Total war attila нации. Total War: Attila - наглядное пособие для начинающих варваров

Залогом успешного прохождения Total War: Attila может стать правильный выбор фракции, в числе которой придется сражаться. Наша база знаний познакомит вас с основными фракциями, предоставленными в данном игровом проекте. Каждая из них наделена своими уникальными юнитами и особыми бонусами, которые оказывают им посильную помощь на глобальной карте.

Сложность игрового процесса за любое из государств определяется географическим положением, где оно изначально расположено. Также большое влияние имеют страны-соседи и число подконтрольных провинций.

Итак, давайте подробно разберемся с представленными фракциями Total War: Attila.

Игра на севере современной Германии была начата именно предками англичан. Для экспансии путей у них оказалось минимум три. Можно, к примеру, совершить попытку объединения под своим руководством ближайшие племена германцев. Только вместе с этим значительно усложняются дипломатические отношения с другими варварскими королевствами, которые моментально реагируют на тот факт, возмущаясь, что саксы убивают таких же, как и они. Альтернативой данной ситуации становится заключение союзов с наиболее доброжелательными соседями и поиски славы на юге - в Западной Римской империи. Под давлением многочисленной орды дикарей римляне вряд-ли смогут оказать серьезное сопротивление. Стоит также учитывать тот факт, что особого плодородия на землях Центральной Германии никогда и не было. Поэтому с наступлением суровых холодов молодое королевство саксов на своих новых территориях переживает непростые времена.

Самым лучшим способом начать игру за данную фракцию будет повторение их исторического пути, то есть отплытие в Британию. Ее провинции со своими богатствами являются идеальной базой для завоеваний. Океан отрезал Британские острова от Европейского континента, поэтому в течение некоторого времени саксы чувствуют себя в абсолютной безопасности. Даже кровожадным гуннам вряд-ли удастся забрести так далеко. У вас появляется время и, конечно же, ресурсы. После чего можно совершить попытку вторжения на континент. Уже на территориях континента можно продолжать расширять империю или же подвергнуть массовому уничтожению чужих городов. (Саксам начисляются дополнительные деньги за строения, которые разрушены во время осады селения - это является их уникальной особенностью.)

Для захвата Британии необходимо потратить как можно меньше времени, ведь желающих завладеть этими территориями огромное количество. Этими ценными островами завладеть хотят также и скандинавы с местными кельтами. Счастьем саксов является их одна из самых мощных армий северян. Самой главной их силой есть тяжелые бронированные мечники, из отрядов шоковой пехоты. Их вооружение - двуручные секиры. Экипированы пикинерами. Они способны останавливать натиск любой кавалерии противника. Вдобавок к этому наемниками саксов - метатели дротиков, практически не уступают аналогичным римским юнитам.

Игра за франков во многом похожа на игру за саксов. Представителям этой фракции также стоит сохранять хорошие отношения с соседями-варварами. Поэтому начинать военные действия стоит из завоевания ослабевшего Рима. Более того земли современных Нидерландов, где основались франки, находятся всего на расстоянии вытянутой руки от плодородной Британии, что определенно дает им преимущества в завоевании островов. Также вначале, играя за франков, стоит первыми ходами пробивать путь вглубь Западной Европы, например, в Испанию, где вполне можно построить будущую сверхдержаву.

В боях франков посреди остальных варваров выделяет их уникальная способность: чем больше их потери среди воинов, тем лучше они сражаются. Благодаря этому представители фракции могут вести более рискованную и агрессивную игру. Но и без этого бонуса франки все равно представляют собой грозную силу. У них есть первоклассная пехота, вооруженная вместо мечей топорами, что дает возможность с высокой эффективностью справляться с вражескими пешими юнитами. Особого внимания заслуживает и конница - «сакра франциска». Эти рыцари в блестящих кольчугах одни из самых лучших всадников в игре.

У остготов, как и у других кочующих племен, вначале игрового процесса нет ни городов, ни провинций. Их орде пришлось убегать от жестоких гуннов в поисках новых земель для собственного королевства. В кампании остготы награждены, пожалуй, одним из лучших бонусов: им не начисляется дополнительное недовольство населения, при оккупации города римлян. Более того, кроме собственных бойцов-варваров, на оккупированных территориях данная фракция может нанимать на службу в свою армию римских юнитов.

Для восточных готов лучше всего основывать королевство на территории Италии - Адриатическое море позволяет легко оборонять территории Апеннинского полуострова. Обосновавшись в Италии, остготы получают достаточное количество времени для создания одной из самых сильнейших армий в данном игровом пространстве.

В состав восточных остготов входят опытные германские наездники, римские легионеры, опасные фракийские воины и самые крутые пикинеры. Одному отряду таких воинов, вооруженными длинными копьями, не составит особых проблем уничтожить сотни юнитов противника, когда его фланги прикрыты мечниками и обычными копейщиками.

Игровой процесс за западных готов начинается в самом сердце Византийской империи - Греции. У вестготов есть возможность в числе самых первых совершить попытку разорить местные мегаполисы, чтобы быстро поживиться. Большой опасности им присутствие в данном регионе римской армии не представляет. Опустошив земли Греции, перед вестготами стает вопрос поиска постоянного места жительства своих варваров. В качестве новой родины вестготов вполне могут подойти Испания, Италия и даже Египет. По пути к намеченной цели племенам западных готов лучше всего при помощи огня и меча делать из других племен дикарей своих вассалов. Это даст возможность при каждом ходе получать дополнительное золото от своих подданных.

Хоть и войска вестготов назвать слабыми и нельзя, но они все же не сравнятся с армией остготов. Вот, к примеру, вестготам не доступны топовые пикинеры и римские юниты. Компенсацией такого недостатка для вестготов стали пращеметатели и конные застрельщики. Только этим бойцам отведена далеко не самая важная роль в боевом противостоянии.

На сегодняшнее время аланы представляют одну из самых слабых наций в Total War: Attila. Игра за них на глобальной карте далеко не простая. Чтобы одержать победу над противником, нужно удерживать два региона, которые находятся на удаленном расстоянии: один возле Кавказских гор, а другой - на юге Франции. Защищать данные территории весьма сложно, ведь в армии аланов юниты довольно посредственные.

Хоть и кавалерия данной фракции награждается определенными дополнительными бонусами, но все же наездники аланской армии гораздо проигрывают таким же юнитам других варваров. Правда, этот момент с исторической точки зрения совсем не соответствует действительности. Так у конных лучников нет критически важных умений «парфянский выстрел»: у них нет возможности стрелять на скаку во всадников противника, преследующих их.

Фракция вандалов свой игровой процесс начинают на территории Польши с этих территорий им выгодней всего отправляться в поход через территории Италии с целью колонизации севера Африки или острова Средиземноморья - Крит и Родос. Великолепный флот является главной силой вандалов. Именно представители данной фракции способны строить самые лучшие корабли в игровом пространстве Total War: Attila. Именно через это у королевства вандалов должен быть выход к морю, чтобы с помощью могучих судов защищать территории государства от атак многочисленных армий.

На суше войска вандалов также достойно сражаются. Каждый из их полуголых берсеркеров сражается до последнего. Их боевые качества способны затмить похожих скандинавских юнитов. Чаще всего их элитные наездники превосходят даже всадников гуннов.

На глобальной карте фракция гуннов под контролем искусственного интеллекта является наиболее могущественной и опасной Total War: Attila. Все это происходит именно потому, что во время предводительства Атиллы гуннам не нужно платить деньги за содержание юнитов, поэтому они в больших количествах нанимают в ряды своей армии самых сильных бойцов. А если гуннами управляет игрок, то ситуация меняется кардинально.

При отсутствии читерских бонусов эти кочевники уже не являются таким уж грозным племенем. От других народов, что постоянно мигрируют по территории Европы, отличаются тем, что основать собственное государство не захваченных землях у них нет возможности. Это приводит к целому ряду проблем. Например, войска гуннов, вместе с этим играющих роль мобильных поселений, достаточно уязвимы перед агентами противника. Горстка шпионов своими действиями может сбить с толку все племя гуннов, что они никогда не сдвинутся с места.

