Фазы психологического исследования. Шпаргалка: Организация и проведение психологического исследования

Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.

Так, любое исследование имеет следующие этапы:

1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе ко­торого изучается литература по интересующему вопросу и проводит­ся первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета. Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.

2) Второй этап – это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экс­периментальное оборудование.

3) Третий этап – основной сбор фактического материала с по­мощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.

4) Четвертый этап – качественный и количественный анализ ма­териалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.

Система методов объединена наличием общей методологии науки. Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.

Требования, предъявляемые к организации психологического исследования
(смотреть рисунок 1.)

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование – это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8. Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное – как он работал. Каков характер ошибок?

Основные методологические принципы , которые необходимо соблюдать при любом методе:

· метод должен исходить из диалектико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

· научный метод психологии должен быть объективным;

· соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

· необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву ):

I группа – организационные методы . Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа – эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы .

III группа – методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы , включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение (см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Запись может быть сплошной и выборочной . Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная – где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение .

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент . Перечислим его достоинства:

· исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;

· исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;

· в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);

· эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:

· констатирующий , в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и

· обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.

Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения знаний, формирование качеств и т.д.) преодолевается применением метода срезов . Срез – это кратковременная констатация состояния изучаемого объекта на различных этапах его развития. Среди психологических методов различают поперечные и продольные срезы.

Поперечные срезы сводятся к сопоставлению разных групп испытуемых, но не позволяют учесть индивидуальные особенности и проследить, устойчивы или изменчивы с возрастом отдельные свойства личности и как они связаны между собой.

Продольные срезы позволяют проследить изменение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что в итоге помогает изучить личность в ее целостности.

Достоинства тестов (см.) состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых.

Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.

В западной психологии тесты зачастую используются в целях дискриминации тех или иных групп населения при приеме на работу, в учебные заведения и пр. В психологии тесты используются как научные методы исследования, а также как способы диагностики при профотборе и решении некоторых других задач.

Эксперимент. Основным методом исследовательской работы психо­лога является эксперимент. Известный отечественный пси­холог С.Л.Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие качества эксперимента, обусловливающие его значение для получения научных фактов: «1) В эксперименте исследова­тель сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случай­ный поток явлений доставит ему возможность его наблю­дать. 2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, каким ему их доставляет случай. 3) Изолируя отдельные условия и изме­няя одно из них при сохранении неизменными осталь­ных, эксперимент тем самым выявляет значение этих от­дельных условий и устанавливает закономерные связи, оп­ределяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень моидное методическое средство для выяв­ления закономерностей. 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, эксперимент часто может варьировать не только самые условия в смысле их наличия или отсут­ствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности». Различаются три основных вида эксперимента: лабора­торный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент проводится в помещении, специально приспособленном для точного проведения опы­та, контроля всех воздействий на испытуемого и регистра­ции его ответов и действий. Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным – специально разработанные установки, аппаратура, подключенные к компьютеру, – и очень про­стым. Иногда для проведения опыта достаточно бумаги, карандаша и секундомера. Важно, чтобы оборудование обес­печивало реализацию основных качеств эксперимента.

Естественный эксперимент , предложенный русским психологом А.Ф.Лазурским (1874-1917), предполагает про­ведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед эк­заменами, американский психолог И. Сарасон провел не­сколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на три группы, в каждой были сту­денты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спо­койно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, ме­шающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй – он прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, и предлагал некоторые конкретные способы и приемы. На­конец, в третьей – говорил, что никогда не боялся экза­менов. Критерием являлась успешность испытуемых на эк­замене. Выяснилось, что студенты, которые боялись экза­менов, хуже всего выполняли задания в первом случае, когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боит­ся экзаменов. Наилучших результатов они достигали тог­да, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испыты­вавших никакого беспокойства по поводу экзаменов. Естественный эксперимент широко применяется, на­пример, в социальной, педагогической психологии, пси­хологии управления.И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий эксперимент выявляет факты, зако­номерности, сложившиеся в ходе развития человека. При­веденные выше примеры относятся к констатирующим экспериментам.

