Психологические упражнения. Психологические игры на доверие для младших школьников

Учитель начальных классов очень часто сталкивается со многими проблемами. Одна из них – это невнимательные дети. Перед учителем встаёт вопрос: что делать?, как помочь ребёнку? С таким и же вопросами обращаются к педагогу и родители. И зачастую учитель не может что-то посоветовать родителям, т.к. он сам не знает, что делать.

Так как по второму образованию я педагог-психолог, я постаралась разработать некоторые игры и упражнения для развития внимания и памяти.

Внимание – динамическая сторона сознания, характеризующая степени его направленности на объект и сосредоточение на нём с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, необходимого для осуществления определённого акта деятельности или общения.

Характеристика внимания.

  1. Объём внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов за 30 секунд).
  2. Распределение внимания (возможность одновременного выполнения нескольких видов деятельности).
  3. Переключение внимания (скорость произвольного переноса внимания одного предмета на другой).
  4. Концентрация внимания (степень сосредоточения на объекте).
  5. Устойчивость внимания (длительность концентрации).

Упражнение № 1. "Кто быстрее?"

Цель: выработка привычных, доведённых до автоматизма действий, подчиненных определённой, чётко осознаваемой цели. Время заданий варьируется от возраста (15 мин.)

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-нибудь букву. Успешность выполнения оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем величина этих показателей меньше, тем выше успешность.

При этом необходимо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Упражнение № 2. " Корректура"

Цель: развитие концентрации внимания.

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только 1 раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем лист передаётся другому ученику, который исправляет остальные ошибки карандашом другого цвета. Возможен вариант соревнования.

Игра № 3. "Канон"

Звучит музыка Ф. Бургмюллера "Кавалькада". Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребёнок. На второй такт – второй, на третий – третий. Когда правую руку поднимут все дети, они по порядку начинают поднимать левую руку и т. д.

Игра № 4. "Зеваки"

Цель: развитие волевого внимания.

Дети идут по кругу, друг за другом держась за руки. По сигналу ведущего ("Постоим!") останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180 и начинают движение в обратную сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребёнок сбился, он выходит из игры.

Игра № 5. "Буквы алфавита"

Цель: развитие внимания.

Каждому ребёнку присваивается определённая буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребёнок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Память – высшая психическая функция. Это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Виды памяти.

  1. Двигательная (позы, жесты)
  2. Эмоциональная
  3. Образная (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая)
  4. Словесно-логическая.

От характера деятельности

  1. Произвольная (сознательно поставленная цель)
  2. Непроизвольная (бессознательно поставленная цель)

По способу запоминания

  1. Механическая
  2. Смысловая

По продолжительности запоминания и воспроизведения

  1. Кратковременная
  2. Долговременная
  3. Оперативная

Игра № 1. "Повтори за мной"

Цель: развитие моторно-слуховой памяти.

Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определённый ритм концом карандаша по столу. Ритмическая фраза должна быть короткой и чёткой. Один из детей повторяет ритм.

Затем ведущий спрашивает детей "Верно ли…?"

Если кто-то считает, что неверно, он предлагает свою версию

Игра № 2. "Слушай и исполняй"

Цель: развитие памяти и внимания.

Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1 – 2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

№1. Повернуть голову направо, прямо, опустить вниз, поднять вверх.

Игра № 3." Кто что сделает?"

Цель: развитие наблюдательности, восприятия, памяти.

Из группы детей выбираются 3 – 4 ребёнка. Один из выбранных – водящий. Остальные дети зрители. 2 – 3 выбранных ребёнка поочерёдно показывают водящему какие-то действия. Он смотрит и запоминает. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел. Игра поводится под весёлую музыку.

Игра № 4. "Тень"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, внутренней раскованности и свободы.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются двое. Остальные – "зрители". Один ребёнок – "путник", а другой – его "тень".

"Путник" идёт, выполняя различные движения, а "тень" старается точно их повторить.

