Виды задержки психического развития. Задержка психического развития конституционального происхождения Что означает зпр

В основу работ Клары Самойловны и Виктора Васильевича Лебединских (1969) положен этиологический принцип, позволяющий различать 4-ре варианта такого развития:

1. ЗПР конституционального происхождения;

2. ЗПР соматогенного происхождения;

3. ЗПР психогенного происхождения;

4.ЗПР церебрально-органического происхождения.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

1.ЗПР конституционального происхождения

(ГАРМОНИЧЕСКИЙ, ПСИХИЧЕСКИЙ и ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФАНТИЛИЗМ).

Для данного вида ЗПР характерен инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. Эмоциональная сфера этих детей находится как бы на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребёнка более младшего возраста: яркости и живости эмоций, преобладанию эмоциональных реакций в поведении, игровых интересах, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них иногда возникают трудности, связанные как с малой направленностью на длительную интеллектуальную деятельность (на занятиях они предпочитают играть), так и неумением подчиняться правилам дисциплины.

Эта «гармоничность» психического облика иногда нарушается в школьном и взрослом возрасте, т.к. незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу.

Однако такая «инфантильная» конституция может быть сформирована и в результате негрубых, большей частью обменно-трофических заболеваний, перенесенных на первом году жизни. Если в момент внутриутробного развития - то это генетический инфантилизм. (Лебединская К.С.).

Таким образом, в данном случае присутствует преимущественно врождённо- конституциональная этиология данного типа инфантилизма.

По данных Г.П.Бертынь (1970), гармонический инфантилизм часто встречается у близнецов, что может указывать на патогенетическую роль гипотрофических явлений, связанных с многоплодием.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Этот тип аномалий развития обусловлен длительной соматической недостаточностью (ослабленностью) различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врождёнными и приобретёнными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца, заболеваниями пищеварительной системы (В.В.Ковалёв, 1979).

Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление лёгких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с ЗПР соматогенного происхождения.


Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться на развитии ЦНС, задерживает её созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что естественно, создаёт условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких черт личности, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обуславливаются и созданием для больного или физически ослабленного ребёнка режима ограничений и запретов. Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки.

3. ЗПР психогенного происхождения

Этот тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующие правильному формированию личности ребёнка (неполная или неблагополучная семья, психические травмы).

Социальный генез этой аномалии развития не исключает её патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребёнка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идёт о патологическом (аномальном) развитии личности. НО! Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а вызванных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. + (Педагогически запущенных детей, имеется ввиду «чистая педагогическая запущенность», при которой отставание обусловлено только причинами социального характера к категории ЗПР отечественные психологи не относят. Хотя признаётся, что длительные дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести ребёнка к снижению потенциальных возможностей психического развития).

(Надо сказать, что такие случаи фиксируются очень редко, так же как и ЗПР соматогенного происхождения. Должны быть уж очень неблагоприятные условия соматические или микросоциальные, чтобы возникла ЗПР этих двух форм. Значительно чаще мы наблюдаем сочетание органической недостаточности ЦНС с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания).

ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлениями гопоопёки - условиями безнадзорности, при которых у ребёнка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, выработка которых связана с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным, изнеживающим воспитанием, при котором ребёнку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для детей, имеющих данный тип ЗПР, на фоне общей соматической ослабленности характерно общее снижение познавательной активности, повышенная утомляемость и истощаемость, особенно при длительных физических и интеллектуальных нагрузках. Они быстро устают, им требуется больше времени, чтобы выполнить какие-либо учебные задания. Познавательная и учебная деятельность страдают ВТОРИЧНО вследствие снижения общего тонуса организма. Для этого типа психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребёнку и другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и отсутствии инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят и к задержке развития познавательной деятельности.

4.ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других типов ЗПР; нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и необходимости (в большинстве случаев) специальных мер психолого-педагогической коррекции.

Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности Н.С. - РЕЗИДУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (оставшийся, сохранившийся).

За рубежом патогенез этой формы задержки связывается с «минимальным повреждением мозга» (1947), или с «минимальной мозговой дисфункцией» (1962) - ММД. → Эти термины подчёркивают НЕВЫРАЖЕННОСТЬ, ОПРЕДЕЛЁННУЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ЦЕРЕБРАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ.

Патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, несовместимость крови матери и плода по резус фактору, недоношенность, асфиксия, травмы в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико - дистрофирующие заболевания и травмы НС в первые годы жизни. - Причины в определённой мере сходны с причинами олигофрении.

ОБЩИМИ для данной формы ЗПР и ОЛИГОФРЕНИЕЙ - является наличие так называемой ЛЁГКОЙ ДИСФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ЛДМ). ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦНС (РЕТАРДАЦИЯ) НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА.

Близкие по значению термины: «минимальные повреждения мозга», «лёгкая детская энцефалопатия», «гиперкинетический хронический мозговой синдром».