Формирующий эксперимент выявляет закономерности, условия, психологические механизмы развития определен­ных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования. Например, известный отечественный пси­холог П.Я. Гальперин, изучая внимание, выдвинул гипо­тезу, что внимание можно понимать как деятельность пси­хического контроля и сформировать его можно через раз­витие у человека умения контролировать себя, свои дей­ствия. Критерием правильности гипотезы являлось то, что сформированное таким образом умение соответствовало бы признакам внимания.

Тренинги (от англ. train – обучать, воспитывать, трени­ровать) – формы групповой работы, направленные наразвитие навыков общения, саморегуляции, профессио­нальных умений и т.п. Наиболее распространены Тренинг межличностного взаимодействия – развитие умений ре­шать проблемы, возникающие в общении, понимать и прогнозировать мысли, чувства, поступки других людей, Тренинг уверенности в себе. В системах подготовки и по­вышения квалификации распространены тренинги, свя­занные с развитием профессионально значимых качеств. Так, при подготовке учителей наиболее распространены тренинги педагогического общения, педагогической ком­петентности.

Групповая психотерапия, или групповая психокоррекция, -форма психологической работы, использующая закономер­ности межличностного взаимодействия в группах для осу­ществления личностных изменений, оказания психологи­ческой помощи или в лечебных целях. Содержание работы групп определяется теоретическими взглядами психолога (гештальттерапия, групповой психоанализ, психодрамы, транзактный анализ и др.), а также преобладающими ви­дами занятий. Существует множество видов групповой пси­хотерапии. Группы встреч ориентированы на развитие от­ношений между людьми, основанных на открытости, ис­кренности; в группах арттерапии участники выражают себя через рисование, лепку, в группах хореотерапии, или танце­вальной терапии. В телесно-ориентированной терапии учас­тники группы учатся осознавать свои телесные ощущения, понимать, как потребности и чувства проявляются в раз­личных телесных состояниях, а также овладевают опти­мальными способами преодоления неблагополучия, раз­решения конфликтов и т.п. В детской практической психо­логии, в том числе психологии образования, широкое распространение получили игровая психотерапия, сказ-котерапия и др.

Особо следует сказать о методах суггестивной психоте­рапии и психокоррекции (от лат. suggestio – внушение). В ос­нове этих методов – использование слова для внушения и самовнушения. В психологии внушение – такая форма меж­личностного взаимодействия, при которых человек пас­сивно, без критической оценки усваивает мысли, образы, идеи, высказываемые психологом. Наиболее известная форма внушения гипноз (от греч. hypnos – сон) – искусст­венно вызываемое временное состояние сознания, харак­теризующееся сужением объема внимания и сосредоточен­ности на состоянии внушения, осуществляемого гипно-тизером. Самовнушение – это внушение, адресованное са­мому себе. Самовнушение широко используется при ауто­генной тренировке – системе приемов, позволяющих чело­веку расслабиться, достичь состояния душевного равнове­сия, концентрировать внимание. Высшей формой аутогенной тренировки является аутогенная медитация.

Медитация (от лат. meditare – мысль, движущаяся к цен­тру) – такое состояние сосредоточения, которое позволя­ет человеку выйти за пределы собственной психики, по­смотреть на себя со стороны. Индийский ученый Чоудхур-ри так описывал медитацию: «...радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать ни­каких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыс­лей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока. Метафорически можно сказать – наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо». Медитация широ­ко используется во многих религиях, например в буддиз­ме. В психологии и психотерапии она используется как метод, позволяющий человеку снять нервно-психическое напряжение, дистанцироваться от своих проблем, посмот­реть на них как бы со стороны.

Осуществление всех методов суггестивной терапии тре­бует специальной подготовки. Так, гипноз в психотера­певтических целях может осуществляться только специа­листами, имеющими медицинское образование. Овладе­ние техниками аутогенной тренировки и медитации возможно только под руководством опытного специали­ста.

