Развивающие игры в дошкольном образовании. Развивающие игры описания

Многие родители жалуются на то, что детские психологи много говорят о важности раннего развития ребенка, но мало дают практических советов в этой сфере. Что ж, давайте вместе разберем примеры развивающих игр , которые вы легко сможете использовать без посредничества педагогов.

Во-первых, всем детям без исключения нужно общение со сверстниками. Но этому, как и многому другому, нужно учиться. Самой простой игрой для решения этой задачи может стать обыкновенный хоровод. Так как для общения нужно минимум два человека (а лучше, конечно, чтобы детей было больше), необходимо создать обстановку группового взаимодействия. Итак, детям предлагается, взявшись за руки образовать кружок вокруг игрушечного кота. Медленными шагами, взрослый вместе с детьми, идет по кругу, проговаривая стихотворение:

Котик наш котик,
Мягкий животик.
Пушистенькие лапки,
А в лапках царапки.
Мы хотим с тобой поладить,
Дай скорей тебя погладить.

На последнем предложении дети приближаются к игрушке и ласково ее гладят. Затем, взрослый предлагает кому-либо из детей «побыть котиком», и следующий хоровод идет уже вокруг него. Не все дети с охотой соглашаются гладить своего сверстника. Это и есть момент снятия барьера между собственной личностью ребенка и групповым общением. Такие развивающие игры на социализацию помогают малышам постепенно наладить коммуникацию с другими детьми, что безусловно будет очень полезным в будущем.

Примерами игр на познание окружающего мира, могут послужить различные виды сортировки предметов. Для этого хорошо подойдет раскладывание игрушек по цветам. Перед ребенком ставятся две или три цветные корзинки, например, красная, зеленая и синяя. Малышу нужно положить игрушку в корзину такого же цвета, что и она сама. Постарайтесь, что бы игрушка была полностью однотонная, иначе это может дезориентировать ребенка. Хорошим вариантом будет использование небольших разноцветных мячей. Такая игра будет способствовать запоминанию цветов и формированию логического мышления. Когда ребенок освоит цвета, игру можно усложнить и предложить ему сортировать пуговицы и нанизывать их в определенной последовательности на мягкую медную проволоку.

Развитию мелкой моторики могут послужить игры с различными видами шнуровок, которые можно сделать своими руками. Для создания такой игрушки лучше взять за идею, что-то давно знакомое ребенку, например, яблоко. Кусок плотного картона обклеиваем с двух сторон цветной бумагой желтого, зеленого или красного цвета. Вырезаем из него форму яблока, а по краям, равномерно, на расстоянии 1 см друг от друга, дыроколом проделываем отверстия. В каждом доме найдется ненужный шнурок от старых ботинок или же можно отправится в швейный магазин и купить красивые цветные шнурки. Завязываем конец шнурка на одном из отверстий. Теперь следует попросить ребенка продеть шнурок через все яблочко. Такое занятие направлено не только на тренировку мелкой моторики, но и развивает способность ребенка к концентрации.

В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Малышу, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Балбекина Наталья Александровна

Воспитатель МДОУ

детский сад № 62 «Золотой улей»,

г. Старый Оскол

Значение развивающих игр для всестороннего развития дошкольника

«Маленькие дети… играют, как птица поёт. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место, – отмечала Н. К. Крупская. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, инициатива. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания».

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития малыша. Они стараются пораньше научить его читать и считать, думая, что их ребенок вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

Еще два-три десятилетия назад, когда не было такого количества развивающих игрушек, и главную роль в обучении детей играла школа, именно здесь их учили читать, писать, считать, и основным фактором в развитии ребенка были игры. С тех пор все кардинально поменялось и теперь, чтобы ребенка взяли в хорошую и престижную школу, он порой должен сдать непростые экзамены. Это породило моду на развивающие игрушки и на обучающие программы для детей дошкольного возраста. К тому же, в дошкольных учреждениях главный упор делается на подготовку ребенка к школьной программе, а играм, которые являются основой детского развития, отводят второстепенную роль.

Обучение ребёнка вообще не может проходить вне игры, а любая детская игра, спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная, в итоге становится развивающей. Для этого лишь нужно, чтобы родители и воспитатели определили, какие способности, и навыки ребёнка могут развить игры и какой дидактический материал может эти навыки закрепить.

