Что важно для командной работы. «Умение работать в команде обязательно

Карякин Александр Михайлович д.э.н., профессор, декан факультета экономики и управления Ивановского государственного энергетического университета,
[email protected]

2.4. Процесс командообразования

Как указывает ряд авторов, процессы командообразования в организациях из-за своей сложности с трудом поддаются изучению и целенаправленному управлению, поскольку для того, чтобы выявить истинные факторы регуляции организационного поведения, необходимо проникать в глубинные слои межличностных отношений .

Реальные хозяйственные ситуации уникальны по своей природе и очень часто менеджер сталкивается с тем, что неподдающиеся предварительному учету обстоятельства внезапно приобретают первостепенное значение. Главным источником, порождающим фактор неопределенности в социально-экономических системах, является сам человек, поведение которого слишком сложно, чтобы его действия можно было втиснуть в привычные схемы системного анализа, теории принятия решений и представить в виде алгоритмов управления. И хотя административные нормы и должностные инструкции ограничивают свободу выбора и задают предпочитаемые образцы организационного поведения, они не предопределяют с объективной необходимостью самого поведения.

Теоретики и практики менеджмента с разных точек рассматривают процесс формирования команд. Естественно, в зависимости от того, какие подходы будут заложены в процесс командообразования, будут зависеть и организационные процедуры реализации предлагаемых нововведений.

Для самонаправляемых рабочих команд справедлива также взаимосвязь уровня полномочий и ответственности со знаниями и умениями членов команды. Уровень полномочий и ответственности команды возрастает вместе с их знаниями и умениями.

Образовательным целям служит и ротация членов команды. Периодическое изменение функций члена команды при условии помощи и благожелательного отношения со стороны других членов команды обеспечивает более глубокое понимание поставленной перед командой цели, способствует повышению удовлетворенности выполняемой работой и ведет к повышению уровня компетентности команды в целом.

Обучающие программы должны включать не только технические аспекты, но и социальные. Самонаправляемая рабочая команда изменяет и перемещает рабочие места и приоритеты решения задач в соответствии с изменяющимися потребностями. Разнообразные знания и умения членов команды позволяют варьировать выполнение заданий. Эти перемены являются нормой существования и функционирования команды. И процесс обучения членов команды должен быть направлен именно с учетом этой особенности команд.

Большую роль играют образовательные курсы, связанные с работой в коллективе. Разрешение конфликтов, достижение консенсуса, создание благоприятного психологического климата в команде, умение вести диалог, знания и умения в этих областях, как показывают результаты исследований , существенным образом влияют на эффективность различных типов команд, в том числе и самонаправляемых.

Таким образом, самонаправляемая рабочая команда сама по себе является динамичной структурной единицей.

Рассмотренные выше требования к самонаправляемым рабочим командам являются отражением идеального видения проблемы. Сегодня только отдельные фирмы, например Texas Instruments и IBM, достаточно близко находятся на пути внедрения самонаправляемых рабочих команд и применения динамической сетевой структуры управления. Процесс построения самонаправляемых рабочих команд является длительным и требует значительных усилий как со стороны менеджмента, так и со стороны рядовых исполнителей.

Как показывает опыт различных фирм США, непродуманное директивное внедрение команд может привести к гибельным результатам. Гибельным прежде всего для самой фирмы. Рост текучести кадров, снижение производительности труда, рост издержек производства - это далеко не полный перечень возможных последствий.

Обобщая идеи таких специалистов, как Роджер Вудгейт, Джек Ривал, Майкл Бейерлайн, высказанные ими в ходе различных лекций, докладов, публикаций, результаты ряда исследований, проведенных в США, Канаде, Японии, и опыт применения аналогов рабочих команд в России можно сформулировать три аспекта решения этой проблемы:

  • определение целесообразности перехода на структуру управления предприятием, использующую самонаправляемые рабочие команды;
  • выделение ингредиентов успеха функционирования рабочей команды и концентрация на них внимания в процессе внедрения и функционирования рабочей команды;
  • определение причин неудачной деятельности команды и поиск путей устранения препятствий на пути команд.

Среди основных факторов, характеризующих целесообразность перехода на структуру управления предприятием с использованием самонаправляемых рабочих команд, можно выделить:

  1. Наличие сложной, комплексной проблемы, решение которой требует знаний и умений в различных областях. Решение этой проблемы может быть поручено отдельной команде.
  2. Решение проблемы предполагает длительный период действий.
  3. Готовность менеджмента к передаче полномочий на уровень команд.
  4. Наличие времени и ресурсов для обучения персонала работе в командах.

На успешную деятельность рабочей команды наиболее ощутимо влияет выполнение следующих условий:

  1. Цель деятельности команды должна быть сформулирована ясно, фокусированно и достаточно подробно. Процесс достижения цели может быть расчленен на решение отдельных задач. Определены требуемые для достижения цели границы компетенции команды и переданы полномочия.
  2. Результаты или планируемые результаты работы команды отвечают специфическим потребностям заказчиков. Имеется обратная связь с потребителями. Члены рабочей команды ориентированы на политику перемен.
  3. Технология решения проблемы постоянно совершенствуется. Планируется постоянное развитие знаний и навыков членов команды под совершенствование технологии. Члены команды обладают знаниями в таких областях, как контроль качества и производительности, учет материалов и ресурсов.
  4. Члены команды предварительно подготовлены, знают специфику работы в команде, представляют проблемы и положительные аспекты коллективной работы. Для них понятна актуальность и перспективы предстоящей работы. Каждый ощущает важность поставленной перед ним задачи.
  5. Требуются знания из различных областей (маркетинг, технические знания и т.д.). Существует опережающая образовательная программа для каждого члена команды.
  6. Встречи и обсуждения в процессе работы хорошо организованы и документированы. Отсутствует "информационный голод", коммуникации доступны членам команды.
  7. В команде создан хороший психологический климат, атмосфера доверительности и взаимоуважения, отношения между членами команды неформальные.
  8. Определены и выделены команде необходимые ресурсы для выполнения работы.