Кроме этого, степные воители в своей численности растут весьма медленно, а для обеспечения необходимо достаточно много денег. Практически всегда армия гуннов уступает своими размерами армии королевств варваров. Этот факт стоит учитывать во время объявления войны: если нажить большое количество врагов, то армия гуннов может оказаться в меньшинстве, и в итоге вас по всей глобальной карте будет преследовать не один десяток войск противников.

Во время исторических событий слава конницы гремела на весь мир. В данном игровом проекте кавалерия представлена далеко не на самом высоком уровне. Практически у всех всадников количество жизней небольшое, а броня самая легкая. Из-за этого они могут проиграть в бою даже самым простым германским наездникам. Зато их сильной стороной является пехота. Именно поэтому для того, чтобы одержать победу над противником, в армию гуннов стоит нанимать большинство пеших воинов.

Начать игру за Западную Римскую империю - это обречь себя на настоящие испытания. Вам придется всеми силами стараться сохранить целостной всю свою гигантскую страну, которую со всех сторон разрывают различные варварские племена.

Прежде всего стоит смириться с тем, что удержать в составе единого государства все провинции не получится. Самой первой может быть потеряна именно Британия. За ней последует Испания, где недовольство населения перерастает в восстание по всей территории региона.

Самой лучшей тактикой для отражения атак варваров - это посеять ссоры в их рядах. На начальных этапах стоит использовать некую часть своих денег и предпринять попытку в том, чтобы разные фракции начали войну между собой. Это поможет ослабить внешнюю угрозу и предоставит вам больше времени для того, чтобы подготовить защиту.

За данную фракцию играть совсем не просто именно потому, что армия у нее слабая. Вам доступны невероятно мощные арбалетчики, но тяжелая пехота и конница значительно отстает от аналогичных представителей варварских народов.

Данное государство просуществовало намного дольше, в отличие от своей западной сестры. Войско данной фракции является самым сильным в Total War: Attila. Византийцы способны разбить любого противника. Такую возможность дает им отличная конница, которая считается самой лучшей в данном мире, дешевые, но очень эффективные лучники и лучшая пехота цивилизованного мира. Плюс ко всему, Византийское государство доминирует на море, ведь пользуется боевыми кораблями с «греческим огнем» - жидкость, которая воспламеняется и за несколько секунд сжигает вражеские суда.

На глобальной игровой карте Восточная Римская империя находится в более лучшем положении, в отличие от Западной. Но не стоит расслабляться, нужно быть всегда готовым к тому, что во время игрового процесса врагов появится масса. Прежде всего, стоит разорвать военный союз для того, чтобы потом вас не втянули в военные действия с огромными варварскими войсками Европы.

Стоит отметить, что дикарями данный дипломатический жест будет оценен молниеносно, что повлечет за собой их благосклонное отношение к восточному императору. В этом случае есть даже возможность заключения перемирия с гуннами. Чем меньшее количество конфликтов происходит на территории Европы, тем больше возможностей появляется уделить внимание ситуации на востоке, где расположено иранское государство Сасанидов. Стоит помнить, что рано или поздно страны-вассалы данного государства могут объявить войну.

Восточная римская империя наделена уникальным бонусом - при каждом ходе получает 5% к золоту в зависимости от той суммы, которая есть в казне. Вот, к примеру, наличие в казне сорока тысяч золотых в конце каждого сезона дополнительно приносят две тысячи и это не считая другие источники дохода. Именно поэтому стоит накапливать в казне крупные суммы денег ради получения значительных процентов.

Составить конкуренцию византийской мощи может лишь соседнее государство Сасанидов. У древнего Ирана есть хороший источник дохода - страны-вассалы, с которых собирается удвоенная дань. Это дает возможность развития инфраструктуры и создания большой армии без особых хлопот. Благодаря повышенной санитарии в городах, стабильность государства лишь укрепляется, ведь шансы вспышки чумы в персидских селениях уменьшаются.

Стоит отметить, что начинать игровой процесс за фракцию Сасанидов для новичков будет самым лучшим решением. Играть за них достаточно просто, ведь государство со всех сторон окружают в большем количестве верные подданные. Располагается в безопасном регионе, где единственной потенциальной угрозой могут быть лишь народы Восточной Римской империи. Те же самые племена гуннов достаточно редко отправляются в поход такие дальние расстояния. Все это дает вам много времени для накопления силы, чтобы отправиться на завоевание запада. На вооружении армии боевые слоны и тяжелая конница.

Для успешного продвижения по игровому процессу, вам необходимо всеми способами избегать гражданской войны, не допускать вспышек эпидемии чумы и самое главное, пережить глобальное похолодание.

    • Нанимать в армию стоит больше арбалетчиков. В данном игровом проекте ключевая роль на поле брани отведена далеко не тяжелой пехоте. Главная ударная сила - это конница, закованная в броню. На втором плане также оказались и лучники вместе с разного рода метателями дротиков. Вместо них теперь арбалетчики. Особой скорострельностью данные стрелки не отличаются. Их оружие - арбалеты, обладающие высокой убойной силой. Поэтому достаточно всего пара залпов, чтобы полностью уничтожить элитные отряды противника. Арбалеты в Total War: Attila являются абсолютной машиной смерти. Особенно при использовании огненных болтов, изрядно деморализирующих врага.
    • Играя за фракцию орды, не стоит полностью разрушать города противников. Кочевые племена, к примеру, аланов или гуннов, разбой является основным источником доходов, для поддержки военной и экономической мощи. Поэтому совершив очередной набег и ограбив местности, не разрушайте его. По истечению некоторого времени владельцу удастся отстроить город и у вас появится возможность еще раз поживиться на его территориях. Если же вы данную провинцию сравняете с землей, то некуда будет возвращаться. Вам придется искать другие способы прокормить орду, что будут менее эффективны.

  • Боритесь с коррупцией и манипулируйте налогами. Хорошим способом быстрого пополнения казны является увеличение налогов до максимального уровня, после чего вернуть на прежний уровень. Таким образом, вам удастся заработать больше звонких монет на новое войско, а недовольное население не успеет взбунтоваться. Чтобы постоянно получать большой доход, вам потребуется навести порядок в экономике страны. Это возможно с помощью строительства разных торговых зданий, а особо изучения гражданской ветки, понижающей коррупцию. Именно жадность чиновников является большим бичом всех великих империй. К примеру, кампания Западной Римской империи начинается с огромного размера коррупцией в 80%. это значит, что вы получаете лишь малую долю потенциально высокой прибыли.
  • Для продвижения по карьерной лестнице выбирайте верных генералов. Для важных военных должностей стоит выбирать самых преданных вам полководцев. Если на влиятельном посту находится неверный правителю генерал, то скорей всего, что он попытается захватить власть, пользуясь своим социальным положением. Следствием этого будет гражданская война. Но есть также возможность завоевать доверие непокорного командира. К примеру, выдать за него замуж одну из дочерей правителя. Альтернативой этого станет заказ у наемных убийц потенциального бунтовщика.
  • Следите за санитарией города. Эпидемия чумы в вашем государстве может привести к катастрофическим последствиям. Регион с больным населением не приносит много денег, еды, что приводит к дестабилизации порядка в государстве. Не жалейте денег и стройте такие необходимые строения, как акведуки, бани, канализации и многие другие, что повышают уровень санитарии в провинциях. Чем здоровее и чище будет ваше население, тем меньше у вас шансов столкнуться с эпидемией чумы.
  • Армии кочевников делите на группы. Армия варваров-мигрантов является одновременно и войском и мобильным селением. В любое время кочевники могут остановиться, разбить лагерь, строить юрты и разводить скот. Путешествия по континенту большой ордой гораздо безопасней, но это большие экономические растраты. Когда кочующие войска разбивают лагеря, начинается большое потребление пищи, тем самым полностью истощаются запасы местной провинции. Отсутствие провизии приводит к уменьшению орды, а воинство не пополняется новыми рекрутами. Лучшим решением будет разделить войска и отправить их на завоевание разных уголков Европы, дабы избежать конкуренции за еду внутри.
  • От христианства стоит отказаться. При игре за Западную или Восточную Римские империи лучше всего первым делом сравнять с землей православные и католические соборы, а государственной религией сделать римское язычество. Чтобы содержать христианские храмы, вам потребуется много денег, но в свою очередь эти величественные постройки бонус дают абсолютно смехотворный. При отсутствии соборов доход государства увеличивается минимум в два раза, а с возвратом к языческим традициям откроется доступ к акведукам и баням самого высшего уровня, с которыми радость народа повышается более эффективней.
  • Следите за глобальным похолоданием и подстраивайтесь к смене сезонов. У талантливого полководца должно всегда наперед все продуманно и прежде чем начать военную кампанию против другого государства, стоит обращать внимание даже на такой нюанс, как время года. Отправляться в поход на вражеские территории осенью или вообще зимой равно самоубийству: холод приводит к большим потерям вашей армии сотен воинов. Более того, важно помнить о глобальном похолодании, которое исторически привело к великому переселению народов. Каждый год температура на континенте опускается все ниже и земли приносят все меньше плодов. Для кочевников очень важно поскорее мигрировать на юг, иначе потерь среди рядов орды не избежать от недостатка пропитания. Для тех фракций, что привязаны к своим изначальным территориям, к примеру, саксы или франки, уместней будет уменьшить численность армий, для сбалансирования нехватки воды.
  • Не нужно спешить с улучшением юнитов. Изучив новые технологии, у вас появляется возможность усовершенствования старых юнитов до уровня более крутых и элитных воинов. Из крестьянской конницы к концу игры можно сделать тяжелых катафрактариев, а с простых городских ополченцев - непобедимых стражей государя. Но при этом стоит учитывать то, что для оплаты службы сильнейших отрядов необходимы большие средства. Плюс к этому, если вы открываете топовых юнитов, то впредь наем их более дешевых предшественников вам будет закрыт. Поэтому если в вашей казне мало денег, то стоит повременить с апгрейдом.
  • Игры за римлян стоит избегать. Наверное, самым важным советом для большинства новичков Total War: Attila станет то, что за Римские империи играть не стоит. Кампании за обе римские фракции самые сложные в истории данного игрового проекта. Будучи когда-то великой страной теперь существует две ее половины, которые висят практически на волоске от гибели. Они все время находятся под атаками десятков варварских фракций, страдают от частых вспышек чумы. А внутри государства возникают заговоры конкурирующих политических партий с целью свержения своих правителей.

