Выраженная задержка психического развития симптомы. Задержка психического развития

Задержкой психического развития (ЗПР) называют комплексное нарушение, при котором выявляется отставание в формировании психических функций ребенка по сравнению с общепринятой для конкретной возрастной группы нормой. Чтобы правильно выстроить развивающую и воспитательную работу с дошкольником, нужно хорошо знать симптомы задержки психического развития у детей.

Понятие ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) – понятие, которое использовалось до 1997 г. в дошкольной психологии и педагогике, а также могло быть применено к обучающимся начальных классов. В 1997 г. приказом Минздравоохранения вместо этого термина введены определения из Международного классификатора: «расстройство психологического (психического) развития», «эмоциональные расстройство и расстройство поведения в детском и подростковом возрасте». Для постановки официального врачебного диагноза понятие «симптомы » не годится, но продолжает активно использоваться в российской дефектологии и педагогике, в частности в 2015 г. была разработана и рекомендована к использованию Адаптированная основная общеобразовательная программа начального образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР), а в 2016 г. она вступила в силу в школах России.

Таким образом, симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) включают характеристики развития памяти, внимании, восприятия, эмоционально-волевой сферы, мышления дошкольника в темпе, не соответствующем средним возрастным нормам.

Причины ЗПР

Задержка психического развития – сложное явление, которое может быть обусловлено причинами, имеющими разную природу. Анализируя признаки ЗПР у ребенка, к биологическим причинам возникновения ЗПР обычно относят следующие:

  • патологическое протекание беременности;
  • нарушение в снабжении кислородом в продолжение беременности и в процессе родов;
  • патологические роды;
  • частые заболевания новорожденного;
  • ранние нарушения зрения и слуха;
  • наследственность и др.

Кроме биологических, выделяются также социальные причины появления ЗПР:

  • неблагополучная обстановка в семье (недостаточный уход, безнадзорность, гиперопека, эмоциональная нестабильность);
  • психологические травмы;
  • отсутствие условий для нормального развития (ограничение физической активности, отсутствие эмоционального и речевого контакта с окружающими) и др.

В большинстве ситуаций указывают на комплекс социально-биологических . В соответствии с указанными причинами формируются симптомы и признаки ЗПР у детей дошкольного возраста.

Обратите внимание! Причинами развития ЗПР часто оказываются хирургические операции, перенесенные в младенчестве, медикаментозное лечение.

Симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у годовалого ребенка

Диагностировать задержку психического развития у новорожденных достаточно сложно. Однако можно назвать некоторые признаки ЗПР у детей в год. Например, если к 3 месяцам новорожденный не умеет следовать взглядом за игрушкой, не признает близких, не поворачивается на голос или появление матери, отца, бабушки и других домашних, нужно обязательно посоветоваться с врачом. Признаками, которые должны насторожить родителей годовалого младенца, являются следующие:

  • начал держать головку, поворачиваться, садиться, вставать на ножки, ходить позже, чем нормально развивающиеся сверстники;
  • с трудом удерживает в руке предметы, в том числе ложку, бутылочку, чашку;
  • первое лепетание, редкое повторение звуков и слогов появилось только к 12 месяцам или не появился вообще;
  • к 12 месяцам малыш чаще всего тихо лежит или сидит в кроватке, мало двигается, неэмоционален;
  • движения нескоординированные, ему сложно выполнять точные движения руками (брать предмет с полки, удерживать некоторое время и др.);
  • затруднено формирование жевательных движений.

Конечно, нельзя без консультации у врача утверждать, что данные особенности – это симптомы ЗПР в год. Каждый малыш имеет свои особенности развития, поэтому стоит продолжить наблюдение, больше заниматься с ребенком и обязательно проконсультироваться по поводу отмеченных симптомов с врачом-невропатологом.

Симптомы и признаки ЗПР в 2 года

Нормально развивающийся маленький человечек к полутора-двум годам уже уверенно ходит, с удовольствием говорит первые слова и предложения, способен запоминать небольшие стихотворения наизусть, подвижен, активен и любознателен, успешно осваивает навыки самообслуживания.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся и выделенные в психолого-педагогической литературе симптомы ЗПР у детей в 2 года:

  • не знает своего имени, не реагирует на простые вопросы (покажи мячик, где мама);
  • не говорит первых слов (мама, дай), не пытается повторять слова за взрослыми;
  • наблюдается течение слюны, язык часто высовывается изо рта;
  • присутствуют проблемы со сном (сложно уложить, сон некрепкий и прерывистый);
  • склонность к капризам, длительному плачу, раздраженности и др.