Конечно, перечисленными методами методический арсенал педагогической науки и практики не ограничива­ется, он гораздо богаче. Мы остановились лишь на тех, которые наиболее распространены и ссылки на которые чаще встречаются в литературе.

Тесты могут быть:

Индивидуальными и групповыми ; вербальными и действенными .

Ответы на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор одного из нескольких предложенных, и т. д.

В качестве примера тестов, используемых для определения общего уровня способностей, ниже приведен один тест, состоящий из 40 задач, из книги известного английского психолога, профессора Г. Айзенка .

Приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования.


Похожая информация.


Психология как и любая другая самостоятельная наука обладает своей методологией.Методология это принципы и способы организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенные в систему .

Методология оперирует терминами «метод» и «методика». Метод – это путь, способ получения научной информации . Методика это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Например, метод – тестирование, методика – тест интеллекта Г.Айзенка. Методология определяется системой принципов, лежащих в основе науки в целом.

1. Принцип детерминизма . Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Этот принцип говорит, что любое психическое явление обусловлено объективным материальным миром и о наличии у любого психического явления причины. Поэтому его еще называют принципом причинности.

2. Принцип единства сознания и деятельности . Согласно этому принципу сознание и проявляется и формируется в деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.

3. Принцип развития (или генетический). Психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Психические явления должны изучаться с учетом их развития как у конкретного человека, так и у группы людей.

4. Принцип объективности . Психика субъективна, так как у каждого человека свои образы памяти, свои излюбленные логические операции, свой привычный тип ассоциаций и т.д. Принцип объективности требует чтобы исследование, проведенное при одних и тех же условиях на одних и тех же испытуемых, но разными исследователями дало одни и те же результаты. Т.е. мнение, личная оценка, отношение не должны определять выводов экспериментатора.

Рассмотрим схему соотношения методологических принципов и методов исследования. Ее можно представить в виде иерархической пирамиды, где каждый следующий этап строится на предыдущем.

Первый, самый большой, фундаментальный пласт – это методологические принципы психологического исследования. Второй, базирующийся на методологии – это методы исследования . Трети й – это методики . С их помощью получают психологические факты. Четверты й – обработка материалов и получение конкретных результатов исследования. Пятый, вершина исследования – это выводы и рекомендации .

Принято выделять этапы психологического исследования:

1. Подготовительный .

а) Выделение темы и предварительное определение проблемы исследования.

б) Подбор и анализ литературы.

в) Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования

г) Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

д) Выбор схемы организации и проведения эксперимента. В результате этой работы определяется предмет исследования, составляется программа исследования, осуществляется знакомство с испытуемыми.

2. Сбор фактического материала . То есть проведение эксперимента.

3. Обработка и анализ полученных результатов. Включает качественный и количественный анализ.

4. Формулировка выводов и практических рекомендаций . Конечно, на основе интерпретации полученных материалов.

Стратегии психологического исследования:

1. Поперечные срезы . Это одноразовое исследование большой группы людей.

2. Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время .

3. Формирующая стратегия . Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ.

Существуют различные классификации и типологии психологических методов. Например, все методы можно разделить на два класса : субъективные и объективные . К субъективным методам относят интроспекцию , которая привела науку к кризису в начале ХХ-го века. В основе объективных методов лежит принцип единства сознания и деятельности. Все эмпирические методы сбора психологической информации должны быть объективными. Эмпирические методы делятся на основные и вспомогательные .

Основные методы : наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. Вспомогательные : все остальные, например, контент-анализ, биографический метод, изучение продуктов деятельности, графический метод, анализ независимых характеристик и т.д.

Н.И.Шевандрин проклассифицировал методы , используемые психологией в связи с обучением и воспитанием:

1. Феноменологизации и концептуализации .

2. Исследования и диагностики .

3. Обработки и интерпретации .Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы.

4. Коррекции и терапии .Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей.

5. Мотивирования и управления .Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.

6. Обучения и развития .Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков.

7. Конструирования и творчества .Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по правилам) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

6. Разновидности основных методов. Между перечисленными методами нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Коротко проанализируем основные методы .