Перечень информации для скачивания в базе знаний

  • Гайд по вестготам в Total War: Attila.
  • Руководство (гайд) по прохождению Total War: Attila за Гуннов.
  • Гайд по Западной Римской Империи.

Видеоресурсы по прохождению Total War: Attila

Прохождение за скандинавов

Прохождение за Данов

Всем привет. С вами команда Gamebizclub, и, по нашей традиции, мы начинаем разбирать еще один жанр, число поклонников которого растет с каждым годом. Сегодня мы расскажем о популярнейшей тактической стратегии, которая подняла планку качества и геймплея на новую вершину. Вы когда-нибудь задумывались о том, что было в период раннего средневековья, в эпоху переселения народов? Представляли ли вы себя в роли вождя кочевников или командующим армией?

Считайте, что ваша мечта сбылась – теперь вы можете в полной мере ощутить себя вождем, командующим или повелителем огромной империи. Речь пойдет о тактической стратегии Total War: Attila, которая продолжает знаменитую серию исторических игр.

Создавая Аттилу, разработчики Creative Assembly стремились никого не оставить равнодушными: сделали игру без ошибок, понятную и в то же время нескучную, позволяющую расти над собой, а не топтаться на месте. Удалось ли это британцам? Расскажем.

Из этой статьи вы узнаете:

История – наше всё

Начнем свой обзор Total War Attila с истории игры. Действие происходит во времена Великого переселения народов. В то время Римская Империя распалась на 2 части – Римскую со столицей в Риме, и Византийскую со столицей в Константинополе. При этом Рим постепенно теряет своё величие, утрачивая финансовое положение и военную мощь.

А если добавить к этой тенденции еще и огромное количество варваров, которые стараются обосноваться недалеко от границ Империи и периодически совершают набеги на приграничные области, то картина получится совсем безрадостная. Для Римлян, разумеется.

Но не для варваров – их много, они сильны и беспощадны. Если открыть учебник истории, то выяснится, что в те времена Римляне нанимали варваров на службу, чтобы они сражались с другими племенами и охраняли границы империи.

Но что такое толпа с мечами и топорами по сравнению с легионом? Легионеров мало, а отряды варваров их не заменят! Легкая победа – подумал Аттила и разрушил империю, завоевав Рим. Учите историю, господа, потому что она имеет свойство повторяться. Советуем посмотреть вам трейлер к игре и еще больше проникнуться историческими битвами.

За кого играть

С историей разобрались, теперь перейдем к самой игре. На ваш выбор 10 фракций – вы можете выбрать любую кампанию и начать строительство своей империи. Вариантов много, поэтому мы опишем основные моменты, а выбор вы уже сделаете сами.

Римская кампания может показаться трудной. Слишком уж большая империя под вашим управлением, и много в ней неизвестного, да и враг у границ не дремлет. Она подойдет тем, кто не ищет легких путей – повернуть ход истории не так просто. В вашем распоряжении окажется немало разросшихся провинций, не имеющих сильного войска.

Поэтому первые шаги даются тяжело и со скрипом: то готы налетят, то вандалы, а отпор им как дать? Вот и приходится все за собой сжигать, тем самым опустошая свою империю. Это исторический факт и в этом вся ценность игры: безысходность положения римлян во времена Великого переселения народов передается очень точно. К тому же это делает геймплей еще более увлекательным.

В плане финансов такое «саморазорение» не слишком-то выгодно, но есть и плюсы: неприятель сунется, а поживиться ему нечем. С другой стороны, после возврата провинции, вам придется все восстанавливать – а денег на всё точно не хватит. А если еще кто из соседей захочет «с мечом прийти»? Будет сложно, однако!

Если же вам хочется для начала одержать несколько маленьких побед, то запустите компании других фракций, например, саксов или франков. Хоть и нелегко тягаться с такими могучими соседями, как гунны, но, если есть возможность, почему бы не попытаться постепенно выстроить собственную империю? Кто не рискует, тот не выигрывает. В конце концов, рисковать здорово, да и с провинциями знакомиться интересно. Другой возможности не представится.

Геймплей за «переселяющихся» народов – это из серии «вызов принят»: у врагов империя и войска, а у вас изначально вообще нет ни клочка земли. Играя на стороне готов, аланов и вандалов, вы будете только разбивать лагеря до тех пор, пока не захватите город.

С другой стороны, вам абсолютно без разницы где основывать империю. Вся огромная карта в вашем распоряжении. Конечно, армия у вас будет сильная, с такой побить римлян – пара пустяков, но жизнь кочевника безоблачной не назовешь. Впрочем, и скучной тоже: то в путь, то в бой, то восстание подавлять. Или предотвращать.

О геймплее и других нюансах

Сразу отметим, что Аттила во многом превосходит своих предшественников из серии Total War. На фоне новой версии они кажутся слишком сложными и громоздкими. Поле боя стало гораздо больше, и под вашим командованием теперь может быть более 8 тыс. солдат – огромная армия. Поэтому сразу готовьте мощный ПК, потому что слабый комп игру точно «не потянет».

Изменилась и система управления провинциями. Для каждой провинции вы назначаете легата (посланника), и он начинает активно издавать законы и следить за порядком. При этом нужно чтобы он состоял в правящей династии. В противном случае – прощай авторитет, и привет Гражданским войнам.

Аттила намного удобнее и нагляднее предшественников. Взять те же стратегические карты: их границы можно расширять, раздвигать и масштабировать. Не до бесконечности, но хватит, чтобы рассмотреть все объекты на карте.

Еще одна отличная фишка – отдельные персонажи, например, шпионы и генералы. Все их таланты и умения показываются на специальном древе, и вы сразу поймете в каком направлении стоит развиваться. Процесс дипломатии и торговли тоже стал проще: вам наглядно покажут доходы от торговли, степень верности союзников и взаимоотношения с другими фракциями.

В дополнение ко всем перечисленным нюансам геймплея, мы расскажем также об ИИ. ИИ – это искусственный интеллект или компьютерный противник. В новой части саги Total War, вас ждет обновленный ИИ, соперничать с которым не так просто.