Под ЛДМ - понимается синдром, отражающий наличие лёгких нарушений развития, возникающих в основном в перинатальном периоде, характеризующийся весьма пёстрой клинической картиной. Данный термин был принят в 1962 г. для обозначения минимальных (дисфункциональных) нарушений головного мозга в детском возрасте.

ОСОБЕННОСТЬ ЗПР - является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с у/о. Психическое развитие отличается НЕРАВНОМЕРНОСТЬЮ нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление м.б. более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.

У детей при ОГРАНИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ ЦНС значительно чаще наблюдается многомерная картина церебральной недостаточности, связанная с незрелостью, несформированностью и поэтому большей уязвимостью различных систем, в том числе сосудистой и ликуворной.

Характер динамических нарушений у них более грубее и чаще, чем у детей с ЗПР других подгрупп. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдается первичная дефицитарность ряда высших корковых функций.

Признаки замедления темпа созревания часто обнаруживаются уже в раннем развитии и касаются почти всех сфер, в значительной части случаев вплоть до соматической. Так, по данным И.Ф.Марковой (1993), обследовавшей 1000 учеников младших классов специальной школы для детей с ЗПР, замедление темпа физического развития наблюдалось у 32 % детей, задержка в становлении локомоторных функций - у 69 % детей, длительная задержка формирования навыков опрятности (энурез) - в 36 % наблюдений.

В пробах на зрительный гнозис возникали трудности восприятия усложнённых вариантов предметных изображений, а также букв. В пробах на праксис часто наблюдались персеверации при переключении с одного действия на другое. При исследовании пространственного праксиса часто отмечалась плохая ориентировка в «правом» и «левом», зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. При исследовании речевых процессов нередко обнаруживались расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, затруднения в построении развёрнутой фразы, малая речевая активность.

Специальные исследования ЛДМ показали, что

ФАКТОРАМИ РИСКА ЯВЛЯЮТСЯ:

Поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;

Патологическое течение предыдущих беременностей;

Хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;

Такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы и т.д.)

Наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;

Низкая или, наоборот, чрезмерная (более 4000 кг.) масса ребёнка при родах;

Патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

РАЗЛИЧИЕ ОТ У/О:

1. Массивность поражения;

2. Время поражения. - ЗПР значительно чаще связана с более поздними,

экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период,

когда дифференциация основных мозговых систем уже в

значительной мере продвинута и нет опасности их грубого

недоразвития. Тем не менее, некоторые исследователи предполагают

и возможность генетической этиологии.

3. Запаздывание в формировании функций качественно иное, чем при

олигофрении. В случаях с ЗПР - можно наблюдать наличие

временного регресса приобретённых навыков и их последующую

нестойкость.

4. В отличие от олигофрении, у детей с ЗПР отсутствует инертность

психических процессов. Они способны не только принимать и

использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной

деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут

выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к

норме уровне.

5. Преобладание более поздних сроков поражения обуславливает наряду

с явлениями НЕЗРЕЛОСТИ почти постоянное НАЛИЧИЕ

ПОВРЕЖДЕНИЯ Н.С. → Поэтому в отличие от олигофрении, которая

часто встречается в виде неосложнённых форм, в структуре ЗПР

ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА - почти всегда имеется

набор энцефалопатических расстройств (цереброастенических,

неврозоподобных, психопатоподобных), свидетельствующих о

повреждении Н.С..

ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ прежде всего накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР - как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности

Данные нейропсихологических исследований позволили выявить определённую ИЕРАРХИЮ НАРУШЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ у детей с ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА. Так, в более лёгких случаях в её основе лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с ИСТОЩАЕМОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

При большей же тяжести органического поражения мозга к более грубым нейродинамическим расстройствам, выражающимся в инертности психических процессов, присоединяется ПЕРВИЧНАЯ ДЕФИЦИТАРНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОРКОВО-ПОДКОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ: праксиса, зрительного гнозиса, памяти, речевой сенсомоторики. + При этом отмечается определённая ПАРЦИАЛЬНОСТЬ, МОЗАИЧНОСТЬ ИХ НАРУШЕНИЙ. (Поэтому одни из этих детей испытывают трудности преимущественно в овладении чтением, другие - письмом, третьи - счётом и т.д.). ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ КОРКОВЫХ ФУНКЦИЙ в свою очередь приводит к недоразвитию наиболее сложных психических новообразований, включая ПРОИЗВОЛЬНУЮ РЕГУЛЯЦИЮ. Таким образом, иерархия нарушений психических функций при ЗПР церебрально–органического генеза обратна той, которая имеется при олигофрении, где первично страдает интеллект, а не его предпосылки.

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ представлена органическим инфантилизмом. При этом инфантилизме у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций. Дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Присутствует высокая внушаемость и невосприятие критики в свой адрес. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, определённые монотонность и своеобразие, преобладание компонента двигательной расторможенности. Само стремление к игре нередко выглядит скорее как способ ухода от затруднений в заданиях, чем первичная потребность: желание играть возникает именно в ситуациях необходимости целенаправленной интеллектуальной деятельности, приготовления уроков.