Симптомами и признаками задержки психического развития (ЗПР) являются сложности с удерживанием внимания на каком-либо предмете или процессе. Например, дети не могут сосредоточиться на книжке, которую показывают родители, на стихотворении, которое им читают, не могут сконцентрироваться на несложной игре, не интересуются .

Важно! На задержку в психике могут указывать такие симптомы, как различные расстройства сна, аппетита, повышенная возбуждаемость ребенка и его неспособность успокоиться без помощи взрослых.

Симптомы ЗПР у ребенка в 3 года

Дети не похожи друг на друга, в современной дошкольной педагогике понятие «нормы» практически не используется. Программы дошкольного образования говорят о том, чему ребенок должен научиться и чему имеет возможность научиться. Однако некоторые особенности в формировании познавательных способностей дефектологами классифицируются как признаки ЗПР в 3 года. Назовем наиболее заметные симптомы:

  • активный словарь состоит из 20 слов;
  • нечеткое произношение звуков, неправильное образование форм слов («съедает» окончания);
  • не сформирован грамматический навык объединения слов в словосочетания и предложения;
  • нет устойчивых знаний о названиях и признаках привычных предметов, частей тела, названиях цветов;
  • не развита способность понимать связный текст;
  • возникают сложности с выполнением просьб и поручений взрослых;
  • в игровой деятельности проявляется неразвитость воображения, однотипность игровых действий;
  • невнимательность и утомляемость;
  • ребенку сложно сформулировать свои потребности и просьбы;
  • склонность к агрессивному поведению, истерическим реакциям и др.

Когда ребенок с указанными симптомами начинает посещать дошкольную образовательную организацию, ему сложно концентрировать внимание в процессе занятий, выполнять задание до конца. У него слабо развиты механизмы логических действий, он затрудняется сравнивать, классифицировать, выделять признаки предметов, беседовать по тексту или сюжету игры.

Симптомы ЗПР у детей в 4 года

К 4 годам отличия дошколят с задержкой развития становятся более заметны. Признаки отстающего от средних возрастных показателей развития можно разделить на несколько групп (таблица).

Физическая форма Познавательная сфера Отношения с людьми
Малоподвижность,слабый тонус мышц Неразвитость связной речи Замкнутость, погруженность в себя, незаинтересованность в играх со сверстниками
Нарушения мочеиспускания Неспособность запоминать на слух или зрительно Отсутствие интереса к миру
Головные боли, головокружение Рассеянность внимания Тревожность, агрессивность, настороженность
Тошнота в транспорте Несформированность знаний о мире Капризы, перемены настроения
Утомляемость Отсутствие интереса к познавательным играм Инфантилизм

Кроме указанных признаков, можно назвать такие симптомы ЗПР в 4 года, как затруднения с формированием навыков самообслуживания (неумение одеваться, обуваться, аккуратно принимать пищу и др.)

Симптомы ЗПР у ребенка в 5 лет

Пятилетний дошкольник с задержкой развития заметно отличается от ровесников прежде всего признаками недостаточной сформированности эмоциональной и волевой сферы. Он видит себя как очень маленького ребенка, поэтому в большинстве ситуаций неспособен самостоятельно принять решение, довести начатое или полученное дело до конца, предпочитает общаться с младшими. Ему сложно организовать себя из-за рассеянности внимания. У него плохо развита мелкая моторика, представляет трудность работа с материалами для лепки, рисование карандашами и красками. Заметны такие симптомы и признаки ЗПР у детей в 5 лет, как то, что дошкольник не может сидеть спокойно, ерзает на стуле, двигает руками и ногами, теребит одежду или другие предметы, много, быстро и неразборчиво говорит.

У пятилетнего дошкольника сохраняются проблемы с запоминанием, выполнением мыслительных операций, называнием признаков объектов, целостным восприятием предметов и явлений, совершенствованием фонетического и грамматического строя речи.

Важно! Серьезные симптомы и признаки задержки психического развития (ЗПР) у ребенка-дошкольника – отставания в формировании фонетического, лексического, грамматического строя речи и комплексные речевые нарушения.

Симптомы и признаки задержки психического развития у детей (ЗПР) разнообразны и проявляются по-разному. Поэтому необходимо обращаться за помощью к педагогу-дефектологу, осуществлять постоянное наблюдение за динамикой развития дошколенка. Малышу необходимо комплексное обследование и индивидуальный план коррекционной работы.