Раньше вместо большой вражеской армии, приходилось воевать с несколькими десятками маленьких: два, три, четыре и больше раз подряд. Сейчас все свелось к глобальным сражениям и противостоянию, в которых ваши противники будут действовать умно как на стратегическом уровне, так и на поле боя.

Новая тактика боя

Разработчики отлично постарались – теперь сражения очень тщательно и художественно, просто классно нарисованы. Выбор типов войск и тактики впечатляет, притом, что всё соответствует духу эпохи. И, конечно, поклонников серии точно порадуют такие «жизненные» элементы, как утомляемость войск и мораль. Герои Аттилы – не роботы, а реальные люди. То есть максимально приближенные к реальности.

В сражениях лучше всех проявляют себя стрелки и всадники: они хорошо теснят врагов и не знают усталости. Во время осады ваши стрелки могут прятаться за баррикадами, обстреливая самые важные позиции врага. Тактика конных схваток тоже претерпела изменения – в зависимости от типа кавалерии и расы стали доступны новые возможности. Конница стала играть одну из главных ролей, особенно при схватках кочевых народов, как и было в истории.

Вам предстоит создать свое видение сражения исходя из разнообразных родов войск и тактик, причем ИИ будет анализировать ваши ходы и стараться переиграть всеми возможными способами. Как и прежде, схватка на поле остается главной особенностью серии Total War.

Основные нововведения

Отдельно нужно сказать о новых возможностях, которые вы не встретите у предшествующих серий. Помимо 10 фракций и более чем сотни новых типов войск, вам будет доступно:

  • Оставление и разрушение городов – вы имеете право покидать города до того, как противники их захватят. Только стоит учесть, что эти самые противники могут запросто сровнять город с землей.
  • Наместники – если хотите успешно управлять провинциями, то без них не обойтись. Чем больше империя, тем больше потребуется наместников, которые будут за вас всё делать.
  • Династии – в Аттиле важно не только принадлежать к правящей династии, но и правильно назначать наследников и заключать удачные браки.
  • Кочевые племена – некоторые фракции вначале вообще не имеют поселений. Зато они могут разбивать лагеря – своеобразные мини-городки.
  • Баррикады при осадах – очень помогают в обороне.

Поклонники серии, и те, кто играет в первый раз, точно не будут разочарованы. Вы познакомитесь с историей раннего средневековья, примете участие во многих сражениях и сможете основать свою империю. Игра вам точно не наскучит и захватит на долгое время, в течение которого вы будете планировать и воплощать в жизнь тактику боя и стратегию достижения победы.

Приобрести Total War: Attila можно здесь по очень привлекательной цене. После покупки на ваш счет будут начислены бонусные баллы, на которые потом можно будет приобрести еще одну или несколько игр.

Если приключений в Аттиле будет недостаточно, то можно установить дополнение – Эпоха Карла Великого, которое добавит еще больше игровых возможностей. Подробно об этом дополнении, как и о многих других игровых новинках, вы можете прочитать на страницах нашего блога. Будьте в курсе событий – подписывайтесь на наши новости и делитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Всем пока и до скорой встречи.


Любой поклонник Total War знает, что почти в каждой игре серии все доступные на выбор фракции значительно отличаются друг от друга: у королевств и империй есть свои уникальные юниты и особые бонусы, которые помогают им на глобальной карте. Сложность игры за любое государство определяется его изначальным географическим положением, странами-соседями и количеством подконтрольных провинций. В этом материале мы расскажем о главных фракциях Total War: Attila (DLC-державы в данное руководство не включены), об их сильных и слабых сторонах и дадим пару советов, как добиться успеха за каждую нацию.

Предки англичан начинают игру на севере современной Германии. Путей для экспансии у них как минимум три. Можно, например, попытаться объединить под своим началом ближайшие племена германцев, однако тогда будет сложнее вести дипломатию с остальными варварскими королевствами, которые сразу возмутятся тем фактом, что саксы убивают братьев по крови. Как альтернатива - заключить союзы с наиболее доброжелательными соседями и отправиться искать славу на юг, в Западную Римскую империю. Под давлением многочисленных дикарей римляне вряд ли окажут серьезное сопротивление. Но следует учитывать, что земли Центральной Германии не отличаются особым плодородием, поэтому, как только стукнут суровые холода, молодому королевству саксов с его новыми территориями придется нелегко.

Лучший способ начать кампанию за саксов - повторить их исторический путь и отплыть в Британию. Богатые провинции туманного Альбиона - идеальная база для будущих завоеваний. Британские острова отрезаны от Европы океаном, благодаря чему большую часть времени саксы будут в абсолютной безопасности: даже кровожадные гунны вряд ли забредут так далеко. У игрока появятся время и ресурсы, чтобы развиться, а затем вторгнуться обратно на континент. А уже там можно или продолжить расширение империи, или устроить массовое уничтожение чужих городов (саксы получают дополнительные деньги за здания, разрушенные во время осады поселения - это их уникальная особенность). Захватывать Британию нужно быстро, так как желающих отхватить кусок сладкого пирога - невероятное множество: первыми ценные острова наверняка попытаются завоевать скандинавы и местные кельты. К счастью для саксов, они могут похвастаться одной из мощнейших армий среди северян. Их сила - в тяжелых бронированных мечниках, в отрядах шоковой пехоты, вооруженных двуручными секирами, и в пикинерах, способных остановить натиск любой вражеской кавалерии. К тому же саксы нанимают довольно неплохих метателей дротиков, которые мало в чем уступают аналогичным римским юнитам.

Кампания за франков во многом повторяет игру за саксов: им тоже не следует портить отношения с варварами-соседями, и поэтому игроку будет лучше начать войну не с братьями-германцами, а с ослабевшим Римом. Кроме того, от земель современных Нидерландов, где поселились франки, рукой подать до плодородной Британии, что определенно дает им фору в завоевании островов. Также франкам стоит на первых ходах пробить путь вглубь Западной Европы, скажем, дальше на юг, в теплую Испанию, которая вполне может послужить ядром будущей сверхдержавы.

В сражениях франки выделяются на фоне других варваров своей уникальной особенностью: чем больше потерь несут их отряды, тем лучше они сражаются. Это подталкивает игрока к более рискованному и агрессивному стилю игры. Но даже без подобного бонуса войска франков все равно представляют собой грозную силу. Так, им доступна первоклассная пехота, которая использует топоры вместо мечей и более эффективно справляется с пешими юнитами противника. Особой похвалы также заслуживает тяжелая конница франков - «сакра франциска». Эти предшественники средневековых рыцарей, одетые в блестящие кольчуги, - одни из лучших всадников в игре.

Остготы, как и остальные кочующие по Европе племена, в начале игры не владеют городами и провинциями. Их орда вынуждена убегать от жестоких гуннов и искать новые земли для своего королевства. В кампании остготам достался один из лучших фракционных бонусов: они не получают дополнительное недовольство населения, когда оккупируют города римлян. К тому же помимо собственных варваров-бойцов, на захваченных территориях остготы могут нанимать на службу римских юнитов. Восточным готам следует основать королевство на территории Италии: Апеннинский полуостров легко оборонять благодаря Адриатическому морю. В Италии у остготов будет достаточно времени, чтобы создать одну из сильнейших армий в игре: войско восточных готов состоит из опытных германских наездников, римских легионеров, опасных фракийских воинов и самых крутых пикинеров. Один отряд таких воинов, вооруженных длинными копьями, без проблем уничтожает сотни вражеских юнитов, когда его фланги прикрывают мечники и обычные копейщики.

Вестготы

Кампания за западных готов стартует прямо в сердце Византийской империи - в Греции. Вестготы первыми могут попытаться разорить местные мегаполисы ради быстрой наживы: римская армия в данном регионе не представляет большую опасность. После опустошения Греции игроку стоит задуматься о постоянном месте жительства для своих варваров. Новой родиной вестготов может стать Испания, Италия или даже плодородный Египет. По дороге к намеченной цели западным готам следует огнем и мечом превращать остальные племена дикарей в вассалов, чтобы каждый ход получать дополнительное золото от своих подданных.