В зависимости от преобладающего эмоционального фона можно выделить II ОСНОВНЫХ ВИДА ОРГАНИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА :

1) НЕУСТОЙЧИВЫЙ - с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерны малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, отсутствие стойких привязанностей при повышенной внушаемости, бедность воображения.

2) ТОРМОЗИМЫЙ - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безынициативностью, часто боязливостью, которые могут быть отражением врождённой или приобретённой функциональной недостаточности вегетативной Н.С. по типу невропатии. При этом могут наблюдаться нарушение сна, аппетита, диспептические явления, сосудистая лабильность. У детей с органическим инфантилизмом данного вида астенические и неврозоподобные особенности сопровождаются ощущением физической слабости, робостью, неумением постоять за себя, несамостоятельностью, чрезмерной зависимостью от близких.

2. НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Обусловлены недостаточностью развития процессов памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также дефицитарностью отдельных корковых функций. Присутствует неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в пространственных понятиях «право – лево», явления зеркальности в письме, затруднения в дифференцировке сходных графем.

В зависимости от преобладания в клинической картине явлений либо эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ГЕНЕЗА можно условно разделить

на II ОСНОВНЫХ ВАРИАНТА:

1. органический инфантилизм

Различные его виды представляют собой более лёгкую форму ЗПР церебрально-органического генеза, при котором функциональные нарушения познавательной деятельности обусловлены эмоционально-волевой незрелостью и негрубыми церебрастеническими расстройствами. Нарушения корковых функций имеют динамический характер, обусловленный их недостаточной сформированностью и повышенной истощаемостью. Регуляторные функции особенно слабы в звене контроля.

2. ЗПР с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности - при данном варианте ЗПР доминируют симптомы повреждённости: выраженные церебрастенические, неврозоподобные, психопатоподобные синдромы.

По сути своей эта форма нередко выражает состояние, пограничное с у/о (разумеется и здесь возможна вариабельность состояния по степени его тяжести).

Неврологические данные отражают выраженность органических расстройств и значительную частоту очаговых нарушений. Наблюдаются также тяжёлые нейродинамические расстройства, дефицитарность корковых функций, в том числе и локальные нарушения. Дисфункция регуляторных структур проявляется в звеньях и контроля, и программирования. Этот вариант ЗПР представляет собой более сложную и тяжёлую форму данной аномалии развития.

ВЫВОД : Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и особенностями развития психических функций.

P.S. Следует также отметить, что внутри каждой из перечисленных групп детей с ЗПР имеются варианты, различные как по степени выраженности, так и по особенностям индивидуальных проявлений психической деятельности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗПР Л.И.ПЕРЕСЛЕНИ и Е.М.МАСТЮКОВОЙ

II ТИППА ЗПР:

1) Тип ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ (НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ) ЗАДЕРЖКА - не связана с повреждением мозга и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либо специальных терапевтических мероприятий. Данный вид ЗПР обусловлен замедленным темпом созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС.

Доброкачественная (неспецифическая) задержка развития проявляется в некотором запаздывании становления двигательных и (или) психомоторных функций, которое может выявиться на любом возрастном этапе, относительно быстро компенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и (или) психопатологическими симптомами.

Этот вид ЗПР лёгко поддаётся коррекции путём ранней стимуляции психомоторного развития.

Она может проявляться как в виде общего, тотального отставания в развитии, так и в виде частичных (парциальных) задержек в становлении тех или иных нервно-психических функций, особенно часто это относится к отставанию в развитии речи.

Доброкачественная неспецифическая задержка может быть семейным признаком, она часто наблюдается у соматически ослабленных и недоношенных детей. Она также может иметь место при недостаточности раннего педагогического воздействия.

2) Тип СПЕЦИФИЧЕСКАЯ (или ЦЕРЕБРАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКАЯ) ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ - связана с повреждением мозговых структур и функций.

Специфическая, или церебрально-органическая задержка развития связана с изменениями структурной или функциональной деятельности мозга. Её причиной могут быть нарушения внутриутробного развития мозга, гипоксия плода и асфиксия новорожденного, внутриутробные и постнатальные инфекционные и токсические воздействия, травмы, нарушения обмена веществ и другие факторы.

Наряду с тяжёлыми заболеваниями Н.С., обуславливающими задёржку в развитии, у большинства детей отмечаются нерезко выраженные неврологические нарушения, которые выявляются лишь при специальном неврологическом обследовании. Это так называемые признаки ММД, которые обычно имеют место у детей с церебрально-органической ЗПР.

У многих детей с этой формой ЗПР уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность - гиперактивное поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление такого ребёнка всегда вносит беспокойство, он бегает, суетится, ломает игрушки. Многие из них также отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Большинство детей не способны к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, отличаются упрямством.