Перечень причин неудовлетворительной работы рабочих команд очень разнообразен и субъективен. Но в ходе исследований наиболее часто проявляются следующие причины:

  1. Недостаток доверия между членами команды и у менеджеров к команде.
  2. Нечеткость определения границ компетентности рабочей команды.
  3. Наличие жестких временных лимитов.
  4. Недостаток ресурсов.
  5. Отсутствие системы ценностей.
  6. Конкурентность внутри рабочей команды и/или между командами.
  7. Отсутствие культуры решения проблем.
  8. Определение некоторой задачи или функции как "главной".
  9. Эгоцентризм членов рабочей команды (в команде собраны преимущественно лидеры).
  10. «Перебор» обязанностей у одного члена команды.
  11. Различия в статусе и полномочиях у членов рабочей команды.
  12. Заслушивание отчетов членов, а не обсуждение проблем на встречах и собраниях.
  13. Поиск "стрелочников" при неудачах.

Естественно, первым шагом в устранении этих причин является их идентификация:

  • проведение социологического исследования в форме интервьюирования или анонимных анкет-опросников;
  • приглашение внешнего эксперта;
  • выявление уровней компетенции и умений каждого члена рабочей команды.

За идентификацией, как правило, должны следовать либо организационная перестройка, либо дополнительное обучение персонала.

Большинство экспертов указывает также на целесообразность создания внутрикомандного кодекса, что способствует повышению скорости реагирования на конфликты внутри команды и устранение барьеров.

Вместе с тем уже сегодня в таких фирмах, как IBM, Texas Instruments , начинают просматриваться черты нового состояния, новой стадии развития рабочих команд. Сегодня можно говорить о шестой стадии, связанной с появлением сети самонаправляемых рабочих команд, в том числе и на уровне менеджмента, и переходом к динамической сетевой структуре управления (рис.2.4.3).

Казалось бы, стадия динамической сетевой структуры управления является естественным состоянием самонаправляемых рабочих команд, то есть пятой стадией. Однако, как показывает практика, переход к шестой стадии является очень длительным и трудоемким и качественно влияет на состояние компонентов организации. Эта стадия характеризуется, в первую очередь, созданием координационных рабочих команд менеджеров для выработки стратегических решений и координации рабочих команд нижнего уровня. Для этой стадии также характерно участие сотрудников одновременно в нескольких рабочих командах. Структура команд менеджеров может быть аналогичной структуре исполнительских рабочих команд: лидер; ответственный за внешние контакты; наблюдатель; ответственный за финансовую сторону деятельности команды; делопроизводитель.



Рис.2.4.3. Шесть стадий развития системы управления при переходе к динамической сетевой структуре

Вместе с тем в образовательной программе акцент должен быть сделан на межличностных знаниях и навыках, так как одной из основных целей команды менеджеров будет координация команд исполнителей и контакты с внешней средой. Естественно, что образовательные курсы для команд менеджеров будут во многом отличаться от образовательных программ команд исполнителей в части административных, технических и специальных знаний и навыков. Тогда как курсы, связанные с базовыми и командными знаниями и навыками, могут быть идентичными. Изменению должна быть подвергнута и система материального стимулирования. Так как в ней должна учитываться возможность работы сотрудника одновременно в нескольких командах.

Сформулируем состояние отдельных компонентов организации и организации в целом на шестой стадии (табл. 2.4.5).

Таблица 2.4.5
Состояние основных компонентов организации на шестой стадии развития рабочих команд

Показатель Динамическая сетевая структура
Индивидуум В процессе ротации координирует с командами менеджеров, понимает цели организации. Участвует в работе различных команд
Команда исполнителей Сотрудничество и координация с командами менеджеров. Гибкая структура команды
Менеджмент Менеджеры объединены в команды. Концентрация на стратегическом планировании. Координация команд исполнителей. Коллективное обсуждение и принятие принципиальных решений
Организация В основе функционирования гибкая сетевая структура

Переходу к шестой стадии должны предшествовать:

  • реализация предварительной образовательной программы для менеджеров, включающая, в первую очередь, курсы, связанные с базовыми и командными знаниями и навыками;
  • идентификация и перестройка информационных потоков с целью расширить доступ команд менеджеров и команд исполнителей к информации;
  • идентификация и определение связей между командами менеджеров и исполнителей;
  • создание системы гибкого формирования команд с учетом участия сотрудников в различных командах;
  • формирование новой системы стимулирования членов команд, ориентированной на участие сотрудников организации одновременно в различных рабочих командах.

Процесс перехода к шестой стадии сопровождается сокращением уровней управления, объединением менеджеров в команды, внедрением информационных систем, обеспечивающих участие сотрудников в различных командах, и переходом к схеме управления в рамках динамической сетевой структуры.

Очевидно, что многие фирмы, которые начали внедрение рабочих команд, в течение длительного времени не достигнут шестой стадии. Этому могут препятствовать самые различные причины: финансы, люди, внешняя среда и т.п. Достижение той или иной стадии не должно становиться самоцелью. Важно включиться в процесс преобразований и вести его последовательно и продуманно. Сноски

4 КП - команда проекта, УК - управляющая команда

5 Типы команд: ИФ - интрафункциональные; КФ - кроссфунк-циональные; О - оперативные; В - виртуальные; П - предприниматель-ские; СУ - самоуправляемые; СН - самонаправляемые.