Видео

Тема: ЗПР. Определение, основные причины, их краткая характеристика.

План:

Введение.

1. Определение ЗПР

2.Причины ЗПР и их характеристика.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Список литературы.

Введение.

В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития. Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических особенностей. В целом у них не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития»

1. Определение ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия развития, определяемая как ЗПР, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции имеют в той или иной степени ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

2.Причины ЗПР и их характеристика.

Причинами задержки психического развития могут быть тяже­лые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка, исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуаль­ная особенность развития ребенка («церебрастенический инфан­тилизм» - по В.В.Ковалеву), тяжелые эмоциональные расстрой­ства невротического характера, связанные, как правило, с край­не неблагоприятными условиями раннего развития. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходит как бы приостановка или искаженное развитие определенных структур коры головного мозга. Очень большое, а иногда и решающее значение здесь имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается малыш. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, круглосуточных яслях. В таком же тяжелом положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

По данным Американской ассоциации по изучению повреж­дений мозга, среди детей с трудностями в обучении до 50 % со­ставляют дети, которые получили травму головы в период от рож­дения до 3-4 лет.

Известно, как часто падают маленькие дети; нередко это бы­вает, когда нет взрослых поблизости, а иногда и присутствующие взрослые не придают особого значения таким падениям. Но, как показали исследования, недавно проводившиеся Американской ассоциацией по изучению повреждений мозга, такое, казалось бы, небольшое травматическое повреждение мозга в раннем дет­стве может привести даже к необратимым последствиям. Это бы­вает в случаях, когда возникает сжатие ствола мозга или растяже­ние нервных волокон, которое может проявляться в более выра­женных случаях на протяжении всей жизни.

3.Классификайия детей с ЗПР.

Остановимся на классификации детей с задержкой психиче­ского развития. Нашими клиницистами выделяется среди них (клас­сификация К.С.Лебединской) четыре группы.

Первая группа - задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно вы­ражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они нахо­дятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выражен­ность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.

Гармонический инфантилизм - это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задер­жано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое - наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединя­ются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа - задержка психического развития сомато­генного происхождения, которая связана с длительными тяже­лыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приво­дит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточ­ность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.

Отклонение от возрастной нормы, т.е. задержка в развитии детей чаще всего наблюдается воспитателями и педагогами в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Во время развивающих занятий или уроков они обнаруживают недостаток знаний у ребенка относительно окружающего мира, а также неразвитость представлений о нем, сужение мышления, его ограниченность игровыми интересами, сложности с усвоением нового, практических навыков, малый запас слов и др.

Код по МКБ-10

Медицинская наука относит ЗПР к нарушениям психологического развития (F80-F89).

Эти патологии имеют ряд общих характеристик:

  • проявляются с детского возраста;
  • протекают ровно, без обострений;
  • страдают: нервная система, речь, общая конституция тела.

Темповая задержка в развитии ребенка сказывается не только на качестве обучения , но и на взаимоотношениях со взрослыми и детьми. Часто пациенты с ЗПР не могут выстроить межличностные отношения с окружающими людьми, страдают поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Классификация

Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:

1. ЗПР конституционального характера

В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр - уступают им в силе и ловкости.

В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.

2. ЗПР соматогенного характера

Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.

В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:

— нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность);
— возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении;
— узкий кругозор ребенка.

3. ЗПР психогенного характера

Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.

В данном случае болезнь характеризуется:

— незрелостью эмоций;
— отсутствием элементарной самостоятельности;
— поведенческим инфантилизмом;
высоким уровнем тревожности.

4. ЗПР церебрально-органического характера

Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.

Воспитатели и методисты сразу замечают:

— плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное);
— отсутствие мотивации к обучению;
— снижение памяти;
— речевые нарушения;
— неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).

Причины возникновения

К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:

— генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики);
— постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий;
— травматические эмоциональные переживания;
— мозговые дисфункции.

Симптомы ЗПР лучше всего диагностируются у детей 3 лет и старше , в более раннем возрасте распознавание болезни затруднительно, так как его клинические проявления носят субъективный характер и связанны с усвоением знаний.

В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.

ЗПР: симптомы и признаки

Выявить отставание в развитии можно только с применением комплексного обследовани я детей. В некоторых случаях грань между ЗПР и умственной отсталостью очень тонка, а клиническая картина очень похожа. Поэтому диагностировать зпр у детей, симптомы которого похожи на психические, вегетативные или соматические расстройства, должен только специалист.