Для многих детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

С практической точки зрения, дифференциация специфической и неспецифической задержки развития, т.е. по существу, патологической и непатологической задержки, чрезвычайно важна в плане определения интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности лечения, обучения и социальной адаптации.

Отставание в становлении тех или иных психомоторных функций СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО ВОЗРАСТНОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ .

Так, в период НОВОРОЖДЕННОСТИ - у такого ребёнка длительное время не формируется чёткий условный рефлекс на время. Такой малыш не просыпается, когда он голодный или мокрый, и не засыпает, когда сытый и сухой; все безусловные рефлексы у него ослаблены и вызываются после длительного латентного периода. У него ослаблена или не проявляется вовсе одна из главных сенсорных реакций этого возраста - зрительная фиксация или слуховое сосредоточение. Вместе с тем, в отличие от детей с поражением ЦНС, у него не проявляются признаки дизэмбриогенеза пороки развития, в том числе и выраженные в минимальной степени. У него нет также нарушений крика, сосания, ассимитрии мышечного тонуса.

В возрасте 1-3 МЕСЯЦЕВ у таких детей может проявляться некоторое отставание темпа возрастного развития, отсутствие или слабо выраженная тенденция к удлинению периода активного бодрствования, улыбка при общении со взрослым отсутствует или проявляется непостоянно; зрительное и слуховое сосредоточения кратковременны, гуление отсутствует или наблюдаются лишь отдельные редкие звуки. Прогресс в его развитии начинает отчётливо намечаться к 3 месяцам жизни. К этому возрасту он начинает улыбаться и прослеживать за движущимся предметом. Однако все эти функции могут проявляться непостоянно и отличаются быстрой истощаемостью.

На всех последующих этапах развития доброкачественная задержка развития проявляется в том, что ребёнок в своём развитии проходит стадии, более характерные для предыдущего этапа. Однако ЗПР может проявляться на каждом возрастном этапе впервые. Например, ребёнок 6 месяцев с этой формой задержки развития не даёт дифференцированной реакции на знакомых и незнакомых, у него также может быть задержано развитие лепета, а ребёнок в 9 месяцев может проявлять недостаточную активность в общении со взрослыми, он не подражает жестам, у него слабо развит игровой контакт, лепет отсутствует или слабо выражен, не проявляется интонационно-мелодическая имитация фразы, он может с трудом захватывать или не захватывать вовсе мелкие предметы двумя пальцами или недостаточно чётко реагировать на словесную инструкцию. Замедленный темп моторного развития проявляется в том, что ребёнок может сидеть, но не садиться самостоятельно, а если он сидит, то не делает попыток встать.

Доброкачественная задержка развития в возрасте 11-12 МЕСЯЦЕВ проявляется чаще всего в отсутствии первых лепетных слов, слабой интонационной выразительности голосовых реакций, нечёткости соотнесения слов с предметом или действием. Задержка в моторном развитии проявляется в том, что ребёнок стоит с поддержкой, но не ходит. Отставание в психическом развитии характеризуется слабостью повторных действий и подражательных игр, ребёнок недостаточно уверенно манипулирует двумя руками, недостаточно захватывает предметы двумя пальцами.

Неспецифическая задержка развития в первые ТРИ ГОДА ЖИЗНИ чаще всего проявляется в виде отставания в развитии речи, недостаточности игровой деятельности, отставанием в развитии функции активного внимания, регулирующей функции речи (поведение ребёнка слабо управляется инструкцией взрослого), недостаточной дифференцированностью эмоциональных проявлений, а также в виде общей психомоторной расторможенности. Она может проявляться также отставанием в развитии моторных функций. При этом В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ отстаёт темп нормализации мышечного тонуса, угасания безусловных рефлексов, становление выпрямляющих реакций и реакций равновесия, сенсорно-моторной координации, произвольной двигательной активности и особенно тонких дифференцированных движений пальцев рук.


В 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией . Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике - чаще в процессе школьного обучения.

Причины задержки психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы , резус-конфликт , гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции , внутричерепные родовые травмы , недоношенность , ядерная желтуха новорожденных , фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия , грипп , нейроинфекции , рахит), черепно-мозговые травмы , эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки , авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация задержки психического развития (ЗПР)

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны , непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма , хроническая диспепсия , сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность , пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом , низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность . Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога , логопеда , дефектолога, педиатра , детского невролога , психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование , диагностическое обследование речи , изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ , КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом .

Коррекция задержки психического развития (ЗПР)

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью , сказкотерапии, . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК , массаж , водолечение .