Многие думают, что развивающая игра должна планироваться заранее и проходить под руководством и при непосредственном участии взрослого. Однако наибольшую пользу приносит ребёнку как раз спонтанная игра наедине с собой или в компании сверстников, когда малыш сам, по своей инициативе приступает к тому, или иному виду деятельности, сам проводит наблюдения, делает выводы, пытается применить на практике свои навыки и умения. Спонтанная игра стимулирует фантазию, развивает творческие способности; самостоятельно общаясь со сверстниками, малыш приобретает и столь необходимые ему социальные навыки.

Считается, что развивающие игры – это головоломки; логические игры с кубиками; иногда сюда же относят занятия, развивающие мелкую моторику рук; игры, закладывающие основы чтения и письма; пособия, расширяющие кругозор малыша и повышающие его эрудицию. На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живёт и которую познаёт ребёнок. Парк, двор, магазин, автобус, комната, кухня, для него всё вокруг – это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь пользоваться ею для развития ребёнка.

Для маленького человечка мир, в который он недавно вошел, кажется необъятным, полным загадок и таинственных явлений. Всё ему хочется узнать, ко всему прикоснуться, почувствовать, прислушаться к новым звукам. Как ни хороши и красочны картинки в книге, которые показывает мама малышу, они дают лишь ограниченное представление об окружающем мире. Куда интереснее мир живой, наполненный движением, множеством оттенков цветов и запахов. Магазин – полезнейшее место для развития крохи. Для маленьких покупателей будет полезно просто слышать названия всех тех предметов, которые они видят вокруг себя. Прогуливаясь с тележкой вдоль полок супермаркета, самое время поговорить о том, как те или иные товары попадают на эти самые полки, где растут овощи, а где фрукты, почему некоторые продукты называют молочными, а масло – растительным, из чего делают шоколад и как пшеничное зёрнышко превращается в сладкую булочку. Поездка на общественном транспорте может стать для малыша не только путешествием, но и развивающей игрой. По ходу движения можно задавать малышу множество вопросов, которые помогут ему научиться размышлять и делать выводы. Малыши-дошкольники обладают великолепной зрительной памятью, и любые комментарии помогут им многое узнать о своём городе. Поводом для познавательных бесед может стать абсолютно всё, что попадает в поле зрения. И не нужно решать за ребёнка, какая информация необходима ему сейчас, а для какой он ещё мал.

В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы: любовь, тепло, защита, нежность; знания взрослых; ощущение успешности; осознание собственной уникальности; свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.

В любой игре с ребёнком важно помнить об этих положениях, которые должны стать памяткой как для родителей, воспитателей и тех, кто окружает малыша с первых дней его сознательной жизни.

Дошкольные годы летят очень быстро. Совсем недавно малыш учился ходить и произносить первые звуки – и вот уже завтра он идёт в первый класс. Надо постараться не упустить эти короткие, но такие счастливые годы раннего детства. Заполнить каждый день ребёнка интересными событиями, новыми открытиями, познавательными играми. Пока есть время, не стоит торопить малыша, заменяя весёлые игры скучными уроками, ведь всё хорошее, что будет заложено в детстве, непременно даст благодатные всходы.

Список литературы

  1. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
  2. Перов В. Лучшие развивающие игры для малышей. – Симферополь: Изд-во Таврида, 2010.
  3. Современное дошкольное образование: инновационные образовательные технологии. / Под ред. Н.С. Сердюковой. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010.

Обучающие и развивающие компьютерные игры

2.1 Определение, основные понятия, классификация и примеры развивающих компьютерных игр для дошкольников

Развивающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, главной целью которого является развитие личности ребенка.