Наблюдение. Различают следующиевиды наблюдения :

1. По характеру контакта: непосредственное; опосредованное.

2. По условиям деятельности: полевое (естественное); лабораторное (экспериментальное).

3. По характеру взаимодействия: открытое или скрытое; включенное или стороннее.

4. По целям: случайное; целенаправленное.

5. По фиксации результатов: констатирующее; оценивающее.

6. По упорядоченности деятельности: выборочное или сплошное (время); произвольное или структурированное.

В ходе наблюдения экспериментатор не вмешивается в изучаемое психическое явление, а только фиксирует. Есть два важных требования к наблюдению: 1) наличие продуманного плана, 2) фиксация результатов наблюдения в дневнике. Необходимо заранее спланировать что именно и как Вы будете фиксировать в дневнике.

Опрос. Это может быть беседа , анкета или интервью . Они дают информацию о мотивации психической деятельности человека, о субъективной оценке человеком своих действий, о целях, предположениях. К опросным методам следует отнести метод экспертных оценок . Его широко применяют при диагностике личности . В качестве экспертов могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемого: воспитатели, классные руководители, спортивные тренеры, одноклассники и т.д.

Тестирование. Тест – (с англ. – проба) – это метод получения информации об индивидуальных особенностях развития отдельных свойств психики конкретного человека. Тестирование – это специализированный метод психодиагностического исследования, применяя которое можно получить точную количественную характеристику изучаемого явления. Оно предполагает четкую процедуру сбора первичных данных плюс своеобразие их последующей интерпретации.

Различают следующиевиды тестов .

1. По форме проведения: групповые; индивидуальные.

2. По цели: для классификации; для распределения; для отбора.

3. По изучаемому признаку: тесты интеллекта; тесты достижений; тесты специальных способностей; личностные тесты (ситуативные, опросники, проективные).

Тест-задание предполагает оценку психики и поведения человека на базе того, что он делает. Чаще это серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Тест-опросники основаны на системе заранее продуманных и отобранных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Проективные тесты . В их основе лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые личные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Положительный момент такого вида тестирования – более информативен, нет проблемы социальной желательности, выявляет некоторые явления, свойства личности, которые нельзя выявить ни в каком другом виде тестирования. Отрицательный – занимает много времени, трудности интерпретации, требует высокой профессиональной квалификации со стороны психолога, а также достаточного уровня образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых.

Эксперимент основной метод для получения новых психологических фактов . Основное отличие и достоинство эксперимента в том, что исследователь может по желанию вызвать какой-то психический процесс или свойство, проследить зависимость психического явления от внешних условий. Классифицируется эксперимент на два вида: естественный и лабораторный .

Моделирование. Как метод моделирование применяется в том случае , когда исследование явления другими методами затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Модель должна повторять основные параметры и предполагаемые свойства изучаемого феномена. Классифицируются на: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.

Математическое моделирование – это формулы, выражающие законы Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера и т.д. Логические модели используются при изучении мышления человека. Техническое моделирование часто применяется при изучении восприятия и памяти человека. Кибернетическое – использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ.

ВВЕДЕНИЕ

В работе психолога-исследователя, в этом необычайно сложном виде профессиональной деятельности много тонкостей, без учета которых любые прекрасные планы могут остаться нереализованными. Психологическое исследование помимо принципов имеет и свою технологию. Без знания основ технологии современного психологического исследования, без умения построить процедуру исследования невозможно провести даже небольшую научную работу. Знание принципов технологии проведения психологического исследования особо актуально в наше время.

Из актуальности данной проблемы вытекает гипотеза исследования: психологическое исследование будет успешным, если экспериментатор будет знать его структуру и владеть технологией проведения.

Цель контрольной работы - рассмотреть основные этапы психологического исследования.

Объект контрольной работы - психологическое исследование.

Предмет контрольной работы - этапы психологического исследования.

ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.

Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему.

I. Подготовительный этап

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы.

Планирование исследования.

II. Основной этап

Сбор данных.