Прогноз и профилактика задержки психического развития (ЗПР)

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Задержка психического развития у ребенка – это специфическое состояние, подразумевающее замедленный темп формирования отдельных функций психики, а именно процессов памяти и внимания, мыслительной деятельности, которые запаздывают в формировании сравнительно с установленными нормами для определенного возрастного этапа. Данный недуг чаще диагностируется у малышей на дошкольном этапе, во время проведения тестирования и проверки их на предмет умственной зрелости и готовности к учению, и проявляется ограниченностью воззрений, дефицитом знаний, неспособностью к умственной деятельности, незрелостью мышления, превалированием игровых, детских интересов. Если признаки недоразвития функций психики встречаются у ребят, находящихся на старшем школьном возрастном этапе, то рекомендуется задуматься о наличии у них . Сегодня замедленное развитие функций психики и способы коррекционного воздействия такого состояния являются актуальной психоневрологической проблемой.

Причины задержки психического развития у ребенка

Сегодня проблемы задержки психического развития во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты. Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, и ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития. Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми. Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных . Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Лечение задержки психического развития у ребенка

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены. Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию. Для медикаментозного лечения задержки психического развития детей применяют нейротропные препараты, гомеопатические средства, витаминотерапию и др. Выбор препарата зависит от особенностей малыша индивидуального характера и от коморбидных состояний.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы. Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей. При этом от родителей требуется терпение, заинтересованность в результате, понимание особенностей собственных чад, любовь и искренняя забота о детях.

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии у ребёнка данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Здравствуйте! Первые 25 лет своей жизни я прожил в коммуналке с цыганами, что несомненно нанесло вред моей психике. В возрасте 2-х лет, они меня отравили, так что я полгода провалялся в больнице, моя мама же, всю жизнь проработала на заводе, иногда совмещая это с подработками, и не могла в полной мере участвовать в моём воспитании. В период, когда я там лечился, она меня не посещала в больнице из-за занятости, таким образом, когда меня наконец выписали, я представлял собой ужасающее зрелище. Стоит упомянуть хотя бы гниющую и отваливающуюся кожу на теле. Поскольку семья была неполная, и мама всегда была на работе, в детстве мало кто мог положительно влиять на мое развитие. Соседи в других комнатах постоянно дрались и ругались между собой, я никогда не видел в их семьях любви или какой-то доброты, нормальных взаимоотношений. Мало того- примерно когда мне было 12 лет, их главный куда-то ушел, а заместо него притащили какого-то зловонного инвалида. Их бабушка-цыганка с ним воевала до самой смерти. Причем умерла она от того, что не могла питаться самостоятельно из-за общего паралича- причем её сожитель кормить её не смог или не стал- то есть она умерла от голода. И это за стеной от меня. В 14 лет, мама устроилась на подработку сторожем в библиотеку- и я стал её помогать- постоянно работать после уроков в школе сторожем и гардеробщиком. Окончил обычную школу, причем в старших классах демонстрировал высокий уровень интеллекта- занимался в клубе интеллектуальных игр и даже несколько лет играл в профессиональной команде знатоков. Поскольку дома было лучше не находиться- я много времени проводил в библиотеках, очень много читал.После школы сменил несколько мест учебы- среди них был педагогический университет. Там готовили будущих чиновников в сфере образования, руководителей образовательных учреждений, преподавателей педагогики и психологии. Казалось бы, там должны были мне помочь. Но не тут-то было. Под крышей государственного педагогического университета расположился коммерческий институтик, созданный с единственной целью- набрать детей богатых родителей и получить с них максимальную выгоду. Меня туда приняли по нескольким причинам, и экзамены сданные на отлично были вовсе не главной из них.Когда мама работала на заводе, и одновременно числилась сторожем в библиотеке, её любил гендиректор этого завода,человек очень влиятельный в нашем городе, а учитывая то, что я с рождения не знал отца- то для всех я был приёмным сыном этого босса. Опять же сыграли роль успехи в хобби- что? где? когда? Туда набирали как раз ребят, проявивших себя в общественной деятельности. А учитывая, что это заведение только что открылось- то принимали вообще всех подряд, парней зачисляли на бюджет поначалу вообще с двойками за экзамен. Конечно же, эта вольница объясняется приманкой или первым набором, когда нужно набрать полный курс. Следующие наборы конечно же происходили среди отличников, медалистов и самых разных талантов. Я никогда не был коллективистом, ни в школе, ни в клубе, ни в институтах. До сих пор есть некоторые странности памяти и внимания. Но тогда мало кого это интересовало. Я надеялся, что мои проблемы психологического плана там решат- и ошибся. Когда первая волна романтики студенчества сошла на нет, открылось истинное лицо окружающих. Администрация под любыми предлогами вымогала взятки, которые правда на нашем курсе платили не все. Те, кто не мог- и я в том числе- никогда не блистали в учебе и общественной жизни. Иногда проводились праздники, приемы гостей. Но меня беспокоило другое. Меня не уважали не студенты, ни преподаватели.Сейчас мне 33 года- и я ощущаю себя законченным маньяком. Продолжение следует.