6 Функции управления: 1 - оперативные производственные функции; 2 - формирование производственной программы; 3 - контроль качества; 4 - составление графика работы; 5 - контакты с поставщиками и потребителями; 6 - производственный учет; 7 - найм - увольнение; 8 - финансовый учет; 9 - образовательные; 10 - выбор направлений разви-тия (определение перспективных планов).
Знания и умения: 1 - технические; 2 - межличностные; 3 - ко-мандные; 4 - административные; 5- специальные.

«Умение работать в команде» — такие слова можно встретить, пожалуй, в каждом втором резюме. Однако что означает быть командным игроком и всегда ли это необходимо? Кому особенно нужно развивать в себе навыки командного взаимодействия, а кому лучше работать, что называется, в индивидуальном разряде?

Чтобы научиться быть членом команды и с выгодой использовать это при поиске работы, читайте рекомендации .

Коллектив или команда?
В советские годы слово «команда» ассоциировалось скорее со спортом, нежели с бизнесом. О работниках предприятия принято было говорить «коллектив». Сегодня модным стало называть любой коллектив командой (отсюда и мода на тимбилдинги), однако эксперты уточняют, что это не тождественные понятия.

Если коллектив – это все сотрудники, работающие в компании или ее подразделении (например, коллектив завода), то команда – это специалисты, объединенные общей целью и распределившие роли для ее достижения. При этом общая цель осознается каждым членом команды и как персональная. Неформальные связи и дружеские отношения возможны и в коллективе, и в команде.

К примеру, отдел продаж в большинстве случаев нельзя считать командой в устоявшемся смысле этого слова, ведь у каждого менеджера свой план по продажам, а значит, и своя цель. А вот небольшое PR-агентство, организующее избирательную кампанию в поддержку кандидата в депутаты на местных выборах, должно быть именно командой: у сотрудников есть общая задача (победа кандидата на выборах), распределены роли, при необходимости специалисты могут помочь друг другу.

Коллектив может быть очень большим (сотни и тысячи человек), тогда как команда – объединение скорее камерное. В настоящей команде редко задействовано больше 10—15 членов — слишком много людей сложно объединить общей целью, которая бы осознавалась каждым как личная.

Для кого это важно
Нужно ли вам уметь работать в команде? Скорее всего, да, если ваша работа обычно становится частью общей задачи и в ее решении вы заинтересованы лично. К примеру, успешное продвижение продукта компании зависит от усилий всего отдела маркетинга, при этом ваша роль (допустим, разработка сувенирной продукции) очень важна для команды, а узнаваемость бренда является и вашей персональной целью тоже.

А для кого навыки командного игрока не являются ключевыми? Как правило, для тех специалистов, в чьей работе особенно важна относительная автономность работы и самостоятельность принятия решений, а также индивидуальные результаты. Это педагоги, торговые представители и менеджеры по продажам, ученые-исследователи (если, конечно, речь не идет об исследовательском проекте, в котором заняты несколько человек), врачи (впрочем, хирурги и медсестры, вместе проводящие операцию, вполне могут считаться командой), журналисты (исключением можно считать тележурналистов, работающих в составе съемочной группы) и т.д.

Стабильность плюс взаимовыручка
Какие качества необходимо развивать в себе, чтобы стать настоящим командным игроком? Прежде всего в командной работе важна способность устойчиво и результативно работать на протяжении долгого времени. Команде, как правило, нужны не разовые трудовые подвиги ее членов, а их постоянная эффективная деятельность – говоря спортивными терминами, не череда спринтов, а длительный марафон. Любой устойчивой системе необходима стабильность, так что учитесь планировать свое время в соответствии с общими планами, приходить на совещания вовремя и соблюдать дедлайны. Помните – сдавая свою часть работы позже срока, вы серьезно подводите людей, которые на вас рассчитывают.

Второе качество, остро необходимое командному игроку, – умение иногда отказываться от личного в пользу общего. Это означает неприятие разного рода интриг и отказ от дешевого карьеризма. Тянуть одеяло на себя, при каждом удобном случае подчеркивая собственную роль в общем деле, — не лучшее качество для члена команды. Конечно, доля самопиара необходима для успешной карьеры, однако в командных проектах особенно важно чувство меры.

Кроме того, специалист, который работает в команде, должен быть всегда готов оказать помощь коллегам. Принцип «ты мне – я тебе» или «услуга за услугу» здесь не работает. Если вы работаете в команде, то предоставляйте информацию, делитесь контактами, подсказывайте и подстраховывайте других членов безвозмездно – помните, что ваши конечные цели совпадают. Однако это не значит, что вы должны систематически и безропотно работать . Если подобное происходит, роли в команде могут быть пересмотрены. Впрочем, при правильной организации бизнес-процессов в компании такой вопрос не должен возникать.

Наконец, для командного игрока очень важно умение разговаривать с людьми – слушать, понимать, уступать, убеждать и приходить к компромиссу. Как этого достичь? Можно пройти специальный тренинг, а можно научиться самостоятельно, тщательно готовясь к предстоящим встречам и переговорам, продумывая аргументы.

Умение работать в команде как конкурентное преимущество
Об умении работать в команде кричит чуть ли не каждое второе резюме, однако опытные рекрутеры не спешат принимать голословные заявления на веру. Чтобы сделать это качество своим конкурентным преимуществом, нужно подчеркнуть его на интервью в качестве ключевого.