Развитие представляет собой процесс новообразований в личности, новые психические качества или их новый уровень, процесс формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Такие игры направлены на развитие познавательных процессов ребенка (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.), а также, на становление положительных качеств личности, таких, например, как самостоятельность, последовательность, терпение, усидчивость, любознательность и др. В основе таких игр чаще всего находится задача, которая содержит определенную познавательную трудность, т.е. ориентирована на перспективный уровень умений. Подбирая дошкольнику такие игры стоит учитывать, что условие поставленной в игре задачи должно соответствовать уровню развития ребенка, содержание игры должно быть ему понятно и доступно, но решение задачи ориентировано на «ближайший уровень развития». При таких условиях компьютерная игра будет стимулировать общее развитие дошкольника. В качестве классификации, можно использовать следующие категории таких развивающих игр:

· конструкторские программы, в процессе которых детям надо либо сложить из разных частей фигуру определенной формы, либо, наоборот, разбить имеющуюся фигуру на заданные части. Эти программы развивают не только восприятие и координацию, но и образное мышление детей, а также усидчивость, усердие, терпение. Например, паззлы, тетрис, сложи узор.

· драматизации («конструкторы сказок»), совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстраций, можно «сыграть» сказку на компьютере, а можно распечатать иллюстрации, вырезать и создать настольный театр. Такой вариант игр замечательно подходит для групповой работы и способствует развитию воображения, восприятия, речевых навыков, коммуникабельности, положительного эмоционального настроя и т.д. Создать простейший мультфильм, например, можно с помощь программы ПервоЛого.

· программы, направленные на развитие зрительно-моторной координации ориентации ребенка в пространстве. Это различные лабиринты, по которым необходимо протащить предмет или игры, задачей которых является быстро поймать фигуру. К ним также можно отнести упомянутый выше тетрис.

· головоломки или игры, на развитие логического мышления. Существует огромное количество различных вариантов головоломок, от простых - ребусы, до сложных - например, игра с мальчиком Алексом, которому нужно помочь с помощью подручных средств отправить мячик в цель. Такие игры развивают воображение, мышление, помогают понять причинно-следственные связи, способствуют самостоятельности, проявлению инициативы, повышению самооценки.

· игры на развитие внимания и памяти. Это сравнение картинок - найди отличия, найди пару, найди тень; поиск спрятанных предметов; запоминание картинок (игра «мемори»); что изменилось и т.д. Кроме произвольного внимания и памяти, развивается усидчивость, терпение.

Развивающие компьютерные игры могут быть и просто творческого характера, не имеющие конкретной задачи. Целью их может быть развитие цветового восприятия, обогащение слухового опыта, побуждение познавательной активности, становление образно-символического мышления и т.п. К таким играм можно отнести различные графические редакторы, благодаря которым ребенок может рисовать свои картинки или раскрашивать готовые; музыкальные игры, например, «звуковое лото», «повтори мелодию»; текстовые редакторы; простые симуляторы, такие как «Колобок», уход за домашним животным. Следует отметить, что не смотря на то, что основная цель развивающих игр ориентирована на общее развитие дошкольников, в них содержатся обучающие элементы, т.е. такие игры имеют ряд второстепенных целей, направленных на усвоение детьми определенных знаний и умений. Например, играя в развивающие компьютерные игры, дети параллельно осваивают компьютер; учат цвета, формы; порядковый счет.

Анализ уровня организации молодежного досуга в сельской местности (на примере РОМЦ отдела культуры)

1.1.Определение и сущность понятия «досуг» Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение...

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

В условиях стремительного развития научно-технического прогресса, быстрого увеличения информационной базы во всех сферах человеческого познания школа решает задачу о том...

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

Для выявления педагогических аспектов использования компьютерных развивающих игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования...

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

Методика проведения уроков по математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр

Для представления методики обучения математике в 3 классе с использованием компьютерных развивающих игр мы основывались на определении методической системы преподавания (по А.М. Пышкало) как структуры...

Методика экологического воспитания дошкольников

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире...

Обучающие и развивающие компьютерные игры

Обучающие компьютерные игры - это компьютерные программы, служащие для организации игрового процесса, основной целью которого является усвоение ребенком конкретного образовательного материала. В них также заложены второстепенные цели...

Оздоровительное физическое воспитания дошкольников

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка...

Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте

Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. . М.И.Демков отмечает...

Технологии осуществления педагогического процесса

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. На основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М. С. Каганом, Н. Е...

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)...

Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре формируются основные знания, развивается его воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.

С. Л. Новоселова

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребенка. Ребенок с увлечением исследует предметы, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель - познание мира - остается неизменной. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых - воспитателей и родителей - на данном этапе становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.