Хотя армию данной фракции нельзя назвать слабой, ей не сравниться с войском остготов: например, у вестготов нет доступа к топовым пикинерам и римским юнитам. В качестве компенсации им дали неплохих пращеметателей и конных застрельщиков, но эти бойцы играют далеко не самую важную роль в сражениях.

В нынешней версии игры аланы - одна из слабейших наций в Total War: Attila. На глобальной карте за них непросто играть, поскольку для победы нужно удерживать два удаленных друг от друга региона: один - на юге Франции, второй - возле Кавказских гор. Охранять эти территории особенно сложно из-за того, что аланам достались довольно посредственные юниты. Хотя кавалерия этой фракции и получает определенные дополнительные бонусы, аланские наездники во всем проигрывают аналогичным юнитам других варваров, что с точки зрения истории совершенно не соответствует действительности. Так, конные лучники аланов не обладают критически важным умением «парфянский выстрел»: они не могут стрелять на скаку в преследующих их всадников противника. В целом, с кампанией за последних потомков сарматов лучше повременить до выхода следующих патчей, где, будем верить, уделят больше внимания балансу юнитов.

Вандалы начинают игру на территории современной Польши: оттуда им будет лучше всего отправиться в военный поход через Италию с целью колонизировать север Африки или такие острова Средиземноморья, как Крит и Родос. Сила вандалов - в их великолепном флоте: они могут строить лучшие корабли в Total War: Attila. Именно поэтому их королевство обязательно должно иметь выход к морю, чтобы могучие суда защищали государство от многочисленных армий вторжения.

На суше юниты вандалов тоже заслуживают уважения. Их полуголые берсеркеры всегда сражаются до последнего и по боевым качествам могут затмить похожих скандинавских юнитов, а элитные наездники во многом превосходят даже всадников гуннов.

На глобальной карте подконтрольные компьютеру гунны - наиболее могущественная и опасная фракция в игре. Причина этого в том, что когда кровожадных кочевников возглавляет Аттила, искусственный интеллект активно читерит: гунны не платят деньги за содержание юнитов и массово нанимают в свои армии сильнейших бойцов. Но если за гуннов играет человек - ситуация меняется кардинальным образом.

Лишенные читерских бонусов кочевники Аттилы - не такое уж и грозное племя. В отличие от других мигрирующих по Европе народов, они не могут основать собственное государство на захваченных землях. С этим фактом связан целый ряд проблем. К примеру, армии гуннов, которые также играют роль мобильных поселений, уязвимы перед вражескими агентами: действия горстки шпионов противника могут привести к тому, что грозное племя гуннов никогда не сдвинется с места. Помимо этого, орда степных воителей растет чрезвычайно медленными темпами, и на ее обеспечение уходит немало денег. Почти всегда войско гуннов будет уступать в размерах армиям небольших варварских королевств. Это нужно учитывать, когда объявляешь войну: если нажить слишком много врагов, то гунны быстро окажутся в меньшинстве, и в итоге игрока по всей карте будут преследовать десятки вражеских армий.

Исторически эти азиатские кочевники славились своей конницей, но в игре их кавалерия оставляет желать лучшего: почти все всадники гуннов обладают небольшим количеством жизней и совсем уж легкой броней, из-за чего они проигрывают в бою даже самым дешевым германским наездникам. Зато, как ни странно, гунны могут похвастаться лучшей пехотой в игре. Поэтому чтобы победить, армия игрока должна состоять преимущественно из пеших воинов.

Западная Римская империя

Кампания за Западную Римскую империю - это настоящее испытание, где игрок отчаянно пытается сохранить в целостности свою гигантскую страну, разрываемую на части племенами варваров. Главное - смириться с тем фактом, что, вряд ли получится удержать все провинции, которые ЗРИ контролирует в начале игры. Британия, вероятно, будет потеряна первой, а затем последует Испания, где недовольство населения быстро приведет к восстаниям по всему региону.

Лучшее, что игрок может сделать, чтобы отбить вторжение варваров, - поссорить их между собой. На первых ходах следует использовать часть своих денег и попытаться вовлечь разные фракции в войну друг с другом. Это ослабит внешнюю угрозу и даст больше времени на подготовку обороны.

За Западную Римскую империю тяжело играть в первую очередь из-за слабой армии. ЗРИ доступны невероятно мощные арбалетчики, но в плане тяжелой пехоты и конницы она значительно отстает от варварских народов.

Восточная Римская империя

Византийская империя просуществовала почти на тысячу лет дольше, чем ее западная сестра, и играя в Total War: Attila понимаешь, почему. Без сомнений, армия Восточной Римской империи - сильнейшая в игре: византийцы могут разбить кого угодно благодаря отличной коннице (кавалерия «тагмата» считается лучшей в Attila), дешевым, но при этом очень эффективным лучникам и лучшей пехоте цивилизованного мира. Ко всему прочему, Византия доминирует на море, так как использует боевые корабли с «греческим огнем» - воспламеняемой жидкостью, которая за секунды сжигает судна противника.

На глобальной карте дела Восточной Римской империи идут лучше, чем у Западной, но все равно следует быть готовым к тому факту, что по ходу игры Византия наживет себе немало врагов. На первых ходах следует разорвать военный союз со второй Римской империей, чтобы не оказаться втянутым в войны с многочисленными варварами Европы. Дикари, к слову, сразу оценят такой дипломатический жест и начнут благосклоннее относиться к восточному императору: возможно даже получится заключить перемирие с гуннами. Чем меньше конфликтов в Европе, тем больше можно уделять внимания ситуации на востоке, где находится государство Сасанидов - эта иранская держава, и ее страны-вассалы рано или поздно объявят войну Византии.

Уникальный бонус Восточной Римской империи заключается в том, что держава каждый ход получает 5% к золоту от той суммы, которая хранится в казне. То есть, например, сорок тысяч золотых будут приносить в конце каждого сезона дополнительные две тысячи монет, и это помимо других источников дохода. Поэтому есть смысл копить крупные суммы денег ради более значительных процентов.

Государство Сасанидов

Экономическую мощь Византии может превзойти только соседняя империя Сасанидов. Древний Иран получает удвоенную дань от стран-вассалов, что позволяет ему без лишних хлопот развивать инфраструктуру и создавать крупные армии. Стабильность державы также обеспечивает повышенная санитария в городах: шанс того, что в персидских поселениях вспыхнет чума, очень низкий.

В целом, Государство Сасанидов - отличная фракция для новичков. За иранцев очень легко играть, поскольку их страна, окруженная со всех сторон преимущественно верными подданными, находится в безопасном регионе, где единственную потенциальную угрозу представляет разве что Восточная Римская империя. Те же гунны редко путешествуют так далеко на юго-восток карты. У Сасанидов более чем достаточно времени, чтобы накопить силы и отправиться завоевывать запад, используя боевых слонов и тяжелую конницу.

Total War: Attila - сложная стратегия, особенно при игре за определенные фракции. Чтобы успешно завершить кампанию, нужно не только разбираться в тонкостях игровой механики, но и уметь использовать сильные и слабые стороны каждой нации себе на благо. Без необходимых знаний игрок, скорее всего, легко проиграет, а его государство так и не оставит после себя какой-либо след в истории.