Для этого приведите конкретные примеры успешной командной работы в вашей карьере, например: «Я работала в PR-команде на раскрутке продукта известного бренда, отвечала за организацию массовых мероприятий. Все вместе мы добились повышения уровня продаж на 50% за полгода». Или: «Наш отдел был признан лучшим в компании по результатам года. Я рад, что способствовал этому». Однако при этом надо быть осторожным и подчеркнуть не только общий результат, но и собственную роль в деле.

Неплохо было бы выделить ваши командные навыки и в резюме. Особенно это значимо для соискателей, претендующих на руководящие позиции. «Опыт создания эффективной команды маркетологов с нуля»; «Руководство проектом внедрения нового программного обеспечения – создание эффективной и работоспособной команды, постановка задач, распределение обязанностей, текущий контроль» — в соответствующих разделах CV подчеркните свое умение организовать именно команду.

Работа в команде развивает, считают эксперты. Прислушиваясь к мнению коллег, вы расширяете свой профессиональный кругозор и развиваете эмоциональный интеллект.!

Во время собеседования, у потенциального кандидата пытаются выяснить, насколько у него развито умение работать в команде. Что предполагает данное понятие? Попробуем разобраться вместе.

Характеристика общительности

Общительный человек легко раскрывается перед своим собеседником, быстро идет на контакт. Во время беседы он старается рассказать слушателю и важную, и лишнюю информацию, не задумываясь о том, будет ли она воспринята. К тому же такой человек всегда отличается множеством вопросов, ответы на которые ему не особенно интересны. Суть диалога в активной, доминирующей позиции, а иногда, в монологе общительного субъекта. Такому человеку абсолютно все равно, что его не хотят слушать, мечтают поскорее от него избавиться. Общительность - неплохое качество, но существенной пользы оно явно лишено.

Понятие коммуникабельности

Часто данное качество ассоциируют как общительность. На самом деле между двумя этими терминами существует много отличий. Так что же такое коммуникабельность? Умение работать в команде, находить подход к собеседнику даже в сложных ситуациях, добиваться его расположения, налаживать доброжелательные отношения - все это характерно для коммуникабельности. Основной задачей всех действий является налаживание взаимовыгодного сотрудничества между членами команды. Для этого необходимо такое качество, как умение работать в команде. Что можно рассматривать в качестве выгоды от такого сотрудничества? В первую очередь подразумевается получение удовольствия от беседы с тактичным и умным собеседником. Кроме того, умение работать в команде помогает находить ответы на вопросы, которые не удалось решить своими силами.

Как выявить коммуникабельность

Существуют определенные признаки, по которым можно выявить коммуникабельность. Определяют у собеседника умение работать в команде по следующим признакам:

  • Наличие способности вести разговор на любую тему.
  • Получение истинного удовольствия от беседы.
  • Умение непринужденно выступать перед большой публикой.
  • Не стесняться, независимо от ситуации, компетентно и доступно излагать свою позицию.
  • Выбирать стилистическую окраску и тон речи с учетом индивидуальных особенностей слушателей.
  • Поддерживать на протяжении требуемого промежутка времени интерес публики

Ошибки при выстраивании работы

Умение работать в команде не приходит само, нужно довольно много работать, чтобы получить желаемый результат. Попав в незнакомую ситуацию, многие люди стараются начинать беседу с вопроса об имени собеседника, забывая представиться. Возникает дискомфортная ситуация на первом этапе общения, нарушается равноценность и пропорциональность получения взаимообратной информации.

Распространённой ошибкой считается желание «встрять» в беседу незнакомых людей, не задумываясь о предмете разговора. Подобная попытка не просто вызовет у собеседников раздражение, она обязательно оставит о вас не самое лестное мнения.

Не стоит начинать с незнакомцами разговора на специфическую (узкую) тему, владеют которой только избранные люди. Человек постарается общаться с вами, соблюдая дистанцию, закончит неинтересный ему разговор достаточно быстро.

Серьезной ошибкой будет и нарушение личного пространства собеседника. Обнимая незнакомого человека за плечи, вы получите обратную реакцию, у него возникает желание скорее от вас избавиться.

Рецепты коммуникабельности

Развитие умения работать в команде осуществляется путем в коллективные творческие проекты. Существуют «рецепты» развития коммуникабельности, без которой невозможна полноценная работа коллектива как единого организма.

1 рецепт. Старайтесь сохранять спокойствие, быть уверенным в своих силах. Лишняя суета, заискивающие взгляды, повышение либо понижение голоса во время разговора не допустимы. Вы должны выглядеть раскрепощенно, говорить негромким голосом, размеренным тоном. В таком случае собеседник серьёзно отнесется к вашим словам.

2 рецепт. Умение работать в команде не допускает о человеке по социальному статусу, внешнему облику. Быстрота принятия решения приводит к тому, что вы потеряете потенциального коллегу. Важно найти в партнере положительные качества, чтобы настроиться на конструктивное и предполагает умение работать в команде. Цель состоит в позитивном настрое всех участников группы.

3 рецепт. Необходимо научиться слушать своего коллегу. Умение слышать и слушать - настоящее искусство. Любой оценит благодарного зрителя. Не перебивайте собеседника на полуслове, дайте ему шанс высказать свою точку зрения, и только после этого предлагайте личные контраргументы либо аргументы.