Внимание и память.

Упражнения для развития внимания и памяти.

Игра № 1. "Исчезнувший предмет"

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра № 2. "Сосед, подними руку".

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игра № 3. "Летит – не летит".

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Игра № 4. "Зеркало"

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

Игра № 5. "Разведчики"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Из группы детей выбираются "разведчик" и "командир". Остальные – "отряд". Стулья в комнате расставлены хаотично. "Разведчик" проходит между стульями с разных сторон. "Командир" наблюдает за действиями "разведчика". Затем он проводит "отряд" по тому пути, который был ему указан "разведчиком".

Организация: МБУ ДО МО ЦППМСП «Доверие»

Населенный пункт: Тульская область область, г. Плавск

Цели и задачи :

  • развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • помочь детям осознать качества настоящего друга;
  • подвести младших школьников к осознанию собственного умения дружить.
  • Приветствие ведущего. Вводные слова психолога.
  • Разминка. Знакомство участников игры с друг другом.
  1. Упражнение «Попугай»

Участники стоят в кругу. Задание: начиная с ведущего, каждому, по очереди, необходимо выходить в круг, демонстрируя любое движение и выражение лица и называя свое имя. Задача остальных участников: после этого сразу выйти в круг, точь-в-точь повторяя движения, слова и интонацию участника.

  1. Упражнение «Здравствуйте».

Участники становятся в два круга (один круг - внутренний, второй- внешний). По команде ведущего игрокам необходимо поздороваться в течение одной минуты – за руку, затем здороваемся коленками, ушами, носами и т.д.

  1. Упражнение «Электрический заряд» .

Игроки становятся в круг. По команде ведущего участники передают рукопожатие по кругу в течение 20 сек., затем 15 сек. и т.д.

  • Игры и упражнения для акивизации ресурсов и настроения.
  1. Игра «Поменяйтесь те, кто…».

Все участники игры сидят на стульях в кругу. Стульев на один меньше, чем участников игры. Слова ведущего: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня утром умывался». Задача ведущего придумать такую фразу, чтобы ка можно больше детей поменялись своими местами, напротив в круге. Тот участник, который не успел занять свободное место, становится ведущим.

Примерные фразы для ведущего: «Поменяйтесь местами те, кто…

В одежде у которого есть белый цвет;

Кто хотя бы раз получал пятерку;

Кто любит мороженное;

У кого есть домашние питомцы;

Кто умеет играть в компьютерные игры;

Кто любит своих родителей;

Кто обожает летние каникулы;

Кто умеет кататься на велосипеде.

  1. Упражнение «Пусть выйдут в круг те, кто…»

Участникам, стоящим в кругу, предлагается выйти в круг по определенному признаку, придуманному ведущим. Например, «Выйдите, пожалуйста в круг те, кто любит подольше поспать», «кто имеет домашних животных», «кто имеет одного настоящего друга» и т.д.После каждого «выхода», участники становятся снова в круг.

  1. Упражнение «Построиться по…»

Участникам предлагается без слов быстро построиться в колонну:

Вариант 1: по росту от самого низкого до самого высокого,

Вариант 2: по месяцам рождения, начиная с января (без слов, но с жестами),

Вариант 3: по цвету волос, начиная от самого светлого;

Вариант 4: по ширине улыбки и т.д.

  • Игры и упражнения для снижения психоэмоционального напряжения детей
  1. Упражнение «Ладошки»

Участникам игры показываются ладошки разных цветов (красной, желтой, зеленой). Когда ведущий показывает зеленую ладошку все могут бегать прыгать и кричать при этом не мешая друг другу, желтая ладошка означает все дети должны двигаться по территории как мышки тихо-тихо, когда показывают красную ладошку все должны встать и не шевелиться.

  1. Упражнение «Дотронься до…»

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

  1. Упражнение «Немой разведчик» .

Пантомимой изображает для своей команды, что он увидел на картинке (прочитал в телеграмме). Команда постепенно угадывает. Правильно - он кивает, нет отрицает.