Родители - первые наставники своего ребенка, открывающие ему этот мир. То, что малыш увидит и, прежде всего, как он это увидит, в первую очередь, зависит от его ближайшего окружения. Молодые родители все чаще сталкиваются с термином «раннее развитие ребенка». Этой теме посвящено множество методических разработок, научных статей, периодических изданий. Ни один из оппонентов еще не высказал мнения о том, что раннее развитие - вещь бесполезная и ненужная. Научно доказано, что мозг ребенка в возрасте до трех лет особенно восприимчив к информации и может усваивать ее в достаточно большом объеме. По утверждениям специалистов, именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта.

Начиная с трехлетнего возраста ребенок переходит в разряд дошкольника. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счету, чтению и письму. Взрослые должны помнить, что ребенка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыш просто физически не способен на это - все системы его организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но ребенка можно увлечь, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Занятия в игровой форме помогут развить у ребенка ловкость, наблюдательность, образное мышление, память.

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра, и задача взрослых - сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребенка. В этом помогут развивающие игры.

Что они дают? В основу развивающих игр положены два принципа обучения - от простого к сложному и «самостоятельно по способностям». Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых, играя в эти игры с малышами, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Характерными особенностями игры являются:

Выполнение разнообразных практических действий;

Широкое использование дидактического материала;

Выработка навыков ориентирования на плоскости и в пространстве;

Не только формирование представлений в практической деятельности, но и их широкое использование в быту, игре, труде, то есть разнообразной деятельности.

Использование развивающих игр наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

1. Организация поэтапного применения игр с последовательным усложнением дидактических и развивающих задач.

2. Систематизация и классификация игры по предложенным задачам.

Все игры должны быть подобраны с учетом развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.

3. Включение развивающих игр с проблемно-поисковыми задачами и осуществление взаимодействия педагога с ребенком.

Развивающих игр множество. Можно придумать и свои собственные - все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний малыша.

Хотите узнать, как подготовить ребенка 4-6 лет к школе? Играйте с ним! В статье примеры развивающих игр для дошкольников.

  • Возраст 4-6 лет — самое лучшее время для игр. Ребенок уже хорошо разговаривает, различные психологические процессы у него стабилизировались
  • Школа со своим режимом и нагрузками еще впереди, поэтому малыш может быть вовлечен в игровой процесс практически с утра до вечера
  • При этом, грамотный взрослый посредством игры может подготовить его к этой самой школе

Значение игр для детей дошкольного возраста

Дошкольники играю дома, в детском саду, на детской площадке. Их игры уже более разнообразные, чем у детей 2-3 лет.
Взрослый же может использовать игровой процесс для достижения определенных развивающих, воспитательных и обучающих целей.

Кроме того, играя, ребенок 4-6 лет учится:

  1. Быть командным игроком, в процессе игровой деятельности взаимодействовать с другими участниками
  2. Действовать по правилам. У дошкольников появляется все больше и больше игр с четкими правилами, при отступлении от которых теряется весь смысл игры
  3. Проигрывать. Если малышу в 2-3 года взрослые, с которыми он, преимущественно, играл, всегда давали ему выигрывать, в 4-6 лет он оказывается в обществе ровесников и играет уже по-честному. Игра становится своеобразной подготовкой к жизни реальной, которая, к сожалению или к счастью, состоит не из одних лишь побед
  4. Учиться. Родители с прогрессивными взглядами на воспитание начинают готовить своего ребенка к школе уже в возрасте 4 лет. Используют они для этого дидактические игры, которые у дошкольников разнообразны
  5. Совершенствует свое физическое развитие. В 4-6 лет ребенок уже достаточно ловкий и сильный: он хорошо ходит и координирует свои движения, умеет бегать и прыгать, манипулировать с различным спортивным инвентарем, ездить на самокате, велосипеде, роликах, прочее. С ним можно играть в более сложные и разнообразные подвижные игры. Также появляется их новый подвид – спортивные игры