Команда

Так что же такое умение работать в команде? Алгоритм, используемый руководителем для ее создания, зависит от специфики компании. К примеру, в педагогических коллективах создаются небольшие группы по профилю преподаваемого предмета. В таких методических объединениях, коллеги обсуждают вопросы, касающиеся методики преподавания учебных дисциплин, воспитания подрастающего поколения.

В компании, занимающей продажами туристических путевок, особое значение приобретает умение работать в команде. Компетенция каждого члена коллектива четко определена, только вместе они способны обеспечить для своих клиентов качественный и безопасный отдых.

Преимущества коммуникабельности

Что дает человеку данная компетенция? В первую очередь она помогает приобретать уверенность в себе, формирует умение работать в команде, самостоятельно принимать важные решения. При развитых даже в незнакомой ситуации человеку будет легко и комфортно. С их помощью можно легко овладеть вниманием аудитории, донести до них свои идеи и мысли. Коммуникабельность помогает достигать поставленные цели.

Так что же такое умение работать в команде? Нацеленность на результат? Создание общего проекта? Совместная деятельность? Если предстоит какой-то серьёзный тендер, от которого зависит благосостояние компании, ее коллектива, руководитель определяет тех людей, которые будут над ним работать. При выборе кандидатов, он руководствуется несколькими факторами. В первую очередь анализирует которые проявляет работник. Для команды нужны те, кто способен вовлекать в достижение высоких результатов своих коллег. необходимы для удачного завершения работы. Человек, владеющий ими, способен самостоятельно принимать важные решения, брать на себя ответственность.

Заключение

Для полноценной работы в команде нужно уметь адаптироваться в меняющейся ситуации, оценивать ее, использовать для достижения поставленной цели. Настоящий профессионал учитывает полный спектр факторов, работая над долгосрочным командным проектом. Коммуникабельный человек, настроенный на работу в команде, настоящая находка для любого руководителя. В каждой крупной компании есть специалист по персоналу, в обязанности которого входит выявление на стадии собеседования с потенциальным сотрудником, настоящего лидера. Данная мера позволяет "отсекать" случайных людей, создавать полноценные и работоспособные команды сотрудников.

Вы были на интервью и не назвали себя «командным игроком»? На вопрос рекрутера: «Какие ваши сильные стороны?», вы не ответили, что умеете работать в команде? Если с такого собеседования вы ушли с пустыми руками, то причина отказа лежит на поверхности.

Срочно работайте над исправлением этой досадной ошибки. Во-первых, не забывайте указать в резюме, что вы умеете работать в команде. Во-вторых, напишите в своем сопроводительном письме к резюме, что вы командный игрок. В-третьих, вы должны в обязательном порядке продемонстрировать вашу способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими членами команды на всех этапах собеседований.

Навык «Работа в команде» занял второе месте в рейтинге ТОП 10 навыков, . Поэтому необходимо уделить этому навыку особое внимание и приложить все усилия, чтобы получить высокую оценку на собеседовании. В статье я рассказала, как поработать над навыком № 1 из этого рейтинга. Сегодня вы узнаете, как показать свое умение ладить со всеми членами команды и добиваться результата совместными усилиями.

Список вопросов, при ответе на которые вы сможете продемонстрировать свой навык работы в команде.
Расскажите о себе.
Какие ваши сильные стороны?
Ваши главные достижения?
Почему мы должны взять вас на работу?
Расскажите мне об успешном проекте, когда вы работали в составе команды.
Расскажите мне о ситуации, когда вам пришлось работать с трудным клиентом.
Приведите примеры, когда вы достигли результата, благодаря работе в команде.
Что делает вас хорошим сотрудником/ менеджером?
Как бы вы определили продуктивную атмосферу для своих сотрудников?
Чему, по вашему мнению, вы обязаны своим успехам?
Вы когда-нибудь имели конфликт с сотрудником?
Расскажите мне о последней конструктивной обратной связи, которую вы получили от своего руководителя.

Что делает вас хорошим игроком в команде?

Вот несколько качеств, которые характеризуют вас, как сотрудника, умеющего работать в команде:

Стремление достичь общих результатов
Умение слушать
Уважение всех членов коллектива
Высокая оценка работы коллег
Коммуникативные навыки
Способность принимать конструктивную обратную связь
Высокий уровень эмоционального интеллекта
Эмпатия
Этичное поведение

Определите для себя является ли «работа в команде» одной из ваших сильных сторон. Ниже приведены главные критерии оценки этого навыка:

  • Сотрудники постоянно просят вашей помощи.
  • Люди хотят, чтобы вы присоединились к работе в их проектные группы.
  • Вас часто приглашают на обед.
  • К вам обращаются за помощью, чтобы узнать ваше мнение в трудной ситуации.
  • Вы часто являетесь посредником в улаживании разногласий между коллегами.
  • Вы можете найти способ установить контакт с трудным клиентом.

Командный игрок умеет продуктивно работать с разными типами личности и может улаживать конфликты и разногласия. Сплоченной команды можно добиться только, если достижение общих целей и задач стоит намного выше личных предпочтений и индивидуальных задач каждого члена команды.

Как показать навык «работа в команде» в ответе на вопрос : Какими достижениями вы больше всего гордитесь?
Для ответа на этот вопрос необходимо приводить примеры своих достижений, а также подробно рассказать, как вы их добились. Говорите о тех достижениях, которые непосредственно связаны с вашей работой. Возможно, вы взяли на себя подготовку мероприятия, от которого остальные отказывались и успешно с этим справились или вы были частью команды, работающей над крупным проектом. Не преувеличивайте свой вклад в какие-либо события — разделите этот успех со своими коллегами и в глазах интервьюера вы будете выглядеть отличным командным игроком. Например, вы можете ответить так:

«Хотя я думаю, что мои главные достижения еще впереди, тем не менее я очень горжусь, что был причастен к созданию новой программы для менеджеров. Я вложил много сил и энергии, являясь одним из участников этой группы и многому научился в процессе работы у своих более опытных коллег».