Здравствуйте! Очень необходима помощь! Мой сын с рождения очень хорошо развивался физически и умственно. Так было примерно до 4-5 лет. Потом папа (видимо из ревности) подключился к его обучению и тут началось… Сначала ребенок почти напрочь забыл многие буквы (буквы знал почти все, т.к. мы играли с буквами по-своему и ему эта игра очень нравилась, но еще не читал, т.к. цели такой не ставили) и начал их с трудом запоминать и путать — это итог папиного обучения ребенка чтению. Следом постепенно затормозились мышление и логика. Это только то, что касается области образования. Про остальные психо-эмоциональные проблемы очень долго рассказывать.

Сейчас ему 8,5 лет. Из одного из лучших он превратился, пожалуй, в худшего ученика в классе, не может запомнить и понять элементарного, а если понял, редко может применить свои знания в самостоятельных и практических работах. В одном и том же задании может ошибаться бесконечное количество раз, выполняя каждый раз его как новое. Почти не проявляет познавательной активности, не пытается, а порой сопротивляется учиться чему-то новому, отрабатывать какие-то навыки. Такое желание может быть лишь вспышкой, до дела редао доходит.

Я подозреваю у него задержку психического развития, проявившуюся на фоне эмоционального давления со стороны отца, который исходится гневом за любую ошибку ребенка, орет и всячески оскорбляет его.

Обращалась к школьному психологу в надежде, что он сможет помочь нам скорректировать возникший недостаток и поможет нашему папе научиться вести себя по-другому, а не так деспотично, как он это делает, покажет отцу, что возникшие проблемы — это не недостаток ребенка, не его лень и нежелание, а следствие неверного и чрезмерно грубого обращения с ребенком.
Часто возникают мысли о том, чтобы забрать детей и уйти. Но детям нужен отец. Тем более, что он очень хороший отец, когда не испытывает приступов гнева. Дети любят его, он хорошо и грамотно может рассуждать, прекрасно организовывает досуг детей. Когда ходил к школьному психологу, то произвел на последнего очень хорошее впечатление. Может, поэтому педагог не увидел проблем? Но проблема есть, и она усугубляется.
Я в отчаянии и не знаю, что делать. Вчера сын несколько раз сказал, что повесится, если папа снова станет так кричать.
Я вижу, что он очень старается понять и, выполняя школьные упражнения, уверен, что делает все правильно и так как надо. Но выходит, что нет: то он забудет отступить нужное количество строчек (это симтематически) между уроками, хотя во втором классе этого не должно быть, ну или хотя бы не носить систематический характер. То же самое касается таких элементарных вещей, как проставление точек в конце предложений, подчеркиваний с помощью карандаша и линейки, выполнения заданий по образцу и проч. Проблемы со счетом. При списывании допускает массу ошибок. Дома пишем с ним диктанты со словарными словами — ни одной ошибки, либо 1 в довольно большом объеме слов для его возраста (10-20 слов); в школе — ошибка на ошибке, причем в тех же словах. Если раньше учителя говорили, что он может быть отличником, только аккуратности не хватает, то теперь не знают как подтянуть его на тройку. Это не по всем предметам, а только там, где требуется четкое и быстрое мышление, логика, внимание.

Я много пишу об учебе не потому, что меня очень волнуют его оценки и хочу сделать из него отличника, а потому, что это самые наглядные примеры, которые проще и лучше всего демонстрируют проблемы и недостатки, с которыми мы столкнались. Это: низкий уровень внимания, запоминания, возможно концентрации и переключения. Ему нужно все говорить, что делать, сам он редко проявляет инициативу, очень медлительный. Иногда случаются проблески, но лишь как краткосрочные озарения. Иногда мой сын начинает производить впечатление умственно-отсталого. Педагоги, работавшие с ним в д/саду (до подготовительной группы) не верят в то, что он может плохо учиться и плохо усваивать программу. Но это факт, который сильно беспокоит меня, потому что я связываю его именно с психическим развитием, а точнее теми факторами, которые на это повлияли: деспотическое, жестокое обращение отца, завышенные требования с его стороны, его желание скорее сделать ребенка взрослым и проч.
Муж ко мне плохо прислушивается. Вот и надеялась на школьного психолога. Может, в его профессиональные обязанности не входит подобного рода работа? Тогда подскажите, пожалуйста, куда обратиться? И верно ли вижу, что у ребенка ЗПР?

  • Здравствуйте, у меня ситуация очень похожа на вашу. Читаю как про своего ребенка. Напишите мне пожалуйста, очень хочу узнать что вы делали и произошли ли изменения какие-то.
    Olya90sherban(собака)gmail.com

Добрый день, а есть ли подобный диагноз у взрослых. Мне 30 лет. Друзей практически нет, девушки нет и не было. После окончания школы общался практически только с мамой. Ни в вузе учился долго периодически отчисляли и заново поступал. В итоге закончил ВУЗ только в 27 лет. После этого устроился на работу и начались подвижки в коммуникативных навыках. Тем не менее не ощущаю себя на 30 лет, а скорее подростком-юношей лет на 20 максимум. Очень застенчив в общении до сих пор. Не может ли это быть связано с задержкой психического развития? Насколько это критично и есть ли какой-то шанс что это пройдет (застенчивость).

