такую работу. Порой страх, нежелание рисковать и стремление оставаться в зоне комфорта – единственное, что удерживает нас от того, чтобы найти новую работу в соответствии с нашим призванием.

Если сейчас вы трудитесь на нелюбимой работе, но оставить ее по каким-то причинам пока не можете, пересмотрите свое восприятие этой работы. Если вы сможете найти в ней преимущества для себя, что-то полезное, важное, ценное как для себя, так и для других людей, работать станет легче, ведь уйдет негативный контекст. Есть одна интересная притча о восприятии своего труда , которая покажет вам путь, как изменить отношение к своей работе, снизить стресс и устранить негативные эмоции, связанные с вашей трудовой деятельностью.

Идя своей дорогой путник увидел, как люди переносят куда-то тяжеленные камни. Он остановил одного из них, с виду очень уставшего, и спросил:
– Что ты делаешь?
Мужчина поднял тусклые глаза на путника и едва слышно выговорил:
– Я таскаю камни, и они очень тяжелые…
Путник не стал ему мешать и продолжил свой путь. Скоро он увидел другого человека, тоже несущего огромный камень, но вид этого носильщика был не такой изможденный, как у первого. Путник не удержался и задал вопрос:
– Подскажи, что ты делаешь? Зачем ты несешь этот камень?
На что человек ответил:
– Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и всем нужно есть. Так что извини, но я пойду. Мне некогда с тобой разговаривать.
Путник кивнул, поблагодарил и двинулся дальше. Позже он увидел третьего носильщика камней, который очень сильно отличался от первых двух. В его глазах был блеск, походка его была тверда и энергична. В руках у него тоже был большой камень, но по нему нельзя было сказать, что он устал или изможден. Путник решил попытать удачу в третий раз и спросил его:
– Подскажи, добрый человек, а что ты делаешь? И куда ты так воодушевленно несешь этот камень?
Носильщик приостановился, улыбнулся во весь рот и с радостью поведал:
– Я строю Храм! Хочешь присоединиться?

Похожие статьи