С амостоятельно распознать его очень сложно, и без нужных знаний практически невозможно. Учитывая характер проявлений ЗПР, порой стертый или копирующий заболевания нервной системы, при образовательных учреждениях создаются специальные комиссии.

Например, характеристика на ребенка с зпр для пмпк включает ряд параметров, обследованных методами наблюдения, анкетирования, тестирования. Документ описывает физическое и психологическое развитие воспитанника (ученика), уровень его знаний, умений, навыков, умение концентрироваться, поведенческие реакции и многое другое.

Такие комиссии принимают общее решение о системе обучения ребенка и его психологическом сопровождении. Коллегиальный подход необходим потому, что клинические проявления болезни разнообразны, в каждом отдельном случае ЗПР протекает индивидуально . У многих детей на первый план выходят неадекватные эмоциональные реакции, страхи и тревожность, незрелость самоконтроля, сочетаясь с нормальным интеллектуальным развитием. Отличить такое течение ЗПР от невроза сложно даже профессионалу.

Некоторые ребята испытывают только сложности с усвоением знаний, строя хорошие отношения с окружающими, имея адекватное поведение. Другие просто уходят в себя, боятся любых контактов, стрессов, но при этом могут хорошо учиться. Здесь нужна дифференциальная диагностика с аутизмом.

Лечение

Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции. Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментозной терапии и психологии .
Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания.

В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия . Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.

Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.

Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.

Видео:

Особое внимание уделяется не только физическому развитию ребенка, но и его психологическому становлению. В отдельную категорию выделяются дети с ЗПР (задержкой психического развития), что имеет свое развитие и характеристики. Обучение с такими детьми вначале является интенсивным и сложным. Однако уже после некоторой работы виден прогресс.

Достаточно трудно установить, нормально ли развивается ребенок. Обычно ЗПР выявляют педагоги, которые знают, которыми должны быть дети на том или ином этапе своего развития. Родители зачастую не могут выявить задержку в психическом развитии. Это становится причиной того, что социализация ребенка замедляется. Однако данный процесс обратим.

При внимательном обращении на своего ребенка родители способны выявить ЗПР. К примеру, такой малыш начинает поздно сидеть, ходить, говорить. Если он приступает к какой-то деятельности, то не может на ней сосредоточиться, не знает, с чего начать, как достичь цели и пр. Ребенок достаточно импульсивен: прежде чем подумать, он сначала сделает.

Если была выявлена задержка психического развития, то следует обратиться к специалистам.. Для более длительной работы понадобится очная консультация.

Кто такие дети с ЗПР?

Начнем с рассмотрения понятия, кто такие дети с ЗПР. Это дети младшего школьного возраста, которые в некоторой степени отстают в своем психическом развитии. На самом деле психологи не делают большой проблемы от этого. На любом этапе может проявиться задержка. Главным остается лишь ее своевременное выявление и лечение.

Дети с ЗПР отличаются от своих сверстников тем, что кажутся не доросшими до своего возраста. Они могут играть в игры, как более младшие детки. Они не склонны к умственной интеллектуальной работе. О ЗПР приходится говорить лишь при выявлении состояния у младшего школьника. Если ЗПР была отмечена у старшего школьника, тогда речь может идти об инфантилизме или олигофрении.


ЗПР не связана с такими проявлениями, как олигофрения или умственная отсталость. При ЗПР обычно выявляются трудности в социализации ребенка и учебной деятельности. В остальном он может быть таким же ребенком, как и остальные детки.

Следует отличать задержку психического развития и умственную отсталость:

  • У детей с ЗПР есть возможность догнать уровень умственного развития по сравнению со сверстниками: мышление, анализ и синтез, сравнение и т. д.
  • У детей ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности, а у детей с умственной отсталостью – мыслительные процессы.
  • Развитие детей ЗПР происходит скачкообразно. У детей с умственной отсталостью развития может вообще не происходить.
  • Дети с ЗПР активно принимают помощь других людей, они вступают в диалоги и совместную деятельность. Дети с умственной отсталостью сторонятся незнакомцев и даже близких.
  • Дети с ЗПР более эмоциональны в игровой деятельности, нежели дети с умственной отсталостью.
  • Дети с ЗПР могут иметь творческие способности. Дети с умственной отсталостью часто застревают на уровне черчения линий и прочего, пока их чему-нибудь не обучить.

Следует отличать трудных детей от детей с задержкой психического развития. Во многом они между собой похожи: конфликтность, отклонение в поведении, лживость, запущенность, уклонение от требований. Однако трудные дети являются следствием неправильного воспитания и педагогической некомпетентности. Они занимают оппозиционную линию против тех условий, в которых они растут.