Добрый день! Помогите советом, куда можно обратиться. У нас внук возраст 2 года, не разговаривает, сидеть и ходить начал с большим опозданием. Очень любознательный и общительный мальчик, но в 2 года не реагирует на вопросы, т.е. почти на все. Например может показать собачку, может не показать. Не реагирует на имена, просьбу показать что-то, сделать что-то. Тревогу начали бить с 6 месяцев, сначала невролог в поликлинике успокаивала, говорила, что все в норме. А сейчас говорят ждите, может быть все нормализуется. Но ведь время уходит! Проехали всех врачей в Самаре, всех целителей в Самарской области и не только. Не смогли попасть на прием только к доктору остеопату Еремину. С уважением, Владимир.

  • Добрый день, Владимир. Рекомендуем обратиться за помощью к неврологу, психологу, нейропсихологу, дефектологу-логопеду.
    Вы правильно делаете, что пассивно не дожидаетесь, когда ваш малыш сам заговорит. Необходимо, чтобы с ребенком дома занимались и проводили занятия для стимуляции развития и формирования скоординированной работы различных структур мозга. Например, развивая мелкую моторику рук можно добиться речевой активности у ребенка. Упражнения достаточны просты: следует давать малышу разминать пластилин, тесто, глину; нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха; мять бумагу или ее рвать; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; играть с конструктором (чтобы принцип соединения деталей был различным); собирать пазлы, играть в мозаику, нанизывать бусины на шнурок, расстегивать и застегивать липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии и прочее.

Здравствуйте! Большое спасибо за статью! Мы хотим взять девочку 6 лет из приюта под опеку. Психологи там говорят, что у неё задержка эмоционального развития, то есть сейчас она как в 4 года. Можно ли ей помочь и со временем развить, улучшить ситуацию при условии её жизни в семье?
С уважением,
Светлана

  • Здравствуйте, Светлана.
    Задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – боязливостью, неуверенностью, плаксивостью, несамостоятельностью и прочее.
    Оздоровительно-коррекционная работа с таким ребенком включает следующие направления:
    — лечебно-оздоровительные мероприятия, включающие медикаментозное лечение;
    — строгое чередование отдыха и учебы, лишний день отдыха от занятий; в течение занятий давать ребенку отдыхать, меняя виды деятельности;

    Добрый вечер, Nergui. То что Ваша внучка не разговаривает — это еще не означает, что у нее аутизм.
    Обычно речь у аутичного ребенка проявляется довольно рано, а уже в дальнейшем сходит на нет.
    Старайтесь больше эмоционально общаться с девочкой, читайте детские книги, рассматривайте вместе картинки, играйте с ней, давайте возможность лепить из пластилина, песка, глины, рисовать красками. Это позволит развить мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речевой функции и она обязательно заговорит.

Современные школьные программы требуют от ребенка достаточно высокой подготовленности к школьному обучению. Однако далеко не все дети поддаются подготовке. Подготовительные программы активно выявляют детей с недостаточной зрелостью мозговых и социальных функций. Психическое развитие ребенка соответствует более раннему этапу развития. Это явление называется задержкой психического развития.

Скорректировать темп и уровень психического развития ребенка возможно при условии сохранности мозговых систем. Однако это наблюдается далеко не всегда. Очень часто наблюдается стойкое нарушение психического развития церебрально-органического происхождения. При этом типе ЗПР диагностируются нарушения эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Церебрально-органическая задержка психического развития

Дети с ЗПР церебрально-органического типа характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Причиной появления органических недостатков может быть патология беременности:

  • токсикозы в тяжелой форме;
  • интоксикации;
  • инфекции;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • инфекции;
  • болезни с осложнениями в первые годы жизни ребенка.

Медики констатируют, что у 70% детей с ЗПР задержка имеет именно церебрально-органический характер. У таких детей задержка проявляется на ранних этапах развития. Они гораздо позже своих сверстников начинают ползать, ходить, говорить. У них позже проявляются психические реакции и формируются различные умения и навыки.

У детей с ЗПР этого типа наблюдается задержка физического развития и общая гипотрофия. В неврологическом плане часто наблюдается: вегето-сосудистая дистония, гидроцефальные явления, нарушения черепно-мозговой иннервации.

Наблюдения за ребенком констатируют отсутствие живости и яркости эмоций. Дети не проявляют интереса к оценке своей деятельности, они имеют низкий уровень притязаний, характеризуются некритичностью, бедностью воображения и творчества.

Познавательная деятельность обусловлена недостатками памяти, внимания, мышления, пассивностью и медлительностью протекания психических процессов.