  1. Упражнение «Портрет по телефону

Первый видит картинку и шепотом описывает ее второму. Затем передают третьему, четвертому… Последний должен нарисовать по описанию.

  1. Упражнение «ДРАКОН»

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

  1. Упражнение «Гусеница»

Подростки встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

Подняться и сойти со стула;

Проползти под столом;

Обогнуть озеро;

Перепрыгнуть канаву;

Идти тихонько через дремучий лес, чтобы не разбудить спящего медведя.

  1. Игра «Рыжая лиса и зайцы»

Игра на развитие умения определять и чувствовать замыслы человека по лицу. Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Вне круга рисуют дом лисы. Затем все играющие закрывают глаза, а ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из игроков – он и становится лисой, остальные – зайцами. После этого все открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, стараясь определить, кто же является лисой. Лиса старается себя не выдавать. Затем три раза хлопают в ладоши и хором спрашивают: «Рыжая лиса, где ты?» и смотрят друг на друга. После третьего повторения лиса откликается: «Вот я», и начинает всех ловить. Пойманных она помещает в свой дом. Выигрывает тот, кого лиса поймать не сможет.

  1. Упражнение «Атомы и молекулы»

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы - более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов.

Играющим по команде ведущего нужно будет создать «молекулу», т.е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга. Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока - «атома» сливаются в одну «молекулу». Сигналом к тому, чтобы молекулы вновь распались на отдельные атомы, служит команда ведущего: «Реакция окончена». Если ребята еще не знают, что такое «атом», «молекула», «реакция»,- взрослый человек должен популярно им объяснить. Сигналом для возвращения в игру временно выбывших игроков служит команда: «Реакция идёт по одному».

Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т. п.

Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.

На занятии следует избегать конфликтных ситуаций, когда при названном числе группа не может разделиться поровну и остаются «лишние участники» или некоторым молекулам не хватает атомов до нужного числа.

  1. Упражнение «Путаница»

Все стоят в кругу.

Задание 1: вытянуть в середину круга только правую руку и взять одну руку любого участника игры, но не людей, стоящих справа и слева от тебя.

Задание 2: оставаясь в связке с правой рукой участника, выбранного в прошлом задании, каждому необходимо вытянуть в круг теперь левую руку и взять за одну руку любого, но не того же, что и правой рукой и не своих «соседей» справа и слева.

Задание 3: получилась путаница. Необходимо, не разжимая рук, распутаться до формы круга, спиной или лицом в круг.

  1. Упражнение «Громкость телевизора»

Участники по сигналу ведущего произносят звук «А» в зависимости от положения его руки, о котором они договариваются заранее: «тихо – очень громко» и промежуточные. Задание: регулировать «громкость своего телевизора».

  1. Упражнение «КРУГ»

Инструкция педагога : «Отлично, вы хорошо умеете слушать и выполнять мои инструкции. А теперь давайте возьмемся за руки, в замок и начнем сближаться к центру круга. Наша задача, стать как можно плотнее, при этом создать внутри идеальный круг. Давайте попробуем. Как вы считаете, получился у нас круг? Сейчас мы проверим. Если по моей команде: «Наклоните свое туловище вправо/влево», круг не разъединится - он действительно идеален, в противном случае, нам все придется повторить заново. Ноги от земли отрывать нельзя. При правильном построении вы не должны испытывать никакого напряжения». Дается команда. Упражнение повторяется 2-4 раза в разные стороны. Это упражнение направлено на формирование способов взаимодействия.

  1. Упражнение «Тропинка»

Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу;

«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз;

«Копна» - дети поднимают руки над головой;

«Кочки!» - все приседают.

Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной?

  • Игры для релаксации
  1. Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

  1. Упражнение «Связующая нить»

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, передает его другому ребенку с пожеланием, оставляя ниточку у себя. Тот, к кому попал клубок, передает пожелание следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире…».