Сюжетно-ролевая игра для детей 4 — 6 лет

  • Сюжетно-ролевая игра, впервые возникшие у ребенка в 3 годика, в 4-6 лет развивается и совершенствуется. Она теперь сложная, в ней ребенок на время становится взрослым, принимает правила взрослого общества
  • Если в 3 года девочка, играя в дочки-матери, выполняла четкую последовательность из нескольких действий (кормила игрушечного ребенка, качала его, укладывала спать, катала в коляске), то в пять лет она уже в состоянии моделировать сложные ситуации. Сюжет для игры рождается у нее в самом ее процессе
  • Темы сюжетно-ролевых игр у дошкольников могут быть самыми разными, от бытовых отношений между родителями и детьми, профессий, сказок и мультфильмов до синтеза этих тем или абсолютной фантастики, выдуманной самим малышом

ВАЖНО: Теперь в сюжетно-ролевой игре дети играют вместе, а не просто рядом друг с другом

Данный вид игровой деятельности учит ребенка не только действовать, но и чувствовать. Изображая взрослого, он не только выполняет его роль, но и пытается пережить его чувства и эмоции.

ВАЖНО: Пытаясь воплотиться в персонажа сюжетно-ролевой игры, дошкольник учит новые слова, обороты, фразы и выражения. Будто пробуя на вкус, он использует их в игре многократно, с различными интонациями. Речь ребенка развивается невероятно быстрыми темпами

ИГРА НА БЫТОВОЙ СЮЖЕТ «В гости к бабушке»

Что нужно для игры: куклы, одежда, мебель для них, игрушечная посуда, предметы-заместители.

Роли: мама, папа, ребенок (возможно, это будет кукла), бабушка, дедушка.

Ход игры: Бабушка звонит маме, приглашает ее с семьей в гости. Мама объявляет малышу про поездку. Малыш радуется. Они собираются в гости. Тем временем, бабушка (и дедушка) готовятся принимать гостей – накрывают на стол, прочее. Собравшись вместе, семья садится за стол. Они радуются встрече и делятся новостями.

ИГРА ПРО ПРОФЕССИИ «Ситуация на дороге»

Сюжетно-ролевая игра про профессии «Ситуация на дороге».

Нужно: игрушечный руль, жезл регулировщика, свисток, дорожные знаки, предметы – заместители.

Роли: водители транспорта, пешеходы, регулировщик.

Ход игры: В этой игре одни дети исполняют роли водителей различных видов транспорта, другие — пешеходов. Регулировщиком может стать взрослый, тогда у игры появится дополнительный обучающий компонент: в ее процессе малыши ознакомятся с правилами дорожного движения и безопасности на дороге.

ИГРА СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ «Принцесса в замке»

Игра со сказочным сюжетом «Принцесса в замке».

Нужно: корона, игрушечный меч, игрушечная лошадь, предметы – заместители

Роли: принцесса, дракон, рыцарь.

Ход игры: Прекрасную принцессу в замке заточил злой дракон. Она зовет на помощь храброго рыцаря. Тот появляется, сражается с драконом и освобождает принцессу.

Режиссерская игра

Дети в возрасте 4-6 лет играют в режиссерские игры одни, с другими детьми или со взрослыми.

ВАЖНО: Дошкольник должен уметь играть сам. По мнению психологов, тот сказочный, понятный лишь ему одному мир, который он создает в процессе режиссерской игры, позволяет ему переварить, разложить по полочкам получаемую им информацию об окружающем мире. Если родители и учавствуют в этом виде деятельности, их участие должно быть весьма деликатным

У режиссерской игры ребенка 4-6 лет появляются те черты, которых не было ранее:

  1. Теперь ребенок сам придумывает сюжет, взрослые ему не подсказывают
  2. Озвучивание игровых персонажей становится более сложным. Теперь это не просто мяуканье котика или рык динозавра. Игрушки вступают в полноценные диалоги, у каждого из них речь очень красочная, со своим и тембром и громкостью голоса, интонацией
  3. Научившись проводить ассоциации, ребенок все больше использует в игре предметы-заместители, от чего она становится более разнообразной
  4. Важную роль в игре ребенок отводит фону и декорациям. Он могут быть и понарошку

Как и раньше, для режиссерской игры малышу нужны:

  • время
  • игровое пространство
  • куклы и пупсы
  • кукольное «приданое» — мебель, бытовая техника, прочие аксессуары
  • машинки, дорожная техника
  • железная дорога
  • фигурки животных, динозавров
  • роботы
  • солдатики
  • фигурки персонажей из сказок и мультиков