Что делать тем, у кого нет опыта работы в команде?

Для студентов и выпускников или кандидатов с небольшим опытом работы, очень важно показать менеджеру по персоналу, что вы сможете работать в коллективе. Если вы еще не имели возможности поработать в команде, то вы, должны быть готовы говорить об участии в групповых проектах, в семинарах, тренингах, общественной работе.
Если Вы имеете ограниченный опыт совместной работы или чувствуете, что это ваше слабое место, то есть простые способы улучшить этот навык.

Рассмотрите следующие варианты развития навыка «работа в команде»:
1 ) Станьте волонтером. Заявите о своем желании работать в нескольких командных проектах. Используйте возможности участия в совместной деятельности и за пределами работы.
2) Найдите себе наставника. Посмотрите вокруг и найдите человека, который является «душой коллектива». Вы можете многому научиться, просто наблюдая и подражая ему. Если вы начнете наблюдать более внимательно, вы заметите, что люди в команде играют различные, роли — например, один человек является мотиватором и вдохновляет остальных, а другой — активным деятелем, способным найти способ выполнить любую задачу. Пройдите тест онлайн Р. М. Белбина «Командные роли» и определите свою роль в команде. Так же вы можете использовать формулировки ответов этого теста при подготовке собственных ответов на вопросы собеседования.
3) Оцените себя и коллег. Попробуйте исследовать себя и своих коллег, используя известные типологии личности, такие как профиль DISC или индикатор Майерс-Бриггс (MBTI) . Эти оценки личности могут быть полезны для понимания ваших собственных предпочтений и особенностей других. Например, если ваш босс является рассказчиком, а вы -мыслителем, результаты теста помогут узнать, как взаимодействовать с таким типом личности и разговаривать с ним на его языке коммуникации.

Работа в любой компании – это работа в команде . Но, к сожалению, нередко в коллективах происходят конфликты. Эти конфликты, несомненно, можно решить – в наши дни предлагается немало способов для налаживания отношений в рабочем коллективе. Но не все эти методы действенны. Командообразование и игры считаются одним из самых эффективных способов. Ведь именно в нестандартных ситуациях люди легче сближаются.
«Команда – это единый организм, объединяющий индивидуальности. В одиночку вы можете многое, вместе вы можете все!» Процесс создания и поддержки команды – это и есть сам смысл тренинга командообразования (корпоративных тренингов).

Корпоративные тренинги зарекомендовали себя как формула решения многих ситуаций, возникающих в организации работы с персоналом компании. Корпоративный тренинг позволяет увеличить продуктивность работы коллектива за счет повышения мотивации сотрудников, улучшения качества вырабатываемых ими решений и совершенствования взаимодействия в процессе работы. Корпоративное командообразование – это не только тренинг, но и совмещение оригинальных учебных занятий с отдыхом. Корпоративные тренинги командообразования помогут наладить отношения и искоренить многие проблемы в любом коллективе. Корпоративный тренинг по тимбилдингу наиболее эффективен, если:

  • Необходимо научить сотрудников работать слаженно и согласованно.
  • В компании происходят крупные реорганизации, слияния, набор или сокращение персонала.
  • Вам нужно наладить коммуникации между центральным офисом и регионами, между отделами или специалистами одного подразделения.
  • Необходимо разрешение конфликта руководителей и подчиненных в компании.
  • Нужно поддержать дружеские отношения в коллективе, дать возможность участникам узнать друг друга в неформальной обстановке.
  • В компании много новых сотрудников и их нужно адаптировать к сложившемуся коллективу.
  • Во время конференции или стратегической сессии, когда необходимо сделать общение участников более свободным, повысить атмосферу доверия в коллективе.

Основные аспекты понятия “команда”.

Команда – это небольшая группа людей, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Команда проходит эволюцию от рабочей группы (Working Group), которая создается для выполнения того или иного вида деятельности, до команды высшего качества (High PerformanceTeam).

Рабочая группа 1+1=2

Рабочая группа достигает результата, равного сумме стараний каждого из участников. Они используют общую информация, обмениваются идеями и опытом, но каждый несет ответственность за свою работу независимо от результатов деятельности других членов группы.

Потенциальная команда 1+1=2

Это как бы первая ступень в преобразовании рабочей группы в команду. Основными условиями будут выступать:

  • количество участников (6 – 12)
  • наличие ясной цели и задач
  • совместный подход к их достижению.

Что касается псевдокоманды, то обычно она создается по необходимости или представленной возможности, но в ней не создается условий для командного взаимодействия, не делается упор на разработку общих целей. Такие группы, даже если и называют себя командой, самые слабые с точки зрения влиятельности их деятельности.

Реальная команда 1+1=3

СПРАВКА: Фасилитация – высоко профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.

В ходе своего развития (естественного или специально фасилитированного) члены команды становятся решительными, открытыми, преобладает взаимопомощь и поддержка друг друга, и растет эффективность деятельности. Положительным эффектом также может быть влияние их примера взаимодействия в группе на другие группы и организацию в целом.

Команда высшего качества 1+1+1=9

Не все команды достигают этого уровня – когда они превосходят все ожидания и обладают высоким уровнем влиятельности на окружение.