Использованная литература:

  1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2005. – 208 с., илл.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3 изд. – М.: Генезис, 2009. – 344 с.

для детей младшего школьного возраста

Это период позитивных изменений и преобразований. И если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания , не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не научится дружить, не приобретет умения учиться, то сделать это в дальнейшем, за рамками сензитивного периода, будет значительно труднее.

Освоение новой ведущей деятельности - учебной - в младшем школьном возрасте только начинается. Этот процесс происходит как дома, так и в школе. Школа предъявляет к ребенку особые требования, для усвоения которых требуются определенное время и усилия. Дети адаптируются к школе постепенно. Процесс адаптации затрагивает различные сферы личности ребенка и носит индивидуальный характер. Легче адаптируются дети с высоким уровнем физической и психологической готовности к школе, однако те или иные проблемы, связанные с адаптацией к новым условиям жизни, возникают у каждого ребенка. У некоторых детей период адаптации затягивается.

Как правило, трудности, возникающие у детей младшего школьного возраста, вызывают потребность в уже освоенной и любимой игровой деятельности. Специальные занятия с использованием развивающих игр особенно полезны детям с заниженной самооценкой, тревожным, недостаточно внимательным, медлительным, некоторым детям с повышенной активностью или, наоборот, с «заторможенным» восприятием окружающей действительности, а также школьникам, которые испытывают сложности в умении выстраивать и сохранять гармоничные межличностные отношения. «Присоединяясь» к ребенку в этой деятельности, работая с ним в процессе обучения на доступном ему уровне, мы тем самым обеспечиваем ему благоприятный переход к решению учебных задач. В случае же отставания ребенка в психическом развитии игра является единственно возможной формой адаптации ребенка к учебной деятельности, поскольку обеспечивает соответствие обучающих приемов психологическому возрасту.

Игра для детей - это не только и не столько развлечение. Для ребенка игра - это основной вид деятельности. Она помогает ему развиваться и познавать окружающий мир. Психологические игры для детей могут быть направлены на развитие памяти, реакции, смекалки, внимания, воображения, музыкального слуха. Они помогут выявить лидеров в детском коллективе, сдружить и сплотить коллектив, побороть застенчивость и развить уверенность в себе. Плюс психологических игр для детей в том, что ребенок будет с удовольствием играть, даже не подозревая, что в этот момент его воспитывают.

Психологические игры для детей.

Развитие памяти

«Забавные рисунки». На листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы - фрукты, овощи, животных и т.п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети вспоминают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет назвать как можно больше предметов. Если с несколькими - устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение.

Развитие мышления и воображения

«Как связать два слова?» Эта игра развивает воображение и умение устанавливать ассоциативные (смысловые) связи. Ведущим в этой игре выступает взрослый. Он называет два любых слова, например, "петрушка" и "бабушка". Дети должны объяснить, как эти слова связаны между собой. Варианты могут быть самыми разными: бабушка выращивает петрушку на подоконнике; у бабушки кучерявые, как петрушка, волосы и т.д.

Развитие ответственности при принятии решения

«Кто во что горазд» Эта игра учит серьезно и ответственно относиться к роли лидера. Всем предлагается приказать ведущему что-нибудь сделать. После того как все приказания произнесены вслух, игрокам сообщают правила игры. Они заключаются в том, что каждый играющий сам должен выполнить свое приказание. Если ребенок, придумывая задание, не позаботился о том, легко ли его выполнить, в следующий раз он будет серьезнее.

Развитие переключения внимания и произвольности выполнения движений

«Летает – не летает» Ведущий называет предметы. Если предмет летает – надо поднять руки, если не летает – руки опущены. Ведущий сознательно ошибается, показывая неправильное движение. У многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживать и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

Развитие умения сдерживать свои эмоции

«Сюрприз» К игре необходимо подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложить, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво завернуть.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой подарок – чудесная вещь… Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире…». На самом деле игрушка может быть простой свистулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно высоко. На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они увидят игрушку.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

Развитие умения находить позитивные моменты в любой ситуации

«Таланты и поклонники» Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры – помочь избавиться от комплекса и учить детей уметь находить позитивные моменты в любой ситуации. Ведущий предлагает ребятам что-то нарисовать. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет – рисунок может быть самым простым. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Особое условие – нельзя говорить, что рисунок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуждение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д.


Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Залина Айларова
Мини-тренинг для детей младшего школьного возраста «Рука помощи»

Мини тренинг "Рука помощи "

Участники : дети младшего школьного возраста

Цель : развивать чувство принадлежности к группе. Снятие напряжения, уметь рассказывать о себе.

Оборудование для занятия :

Ватман, ручки, фломастеры, бумага для записей, мешок, микрофон;

разные игрушки, магнитофон.

Структура занятия

I. Организационный часть :

1. Приветствие 5 мин.

2. Правила работы в группе 3 мин.

II. Основная часть.

1. Упражнение «Доброе утро» 15 мин.

2. Упражнение «Три лица» 15мин.

3. Упражнение «Быстрые превращения» 15 мин.

4. Упражнение. «Корова» 30 мин.

5. Упражнение «Змейка» 10 мин.

6. Упражнение «Истории из мешка» 30 мин.

III.Рефлексия

9. Упражнение. «Раскрасить любовью» 10мин.

2. Упражнение «Доброе утро» .

Цели : Используемый в игре микрофон поможет начать занятия нетрадиционным, особым, образом, укрепляющим чувство собственного достоинства участников. Каждый участник получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это чрезвычайно эффективный ритуал, он пробуждает у участников интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и, самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

Инструкция : Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот, кто держит микрофон, может сказать всем нам : «Доброе утро» и сообщить, чему он сегодня радуется. Он может рассказать нам также, каков у него сегодня с утра настроение, и как прошло начало дня у него дома.

Может случиться, что некоторые из детей не захотят ничего гово-рить. Не настаивайте. Когда Вы будете проводить этот ритуал впервые, начните говорить в микрофон сами, а затем передайте его кому-нибудь из детей .

Микрофон можно использовать в самых разных ситуациях : когда кто-нибудь из детей дает инструкцию классу, поет песню, рассказывает что-нибудь смешное или интересное.

3. Упражнение «Три лица» .

Цели : Все любят сюрпризы. Игра "Три лица" дарит участникам сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь сов-падения выражений лица. Если это удается, участники начинают гордиться и спрашивают себя, как это вообще у них могло получиться. Можно предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.

Инструкция : Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.

Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками , чтобы выразить печаль?

Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это вы-глядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки.

Третье лицо - счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу.

Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз : печальное, свирепое и счастливое.

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое. Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три. Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?

Дайте детям возможность еще немного потренироваться самим. За-тем объедините пары в четверки. Каждая пара в четверке должна шепотом договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даете команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс разобьется на две больших команды.

Можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами. Это дает всем больше свободы в игре и делает ее еще увлекательнее.

4. Упражнение «Быстрые превращения» .

Цели : Здесь мы используем метод креативного движения, благодаря которому участники смогут получить возможность для выражения своих фантазий, в качестве творческой паузы, например, после длительной "сидячей" работы.

Инструкция : Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить. (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)

Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд.)

Теперь все - роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы. (Снова поставьте музыку на 30 секунд.)

Другие превращения : грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся ма-некен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.

5. Упражнение «Корова» .

Участники делятся на две команды по 3-4 человека. Их задача : быстрее и лучше нарисовать рисунок на заданную тему. Можно обсудить, договориться, но выходить рисовать по одному

6. Упражнение «Змейка» .

Участники строятся друг за другом. Первый голова змеи, последний – хвост. Голова змеи выполняет разные движения. Хвост повторяет. Задача не растерять хвост.