ПОСТОЯНСТВО - ПРИЗНАК МАСТЕРСТВА
Разработчики из Creative Assembly, несмотря на многие «фу» от старых поклонников серии Total War, продолжают гнуть свою линию, зарабатывая поклонников новых. Их упрекают в опошливании брутальной серии, вспоминают первых Сегуна и Медивал, на чем свет костерят второй Рим, «а Васька слушает да ест», то есть CA продолжают развивать серию в заданном направлении. Разумно ли они поступают? Объективным ответом на этот вопрос будет такой: да, раз спустя неделю после выхода игры Total War: Attila, она была самой продаваемой в Steam.
Вот и всё - пока самые громкие недовольные кричат, пытаясь создать видимость массового недовольства, массы просто идут и голосуют рублем, долларом, евро и прочими тугриками. Миллион леммингов не может быть не прав. В CA знают, что делают.
В принципе сразу после анонса Аттилы, у меня появилась четкая ассоциация с Napoleon: Total War. Возникло подозрение, что Аттила будет соотноситься с Римом-2 как Наполеон с Empire: Total War. То есть такой же самостоятельный аддон, не требующий предшествующей игры, но в то же время не сильно от неё отличающийся геймплеем, а просто развивающий заложенные в первую часть идеи. Не желая разыгрывать интригу, скажу: да, именно такое ощущение осталось и после знакомства с Аттилой в деле.
Total War: Attila оставляет нас в эпохе Древнего Рима, но смещает ближе к Темным векам. Начало игры относится к 395 году. Основные правила остаются теми же, что и в Total War: Rome II. То же деление на провинции и поселения, то же дерево технологий, разбитое на две половины - военную и гражданскую, то же ограничение по количеству одновременно разгуливающих армий и агентов, персонажи, даже карта близка к предыдущей. Но всё усилено, отполировано, доведено до ума, настройка баланса стала еще более тонкой, отработан внешний вид игры - графика делает еще шаг вперед. Всё это было и при переходе от Империи к Наполеону.

НЕИЗБЕЖНАЯ АНАЛОГИЯ
При анализе Аттилы просто невозможно уйти от аналогии с аддоном к первому Риму, то есть с Rome:Total War - Barbarian Invasion. Близкое время действия диктует близость условий при игре за различные фракции. По сути исходно у нас тут то же самое. Условно фракции можно разделить на несколько типов по стилю и темпу игры за них.
Во-первых, две римские фракции - Западный Рим и Восточный, будущая Византия. При их необъятных исходных размерах и мощи игра за них должна быть очень трудной. Авторы щедро наделили их проблемами, внутренними и внешними. Основная цель, по крайней мере, на начальном этапе - выжить.
Далее у нас имеются мелкие варварские королевства. Игра за них в принципе обычна для Total War - постепенное расширение за счет соседей. И тут же особенность, знакомая еще по Barbarian Invasion - возможность сняться с места и идти ордой, не имея ни одного поселения.
Третье - это могучая империя востока - держава Сасанидов. Ее главная цель - сломить Византию, сокрушить ее. Ну или хотя бы затруднить ей жизнь.
И, наконец, изюминка уже этого аддона или, лучше говорить, игры - Гунны. Играть за них можно. Но это самая заскриптованная фракция, игра за которую должна быть подчинена сценарию жизни самого легендарного вождя гуннов Аттилы.
Если задуматься, то именно такой расклад был и в Нашествии варваров. Честно говоря, у меня любимой фракцией, как там, так и вообще во всей римской серии был и остается сам гордый Рим - красивейшая фракция, игра за которую к тому же в Total War: Attila обещает быть такой же сложной, как и в Barbarian Invasion. Далее я сосредоточусь на описании игры через краткое описание кампании за Западный Рим. И отталкиваться в самой игре буду от аналогии с Нашествием варваров.


ДОРОГОЙ ИМПЕРАТОР, ВСЁ ПРОПАЛО!
Запуганный отзывами да и внутриигровым описанием, желая пройти кампанию хоть сколько-нибудь вглубь, я выставил уровень сложности «Средний». Впрочем, это оказалось слабовато для ветерана серии. Да и обзоры игры, как я теперь понимаю, обычно делались людьми, кампанию за Западный Рим не проходившими, а потому склонными запугивать потенциальных игроков фантомными ужасами. То есть надуманными, а не реально увиденными сложностями. Но мы-то их разберем честно.
Начальные условия у Рима аховые, неопытного игрока зашпилят на раз. Более шестидесяти поселений под контролем. Один только их обзор занимает массу времени. А если учесть, что поселения прячутся в густых лесах графически новой карты, то становится совсем нелегко. Зато карта, несмотря на какую-то мрачность, получилась действительно красивой. Это так, кстати говоря.
Рим имеет 7 легионов. Но все они сильно ослабленного состава - и количество отрядов в стеке далеко не дотягивает до 20, и количество бойцов в каждом отряде сильно меньше максимума. Имеющиеся деньги и доходы не позволяют как-то увеличить армию. А война-то у нас идет одновременно с Квадами, Ютами, Саксами, Остготами, Каледонцами, Пиктами. Глубоко в пределах империи ходит пока еще нейтральная орда Свебов, готовая в любой момент обрушиться на незащищенные тылы.
Население подвластных территорий не просто недовольно, оно еще и немыслимо... грязно. Да, вот так вот. Если раньше нам приходилось балансировать между тремя параметрами: доход, наличие продовольствия и народные настроения, то теперь к ним добавился параметр санитария. Разные типы построек не увеличивают грязь в поселении. Она же провоцирует эпидемии, которые влекут за собой дальнейшее ухудшение настроения и снижение доходов. Поначалу едва ли не все провинции заросли грязью. Отмыть их (постройки типа фонтанов, бань и акведуков) всех и сразу не получится - денег нет.
Хуже того, баланс построек выстроен так тонко и прекрасно, что постоянно приходится попадать в ножницы: увеличим доход - вырастет загрязнение, снизим загрязнение - пропадет доход. И голод, да не забывайте про голод. Если сумма всего продовольствия по стране окажется отрицательной, нас ждут не просто голодные бунты - у нас армия начнет разбегаться или вымирать. А пополнить ее, как уже отмечалось выше, нечем - денег нет.
Так и хочется возопить: «Дорогой император, всё пропало!» Плюнуть на Рим и начать кампанию за каких-нибудь Франков. Но трус не играет в хоккей, а слабак за Западный Рим. Попадать в список слабаков очень не хочется. Потому продолжим.
Римской стратегией в Barbarian Invasion было стремительное съеживание. Мы бросали дальние провинции и стягивали верные войска под руководством верных полководцев к сердцу державы. Иногда можно было даже потерять Рим, отступив в Испанию и Африку. А уж оттуда начинать долгую и упорную борьбу за восстановление империи. Первым порывом в Total War: Attila у меня было проделать то же, но ряд обстоятельств, к счастью, этому воспрепятствовал.


МЫ ПОЙДЕМ ДРУГИМ ПУТЕМ
Ситуация с восстаниями во втором Риме и в Аттиле разворачивается не так радикально как в первом Риме. Даже если недовольство достигает точки кипения, армия повстанцев формируется постепенно, а не вышвыривает вас из города как раньше. Один летучий легион вполне может прикрывать значительную территорию.
В Total War: Attila введена такая фишка как губернаторы провинций. Ну или возрождена хорошо забытая старая штука из первого Рима. От характеристик и навыков губернатора заметно зависит состояние вверенной ему провинции. Кроме того, у нас всегда есть эдикты. Самый из них сейчас востребованный «Хлеба и зрелищ», повышающий довольство и запасы продовольствия. Губернаторы и полководцы имеют прокачку. Если выбирать тут путь повышения стабильности, то мы опять же можем сыграть в пользу правопорядка. кстати, такая же фишка есть и у легионов. да и агенты-жрецы будут полезны.
Исходя из этого, мы выделили ядро державы - три провинции в Италии, Африка (столица Карфаген) и прилегающая к Италии часть Галлии, - насадили здесь губернаторов, приняли эдикты. В общем, укрепили довольство до приемлемого уровня. теперь здесь можно вкладывать деньги в строительство, не опасаясь их потери вследствие восстания. Начнем с развития пищевых построек и повышающих санитарию. Ходов через 15-20 эта база станет мощным экономическим ядром державы и надежным тылом, а губернаторов можно будет переместить в другие проблемные регионы.
Второй шаг - это решение: два полноценных легиона лучше четырех полудохлых. Мы сливаем четыре слабых легиона в два сильных. Один прикрывает входы в Северную Италию, другой борется за Галлию. Балканами и Англией решено на этом этапе пожертвовать.
Восстановленный галльский легион на 4-ом ходу кампании атакует орду Свебов. Это первое сражение в игре, и относимся мы к нему с некоторой опаской. Напрасно. На мой вкус, на тактическом уровне ничего особенного не произошло. Да, существенно улучшен интерфейс, он более гибок, более понятен, карточки отрядов выглядят теперь еще и приятно, но вот суть боя не изменилась. Важно направить мечников на копейщиков врага. Сдерживая его мечников, выкашивать их дротиками легкой пехоты. А порубившие его копейщиков наши легионеры обходят тяжелую пехоту противника с фланга и вырубают ее как сорняки. Разумеется, конницу врага надо успеть поймать на копья. И победа в кармане. У меня было 2267 бойцов, у Свебов 2205 - силы равные. Но потери! 387 римлян против 2002 свебов. Уровень, конечно, играет роль, но опыт все же важнее.