III. Заключительный этап

Обработка данных.

Интерпретация результатов.

Выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема.

Это скорее общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Такая свобода выполнения этапов и операций предусматривается при так называемом гибком планировании.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema - задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.

Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:

Обнаружение дефицита информации.

Осознание потребности в устранении этого дефицита.

Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.

Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему и обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере. Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Под объектом понимается тот фрагмент реального мира, на который направляются исследовательские действия и усилия. Предмет исследования определяет аспект изучения выбранного объекта и специфику исследования. Иначе говоря, "объект познания - это форма данности объективной реальности субъекту" познания, а "предмет научного познания - это форма данности познаваемого объекта познающему субъекту".

Выдвижение гипотезы. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого.

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Гипотеза - это научно обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают. Принятая гипотеза может в последующем при соответствующих дополнительных доказательствах ее жизнеспособности и плодотворности преобразоваться в теорию. Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза обычно называется исследовательской или рабочей. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы. В зависимости от логического пути развития гипотезы различают: гипотезы индуктивные и дедуктивные. Первые рождаются из наблюдения за отдельными фактами, вторые - выводятся из уже известных отношений или теорий.

Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

Выбор методов и методик психологического исследования. Выборка для эмпирического исследования

Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Метод - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. В психологическом исследовании: формализованные правила сбора, обработки и анализа информации. С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. В большинстве случаев для изучения сходных сторон объекта можно использовать различные методики, что обеспечивает взаимную верификацию данных, получаемых различными методиками.

Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Очень важна степень разработанности методики. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнения. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим методам и по другой методике.

К основным группам психологической диагностики можно отнести следующие методы:

* методы измерения функциональных показателей, использования психофизиологических индикаторов психических явлений;

* обсервационные методы - методы наблюдения и самонаблюдения;

* праксиметрические методы, основанные на анализе продуктов деятельности;

* субъективно-оценочные, основанные на анализе ответов испытуемых на вопросы и суждения опросников, анализе выборов альтернативных суждений, выборов градаций шкал и так далее;

* проективные, связанные с анализом особенностей интерпретации внешне неопределенного материала, становящегося объектом проекции;

* ассоциативные, основанные на анализе ассоциативных ответов и выборов испытуемых. Цветоассоциативные методы, связанные с анализом выборов цветов по степени приятности и по ассоциации с понятиями, перечень которых предложен диагностом.

Исследование в психологии, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать, но последовательность шагов необходимо запомнить, чтобы не делать элементарных ошибок.

Приведем основные три этапа психологического исследования и кратко рассмотрим их содержание: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный.

Приведенные этапы можно разукрупнить, и тогда получим более подробную схему.

I. Подготовительный этап

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы.

Планирование исследования.

Выбор методов и методик психологического исследования.

II. Основной этап

Сбор данных.

III. Заключительный этап

Обработка данных.

Интерпретация результатов.

Выводы и включение результатов в систему знаний.

Надо сказать, что приведенная последовательность этапов не должна рассматриваться как жесткая и обязательно принимаемая к неуклонному исполнению схема.

Это скорее общий принцип алгоритмизации исследовательских действий. В некоторых условиях порядок следования этапов может изменяться, исследователь может возвращаться к пройденным этапам, не завершив или даже не приступив к исполнению последующих, отдельные этапы могут выполняться частично, а некоторые даже выпадать. Такая свобода выполнения этапов и операций предусматривается при так называемом гибком планировании.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в практике, в том числе в научной практике.

Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий:

Обнаружение дефицита информации.

Осознание потребности в устранении этого дефицита.

Описание (вербализация) проблемной ситуации на естественном языке.



Грамотное и квалифицированное исполнение перечисленных пунктов предопределяется глубоким знанием состояния дел в данной области, хорошей в ней ориентацией. Эта ориентация приобретается, как правило, по двум каналам: знакомство с публикациями на данную тему и обмен информацией с коллегами, занятыми в этой сфере. Обычно научному исследованию предшествует изложение подобного ознакомления с проблемой в виде литературного обзора.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования.