Дети с ЗПР прибегают ко лжи, отказу, конфликтности как к способу к среде и защите своей психики. У них просто нарушены адаптационные процессы к социуму.

Развитие детей с ЗПР

50% неуспевающих в учебе школьников являются детьми с ЗПР. То, как происходило их развитие, влияет на дальнейшую учебную деятельность. Обычно дети с ЗПР выявляются в первые годы после поступления в детский сад или школу. Они являются более незрелыми, их психические процессы нарушены, наблюдается расстройство когнитивной сферы. Также примечательными становятся интеллектуальная недостаточность в легкой форме и незрелость нервной системы.

Чтобы детей с ЗПР было легко развить до их уровня, открываются специализированные школы и классы. В таких группах ребенок получает такое образование, которое помогает ему догнать уровень своих «психически здоровых» сверстников, при этом скорректировать недостатки психической деятельности.


В процессе активно участвует педагог, который постепенно передает инициативу ребенку. Сначала педагог управляет процессом, затем ставит цель и создает такое настроение у ребенка, чтобы он сам решал поставленные задачи. Здесь также используются задания для работы с коллективом, где ребенок будет с другими детьми выполнять работу и ориентироваться на коллективное оценивание.

Задания являются разнообразными. Они включают больше наглядного материала, с которым ребенок будет вынужден работать. Также используются подвижные игры.

Характеристика детей с ЗПР

Детей с ЗПР обычно выявляют в первый период после поступления их в школьное учреждение. Здесь имеются свои нормы и правила, которые просто не способен усвоить и соблюдать ребенок с данным расстройством. Главной характеристикой ребенка с ЗПР является его неготовность к обучению в обычной школе.

У него недостаточно знаний и не развиты навыки, которые помогали бы ему познавать новый материал и усваивать правила, принятые в школе. Ему трудно совершать произвольную деятельность. Трудности возникают уже на первом этапе освоения письма, чтения и счета. Все это усугубляется слабой нервной системой.


Речь детей с ЗПР также отстает. Малышам трудно составить связный рассказ. Им легче составлять отдельные предложения, которые не связаны между собой. Часто наблюдается аграмматизм. Речь является вялой, артикуляционный аппарат неразвит.

Дети с ЗПР больше склонны к играм, нежели к учебной деятельности. Они с удовольствием выполняют игровые задания, однако за исключением сюжетно-ролевых. При этом у детей с ЗПР имеются сложности в построении отношений со сверстниками. Они выделяются прямотой, наивностью и несамостоятельностью.

О целенаправленной деятельности можно не говорить. Ребенок с ЗПР не понимает целей учебы и не способен организовать себя, не чувствует себя школьником. Малышу трудно понять тот материал, который исходит из уст учителя. Также затрудненно он его усваивает. Для понимания ему нужен наглядный материал и развернутые инструкции.

Сами по себе дети с ЗПР быстро утомляются и обладают низким уровнем работоспособности. Они не могут войти в тот темп, который принят в обычной школе. Со временем сам ребенок понимает свою несхожесть, что может привести к несостоятельности, неуверенности в собственном потенциале, зарождении страхов перед наказанием.

Ребенок с ЗПР нелюбознателен и обладает низким уровнем пытливости. Он не видит логических связей, часто упускает значимое и заостряет внимание на незначительном. Темы не связаны между собой при разговоре с таким ребенком. Данные характеристики приводят к поверхностному запоминанию материала. Ребенок не способен вникнуть в суть вещей, а отмечает лишь то, что первое попалось на глаза или оказалось на поверхности. Это приводит к отсутствию обобщенности и наличию стереотипности использования материала.

Наблюдаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми у детей с ЗПР. Они не задают вопросов, поскольку не обладают любознательностью. Трудно входят в контакты с детьми и взрослыми людьми. Все это подкрепляется эмоциональной неустойчивостью, которая проявляется в:

  1. Манерничанье.
  2. Неуверенности.
  3. Агрессивном поведении.
  4. Отсутствии самоконтроля.
  5. Изменчивости настроения.
  6. Неспособности приспособиться к коллективу.
  7. Фамильярности.

Дети с задержкой психического развития проявляются в дезадаптации к окружающему миру, что требует коррекции.