Очень интересный вариант режиссерской игры у дошкольников — кукольный театр. Игрушки и декорации для него можно купить в магазине игрушек или сделать самому. Наверное, многие помнят домашнее выступление кукол, во время которого маленькие кукловоды прятались за накрытыми одеялами стульями.
Если же родители не поленятся, они могут предложить малышу сделать нечто большее из бумаги, картона, пластилина, прочих подручных материалов. Тогда ребенок проявит фантазию и получит удовольствие самого процесса творчества и его результатов.

Спектакли же можно ставить по мотивам сказок:

  • сначала простых – «Репка», «Колобок», «Теремок», прочие
  • более сложных – «Кот в сапогах», «Русалочка», «Мойдодыр», прочие

Как сделать кукольный театр для детей 4-6 лет своими руками

Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры обязательно должны быть частью распорядка дня ребенка, который готовится к школе. Играя целенаправленно, организованно, он учится, получает новые знания, закрепляет и старается применять ранее полученные.

По сравнению с той дидактической игрой, которая была в раннем детстве, у дошкольников она обрастает новыми чертами:

  • процесс может продолжаться 20 минут, именно на столько ребенок 4-6 лет может концентрировать внимание
  • во время игры малыш должен задействовать свой словарный запас и пополнять его
  • в процессе обучения игрой родители уже могут выявить способности ребенка к определенному виду деятельности
  • игровая обучающая деятельность обязательно должна быть запланированной и последовательной
  • играя, ребенок развивает: восприятие органами чувств, временное и пространственное восприятие, память, воображение, усидчивость, образное и логическое мышление, моторику, прочее
  • в такой игре дошкольник становится любознательным

ВАЖНО: Играя в такие игры, дошкольник совершенствует знания об окружающем мире (погоде, природе, животных, растениях), себе самом (своем теле, режиме дня, правом – левом), а также учится читать, писать и считать

Как и ранее, дидактические игры у детей 4-6 лет бывают предметными, настольно-печаными и словесными.

ПРЕДМЕТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА «Что из чего сделано»

Предметы для игры «Что из чего сделано».

Нужно: мешок, небольшие предметы из дерева, резины, пластика, металла, стекла, других материалов
Ход игры: Взрослый складывает в мешок игрушки и прочие предметы. Ребенок должен подойти к мешку, опустить в него руку, выбрать один предмет и охарактеризовать его по таким параметрам:

  • размер
  • форма
  • теплый-холодный
  • гладкий – шершавый

В итоге, малыш должен догадаться, что у него в руках и из какого материала оно сделано.

НАСТОЛЬНО — ПЕЧАТНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери куклу на прогулку»

Для дидактической игры «Собери куклу на прогулку».

Нужно: бумажная кукла, одежда для нее, картинки с изображением различных времен года
Ход игры: Перед малышом лежит бумажная кукла-одевайка и различная одежда для нее.

Взрослый предлагает ребенку карточку с тем или иным временем года и говорит: «На улице зима, идет снег. Собери куклу на прогулку!». Малыш должен выбрать ту одежду, которая подходит для зимней погоды. И так далее.

СЛОВЕСНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Мастер-загадкин»

Такие карточки подходят для игры «Мастер — загадкин».

Нужно: изображения животных, игрушек, транспорта, фруктов, овощей, профессий, прочее
Ход игры: Перед малышом стопкой изображением вниз лежат каточки. Он должен переворачивать и пытаться придумать загадки об изображенных на них предметах. При этом он опирается на их свойства и характеристики, проводит ассоциации. Например:

  • зима – холодно, снег, санки, Новый год
  • яблоко – фрукт, сладкое, круглое, красное
  • жираф – животное, с копытами, с длинной шеей

Настольные игры

Настольные игры для дошкольников невероятно разнообразны, их в большом количестве предлагают издательские дома и фабрики игрушек. Родителям, в первую очередь, следует обратить внимание на те, которые:

  • имеют цель и четкие правила
  • развивают речь, воображение, сенсорное восприятие, память, логическое и образное мышление
  • требуют коммуникации с другими детьми и со взрослыми
  • подходят ребенку по возрасту
  • подходят ребенку по полу (большинство игр предназначены для мальчиков и девочек, но некоторые все-таки предусматривают дифференциацию)
  • имеют яркий дизайн

ВАЖНО: Настольные игры для дошкольников часто содержат фишки, кубики, пазлы, прочие мелкие детали. Кажется, что привычка все тянуть в рот у ребенка в этом возрасте осталась в прошлом, тем не менее, родителям лучше присматривать за ним

С дошкольником можно поиграть в такие настольные игры:

  1. Настольно-печатные: лото и развивающие карточки. Темы могут быть самые разные: «Моя семья», «Кто что ест», «Профессии», «Транспорт», «Спорт», «Время», прочие

    Лото «Транспорт».

  2. Игры на выделение части и целого: пазлы, мозаики, соты. Эти игры присутствовали и у младших детей. У дошкольников они усложняются: в возрасте 4-6 лет ребенок свободно собирает пазлы из 6 – 24 деталей, а иногда и более сложные

    Пазл для дошкольников «Щенячий патруль».

  3. Игры – бродилки. Суть таких игр – фишкой пройти по пронумерованной дорожке от старта к финишу, выполняя при этом определенные задания. Иногда вместо фишек – маленькие фигурки, а само поле интерактивное, с подсветкой или музыкальным сопровождением
  4. Игры на классификацию, ассоциацию и развитие образного мышления. Яркий пример такой игры – домино, которое может быть картонным, пластиковым, деревянным или из мягкого материала

Пример игры-бродилки 2в1

Подвижные игры

В процессе подвижной игры дошкольник, как и в раннем детстве:

  • наслаждается движение
  • становится ловчее и сильнее
  • учится соблюдать правила
  • общается и взаимодействует
  • совершенствует речь и коммуникативные способности

У детей 4-6 лет подвижная игра становится более сложной и подразделяется на несколько видов:

  • с сюжетом
  • без сюжета
  • с соревновательным элементом (обязательно групповая)
  • спортивную

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С СЮЖЕТОМ «Море волнуется»

Подвижная игра для дошкольников «Море волнуется».

Ход игры: Игру лучше проводить в просторной комнате или на улице. Чем больше игроков, тем лучше. С помощью считалки, а их дошкольники любят и учат с удовольствием, выбирают ведущего.
Он произноси знакомые всем с детства слова:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, на месте замри!»
В это время остальные участники кружатся, бегают, танцуют, но после слова «замри» принимают статичную позу, изображая что-либо, связанное с морем. Ведущий должен отгадать, кого же изображают участники. Игра будет разнообразнее, если вместо «морская фигура» говорить «любая фигура».

ПОДВИЖНАЯ ИГРА БЕЗ СЮЖЕТА «Горячие стулья»

Подвижная игра для дошкольников «Горячие стулья».

Ход игры: Эта игра также требует пространства и как минимум 4-5 игроков. Необходимы стулья, их должно быть на один меньше, чем участвующих в игре детей. Стулья ставят спинками друг к другу, дети становятся вокруг них. Взрослый включает музыку.

Пока она звучит, дети бегают вокруг стульев. Взрослый выключает музыку. В это время дети должны сесть на стулья. Тот, кому не хватило места, покидает игру. Перед следующим раундом убирают один стул. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не займет последний стул.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «Кегли и мячи»

Ход игры: Дети, а их должно быть 4-6 минимум, делятся на 2 команды. Они выстраиваются в параллельные колонны по одному человеку, впереди их взрослый выставляет по 5-7 кеглей. В руки первых малышей в колонне взрослый дает мяч.

По его команде малыши должны пробежать между фишками, не сбив ни одной, и вернуться назад, набивая мячи. Они передаю мячи следующим игрокам, которые продолжают эстафету. Побеждает та команда, игроки которой закончат эстафету первыми.

СПОРТИВНАЯ ИГРА «Футбол»

Ход игры: Дети делятся на команды из равного количества человек. Если нет настоящего маленького футбольного поля с воротами, они будут импровизированные. Действуя по правилам футбола, команды должны забить соперникам как можно больше голов.

Видео: Место сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка 4-6 лет: мнение психолога

Похожие статьи