7. Упражнение «Истории из мешка»

Инструкция : Я принесла вам большой мешок, в котором множество разных вещей. Каждый из вас может один раз засунуть туда руку и что-нибудь достать.

Теперь разойдитесь по двое и придумайте историю, в которой были бы задействованы оба ваших предмета. У вас пять минут времени. После этого каждая пара расскажет нам свою историю.

Когда Вы будете повторять эту игру можно попросить участников не только рассказать, но и разыграть их историю.

Анализ упражнения :

Нравится ли тебе играть с другими детьми?

Интересный ли предмет ты выловил из "волшебного мешка"

8. Упражнение «Раскрасить любовью» .

Цели : Чтобы действительно хорошо ладить с людьми, нам необходимо ощущать их любовь и поддержку. Иначе в критических ситуациях мы теряем самообладание и не можем сдержать раздражения.

Эта игра замечательна тем, что она создает в группе обстановку взаимной любви, а также закладывает основы устойчивых дружеских от-ношений между детьми. Мы советуем вам почаще повторять эту игру, ка-ждый раз с новыми партнерами. Хотя, конечно, это не единственная процедура, помогающая создать в классе атмосферу общности и дружелюбия.

Здесь предлагается вариант игры, при котором дети сотрудничают друг с другом в парах.

Инструкция : Как вы показываете другим людям, что вы их любите? Каким образом вы сами понимаете, что другой человек вас любит?

Сейчас разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви. (Вы сами тоже вытяните руки вперед.) Какой цвет вы для себя выберете? Я хочу, чтобы вы показали сейчас друг другу, как сильно вы друг друга любите. Для этого вы сейчас "раскрасите" друг друга цветами любви, нежности, добра, ласки. Я покажу вам сейчас, как это можно сделать.

Вы подходите по очереди к нескольким участникам и начинаете их "раскрашивать" - легкими круговыми движениями рук скользите сверху вниз по голове, плечам, рукам , туловищу, ногам. Таким образом, вы как бы растапливаете льдинки недоверия. Скажите также каждому участнику, какой цвет Вы для него выбрали.

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

Сначала приготовьте свои ладошки для "раскрашивания": потрите их друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладони становятся все теплее и теплее. Пока вы трете ладошки, подумайте о том, как много любви в вашем сердце. (15 секунд.)

Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они. Теплые? Слегка покалывают? Они наполнены энергией? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. (5 секунд.)

Ощутите эту любовь в своих ладонях (5 секунд., и почувствуйте, как ладони «окрашиваются» цветом любви, добра, нежности. (5 секунд.)

А теперь откройте глаза и начните раскрашивать друг - друга по очереди.

Положите руки сверху на голову вашего партнера. Если вы действительно «окрашиваете» его любовью, пошлите ему ласковые и нежные мысли. Представьте себе, что вы полностью покрываете его выбранным вами цветом любви и добра. Начните с головы и постепенно спускайтесь ниже. «Окрашивайте» уши, потом щеки, затылок. Через плечи опускайтесь по рукам к ладоням . Наконец, от бедер по ногам переходите к коленям и ступням. (30 - 60 секунд. Регулируя необходимую интенсивность, более старшим детям эту инструкцию можно давать медленнее, чтобы весь процесс длился 2-3 минуты.)

Теперь поменяйтесь ролями. (Повторите, пожалуйста, всю инструкцию заново.) Теперь у вас есть несколько минут, чтобы обсудить друг с другом ваши ощущения.

Анализ упражнения :

Что ты чувствовал, когда "окрашивали" тебя?

Что ты чувствовал, когда "окрашивал" своего партнера?

Видел ли ты тот цвет, в который тебя "окрашивал" твой партнер?

Испытывал ли ты какие-нибудь ощущения в ладонях, когда "окрашивал" своего партнера?

Какие нежные и ласковые мысли ты посылал своему партнеру?

Что было для тебя трудно в этой игре?

Заключительная часть. Обсуждение, обмен впечатлениями.

Похожие статьи