Работа с детьми с ЗПР

Коррекционная работа с детьми с ЗПР проводится специалистами, которые учитывают особенности таких малышей. Их работа направлена на исправление всех недочетов и продвижение детей до уровня их сверстников. Они обучаются тому же материалу, что и здоровые детки, при этом учитываются их особенности.

Работа ведется в двух направлениях:

  1. Обучение основному материалу, который дается в школе.
  2. Коррекция всех психических недостатков.

Учитывается возраст ребенка с ЗПР. Какими психическими характеристиками он должен обладать, такие в нем и развиваются. При этом учитывается сложность задач, которые ребенок может выполнить сам, и упражнения, которые разрешить он может с помощью взрослых.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР включает в себя оздоровительное направление, когда формируются благоприятные условия для развития. Здесь меняется режим дня, окружение, условия и пр. Параллельно используются нейропсихологические методики, которые корректируют поведение ребенка, его обучаемость в письме и чтении. Другими направлениями коррекционной деятельности являются проработка познавательной сферы (ее стимуляция) и развитие эмоциональной части (понимание чувств других людей, контроль собственных эмоций и т. д.).

Работа с детьми с ЗПР в различных направлениях позволяет скорректировать их психическую деятельность и поднять до уровня обычных здоровых личностей их возраста.

Обучение детей с ЗПР

С детьми с ЗПР занимаются специалисты, а не обычные учителя. Это связано с тем, что обычная школьная программа с ее интенсивностью и подходами не подходит данным деткам. Их интеллектуальная сфера не так развита, чтобы спокойно получать новые знания, им трудно организовать свою деятельность, обобщать и сравнивать, анализировать и делать синтез. Однако дети с ЗПР умеют повторять, перенося действия на схожие задачи. Это помогает им в обучении и получении тех знаний, которые получают их сверстники в обычной школе.


Учителя учитывают особенности детей с ЗПР и учебные задачи, которые должны школьники усвоить. В первую очередь упор делается на развитие когнитивных способностей.

В идеале, если родители займутся коррекцией психической деятельности своих детей еще в дошкольный период. Существуют многочисленные дошкольные организации, где есть специалисты по развитию различных навыков, например, дефектологи. Это помогает быстрее компенсировать те пробелы, которые образовались.

Дети с ЗПР могут достигнуть уровня развития своих сверстников, если будут получать многообразный и разносторонний материал, который не только дает им знания, но и обучает письму, чтению, говорению (произношению) и пр.

Итог

Дети с ЗПР не являются больными, однако их коррекцией должны заниматься специалисты. Обычно задержка в развитии выявляется поздно, что связано с невнимательностью родителей к собственным детям. Однако при выявлении ЗПР можно сразу приступить к специализированной работе, которая поможет ребенку в социализации и адаптации к жизни по итогам.

Прогнозы при ЗПР даются положительные, если родители отдают своего ребенка в руки специалистов. Можно быстро и легко устранить все психические пробелы, которые были выявлены, что отличает данную группу детей от малышей с умственной отсталостью.

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься с ребенком, записаться в развивающий центр, возможно, походить к дефектологу. В практике центра, мы еще не разу не сталкивались с детьми с грубой задержкой психического развития, с которыми мало занимаются или оставляют без внимания. Исходя из опыта центра, родители детей с ЗПР очень трепетно подходят к вопросам воспитания, развития и учебы. Основной причинеой задержки психического развития у детей все-таки является органическое поражение центральной нервной системы.

Церебрально-органическая природа ЗПР (церебрум — череп).

При данной форме задержки психического развития незначительно поражаются участки головного мозга. Поражению в первую очередь подвержены те области которые напрямую не включены в обеспечение жизнедеятельности человека, это самые “внешние” части мозга, ближе всего расположенные к черепной коробке (корковая часть), особенно лобные доли.

Именно эти хрупкие области отвечают за наше поведение, речь, концентрацию, коммуникацию, память и интеллект. Поэтому при легком поражении ЦНС у детей (его даже может быть не видно на МРТ), у психическое развитие отстает от календарных норм своего возраста.