Такая команда характеризуется:

  • высоким уровнем навыков командной работы;
  • разделением лидерства, ротацией ролей;
  • высоким уровнем энергетики;
  • своими собственными правилами и нормами (что может быть проблематичным для организации);
  • заинтересованностью в личностном росте и успехе друг друга.

Атрибуты команды высшего качества:

  • общее видение, придающее значение выполняемой деятельности;
  • способность действовать в жестких временных рамках;
  • высокий уровень коммуникативной компетентности;
  • деятельность за границами “зоны комфорта”;
  • периодические проверки качества работы;
  • общая вовлеченность;
  • самостоятельная разработка путей достижения цели и совместное празднование успехов на пути к достижению цели.

Как создать эффективную команду?

Команду можно определить по ряду признаков, основными из которых являются следующие:

  • Она состоит из двух или более человек.
  • Члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей.
  • Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов.
  • Для команды характерны сложившиеся связи: как внутренние, так и внешние – то есть связи с другими командами и группами.
  • Команда имеет ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач.
  • Команда периодически оценивает свою эффективность.

Варианты работы в группах и командах

Предпочтительнее работа в одиночку или в группах: Предпочтительнее работа в командах:
Для решения простых задач или «головоломок» Для решения сложных задач или проблем
Когда кооперация удовлетворительна Когда для решения необходим консенсус
Когда разнообразие мнений ограничено Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
Когда задачу необходимо решить срочно Когда необходима высокая самоотдача
Когда достаточно узкого диапазона компетентности Когда требуется широкий диапазон компетентности
При наличии неустранимого конфликта интересов участников При возможности реализации целей членов команды
Когда организация предпочитает работу с частными лицами Когда организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии
Когда необходим оптимальный результат Когда необходим разносторонний подход

На пути становления эффективной и действенной команды каждая группа проходит несколько этапов. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения, прежде чем получится действительно слаженный коллектив.

Действия, необходимые для построения команды

Чтобы создать эффективную команду, на разных этапах ее существования необходимо осуществить ряд действий:

  • отобрать подходящих сотрудников;
  • отрегулировать численность команды;
  • совместно определить цели и задачи;
  • объяснить, какие выгоды получит каждый в результате успешной деятельности команды;
  • договориться о групповых нормах;
  • помочь членам команды лучше узнать друг друга;
  • обучить членов команды;
  • установить систему контроля и поощрять самоконтроль;
  • обеспечить поддержание командного духа;
  • заменять членов команды, которые не захотят или не смогут (даже после обучения) действовать в соответствии со стандартами и согласованными правилами.

Важнейшие этапы этого процесса.

  1. Отбор подходящих сотрудников.

Эффективность команды в значительной степени зависит от личных качеств ее членов и взаимоотношений между ними. Каждый член команды должен быть готов направить свои способности и знания на решение командной задачи. Поэтому предварительно необходимо тщательно проанализировать требования к предстоящей работе. Исходя из этого, определяется уровень компетентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и личные качества, которыми должны обладать члены команды. Особое внимание следует обратить на способность к совместной работе.

  1. Регулирование численности команды.

Какова оптимальная численность команды? Этот простой вопрос указывает на одну из первоочередных проблем, которая возникает при создании команды. Наиболее разумно было бы иметь команду как можно меньше по численности, однако настолько большую, чтобы компетентность ее членов соответствовала требованиям поставленной задачи. Разумеется, не всегда вы можете действовать свободно, и не всегда у вас будет возможность начинать формирование команды с нуля. Проще всего работать в команде, состоящей из двух человек, ввиду простоты общения. В более крупных командах люди стремятся к неупорядоченным коммуникациям, что ведет к дезорганизации и появлению ощущения, что много времени тратится впустую. С увеличением численности команды еще быстрее растет число взаимодействий между ее членами, что подтверждается простым математическим соотношением: число возможных персональных взаимодействий между n членами равно n х (n- 1) / 2.

Например: из 10 членов команды вычитаем 1, умножаем на 10 равно 90, делим на 2 равно 45 взаимоотношений. Если иметь в виду, что каждое взаимодействие содержит потенциальный конфликт между его участниками, с увеличением команды становится очевидной большая предрасположенность к организационным трудностям. Это особенно заметно в командах, состоящих из 12 и более человек, в которых прогрессивно растут потери времени и падает эффективность использования квалификации участников. Если в вашей команде более 12 человек и это нельзя изменить, целесообразно перегруппировать ее, разбив на подгруппы и поручив каждой из них выполнять часть общей задачи, стоящей перед командой.

  1. Четкая постановка целей и задач.

Для эффективной работы команды все ее члены должны знать о связях между целями, методами работы и задачами. Цели должны быть четкими, сфокусированными и должны создавать представление о методах работы и задачах, которые приведут к успеху. Формирование целей должно осуществляться самими участниками, и неважно, на каком уровне это происходит – персональном, командном или на уровне организации. Эти цели должны составлять продуманную и реальную основу для задач и методов, а не быть простым перечнем предписаний, логически следующих из профиля организации. Для четкой постановки и решения задач командой необходимо учитывать многообразие ожиданий (часто противоречивых), обеспечиваемых целями команды.