ОРЛЫ РИМА
Немного о римских войсках. С самого начала игры нам доступны для найма такие отряды как: лимитаны - копейщики, когорта - мечники, легко вооруженная пехота - метатели дротиков, федераты-копейщики, конные разведчики и есть в одном из легионов онагр. Войска можно подкреплять наемниками, выбор которых не мал. Я поначалу предпочитал лучников, арбалетчиков (называемых баллистариями) и конницу. Кстати, можно вербовать отряды из проходящих по вашим землям орд. Мне понравилось набирать конных степных лучников.
Немного изменился (в сравнении с Римом-2) подход к набору новых войск. Казармы более-менее специализированы. После их первого уровня приходится решать, что будем строить на втором уровне - стрелков, конницу или пехоту. Но если не нести потерь, то есть не терять отряды целиком, можно особо не волноваться - раз нанятых солдат хватит до конца игры. А мы ведь не собираемся проигрывать сражения.
Еще чуть-чуть о легионах. Сюда тоже добавлены кое-какие фишки. Главная из них - сплоченность легиона. Видимо, что-то похожее на мораль. Если легион побеждает, она растет, если проигрывает или просто сидит без дела - падает. Поднять ее можно, устроив настоящую децимацию - казнь каждого десятого. Но у Рима проблем быть не должно - боев много, сидеть без дела некогда, а уж число побед зависит от мастерства игрока. Я не проиграл ни одного полевого сражения. Если оно было не выгодно, просто уходил из-под удара.
Очень важно следить за верностью полководцев. Капризные это ребята, чуть что - сразу гражданская война. Но выглядит она не как во втором Риме. А так - просто восстание да отрицательный модификатор до тех пор, пока оно не подавлено. Потшить смолюбие полководцев можно: либо принять в семью, либо продвинуть по службе или выгодно женить. Интерфейс управления фракцией прирос возможностями. Ноя ими баловался лишь поначалу, к концу кампании откровенно забросил - уж больно времени отъедает много. Но живости игре добавляет, персонажи обретают дополнительную жизнь, какую-то индивидуальность. В чем-то игра немного приблизилась к разным играм от Paradox. Еще не Crusader Kings. но уже вполне себе Sengoku или Europa Rome.


ВЫЖИТЬ? НЕ ВОПРОС!
Но вернемся к римской кампании. Примерно до 20-го хода я вел войну, которую еще хоть как-то можно охарактеризовать борьбой за выживание. Осмелев после успешного боя со свебами, стал бросаться полностековыми легионами на любую орду, показавшуюся в пределах досягаемости. Атаковать одним легионом две орды еще не рискую, но по одиночке их громить нетрудно. Следом за Свебами канули в небытие Вандалы, приведены к протекторату Иллирийцы, остановлены и замирины Квады с Маркоманами. ИИшный противник кстати в дипломатии разумен - как только ему становится плохо, так сам бежит с предложением мира и денег.
Это всё - события на Балканах и в Норике (Швейцария по-нашему). Балканы в общем полностью потеряны, но на границе Италии враг все же остановлен. Англию я просто сдал, распустив тамошние войска, чтобы не потребляли денег. Часть территорий в Северной Африке потеряна, сдана повстанцам, но земли вокруг Карфагена удержаны.
Периодически в Галлию вторгаются разные северные варвары. Но они предпочитают просто разграбить город и отскочить, не занимая его. Ну и ладно. Значит, можно их бить через раз, не особо переживая за разграбленное. В 398 году (кстати, в году 4 хода - по сезонам) финансы окрепли настолько, что я уже формирую 3-й легион. Становится легче. Ежеходный доход - 3,5 тысячи. Уже хорошо. В 399-ом году формирую 4-й легион, а доход уже 7,5 тысяч. Это всё разумные постройки в ядре державы и несколько заключенных торговых договоров.
400-й год начинается с приятного сообщения о рождении Аттилы и с выплаты нам награды за выполнение 1-й главы. Цель ее - дожить до 400-го года. Это оказалось относительно не трудно. И даже территориальные потери не сокрушительные. А денег - так вообще залейся. Помню, как в Barbarian Invasion римская казна со свистом летела в минус. В огромный минус. Чтобы добыть денег, приходилось разрушать свои собственные города. Здесь всё проще.
Задание следующей главы - дожить до 420-го года. ну что ж,с удя по началу, это не очень трудно. Поставим себе цель - твердо удерживать Италию, Галлию, Карфаген. Испанию - опционно, если появится возможность выделить туда хотя бы один легион.


ВРЕМЯ РАСШИРЯТЬСЯ
В 400-ом году количество римских легионов доведено до пяти. Распределяем их так: 2 легиона в Галлии, 2 легиона в Северной Италии и Норике, 1 - в Карфагене. В деньгах нужды нет. Мы не просто смирились с существованием различных римских сепаратистов - английских, северо-галльских или испанских, - но даже ведем с ними выгодную торговлю. Поэтому ежесезонный доход в конце 400-го года при наличии пяти легионов составляет 12 тысяч монет. Это позволяет расширять строительство на всё большее количество провинций.
Уже очевидно, что вся Галлия в безопасности, можно застраивать. Изредка прорывающиеся сюда банды варваров эффективно выкашиваются двумя легионами. Легионы же очень хорошо поддерживают порядок в провинциях. Изредка перемещаю их из города в город, чтобы народ порадовался.
В 401-ом году появляется 6-й легион. Он отправляется в Галлию, а один из Галлии топает в Испанию - там аховое положение с народным недовольством. Туда же переезжают два губернатора. Еще один отправляется на Западные Острова.
В Африке начинается контрнаступление. Имеющийся там легион достигает наконец стандартного для нас состава. Это примерно так: 5-6 отрядов мечников, 5-6 отрядов копейщиков, 3-4 легкой пехоты, 2-3 дальнобойные стрелки (лучники, баллистарии или пращники), 1-2 отряда конницы. Такая связка крепка и гибка, годится для столкновения с любым врагом... кроме гуннов. Имея 6 легионов такого состава, мы уже занимаемся не выживанием, а возвращением утраченного. Например, карфагенский легион надавил на Гарамантов и отбил у них два городка в восточном направлении по побережью Северной Африки. Это первое наше движение вперед, а не назад.
В германии вторично нападают на нас ранее замиренные варвары вроде Маркоманов. Имеющиеся в пары легионов в Галлии и в Норике очень быстро сокрушают варваров, доходят до их столиц и берут города штурмом. Но - внимание! - я их не присоединяю к своей территории, мне не нужны проблемы ни с недовольством, ни с обретением новых соседей. Нет, побежденные варвары неизменно обращаются в протектораты. Через несколько ходов вся германская граница прикрывается цепочкой протекторатов: Галлия, Алеманы, Маркоманы, Иллирия. Пусть они теперь бьют и грабят не нас, а наших врагов.