Выдвижение гипотезы. Определение предмета невозможно произвести вне связи с какой-либо системой научных взглядов, концепций. Выбранная концепция определяет всю направленность, всю идеологию исследования: ради чего оно проводится, цели исследования, методологическую позицию исследователя, а отсюда и применяемые методы, и этику поведения ученого.

Опираясь на ту или иную концепцию, исследователь выдвигает предположение , способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают. Принятая гипотеза может в последующем при соответствующих дополнительных доказательствах ее жизнеспособности и плодотворности преобразоваться в теорию. Выдвинутая до эмпирического исследования гипотеза обычно называется исследовательской или рабочей. Рабочая гипотеза дает первый, предварительный проект решения проблемы. В зависимости от логического пути развития гипотезы различают: гипотезы индуктивные и дедуктивные. Первые рождаются из наблюдения за отдельными фактами, вторые – выводятся из уже известных отношений или теорий.

Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесенность во времени. Выбирается адекватный задачам методический и технический арсенал. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов. Продумываются варианты стимуляции.

Выбор методов и методик психологического исследования . Выборка для эмпирического исследования.

Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнения. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, одной методике, могут быть подтверждены, продублированы данными, полученными по другим методам и по другой методике.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Сбор данных. Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы. В зависимости от предмета и цели исследования эти характеристики могут представать в виде различных параметров объекта (пространственных, временных, энергетических, информационных, интеграционных), в виде соотношений между частями объекта или его самого с другими объектами, в виде различных зависимостей его состояний от всевозможных факторов и т. д. Всю совокупность подобных сведений называют данными об объекте, а точнее, первичными данными, чтобы подчеркнуть непосредственный характер этих сведений и необходимость их дальнейшего анализа, обработки, осмысления. Данные – это элементы подлежащие анализу, это любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки. В теоретическом исследовании под сбором данных подразумевается поиск и отбор уже известных фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения. В эмпирическом исследовании подданными понимается отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности. Таким образом, это не сами объекты, а их чувственно-языковые отображения. Реальные объекты – это фрагменты мира, а данные о них – это фундамент науки. Эти данные есть "сырье" научного исследования при индуктивных гипотезах и цель при дедуктивных гипотезах.

Процедура сбора данных . Сбор данных в целом должен соответствовать намеченному на предыдущем этапе алгоритму действий, чтобы избежать как пробелов в искомых знаниях, так и лишних трудозатрат. Очень важно при этом точно и четко фиксировать все действия и получаемые сведения. Для этого обычно ведется протокол исследования, используются специальные средства фиксации (видео, аудио и т. п.). Осуществляемый на этом этапе контакт исследователя с изучаемым объектом не должен наносить последнему вреда, процедура сбора данных должна быть предельно гуманна. Процесс сбора данных конкретизируется в зависимости от выбранного метода и задач исследования.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обработка данных. Собрав совокупность данных, исследователь приступает к их обработке, получая сведения более высокого уровня, называемые результатами. Он уподобляется портному, который снял мерку (данные) и теперь все зафиксированные размеры соотносит между собой, приводит в целостную систему в виде выкройки и в конечном итоге – в виде той или иной одежды. Параметры фигуры заказчика – это данные, а готовое платье – это результат. На этом этапе могут обнаружиться ошибки в замерах, неясности в согласовании отдельных деталей одежды, что требует новых сведений, и клиент приглашается на примерку, где вносятся необходимые коррективы. Так и в научном исследовании: полученные на предыдущем этапе "сырые" данные путем их обработки приводят в определенную сбалансированную систему, которая становится базой для дальнейшего содержательного анализа, интерпретации и научных выводов и практических рекомендаций. Если по обработке данных выявляются какие-либо ошибки, пробелы, несоответствия, препятствующие построению такой системы, то их можно ликвидировать и восполнить, проведя повторные замеры.