Следует подумать также о дилеммах, связанных с целями. Например, о том, что, с одной стороны, круг проблем должен быть четким, а с другой – что для адаптации к меняющимся обстоятельствам необходимы гибкость и изменчивость. Трудно ожидать, что цели всегда будут четко определены. Социальные, экономические и политические факторы могут вызывать внезапные изменения или постоянно и беспощадно принуждать организации к изменениям. Цели команды должны стать фундаментом ее деятельности, однако значительные внешние изменения могут привести к их пересмотру. Следует помнить, что каждый член команды имеет свои индивидуальные цели и скрытые намерения. Поэтому члены команды, подчинившиеся целям команды, могут быть согласны с ними лишь в большей или меньшей степени. Они могут втайне не соглашаться с целями команды, но подчиняться им по каким-то личным причинам – например, желая заработать денег или построить карьеру. Поэтому решающим моментом в постановке целей и основной областью управления командой является: предупреждение возможности конфликта или столкновения между командными и личными целями. Для эффективной работы команды важно, чтобы цели были достижимыми, поддавались оценке и принимались или хотя бы понимались членами команды и руководителями высокого уровня как внутри, так и вне организации.

Эффективность команды

Невозможно сформулировать полный и категорический набор правил, следование которым обязательно приведет к созданию эффективной команды. Причины успехов команды сложнее.

Однако можно выделить основные элементы эффективной работы команды:

  • удовлетворение личных интересов членов команды;
  • успешное взаимодействие в команде;
  • решение поставленных перед командой задач.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что хорошо организованной командной работы можно достичь при соблюдении следующих условий:

  • Для команды и индивидуальных участников устанавливаются реалистичные, достижимые цели.
  • Члены команды и лидеры стремятся поддержать друг друга для того, чтобы сделать работу команды успешной.
  • Члены команды понимают приоритеты друг друга и помогают или поддерживают, когда возникают трудности.
  • Открытое общение: приветствуются новые идеи, новые методы улучшения работы, постановка новых проблем и т. д.
  • Отдача в работе более значительна, так как члены команды понимают, чего от них ждут, и могут самостоятельно контролировать свою деятельность.
  • Конфликт понимается как нормальное событие и рассматривается, как возможность решить проблемы. Проблемы, если они вынесены на открытое обсуждение, могут быть решены до того, как станут разрушительными.
  • Поддерживается баланс между производительностью команды и удовлетворением потребностей отдельных членов.
  • Команда в целом и индивидуальные участники поощряются за результаты и старание.
  • Приветствуется, когда участники пробуют свои возможности и предлагают новые идеи.
  • Участники команды осознают важность дисциплинированной работы и стараются вести себя в соответствии со стандартами команды.

Формирование эффективной команды

Программа формирования эффективной команды призвана сформировать из сотрудников – настоящую команду. Технология построения программы учитывает законы развития групповой динамики малых групп, это предполагает как определенную последовательность упражнений, так и регулировку сложности заданий. Благодаря такому подходу, участникам предоставляется максимум возможностей для раскрытия и проявления своих личностных и организаторских качеств.

В процессе выполнения упражнений – в игровой, моделирующей форме отрабатываются различные аспекты внутригруппового взаимодействия:

  • распределение ролей;
  • выработка совместного решения;
  • ответственность в команде;
  • движение к общей цели;
  • лидерство;
  • поддержка в команде;
  • принятие решения в условиях ограниченного времени и т.д.

Отличительная черта программы: акцент в программе ставится на глубоком анализе полученного опыта и применении полученных навыков в реальных рабочих ситуациях.

Программу формирования эффективной команды рекомендуется проводить для достижения следующих целей:

  • Выработка эффективных способов взаимодействия в команде;
  • Решение коммуникативных проблем внутри коллектива;
  • Анализ и решение конфликтных ситуаций;
  • Эффективное распределение ролей и ответственности в команде;
  • Выявление лидеров, кадрового потенциала в коллективе.

Цели эффективной команды

Поскольку цели являются основной составляющей организации, вопрос в том, какие цели ставит перед собой эффективная команда.

Такая команда ставит перед собой цель эффективно действовать на пяти уровнях:

  • межличностном (взаимодействие членов команды);
  • управленческом (работа с менеджерами);
  • социальном (межгрупповом);
  • организационном (как продуктивная часть организации);
  • личном (понимание, мотивация, личностный рост).

Существует пять целей, достижение которых обеспечивает создание эффективной команды:

  1. Прояснить и согласовать обязанности каждого.
  2. Развивать кооперацию, координацию и коммуникацию как на внутрикомандном, так и на межкомандном уровнях.
  3. Выявить и разрешить потенциальные проблемы, которые могут помешать их деятельности.
  4. Быть открытыми по отношению к новым творческим способам решения задач.
  5. Задавать стандарты качества.

Как выбрать программу командообразования (тимбилдинг)?

Безусловно, определяющим фактором при выборе программы командообразования является цель мероприятия. Цель мероприятия задает формат, в котором будет проводиться вся программа. Если перед вами стоит такая важная задача как глубокий, серьезный анализ внутрикомандных отношений, улучшение бизнес – коммуникаций, формирования общего видения целей и ценностей, тогда необходимо использовать формат бизнес тренинга (раздел «Стратегическое командообразование»).

Часто цель программы командообразования – сплочение, неформальное общение, поднятие командного духа и отдых. В таком случае, больше подойдут активные командные игры, дарящие заряд позитива и хорошего настроения. Если перед вами стоит задача развития творческих способностей, поиска нестандартных путей решения задач, самовыражение – творческие программы идеально подходят для этого.

Конечно, в рамках одного мероприятии можно соединить несколько целей. Например, часть программы тимбилдинга может быть посвящена выработке миссии и общему видению целей, другая часть программы командообразования – активному отдыху и поднятию командного духа; ну и конечно, не забываем про праздничную часть с барбекю и зажигательной музыкой. Подробнее о разделах командообразования мы поговорим в следующем пункте «Корпоративный отдых».

Похожие статьи