Причины задержки психического развития (ЗПР) органического происхождения

    • Органическое поражение головного мозга в пренатальный период: гипоксия, асфиксия плода. Вызвана рядом факторов: неправильное поведение беременной женщины (прием запрещенных веществ, недостаточность питания, стрессы, отстутствие двигательной активности и пр.)
    • Перенесенное матерью вирусные инфекционные заболевания. Чаще — во втором, третьем триместре. Если беременная женщина перенесла коклюш, краснуху, ццитомегаловирусную инфекцию, и даже ОРВИ на раннем сроке беременности, это влечет за собой гораздо более грубую задержку развития.
    • Отягощенный акушерский анамнез: травма во время родов - ребенок застревает в родовом канале, при слабой родовой деятельности применяются, стимуляторы, эпидуральная анестезия, щипцы, вакуум, что также является фактором риска для новорожденного.
    • Осложнения во время натального периода: недоношенность, инфекционное или бактериальное заболевание в период новорожденности (до 28 дней жизни)
    • Врожденные аномалии развития головного мозга
    • Перенесенное ребенком инфекционное или вирусное заболевание. Если заболевание протекало с с осложнениями в виде менингита, энцефалита, нейроцистицеркоза, ЗПР чаще всего переходит в диагноз умственной отсталости (ставится после 9 лет).
    • Внешние факторы - осложнения после прививки, приема антибиотиков
    • Бытовые травмы.

Самая распространенная причина задержки психического развития (ЗПР) — это родовая травма. Подробнее про родовую травму можно почитать здесь.

Признаки задержки психического развития (ЗПР) у детей

Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости. В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.

Симптомы задержки психического развития (ЗПР) в раннем возрасте (1-3 года)

Дети с ЗПР имеют сниженную концентрацию внимания, отставание в формировании речи, эмоциональную лабильность (“расшатанность психики”), нарушения в сфере коммуникации (хотят играть с другими детьми, но у них не получается), сниженность интересов по возрасту, гипервозбудимость или, наоборот, заторможенность.

      • Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.
      • Не могут дифференцировать предмет (“покажи собачку”) к году (при условии, что с ребенком занимаются).
      • Дети с ЗПР не могут прослушивать простейшие стишки.
      • Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.
      • Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики.
      • Иногда дети с задержкой психического развития начинают позже ходить.
      • Обильное слюнотечение, высунутый язык.
      • У детей с ЗПР может быть тяжелый характер, они раздражительны, нервозны, капризны.
      • Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок с ЗПР может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.
      • Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт! Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.
      • Не различают цвета.
      • Дети с ЗПР в полтора года не могут выполнить просьбы, особенно сложные (“зайди в комнату и принеси книжку из сумки” и пр.).
    • Агрессия, истерики по пустякам. Из-за задержки психического развития малыши не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком

Признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)

Когда дети с задержкой психического развития подрастают, начинают ассоциировать и чувствовать свое тело, они могут жаловаться на головные боли, часто их укачивает в транспорте, могут быть тошноты, рвоты, головокружение.

В психологическом плане дети с ЗПР тяжело воспринимаются не только своими родителями, но и сами страдают от этого состояния. При задержке психического развития со сверстниками отношения складываются плохо. От непонимания, от неспособности выразить себя дети «закрываются в себе». Могут стать злобными, агрессивными, подавленными.

У детей с ЗПР часто бывают проблемы интеллектуального развития.

  • Плохо усваивают счет
  • Не могут выучить алфавит
  • Часты проблемы с моторикой, неуклюжесть
  • В случае с грубой ЗПР не могут рисовать, плохо держат ручку
  • Речь невнятная, однообразная
  • Запас слов — скудный, иногда полностью отсутствует
  • Плохо идут на контакт со сверстниками, из-за задержки психического развития предпочитают играть с малышами
  • Эмоциональные реакции школьников с ЗПР не соответствуют возрасту (впадают в истерику, смеются, когда это неуместно)
  • Плохо успевают в школе, невнимательны, в психическом плане преобладает игровая мотивация, как у детей более младшего возраста. Поэтому их чрезвычайно сложно заставить учиться.

Отличие задержки психического развития (ЗПР) от аутизма.

Задержка психического развития может коррелировать с расстройствами аутистического спектра. Когда диагностика затруднена и черты аутизма не столь выражены, говорят о ЗПР с элементами аутизма.

Дифференциация задержки психического развития (ЗПР) от аутизма:

      1. При ЗПР у ребенка есть зрительный контакт, дети с аутизмом (именно аутизм, а не аутистическое расстройство, такое, как синдром Аспергера) никогда не смотрят в глаза, даже родителям.
      2. У обоих детей может отсутствовать речь. Ребенок с ЗПР в таком случае будет пытаться обратиться ко взрослому жестами, покажет пальчиком, будет мычать или гугукать. При аутизме отсутствует всякое взаимодействие с другим человеком, указательный жест, дети используют руку взрослого, если им нужно что-то сделать (нажать кнопку, например).
      3. При аутизме дети используют игрушки не по назначению (крутят колеса машинки, вместо того, чтобы возить ее). Дети с задержкой психического развития могут иметь проблемы с развивающими игрушками, могут не попадать фигурами в дырочки нужной формы, но уже в годик будут проявлять эмоции к плюшевым игрушкам, могут целовать и обнимать их, если попросить.
      4. Ребенок с аутизмом постарше будет отказываться от контакта с другими детьми, при ЗПР же дети хотят играть с другими, но так как их психическое развитие соответствует более младшему, они будут испытывать проблемы с общением, выражением эмоций. Скорее всего — будут играть с детьми помладше, или стесняться.
    1. Ребенок с ЗПР может быть также агрессивным, “тяжелым”, молчаливым, замкнутым. Но аутизм от задержки психического развития отличает отсутствие коммуникации в принципе, плюс ко всему — страх перемен, боязнь выйти на улицу, стереотипность поведения и многое другое. Подробнее смотрите в статье “Признаки аутизма”.

Лечение задержки психического развития (ЗПР)

Традиционная помощь детям с ЗПР сводится либо к педагогическим занятиям, либо к стимуляции мозга с помощью медикаментозного лечения. В нашем центре мы предлагаем альтернативу — воздействовать на саму первопричину задержки психического развития — органическое поражение центральной нервной системы. Устранить последствия родовой травмы с помощью мануальной терапии. Это авторская методика кранио-церебральной стимуляции (краниум — череп, церебрум — мозг).

Педагогическая коррекция детей с задержкой психического развития также очень важна для последующего устранения задержки. Но необходимо понимать — коррекция ЗПР — это не лечение.

В центре Доктор Лев Левит реабилитация детей с тяжелыми формами ЗПР приносит хорошие результаты, которых родители не могли добиться путем медикаментозной терапии или педагогики и логопедии.

Краниальная терапия и авторская методика кранио-церебральной стимуляции — очень мягкая методика для лечения задержки психического развития и других нарушений развития у детей. Внешне это нежные прикосновения к голове ребенка. Путем пальпации специалист определяет краниальный ритм у ребенка с ЗПР.

Этот ритм возникает из-за процессов движения жидкости (ликвора) в головном и спинном мозге. Ликвор омывает мозг, выводит токсины и отмершие клетки, и насыщает мозг всеми необходимыми элементами.

У большинства детей с задержкой психического развития (ЗПР) есть нарушение краниального ритма и оттока жидкости из-за родовой травмы. Краниальная терапия восстанавливает ритм, восстанавливается и циркуляция жидкости, улучшается мозговая активность, а вместе с ней и понимание, психика, настроение, сон.

Кранио-церебральная стимуляция воздействует на участки мозга, которые не функционирует в достаточной степени. У многих наших детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) происходит скачок в речи. Они начинают произносить новые слова, связывать их в предложения.

Подробнее о задержке речевого развития у детей и лечении в центре смотрите

Глав. врач центра, Д-р Лев Исаакиевич Левит, также владеет спектром остеопатических методик (30 лет практики в остеопатической реабилитации). В случае необходимости, устраняются последствия других травм (деформация грудной клетки, проблемы с шейными позвонками, крестцом и пр.).

Подведем итоги. Метод краниальной терапии и кранио-церебральной стимуляции направлен на:

  • нормализацию нормального функционирования головного мозга;
  • улучшение метаболизма нервных клеток (улучшается и обмен веществ всего организма);
  • устранение последствий родовой травмы — работа с костями черепа;
  • стимуляцию зон мозга, ответственных за речь, интеллект, ассоциативное и абстрактное мышление

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ У КРАНИАЛЬНОГО ТЕРАПЕВТА:

1. Если ребенок рожден при патологических, тяжелых, интенсивных родах.

2. Беспокойство, крик, беспричинный плач ребенка.

3. Косоглазие, слюнотечение.

4. Отставание в развитии: не следит взглядом за игрушкой, не может взять игрушку в руки, не проявляет интереса к окружающим.

5. Жалобы на головные боли.

6. Раздражительность, агрессивность.

7. Задержка интеллектуального развития, трудности в учебе, запоминании, образном мышлении.

Вышеперечисленные симптомы ЗПР соответствуют прямым показанием к консультации у краниального терапевта. При лечении, в большинстве случаев мы достигаем высоких положительных результатов. Это отмечается не только родителями, но и воспитателями в детском саду и преподавателями школ.

Посмотреть видео-отзывы родителей о результатах лечения задержки психического развития вы можете

Похожие статьи