Отдельные корковые функции характеризуются дефицитарностью:

  • недоразвитие фонематического слуха;
  • недостаточность зрительного и тактильного восприятия;
  • несформированность моторной стороны речи;
  • проблемы зрительно-моторной координации;
  • низкий уровень развития психических процессов.

У детей с ЗПР церебрально-органического происхождения часто наблюдается ряд расстройств энцефалопатического характера:

  1. Церебрастенические явления, отражающие нейродинамические расстройства и повышенную истощаемость ЦНС.
  2. Неврозоподобные явления: боязливость, тревожность, склонность к страхам, навязчивые движения, заикание.
  3. Психомоторная возбудимость: расторможенность, суетливость, отвлекаемость.
  4. Аффективные нарушения: немотивированные колебания настроения: понижение настроения с недоверчивостью и склонностью к ; повышенное настроение с дурашливостью, назойливостью.
  5. Патоподобные нарушения: сочетание расторможенности, аффективной неустойчивости с отрицательным отношением к учебе.
  6. Различные виды судорожных припадков.
  7. Двигательная заторможенность и эмоциональная вялость.

Диагностика ЗПР церебрально-органического происхождения

Диагностика ЗПР связана с консультированием родителей или других взрослых, окружающих ребенка. В ходе беседы выясняются жалобы и замечания со стороны взрослых, выявляются особенности рождения и развития ребенка. Для правильной диагностики важно подробное описание поведения ребенка в условиях дома и образовательного учреждения.

В ходе беседы с ребенком определяется уровень его психического развития, а также его эмоциональные и поведенческие реакции. Для определения уровня психического развития используются стандартизированные тесты. Важно повторять изучение каждого психического процесса с помощью другой процедуры.

В определении диагноза поможет нейропсихическая диагностика, проводимая психиатрическими методами.

Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР

Диагноз «задержка психического развития», прежде всего, определяет ряд необходимых особенностей воспитания и обучения ребенка:

  • Ребенок должен посещать специализированные образовательные учреждения.
  • Особое внимание нужно уделять развитию познавательной сферы: внимания, памяти, мышления.
  • Дети с ЗПР органического происхождения нуждаются в специализированных логопедических занятиях.
  • Необходимы занятия по развитию мелкой моторики руки, включающие занятия продуктивными видами деятельности (аппликация, рисование, лепка и др.).
  • Необходимо проводить занятия на развитие и коррекцию эмоциональной сферы.

Коррекция задержки психического развития – явление сложное и неоднозначное. Процесс коррекции должен сопровождаться курсом медикаментозного лечения, массажа и лечебной физкультуры. Очень сложно подобрать идеальные коррекционно-развивающие методы. Часто на подбор методов и программ обучения требуется длительное время. При этом от родителей требуется нескончаемое терпение, внимание, забота, тепло и ласка.

Перечисленные особенности учащихся с соматогенной ЗПР являются серьезным препятствием в их обучении. Частые пропуски по болезни, «выключение» такого ребенка по мере нарастания утомления из учебного процесса, незаинтересованность в учебе приводят его в разряд стойко неуспевающих школьников.

Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно-педагогической помощи. Наиболее целесообразно помещать такого ребенка в школы санаторного типа, при их отсутствии - в класс компенсирующего обучения, если такового нет, необходимо создать в условиях обыкновенного класса охранительный медикаментозно-педагогический режим.

ЗПР психогенного происхождения

Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, соматически здоровы. По данным исследований, у большинства таких детей имеется мозговая дисфункция. Их психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Яркий пример - дети, воспитанные в Доме ребенка. Эмоциональная депривация (лишение материнского тепла, эмоционального богатства отношений), однообразие социальной среды и контактов, обделенность, слабая индивидуальная интеллектуальная стимуляция часто ведут к замедлению темпов психического развития ребенка; как результат - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений.

Нередко очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи: асоциально-попустительские и авторитарно-конфликтные. В асоциально-попустительской семье ребенок растет в атмосфере полной безнадзорности, эмоционального отторжения в сочетании со вседозволенностью. Родители своим образом жизни (пьянство, распущенность, неустроенность, воровство) стимулируют эффективность (импульсивные, взрывные реакции), безвольное следование влечениям, непроизвольность поведения, гасят интеллектуальную активность. Такие условия воспитания становятся длительным психотравмирующим фактором, способствующим накоплению черт психического инфантилизма в эффектно неустойчивой возбудимой форме. Данное состояние часто является благоприятной почвой для формирования стойких асоциальных установок, т.е. педагогической запущенности. В авторитарно-конфликтной семье жизненная сфера ребенка пропитана ссорами, конфликтами. Между взрослыми. Основная форма родительского воздействия - Подавление и наказание систематически травмирует психику ребенка, в ней накапливаются черты пассивности, несамостоятельности, забитости, повышенной тревожности. У ребенка формируется психический инфантилизм по астеническому тормозному типу.

Похожие статьи