НАЗАД НА БАЛКАНЫ
В 407 году Рим окреп настолько, что имеет в полной боевой готовности уже 9 легионов. Эта сила позволяет нам вернуться на Балканы. Тем более пора, что тут начали шастать первые орды Гуннов. Пока они громят варварские королевства и византийские земли. Самое время воспользоваться войной соседей с Гуннами и отбить ранее утраченные земли.
Кстати, о разгроме поселений. Всего имеется до пяти вариантов, как можно поступить с захваченным городом: разграбить, оккупировать, разграбить и оккупировать, сделать протекторатом и сжечь. Последний вариант - новинка. Сжечь - это значит полностью уничтожить поселение. То есть совсем, до пепла на земле, до полного исчезновения города. Гунны предпочитают именно этот вариант.
Восстановить уничтоженное поселение можно, но сложно. Для этого нам потребуется легион и много денег, порядка десяти тысяч. Выбираем легион, жмем правой мышкой по месту, где было поселение, появляется вариант с образованием колонии. До половины солдат легиона осядет на земле, поселение будет восстановлено с нулевой инфраструктурой. Все постройки придется возводить с нуля. Если денег много, то в принципе удобно идти за Гуннами по Балканам и восстанавливать города уже под своей рукой.
Впрочем, не все поселения нам достались без крови. Три городка пришлось отбить у римских сепаратистов. Зато в 408-ом году мы уже твердо стоим на Балканах. И даже отправили два легиона в погоню за ордой Гуннов - очень уж интересно сразиться ними.
Сражаться с Гуннами неожиданно оказалось довольно трудно. Автобой при перевесе сил - без проблем, но если выходить честно на тактическую карту, то можно потерять многих. Гунны на редкость морально устойчивы, их лучники, пешие и конные, очень эффективны, быстро выкашивают небронированных солдат. Их пехота довольно сильна. Стандартный состав моего легиона против гуннов оказался неэффективен - мало стрелков и конницы. Пришлось налегать на найм конных степных лучников, стрелков-пращников или лучников. Баллистарии плоховаты - слишком медленно ведут стрельбу.
Кроме того, Гунны - единственная фракция, которая повела против меня настоящую войну агентов. Пришлось перебросить на Балканы свою агентуру, а то уж больно разошлись степные варвары.
Но всё это оказались лишь эпизодические столкновения с главным врагом. Осенью 414 года мы заключили с ними мир и занялись благоустройством провинций. Плюс окончательным возвращением ранее утраченного.


ОРДА ПРИШЛА
К 415-ому году проблемой стала непомерная нагрузка на казну девяти легионов и множества санитарных построек в провинциях. Доход упал до мизерных двух тысяч монет. Это хватит только, чтобы поддержать штаны, но о развитии не может быть и речи. Пришлось серьезно заняться экономикой, то есть строительством доходных зданий. С этим нужно обращаться аккуратно, так как они повышают уровень загрязнения и недовольства. Но усилия в этом направлении дали положительный результат: в 416-ом году доход уже 6,5 тысяч, к концу 417-ого 10 тысяч, а в 418-ом без малого 14 тысяч.
На фоне экономического роста и усмирения дальнего тыла началась серьезная война с Гуннами. Сообщения о совершеннолетии Аттилы еще не было, а до пяти гуннских стеков показалось в пределах Византии близ наших балканских границ. Пришлось на Балканы стянуть 4 легиона да еще пяты поставить в их ближайшем тылу, то есть в Северной Италии.
На этот раз Гунны старались не подставлять под удар отдельные стеки, ходили минимум парами. Одну такую пару удалось подкараулить осенью 417 года. Я атаковал ее - стыдно сказать - четырьмя полными легионами. Соотношение сил - 10 тысяч римлян против 4 тысяч гуннов - с одной стороны, не позволило моему компьютеру справиться, с другой, определило сокрушительный успех автобоя. С потерей 2,5 тысяч солдат мы полностью уничтожили два стека Гуннов.
В 410-ом году удалось ущучить еще одну степную армию. Но тогда же Гуннские орды показались уже к северу от Норика. Они начали погром земель римских протекторатов. Пришлось перебрасывать легионы с Балкан на север. Суровый климат, стеки союзников и римская доблесть позволили и здесь нанести поражение врагу. И не просто врагу, а самому Аттиле. В 420-ом году он лично принимает на себя командование и тут же попадает со своим стеком под удар двух римских легионов. Но скрипты хранят этого варвара - ему якобы удалось скрыться.


ЕЩЕ ОДИН ШАГ ВПЕРЕД
На этом пришлось свернуть кампанию, так как пришло время делиться впечатления в рамках обзора. Так что у нас получилась за игра? Хорошая или плохая? Отдельные старые ворчуны заявляют: игра для дураков. Для дураков? А мне понравилась! Это еще один шажок вперед в развитии серии, в развитии идей. Несмотря на то, что уже с Кампанией Августа второй Рим казался доведенной до ума игрой, знакомство с Total War: Attila заставляет всё же сказать: ай нет, вот он - законченный вариант.
Теперь Аттиле не хватает только одного - прикрученной к нему античной кампании. Поскольку сейчас гранд-кампания из второго Рима выглядит если не убого, то немножко ущербно. Но сам дух той эпохи все же просится в дело. Не всем нравится играть в темные века, да и разнообразие стратегических вариантов еще никогда никому не вредило.
Удивительно, но после стольких лет развития серия Total War отнюдь не воспринимается как загнивающая, регрессирующая или изжившая себя. Нет, в каждой новой игре есть что-то этакое. Пусть не на любой вкус, но миллион леммингов... Да, не может ошибаться.

Gmbox не поддерживает пиратство.

Как играть по сети

Игра по сети доступна в лицензионной версии игры.

Как и в , в мультиплеере игры доступны как отдельные битвы, так и режим кампании, проходящий на той же карте, что и в однопользовательском режиме. Также в мультиплеере можно поучаствовать в девяти исторических битвах.

Total War: Attila вылетает, что делать?

— Если каждый раз при старте игры она застревает на экране загрузки и временами возвращает вас на рабочий стол, обновите драйвера видеокарты.

— Если у вас появляется ошибка 53, отключите фаервол антивируса и запустите игру. Эта ошибка возникает из-за того, что программа не дает обмениваться информацией с игровым сервером.

— Если игра вообще не запускается, проверьте в Steam целостность игровых файлов.

Когда выйдет патч

Для Total War: Attila вышло уже два патча: один — 4 февраля, а другой — 25 февраля. Если первый патч содержит в основном улучшения производительности, исправления геймплея и заплатки, лечащие постоянные вылеты из игры, то второй добавляет в игру новый контент, исправляет баланс, улучшает интерфейс и оптимизирует игру. Когда выйдет очередной патч, пока неизвестно, однако, скорее всего, его выпустят вместе с новым DLC.

Где лежат сохранения

Примерный путь: C:\Users\*имя пользователя*\AppData\Roaming\The Creative Assembly\Attila\save_games

Что строить

Разные фракции отличаются друг от друга стартовыми условиями и геймплеем в целом, так что универсального пути развития нет. Экономика римлян, например, в плохом состоянии на старте, поэтому, играя за них и получив передышку между набегами варваров, стоит задуматься о постройке торговых зданий. Не имеющим возможности осесть гуннам лучше разделиться на орды и развивать их по отдельности.

Всем фракциям, правда, стоит задуматься о постройке зданий, улучшающих санитарию в регионах — это поможет предотвратить эпидемию чумы.

Как перенести или сменить столицу

Никак. Даже после миграции вашей столицей будет первое занятое вами поселение.

Как победить гуннов

После нескольких побед над Аттилой вы получите сообщение, в котором говорится, что следующее поражение Аттилы станет его последним. После очередной победы над ним появится другое сообщение, подтверждающее его смерть. Такая потеря снизит способность гуннов плодить армии и позволит вам победить кочевников.

Как открыть все фракции

В основной игре доступны только 10 фракций. Остальные девять открываются посредством приобретения трех наборов DLC (Culture Pack): Viking Forefathers, Longbeards и Celts.

Как назначить губернатора

На место губернатора назначить можно только членов вашей фракции мужского пола. Перейдите на вкладку «Семья» в окошке фракции, выберите необходимого персонажа и перенесите его на должность из панели-списка справа.

Как поменять религию

Смена возможна, если 35% вашего населения являются представителями необходимой вам религии. После этого откройте окошко «Фракции», перейдите на вкладку «Сводка» и нажмите на кнопку «Обратить» напротив определенной религии. Ускорить этот процесс поможет разрушение храмов вашей текущей религии, например, христианских соборов в Западной Римской Империи.

Зачем нужны баррикады

Баррикады используются при осаде для защиты ваших городов. Они, правда, ставятся только в заранее определенных местах и не отличаются особой прочностью.

Где смотреть политические события

Политические события после их первого появления можно повторно открыть, нажав на них в правом верхнем углу.

Где взять древесину

Выменяйте древесину у фракции, обладающей запасами, или захватите город, вблизи которого она есть. Затем постройте здание, необходимое для ее выработки.

Похожие статьи