Интерпретация результатов. За качественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования – интерпретация результатов. Часто эту фазу называют теоретической обработкой, подчеркивая ее отличие от эмпирической статистической обработки. Эта фаза – наиболее захватывающий этап исследования, на котором особенно ярко проявляется творческий характер научного процесса.

Теоретическая обработка выполняет две главные функции:

1) преобразование статистически подготовленных данных ("вторичных данных", результатов) в эмпирические знания.

2) получение на их базе теоретических знаний. Таким образом, на этом этапе особенно рельефно проявляется единство и взаимосвязь эмпирических и теоретических знаний.

Объяснение результатов. Итак, обработка данных приводит лишь к констатации некоторых фактов, касающихся изучаемого объекта. Описание дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения, хотя немалое число ученых (особенно позитивистского направления) считают, что объяснение – это сведение непривычного к привычному, незнакомого к знакомому. Близко к такому видению объяснения и определение, данное одним из авторитетов психологической науки П. Фрессом: "Дать объяснение – это значит, в каждом конкретном случае определить, не является ли установленный тип отношений частным случаем известного и уже более или менее проверенного более общего закона".

Обобщение результатов.Обобщение – это выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Специфические для отдельных объектов свойства (единичное и особенное) отбраковываются. С логической точки зрения это процесс индуктивный: от частного к общему. Полученные в исследованиях результаты относятся обычно к каким-то частным ситуациям, конкретным людям, отдельным явлениям и реакциям. Эти отдельные факты требуют после своего объяснения проецирования на более крупные множества. На языке статистики это значит перенести результаты с выборки на всю популяцию, в пределе – на генеральную совокупность.

В экспериментальной практике обобщение касается обычно четырех основных пунктов исследовательского процесса: ситуации, ответов, личности испытуемого и зависимости между этими компонентами.

Обобщение ситуации предполагает перенос результатов на более широкий круг обстоятельств.

Под обобщением ответов подразумевается подведение различных реакций под одну общую объединяющую их категорию. Необходимо доказать, что различия в видах конкретных ответов не существенны, носят частный характер, не влияющий на итоговый результат и на связи между причиной (ситуацией) и следствием (реакцией).

Обобщение отношений . Установление связи между переменными (обычно в экспериментальной практике между двумя переменными) может производиться на разных уровнях обобщения. На низшем уровне эта связь является описательной. По мере расширения спектра связей становится возможным сопоставление переменных по все большему числу показателей. Обобщенная форма связи уже становится и объяснительным фактором по отношению к частным видам поведения. Так, условный рефлекс был вначале частной связью: звонок – выделение слюны у собаки (опыты И. П. Павлова). Затем подобная зависимость обнаружилась между широким кругом стимулов и различными реакциями. Рефлекс стал обобщенным показателем отношений между ситуацией и ответом. Расширение состава подопытных животных (вплоть до включения сюда и человека) распространило обобщение и на связи между контингентом, ситуацией и ответом. Сейчас можно говорить об условном рефлексе как о всеобщем для высокоорганизованных животных (в том числе человека) явлении.

Выводы и включение результатов в систему знаний . Завершает научное исследование формулировка выводов. Они должны отражать существо проблемы и быть краткими, т. е. выводы, прежде всего, должны быть лаконичными. Необходимо, чтобы выводы были согласованы со сформулированными в начале исследования целями и задачами, т. е. в выводах указывается, решены ли задачи, достигнуты ли цели исследования, в конечном итоге – разрешена ли проблема.

По форме изложения выводы не обязательно должны представать в виде словесных высказываний. В некоторых случаях допустимы графические изображения, математические формулы, физические модели и т. п. Но и они, как правило, сопровождаются краткими пояснениями.

Объективность изучения психических явлений . Этот принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внешними причинами и внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов психологии – принципа детерминизма – причинной обусловленности психических явлений.

Принцип объективности требует также изучения человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам. Исходя из этого принципа необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.

Аналитико-синтетическое изучение личности . В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтети-ческим принципом при построении исследований.

Изучение психических явлений в их развитии – важный принцип построения психологических исследований.

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.

Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.

Похожие статьи